Образование для Вас

"Великий невидимка – воздух". Совместная познавательно-исследовательская деятельность с детьми подготовительной группы. Конспект занятия для детей старшей группы. Воздух и его свойства Что такое воздух для детей объяснение

Разделы: Работа с дошкольниками

Экспериментальная деятельность старших дошкольников, является одним из методов развивающего (личностно-ориентированного) обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебно-воспитательного процесса и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам. Образовательный процесс строится как самостоятельный поиск воспитанниками нового знания, новых познавательных ориентиров высокого уровня сложности, процесс исследования становится определяющим для построения обучения.

В совершенстве владеть всеми экспериментальными умениями под силу не каждому старшему дошкольнику, но определенных успехов можно добиться в результате тех усилий и условий, которые в данной ситуации может выстроить экспериментальная деятельность.

Цель экспериментального обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых дети:

  • самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
  • учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
  • приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
  • развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
  • развивают системное мышление.

Задачи:

  • закрепить знания детей о свойствах воздуха:
  • активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме;
  • развивать наблюдательность, умение делать выводы, анализировать; воспитывать у детей познавательный интерес, умение видеть удивительное в окружающем мире;
  • воспитывать экологическую культуру;
  • воспитывать аккуратность при работе.

Ход экспериментальной деятельности

То, что я услышал, я забыл.
То, что я увидел, я помню.
То, что я сделал, я знаю!

На первом этапе работы приготовили карточки с различными изображениями – темами будущих исследований. Детей посадили кружком, в центре поставили небольшой столик так, чтобы каждому было видно всё происходящее. Как только все удобно устроились, карточки с темами будущих исследований выложили на столе, и объявили: «Сегодня мы будем учиться проводить самостоятельные исследования – так же, как это делают взрослые учёные.

Темы постарались подобрать так, чтобы они давали возможность использовать не только метод наблюдения, но и провести собственные эксперименты: вода, воздух, земля, огонь, магнит, бумага, камень, мыло, хлеб. Сначала рассмотрели все представленные карточки и выяснили: «Что же обозначает то, или иное изображение?». После короткого обсуждения, направляемого педагогом, дети остановили свой выбор на теме «Воздух». Карточку с изображением, обозначающим выбранную тему, закрепили на магнитной доске. Остальные аналогичные карточки (с «темами исследования») пока убрали. Объяснили исследователям: «Их задача – получит как можно больше новых сведений о том, что является предметом их исследования и подготовить о нём сообщение – небольшой доклад».

Начали с обычных проблемных вопросов: «Как вы думаете, с чего начинает исследование учёный?», «Что мы должны сделать в начале?». Как мы и предполагали дети назвали основные методы проведения исследования, но о том, что в первую очередь «необходимо подумать самому» не высказал предположения никто. Пришлось подводить детей к нужной идее. Рассказали ребятам о том, что человек без пищи может прожить две недели, без воды – три дня. А вот без чего человеку будет очень сложно прожить больше трёх минут? Спросили сначала у детей, что такое воздух и как можно его увидеть и почувствовать. Ребята не смогли ответить на поставленные вопросы, что нас нисколько не удивило. Затем составили план исследования, используя готовые карточки из книги А.И.Савенкова «Методика исследовательского обучения дошкольников», в соответствии с которым проводилась вся дальнейшая работа.

Все мы слышали, что нас постоянно со всех сторон окружает воздух. Но его нельзя ни увидеть, ни потрогать руками. Так может и нет никакого воздуха, а все разговоры, лишь домыслы перемудривших ученых? Не будем доверять слухам, а проверим с помощью опытов и экспериментов: существует ли воздух и какими свойствами он обладает. Условились с ребятами, что будем обозначать воздух следующим символом-круг в центре, которого стоит точка .

1. «Воздух существует!»

Сомните лист бумаги и затолкайте его в стакан так, чтоб он не падал при переворачивании стакана. Погрузите стакан полностью под воду, держа его вниз отверстием. Достаньте стакан. Проверьте, намокла ли в нем бумага? Бумага в стакане остается сухой.

Вода не может заполнить перевернутый стакан, потому что он уже заполнен воздухом. «Пустой» стакан полон воздуха. Воздух – газ. Он не имеет размера и формы, но может заполнить любое пространство

Вывод: Воздух существует!

2. «Воздух – невидимка»

Пусть ребята положат ладошку на грудь и почувствуют, как грудная клетка поднимается при вдохе и опускается при выдохе. Это входит и выходит воздух, которым мы дышим.

Предложите детям ладошками зажать рот и нос, а сами посчитайте вслух, сколько времени (в условных единицах) они могут не дышать. Воздух есть везде: и в группе, и у нас дома, и на улице, просто мы его не видим, но знаем, что он всегда вокруг нас. Воздух никто не видит, поэтому его и называют «невидимка».

Вывод: Человеку необходим воздух, что бы жить. Воздух бесцветный, прозрачный (через него всё видно).

3. «Воздух не имеет вкуса»

Предложите детям вдохнуть ртом воздух.

Вывод: Воздух – безвкусный.

4. «Воздух не имеет запаха»

Предложите детям вдохнуть носом воздух. Затем возьмите лимон, чеснок, одеколон и предложите ребятам поочерёдно попробовать почувствовать запахи,

которые распространяются по помещению.

Вывод: Чистый воздух не имеет собственного запаха, но может запахи передавать.

5. «Мы дышим воздухом»

Возьмите стаканы с водой и соломинки для коктейля, и пусть дети выдыхают воздух через соломинку в воду. В стакане появятся пузырьки воздуха. Это выходит воздух из наших лёгких. Чем больше воздуха, тем больше пузырей.

Вывод: Мы дышим воздухом.

6. «Сколько воздуха в лёгких»

Наполните доверху пластиковую бутылку водой, закройте крышкой. Затем опустите бутылку горлышком в ёмкость с водой, снимите крышку (бутылку необходимо держать под водой), вставьте в горлышко под водой трубку от медицинской капельницы. Устройство готово. Попросите ребёнка набрать в лёгкие как можно больше воздуха и дуть изо всех сил в шланг. Воздух будет из лёгких поступать в бутылку и вытеснять воду, то есть в верхней части бутылки будет образовываться пустота. Чем больше воздуха ребёнок сумел набрать в свои лёгкие за один вдох, тем больше воды он сумеет вытеснить из бутылки.

Вывод: Воздух вытесняет воду.

7. «Весёлые пузырьки»

Дайте, детям пустую пластиковую бутылку, и попросите опустить её в таз с водой. Из горлышка бутылки начинают выходить и подниматься вверх воздушные пузырьки.

Вывод: Бутылка не пустая – в ней воздух. Воздушные пузырьки поднимаются к поверхности, потому что воздух легче воды.

8. «Дрессированные изюминки»

Налейте в стакан газированной воды или лимонада и положите в него несколько изюминок – пусть это будут рыбки. Рыбки упадут на дно. Теперь сделайте пассы руками: «Крибле, крабле, бумс! Изюминки, – вы рыбки плывите!».

И на глазах изумлённых детей изюминки начнут всплывать. Что, неужели и правда, изюминки стали рыбками? Да, конечно же нет.

Вначале изюминки тонут, т.к. он тяжелее воды, затем пузырьки воздуха из лимонада (они напоминают маленькие воздушные шары) облепляют изюминки и они всплывают на поверхность.

Вывод: Воздух легче воды, поэтому воздушные пузырьки и поднимают изюминки на поверхность.

9. «Поймаем воздух»

Дайте детям полиэтиленовые пакеты и помогите им захватывающим движением поймать воздух и закрыть пакет. Пакеты становятся похожи на подушечки.

Вывод: Воздух не «невидимка». Его можно увидеть, заключив в оболочку.

10. «Весёлые игры»

Предложите детям поиграть с мыльными пузырями и воздушными шарами (этим вы докажите, что воздух легкий). Шарики легко подпрыгивают вверх, а мыльные пузыри можно перемещать даже дыханием.

Вывод: Воздух очень лёгкий.

11. «Есть ли вес у воздуха?»

Проделаете три отверстия в линейке (длинной не менее 30 см) два по краям и одно точно в центре. Привяжите один конец шнура к центральному отверстию, а другой, например, к спинке стула.

Надуйте большой воздушный шар и привяжите его к одному из отверстий на конце линейки. Ко второму отверстию привяжите баночку или коробочку. Поместите в баночку немножко песка или риса, чтобы уравновесить воздушный шар. Позвольте воздуху понемногу выходить из шарика (приклейте к шарику кусочек скотча и проткните его иголкой). Равновесие нарушается, баночка с грузом опускается вниз.

Вывод: Когда воздух выходит из шарика, шарик становится легче. Следовательно – воздух имеет вес.

12. «Какой воздух легче?»

Для этого эксперимента понадобятся наши самодельные весы из предыдущего опыта. Привяжите к одному концу весов легкую пластиковую бутылку или банку вниз отверстием. Уравновесьте весы с помощью песка или любой крупы.

Зажгите свечу и держите её так, чтобы пламя находилось под отверстием банки. Равновесие нарушилось. Банка с нагретым воздухом поднимается вверх.

Вывод: Горячий воздух легче холодного занимающего тот же объем.

13. «Живая змейка»

Предложите рассмотреть змейку (круг, прорезанный по спирали и подвешенный на нить). Продемонстрируйте ребёнку вращение змейки над горящей свечой. Змейка вращается, но не опускается вниз. Проведите рукой ребёнка над пламенем, чтобы определить, что воздух над свечой теплее.

Вывод: Тёплый воздух, поднимаясь вверх, не даёт змейке опускаться. Воздух движется и заставляет вращаться бумажную спиральку.

14. «Воздух движется»

Предложите ребятишкам помахать веером около лица. Веер движется и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться, и дети ощущают лёгкий ветерок.

Вывод: Ветер – это движение воздуха.

15. «Выпуклый и “впуклый” шарик»

Налейте в стеклянную бутылку тёплой воды и дайте ей прогреться несколько минут. Затем воду вылейте. Срежьте колечко на горловине шарика и натяните шарик на горлышко бутылки. Он надуется и будет похож на гриб.

Теперь поставьте бутылку в миску с холодной водой и посмотрите, как шарик втянется в её горлышко.

Вывод: Охлаждаясь, воздух в бутылке сжимается, съёживается и занимает всё меньше места. На освободившееся место устремляется более тёплый воздух снаружи. И шарик, который закрывает ему доступ в бутылку, втягивается внутрь.

16. «Сопротивление воздуха»

Возьмите два одинаковых куска обычной газетной бумаги. Скомкайте один из листов. Поднимите руки высоко вверх и отпустите бумагу падать в свободном падении. Вы увидите, что лист смятой бумаги сразу падает на землю. Плоский лист медленно плывет вниз.

Вывод: Воздух сопротивляется движению объектов. Чем больше поверхность объекта, тем труднее для объекта перемещаться по воздуху. Плоский лист бумаги имеет большую поверхность, чем смятый комок. Легковые автомобили, поезда и самолеты имеют обтекаемую форму, чтобы уменьшить площадь поверхности сопротивления воздуху.

17. «Воздух держит воду»

Положите кусок картона с глянцевой поверхностью (слегка смочить гладкую поверхность водой) на стакан с водой. Придерживая картон рукой, быстро переверните стакан и уберите руку (лучше это делать над тазом или раковиной). Картон будто приклеился к стакану. Вода остаётся в стакане.

Если эксперимент не получился в первый раз, попробуйте еще раз, на этот раз заполните стакан до самых краев и убедитесь в отсутствии пузыря воздуха между картоном и стеклом.

Вывод: Вода удерживается в емкости из-за давления воздуха снаружи. Это давление воздуха больше, чем давление воды на картон.

18. «Можно ли сжать воздух»

Возьмите шприц без иглы и наберите в него воздух. Закройте пальцем отверстие и сильно надавите на поршень. Сначала поршню будет трудно двигаться, а потом он и вовсе остановится. А палец, закрывающий отверстие, будет испытывать на себе сильное давление.

Теперь, продолжая закрывать отверстие, отпустите поршень, он вернётся в первоначальное положение.

Вывод: Воздух можно сжимать,– поршень это и делает. При сжатии усиливается давление воздуха и на палец, и на поршень. Но сжатый воздух стремиться расшириться, то есть вернуться в первоначальное положение.

19. «Воздух давит на воду»

Возьмите шприц без иглы наберите в него немного воздуха, а затем сделайте забор воды.

Надавите на поршень (не забудьте подставить ёмкость). Поршень начинает давить на воздух, который в свою очередь оказывает давление на воду в шприце и вода вытекает из шприца.

20. «Реактивный шарик»

Предложите детям надуть воздушные шары и отпустить их. Обратите внимание на траекторию и длительность его полета шариков. Помогите детям сделать вывод, что для того, чтобы шарик летел дольше, надо его больше надуть.

Воздух, вырываясь из шарика, заставляет его двигаться в противоположную сторону. Расскажите, что такой же принцип используется в реактивных двигателях.

Вывод: Воздух, вырываясь из шарика, заставляет его двигаться в противоположную сторону, такой же принцип используется в реактивных двигателях.

21. «Свеча в стакане»

Предложите ребятам выяснить, как можно погасить свечу (пламя), не прикасаясь ни к свече, ни к пламени и не задувая ее. Вместе с детьми проделайте следующее: зажгите свечу, накройте ее банкой и понаблюдайте до тех пор, пока она не погаснет.

Подведите детей к выводу о том, что для горения нужен кислород, который при этом превращается в газ.

Вывод: Когда доступ кислорода к огню затруднен, огонь гаснет. Люди используют это для тушения огня при пожарах.

22. «Можно ли лежать на воздушных шариках?»

Предложите ребёнку встать на воздушный шарик. Ну, конечно же, у него ничего не получится. А теперь пусть он попробует сесть на него. Ну что? Опять ничего не получилось? А теперь спросите у детей: «Раз на нём нельзя ни стоять, ни сидеть, может быть, на нём можно лежать?» Лежать тоже невозможно?

А теперь сделаем так, чтобы на воздушных шариках можно было, и стоять, и сидеть. И лежать. Как? Очень просто!

Возьмите большой полиэтиленовый пакет. Лучше, чтобы он был плотным, а не тонким и, кроме того, не имел ни одной дырочки.

Надуйте столько воздушных шариков, чтобы их можно было уложить в этот большой мешок, и завяжите узел. Теперь на этот импровизированный матрац положите перевёрнутый вверх ножками детский столик, чтобы его тяжесть распределилась равномерно на все шарики.

И вот, вуаля! Теперь можно и стоять, и сидеть, и лежать на воздушных шариках.

Вывод: Воздух упругий. Помещенный в определённую оболочку, воздух может быть очень полезен в повседневной жизни.

Воздух, он объект особый,
Его руками не потрогать.
Чтоб его увидеть глазом
В трубочки подули разом.
Потом на радость детворы
Надували мы шары.
Всю эту так сказать работу
Назвали умным словом «опыт».

Все сведения мы с ребятами проанализировали и обобщили. Естественно, пришлось активно помогать, юным исследователям, обобщать полученные данные. Для детей это было очень сложной задачей. Но вместе с тем мы понимали, что на данном материале, как ни на каком другом, можно развивать мышление, творческие способности, речь ребёнка.

После обобщения информации два добровольца-исследователя по очереди дополняя друг друга, поглядывая на опорные схемы (Приложение 1 ), сделали доклад.

По итогам защиты мы поощрили не только докладчиков, но и тех, кто задавал «умные», интересные вопросы.

Экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. Совместное экспериментирование поможет ребёнку узнать ответы на интересующие его вопросы, сделать правильные выводы, а так же услышать доказательства более доступным языком. Детское экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребёнка; на развитие творческих способностей, на укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности.

Список литературы:

  1. Данюкова А.
Вы любите проекты? //Обруч. -2001.-№4.-с. 11-13.
  • Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В.
  • Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М. : ТЦ «Сфера», 2001.-192с.
  • Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. /Авт. -сост. : Л. С. Киселева и др. – М. : АРКТИ, 2003.– 96 с.
  • Рагулина Л., Крюкова Н., Каргопольцева Л
  • . Бизнес проект в ДОУ. //Обруч. – 2002.– № 6.– С. 7-9.
  • Савенков А.И.
  • Методика исследовательского обучения дошкольников. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров»,2010.-128с.

    Разделы: Работа с дошкольниками , Конкурс «Презентация к уроку»

    Презентация к уроку








    Назад Вперёд

    Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

    Цель занятия: формировать представления детей о воздухе и его свойствах.

    Задачи занятия:

    • способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений;
    • развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;
    • закрепить элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья, о некоторых правилах экологической безопасности, развивать экологическое сознание детей;
    • развивать у детей навыки сотрудничества через вовлечение в различные виды деятельности с детьми и взрослыми;
    • воспитывать культуру общения, активизировать речевую деятельность детей.

    Ход занятия

    – Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку:

    Он нам нужен, чтобы дышать,
    Чтобы шарик надувать.
    С нами рядом каждый час,
    Но невидим он для нас!

    – Что это?

    – Правильно, это воздух. И сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Для этого я приглашаю вас в лабораторию.

    Воспитатель показывает картинку (слайд 2) с изображением планеты Земля.

    – Наша планета Земля окружена со всех сторон толстым слоем воздуха.

    Эта удивительная оболочка называется – атмосфера. Если бы ее не было, все живое погибло бы в палящих лучах Солнца днем, а ночью погибло бы от космического холода. Без воздуха наша планета Земля была бы мертвой пустыней.

    Куда бы мы ни пошли, куда бы мы ни поехали по морю или по суше везде есть воздух.

    – А кто из вас, ребята, видел воздух? Я тоже его не вижу в нашей лаборатории, но я знаю, что он здесь есть. И сейчас вместе с вами в этом убедимся.

    НАБЛЮДЕНИЕ 1. Как обнаружить воздух.

    – Воздух легко обнаружить, если создать его движение. Помашите веером перед своим лицом. Что вы почувствовали?

    (Воздух не видим, но его можно почувствовать кожей как легкий ветерок).

    НАБЛЮДЕНИЕ 2 (с пакетиками)

    – А еще, воздух можно «поймать» в пакетик. Что у нас в пакетиках? (воздух)

    – А какой он? Видим мы его? Почему мы его не видим? (Воздух бесцветный, прозрачный)

    – Каким стал мешочек, заполненный воздухом? (упругим)

    – Воздухом можно надувать (заполнять) различные мягкие предметы. Заполняя предметы, воздух становится упругим, а бесформенные предметы приобретают форму. (Надуть мягкий бесформенный шарик, дать детям его потрогать). Внутри каких предметов есть воздух? (Мяч, автомобильные шины)

    НАБЛЮДЕНИЕ 3. Опыт с соломинкой.

    – А как еще можно увидеть воздух? Возьмите каждый по соломке и подуйте через нее в стакан с водой. Что выходит из воды с пузырьками?

    А какие еще пузыри можно пускать? (мыльные)

    – Что находится внутри мыльных пузырей? (воздух)

    ВЫВОД : Воздух находится везде.

    НАБЛЮДЕНИЕ 4. Воздух есть во всех предметах.

    На столе у воспитателя стоит банка с водой и лежат небольшие предметы (камень, пуговица, губка и пр.)

    – Есть ли воздух в этих предметах? (ответы детей)

    – Я буду опускать эти предметы в воду, а вы внимательно наблюдайте, что произойдет? (предметы тонут (падают на дно), при этом из них выходят пузырьки, которые поднимаются вверх)

    – Пузырьки – это воздух, он был в предмете и вышел из него, когда предмет попал в воду. Пузырьки воздуха поднимались вверх; воздух легче воды.

    НАБЛЮДЕНИЕ 5. Воздух занимает место.

    – У меня есть стакан, на дне которого закреплен листочек бумаги. Как вы думаете, если опустить стакан в воду, что произойдет с листочком, он намокнет или останется сухим?

    Перевернув стакан вверх дном, медленно опускаем его в воду(стакан надо держать прямо), пока он не коснется дна. Затем достаем стакан из воды. Почему бумажка на дне стакана осталась сухой?

    (ответы детей)

    – В стакане есть воздух, это он не дал воде намочить листочек, он не пропустил воду в стакан.

    А теперь я опущу стакан с листочком в воду, но держать стакан буду немного наклонно. Что появляется в воде? Видны пузырьки воздуха. Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана и его место занимает вода. Что произошло с нашим листочком бумаги? Он намок. Вода вытеснила воздух из стакана и заняла его место, заняла все пространство и намочила листочек бумаги.

    Итак, что мы с вами узнали о воздухе? (слайд 3)

    • Воздух повсюду.
    • Он прозрачный, бесцветный, без вкуса, без запаха.
    • Легче воды.

    Он прозрачный невидимка,
    Легкий и бесцветный газ.
    Невесомою косынкой
    Он окутывает нас.

    ИГРА «УЗНАЙ ПО ЗАПАХУ»

    Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.

    Закройте глаза, зажмите нос. Я пронесу мимо вас предмет, а вы попробуйте узнать его по запаху. Удалось?

    (нет, нос бал закрыт)

    Откройте нос. А теперь? Запах распространяется по воздуху, поэтому мы его чувствуем, когда вдыхаем воздух.

    ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА.

    Как дышит человек? Положите ладонь на грудь и почувствуйте как происходит дыхание?

    Вдох – вдыхает хороший воздух (кислород)

    Выдох – выдыхает плохой воздух (углекислый газ)

    Человек дышит всю жизнь, воздух ему необходим для жизни каждую секунду.

    – Закройте ладонью рот и нос, чтобы не дышать. Что почувствовали, что испытали?

    Человек может прожить

    Без пищи – 30 дней;

    Без воды – 14 дней;

    Без воздуха – несколько минут. (слайд 4)

    – Когда мы просто вдыхаем-выдыхаем воздух, видим мы его?

    А когда можно увидеть воздух, который мы выдыхаем? (зимой, изо рта выходит пар).

    Мы вдохнули глубоко,
    Дышим мы легко-легко.
    (медленный вдох-выдох на 4 сек)
    Подыши одной ноздрей
    И к тебе придет покой.
    (продолжительный вдох-выдох одной ноздрей, указательным пальцем закрыть другую ноздрю)

    Глубокий вдох – руки вверх,
    Продолжительный выдох – руки через стороны вниз.

    – Для чего человеку важно правильно дышать? (Чтобы не болеть)

    При правильном дыхании через нос, воздух в носу согревается, очищается от загрязнений и поступает в легкие.

    Только чистый воздух полезен для здоровья. За чистотой воздуха на Земле следят ученые – ЭКОЛОГИ. Они изучают, как человек влияет на природу, что он может сделать, чтобы меньше загрязнялся воздух.

    – Что в нашей жизни загрязняет воздух? (слайд 5)

    (дым заводов, фабрик, пожары, выхлопные газы, пыль, дым сигарет…)

    – Что надо делать, чтобы воздух оставался чистым?

    (на заводах и фабриках ставят специальные фильтры для очистки воздуха, поливать дорожки, тротуары; сажать деревья, кусты, цветы; проветривать помещения, протирать пыль)

    НАБЛЮДЕНИЕ 6.

    – Вы знаете, что произойдет с воздухом, если его нагреть?

    Шарик, надетый на пустую бутылку, надувается при погружении бутылки в теплую воду, сдувается – при погружении в холодную воду.

    Воздух нагрелся, расширился и выходит из бутылки. Вот почему шарик надулся. Теплый воздух поднимается вверх.

    – А где человек использует это свойство воздуха? (воздухоплавание) (слайд 6)

    НАБЛЮДЕНИЕ 7. Ветер – это движение воздуха.

    Включить вентилятор, дать почувствовать детям ветерок.

    Откуда взялся ветер?

    Для чего нужен вентилятор? (в жаркую погоду освежать воздух)

    – Что такое ветер? (движение воздуха)

    Мы не можем увидеть ветер, потому что воздух прозрачный, но мы можем наблюдать как плывут облака, колышатся листочки на деревьях, качаются ветки деревьев)

    – Человек давно научился использовать свойства воздуха. А где работает воздух? (слайд 7)

    ИТОГ ЗАНЯТИЯ:

    Что вы сегодня узнали о воздухе? (слайд 8)

    • Воздух – часть природы. Он везде вокруг нас, мы им дышим.
    • Воздух невидим, прозрачен.
    • Воздух может двигаться.
    • Воздух не имеет запаха, но он может переносить запахи когда движется.
    • Воздух при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается.
    • Воздух необходим всем нам. Без него нет жизни.

    Какой из опытов вам больше всего понравился, о каком свойстве воздуха он нам рассказал?

    А знаете ли вы, что у воздуха есть еще одно удивительное свойство – с воздухом можно поиграть. Продаются даже специальные игрушки для игр с воздухом. (Вертушки, мыльные пузыри, воздушный змей…)

    Мы с вами сегодня узнали о свойствах воздуха, проводя опыты и эксперименты с воздухом. Я думаю, обо всем интересном, что вы узнали сегодня в нашей лаборатории, вы расскажите своим друзьям и родителям. А ваши мамы и папы вам смогут рассказать и о других свойствах воздуха и прочитать о «великом невидимке» в энциклопедиях.

    Спасибо вам ребята за занятие, с вами было очень приятно и интересно общаться.

    Литература:

    1. «Воздух» сост. Ю.И. Смирнов. – СПб: Сова, 1998.
    2. Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию!» – СПб: Детство-Пресс, 2007.
    3. Куликовская И.Э, Совгир Н.Н. «Детское экспериментирование» – М.: Педагогическое общество России, 2005.
    4. Николаева С.Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду» – М.: Педагогическое общество России, 2003.
    5. Павленко И.Н., Родюшкина Н.Г. «Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ: Интегрированные занятия. – М.: Т.Ц. Сфера, 2006.
    6. Паркер С., Оливер К. «Человек и природа» (100 вопросов и ответов)/ пер. с англ. М.М. Жуковой, С.А. Пылаевой. – М.: ЗАО «Росмен-Пресс», 2006.
    7. «Научные ответы на детские «почему». Опыты и эксперименты для детей от 5 до 9 лет / Автор-составитель Зубкова Н.М. – СПб: Речь, 2009.
    8. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие – СПб: Детство-Пресс, 2009.

    Воздухом называется смесь природных газов - азота, кислорода, аргона, углекислого газа, воды и водорода. Он является первоисточником энергии всех организмов и залогом здорового роста и долгой жизни. Благодаря воздуху в организмах происходит процесс метаболизма и развития.

    Воздух в жизни растений и животных

    Воздух играет огромную роль в жизни растений. Основополагающими компонентами необходимыми для роста и жизни растений являются кислород, углекислый газ, водные пары и почвенный воздух. Кислород необходим для дыхания, а углекислый газ для углеродного питания.

    Кислород жизненно необходим для всего живого. Растения не могут прорастать без насыщения кислородом. В этом элементе нуждаются и корни и листья, и стебли растений.

    Углекислый газ проникает в растение путем внедрения через его устьица в среду листа, попадая в клетки. Чем выше концентрация углекислого газа, тем лучше становится жизнь растений.

    Воздух способствует осуществлению микробиологических процессов, происходящих в почве. Благодаря этим процессам в почве образуются элементы, необходимые для питания, роста и жизни растений - азот, фосфор, калий и другие.

    Также воздух играет особую роль в формировании механических тканей у наземных растений. Он служит им окружающей средой, защищая от воздействия ультрафиолетовых лучей.

    Движение воздуха немаловажно для благоприятного роста растений. Горизонтальное движение воздуха иссушает растения. А вертикальное способствует распространению пальцы, семян, а также регулирует тепловой режим на различных территориях.

    Животные, как и растения, нуждаются в воздухе. Возраст, пол, размер и физическая активность напрямую связаны с потребляемым количеством воздуха.

    Организм животных очень чувствителен к недостатку кислорода. Из-за пониженной кислородной концентрации у животных перестают окисляться потребляемые белки, жиры и углеводы. Это приводит к накоплению вредных токсических веществ в организме.

    Кислород необходим для насыщения крови и тканей живого существа. Поэтому при нехватке этого элемента у животных учащается дыхание, ускоряется ток крови, снижаются окислительные процессы в организме, животное становится беспокойным. Длительное отсутствие кислородного насыщения вызывает: мышечную утомляемость, отсутствие болевого фактора, понижение температуры тела и смерть.

    Воздух в жизни человека

    Воздух является жизненно необходимым фактором для человека. Он разносится кровью по телу, насыщая каждый орган и каждую клетку организма.

    Именно в воздухе происходит тепловой обмен человеческого организма с окружающей средой. Суть этого обмена заключается в конвекционной отдаче тепла и испарении влаги их легких человека.

    Также воздух выполняет защитную для организма функцию: разбавляет химические загрязнители до безопасной концентрации. Это способствует снижению риска отравления организма химикатами.

    С помощью дыхания человек насыщает организм энергией. Атмосферный воздух состоит из множества элементов, но его состав может меняться. Причиной этому служит производственная и техногенная деятельность человека.

    Во время выдоха человек возвращает на четверть меньше вдыхаемого кислорода и в сто раз больше углекислого газа. Человеку необходимо ежедневно вдыхать 13-14 м3 воздуха. Содержание кислорода в организме здорового человека практически не меняется. Но если этого элемента не хватает, то в организме происходят сбои, учащается пульс.

    Углекислый газ также важен для организма, но в определенных количествах. Повышение концентрации газа вызывает головную боль или шум в ушах.

    Кислород способствует избавлению человеческого организма от углекислоты, в которой накоплены яды и токсины. Если человек редко выходит на свежий воздух, поверхностно дышит, или в воздухе содержится малая концентрация кислорода, человеческий организм переносит отравление, приводящее к различным заболеваниям.

    Загрязнение окружающей среды атмосферы

    В мире существует огромное количество веществ, загрязняющих атмосферу. Эти вещества вырабатываются как человеком, так и самой природой. Источниками, загрязнения атмосферы являются: тепловые электростанции и теплоцентрали, автотранспорт, цветная и черная металлургия, химической производство и другие.

    Деятельность человека способствует выбросу золы, сажи, пыли. Также в атмосферу попадают минеральные кислоты, органические растворители.

    Природные катаклизмы также выбрасывают в атмосферу различные вещества. При извержениях вулканов, пылевых бурях и лесных пожарах выделяются: пыль, диоксид серы, оксиды азота и углерода.

    Конспект занятия в старшей группе по теме: Воздух и его свойства

    Золоторева Тамара Александровна, воспитатель МБДОУ детского сада №17 "Ладушки" города Новоалтайска.
    Цель:
    Создать условия для развития интереса детей к опытно- экспериментальной деятельности.
    Программные задачи:
    -Обучающие:
    - расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека;
    - познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха и способами его обнаружения;
    - активизировать и расширять словарный запас детей.
    Развивающие:
    - развивать познавательный интерес в процессе экспериментальной деятельности;
    - развивать умение делать выводы.
    Воспитательные:
    - воспитывать интерес к окружающей жизни.
    Оборудование:
    Использование ИКТ
    Раздаточный материал : стаканчики с водой, соломинки, веер, на каждого ребёнка; баночки с «запахом» и без запаха, музыкальные духовые инструменты,полиэтеленовые мешочки,бумага,таз с водой.
    Ход наблюдения:
    Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть! Меня зовут Тамара Александровна. Давайте возьмемся за руки и пожмем друг другу руки,так мы поздоровались и улыбнемся,что бы весь день сегодня было хорошее настроение.
    Ребята,сегодня у нас будет непростое занятие,вы будете настоящими исследователями.Вы хотите быть исследователями?А что будем исследовать вы узнаете отгадав загадку.
    Через нас проходит в грудь
    И обратно держит путь
    он не видимый,и все же
    Без него мы жить не можем!
    Что это?
    Дети: Воздух
    Воспитатель: Сегодня нам с вами предстоит узнать,что такое воздух,как его обнаружить и какими свойствами он обладает.
    Ребята, а вы знаете где люди проводят различные исследования и опыты?
    Дети: Люди проводят опыты в лабораториях.
    Воспитатель: У нас тоже будут свои маленькие лаборатории.Я предлагаю пройти в первую лабораторию. (дети подходят к столу стоят во круг него) .Что бы у нас опыты получились нужно внимательно меня слушать и следовать инструкциям.Хорошо?
    Но прежде, чем приступим к проведению первого опыта,давайте вдохнем глубоко,а затем выдохнем.
    Как вы думаете что вы вздохнули?
    Дети: Воздух
    Воспитатель: А мы можем увидеть воздух?
    Дети :Нет не видим.
    Воспитатель: Значить какой воздух?
    Дети: Невидимый.
    Опыт №1 (воздух можно увидеть)
    Воспитатель :Чтобы воздух увидеть, его нужно поймать. Хотите я научу ловить воздух. Возьмите полиэтиленовый пакет, что в нем? (он пустой)
    Давайте его сомнем. Посмотрите он легко мнется, почему? (потому что он пустой)
    Теперь мы сделаем из него шарик, закрутите его.
    Что в пакете? (воздух)
    Как вы думаете, на что стал похож пакет? (ответы детей)
    Попробуйте сдавить пакет. Почему не получается? (там воздух)
    Где можно использовать это свойство воздуха? (летом: надувные матрасы, спасательный круг)
    Вывод: Воздух приобретает форму того предмета, в какой он попадает.
    А теперь посмотрите на руку через пакет. Вы видите свою руку? (видим)
    Если мы видим свою руку, значит воздух какой? (прозрачный, невидимый)
    Вывод: Воздух прозрачный.
    Опыт №2 (Воздух занимает место)
    Возьмите в руки стакан, внутри которого находиться бумаг.
    Потрогайте ее, какая она мокрая или сухая? (Ответы детей)
    Переверните стакан вверх дном и медленно опускайте его в воду. Самое главное, что стакан надо держать прямо, не наклоняя пока он не коснется дна. Посмотрите, намокнет ли полоска бумаги (Ответы детей)
    Достаньте стакан из воды, проверьте полоску бумаги.
    Она намокла или нет? Почему бумага осталась?
    Давайте еще раз попробуем, но теперь стакан немножко наклоним.
    Что появилось в воде? (видны пузырьки воздуха)
    Откуда они взялись? (воздух выходит из стакана и его место занимает вода)
    Это из стакана вышел воздух.
    Проверьте полоску бумаги снова.
    Какая она теперь? (мокрая, вода вытеснила воздух и заняла все пространство в стакане)
    Вывод: В стакане есть воздух и поэтому он помешал намочить полоску бумаги, значит, воздух занимает место.
    ОПЫТ № 3. (воздух не имеет запаха)
    Воспитатель: Как вы думаете, имеет ли воздух запах? (Ответы детей)
    Воспитатель: Сейчас мы это проверим.Закройте глаза,а когда я вам скажу вы медленно будете вдыхать и говорить,чем пахнет (.воспитатель подходит к каждому ребенку и дает им понюхать духи (апельсин,лимон,чеснок). Один ребенок вдыхает просто воздух. Все что то почувствовали,только Саша ни чего не почувствовал.Как вы думаете почему? Правильно,Саша ничего не почувствовал,потому что я ему ни чего не дала почувствовать.Он вдохнул просто воздух. Какой из этого можно сделать вывод?
    Вывод: воздух не имеет запаха, пахнут предметы.
    ОПЫТ № 4(воздух легче чем вода)
    Воспитатель: Нальем в стакан газированную воду. Почему она так называется? В ней много маленьких воздушных пузырьков. Воздух – газообразное вещество, поэтому вода – газированная. Пузырьки воздуха быстро поднимаются вверх, они легче воды. Бросим в воду виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее сразу начнут садиться пузырьки, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет. На поверхности воды пузырьки лопнут, и воздух улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками воздуха и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока воздух из воды не "выдохнется". По такому же принципу плавают рыбы при помощи плавательного пузыря.
    Вывод: Воздух легче,чем вода.

    ОПЫТ №5 (воздух можно услышать)
    Воспитатель: Ребята,а вы знали о том, что воздух можно услышать? Музыканты,которые играют на духовых инструментах очень часто его слышат.Как вы думаете почему? (Музыкант дует в отверстие инструмента.Воздух дрожит,получаются звуки) .Звуки распространяются по воздуху.Например,на Луне,где нет воздуха,ничего не слышно,бесполезно разговаривать - звуки не передаются. Возьмите музыкальные инструменты и подуйте в них.Что мы услышали? (звук)Почему возник звук?(когда дрожит воздух, и тогда мы можем его услышать).
    Вывод: звук возникает, когда дрожит воздух, и тогда мы можем его услышать.
    ОПЫТ №6 (воздух жизненно необходим)
    Воспитатель: Чем мы с вами дышим? (воздухом). Давайте это проверим, сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем. Как вы думаете, что мы с вами вдохнули и выдохнули? (воздух) Возьмите трубочки и поставьте их в стаканчики с водой и подуйте, что происходит?
    Дети. Мы выдыхаем воздух и в воде появляются пузырьки. Значит, внутри нас есть воздух.
    Воспитатель: А сейчас попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание. Долго человек может не дышать?
    Дети. Нет, без воздуха человек умрет.
    Воспитатель: Какой вывод можно сделать?
    Вывод: Человек не может жить без воздуха.
    Правильно, человеку воздух необходим для дыхания. Если без еды человек может прожить много дней, без воды – несколько дней, то без воздуха он может прожить всего несколько минут.
    Воспитатель: А только ли человеку нужен воздух?(растениям,животным)
    Но здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и от того, чем он дышит.
    Давайте пройдем к компьютеру и присядем на стульчики.(обратить внимание на посадку детей)
    Посмотрите внимательно на экран. (презентация, изображения природы)
    Какой в лесу воздух? (ответы детей)
    Почему он там чистый? (ответы детей)
    (там чистый воздух, нет веществ которые выбрасывают отходы. Там воздух содержит большое количество кислорода. Кислород - это газ, которым дышат люди, растения. Заслуга растений именно в том, что они вырабатывают кислород. Больше растений - больше кислорода)
    Как же можно назвать растения? (наши помощники, спасатели) .
    (продолжение презентации фото с заводами, машинами, курящим человеком.)
    Как вы думаете, вблизи мусора, заводов, машин и курящего человека, дыма от пожаров какой воздух? (ответы детей)
    Вывод: Значит воздух бывает чистым и грязным.
    А сейчас я предлагаю вам построить свой город,в котором вы хотели бы жить.Перед вами макет город,посмотрите внимательно и подумайте,чего в нем не хватает,что бы вы добавили? Перед вами различные картинки,выберите то, что вы хотели бы видеть в своем городе. Почему?(картинки с деревьями,цветами,птицами,машинами,заводами,велосипедами,гужевой транспорт)
    Давайте пройдем на стульчика,не забываем о том,как правильно нужно сидеть.
    ОПЫТ №7 (воздух может двигаться)
    Воспитатель: Как вы думаете, может ли воздух двигаться?
    Давайте проверим. Я возьму веер и помашу на вас.Что вы чувствуете?(ветер)
    Вывод: Значит, воздух может двигаться.
    Еще раз помашу веером и скажите ветер какой? (холодный)
    А теперь поднесите ладони ко рту и слегка подуйте на них.Что почувствовали?(теплый ветер)
    Как вы думаете, где бывает теплый ветер? (около печки, костра, если включить фен)
    Вывод: воздух бывает холодным, теплым и горячим.
    Воспитатель: Вы сказали что воздух может двигаться, как вы думаете, кто ему помогает? У воздуха есть хороший друг, а угадайте кто? Послушайте загадку: Если вы узнали о чем идем речь,выкрикивать не нужно,дослушайте до конца,а потом ответите.Хорошо?
    Я березку качну,
    Я тебя подтолкну,
    Налечу, засвищу,
    Даже шапку утащу.
    А меня не видать.
    Кто я? Можешь отгадать? (Ветер)
    Воспитатель: Да это ветер. Мы любим с ним играть, шалить. А что такое ветер? (Ответы детей.) Ветер – это движение воздуха. Он вокруг нас. А какой бывает ветер? А что умеет делать ветер? (Ответы детей.) Молодцы, как можно узнать, куда дует ветер? (С помощью султанчиков) Ветер бывает сильный и слабый.
    Слайд с изображением урагана,смерчи
    Сильный ветер- это ураган, смерч, бури, торнадо.
    Может ли ветер навредить человеку? (Ответы детей.)
    Предложить детям посмотреть фильм влияния ветра на жизнь человека (дом после урагана, сломанное дерево, корабли во время шторма.)
    Воспитатель: А еще ветер помогает нам, ветер приносит пользу. Он помогает растениям и животным. Как?
    Дети: Разносит семена, животным помогает охотиться.
    Воспитатель: И так,мы с вами выяснили,что ветер -это и есть воздух.Давайте беречь воздух. Ведь он необходим всему живому на земле. Без него нет жизни. Нам нужно научиться любить наш родной дом, охранять леса и дружить с красотой.
    Слайд с изображением природы
    Вот наше занятие подошло к концу.Что вы нового узнали о воздухе? Что такое воздух? (Ответы детей: воздух – это газообразное вещество, невидимый, прозрачный, не имеет формы, но мы можем его обнаружить и почувствовать движением, он есть во всех предметах, мы можем его вдыхать и выдыхать, не имеет цвета, чистый воздух не имеет запаха, но может передавать запах предметов).А что вам понравилась больше всего в нашем занятии?
    Мне очень понравилось, как вы проводили лабораторные исследования. Вы все были внимательны. Проявили любознательность. Были активны. Молодцы. Давайте друг другу улыбнемся и все вместе пройдем в группу.

    Задачи :
    Образовательная:
    ❖ обобщить и уточнить знания детей о свойствах воздуха и его роли в жизни человека;
    ❖ продолжать учить детей пользоваться нестандартным оборудованием;
    ❖ формировать ретроспективный взгляд на предметы, формировать навыки запоминания, используя символику.
    Развивающая:
    ❖ развивать мышление, творческое воображение;
    ❖ развивать навыки творческой, исследовательской работы. Воспитательная:
    воспитывать любознательность,
    чувство взаимопонимания, умение работать в парах.

    Методы и приёмы
    :
    ❖ словесные (беседа, рассказ);
    ❖ наглядные (показ карточек-схем, предметов-заменителей)
    ❖ практические (проведение опытов, конструирование из бумаги);
    ❖ игровые.

    Оборудование :
    баночки, тазики с водой, целлофановые пакеты, теннисные мячики, сосуд со льдом, сосуд с горячей водой, кассета с записью мелодии, карточки- символы свойств воздуха, листы цветной бумаги, ножницы, коктейльные трубочки, флажки-фишки, салфетки.

    Ход занятия .

    В.: Ребята, сегодня мы с вами продолжим наш разговор о неживой природе.
    О чем именно, вы узнаете, отгадав мою загадку:
    Он через нос проходит в грудь,
    И обратный держит путь.
    Он невидимый, и все же
    Без него мы жить не можем.
    (Ответы детей)

    В.: Что вы знаете о воздухе? (Невидимый, прозрачный, бесцветный) /На доске вывешиваются карточки-символы этих свойств воздуха/

    В.: Откуда же вы тогда узнали, что в комнате находится воздух? (Ответы: если бы не было воздуха, мы не смогли бы дышать).

    В.: Молодцы! А сейчас, давайте представим, что мы с вами ученые, работающие в лаборатории.
    Перед нами (учеными) будет стоять задача: постараться с помощью опытов доказать, что воздух всюду находится вокруг нас.

    ОПЫТ 1 . (С пустыми баночками)

    В.: - Перед каждым из вас стоят баночки. Что в них? /Пустые/
    - Давайте проверим так ли это? /Дети опускают баночки вертикально вниз в тазик с водой, а потом наклоняют в сторону/.
    - Что происходит? / Выходят пузырьки воздуха/ Вывод: баночка была непустая, в ней был воздух.

    ОПЫТ 2 . (С целлофановым пакетом)

    В.: Возьмём целлофановый мешочек, взмахнём им и начнём скручивать со стороны отверстия. - Что происходит? / Мешочек надувается и становится выпуклым/
    - О чём это говорит? / Ответы детей/
    - Если мы сожмём и разожмём пакетик, он принимает свою первоначальную форму. О чём это говорит? / Ответы детей/
    - Это же свойство мы можем продемонстрировать на воздушном шарике. Вывод: воздух - упругий. /Карточка - символ «Пружина»/

    В.: Ребята, а что вы можете сказать о форме воздуха? Воздух имеет форму? /Нет, он принимает форму того предмета или объекта, который заполняет/
    В.: А что мы можем сказать о запахе? / Вы замечали, что в разных местах пахнет по -разному. В столовой, в парикмахерской, в аптеке частицы пахучих веществ смешиваются с частицами воздуха и мы ощущаем разные запахи. Но чистый воздух не пахнет. (Карточка- символ «Перечёркнутый нос»/

    ОПЫТ 3 .
    В.: А сейчас мы узнаем с вами ещё об одном свойстве воздуха. На пластиковую бутылочку надеваем шарик. Бутылочку помещаем в тазик с горячей водой. Что происходит? Шарик начинает надуваться, т.е. воздух из бутылочки перемещается в шарик, он расширяется. А теперь эту бутылочку опустим в тазик со льдом. Что произошло? Шарик сдулся, т.е. воздух внутри - сжался.
    Вывод: при нагревании - воздух расширяется, при охлаждении - сжимается.

    ОПЫТ 4 . (С теннисным шариком)
    В.: возьмём теннисный шарик. И опустим в воду. Что происходит? Почему шарик не тонет? / Ответы детей/ Вывод: Воздух легче воды.
    /Карточка – символ «Летящий воздушный шарик»/

    В.: - Вы много узнали о воздухе. Прошу ученых навести порядок в лабораториях и занять свои места за столами. / Дети наводят порядок на столах, убирают все на отдельный стол, садятся/.

    ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

    Мы вдохнули глубоко,
    Дышим мы легко-легко.
    Плавно руки вверх подняли
    И кистями помахали.
    Руки мы к плечам прижали
    И локтями повращали.
    Сделали по пять прыжков.
    И к работе все готовы!

    В.: Сейчас, прикройте глаза, послушайте музыку (звучит запись «Гроза» Вивальди), скажите, что вы себе представляете, слушая эту мелодию? Что она вам напоминает? (Дождь, гром, ветер)

    Летит, рычит Ветки ломает Пыль поднимает
    Слышишь его, а не видишь его. (ветер)
    В.: Откуда взялся дождь? (Из тучи, а тучи принёс ветер)
    В.: А Что такое ветер? {Это движение воздуха)
    В.: Покажите ладонью, как можно почувствовать ветер? (Дети машут) Что вы при этом ощущаете? {Прохладу, свежесть) Какое приспособление придумали люди для обмахивания? (Веер,
    опахало)

    В.: Ветер в сказках наделялся волшебной силой, его сравнивали с богатырем, ласково называли озорником, часто обращались за помощью именно к ветру.
    Давайте вспомнить стихи поэтов о ветре /дети читают стихи/:

    Ветрено, ветрено
    Вся земля
    Проветрена!
    Ветер листья с веток
    Разогнал по свету... (И. Токмакова)

    Ветер, ветерок, ветрище,
    Ты чего по свету рыщешь?
    Лучше улицы мети
    Или мельницы крути. (Я. Аким)

    Ветер, ветер! Ты могуч,
    Ты гоняешь стаи туч,
    Ты волнуешь сине море
    Всюду веешь на просторе... (А.С.Пушкин)

    Видел я, как ветерок
    К нам летел на огонек!
    Скрипнул он оконной рамой,
    Тихо форточку толкнул,
    Поиграл моей панамой, повозился и уснул. (Г.Ладзынь)

    Игра «Чудесный сундучок»

    В.: Ребята, а теперь поиграем в игру « Чудесный сундучок».
    /В сундучке лежат иллюстрации и игрушки-предметы: мельница, фен, веер, велосипед, утюг, фотоаппарат, ложка, вертолёт, парусник, телефон, книга, мячик, свистулька и др./
    В.: Правила игры: я загадываю загадку о том, что лежит в сундучке (предмет или картинка)? Вы должны отгадать загадку и ответить на вопрос используется ли воздух (или его свойства) при работе этого предмета? Кто больше даёт правильных ответов, тот выиграл. (За каждый правильный ответ ребёнок получает фишку)

    Загадки .

    Тучек нет на горизонте,
    Но раскрылся в небе зонтик.
    Через несколько минут
    Опустился (парашют)

    Маленький, удаленький
    Громко кричит... (свисток)

    Кинешь в речку - не тонет,
    Бьешь о стенку - не стонет,
    Будешь о земь кидать-
    Станет кверху летать. (мяч)

    На что взглянет этот глаз -
    Всё картинке передаст. (фотоаппарат)

    Этот конь не ест овса,
    Вместо ног - два колеса.
    Сядь верхом и мчись на нем.
    Только лучше правь рулем, (велосипед)

    Что всегда идет, а с места не сойдет? (часы)

    Плывет белый гусь- Брюхо деревянное
    Крыло полотняное. (парусник)

    Без разгона в высь взлетает
    Стрекозу напоминает
    Отправляется в полет
    Наш военный... (вертолет)

    Он с хоботом резиновым
    С желудком парусиновым.
    Как загудит его мотор,
    Глотает он и пыль, и сор. (пылесос)

    Он горяч, как сковородка.
    Так и пышет жаром.
    На рубашке разровняет
    Складки влажным паром. (утюг)

    Всю жизнь крыльями машет,
    А улететь не может. (ветряная мельница)

    Говорит она беззвучно,
    А понятно и не скучно.
    Ты беседуй чаще с ней -
    Станешь вчетверо умней. (Книга)

    Угадай, кто ветром дует
    И над головой колдует?
    Смыв с волос густую пену,
    Сушат их все люди... (Фен)
    / Подводятся итоги игры/

    Конструирование .

    В.: А сейчас каждый из вас изготовит для себя подарок- игрушку-вертушку. На прогулке мы опробуем с вами как они работают.

    Дети изготавливают вертушки. По ходу работы воспитатель помогает каждому закрепить её на трубочке.

    Итог занятия:

    В.: Ребята, о чём мы сегодня говорили с вами на занятии? /Ответы детей/ Какие свойства вы запомнили? Посмотрите на карточки-символы.

    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
    Была ли эта статья полезной?
    Да
    Нет
    Спасибо, за Ваш отзыв!
    Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
    Спасибо. Ваше сообщение отправлено
    Нашли в тексте ошибку?
    Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!