Образование для Вас

Директория (Французская революция). Директория (во Франции) Кто возглавлял директорию во франции

Conseil des Cinq-Cents ).
Исполнительная директория
Общая информация
Страна
Дата создания 2 ноября 1795
Предшествующее ведомство Национальный конвент
Дата упразднения 10 ноября 1799
Заменено на Французский консулат
Аудио, фото, видео на Викискладе

Конституция III года

Провал стабилизации (1795-1797)

Успех политики стабилизации режима и революции зависел от нахождения решения основных проблем, унаследованных от термидорианского периода: войны с первой коалицией и внутренними экономическими и финансовыми проблемами. Заключённые в узкие границы республики с ограниченным избирательным правом, исключая и народ и аристократию, термидорианцы применяли все меры предосторожности против диктатуры исполнительной власти, что не оставляло никакой другой альтернативы, кроме слабого государства или обращения к армии.

Первая Директория

6 брюмера 741 депутат занял свои места; 243 из них, по жребию, старше 40 лет, составили Совет старейшин, а остальные - Совет пятисот. Членам Конвента, благодаря указу о двух третях, удалось избежать фиаско, но они явно были в проигрыше. Тем не менее, 394 из них были выбраны в силу указа о двух третях. Как было предусмотрено, остальные 105 должны были быть «добавлены». Тем не менее в новую треть вошли только четыре бывших депутата конвента.

Главными проигравшими были остатки монтаньяров. Также были избраны 64 «прогрессивных»" депутата, в том числе Одуин, Пултье и Марбо . С другой стороны количество избранных правых депутатов было впечатляющим: 88 из них откровенно выражали контрреволюционные взгляды, а 73 других были умеренными роялистами. И наконец, как показатель сокрушительного поражения уходящим депутатам конвента, было появление призраков из прошлого: бывших членов Учредительного и Законодательного собрания .

Сторонники конституции были умеренных взглядов: республиканцы и термидорианцы составляли блок из 381 депутата. Решительные противники как террора, так и реставрации, им удалось удержаться у власти и они вовсе не были намерены отказываться от неё. Режим, установленный в III году, не был парламентским, но без широкой базы «вечные», как их стали называть, в конечном счете рисковали лишиться своей гегемонии.

Совет пятисот составил список из пятидесяти имен, в том числе Сийес , Баррас , Рёбелль , Ларевельер-Лепо , Летурнер и сорок пять непримечательных депутатов. Но Сийес отказался служить и Карно был выбран вместо него. Директора разделили свои задачи в соответствии со своими пожеланиями и своим опытом. Пять директоров, все голосовавшие за казнь короля, принадлежали к термидорианцам, монополизировавшим власть в предыдущем Национальном конвенте. Но разные темпераменты и политические амбиции директоров означали, что их сосуществование будет трудным.

Заговор Равных

Буквально в тот момент, когда Директория только приступила к своей деятельности, инфляция достигла завершающей стадии: 100-франковый ассигнат стоил 15 су и цены росли ежечасно. За четыре месяца выпуск бумажных денег увеличился в 2 раза и достиг 39 миллиардов. Бумажные деньги печатали каждую ночь для использования на следующий день. 30 плювиоза, год IV (19 февраля 1796), выпуск ассигнатов был прекращён. Правительство решило вновь вернуться к звонкой монете. Результатом была растрата большей части оставшегося национального достояния в интересах спекулянтов.

Зима была страшная, тем более, что крестьяне прекратили поставки и рынки оставались пустыми. В сельской местности бандитизм распространился настолько, что даже мобильные колонны Национальной гвардии и угроза смертной казни не привели к улучшению. В Париже многие бы умерли от голода, если бы Директория не продолжила распределение продовольствия; но как и в IV году было зарегистрировано более 10 тысяч голодных смертей в одном только департаменте Сены. Это привело к возобновлению якобинской агитации. Но на этот раз якобинцы прибегли к заговорам, и правительство опять начало старую термидорианскую политику качелей.

Еще раз маятник качнулся вправо, на этот раз с массовым притоком роялистов в ассамблею.

Завоевания

Однако Бонапарт своими успехами в Италии сделал свой фронт главным в кампании 1796-1797 годов. Перейдя Альпы по так называемому «карнизу» приморской горной гряды под пушками английских судов, Бонапарт 9 апреля 1796 года вывел свою армию в Италию. В ослепительной кампании последовали ряд побед - Лоди (10 мая 1796), Кастильоне (15 августа), Арколе (15-17 ноября), Риволи (14 января 1797). Первый итальянский поход Бонапарта завершился блестящим успехом и вызвал первые трения с Директорией. Она по-прежнему считала Италию второстепенным театром военных действий. Главной целью ставилось присоединение левого берега Рейна и наступление рейнских армий на Вену.

Но Бонапарт не хотел уступать пальму первенства своим соперникам - командирам рейнским армий Гошу и Моро. Он заботился не о левом береге Рейна, а торопился самостоятельно заключить мир с Австрией и закрепить свои завоевания. Не дожидаясь санкции Директории, 17 октября в Кампо-Формио был заключён мир с Австрией, закончивший Войну Первой коалиции, из которой Франция вышла полной победительницей, хотя Великобритания продолжала воевать. Австрия отказалась от Нидерландов, признала границей Франции левый берег Рейна и получила часть владений уничтоженной Венецианской республики.

7 декабря 1797 года Бонапарт прибыл в Париж, а 10 декабря был триумфально встречен Директорией в полном составе в Люксембургском дворце . Несметная толпа народа собралась у дворца, самые бурные крики и рукоплескания приветствовали Наполеона, когда он прибыл к дворцу. Мир Кампо-Формио был подписан после 18 фрюктидора, события, вернувшего революционной республике чрезвычайные меры внутри страны и триумф в войне с Европой; террор и победа - парадоксальная комбинация с распределением ролей, Баррас - в первой и Бонапарт - во второй.

18 фрюктидора

Согласно конституции первые выборы трети депутатов, в том числе и «вечных», в жерминале V года (март-апрель 1797), оказались большим успехом для монархистов. Республиканцы были разгромлены во всех, кроме десятка департаментов. Всего одиннадцать бывших депутатов конвента были переизбраны, некоторые из которых были роялистами. Республиканское большинство термидорианцев исчезло. В советах пятисот и старейшин большинство принадлежало противникам Директории. Председателем Совета пятисот был избран монархист генерал Пишегрю , а Совета старейшин - Мабуа. Закон 3 брюмера IV года был отменён. Все амнистированные «террористы» лишались права занимать общественные должности. Законодательство против неприсягнувших священников было приостановлено. Началось массовое возвращение эмигрантов.

Между тем, ободренные пассивностью директоров, правые в советах решили выхолостить власть Директории, лишив её финансовых полномочий. Карно, один из директоров, следуя конституции, пытался найти компромисс. Когда большинство директоров решилось действовать, конфликт между Директорией и советами вступил в решающую фазу. В отсутствие указаний в Конституции III года по вопросу возникновения такого конфликта, он мог быть решен одним из двух способов: либо обратиться к народу по линиям II года, либо прибегнуть к армии, что, согласно своей природе, режим и избрал. Пример республиканца, генерал Гош, был назначен в военное министерство - тем более, что его самбро-маасская армия уже в течение десяти дней маршировала на Париж, что было нарушением 60-мильной зоны.

Бонапарт и Гош поддерживали Директорию; происходило это до заключения Кампо-Формийского мира и приход к власти роялистов ставил под сомнение завоевания в Италии. Бонапарт направил генерала Ожеро , чтобы принять командование вооружёнными силами Директории. Советы поняли опасность и попытались сформировать батальоны Национальной гвардии из зажиточных секций Парижа. Но было поздно. 18 фрюктидора V года (4 сентября 1797), Париж был помещен на военное положение. Сопротивления не было никакого, и декрет Директории объявлял, что все, кто призывает к реставрации монархии, будут расстреляны на месте. В Париже были расклеены плакаты с перепиской Пишегрю с эмигрантами, захваченной Бонапартом в Италии. Карно и Пишегрю бежали. В 49 департаментах выборы были аннулированы, 177 депутатов были лишены полномочий, а 65 были приговорены к «сухой гильотине» - депортации в Гвиану , 42 газеты закрыты и репрессивные меры против эмигрантов и священников вновь введены в действие. Эмигрантам, вернувшимся самовольно, было предложено в двухнедельный срок покинуть Францию под угрозой смерти.

Падение Республики (1797-1799)

Переворот 18 фрюктидора является поворотом в истории режима, установленного термидорианцами; это положило конец конституционному и относительно либеральному эксперименту. Вторая Директория, как это стали называть, прибегла к чрезвычайным репрессивным мерам и подавлению своих противников. Но если диктатура этой второй Директории и держалась на террористических методах, эти методы никогда не были столь же жёсткими, как в 1793, угроза извне не была так остра, и гражданская война в большей мере подавлена. С установлением Континентального мира, Директория смогла уделить больше внимания внутренней политике, но всё же не преуспела в завоевании общественного мнения и одобрения.

Вторая Директория

Директория попыталась консолидировать победу во фрюктидоре. Два новых директора были выбраны вместо Карно и Бартелеми - Мерлин и Франсуа Нёфшато . Конфликт стимулировал вопросы по реформе конституции - право роспуска советов, ежегодные выборы в военное время - но дальше вопросов дело не пошло.

Весной 1798 предстояли очередные выборы. Так как посты отстранённых депутатов не были замещены, предстояло избрать 473 депутата - почти 2/3 состава советов. Подавление правых давало преимущество левым. Агитация экс-якобинцев усилилась. Циркулировались списки, в которых в числе выборщиков и депутатов фигурировали имена бывших членов робеспьеристского Комитета общественного спасения Ленде и Приера из Марны , якобинцев Друэ , Паша .

В результате якобинцы победили в своих старых зонах влияния - Пиренеи , центр Франции, Норд, Сартр и Сене. В общем, около сорока департаментов голосовало за левых, пять - за монархистов и остальные более-менее поддерживали правительство. Напуганная призраком возрождения якобинизма, Директория совершила очередной поворот вправо. Советам прежнего состава предоставили право утвердить списки вновь избранных. В 26 департаментах вместо одного собрания выборщиков создавали два и Директория выбирала «выгодных» ей депутатов. По закону 22 флореаля V года (11 мая 1798) 106 депутатов не были утверждены.

Таким образом Директория сумела образовать поддерживающее её большинство. Платой была ещё большая дискредитация режима. Оставшиеся в советах депутаты как слева, так и справа, были настроены на любые компромиссы, лишь бы отомстить Директории.

Экспансия

После договора Кампо-Формио только Великобритания противостояла Франции. Вместо концентрации своего внимания на оставшемся противнике и поддержания мира на континенте, Директория начала политику континентальной экспансии, уничтожившей все возможности стабилизации в Европе. Теперь Франция окружила себя «дочерними» республиками, сателлитами, политически зависимыми и экономически эксплуатируемыми: Батавская республика , Гельветическая республика в Швейцарии, Цизальпинская , Римская и Партенопейская (Неапольская) в Италии.

Были составлены планы вторжения на Британские острова под командованием Бонапарта, но 23 февраля 1798 он предоставил доклад, что проект неосуществим. Тогда было решено обратиться к британским позициям на Востоке. Последовал египетский поход , который добавил к славе Бонапарта. Однако, когда он установил свою власть над Египтом, армия оказалась блокированной и флот был уничтожен во время битвы при Абукире . Бонапарт попытался прорвать блокаду, начав поход в Сирию, но провал осады крепости Сен-Жан д’Акр в мае 1799 года ставит крест на этой попытке.

Весной 1799 война становится всеобщей. Вторая коалиция объединила Британию, Австрию, Неаполь и Швецию. Египетский поход привёл Турцию и Россию в её ряды. Турция пропустила русский флот через проливы для высадки войск в Италии, и Австрия разрешила проход через её территорию. Нехватка средств была решена в Лондонском договоре (29 декабря 1797). Россия получала изначально 225 000 фунтов и 75 000 ежемесячно. Военные действия начались для Директории крайне неудачно. Уже в апреле 1799 русско-австрийские войска вошли в Милан. Вскоре Италия и часть Швейцарии были потеряны и республике пришлось оборонять свои «естественные» границы. Австрийцы начали действовать в Швейцарии. Под угрозой оказалась и Батавская республика - в августе англо-русские войска высадились в Хелдере с целью наступления на Бельгию и северную Францию. Как и в 1792-93 гг. Франция оказалась под угрозой вторжения.

Последнее усилие

Опасность пробудила национальную энергию и последнее революционное усилие. На очередных выборах весной 1799 года прошёл ряд левых депутатов, и Директория на этот раз не решилась на новый переворот. В этот раз его совершили обновлённые советы пятисот и старейшин. Жертвой стала сама Директория. 30 прериаля, VII года (июнь 18, 1799) советы переизбрали членов Директории, приведя «настоящих» республиканцев к власти и провели меры, в некоторой мере напоминавшие меры II года. Из её состава по жребию вышел наиболее энергичный её член - Ребелль , на его место был выбран Сийес . Членов Директории заставили уйти в отставку, ряд министров был замещён. По предложению генерала Журдана был объявлен призыв пяти возрастов. Был введён принудительный заём на 100 млн франков. 12 июля был принят закон о заложниках из числа бывших дворян.

Страх перед возвращением даже тени якобинизма и привел к финальному решению покончить раз и навсегда с возможностью повторения времён республики 1793 года. В то же время военные неудачи стали поводом попыток роялистских восстаний на юге и нового движения в Вандее .

К этому времени военная ситуация изменилась. Сам успех коалиции в Италии привёл к изменению планов. Было решено перебросить австрийские войска из Швейцарии в Бельгию и заменить их русскими войсками с целью вторжения во Францию. Переброска была произведена настолько плохо, что позволила французским войскам вновь занять Швейцарию и разбить противников по частям. Корпус Корсакова был разбит при Цюрихе - все усилия перехода через Альпы армией Суворова оказались напрасными, а победа Брюна при Бергене заставила англо-русские войска эвакуировать побережье.

18 брюмера

Кризис был предотвращён. Но на долго ли? Ежегодные выборы приносили неопределённость вместо стабильности. Ещё со времени 18 фрюктидора стало складываться мнение о необходимости пересмотра конституции. Но легально конституцию было почти невозможно изменить, а в приближающихся новых выборах на это не оставалось и времени. Именно в этой тревожной обстановке брюмерианцы, как они были названы позже, среди них Сийес , Фуше и Талейран , планируют еще один, более решительный, переворот. Еще раз, как и во фрюктидоре, нужно призвать армию, чтобы произвести чистку ассамблеи, но, на этот раз, ассамблея должна быть с республиканским большинством. Заговорщикам была нужна «сабля». Они обратились к республиканским генералам. Бернадоту не доверяли; Ожеро и Журдан были исключены в связи с их якобинскими наклонностями; Моро подходил, но отказался, а Жубер был убит при Нови . В этот момент пришло известие о возвращении во Францию Бонапарта.

Играя на страхах «террористического» заговора, брюмерианцы убедили советы встретиться 10 ноября 1799 в пригороде Парижа, Сен-Клу ; этим же декретом для подавления «заговора» Бонапарт назначался командующим 17-й дивизией, расположенной в департаменте Сены. Тем временем в Париже, по плану, двое директоров, Сийес и Дюко , сами заговорщики, подали в отставку, а третьего, Барраса , к ней принудили: нужно было уничтожить существовавшую в то время исполнительную власть - с выходом в отставку трёх членов директория не могла более действовать. Остальные два директора (Гойе и Мулен ) были взяты под стражу. В Сен-Клу Наполеон объявил Совету Старейшин, что Директория самораспустилась и о создании комиссии по новой конституции. Совет Пятисот трудно было так легко убедить, и, когда Бонапарт вошёл без приглашения в палату заседаний, раздались крики «Вне закона! Долой диктатора!» Наполеон потерял самообладание, но его брат Люсьен спас ситуацию, вызвав гвардию в зал заседаний.

Совет пятисот был разогнан, Директория распущена, и все полномочия были возложены на временное правительство из трёх консулов - Сийеса, Роже́ Дюко́ и Бонапарта. Слухи, пришедшие из Сен-Клу вечером 19 брюмера, совершенно не удивили Париж. Военные неудачи, с которыми смогли справиться только в последний момент, экономический кризис, возвращение гражданской войны - все это говорило о неудаче всего периода стабилизации при Директории. Бонапарту предстояло справиться со всем этим, на него выпала задача «прекращения революции» и примирения расколотой страны.

Мало кто осознавал в тот момент, что это был конец Республики и что власть перешла в руки военного диктатора.

Состав и компетенция

Квалификация

Состояла из 5 членов (фр. membres du Directoire ) (Конституция Французской республики 1795 года, артикль 132). Кворум заседания директории - 3 члена (Конституция Французской республики 1795 года, артикль 142). Кандидаты в члены Исполнительной директории должны были выдвигаться Советом пятисот и избираться Советом старейшин , сроком на 5 лет, без права переизбрания (Конституция Французской республики 1795 года, артикли 132, 133, 137 и 138).

Основная статья: Великая французская революция

Конституция Французской республики, принятая через год после Термидорианского переворота, предусматривала отмену всеобщего избирательного права, исполнительная власть вручалась Директории в составе пяти человек.

Конституция закре-пляла имущественные права нуворишей, что вызвало мятеж сто-ронников восстановления монархии. Решающую роль в его подав-лении сыграл генерал Наполеон Бонапарт, артиллерия которого буквально смела мятежников с улиц Парижа. Бонапарт был назна-чен командующим всеми военными силами внутренней Франции, и с этой ступеньки началось его стремительное восхождение к вер-шинам власти.

Внешняя политика Директории

Война против первой антифранцузской коалиции способствовала милитаризации фран-цузского общества и усилению роли генералов в политической жизни.

При Директории военные действия были перенесены за пределы Франции, а са-ма война приобрела захватнический характер. Военные победы сопровож-дались созданием зависимых от Франции государств — «дочерних респуб-лик», первой из которых стала Батавская республика, созданная в 1795 г. на территории Нидерландов.

Подписанный вскоре мирный договор с Прус-сией ознаменовал начало распада антифранцузской коалиции. С Батавской республикой и Испанией были заключены также союзные договоры, на-правленные против Великобритании.

Знаменитый Итальянский поход Наполеона Бонапарта завершился в 1797 г. разгромом Австрии. На следующий год Бонапарт возглавил экспедицию в Египет, предпринятую с целью вос-становления колониальной империи Франции и для подготовки удара по британским владениям в Индии.

Падение Директории

Режим Директории не мог быть прочным в силу разнородности тех политических сил, на которые он опирался, поэтому, пройдя че-рез череду кризисов, он рухнул в результате другого переворота, от-крывшего новую эру в историческом развитии Франции. Стремле-ние Директории любой ценой удержать власть привело к дискреди-тации не только её самой, но и республиканского режима в целом. Масштабные спекуляции и всевозможные махинации приобрели совершенно беззастенчивый характер. Авторитет Директории окончательно подорвали военные поражения 1799 г., особенно по-теря Италии в результате похода русской армии под командовани-ем А. В. Суворова. Материал с сайта http://wikiwhat.ru

Переворот 18 брюмера

Директория была обречена, поскольку потеряла всякую опору в обществе. В такой обстановке в октябре 1799 г. в Париж вернулся Бонапарт, который быстро нашёл влиятельных союзников, заинте-ресованных в установлении сильной власти.

18 брюмера VII года Республики (9 ноября 1799 г.) заговорщики, опиравшиеся на вер-ные Бонапарту войска, свергли режим Директории. Генерал Напо-леон Бонапарт был избран Первым консулом Французской респуб-лики, который по конституции 1799 г. наделялся самыми широкими полномочиями.

Картинки (фото, рисунки)

Материал с сайта http://WikiWhat.ru

На этой странице материал по темам:

  • Термидорианский переворот 27 июля 1794 года

  • Консульство и директория во франции в 1798-1799

  • 66. режим директории во франции. конституция 1795 г. шпаргалка кратко

  • Директория во франции 1795 причины принятия

  • Французская конституция 1795 года картинки

ДИРЕКТОРИЯ — исполнительная Директория, политический режим во Франции, существовавший с 27.10.1795(5 брю-ме-ра IV го-да рес-пуб-ли-кан-ско-го ка-лен-да-ря) по 19.11.1799 год в ходе Французской революции XVIII века (18 брю-ме-ра VIII го-да рес-пуб-ли-кан-ско-го ка-лен-да-ря)

Ус-та-нов-лен Кон-сти-ту-ци-ей III го-да Рес-пуб-ли-ки (1795).

За-ко-но-датательная власть в пе-ри-од директории на-хо-ди-лась в ру-ках Со-ве-та пя-ти-сот и Со-ве-та ста-рей-шин. Ис-пол-нительная власть бы-ла под-чи-не-на за-ко-но-да-тель-ной и вру-че-на пя-ти ди-рек-то-рам, из-би-рае-мым со-ве-та-ми.

Один из ди-рек-то-ров еже-год-но вы-бы-вал по жре-бию, на его ме-сто из-би-рал-ся но-вый. Чле-ны Директории бы-ли ог-ра-ни-че-ны в сво-бо-де пе-ре-дви-же-ния, не мог-ли ока-зы-вать серь-ёз-но-го влия-ния на за-ко-но-твор-че-ст-во и фи-нан-со-вую по-ли-ти-ку, не об-ла-да-ли пра-вом объ-яв-ле-ния вой-ны, им за-пре-ща-лось при-сут-ст-во-вать на за-се-да-ни-ях За-ко-но-дательного кор-пу-са.

Эти ог-ра-ни-че-ния бы-ли при-зва-ны пре-дот-вра-тить чрез-мер-ное уси-ле-ние ис-пол-нительной вла-сти, ко-то-рое име-ло ме-сто в пе-ри-од яко-бин-ской дик-та-ту-ры.

Директория не смог-ла пре-одо-леть дос-тав-ший-ся ей в на-след-ст-во эко-но-мический кри-зис, вы-зван-ный ре-во-люционными вой-на-ми, хо-тя и объ-я-ви-ла о «кон-со-ли-да-ции» государственного дол-га, сокра-тив его на 2/3.

Ей не уда-лось обес-пе-чить и по-ли-тическую ста-биль-ность, сфор-ми-ро-вать ус-той-чи-вое боль-шин-ст-во в Зако-но-дательном кор-пу-се, еже-год-но об-нов-ляв-шем-ся на 1/3.

По-сто-ян-но ис-пы-ты-вая уг-ро-зы как сле-ва (со сто-ро-ны не-оя-ко-бин-цев), так и спра-ва (со сто-ро-ны роя-ли-стов), Директория бы-ла вы-ну-ж-де-на при-бе-гать для со-хра-не-ния сво-его ре-жи-ма к государственным пе-ре-во-ро-там, по-сколь-ку не су-ще-ст-во-ва-ло кон-сти-туционных ры-ча-гов раз-ре-ше-ния по-ли-тических кон-флик-тов, а основной за-кон мог быть пе-ре-смот-рен толь-ко че-рез 9 лет.

Кон-сти-ту-ция бы-ла на-ру-ше-на уже при соз-да-нии Директории, ко-гда Кон-вент по-ста-но-вил пе-ре-из-брать в но-вый За-ко-но-дательный кор-пус не ме-нее 2/3 сво-их чле-нов.

Дан-ная ме-ра обес-пе-чи-ла боль-шин-ст-во де-пу-та-там, сто-яв-шим на рес-пуб-ли-кан-ских по-зи-ци-ях, од-на-ко че-рез 2 го-да в па-ла-тах по-лу-чи-ли боль-шин-ст-во мо-нар-хи-сты.

Это за-ста-ви-ло Директорию со-вер-шить пе-ре-во-рот 18 фрюк-ти-до-ра V го-да рес-пуб-ли-кан-ско-го ка-лен-да-ря (4.9.1797), в ре-зуль-та-те ко-то-ро-го из со-ста-ва Со-ве-та пя-ти-сот и Со-ве-та ста-рей-шин бы-ло ис-клю-че-но зна-чительное чис-ло сто-рон-ни-ков мо-нар-хии, при-ня-ты ме-ры про-тив воз-вра-ще-ния во Фран-цию дво-рян-эмиг-ран-тов, 2 ди-рек-то-ра, по-доз-ре-вав-шие-ся в роя-лиз-ме, бы-ли при-го-во-ре-ны к из-гна-нию.

Од-на-ко уже 11.5.1798 года Директории вновь пе-ре-смот-ре-ла ре-зуль-та-ты вы-бо-ров, что-бы очи-стить За-ко-но-дательный кор-пус от не-оя-ко-бин-цев (так называемый пе-ре-во-рот 22 фло-реа-ля VI го-да рес-пуб-ли-кан-ско-го ка-лен-да-ря). 18.6.1799 года За-ко-но-дательный кор-пус за-ста-вил уй-ти в от-став-ку трёх ди-рек-то-ров из пя-ти (так называемый пе-ре-во-рот 30 пре-риа-ля VII го-да рес-пуб-ли-кан-ско-го ка-лен-да-ря).

Эта прак-ти-ка по-сто-ян-но-го на-ру-ше-ния кон-сти-ту-ции в це-лях по-дав-ле-ния как «ле-вых», так и «пра-вых» по-лу-чи-ла название «по-ли-ти-ки ка-че-лей».

При от-сут-ст-вии ус-той-чи-вой пар-ла-мент-ской под-держ-ки Директория не су-ме-ла про-вес-ти в жизнь про-грам-му ре-форм, на-прав-лен-ных на ук-ре-п-ле-ние национальной ва-лю-ты, по-вы-ше-ние эф-фек-тив-но-сти управ-ле-ния, усиле-ние ар-мии.

По-ли-тическая не-ста-биль-ность, рост влия-ния не-оя-ко-бин-цев, до-бив-ших-ся при-ня-тия про-грес-сив-но-го по-до-ход-но-го на-ло-га, от-толк-ну-ли от ре-жи-ма Директории его основную опо-ру — круп-ную бур-жуа-зию. По-ра-же-ния на фрон-тах, раз-но-гла-сия в За-ко-но-дательном кор-пу-се, страх пе-ред тре-бо-ва-ния-ми ле-вых вер-нуть-ся к тер-ро-ру и чрез-вы-чай-ной по-ли-ти-ке вре-мён яко-бин-ской дик-та-ту-ры за-ста-ви-ли часть де-пу-та-тов и ди-рек-то-ров под-дер-жать пе-ре-во-рот 18 брю-ме-ра VIII го-да рес-пуб-ли-кан-ско-го ка-лен-да-ря (9.11.1799), по-ло-жив-ший ко-нец ре-жи-му Директории.

Власть пе-ре-шла к На-по-ле-о-ну I Бо-на-пар-ту.

Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

Литература

  • Sciout L.

    Le Directoire. P., 1895–1897. Vol.

    Директория во Франции

  • Soboul A. Le Directoire et le Con-su-lat, 1795–1804. P., 1967;
  • Lyons M. France under the Directory. Camb., 1975;
  • Lefebvre G., Soboul A. La France sous le Directoire 1795–1799. P., 1984;
  • Gainot B. 1799, un nouveau Jacobinisme? P., 2001;
  • По-го-сян В. А. Пе-ре-во-рот 18 фрюк-ти-до-ра V го-да во Фран-ции. Ер., 2004.

Статью разместил(а)

Личман Георгий Евгеньевич

редактор

243. Конец конвента

Партии, низвергшие Робеспьера, получили название термидорианцев, и после «9-го термидора» революция пошла на убыль. Тотчас же после падения Робеспьера все, что было придавлено в эпоху террора, подняло голову и стало оказывать поддержку термидорианцам.

Дело дошло потом до закрытия якобинского клуба (в конце 1794 г.) и возвращения в Конвент на свои места уцелевших жирондистов (в начале 1795 г.). В 1795 г. оставшиеся в живых сторонники террора дважды поднимали на Конвент население Парижа (12 жерминаля и 1 прериаля), требовавшее «хлеба и конституции 1793 года», но Конвент усмирил оба восстания с помощью военной силы и приказал казнить нескольких бывших террористов («последние монтаньяры»).

Летом того же года конвент составил новую конституцию, известную под названием конституции III года. Законодательная власть поручалась уже не одной, а двум палатам – Совету пятисот и Совету старейшин, причем введен был значительный избирательный ценз, а исполнительная власть была отдана в руки пяти директоров («Директория»), назначавших министров и агентов правительства в провинциях.

Боясь, что выборы в новые законодательные советы дадут большинство противникам республики, Конвент решил, что две трети «пятисот» и «старейшин» будут на первый раз обязательно взяты из членов конвента. В нации в это время, действительно, происходила реакция против республики, очень ободрявшая роялистов. Когда Конвент объявил указанную меру, последние в самом Париже организовали восстание против конвента, в котором главное участие принадлежало буржуазии, боявшейся возвращения якобинского правления.

Это восстание произошло 13 вандемьера (5 октября 1795 года), и Конвент был спасен лишь благодаря распорядительности Наполеона Бонапарта, встретившего инсургентов картечью. В конце 1795 г.

Конвент уступил наконец место советам пятисот и старейшин и Директории.

244. Эпоха Директории

Конституция III года действовала четыре года (1795–1799), а её время носит в истории название эпохи Директории. Еще с 9 термидора во Франции все больше и больше обнаруживалось всеобщее утомление и разочарование. Политические принципы и интересы отступили на задний план; на первое место выдвинулись погоня за наживой и стремление к наслаждению жизнью.

Притом новая конституция постоянно нарушалась теми самыми людьми, которые прежде всего должны были ее оберегать. Роялисты между тем делали все большие и большие успехи. Выборы 1797 г. дали им большинство в советах, что заставило директоров республиканской партии с помощью войска насильственно очистить состав советов от роялистов и принять целый ряд мер террористического характера. Это происшествие носит название «18 фрюктидора».

В другой раз двое директоров с помощью советов насильно устранили из состава Директории двух своих товарищей и т. п. Это были вопиющие нарушения конституции; разумеется, такой образ действий не мог способствовать утверждению чувства законности в нации. Сторонники якобинцев тоже продолжали волноваться, и среди них в 1796 году образовался так называемый «заговор равных», во главе которого стоял Гракх Бабеф, мечтавший о введении во Франции коммунизма.

Заговор был открыт, причем Бабеф был казнен. В общем, никто не верил в прочность положения, созданного конституцией III года, а управление страной было в величайшем расстройстве.

245. Революционная армия

Иное зрелище, чем нация и внутреннее состояние страны, представляют собою в эпоху директории французская армия и внешняя политика республиканского правительства.

С 1793 г. Франция была в войне с большой европейской коалицией, и Конвент проявил необычайную энергию в деле защиты страны. В короткое время Карно организовал несколько армий, в которые устремились все наиболее деятельные, наиболее энергичные люди из всех классов общества. В армию шли и те, которые хотели своею грудью защищать дорогую родину, и те, которые мечтали о распространении республиканских учреждений и демократических порядков по всей Европе, и люди, желавшие для Франции военной славы и завоеваний, и люди, видевшие в военной службе лучшее средство лично отличиться и возвыситься.

Доступ к высшим должностям в новой демократической армии был открыт всякому способному человеку, и немало знаменитых полководцев вышло в это время из рядов простых солдат. Мало-помалу революционный пыл республиканских армий уступил, однако, место чисто военному патриотизму, и слава Франции сделалась им дороже её свободы. И Конвент, и Директория держались против собственных своих врагов, опираясь на эту силу: такими победами, какие были одержаны республиканцами 13 вандемьера или 18 фрюктидора, они были обязаны только солдатам.

У Директории были особые мотивы поощрять развитие воинственных инстинктов в нации. Правительство республики видело в войне средство отвлекать внимание общества от внутренней неурядицы и способ добывания денег. Революция не исправила печального состояния финансов, потому что постоянные смуты, сопровождавшиеся застоем в промышленности и упадком торговли, мешали улучшению финансов. Еще Учредительное собрание выпустило бумажные деньги (ассигнаты), обеспеченные церковными имуществами, но эти деньги так упали в цене, что чашка кофе стоила бумажками 25 франков.

Директория для поправления финансов придумала налагать большие денежные контрибуции на население завоеванных стран, и тогда во Францию потекли деньги и голландские, и немецкие, и итальянские, притом в таком количестве, что на них можно было продолжать и самую войну.

246.

ДИРЕКТОРИЯ (во Франции)

Молодость Наполеона

В эпоху Директории выдвинулся и тот человек, которому суждено было сделаться потом владыкой Франции – Наполеон Бонапарт. Он родился в 1769 г. на острове Корсике, принадлежавшем Франции с 1768 г., и происходил из мелкого дворянства.

Десяти лет родители отдали его в бриеннскую военную школу, где он потом кончил курс с чином артиллерийского поручика. Когда вспыхнула революция, ему было только двадцать лет. Он сразу примкнул к новому движению, а в эпоху террора стоял даже в очень близких отношениях к партии Робеспьера, за что чуть было не пострадал очень серьезно после 9 термидора. Свои замечательные военные дарования он обнаружил впервые в 1793 г.

под Тулоном, который возмутился против Конвента, а в 1795 году Конвент вверил ему свою защиту против восстания 13 вандемьера.

Наполеон Бонапарт во время осады Тулона

В эпоху директории Бонапарт сблизился с одним из членов этого учреждения (Баррасом), и в 1796 г.

двадцатисемилетнего генерала сделали главнокомандующим армией, которая должна была вести войну в Италии. В это время он еще раз оказал услугу республиканской партии, поддержав переворот 18 фрюктидора.

Уважаемые гости! Если вам понравился наш проект, вы можете поддержать его небольшой суммой денег через расположенную ниже форму. Ваше пожертвование позволит нам перевести сайт на более качественный сервер и привлечь одного-двух сотрудников для более быстрого размещения имеющейся у нас массы исторических, философских и литературных материалов.

Просьба делать переводы через карту, а не Яндекс-деньги.

Результаты термидорианского переворота 1794 были закреплены конституцией III года, выработанной и принятой Конвентом осенью 1795. Сам Конвент распускался (26 октября 1795). Законодательная власть сосредоточивалась в двух палатах - Совете пятисот и Совете старейшин; исполнительная вручалась Директории. Последняя состояла из пятерых человек и ежегодно обновлялась на одну пятую своего состава; в течение первых четырех лет порядок выходящих членов определялся жребием.

В Директорию первого состава вошли Л. М. Ла Ревельер-Лепо, Ж. Ф. Ребель, Ф. Л. О. Летурнер, П.

Директория (Французская революция)

Баррас, Л. Н. Карно. Для каждого вакантного места Совет пятисот составлял список десяти кандидатов, из которых Совет старейшин выбирал нового члена Директории.

Режим Директории соответствовал потребностям социальной консолидации класса собственников на нисходящей линии революции, обеспечивая компромисс между теми слоями буржуазии, которые выиграли от революционного перераспределения собственности, но не собирались рисковать основным капиталом, составленным еще до 1789, и «новыми» собственниками, основной капитал которых сформировался после 1789 и гарантии неприкосновенности которого были даны Якобинской диктатурой.

Еще до принятия новой конституции термидорианцы успешно расправились с восстаниями парижской бедноты в жерминале и прериале (апреле и мае 1795).

Социальная природа Директории ярко проявилась при разгроме «Заговора равных» Бабефа, составленного в 1795-96, и вместе с тем при подавлении роялистского мятежа в Париже 13 вандемьера (5 октября 1795). Тем не менее результаты выборов в Совет пятисот и Совет старейшин в жерминале V года (1797) показали серьезный рост влияния роялистов.

Монархисты, пополнившие обе палаты, приступили к ликвидации революционного законодательства. Так, 7 фрюктидора (20 мая 1797) были отменены законы 1792-93 против неприсягнувших священников, а 30 прериаля (18 июня 1797) Совет пятисот проголосовал за передачу права распоряжения финансами от Директории к Казначейству, контролировавшемуся ультраконсерваторами.

18 фрюктидора V года (4 сентября 1797) верные Директории республиканские войска заняли Париж, наиболее активные депутаты-монархисты были арестованы, результаты выборов в обе палаты по 49 департаментам аннулированы, приняты новые законы против эмигрантов и неприсягнувших священников, разрешена деятельность патриотических клубов.

Ликвидация парламентской оппозиции позволила Директории упорядочить налоговую систему (ноябрь 1797 - декабрь 1798), однако в целом финансовое положение оставалось тяжелым. Экономическому оживлению и дальнейшей стабилизации внутриполитической жизни Франции способствовала широкомасштабная внешняя экспансия - наполеоновские войны в Италии, Египте, грабеж соседних стран. Эта агрессия защищала термидорианскую Францию и от угрозы реставрации «старого порядка», и от нового подъема революционного движения.

Неизбежный в этих условиях рост влияния армии привел к перевороту 18 брюмера (9 ноября) 1799, установлению «твердой власти» - диктатуры Наполеона, покончившей с существованием Директории.

  • G. Lefebvre. La France sous le Directoire 1795-1799. Paris, 1977.
  • B. Baczko. Ending the Terror: the French Revolution after Robespierre.

    Директория выполняла функции правительства. Каждый год один из членов Директории выбывал по жребию и подлежал замене путем выборов. Директория имела большую власть: она назначала министров, комиссаров, послов. Как и правительство термидорианского Конвента, Директория выражала интересы «новых богачей», нажившихся на продовольственной и земельной спекуляции; Главным лицом в первом составе Директории стал бывший офицер флота Поль Баррас, который был тесно связан с промышленными и торговыми кругами. В области внешней политики новое правительство открыто поощряло территориальные завоевания, войны за пределами Франции с целью расширения сферы своего влияния.

    Активизация роялистов. Заговор Бабёфа.

    Политика термидорианцев вызывала недовольство самых различных кругов населения страны. Воспользовавшись возросшими проблемами Директории, роялисты 13 вандемьера IV года республики (5 октября 1795 г.) предприняли попытку возглавить мятеж и прийти к власти.

    Поводом послужил декрет новой власти о закреплении двух третей мест в Законодательном корпусе за членами Конвента и выборах только одной трети членов обеих палат. Недовольство народа решили использовать в своих целях роялисты.

    Более 20 тыс. человек собралось у здания Конвента, требуя отмены декрета о выборах. Народное возмущение направляли в нужное им русло монархисты. Для подавления мятежа Директории потребовался энергичный и решительный человек. Выбор правительства пал на генерала Наполеона Бонапарта. По его приказу на подступах к зданию Конвента были выставлены пушки, и залпы орудий рассеяли восставших. Это было первое применение картечи в уличном бою. Разгром мятежа роялистов 13 вандемьера принес Бонапарту большую известность, положив начало его стремительной военной и политической карьере.

    Наполеон Бонапарт (1769-1821) - одна из ярчайших личностей Нового времени, родился 15 августа 1769г. в городе Аяччо на острове Корсика в. семье обедневшего дворянина. Образование получил в Бриеннской военной школе, в военной школе в Париже. Будущий полководец очень любил математику, читал книги по истории, географии, увлекался современной и античной литературой. В 1785г. в чине младшего лейтенанта артиллерии Наполеон начал военную службу. В период Французской революции - бригадный генерал, при Директории - командующий армией. Восемнадцатого брюмера (9 ноября 1799г.) осуществил государственный переворот и установил режим личной власти в форме консульства. С 18 мая 1804 г. - император французов. Ввел Гражданский кодекс, осуществил ряд реформ. В результате войн под власть Наполеона перешла большая часть Западной и Центральной Европы. Разгром французской армии в России (1812) был началом краха империи Наполеона I. Вступление в апреле 1814 г. войск антифранцузской коалиции в Париж вынудило его отречься от престола. Был отправлен на о. Эльба. В 1815 г. вновь занял французский престол («Сто дней»). После поражения под Ватерлоо вторично отказался от престола (22 июня 1815). Умер в ссылке на о. Св. Елены в 1821 г. В 1840г. прах Наполеона Бонапарта был перевезён в Париж.

    Беднейшие слои населения были также недовольны новой властью и для этого у них были серьезные основания. На этой почве в 1 795-1 796 гг. в Париже возник «Заговор равных» во главе с Франсуа-Ноэлем Бабёфом (1760-1797). Сын отставного майора, в годы революции он проникся крайне уравнительными идеями, активно выступал против частной собственности. Осенью 1794 г. он начал издавать газету «Трибуна народа», которую закрыли термидорианцы. Вместе с другими сторонниками коммунистических идей Бабёф был заключен в тюрьму, где находился до осени 1795 г. По освобождению из тюрьмы Бабёф возглавил тайное «Общество равных», целью которого было свержение режима Директории и осуществление фактического равенства.

    Бабёф Граял (наст, имя Франсуа Ноэль) (1760- 1797)- французский революционер. При Директории - один из руководителей движения «Во имя равенства». Выступал за социализацию средств производства. В 1796 г. возглавил «Тайную повстанческую директорию», готовившую восстание. Казнен. Программой-минимум большинства заговорщиков была Конституция 1793 г., которая содержала ограничительные меры в отношении крупной собственности. Однако, Бабёф и некоторые другие участники заговора - Буонорроти и Сильвен Морешоль - шли гораздо дальше. Бабёф полностью отрицал частную собственность и был ярым приверженцем коммунистических идей. После свержения Директории Бабёф предполагал учредить в республике «Национальную коммуну» с передачей ей необрабатываемых земель и имущества, конфискованного у врагов революции: Деньги подлежали упразднению. Постепенно коммуна должна была охватить все население страны. Идеалом Бабефа было установление «республики равных» в форме революционной диктатуры трудящихся. Методами борьбы сторонников Бабефа были заговор и насилие.

    10 мая 1796г. тайное «Общество равных» было разгромлено. По доносу полицейского агента Бабёф и другие участники заговора были арестованы, а в 1797 г. он и его ближайший соратник Дартэ были гильотинированы. Коммунистические идеи заговорщиков не получили заметного распространения в обществе и заговор бьш обречен.

    Война против Второй коалиции.

    Итальянский и Египетский походы Наполеона Бонапарта, свержение монархии и установление республики во Франции вызвало активное сопротивление абсолютистских режимов в Европе и привело к образованию семи антифранцузских коалиций. Их целью было подавление революции, реставрация монархии во Франции и предотвращение распространения революционных идей в Европе.

    Первая антифранцузская коалиция была образована в начале 1792 г. После подписания союзного договора между Англией и Пруссией прусские войска перешли границу и в сентябре окружили крепость Верден. Но французская армия нанесла поражение интервентам и вынудила их оставить Францию. Революционная армия заняла всю Бельгию, левый берег Рейна, Савойю и Ниццу, где были уничтожены абсолютизм и феодальные привилегии. Это привело к расширению первой антифранцузской коалиции, в состав которой вошли Австрия, Англия, Россия, Пруссия, Испания, Сардинское Королевство, Неаполь, Бавария, Баден, Вюргемберг. В годы нахождения у власти якобинского Конвента вся территория республики была очищена от интервентов.

    В апреле 1795 г. в Базеле Пруссия и Испания подписали с Французской республикой сепаратные мирные соглашения. Согласно их условиям к Франции присоединялся левый берег Рейна, испанские владения на о. Гаити, часть Бельгии, а на территории Голландии утверждалась зависимая от Франции Батавская республика.

    Однако война с Австрией и Англией продолжалась. В апреле 1796 г. начался Итальянский поход французской армии, которую возглавил ставленник Директории Наполеон Бонапарт. За шесть дней он разгромил сардинскую и австрийскую армии. 15 мая между Францией и Пьемонтом (Сардинским королевством) был подписан договор, по которому королевство превращалось в вассала Франции. Наполеон - захватил Тироль и Мантую, в ноябре нанес поражение австрийцам в битве при Арколе, а в январе 1797 г. в битве при Риволи полностью разбил австрийскую армию эрцгерцога Карла. В октябре 1797 г. Австрия и Франция подписали мирный договор в Кампо-Формио, который закреплял за Францией левый берег Рейна, Бельгию, Ионические острова и фактически всю Италию. Выход из войны Австрии означал конец первой коалиции.

    Захват Францией о. Мальта, Египта, поход в Сирию, установление французского господства в Италии и Швейцарии - все это обусловило создание в 1798г. второй антифранцузской коалиции в составе Англии, Австрии, России и Турции.

    В1798-1799 гг. Бонапарт, выполняя приказ Директории, совершил поход в Египет и Сирию. В строжайшей тайне велась подготовка экспедиции французской армии. В армии Наполеона насчитывалась 21 000 солдат и офицеров. Однако успехи начального этапа экспедиции внезапно сменились неудачами. Получив извещение о назревании политического кризиса во Франции, Бонапарт оставил армию на своего заместителя генерала Клебера и 9 октября 1799 г. вернулся в Париж.

    Тем временем главные события разворачивались в Швейцарии и Италии. В Швейцарии австрийская армия и Тирольский корпус потерпели поражение от французов, но эти неудачи компенсировались победами российской армии под командованием А. Суворова в Италии. Русские войска разгромили французов на реке Треббии и при Нови, а в 1799 г. полностью вытеснили оккупантов из Италии. Российская эскадра адмирала Ф. Ушакова освободила Ионические острова, а английская эскадра адмирала Нельсона овладела о. Мальта.

    Вероломная политика Австрии во время вынужденного перехода ар-

    мии А. Суворова через швейцарские Альт»; (сентябрь - октябрь 1799), переворот 18 брюмера 1799 г. и сосредоточение власти в руках Наполеона, поражение австрийцев в Италии в битве при Маренго (июнь 1800) привели к выходу России из коалиции и подписанию ею союзного договора с Францией. Вторая антифранцузская коалиция распалась. В феврале 1801 г. Франция и Австрия подписали мирный договор.

    Переворот 18 брюмера и установление консульства.

    Военные поражения вконец подорвали и без того шаткое положение Директории. Одновременно активность проявляли и республиканцы, и роялисты, которые стремились возвратить себе власть. Все это происходило в условиях резкого усиления недовольства народа политикой Директории, падением ее авторитета.

    Влиятельные буржуазные круги делали ставку на установление власти «твердой руки». Выбирать потенциального диктатора долго не пришлось, этот выбор пал на авторитетного и влиятельного генерала Наполеона Бонапарта. В подготовке заговора принимали участие и два члена Директории - Эмманюэль-Жозеф Сиейес и Роже Дюко. Банкиры предоставили Бонапарту крупные суммы. 9 ноября (18 брюмера) 1799 г. Наполеон фактически разогнал Законодательный корпус, опираясь на преданные ему войска. Вечером того же дня для формального соблюдения законности был издан декрет о передаче власти трем консулам: Эмманюэлю-Жозефу Сиейесу, Роже Дюко и Бонапарту.

    
  • I. Функции государства - это основные направления его деятельности, в которых выражаются сущность и социальное назначение государства в обществе.
  • II. ЕДИНСТВЕННО ПРАВИЛЬНЫЙ СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
  • Директория (точнее - Исполнительная Директория, Directoire exécutif), правительство Французской республики, существовавшее с 4 ноября 1795 до 10 ноября 1799. Д. состояла из 5 членов (директоров), избиравшихся Советом пятисот и Советом старейшин. правительство Д. выражало интересы крупной буржуазии. Его внутренняя политика была направлена против революционного движения, внешняя - носила захватнический характер. Усиление активности роялистов побудило Д. совершить государственный переворот 18 фрюктидора (4 сентября 1797), в результате которого из состава Совета пятисот и Совета старейшин было исключено значительное число сторонников монархии, приняты меры против возвращения во Францию дворян-эмигрантов и против контрреволюционной агитации неприсягнувших священников. Новые выборы в Совет пятисот и Совет старейшин (апрель 1798) принесли победу республиканцам-демократам (было избрано значительное число якобинцев). После этого Д. «качнулась» вправо, проведя 22 флореаля (11 мая 1798) решение об аннулировании выборов депутатов-демократов. Летом 1799 Д. ещё раз «качнулась» влево. 30 прериаля (18 июня 1799) из состава Д. были выведены открытые реакционеры; была обложена прогрессивно-подоходным налогом крупная буржуазия. «Политика качелей», как определяли её современники, отображала внутреннюю слабость режима Д., вызывала недовольство крупной буржуазии, мечтавшей о твёрдой власти, которая надёжно защищала бы её господствующее положение в стране. Неудачи французских войск в 1799 ещё более подрывали позиции Д. Государственный переворот 18 брюмера (9 ноября 1799), совершённый Наполеоном Бонапартом при поддержке части армии и крупных финансистов, положил конец существованию Д. и привёл к установлению режима военно-буржуазной диктатуры.

    Государственно-политический строй Франции периода Первой империи
    В 1799 г. генерал Наполеон Бонапарт с помощью войск разогнал Законодательный корпус и упразднил Директорию. Управление страной было передано в руки трех консулов. Реальная власть сосредоточилась у первого консула, его пост занял Бонапарт.
    Внешне сохранен республиканский строй, но принятие важных решений было расчленено между Госсоветом, Трибуналом, законодательным корпусом и 1-м консулом. Народ был оттеснен от управления государством. Исполнительная власть находилась в ведении 3-х консулов, но фактически была у одного (Наполеона). Опираясь на крупных собственников и армию Наполеон приступил к упразднению наиболее демократических завоеваний конституции.
    Диктатура Наполеона была сначала временной, потом 10-летней, а потом - пожизненной и завершилась империей. По приказу Наполеона все земли были обмеряны и разделены, а новым собственникам (фермерам) были выданы сертификаты на владения участками. Был принят гражданский кодекс. Бонапарт сохранил внешнюю атрибутику революции - 3-цветный флаг, гимн “Марсельеза”. Была видимость республики - парламент, выборы, референдум, но вся реальная власть сосредоточилась в канцелярии Наполеона. Демократические свободы были ликвидированы. Огромная армия, разбухший бюрократический аппарат чиновников, многочисленная полиция составляли механизм империи. На административный аппарат была возложена главная задача - снабжать армию людьми, продовольствием, заботиться о военном снаряжении. Управление империей осуществлялось на началах жесткой централизации. На местном уровне управление было у чиновников (префектов, мэров). Принцип действия системы администрации - “Обсуждать коллегиально, действовать единолично”.
    Конституция 1799 г. юридически закрепляла новый режим. Основными чертами вводимого ею государственного строя были: верховенство правительства и представительство по плебисциту. Органы законодательной власти: Государственный совет, Трибунат, Законодательный корпус и Охранительный сенат. Административное деление страны на департаменты, дистрикты, коммуны. Процесс централизации и бюрократизации государственного аппарата достиг своего логического завершения.
    Провозглашение империи. В 1802 г. Бонапарт был объявлен пожизненным консулом с правом назначения преемника. Его власть, еще прикрытая республиканским декорумом, принимала монархический характер. Вскоре (1804) Бонапарт был провозглашен императором французов. С этого времени не только исполнительная, но и законодательная власть сосредоточилась в его руках (и отчасти Сената).
    Наполеоновская Конституция от 13 декабря 1799 г. оказалась самой краткой из всех. В ней всего 95 статей по сравнению с 377 статьями и Декларацией прав и обязанностей термидорианской Конституции от 22 августа 1795 г., 124 статьями якобинской Конституции от 24 июля 1793 г. и весьма объемной первой Конституцией от 3 сентября 1791 г. с Декларацией прав и 230 статьями. Она была примерно на 1/8 меньше термидорианской по общему объему.
    В 1804 г. сенатус-консультом (решением сената от 18 мая) первому консулу был присвоен титул императора Наполеона I. С этого момента термин "республика", который оставался в официальном употреблении ("управление республикой вверяется императору"), нес не больше смысла, чем в свое время в императорском Риме. 2 декабря Наполеон был увенчан короной императора.
    Высшая правительственная власть формально вручалась трем консулам (учреждение, заимствованное из опыта республиканского Рима) – один из них Наполеон. Фактически власть концентрировалась в руках первого консула (т.е. Наполеона), который помимо обычно немалых полномочий по назначению и смещению высших бюрократических чинов мог еще назначать (и смещать) членов Государственного совета, префектов в департаменты и коммуны, а также "в случае необходимости" наделялся чрезвычайными полномочиями. Следует отдать должное созидателям этой новой бюрократической иерархии: не очень надеясь на добросовестность и безупречность администраторов, авторы Конституции (в первую очередь аббат Сиейес) предусмотрели право Государственного совета издавать распоряжения, относящиеся к деятельности публичной администрации: "разрешать затруднения, возникающие в административной деятельности". Так было положено начало институту административной юстиции (суд для чиновников), когда судят правонарушителей - чиновников государства, держателей и носителей немалых властных полномочий.
    Следуя принципу суверенитета народа, первый консул фактически существенно снизил его значение и замедлил реализацию путем введения запутанной и псевдодемократической системы организации государственных учреждений власти. Был отменен непопулярный и откровенно плутократический имущественный ценз для граждан и оставлен только возрастной - 21 год для мужчин. Однако механизм выборности был сильно осложнен многоступенчатой (всего три ступени) системой выборов на департаментском уровне.
    Армия была превращена из национальной в корпоративную (профессиональную и цезаристскую). С 1800 г. введена система найма людей для службы в армии вместо богатых и знатных (уклонение от налога кровью). За счет новой наполеоновской аристократии обновлялся офицерский состав - создавались привилегированные подразделения гренадеров, драгунов и др.
    К концу правления Наполеона возникло 12 министерств, причем большая их часть была связана с проведением фискальной, военной и карательной политики. Это правительство назначало префектов в департаменты и супрефектов и мэров в дистрикты и коммуны. Выборные местные советы (муниципальные, общинные, общесословные) имели лишь совещательные полномочия, их решения подлежали визированию администратора соответствующего уровня - чиновника из центра.
    Наполеон включил в госаппарат и католическую церковь, позаботившись еще в 1801 г. о подписании с папой римским особого соглашения, где было сказано, что католицизм является религией "подавляющего большинства французов". Государство взяло священников на свое содержание, а они присягали на верность первому консулу, а затем императору французов.

    Аресты и казнь последних якобинских вождей были совершены так называемыми «термидорианцами» - противниками якобинцев из числа умеренных буржуазных лидеров, которые к лету 1794 г. составляли большинство в Конвенте. После свержения якобинской диктатуры они провозгласили «эру милосердия», но и она положила начало новому террору - теперь уже против якобинцев. Прежде всего были ликвидированы чрезвычайные революционные органы: Якобинский клуб, Комитет общественного спасения, революционные комитеты и трибуналы. Также упразднялись некоторые, причем явно не буржуазные, революционные нововведения (отменена система принудительной таксации цен и заработной платы).

    Однако нерешенность многих проблем и начавшийся контрреволюционный террор привели к всплеску народных выступлений в 1795 г. В этих условиях основной задачей термидорианцев стал поиск форм новой власти.

    В соответствие с принятой Конвентом в августе 1795 г. новой Конституцией создавалась новая система высших государственных органов.

    Законодательная власть состояла из двухпалатного законодательного корпуса, включавшего:

      Совет старейшин, формируемый из 250 делегатов от департаментов (право утверждения законопроектов);

      Совет пятисот, избираемый департаментскими собраниями (право законодательной инициативы).

    Исполнительная власть была представлена Директорией - ежегодно обновляемым на одного члена особым комитетом из пяти директоров, избираемых тайным голосованием депутатами законодательного корпуса. Каждый из директоров по три месяца в году председательствовал в Директории, возглавляя созданное ею правительство и подписывая принятые законодательным корпусом законы.

    Непрочность позиции и отсутствие политического курса, внутренние заговоры, опасность роялистского путча, а также явная неспособность справиться с экономическими трудностями приводили к нестабильности действий Директории («политика качелей»), что вызывало постоянное раздражение народных масс и, что было еще более опасным, брожение в армии.

    В этих условиях Директория, явно тяготясь своим положением, начала искать сильную личность, способную взять ситуацию под контроль. В конечном счете выбор остановился на молодом и амбициозном бригадном генерале - Наполеоне Бонапарте (1769-1821).

    Конституция 1799 г. Франции и государственный строй консульства Наполеона Бонапарта 1.

    Управление страной было передано в руки трех консулов. Реальная власть сосредоточилась у первого консула, его пост занял Бонапарт.

    Демократические силы, в значительной мере ослабленные в предыдущие годы, не смогли оказать должного сопротивления новой диктатуре. Биржа ответила на переворот повышением курса ценных бумаг. Новый режим поддержало крестьянство, которому была обещана и действительно обеспечена защита его собственности на землю.

    Конституция 1799 г. (по республиканскому календарю - Конституция VIII года) Конституция юридически закрепляла новый режим.

    Основными чертами вводимого ею государственного строя были верховенство правительства и представительство по плебисциту. Правительство состояло из трех консулов, выбираемых сроком на 10 лет. Первый консул наделялся особыми полномочиями:

    · он осуществлял исполнительную власть,

    · назначал и смещал по своему усмотрению министров, членов Государственного совета, послов, генералов, высших чиновников местного управления, судей.

    · Ему принадлежало право законодательной инициативы.

    Второй и третий консулы имели совещательные полномочия. Конституция назначила первым консулом Наполеона Бонапарта.

    В качестве органов законодательной власти учреждались:

    · Государственный совет,

    · Трибунат,

    · Законодательный корпус

    · Охранительный сенат.

    В действительности они были лишь пародией на парламент. Законопроекты могло предлагать только правительство, т. е. первый консул .

    ü Государственный совет осуществлял редактирование этих законопроектов,

    ü Трибунат их обсуждал,

    ü Законодательный корпус принимал или отвергал целиком без прений,

    ü Охранительный сенат утверждал.

    Таким образом, эти органы, ни один из которых не имел самостоятельного значения, лишь маскировали единовластие первого консула.

    Процедура их формирования еще более усиливала их зависимость от исполнительной власти:

    ü Члены Государственного совета назначались первым консулом.

    ü Охранительный сенат состоял из пожизненно назначенных членов (в дальнейшем их выбирал

    ü Сенат из кандидатов, выдвинутых первым консулом, Законодательным корпусом и Трибунатом),

    ü члены Законодательного корпуса и Трибуната назначались Сенатом.

    Устанавливалась строгая иерархическая подчиненность всех должностных лиц первому консулу. Процесс централизации и бюрократизации государственного аппарата достиг своего логического завершения.

    Период I империи:

    В 1802 г. Бонапарт был объявлен пожизненным консулом с правом назначения преемника. Его власть, еще прикрытая республиканским декорумом, принимала монархический характер. Вскоре Бонапарт был провозглашен императором французов. С этого времени не только исполнительная, но и законодательная власть сосредоточилась в его руках (и отчасти Сената).

    Огромное влияние на политическую жизнь страны приобрела армия. К этому времени она из освободительной, революционной превратилась в армию профессиональную и фактически наемную. Были созданы привилегированные войска - императорская гвардия.

    Особое значение в государстве имела полиция, собственно даже не одна, а несколько, каждая из которых осуществляла тайную слежку за другой. Наиболее важными, почти неограниченными полномочиями была наделена тайная политическая полиция.

    Государственный строй Франции по Конституции, Хартии 1814г.

    Реставрация Бурбонов. Хартия 1814 г. Крах империи Наполеона был связан не только с его военными пораже­ниями и с общей усталостью населения от бремени многочисленных войн. Экономические неурядицы, последовавшие за промышленным ростом, исчезновение продуктов первой необходимости, голодные бунты и неудачные попытки госу­дарства сдержать цены на хлеб - все это подрывало пре­стиж императорской власти. Бывший кумир и непререкае­мый авторитет превращался в "корсиканское чудовище".

    Реставрация монархии во Франции также не была слу­чайностью. Все послереволюционное развитие французской государственности (правление Директории, авторитарный режим Наполеона) способствовало компрометации респуб­ликанских институтов в общественном сознании Франции, подводило его к поискам "исторической справедливости" и к реставрации монархии с Бурбонами во главе.

    Падение Первой империи и установление "белого тер­рора" (расправы с политическими противниками монархии) не означали, однако, разрушения созданной Наполеоном бюрократической административной системы. В первое вре­мя даже министры императорского правительства (Талейран, Фуше) были использованы вернувшимися во Францию Бурбонами.

    Новый король, Людовик XVIII, сам не избежавший влия­ния либеральных идей, понимал, что реставрация монар­хии в ее неограниченном дореволюционном виде просто не­возможна, что конституционализм пустил глубокие корни во французском обществе. Но вернувшиеся к власти Бурбоны считали необходимым учредить во Франции консервативный вариант конституционной монархии, способный ис­коренить "революционную заразу" и соответствующий их собственному пониманию государственности. С этой целью они использовали явно устаревшие идеологические посту­латы, ссылаясь на свои "исторические права", на королев­ский суверенитет, на божественный порядок.

    Конституционные основы легитимной монархии (так именовался режим Реставрации) были определены в коро­левской Хартии 1814 г., октроированной (дарованной) Людо­виком XVIII французскому народу после его вступления на престол. Таким образом, в отличие от Конституции 1791 г., источником этого конституционного документа считался ко­ролевский, а не народный суверенитет.

    В Хартии предусматривалось возвращение титулов ста­рому дворянству и сохранение их за новой послереволюци­онной аристократией, которая, однако, была в значитель­ной мере истреблена во время "белого террора". Король по­лучил право жаловать дворянство "по своему усмотрению". Однако сам сословный строй в его дореволюционном виде (с дворянским землевладением) уже не мог быть восстанов­лен.

    Хартия была призвана обеспечить политическое доми­нирование в государстве дворянской аристократии и новой буржуазной элиты. Она не затрагивала систему отношений собственности, сложившуюся в результате революции, в том числе крестьянское землевладение. Ст. 9 гласила, что "все виды собственности неприкосновенны, не исключая так на­зываемой национальной".

    В Хартии нашли свое отражение также либеральные идеи. В ней говорилось о равенстве французов перед зако­ном, о гарантиях личной свободы, о свободе слова и печати, о недопустимости преследования за политическую деятель­ность, относящуюся "ко времени до восстановления династии" (т.е. к 1792-1814 гг.) и т. д. Противники монархии ус­матривали в этих положениях принципиально важное при­знание королем неотъемлемых прав народа. Таким обра­зом, в ряде отношений Хартия 1814 г. была более либераль­ной, чем последние конституционные документы Наполео­на. Во всяком случае режим легитимной монархии в боль­шей степени был ориентирован на законность, а не на лич­ный произвол.

    Король, особа которого рассматривалась как "непри­косновенная и священная", выступал в качестве верховного главы государства и "начальника всех вооруженных сил". Ему предоставлялось право объявлять войну, заключать международные договоры, издавать постановления и ордо­нансы, "необходимые для исполнения законов и для безопасности государства". Согласно Хартии, которая в прин­ципе отвергала идею разделения властей, исполнительная власть принадлежала исключительно королю, а законода­тельная власть осуществлялась совместно королем, пала­той пэров и палатой депутатов. При этом право предлагать законопроекты предоставлялось королю, а палаты могли лишь "всеподданнейше просить короля" рассмотреть их мнения о желательности тех или иных законов. За королем сохранялось право утверждать и обнародовать законы. От имени короля осуществлялось и правосудие.

    Предусмотренная Хартией 1814 г. сильная королевская власть, не допускающая противодействия других властей и политической оппозиции в любом виде, не означала восста­новления во Франции абсолютизма, к чему с самого начала призывали ультрароялисты.

    Законодательный орган по Хартии 1814 г. создавался (не без влияния британского опыта) на аристократической двухпалатной основе, что должно было укрепить политические позиции дворянской верхушки. Палата пэров целиком назначалась королем. Она состояла из пожизненных и наследственных пэров, многие из которых оказались в госу­дарственных делах случайными людьми. Палата депута­тов избиралась на 5 лет. Право созыва палат на сессию, объявления перерывов в их работе, а также роспуска ниж­ней палаты сохранялось за королем.

    Людовику XVIII не приходилось рассчитывать на поли­тическую поддержку со стороны широких слоев населения. Принимая во внимание неудачный для королевской власти эксперимент с избирательным правом по Конституции 1791 г., Людовик XVIII предпочел путь к твердому порядку через установление "сверхцензового" избирательного права.

    Участвовать в голосовании в палату могли лишь фран­цузы старше 30 лет, уплачивающие прямой налог в размере 300 франков (около 12-15 тыс. человек). От депутата требо­вались достижение 40 лет и уплата прямого налога в 1 тыс. франков (во Франции было не более 4-5 тыс. таких лиц).

    Благодаря такому высокому имущественному цензу в палату депутатов могли попасть лишь представители вер­хов общества: крупные землевладельцы, промышленники, финансисты, т. е. аристократическая элита, на поддержку которой и рассчитывала легитимная монархия.

    Не случайно первый же состав палаты был ультраре­акционным. По словам Людовика XVIII, ее депутаты были "более роялисты, чем сам король".

    Хартия не предусматривала ответственности правитель­ства перед представительным органом. Королю было пре­доставлено право назначать на все должности в сфере пра­восудия, а также государственного управления, в том числе формировать Совет министров. Министры ведали какой-либо определенной сферой администрации или же выполняли политические поручения (министры без портфеля). Отстав­ка министров происходила или по их собственной просьбе, или по воле короля в тех случаях, когда он не разделял мнения своих министров или же не одобрял их действий.

    Легитимная монархия сохранила в основных чертах судебную и административную систему Первой империи, ограничившись второстепенными реформами.

    Режим Реставрации, тяготевший к дореволюционному образу жизни, не мог остановить, тем более обратить вспять, поступательное развитие капитализма во Франции. Многие дворяне, невзирая на свои аристократические титулы, за­нимались предпринимательством, вступали в капиталисти­ческие компании.

    Но политическая реакция, набравшая силу при покро­вительстве королевской власти, задержала развитие демо­кратической государственности во Франции, добилась вре­менной стабилизации монархического строя. Поскольку этот строй при всем его консерватизме допускал в минималь­ных пределах элементы конституционализма, представи­тельства, экономического и политического либерализма, наиболее реакционная часть дворянства, особенно из числа эмигрантов, не сумевших приспособиться к новым услови­ям, открыто стремилась к восстановлению дореволюцион­ных порядков. Усилению реакции способствовало дальней­шее укрепление позиций католической церкви. Следуя дореволюционным канонам, Хартия объявила католицизм го­сударственной религией. В 1825 г. при короле Карле Х были приняты законы, восстановившие орден иезуитов, преду­смотревшие смертную казнь за святотатство и другие пре­ступления против церкви. В том же году был издан закон о выплате эмигрантам, потерявшим в годы революции свои имения, огромной денежной компенсации.

    Государственный строй Франции с 1814 по 1830 годы. Конституционная хартия 1814 года

    1814 - Сенат представил Людовику 18 проект конституционной хартии, которую он отклонил, но тут же даровал точно такую же уже от своего имени. Она объявляла восстановление первоначального положения:

    Права на престол - исключительно потомки бурбонов

    Франция - конституционная монархия

    Король священен и неприкосновенен

    Министры ответственны перед нар. представительством.

    Правом законодательства обладали: палата пэров, палата депутатов и король.

    Глава гос-ва, главковерх;

    Заключает союзы - война и мир;

    Издает чрезвычайные указы;

    Исключительное право законодательной инициативы.

    Пэры - назначаются пожизненно королем или получают свой титул по наследству.

    Депутаты:

    Прямой налог 100 франков в год (очень много)

    Избирались выборщиками (30 лет прямой налог 300 франков)э

    Король имел право созывать и распускать обе палаты законодательного органа.

    Министры назначались королем, судила их палата пэров, но обвиняла палата депутатов.

    Судей назначал король

    Сохранился кодекс Наполеона.

    Государственный строй Второй республики во Франции по Конституции 1848г.

    Конституция Франции 1852 г. Государственный строй Второй империи.

    Конституция Франции 1852 года - французская конституция времён Второй империи.

    2 декабря 1851 года во Франции произошёл государственный переворот, возглавляемый действующим президентом Французской республики Луи-Наполеоном Бонапартом. В ходе переворота законодательное собрание было распущено, а активисты оппозиционных партий - арестованы.

    Для санкционирования произведенного государственного переворота Луи-Наполеон объявил плебисцит. Гражданам Франции предлагалось дать утвердительный или отрицательный ответ на вопрос, желают ли они сохранить власть Луи-Наполеона и предоставить ему необходимые полномочия для установления конституции на основе следующих пяти положений:

      верховная власть принадлежит ответственному президенту, избираемому сроком на 10 лет;

      министры зависят только от исполнительной власти;

      Государственный совет, составленный из выдающихся граждан, подготавливает законы и представляет их Законодательному корпусу;

      Законодательный корпус, избираемый всеобщим голосованием, обсуждает и принимает законы;

      вторая палата, составленная из наиболее знаменитых граждан, защищает основной закон и гражданские свободы.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!