Образование для Вас

Управление комитета государственной безопасности. История спецслужб россии: нквд, кгб, федеральная служба безопасности

КГБ СССР - это сильнейший орган, контролировавший государственную безопасность в годы холодной войны. Влияние этого института в СССР было настолько велико, что его боялось практически все население государства. Мало кто знает, что в системе безопасности функционировали ПВ КГБ СССР.

История создания КГБ

Система государственной безопасности СССР была создана уже в 1920-е годы. Как известно, эта машина практически сразу начала работать в полноценном режиме. Достаточно вспомнить лишь только репрессии, которые проводились в СССР в 30-е годы 20-го века.

Все это время, вплоть до 1954 года, органы государственной безопасности существовали в системе МВД. Безусловно, в организационном плане это было абсолютно неправильно. В 1954 году было принято два решения высших органов власти, касающихся системы госбезопасности. 8 февраля указом Президиума ЦК КПСС органы безопасности вывели из подчинения МВД. Уже 13 марта 1954 года Президиум Верховного Совета СССР своим указом создал Комитет государственной безопасности СССР. В таком виде этот орган просуществовал аж до распада СССР.

Руководители КГБ

В разные годы органом руководили Юрий Владимирович Андропов, Виктор Михайлович Чебриков, Владимир Александрович Крючков, Виталий Васильевич Федорчук.

Функции КГБ

Общая суть деятельности этого органа понятна, но ведь далеко не про все задачи органов безопасности, которые они выполняли в системе тоталитарного режима на протяжении многих лет, известно широкому кругу населения. Поэтому мы очертим основной круг функций КГБ:

  • важнейшей задачей считалась организация разведывательной деятельности в капиталистических странах;
  • борьба со шпионами от иностранных разведывательных органов на территории СССР;
  • работа по противодействию возможной утечки данных, которые представляют важность для государства, во всех сферах деятельности;
  • охрана государственных объектов, границ и крупных деятелей политики;
  • обеспечение бесперебойной работы государственного аппарата.

Управления КГБ СССР

Комитет госбезопасности имел сложную структуру, состоявшую из главков, управлений и отделов. Хотелось бы остановиться на управлениях КГБ. Итак, существовало 9 подразделений:

  1. Третье управление отвечало за военную контрразведку. В те годы актуальность задач управления была огромной из-за активной гонки вооружений между СССР и США. Хоть война и не была объявлена официально, угроза перехода конфликта систем из "холодного" в "горячий" была постоянной.
  2. Пятое подразделение отвечало за политико-идеологические вопросы. Обеспечение идеологической безопасности и непроникновения "враждебных" коммунизму идей в массы - вот главная задача этой структуры.
  3. Шестое управление отвечало за соблюдение государственной безопасности в экономической сфере.
  4. Седьмое выполняло специфическую задачу. Когда на определенного человека падали подозрения в серьезных проступках, за ним могли установить наружное наблюдение.
  5. Девятое подразделение охраняло личную безопасность членов правительства, высшей партийной верхушки.
  6. Оперативно-технический отдел. В годы НТР техника постоянно развивалась, поэтому безопасность государства могла быть надежно защищена только при хорошей технической оснащенности соответствующих органов.
  7. В задачи пятнадцатого управления входила защита государственных зданий и стратегически важных объектов.
  8. Шестнадцатое подразделение занималось электронной разведкой. Создано было уже в последний период существования СССР в связи с развитием компьютерных технологий.
  9. Отдел по строительству для нужд Министерства обороны.

Отделы КГБ СССР

Отделы - это более мелкие, но не менее важные структуры Комитета. Со времени создания и прямо до расформирования КГБ СССР существовало 5 отделов. Поговорим о них детальнее.

Следственный отдел занимался расследованием преступлений уголовного или экономического характера, направленных на нарушение безопасности государства. В условиях противостояния с капиталистическим миром важно было обеспечить абсолютную секретность правительственной связи. Этим занималось специальное подразделение.

В КГБ должны были работать квалифицированные сотрудники, прошедшие специальную подготовку. Именно для этого была создана Высшая школа КГБ.

Кроме этого, специальные отделы создали для организации прослушки телефонных переговоров, а также в помещениях; для перехвата и обработки подозрительной корреспонденции. Безусловно, прослушивали не все разговоры и читали не все письма, а только лишь при возникновении подозрений относительно гражданина или группы людей.

Отдельно существовали специальные пограничные войска (ПВ КГБ СССР), которые занимались охраной государственной границы.

Комитет государственной безопасности при Совете Министров СССР - это спецслужба Советского Союза, отвечавшая с марта 1954 по ноябрь 1991 года за обеспечение госбезопасности и прекратившая свое существование накануне распада СССР после подписания Президентом СССР М. С. Горбачевым 3 декабря 1991 года Закона “О реорганизации органов государственной безопасности”.

В годы своей деятельности КГБ сочетал в себе функции контрразведки, внешней разведки и анализа получаемой информации, контрразведки в Вооруженных Силах, охраны наземных и морских границ СССР, держал под контролем ядерные вооружения, ведал правительственной связью и осуществлял охрану руководителей КПСС и Советского государства.

За время существования КГБ его структура несколько раз изменялась и к моменту его упразднения имела вид, показанный на рис. 3.1.

К моменту распада СССР в состав КГБ входили следующие Главные управления:

· 1-е Главное управление - внешняя разведка и контрразведка, анализ информации;

· 2-е Главное управление - внутренняя контрразведка, борьба с подрывными действиями, направленными против государства, промышленная безопасность;

· Главное управление Пограничных войск (ГУПВ);

· 8-е Главное управление - разведка связи, безопасность средств связи, шифровальная служба;

· Помимо Главных управлений, в структуре КГБ были следующие управления:

· 3-е управление - контрразведка в Вооруженных Силах;

· 4-е управление - охрана и внутренняя безопасность посольств;

· 5-е управление - защита конституционного строя, под которой понималось искоренение инакомыслия;

· 6-е управление - вопросы экономической безопасности;

· 7-е управление - наружное наблюдение;

· 15-е управление - охрана государственных объектов;

· 16-е управление - радиоперехват и электронная разведка;

· управление строительства военных объектов.

В конце 60-х годов 4-е, 5-е и 6-е управления вошли в состав 2-го ГУ, а в 1969 г. они вновь были выделены в самостоятельные управления. Офицеры 3-го управления КГБ, отвечающего за контрразведку в ВС, имелись во всех родах войск (так называемые “особисты”). Они подчинялись только КГБ и имели в армии разветвленную сеть “информаторов”. В ВМФ эти сотрудники проходили службу на всех крупных надводных кораблях, подводных лодках и береговых базах.

Рис. 3.1. Структура КГБ СССР

8-е ГУ отвечало за защиту технических средств связи вообще и создание шифросистем, в частности;

Созданное в 1969 году 16-е управление занималось добыванием информации из линий связи других стран, что включало в себя перехват шифросообщений из каналов, принадлежавших как легальным, так и разведывательным сетям связи, с последующим их дешифрованием, а также прослушивание с помощью технических приспособлений и средств обработки информации, размещенных на территории дипломатических представительств зарубежных стран.


1-е ГУ, организационно входившее в структуру КГБ, фактически представляло собой вполне самостоятельную организацию и базировалось в отдельном комплексе зданий, находящихся в Ясенево (“в лесу”, на профессиональном сленге офицеров КГБ). Структура 1-го ГУ представлена на рис. 3.2.

Рис. 3.2. Структура 1-го ГУ КГБ

Работа 1-го ГУ велась в следующих отделах.

1. США, Канада.

2. Латинская Америка.

3. Великобритания, Австралия, Африка, Новая Зеландия, Скандинавия.

4. Восточная Германия, Западная Германия, Австрия.

5. Страны Бенилюкса, Франция, Испания, Португалия, Швейцария, Греция, Италия, Югославия, Албания, Румыния.

6. Китай, Вьетнам, Лаос, Камбоджа, Северная Корея.

7. Таиланд, Индонезия, Япония, Малайзия, Сингапур, Филиппины.

8. Неарабские страны Ближнего Востока, включая Афганистан, Иран, Израиль, Турцию.

9. Англоговорящие страны Африки.

10. Франкоговорящие страны Африки.

11. Контакты с социалистическими странами.

12. Регистрация и архивы.

13. Электронный перехват и операции против шифровальных служб западных стран.

14. Индия, Шри-Ланка, Пакистан, Непал, Бангладеш, Бирма.

15. Арабские страны Ближнего Востока, а также Египет.

16. Эмиграция.

17. Контакты с развивающимися странами.

Одной из интереснейших совместных технических операций 1-го и 8-го ГУ было применение уже упоминавшейся в предыдущей главе системы “Амхерст” для обеспечения связи с зарубежной агентурой, как легальной, так и нелегальной.

После распада СССР 16-е управление и служба правительственной связи были выведены из состава КГБ и реорганизованы в Федеральное агентство правительственной связи и информации (ФАПСИ) Российской Федерации. Сам КГБ после ряда реорганизаций был преобразован в Федеральную службу безопасности (ФСБ). (В настоящее время Указом Президента РФ производится реорганизация российских спецслужб, в результате которой ФАПСИ и Пограничные войска должны войти в структуру ФСБ.) По сравнению с КГБ СССР, ФСБ является достаточно открытой организацией (конечно, в той мере, в какой может быть открыта спецслужба). С ее задачами и структурой можно ознакомиться в Internet на официальном Web-узле ФСБ по адресу http://www.fsb.ru. При реорганизации КГБ 1-е ГУ было выведено из его состава и преобразовано в отдельную службу, получившую название Службы внешней разведки (СВР) РФ. Последняя, учитывая квалификацию ее специалистов, а также роль РФ в мировой политике, заслуживает отдельного рассмотрения.

В соответствии с новой разведывательной доктриной России, внешняя разведка РФ в 90-х годах отказалась от политики глобализма. В настоящее время СВР действует только в тех регионах, где у России имеются подлинные, а не мнимые интересы. Разведка не формирует собственные задачи, они определяются руководством страны, исходя из интересов государства. Кроме того, в настоящее время в разведке происходит переход от конфронтации со спецслужбами различных стран к взаимодействию и сотрудничеству в тех областях, где совпадают их интересы (борьба с международным терроризмом, наркобизнесом, нелегальной торговлей оружием и т.п.). Тем не менее, это взаимодействие не носит всеобъемлющего характера и не исключает ведения разведки на территории тех или иных стран, исходя из национальных интересов РФ.

В настоящее время СВР ведет разведку по трем основным направлениям: политическом, экономическом и научно-техническом.

В области политической разведки перед СВР стоят задачи: получать упреждающую информацию о политике ведущих государств мира на международной арене в отношении России; отслеживать развитие кризисных ситуаций в “горячих точках” планеты, которые могут представлять угрозу для национальной безопасности России; добывать сведения о попытках отдельных стран создать новые виды вооружения, особенно ядерные; через свои каналы оказывать активное содействие осуществлению внешней политики России.

В области экономической разведки перед СВР стоят задачи: защита экономических интересов России; получение секретных сведений о надежности торгово-экономических партнеров, деятельности международных экономических и финансовых организаций, затрагивающей интересы России; обеспечение экономической безопасности страны.

По линии научно-технической разведки задачи СВР практически остались прежними. Они заключаются в получении данных о новейших достижениях в области науки и техники, особенно военных технологий и технологий двойного применения, в интересах укрепления обороноспособности РФ.

Организационная структура СВР РФ строится в соответствии с Законом “О внешней разведке”. В структуру СВР (рис. 3.3) входят оперативные, аналитические и функциональные подразделения (управления, службы, самостоятельные отделы). Впервые в практике российских спецслужб создано Бюро по связям с общественностью и средствами массовой информации.

Рис. 3.3. Структура СВР РФ, образованной на основе 1-го ГУ КГБ СССР

В 1917 г. , Совет Народных Комиссаров постановил создать Всероссийскую чрезвычайную комиссию (ВЧК) в задачи которой ставилась борьба с саботажем и контрреволюцией в Советской России. Первым председателем комиссии стал Ф.Э. Дзержинский, которой возглавлял ВЧК с момента основания (20 декабря 1917 г.) до 6 февраля 1922 г.. В 1918 заместитель председателя ВЧК Я.Х. Петерс в период с июля по август, временно выполнял обязанности председателя.

6 февраля 1922 г. , ВЦИК постановил упразднить ВЧК и вместо него при НКВД РСФСР создать Государственное политическое управление (ГПУ).

2 ноября 1923 г. , при СНК СССР согласно приказу президиума ЦИК СССР было создано Объединенное государственное политическое управление (ОГПУ). ГПУ и ОГПУ возглавлял до конца своей жизни (20 июля 1926 г.) Ф.Э. Дзержинский. Пришедший ему на смену В. Р. Менжинский был председателем ОГПУ вплоть до 1934 г.

10 июля 1934 г. , ЦИК СССР постановил включить органы государственной безопасности в состав Народного комиссариата внутренних дел (НКВД) СССР. В 1934 г. умер Менжинский и работой НКВД до 1936 г. руководил Г.Г. Ягода. Ему на смену пришел Н. И. Ежов, возглавлявший комитет в течение 2х лет до 1938 г. В 1938 г. главной комитета стал Л.П. Берия.

3 февраля 1941 г. , НКВД СССР был разделен на два независимых органа: Наркомат государственной безопасности (НКГБ) СССР и НКВД СССР. Берия остался руководителем НКВД. А наркомом государственной безопасности стал В.Н. Меркулов. Однако уже в июле 1941 г. НКГБ и НКВД вновь объединились в единую структуру – НКВД СССР, а в апреле 1943 г. НКВД СССР преобразовали в Наркомат государственной безопасности СССР, который возглавил В.Н. Меркулов.

15 марта 1946 г. , на базе НКГБ было образовано Министерство государственной безопасности, которое до 1951 г. возглавлял министр государственной безопасности В.С. Абакумов. В 1951 г. министерство перешло под контроль С.Д. Игнатьева, до тех пор, пока не было в 1953 г. объединено с Министерством внутренних дел. Главой нового МВД СССР стал С.Н. Круглов.

13 марта 1954 г. , при совете Министров СССР был образован Комитет государственной безопасности (КГБ), руководителем которого назначили И.А. Серова. Руководство комитетом в 1958 г. перешло А.Н. Шелелину, в 1961 г. - В.Е. Семичастному, в 1967 Ю.В. Андропову, в 1982 г, в период с мая по декабрь председателем стал В.В. Федорчук, в конце 1982 г. - В.М. Чебриков, с 1988 до середины 1991 г. руководителем КГБ был В.А. Крючков, В.В. Бакатин – последний, кто возглавил комитет в августе-ноябре 1991 г.

3 декабря 1991 г. , КГБ на основании подписанного Президентом СССР М.С. Горбачевым Законом "О реорганизации органов государственной безопасности" был упразднен, а на его базе образованы Центральная служба разведки СССР (теперь - Служба внешней разведки РФ) и Межреспубликанская служба безопасности (МСБ). Работа МСБ регламентировалась подписанным ранее, 28 ноября указом Президентом СССР "Об утверждении Временного положения о Межреспубликанской службе безопасности". С ноября по декабрь 1991 г. МСБ возглавлял КГБ В.В. Бакатин.6 мая 1991 г. глава КГБ СССР В.А. Крючков и Председатель Верховного Совета РСФСР Б.Н. Ельцин подписали документ об образовании, согласно решению Съезда народных депутатов, Комитета государственной безопасности РСФСР со статусом союзно-республиканского комитета. Главой которого назначили В.В. Иваненко.

26 ноября 1991 г. , Президентом Российской Федерации Б.Н. Ельциным было подписано постановление о преобразовании КГБ РСФСР в АФБ (Агентство Федеральной безопасности) РСФСР. В.В.Иваненко - руководитель с ноября по декабрь 1991 г.

24 января 1992 г. , АФБ РСФСР и Межреспубликанская служба безопасности были упразднены согласно Указу Президента РФ Б.Н. Ельцина, и на их базе было образовано Министерство безопасности Российской Федерации. Министры: В.П. Баранников – январь 1992 г. – июль 1993г.Н.М. Голушко – июль 1993 г. – декабрь 1993 г.

21 декабря 1993 г. , Министерство безопасности было упразднено Президентом РФ Б.Н. Ельциным, а на его базе образована Федеральная служба контрразведки. Руководство: Н.М. Голушко – декабрь 1993 г. – март 1994 г. С.В. Степашин – март 1994 г. – июнь 1995 г.

3 апреля 1995 г. , Приемником ФСК на основании подписанного Президентом закона стала Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ Российской Федерации). Руководство: М.И. Барсуков – июль 1995 г. – июнь 1996 г. Н.Д. Ковалев – июль 1996 г. – июль 1998 г. В.В. Путин – июль 1998 г. – август 1999 г. Н.П. Патрушев – август 1999 г. – май 2008 г. А.С. Бортников – с мая 2008 г.

14 августа 1996 г. , ФСБ переименовали с Федеральной службы безопасности Российской Федерации на Федеральной службы безопасности России (ФСБ России) однако уже 9 сентября переименование отменили.

22 мая 1997 г. , указом Президента Российской Федерации была произведена реорганизация ФСБ, в результате которой 22 управления были преобразованы в 5 управлений и 5 департаментов.

11 марта 2003 г. , в ведение ФСБ России по указу Президента В.В. Путина передали Федеральную пограничную службу РФ и Федеральное Агентство Правительственной связи и информации (ФАПСИ).

11 июля 2004 г. , согласно Указу Президента РФ "Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации" в центральном аппарате проведена крупная реорганизация: департаменты ФСБ были заменены службами, а количество заместителей директора снизилось до 4 (из которых 2 первых) вместо прежних 12.

Многим кажется, что теперь мы знаем о деятельности советских спецслужб буквально всё. В Интернете легко найти списки учебных заведений, где готовили и продолжают готовить разведчиков, о специфике работы под прикрытием можно прочесть в мемуарах как вышедших на заслуженную пенсию по выслуге лет, так и сбежавших на Запад сотрудников. Ощущение такое, что тайн уже не осталось, обо всех аспектах деятельности отечественных спецслужб написаны если не книги, то газетные статьи. Но одна страница в летописи тайной войны откроется ещё не скоро – та, что повествует о 13-м отделе, занимавшемся диверсионной деятельностью и убийствами. Корреспондент «Нашей Версии» попытался хоть немного приоткрыть завесу, опущенную над самым засекреченным подразделением советской разведки.

Об отделе, занимавшемся ликвидацией неугодных лиц на территории СССР и за рубежом, известно совсем немного. Какие-то сведения есть в мемуарах бежавших на Запад сотрудников КГБ. Ещё немного информации удалось получить благодаря разговорившимся на старости лет сотрудникам спецслужб, в начале 90-х оказавшихся на территории бывших советских республик. Многие из этих людей почувствовали себя брошенными на произвол судьбы и, не чувствуя себя более обязанными хранить тайны советских времён, делились ими с журналистами.

Всей правды мы с вами не узнаем никогда: по указу президента России от 14 января 1992 года «О защите государственных секретов Российской Федерации» вся документация, касающаяся деятельности «отдела возмездия», засекречена на 75 лет. Наш материал основан на беседах автора с несколькими бывшими высокопоставленными сотрудниками КГБ, волею судеб доживавших последние годы жизни в Крыму, а также на воспоминаниях историка спецслужб и литератора Георгия Северского, автора всем известного «Адъютанта его превосходительства».

Отсев был достаточно велик: с задачей, как правило, полностью справлялись не более 50% выпускников. Многие из тех, кто прекрасно освоил теорию, просто физически не могли убить человека. Таких, естественно, из КГБ не увольняли, просто поручали другую работу.

До начала 90-х на Западе даже не предполагали, что в Комитете госбезопасности действует целый отдел, в задачи которого входят убийства и прочие акции устрашения и возмездия. О том, что советские спецслужбы занимаются физическим устранением неугодных, известно, конечно же, было. Но никто не мог и предположить, что этим занимается специализированная структура, в которую входили учебные заведения, огромный штат научно-технической, медицинской и прочей обслуги.

О 13-м отделе миру поведал ушедший на Запад в сентябре 1971 года майор КГБ Олег Лялин. Офицер бежал из лондонской резидентуры, опасаясь разоблачения и расправы. По собственному признанию, он был потрясён рассказом Олега Калугина о том, как в действительности ушёл из жизни известный перебежчик Олег Пеньковский. Предателя якобы не расстреляли, а сожгли живьём в печи крематория.

Вообще-то, Лялин был человеком отнюдь не робкого десятка: специалист по рукопашному бою, прекрасный снайпер и парашютист, он всю сознательную жизнь занимался физическим устранением оппонентов советского режима, в основном в странах Запада. Сам Лялин говорил, что ему довелось ликвидировать не один десяток человек. На тот момент Лялин числился за отделом «В» («Возмездие») Первого главного управления (ПГУ) КГБ СССР, который был образован в 1969 году вместо старого 13-го отдела, расформированного после бегства офицеров Хохлова и Сташинского (последний известен благодаря своему непосредственному участию в убийстве Степана Бандеры).

Почему, собственно, 13-й? Об этом у комитетчиков ходила легенда. Всего в ПГУ было 17 отделов. С 1-го по 10-й включительно, а также 17-й занимались конкретными странами: кто-то США и Канадой, кто-то Латинской Америкой и т.д. 11-й – связями с разведками стран соцлагеря, с румынской Секуритатей, немецкой Штази и другими. 12-й назывался «ветеранским», в нём работали эксперты, за плечами которых было несколько десятилетий службы в органах. Как правило, все эти люди числились в различных научно-исследовательских институтах и в миру считались обычными учёными. 14-й отдел ведал разработкой технических средств проведения операций: оружием, тайнописью, фотокамерами, там же готовились яды и противоядия. 15-й отдел являлся архивом ПГУ, а в 16-м работали шифровальщики и дешифровальщики.

По теме

Так вот, легенда гласила, что «ликвидаторов» собирались сделать 1-м отделом, но якобы Юрий Андропов, имевший непосредственное отношение к формированию ПГУ, человек не без юмора, предложил дивесантам-убийцам 13-й номер. Мол, чтоб нечистая сила хранила. Но вышло наоборот: 13-й считался самым неудачливым подразделением ПГУ, в отделе была самая большая текучесть кадров, а тут ещё участились случаи перебежек. В общем, отдел расформировали.

Подготовкой убийц и диверсантов занялся новообразованный отдел (управление) «В», позже трансформированный в 8-й отдел управления «С» («Нелегалы»). Отдел «В» имел более широкую специализацию, чем его предшественник, который за глаза называли отделом мокрушников. В его функции стали входить подготовка и проведение диверсий в различных коммунальных службах, на транспорте и на объектах связи внутри страны и за рубежом, вербовка особо ценных агентов и ещё множество ранее несвойственных функций.

Готовить сотрудников стали более целенаправленно. На их подготовку был полностью переориентирован учебный центр в Балашихе, а срок учёбы специалиста вырос с полугода до трёх лет. Правда или нет, сказать сложно, но ветераны вспоминали и такой специфический момент: всем выпускникам, которые должны были в дальнейшем работать «ликвидаторами», предстояли «экзамены». Нужно было успешно осуществить одну ликвидацию, после чего выпускник считался полноценным сотрудником. Операции проводились как внутри СССР, так и на Западе.

Олега Лялина англичане из Ми-5 завербовали примерно за полгода до его бегства. Вербовали его как обычного сотрудника посольства, не подозревая об особой форме его деятельности. И только после того, как Лялин передал первую информацию, стало ясно, с кем в Ми-5 действительно имеют дело.

Агент сообщил о планах проведения диверсий в Лондоне, Вашингтоне, Париже, Бонне, Риме и других столицах западных государств, а также о том, что практически в каждой европейской столице сотрудникам отдела «В» было приказано «держать на мушке» не только отдельных политиков, бизнесменов и общественных деятелей, но и бывших перебежчиков, эмигрантов первой и второй волн, а также… сотрудников советских посольств и даже коллег-агентов, чтобы в случае возникновения критической ситуации немедленно их ликвидировать.

Сведения настолько потрясли англичан, что они поначалу в них не поверили и посвятили в них своих американских коллег – что Ми-5 всегда делала только в особенных случаях. Американцы, в свою очередь, немедленно не только предложили Лялину полковничье звание и хорошо оплачиваемое место в Лэнгли, но и пообещали решить все вопросы по переезду на Запад его родственников. Лялин отказался: он не собирался бежать на Запад, рассчитывая, видимо, как можно дольше проработать двойным агентом. Но нервы сдали уже через полгода.

Англичане разжились такой информацией, какой не обладали как минимум четверть века. На основании данных, полученных от Лялина, из Великобритании выслали 105 (!) сотрудников советского посольства, а также советских граждан, постоянно работавших в Соединённом Королевстве. 90 сотрудников КГБ и ГРУ в Лондоне были выдворены из страны. Ещё 15 человек, находившихся в отпуске в Советском Союзе, получили уведомление, что обратный въезд им запрещён. Ни до, ни после такой масштабной высылки не производилось.

Более того, Лялин поведал о завербованных им и его коллегами агентах из числа британских подданных, которые могли бы обеспечивать поддержку нелегалам из отдела «В». Помимо этого английской стороне передали список организуемых нашими диверсий: планы затопления лондонского метро, взрыва станции раннего оповещения о ракетном ударе в Файлингдейле (Северный Йоркшир), уничтожения стратегических бомбардировщиков класса V на земле и нападения на другие военные объекты. Но это ещё что! Советские агенты под видом посыльных и курьеров должны были разбрасывать в редакциях газет, офисах партий и министерств бесцветные ампулы с ядом, которые убивали каждого, кто на них наступал.

Когда речь зашла о предоставлении Лялину британского подданства, прокуратура Соединённого Королевства проинформировала палату общин, что беглый майор рассказал немало полезного об «организации диверсий на территории Великобритании и подготовке ликвидации лиц, которые считались врагами СССР». После бегства Лялина отдел «В» был вновь расформирован, а его сотрудников отозвали из зарубежных резидентур в полном составе. Небывалое для КГБ мероприятие.

Отдел расформировали, но подготовка агентов-убийц продолжалась. На базе 13-го и отдела (управления) «В» был создан 8-й отдел управления «С» ПГУ. О деятельности новой структуры мы знаем ещё меньше, чем о его подразделениях-предшественниках. Известно, пожалуй, только об одной из операций, получившей кодовое название «Тоннель». Провели её в 1984 году. Ученикам-студентам доверили подготовку и проведение убийств 10 подозреваемых в шпионаже в пользу США и Израиля граждан Польши, СССР и Чехословакии.

Такого массового количества убийств уличённых в шпионаже вне судебного протокола в Советском Союзе не было с конца 40-х годов. Обычно подозреваемых либо сразу арестовывали, судили и отправляли в советские тюрьмы, либо обменивали на пойманных советских агентов, либо – если у тех была дипломатическая неприкосновенность – выдворяли за рубеж. Но в рамках «Тоннеля» решено было провести несколько показательных «ликвидаций», чтобы закрепить полученные агентами знания на практике.

Отобрали 12 потенциальных жертв, уличённых в шпионаже в пользу США и Израиля. Их велели ликвидировать «студентам». В итоге 10 человек были убиты, а двоим, действовавшим в СССР, удалось скрыться (впоследствии их арестовали, судили и расстреляли). При выполнении операции один спецагент погиб – разбился, упав с крыши девятиэтажного дома.

Балашихинский учебный центр действует и сегодня, теперь там расположена учебная школа управления по борьбе с терроризмом.

Во все времена в истории государств огромную роль в сфере обороны и безопасности играли секретные организации, которые со временем трансформировались в целые секретные службы. С годами крепла роль секретных спецслужб в работе государственной машины, увеличивалась структура организаций, совершенствовались методы работы. Разведка, методы контрразведывательной борьбы становятся важнейшими инструментами достижения политических целей. Во многом именно разведслужбы являются виновниками развязывания или предотвращения вооруженных конфликтов. Получение секретной информации из-за рубежа, контроль над основными государственными институтами внутри политической системы и социально-общественной жизнью становятся столпами государственной безопасности.

Не будет преувеличением сказать, что современная история разведывательных служб будет неполной, если не вспомнить о КГБ, самой секретной службе в мире. Именно в Советском Союзе была создана самая мощная и самая многочисленная разведывательная служба, державшая почти полвека весь мир под контролем.

Об СССР принято говорить, как о самом тоталитарном государстве в истории XX века. Страна, которая постоянно находилась во враждебном внешнеполитическом окружении, вынуждена была иметь не только мощные и боеспособные вооруженные силы. Хорошо организованная секретная разведслужба становится эффективным инструментом тайной, тихой войны, непрекращающейся с самого первого дня существования Советского Союза. Про КГБ написано много, включая исследования историков и мемуары сотрудников самой секретной в мире разведывательной структуры.

На сегодняшний день большая часть информации о советской разведслужбе – это результат открытых в начале 90-х годов государственных секретных архивов. Важная часть информации о методах и стилях работы советской разведслужбы, история КГБ становится понятной только сегодня, спустя 26 лет с момента официального прекращения деятельности организации. Ограниченность информации о работе одной из самых мощных разведок мира объясняется тем, что правопреемницей советской спецслужбы сегодня является российская Федеральная Служба Безопасности. Данная организация является основой государственной безопасности современной России, продолжая дело своей предшественницы. Про КГБ сегодня вспоминают уже не как о тайной организации-монстре, а как о самой продуктивной и боеспособной службе внешней и внутренней разведки.

Этапы формирования самой крупной разведслужбы в мире

С самых первый дней существования советского государства на самом верху предпринимались активные меры по организации мощной разведывательной и контрразведывательной службы. Первоначально (1917-1922 гг.) эти функции были возложены на Всероссийскую Чрезвычайную Комиссию (ВЧК). Позже на базе первой советской спецслужбы было создано Главное Политическое Управление, входящее в структуру Народного Комиссариата Внутренних Дел. Эта секретная структура заложила основы государственной безопасности Советского Союза, которая стала одним из важнейших звеньев обороноспособности молодого государства. С этого момента начинают обрастать слухами и мифами деятельность советских спецслужб, рождаются первые тайны КГБ, о которых станет известно только спустя многие десятилетия.

Руководили советской секретной службой в те годы лица, деятельность которых в последствие получила неоднозначную оценку. Сначала Главное Управление Госбезопасности возглавил Генрих Ягода, заложивший основы будущих массовых политических репрессий. Его на посту сменил Николай Ежов, который раскрутил маховик репрессий 1937-38 гг.

На смену этим двум временщикам пришел Лаврентий Берия, возглавивший НКВД, которому было перепоручены функции разведывательной службы. Именно с периодом пребывания Берии на посту Народного Комиссара связан стремительный качественный рост советской разведывательной службы, несмотря на противоречивые методы и стиль работы этого руководителя.С этого времени на высшую руководящую должность советской разведки ставились только профессионалы, лица, с непререкаемой репутацией и богатым послужным списком.

История создания самой секретной спецслужбы

Окончание Второй Мировой войны означало начало нового военно-политического противостояния, в которое послевоенный мир стал погружаться после антикоммунистического выступления Уинстона Черчилля в Фултоне. Опыт работы советских разведслужб временем вооруженного противостояния показал необходимость в организации качественно новой организации. Для успешного сдерживания антисоветского и идеологического влияния Запада, для противодействия агрессивным стремлениям США и их союзников, для сохранения внутренней политической стабильности в стране, требовалась независимая и мощная разведывательная спецслужба. Про КГБ принято говорить, как про отдельную структуру, однако долгие годы этот огромный механизм работал в сложной и запутанной межведомственной системе.

Подведомственная подчиненность советской разведки Министерству Внутренних Дел, которая существовала до 1954 году, была прервана. Это было вызвано острым партийным кризисом, возникшим в системе руководства Советского Союза после смерти И. Сталина. Сосредоточение в руках Лаврентия Берии руководства самыми влиятельными силовыми структурами советского государства могло привести к непредсказуемым последствиям. Тем более что, по мнению самих разведчиков, пребывание службы разведки и контрразведки в структуре системы внутренних дел было крайне неудобно и неправильно с точки зрения качества работы.

На 1954 год пришлось сразу два важных решения, касающиеся трансформации органов государственной безопасности. Сначала появился Указ Президиума Центрального Комитета КПСС, которым разведывательная служба выводилась из подчинения Министерства Внутренних Дел. Буквально через месяц, 13 марта 1954 года этот вопрос решился на уровне Президиума Верховного Совета СССР и окончательно принял законодательную форму. В Указе говорилось о создании Комитета Государственной Безопасности Советского Союза, который будет подчиняться Совету Министров СССР. В таком виде с некоторыми внутриведомственными и подведомственными изменениями советская разведка, управления и отделы КГБ в целом просуществовали до 1991 года, когда Советский Союз прекратил свое существование.

Инициировал создание новой структуры Сергей Круглов, бывший в то время Министром Внутренних Дел. После исторических Указов Председателем Комитета госбезопасности СССР стал Иван Серов. Так как Комитет имел функциональную структуру и права Министерства, его руководители назначались Указами Президиума Верховного Совета СССР по представлению Главы советского правительства.

После Серова высокий пост занимали А.Н. Шелепин, генерал-полковник КГБ В.Е. Семичастный, Ю.В. Андропов, В.В. Федорчук, В.М. Чебриков и В.А. Крючков.

В.Е. Семичастный был едва ли не единственным руководителем, который сумел воплотить в работу вверенного ему ведомства весь свой огромный боевой опыт. Все последующие после Семичастного Председатели Комитета были люди новой формации, воспитанные на идейных соображениях.

Из этого списка три фамилии наиболее примечательны не только в истории советской секретной спецслужбы, но и всего советского государства. На годы руководства ведомством В.Е. Семичастного пришлись самые острые и критические моменты новой советской истории. Пражская весна, война во Вьетнаме, Карибский кризис – это только наиболее известные внешнеполитические кризисы, во время разрешения которых операции КГБ сыграли едва ли не решающую роль.

Ю.В. Андропов является человеком, который занимал пост Председателя Комитата долгих 15 лет, с 1967 года по 1982 год. Крючков возглавлял КГБ в самый критический период его истории и отметился своим участием в славно известном ГКЧП, положившим начало концу советского периода правления.

Шелепин был единственным гражданским человеком, возглавлявшим советскую разведслужбу. Все последующие Председатели имели высокие воинские звания, начиная со звания генерала — полковника, заканчивая званием генерала армии. Ю.В. Андропов, Чебриков и Крючков имели генеральские воинские звания, приравниваемые к званию генерал КГБ, за время пребывания на посту Председателя КГБ оставались в разное время членами Политбюро ЦК КПСС.

О роли Коммунистической Партии Советского Союза в деятельности советской спецслужбы отдельный разговор. В мировой истории это едва ли не единственный случай, когда правящая партийная верхушка контролировала деятельность секретной организации, направляя и контролируя ее деятельность.

Правовая основа деятельности Комитета Госбезопасности и его основные функции

В отличие от иностранных разведывательных служб, таких как американские ЦРУ и АНБ, британские Ми 5 и Ми 6, немецкая БНД, которые были подотчетны своим Правительствам и Президентам, советская спецслужба весь свой период деятельности оставалась государственно-партийным учреждением. По своему статусу сотрудник службы – это коммунист, он же офицер КГБ, член Коммунистической Партии. Сам Комитет полностью находился в подчинении ЦК и Политбюро КПСС. Руководящая роль партии закреплена в статусе комитета, поэтому налицо тесное сращивание партийной номенклатуры с отделами и управлениями КГБ.

Действуя, таким образом, Коммунистическая Партия Советского Союза имела в своих руках мощный репрессивный силовой аппарат, обеспечивающий поддержку руководящей партийной верхушке на внешней политической арене и осуществляющий жесткий контроль внутри советского общества.

Вся работа Комитета до 1991 года регулировалась Постановлениями Пленумов и Президиумами ЦК КПСС, Постановлениями Правительства СССР, на позднем этапе Постановлениями Кабинета Министров Советского Союза. Всего истории известно о более пяти тысячах документов, решений, постановлений, регламентирующих деятельность советской спецслужбы. В большинстве случаев деятельность КГБ не была привязана к действующему советскому законодательству. Нередко возникали острые противоречия и расхождения в методах работы, которыми руководствовались управления и отделы КГБ СССР на местах, с правовыми нормами.

Несмотря на то, что общее представление о деятельности Комитета, так или иначе, понятно, на протяжении всей истории существования КГБ немало существует спорных моментов в деятельности органов безопасности в системе управления тоталитарного государства. Основными функциями учреждения, которые прописаны и утверждены в Положении о Комитете Государственной Безопасности СССР, являлись:

  • первоочередная задача заключалась в осуществлении разведывательной деятельности за рубежом;
  • внутренняя и внешняя борьба со шпионажем в пользу иностранных спецслужб;
  • контроль и противодействие утечке важной научной и технической информации за рубеж;
  • охрана государственной границы Советского Союза;
  • охрана стратегических объектов на территории СССР;
  • охрана политических деятелей и руководителей советского государства;
  • обеспечение бесперебойной работы государственного аппарата на всех уровнях.

На базе основных функциональных задач, строилась внутренняя структура организации. В зависимости от сферы деятельности и направлений, работу выполняли управления КГБ, имевшие в свою очередь массу специальных и профильных отделов.

Всего в структуре Комитета было 9 основных управлений, главными из которых являлись 1, 2, 3 и 4 управления. Самое мощное в техническом плане и в плане подготовки персонала являлось Первое управление, отвечающее за внешнюю разведку. В этой огромной и сложной структуре тесно взаимодействовало множество других управлений и подотделов, занимающихся смежными вопросами. Сюда можно отнести такие важные функции, как оперативный анализ и планирование, контрразведывательная работа за рубежом. Содействовали этим службам отделы по созданию нелегальной резидентуры, научно-технической разведки и оперативно-технической службы. Полковник КГБ по рангу был выше, чем его армейский коллега, тем более, когда речь заходила о полномочиях. Отличались от армейских офицеров сотрудники спецслужбы и своей формой. Для каждого ранга были введены свои отличительные детали обмундирования. Высший офицерский состав носил кителя цвета морской волны, обрамленные золотым шитьем, офицерский состав имел кителя серо-стального цвета.

Кадры для столь специфического учреждения готовила высшая школа КГБ им. Дзержинского. Основной контингент — это кадровые военнослужащие Советской Армии, флота и пограничной службы.

Качественно отличались обмундирование у рядового и сержантского состава. Войска погранслужбы имели свою, отличную от других парадную униформу. Для солдат, сержантов и офицеров всех рангов были введены новые знаки отличия. Воинские погоны рядового состава имели синий, васильковый цвет. Аналогичного цвета был просвет на офицерских погонах. Форма КГБ постоянно менялась ввиду проведения общевойсковой реформы. От кителей со стоечкой перешли к двубортным и однобортным кителям. Вместо брюк галифе синего цвета были введены брюки тональные с цветом мундира прямой формы.

Особого внимания заслуживают отделы Первого Управления, занимающиеся активными мероприятиями. В эту сферу входило внедрение агента в структуру западных спецслужб, создание подрывных организаций на территории враждебных государств, заброска диверсантов. Большую часть секретных миссий, проработанных этим управлением, выполнял спецподразделение «А», подразделение «Вымпел» или спецназ КГБ, входящий в структуру Седьмого управления. Эти военизированные подразделения Комитета Госбезопасности выполняло самые рискованные и опасные операции за пределами страны, направленные на защиту и освобождение политических лидеров, захват стратегических объектов за рубежом.

Советский спецназ КГБ отличился во время операции по захвату дворца Амина в Республике Афганистан. Принимали участие спецназовцы подразделения «А» в спецоперациях в Баку (январь 1990 года), во время событий в литовской столице в 1991 году и во время августовского путча в Москве в августе 1991 года.

Специальные подразделения, входящие в состав КГБ, имели армейскую структуру и представляли вместе с пограничниками войска КГБ кадровые дивизии, бригады и отдельные отряды.

В заключение

По состоянию на 1991 год штатная численность кадрового состава всех управлений и отделов, военизированных подразделений Комитета госбезопасности составляла 480 тыс. человек. Только пограничные войска насчитывали 220 тыс. человек. Количество оперативных работников всех рангов насчитывалось около 1000 человек.

Из мемуаров последнего председателя КГБ СССР В. В. Бакатина стало известно, что в 1991 году численность сотрудников КГБ составляла около 480 000 человек, включая военизированные подразделения.

Второе и третье управление КГБ СССР занимались контрразведывательной деятельностью, с той разницей, что третье управление полностью контролировало военную сферу, взаимоотношения с зарубежными странами, работу военно-промышленного комплекса. В сфере ответственности и деятельности Четвертого управления находилась работа по борьбе с антисоветскими элементами. Этот отдел еще называли идеологическим департаментом.

Для анализа деятельности многочисленных отделов, подотделов и управлений, имеющихся в структуре Комитета, потребуется гораздо больше времени и места. Если сказать просто, то советская спецслужба контролировала все сферы советского государства, начиная с внешней политики и заканчивая внутренними социально-общественными процессами. Официально КГБ прекратил свое существование в 1991 году, сначала став Межреспубликанской службой безопасности, далее став центральной службой разведки. Высшая школа КГБ в августе 1992 года была переименована в академию ФСБ Российской Федерации.

Сегодня ФСБ Российской Федерации является основополагающим звеном государственной безопасности в современных условиях, продолжая славные традиции воинов плаща и кинжала советской эпохи.

В этом году отмечается 100 летний юбилей со дня организации советской спецслужбы. По этому поводу выпущена памятная медаль «100 лет ВЧК-КГБ-ФСБ», которая подчеркивает преемственность современной отечественной спецслужбы, Федеральной Службы Безопасности с органами безопасности советского периода.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!