Образование для Вас

Как кыргызские чапаны покоряют подиумы европы и сша. Made in KG. Chapan Studio - дизайнерские чапаны для всей семьи

У каждого из нас когда-то был первый чапан. Не дань моде, нет. Жизненная необходимость. Помню свой первый чапан. Когда я собиралась на свой первый студенческий хлопок, родители купили мне его в ЦУМе, в сувенирном отделе. Там стояла в углу вешалка с хорошими синими ташкентскими чапанами. Боевой чапан жив до сих пор. Я ношу его на даче в холодное утро.

Каждый раз с сожалением сбрасывая теплый мягкий чапан, я сожалела о том, что стало не принято ходить в чапане и в пир и в мир. Тем более что женский чапан уж давно не купить. Его можно только заказать.



Помнится, лет пять назад купила я в Бухаре простенькое полупальто, сшитое в технике узбекского чапана. Носила его с удовольствием. В Ташкенте он был диковинкой. Даже продавцы-узбеки на ташкентских базарах, приглядевшись к моей одежк, восклицали: «Это же чапан! Где вам такой сшили?!»

К радости моей, женской одежды в стиле чапан в Ташкенте с каждым годом становится все больше. И он никого уже не удивляет. Его носят всюду, и в будничных делах, и на официальных встречах, и в офисах.

2

Безусловно, стали современными модели и отделка. Но самое главное - чапанная стеганная на вате суть остается неизменной. На каждой выставке национальной одежды я непременно разыскиваю мастериц, создающих одежду «под узбекский чапан».

3

Выбор чапанчиков у нее огромен.

4

В лицевой части её чапан-жакетов использованы исключительно национальные ткани: адрас, атлас и бесасаб.


5


Про «лицевую часть» это я поторопилась сказать. Дело в том, что Манзура-опа шьет чапан-жакеты «два-в-одном». То есть двусторонние:

6


К примеру - сверху умеренных цветов адрас. Выворачиваете, а там - яркий сочный бекасаб.

Национальная одежда жителей Узбекистана удивительным образом сочетает в себе общие для всех восточных народов черты и имеет свои индивидуальные и неповторимые особенности.

Хотя с течением времени узбекский национальный костюм претерпевал видоизменения, в современном своем виде он сохранил все богатство культурных традиций восточных людей и историческую связь, уходящую корнями глубоко в древность.

Отличительной чертой узбекского костюма была и остается искусная вышивка золотом. Такие наряды характерны для состоятельных людей. Популярными были вышитые золотом национальные узбекские халаты, которые правитель дарил своим приближенным, а также получал такие подарки взамен.

Для вышивки золотом использовались только благородные материалы, такие как шелк и бархат. Узоры вышивались в основном на растительную тематику, редко встречался и геометрический орнамент в золотошвейных нарядах.

При помощи вышивки золотой нитью украшали не только предметы одежды, но и головные уборы и обувь. В настоящее время мужской свадебный наряд в Узбекистане по традиции обязательно украшается при помощи парчи с золотом или серебром.

Цветовая гамма национального узбекского костюма довольно широка. У жителей разных областей страны свои цветовые предпочтения, однако, узбеки не любят темную одежду, потому что считают, что она способна привлечь беду.

По цветам женского наряда можно было судить и о статусе мужей. Зажиточные узбеки одевали своих жен в голубые или фиолетовые наряды, жены ремесленников носили зеленую одежду.

Еще одной характерной чертой для узбекских традиционных нарядов является выбор богатых тканей для пошива – бархата и вельвета.

А вот крой у костюмов наоборот очень прост и одинаков для мужских и женских моделей. В основе лежат ровные куски ткани, которые в некоторых глухих населенных пунктах даже не вырезались, а просто отрывались по прямой нити.

Мужские национальные костюмы в Узбекистане

Традиционными предметами мужского гардероба в Узбекистане всегда были рубахи разного фасона и халаты, которые подвязывали поясами. Внизу узбеки носят штаны и сапоги из кожи. Голову в Узбекистане обязательно должны покрывать не только женщины, но и мужчины, что связано с исламской религией.

У мужчин для этих целей используется чалма или тюбетейка.

Одежда

Рубаха для повседневной носки называется куйлак. Изначально такая рубаха была длинной и была ниже колен, но позже фасон сменился, и рубаха стала стандартной длины. Фасон горловины имел две интерпретации: в первом случае у рубахи имелся вертикальный разрез, к которому пришивался ворот; во втором случае в зоне воротника имелся горизонтальный разрез, доходящий до плеч.

Штаны под названием иштон были абсолютно лишены дополнительных декоративных и функциональных элементов. Длина таких штанов, напоминающих шаровары, доходила до щиколоток.

Мужской халат носит название чапан и имеет единый фасон для всех возрастов и статусов, который не менялся долгое время. Для разных сезонов года существуют свои разновидности халата – тонкий летний халат, халат с подкладкой для межсезонья и теплые ватные халаты для холодного времени года. По бокам халата имеются вертикальные разрезы для удобства перемещения.

В качестве декоративных элементов используется тесьма и материя другого цвета, которые пришивают по краям халата и на рукава. Для застегивания халата имеются завязки. В качестве пояса в национальных узбекских мужских костюмах используется кушак. Он представляет собой сложенный в треугольник платок из хлопка или шелка.

Цвет кушака, который имеет название бельбог, всегда выбирали ярких и контрастных оттенков, чтобы он выделялся на одеянии мужчины.

Головной убор

В качестве головного убора мужчины в Узбекистане традиционно носят кулох или тюбетейку-дуппи. Наиболее популярной среди всех тюбетеек является головной убор обитателей Ферганской долины. Ее отличительной особенностью является вышитый белыми нитями на черном фоне интересный растительный орнамент.

На сегодняшний день в Узбекистане пользуются большим спросом бархатные или хлопчатобумажные тюбетейки синего, черного и темно-зеленого цветов.

Традиционная узбекская одежда для женщины и девочки

Женский национальный костюм в Узбекистане состоит из платья, шароваров, халата, как и у мужчин, и головного убора. Помимо этого узбекские девушки и женщины украшают себя золотыми и серебряными изделиями. Традиционные серьги кашгар-болдак и серьги-куполки, кольца и браслеты выполнены в изысканном восточном стиле. На шею женщины надевают коралловые бусы или ожерелье из монет.

Еще одним украшением узбекских красавиц с древних времен являются налобные украшения.

Одежда

Платья из национального костюма в Узбекистане под названием куйлак похожи на тунику с прямыми длинными рукавами и длиной практически до пят. Только к началу прошлого столетия появилось небольшое разнообразие в фасонах платьев: на рукавах могли быть манжеты или воротник может быть выполнен стоечкой. Для пошива этой части костюма традиционно используют благородные шелк и атлас.

Женские шаровары были обязательной частью гардероба для девочки чуть ли не с самого рождения. Как и в мужском варианте, штаны широкие сверху и сужаются к низу. Нижнюю часть штанины украшает тесьма с кисточками.

В женском варианте национального костюма разновидностей верхней одежды немного больше, чем у мужчин. Так женщины могут носить халаты такого же кроя как мужской чапан.

В некоторых районах Узбекистана были распространены длинные и приталенные халаты под названием румча. Также узбекские женщины носят мурсаки – что-то среднее между туникой и халатом. Обычно мурсак сшит на теплой подкладке для холодных времен, длиной до пят и имеет покрой с запахом.

Менее двухсот лет назад в обиход вошли приталенные халаты с укороченными и зауженными рукавами под названием камзур. Тогда же популярной одеждой среди узбекских женщин стали безрукавки нимча.

Головной убор

В качестве головного убора женщины в Узбекистане используют платок. Обычным явлением в традиционной культуре является надетые на голову сразу два платка. Один из них завязывается на лоб, а другим покрывают. голову

В XIX веке женский головной убор был сложным и многослойным – сначала надевался платок, у которого было отверстие для лица, затем повязывался платок на лоб, а сверху сооружалась чалма. Женщины из знатных семей носили платки, украшенные золотом или серебром. В начале же прошлого века широкий резонанс получили традиционные узбекские тюбетейки с вышивкой из шелка или золота.

Когда женщина выходила на улицу, ей обязательно нужно было надевать на голову халат, чтобы скрыть красоту своего тела от чужих глаз. Позже халат видоизменился и превратился в паранджу. Рукава у этого халата сначала просто убирали назад, а позже и вовсе стали сшивать между собой.

Обязательным атрибутом к парандже являлся чавчан – сетка, сплетенная из конского волоса, которая призвана закрывать лицо женщины. Паранджа и чавчан были обязательными элементами женской одежды в мусульманских странах для всех женщин и девочек, начиная уже с девяти лет. Однако в Узбекистане этот предмет гардероба был распространен только в городах, и то не повсеместно. А с приходом Советской власти паранджа и вовсе начала постепенно выходить из обихода узбекских красавиц.

Роль национального костюма в наши дни

В современном мире одежда жителей Узбекистана довольно разнообразна. Городские жители и некоторые выходцы из села, особенно это касается образованной молодежи, предпочитают носить современную европейскую одежду. Однако и в современные одеяния узбеки стремятся привнести некую нотку характерных для своей страны деталей – девушки используют традиционные украшения, молодые люди могут носить тюбетейки.

Свято чтут традиции и носят наряды своего народа люди пожилого возраста, особенно те, кто живет не в городе. Однако на таких мероприятиях, как свадьба или национальный праздник костюм все же является обязательным атрибутом, что говорит о богатых традициях узбекского народа, которые этот народ уважает.

Чапан - незаменимая часть мужской одежды, используемая обычно в холодное время года. Он необыкновенно популярен в центральноазиатском регионе, включая Узбекистан, Таджикистан, Афганистан, Кыргызстан и Казахстан. Практически во всех этих странах форма его пошива одинакова. Чапан - длинный и широкий стеганый халат, не имеющий пуговиц и воротника. Рукава настолько длинны, что закрывают кисти, позволяя тем самым зимой держать руки в тепле. Его кроят особым образом, так, что одна пола нахлестывается на другую. Это не дает халату распахиваться при ходьбе. В боковых швах достаточно глубокие разрезы, облегчающие движение и позволяющие сидеть на полу. А яркий квадратный платок из хлопчатобумажной или шелковой ткани, сложенный углом, - белбог, который повязывают вокруг талии, - завершает наряд.

Несмотря на простоту, эта одежда у каждого региона отличалась разнообразием цветов и вышивки. К примеру, в Узбекистане и сейчас выделяют ташкентский, хорезмский, сурхандарьинский, кашкадарьинский и ферганский фасоны, а также нуратинский и бухарский, которые распространены в Навоийском регионе.

В музеях можно ознакомиться с одеждой узбеков XIX-XX веков. Редки образцы костюмов более раннего периода. Это связано с тем, что одежда из ткани сохраняется хуже, чем другие предметы быта, поскольку использовалась вплоть до ее фактической изношенности. Тем не менее, этнографы утверждают, что за многовековую историю при изменчивости окраса, узоров и орнамента оставалась постоянной форма чапана. Об этом свидетельствуют настенные росписи античного и раннесредневекового периодов Халчаяна, Афрасиаба, Пенджикента, Балалыктепа и других памятников. В надписях тюркского рунического письма VI-VIII веков в честь Кюль-тегина упоминается о верхней одежде мужчин - тунах - чапанах. На миниатюрах XV-XVI веков в большей степени отображен мужской костюм всех слоев общества и местные элементы одежды, воспринявшие, с одной стороны, некоторые черты тюркского костюма, с другой - ирано-месопотамские и монгольские черты, китаизирующие элементы. Все это свидетельствует о длительности культурных связей, отразившихся на формировании среднеазиатской одежды.

Насколько глубоко идут эти корни, можно судить и по красивой легенде, в которой рассказывается, каким образом в боковых швах халата снизу появились разрезы. Согласно ей, как-то больной котенок пришел и уместился на краю халата Пророка Мухаммада, пока он общался с учениками. Хвостатый урчал, топтался, да так и уснул в тепле. Когда Пророку нужно было уходить, чтобы не тревожить сон животного, он отрезал полу одежды.

Время течет, все меняется. Сейчас для пошива применяются современные технологии. Сперва выкройку и пошив производили вручную, теперь - на швейных машинках, на которых можно задать компьютеризированную программу по вышивке узоров.

Этот элемент одежды имеет большое значение. Каждый завиток, орнамент или узор несут в себе смысловую нагрузку. Знатоки способны прочитать целые послания, зашифрованные в них.

В стародавние времена считалось, что о человеке можно узнать по его одежде - откуда он, сколько ему лет, к какому классу относится. Что касается чапана, то издревле неимущий люд носил халаты из простого сатина, представители среднего класса - из плюша и бекасама - полосатой ткани (этот материал популярен и сейчас, причем толщина полос и чередование цветов зависит от региона), а зажиточные горожане предпочитали бархат и шелк. Чапаны элиты местной аристократии украшались затейливыми орнаментами из золотых и серебряных нитей. Был определенный фасон для людей пожилого возраста, представителей духовенства, дервишей и других.

Повседневныечапаны бывают полосатые или однотонные: обычно черного или синего цветов. Их практически ничем не украшают, только подол, полы и края рукавов обшивают плетеной тесьмой - единственным элементом декора, который, впрочем, несет и сугубо практическую функцию - укрепляет внешние швы. Обрядовые чапаны, надеваемые на жениха в день свадьбы, на мальчиков во время суннат-туй и мучал-туй (в 12 лет) и на пожилых людей в юбилей, украшаются золотошвейными узорами. Стежки на чапанах бывают мелкие, средние и крупные. Материалы, из которых шьют одежду, также немного изменились со временем. Теперь наряду сбекасам, парпаша и другими полушелковыми тканями применяют такие, как велюр, лазер, для подкладки - сатин и прочие хлопчатобумажные. Для утепления наравне с ватой конкурирует ватин. Чапан - обязательный элемент одежды юношей и мужчин во время похоронных и поминальных церемоний их близкого родственника.

Таким образом, чапан - одна из принадлежностей узбекского гардероба, достойно выдержавшего испытание временем и неудержимой модой. Современная одежда в Узбекистане очень разнообразна и всегда востребована, однако и сегодня, в XXI веке, молодые мужчины в самый ответственный момент своей жизни - первый день после свадьбы, как и много столетий назад, выходят к гостям в чапанах.

Несомненно, одежда узбекского народа, также как и японское кимоно, индийское сари, арабское кабо или азербайджанский архалыг, в дальнейшем будет обогащаться, вбирая в себя новые черты и сохраняя национальные традиции.

Урок трудового обучения. Тема: Казахская национальная одежда.

Нечаева Елена Николаевна, учитель начальных классов КГУ «Средняя школа №21 село Сарыозек» Осакаровский район Карагандинская область Казахстан
Описание: Урок трудового обучения на тему «Казахская национальная одежда» для учащихся 3 класса. На уроке учащиеся познакомятся с видами казахской национальной одежды, казахским национальным орнаментом и его применением. Выполнят аппликацию казахского женского платья.
Цель: ознакомление и изготовление казахской национальной одежды.
Задачи: Дать понятия о казахской национальной одежде (мужской и женской), о национальном орнаменте, учить выполнять аппликацию; развивать кругозор, внимание, умение работать с цветной бумагой, ножницами, клеем; соблюдать технику безопасности во время работы, прививать уважение к обычаям и традициям казахского народа, воспитывать трудолюбие, любовь к прекрасному.
Оборудование: цветная бумага, ножницы, клей, карандаши, картон, образцы одежды и орнамента, шаблоны, технологические карты.

Ход урока.

I. Орг. момент. Психологический настрой на работу.
II. Проверка рабочих мест.
III. Сообщение темы урока.
Ребята, сегодня к нам на урок пришла девочка Сауле. Посмотрите, Сауле пришла к нам в казахской национальной одежде.
Мы сегодня на уроке поговорим на тему «Казахская национальная одежда». Сегодня мы не только узнаем, как называется казахская национальная одежда, но и выполним аппликацию.
IV. Работа по теме урока.
Ребята давайте посмотрим на одежду Сауле. На Сауле лёгкое платье, с оборочками – оно называется койлек и жилетка – кеудеше – это женская одежда. Посмотрите на экран и назовите ещё предметы женской и мужской казахской одежды, обуви и конечно головных уборов. (просмотр презентацию «Казахская национальная одежда»)







Казахи всегда бережно относились к головному убору. Непринято надевать чужую шапку, нельзя касаться шапки ногой.
Предметы казахской национальной одежды невозможно себе представить без орнамента. Казахские орнаменты многообразные и каждый имеет своё название. Орнамент - это украшение из сочетания геометрических, растительних и животных элементов. Ребята, мы с казахским орнаментом стали знакомиться с 1 класса, давайте посмотрим и вспомним названия некоторых орнаментов (бараньи рога, топор, мышинный след, собачий хвост, след птицы, волна, крылья птицы, клюв птицы, тюльпан, копыто и другие).


Казахи орнаментом украшают не только одежду, но всё что связанно с их бытом: юрта, сундуки, ковры, одежда, посуда и многое другое. (показ слайдов)







Мы с вами работали над проектом «Казахская национальная посуда». При помощи техники «папье маше» мы с вами делали блюдо (тобак) и кесе.



Ребята, а девочка Сауле предлагает нам сегодня сделать аппликацию женского платья. Посмотрите на образец.


Это лёгкое платье, обычно оно светлое и цветная жилетка, которую мы украсим казахским орнаментом. Чтобы сделать аппликацию вы воспользуемся шаблонами – платье, жилетка, орнамент.


Ребята, перед работой давайте вспомним технику безопасности, которую надо соблюдать во время работы с ножницами и клеем во время выполнения аппликации.
- Пользуйтесь ножницами с закруглёнными концами.
- Храните ножницы в определенном месте, кладите их сомкнутыми острыми концами от себя.
- Передавайте ножницы нужно кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями.
- Нельзя резать на ходу.
- При работе с ножницами необходимо следить за движением и положением лезвий во время работы.
- Не работай тупыми ножницами или с ослабленным шарнирным креплением.
- Не держите ножницы лезвием вверх.
Ребята, выберите цвет бумаги для аппликации, девочка Сауле вам в этом поможет. И все вместе начинаем выполнять аппликацию.
Технологическая карта:
1. Лист бумаги, который вы выбрали для платья, сложите пополам. Приложите шаблон плотно к сгибу, обведите шаблон, вырежьте и приклейте на картон.


2. Лист бумаги, который вы подобрали для жилетки, сложить так, чтобы на нём разместился шаблон жилетки. Обведите шаблон, вырежьте. У вас получились две половинки жилетки. Приклеим их на платье.


3. Выбираем орнамент, которым мы украсим нашу жилетку. Складываем лист бумаги гармошкой, обводим шаблон и вырезаем орнамент.
4. Орнаментом украшаем наше платье.


Выставка готовых работ ребят.




V. Оценивание.
Оценить работы нам поможет девочка Сауле.
VI. Итог урока.
- Вам понравилось выполнять аппликацию?
- Что нового вы узнали о казахской национальной одежде?
Ребята, давайте поблагодарим девочку Сауле за помощь на уроке.

Презентация на тему: Казахская национальная одежда

3класс

Число _______

Тема: Изготовление национального костюма

Цели:

Образовательная :Изготовление чапана по образцу, использование шаблонов, знать значение орнамента в изготовлении казахской национальной одежде.

Развивающая: Развитие умения работать с шаблонами, клеем, ножницами. Воспитательная:Воспитание эстетического вкуса, уважения к обычаям и культуре других народов.

Оборудование: шаблоны, цветная бумага, клей, образцы.

Тип урока: комбинированный

Формы: фронтальный, групповые, индивидуальные.

Методы: практический, словесный, ч. поисковый

Ход: 1. Орг. момент

2. Психологический настрой

Если вы готовы работать – потопайте ногами

Если у вас хорошее настроение – похлопайте в ладоши

Если вы дружны – пожмите друг другу руки

Если вы любите себя – погладьте себя по голове

3. Сообщение темы и цели урока: сегодня мы с вами на уроке изготовим элемент казахского костюма, догадайтесь какого

Словно старый чабан – облачился в? (чапан)

4. Организация рабочего места: Всё ли у вас готово к уроку – клей, цветная бумага, ножницы. Проверьте.

5. Работа по технике безопасности:

Работа с клеем (меры предосторожности: не нюхать, не тереть глаза во время работы с клеем, после работы тщательно смыть руки)

Работа с ножницами (работать на уровне стола, не поднимать, не двигаться во время работы с ножницами)

6. Актуализация «Мозговой штурм»

Животное, средство передвижения кочевников?

Традиционное жилище древних казахов?

На русском языке мама, на казахском? (ана)

Любимый инструмент казахского народа, символ добра и благополучия

Это животное казахи называют кораблём пустыни

Какое полезное ископаемое называют чёрным золотом

7. Работа по теме урока:

Что такое орнамент? Для чего он используется?

Орнамент один из древнейших видов декоративно – прикладного искусства. Его история насчитывает ни одно тысячелетие. В переводе с латинского орнамент означает украшение.

Орнаментом украшалась посуда, оружие, одежда, предметы домашнего обихода, его можно увидеть на государственном флаге, в оформлении зданий.

8 Игра «Путаница» . Название орнамента и их изображения потерялись. Ваша задача сопоставить, найти название каждого орнамента. (в группах)

9. Работа пор теме урока:

Определение порядка выполнения работы

(обводим шаблон чапана – верхней одежды, деталей орнамента, вырезаем, составляем композицию, наклеиваем детали)

10. Самостоятельная работа в группах

11. Рефлексия: Что мы изготовили на уроке?

Презентация работ.

В современном мире и сейчас наши бабушки и дедушки носят чапаны, украшенные казахским орнаментом. В каждой семье есть посуда с красивым орнаментом, а почётному гостю дарят чапан и калпак, украшенные орнаментом. И мы с вами украсим наш Казахстан предметами с орнаментом и пожелаем нашей стране процветания, счастья и благополучия.

Черкашина Анна Николаевна родилась 6 декабря 1973 года в Кокпектинском районе Семипалатинской области. С детства была влюблена в профессию «учитель», так как, моей первой учительницей была Татьяна Григорьевна, которая была для нас примером во всех начинаниях. О себе могу сказать что в профессии руководствуюсь принципами педагогики Ш.А. Амонашвили «Сердце отдаю детям» могу быть строгой, одновременно доброй и отзывчивой, просто другом детей моего класса. Считаю что необходимо педагогу понимать своих учеников. Если учитель не понял своего ученика ему не место в школе. Очень люблю и горжусь своей семьёй, детьми. Люблю домашних животных. У меня есть кот Барбос, а также развожу комнатные тропические цветы.

По предмету Познание мира предлагаю урок – путешествие по маршрутным листам. Дети вместо пассивных зрителей, становятся участниками изучения темы, оценивают в течении урока своё эмоциональное состояние.

По предмету математика идет урок самостоятельной работы, где ребята выполняют задания, опираясь на свой опыт, а учитель выступает в роли консультанта.

По предмету трудовое обучение идёт работа по воспитанию патриотизма, любви к культуре своего народа, уважения к старшим.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!