Образование для Вас

Проектная деятельность на уроках русского языка. Групповой проект по русскому языку. Тема: "Создание справочника по русскому языку «Простое предложение Проект учащихся по русскому языку

Преимущество метода проекта по сравнению с другими очевидно: каждый ученик вовлечен в активный творческий процесс получения новых знаний, самостоятельно выполняет тот вид работы, который выбран им самим, участвует в совместном труде, в процессе общения, коммуникации ; повышает мотивацию к изучению предмета, приобретает исследовательские навыки. У проектантов формируются различные компетенции, под которыми, по мнению современного ученого-дидакта И.С. Сергеева, в современной педагогике понимаются «комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации.

В преподавании русского языка на современном этапе не случайно отмечается обостренный интерес к методу проекта , ибо он способствует формированию различных компетенций, среди которых важное место принадлежит коммуникативной .

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:

    самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

    учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения для решения познавательных и практических задач;

    приобретают коммуникативные знания для решения познавательных и практических задач;

    развивают у себя исследовательские умения: умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения, развивают системное мышление.

Принципы организации проектной деятельности:

    Проект должен быть посильным для выполнения;

    Создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов (формировать соответствующую библиотеку, медиатеку и т.д.);

    Вести подготовку учащихся к выполнению проектов (проведение специальной ориентации для того, чтобы у учащихся было время для выбора темы проекта, на этом этапе можно привлекать учащихся имеющих опыт проектной деятельности);

    Обеспечить руководство проектом со стороны педагогов - обсуждение выбранной темы, плана работы (включая время исполнения) и ведение дневника, в котором учащийся делает соответствующие записи своих мыслей, идей, ощущений - рефлексия.

Так, мотивом для работы над проектом «Синтаксис простого предложения» послужили проблемы с усвоением материала. Решено было это выяснить. По желанию участников проекта были сформированы группы(пары), каждая из которых получила задание: собрать информацию.

Это практико-ориентированный проект, цель проекта - решение практических задач.

Проектным продуктом могут стать учебные пособия, макеты и модели, инструкции, памятки, рекомендации и т.п. Такой продукт имеет реальные потребительские свойства. В данном проекте продукт-это справочник в электронном виде и печатном. Их применение позволяет повысить не только интерес к предмету, но и успеваемость по данной дисциплине. Большинство учащихся воспринимают лучше информацию зрительно, тем более, если она качественно оформлена. Проект позволяет заинтересовать учащихся данной темой, т. к. представляет собой нестандартную, новую форму работы для них: создание собственного проекта в виде публикации, посвященного одному из разделов синтаксиса

Данный проект - групповой (между группами участников), группы разновозрастные(5, 6 и 8 класс)

Общая тема проекта «Синтаксис простого предложения». Продумывался вариант объединения выделенных подтем в единый проект для разновозрастной группы. Каждый участник проекта выбирает подтему для будущего исследования. Таким образом формируются группы, работающие по одной подтеме.. Задача учителя на данном этапе – проследить, чтобы в каждой создающейся группе работали учащиеся с различным уровнем знаний, творческим потенциалом, различными склонностями и интересами.

Вид деятельности

Продукт

(коллективный, групповой)

Вид презентации

Направление: работа с предложением


Краткая аннотация проекта

«Слово - одежда всех фактов, всех мыслей» Максим Горький

Без языка невозможны жизнь человека, людей, общества, развитие науки, техники, искусства. Не всегда легко выразить свою мысль ясно, точно и образно. Этому нужно учиться - учиться упорно и терпеливо. Изучение русского языка поможет вам лучше говорить и писать, выбирать самые точные и нужные слова для выражения мыслей. Курс современного русского языка состоит из следующих разделов: лексики и фразеологии, фонетики и фонологии, орфоэпии, графики и орфографии, словообразования, грамматики (морфологии и синтаксиса).

Данный проект предназначен для расширения и углубления знаний учащихся по русскому языку. Главной целью проекта является формирование знаний о построении простого предложения. Проект по русскому языку по теме «Простое предложение». В нём охватывается изучение теоретических сведений и практическая работа, что позволяет учащимся более глубоко усвоить данную тему. Цель – вызвать интерес к изучению синтаксиса простого предложения. Проект способствует развитию творческих способностей учащихся через самостоятельную исследовательскую деятельность.

Результаты будут оформлены в виде публикации. Также при реализации проекта предполагается обогащение словарного запаса учащихся и расширение их кругозора. Проект позволяет заинтересовать учащихся данной темой, т. к. представляет собой нестандартную, новую форму работы для них: создание собственного проекта в виде справочника, посвященного одному из разделов синтаксиса. В процессе работы у учеников будут сформированы:

1. Знания по теме "Простое предложение".

2. Умения и навыки самостоятельной работы с учебной и художественной литературой.

3. Умения и навыки поиска и отбора в учебной и художественной литературе необходимой информации и примеров.

4. Умения и навыки сравнивать, анализировать синтаксические единицы друг с другом.

Работа по проекту прошла успешно, т.к. в ней приняли участие все ученики класса. Каждый получил не только прочные фактические знания по учебной теме, но и был вовлечён в познавательную, творческую деятельность, приобрёл дополнительные сведения путём самостоятельной работы. Дети на практике убедились, что русский язык – это интересный и увлекательный предмет, а любая, на первый взгляд, «скучная» работа может радовать и результатом и самим процессом, если делать всё сообща.


«журнал проекта»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
лицей №10 города Советска Калининградской области

Гаврилова Эвелина Андреевна

Куракина Ксения Григорьевна

Складанов Тимофей Игоревич

Малеина Анастасия Алексеевна

Енжиевская Анна Андреевна

Антонов Дмитрий Андреевич

Бакиджанов Артем Тимурович

Смирнова Виктория Валерьевна

Руководитель проекта

Руководитель:

ГРУППОВАЯ ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

по русскому языку и литературе

(предмет, предметная область)

НАЗВАНИЕ ПРОЕКТА

Цель проекта

Главной целью проекта является формирование знаний о построении простого предложения,

вызвать интерес к изучению синтаксиса простого предложения. Проект способствует развитию творческих способностей через самостоятельную исследовательскую деятельность.

Задачи проекта

    применять новые компьютерные технологии, развивать навыки коллективной работы

Ожидаемые результаты

    справочник по русскому языку «Простое предложение»

    результаты будут оформлены в виде публикации

    при реализации проекта предполагается обогащение словарного запаса и расширение кругозора.

    проект позволяет заинтересоваться данной темой, т. к. представляет собой новую форму работы: создание собственного проекта в виде справочника, посвященного одному из разделов синтаксиса.

В процессе работы над проектом у нас будут сформированы:

    знания по теме "Простое предложение".

    умения и навыки самостоятельной работы с учебной и художественной литературой.

    умения и навыки поиска и отбора в учебной и художественной литературе необходимой информации и примеров.

    умения и навыки сравнивать, анализировать синтаксические единицы друг с другом.

Этапы работы над проектом

    планирование;

    этап обобщения информации;

Результат проекта

    справочник по русскому языку «Простое предложение» (публикация в печатном виде)

    справочник по русскому языку «Простое предложение» (электронная публикация на ресурсе http://ru.calameo.com/)

Ресурсы, необходимые для выполнения проекта

    http://ru.calameo.com/

АННОТАЦИЯ ГРУППОВОЙ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ

Тема группового проекта:

Объем группового проекта страниц, он содержит источников литературы.

Ключевые слова: справочник, алгоритмы, синтаксис простого предложения

Объектом исследования группового проекта является синтаксис простого предложения

Предмет исследования русский язык и литература.

Ориентировочные временные затраты 2 месяца.

Групповой проект состоит из «титульного листа», «приложений», «списка источников».

Актуальность группового проекта состоит в том, что в данном проекте продукт-это справочник в электронном виде и печатном. Их применение позволяет повысить не только интерес к предмету, но и успеваемость по данной дисциплине. Большинство учащихся воспринимают лучше информацию зрительно, тем более, если она качественно оформлена.

В «Приложении» отражён процесс над проектной групповой работой по теме «Это непростое простое предложение». Создание справочника по русскому языку «Простое предложение»

Результат проекта

Работа предполагает создание справочник по русскому языку.

Уникальность проекта состоит в том, что проект позволяет заинтересовать учащихся данной темой, т. к. представляет собой нестандартную, новую форму работы для них: создание собственного проекта в виде публикации, посвященного одному из разделов синтаксиса.

В следующем году можно продолжить работу над темой «Сложное предложени е»

Рецензия

На групповой проект по русскому языку и литературе

Работа выполнена по 2 варианту оформления.

Ф.И.О. участников -Гаврилова Эвелина Андреевна, Складанов Тимофей Игоревич Енжиевская Анна Андреевна, Бакиджанов Артем Тимурович, Куракина Ксения Григорьевна, Малеина Анастасия Алексеевна, Антонов Дмитрий Андреевич, Смирнова Виктория Валерьевна

Класс _5в, 6а, 8б

На тему «Это непростое простое предложение». Создание справочника по русскому языку «Простое предложение»

В групповом проекте тему «Это непростое простое предложение». Создание справочника по русскому языку «Простое предложение» сформулированы цели; указан предмет исследования; задачи реализации ГПР, представлены основные результаты деятельности, выводы.

Материалы также содержат: памятки для работы в группах, инструкции для создания справочника, листы работы в микрогруппах.

В приложении содержатся материалы по темам справочника, которые подбирали дети в соответствии с программным материалом, схемы, практические упражнения, тесты

С точки зрения заявленной темы «Это непростое простое предложение». Создание справочника по русскому языку «Простое предложение» и ее цели особый интерес представляет то, что в нём охватывается изучение теоретических сведений и практическая работа, что позволяет учащимся более глубоко усвоить данную тему, практическое применение продукта проекта. Тема актуальна.

    Работа выполнена вполне самостоятельно, каждый участник проекта выбрал подтему, сформировались группы, работающие по одной подтеме.

    Во время работы научились систематизировать материал самостоятельно, работать с информацией.

    Материалы данной работы могут использоваться на уроках русского языка, в дистанционном обучении. так как создан электронный вариант работы.

Работа сопровождается мультимедийной презентацией.

Представленные отчетные материалы позволяют сделать выводы об успешности завершения работы над проектом «Это непростое простое предложение».

Создание справочника по русскому языку «Простое предложение»

Дата 14.04.2015 год Руководитель (подпись) ________________

Журнал занятий групповой проектной работой

Руководитель Кочулина Татьяна Викторовна

Номер занятия

Темы занятий

(этапы работы)

Гаврилова Эвелина

Складанов Тимофей

Енжиевская Анна

Бакиджанов Артем

Куракина Ксения

Малеина Анастасия

Антонов Дмитрий

Смирнова Виктория

Выбор темы проекта.

Определение целей и задач

Распределение участников проекта на подгруппы. Выбор тем в соответствии с программным материалом.

Работа с подбором информации, выбор источников информации.

Работа с информацией. www.gramota.ru Справочно-информационный портал «Грамота.ru»

Работа с подбором информации, выбор источников информации.

Работа с информацией. www.gramota.ru Справочно-информационный портал «Грамота.ru»

Создание справочника. Структура справочника

Создание справочника. Обучение работе в облаках Google с единым документом

Создание справочника. Обучение работе в облаках Google с единым документом

Создание справочника. Обучение работе в облаках Google с единым документом

Создание справочника. Обучение работе в облаках Google с единым документом

Создание справочника. Обучение работе в облаках Google с единым документом

Создание справочника. Обучение работе в облаках Google с единым документом

Создание справочника. Обучение работе в облаках Google с единым документом

Создание справочника. Обучение работе в облаках Google с единым документом

Создание презентации.

Создание презентации

Создание презентации

Публикация проекта

Публикация проекта в электронном и печатном виде

Защита проекта

План работы над ГПР

на 2014-2015 учебный год

Руководитель Кочулина Татьяна Викторовна учитель русского языка и литературы

Обучающиеся Гаврилова Эвелина Андреевна, Складанов Тимофей Игоревич Енжиевская Анна Андреевна, Бакиджанов Артем Тимурович, Куракина Ксения Григорьевна, Малеина Анастасия Алексеевна, Антонов Дмитрий Андреевич, Смирнова Виктория Валерьевна, 5в, 6а, 8б класс

Этапы работы

Формы работы

Сроки

Планирование

Этап самостоятельного проведения исследования, получения и анализа информации

Работа со словарем, учебником, Интернетом, художественной литературой

Этап обобщения информации

Этап представления полученных результатов работы над проектом (презентация).

Устная защита, презентация сборника в электронном и печатном виде

ЖУРНАЛ

ГРУППОВОЙ

ПРОЕКТНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Руководитель проекта – учитель Кочулина Татьяна Викторовна

учитель русского языка и литературы

«Это непростое простое предложение».

Создание справочника по русскому языку «Простое предложение»

2014-2015 учебный год

Название (тема) проекта

«Это непростое простое предложение».

Создание справочника по русскому языку «Простое предложение»

Проблема, решаемая проектом

Мотивом для работы над проектом «Синтаксис простого предложения» послужили трудности с усвоением материала по теме. _____________________

Почему этот проект важен (актуальность проекта)

Какова же роль синтаксиса? В переводе с греческого слово "синтаксис" означает "построение" и прямо указывает на необходимость упорядочивания единиц языка. Таким образом, возникновение синтаксиса в нашей жизни вызвано потребностью людей в общении, их стремлением организовать свою речь так, чтобы наилучшим образом передать информацию и эмоции. Иначе говоря, мелких единиц языка - слов - недостаточно для того, чтобы выразить многообразие человеческих эмоций и сложность мыслей; для полноценного общения необходимы более крупные - синтаксические – единицы. Таким образом, культура человеческого общения предполагает знание синтаксиса как универсального инструмента, организующего нашу речь согласно внутренним законам русского языка. __________________

Девиз проекта (эпиграф) 0

Цель проекта

Вызвать интерес к изучению синтаксиса простого предложения. Проект способствует развитию творческих способностей через самостоятельную исследовательскую деятельность.

Задачи проекта

    Формировать знания о грамматическом строе языка, о построении простого предложения.

    Формировать умения и навыки самостоятельной работы с учебной и художественной литературой, умения и навыки поиска и отбора в учебной и художественной литературе необходимой информации и примеров, умения и навыки сравнивать, анализировать синтаксические единицы друг с другом.

    Формировать умение применять знание норм языка в речи, научить излагать свои мысли устно и письменно

    Применять новые компьютерные технологии, развивать навыки коллективной работы

Тип проекта

практико-ориентированный проект

Ожидания от проекта (планируемый результат)

    Справочник по русскому языку «Простое предложение»

    Результаты будут оформлены в виде публикации(электронной и печатной)

    При реализации проекта предполагается обогащение словарного запаса и расширение кругозора.

    Проект позволяет заинтересоваться данной темой, т. к. представляет собой создание собственного проекта в виде справочника, посвященного одному из разделов синтаксиса.

    В процессе работы над проектом у нас будут сформированы:

-знания по теме "Простое предложение".

-умения и навыки самостоятельной работы с учебной и художественной литературой.

-умения и навыки поиска и отбора в учебной и художественной литературе необходимой информации и примеров.

-умения и навыки сравнивать, анализировать синтаксические единицы друг с другом.

Участники проекта

Фамилия, имя участника

Класс

Гаврилова Эвелина Андреевна

Складанов Тимофей Игоревич

Енжиевская Анна Андреевна

Бакиджанов Артем Тимурович

Куракина Ксения Григорьевна

Малеина Анастасия Алексеевна

Антонов Дмитрий Андреевич

Смирнова Виктория Валерьевна

Образ будущего результата

(продукт проекта может быть описан словесно, представлен фотографией,

рисунком или коллажем, схемой или планом и др.)

План выполнения проекта 0

Этап

Срок

Результат

Планирование

Выбор темы

Этап самостоятельного проведения исследования, получения и анализа информации

Работа со словарем, учебником, Интернетом, художественной литературой

Этап обобщения информации

Создание публикации, работа в облаках Google с единым документом

Этап представления полученных результатов работы над проектом (презентация).

Устная защита, презентация сборника в электронном (электронная публикация на ресурсе http://ru.calameo.com/) и печатном виде

Что сделано (описание полученного результата)

Пособие «Синтаксис простого предложения» в печатном и электронном варианте

Как проект помог решить проблему

(положительный эффект от выполнения проекта) 0

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Что не получилось (резервы)

1. Не все темы рассмотрены в справочнике, так как в самом начале работы над проектом долго решали, кто, что будет делать. ____________________________

2. Не все ученики вовремя выполняли свою часть общего задания .___________

Список источников информации, использованных в проектной деятельности 0

www.gramota.ru Справочно-информационный портал «Грамота.ru»,

http://russkiy155.blogspot.ru/p/blog-page_26.html

http://ru.calameo.com/

http://gramota.ru/book/litnevskaya.php

http://www.evartist.narod.ru/text1/20.htm

Номер занятия

Этапы работы

Гаврилова Эвелина 5в

Складанов Тимофей 5в

Енжиевская Анна 6а

Бакиджанов Артем 6а

Куракина Ксения 8б

Малеина Анастасия 8б

Антонов Дмитрий 8б

Смирнова Виктория 8б

Теоретический курс

(заполняет руководитель теоретического курса)

Журнал групповой проектной деятельности

Самооценка участника группы

(Лист самооценки)

(заполняет руководитель группового проекта из листов самооценки)

Презентация проекта

(заполняет экспертная комиссия – оценка у всех одинаковая))

Защита проекта

(заполняет экспертная комиссия – оценка у всех одинаковая)

Оценка за практический курс (из листа самооценки каждого ученика)

0 Руководитель не ставит оценки, а ведёт учёт посещаемости знаком «+». Оценивает свою работу в группе сам ученик в Листе самооценки.

0 Заполненными должны быть не менее 3 строк

0 Пункт для заполнения необязателен

0 Не менее 5 источников, включая Интернет-ресурсы

Просмотр содержимого документа
«план занятия по проектной групповой деятельности»

Тема проекта «Такое непростое простое предложение. Создание пособия «Простое предложение»

Предмет:

Русский язык

Междисциплинарные связи:

Литература

Проект по теме «Это непростое простое предложение».

Создание учебного пособия «Простое предложение» (коллективный проект из индивидуальных)

Практико-ориентированный проект по русскому языку по теме «Простое предложение». В нём охватывается изучение теоретических сведений и практическая работа, что позволяет учащимся более глубоко усвоить данную тему.

Цель – вызвать интерес к изучению синтаксиса простого предложения. Проект способствует развитию творческих способностей учащихся через самостоятельную исследовательскую деятельность.

Дидактические цели и методические задачи:

    формировать знания о грамматическом строе языка, о построении простого предложения.

    формировать умения и навыки самостоятельной работы с учебной и художественной литературой, умения и навыки поиска и отбора в учебной и художественной литературе необходимой информации и примеров, умения и навыки сравнивать, анализировать синтаксические единицы друг с другом.

    формировать умение применять знание норм языка в речи, научить излагать свои мысли устно и письменно

    научить применять новые компьютерные технологии, закрепить навыки отображения полученных результатов в наглядной форме;

    развивать навыки коллективной работы

    воспитание интереса к родному языку.

Вид деятельности

Продукт

(коллективный, групповой)

Вид презентации

Направление: работа с предложением

1.Учебник, справочник, алгоритмы

Практическая деятельность в определенной учебно-предметной области.

Работа со словарем, учебником, Интернетом, художественной литературой

Пособие «Синтаксис простого предложения»… (коллективный проект из индивидуальных)

Устная защита, презентация сборника в электронном и печатном виде

План проведения занятия по проектной деятельности

1. Вступительное слово.

“Берите полной пригоршней драгоценные кристаллы мудрости, но при этом не забывайте главнейшего – мудрые мысли необходимо не только читать и выписывать, но и претворять их в жизнь практическими делами.”

«Слово - одежда всех фактов, всех мыслей» Максим Горький (слайд 1)

– Согласны вы с этими словами?

Без языка невозможны жизнь человека, людей, общества, развитие науки, техники, искусства. Не всегда легко выразить свою мысль ясно, точно и образно. Этому нужно учиться - учиться упорно и терпеливо.

Изучение русского языка поможет вам лучше говорить и писать, выбирать самые точные и нужные слова для выражения мыслей. Курс современного русского языка состоит из следующих разделов: лексики и фразеологии, фонетики и фонологии, орфоэпии, графики и орфографии, словообразования, грамматики (морфологии и синтаксиса).

2. Актуализация опорных знаний.

– Проверим, готовы ли мы к работе.

Синтаксис… Насущная необходимость или нарочитое усложнение и без того непростой жизни?.. Однако кто из нас ни сталкивался порой с невозможностью понять ребёнка, не овладевшего ещё в полной мере законами языка? Или иностранца, строящего свою речь по непонятным нам принципам? Это непонимание есть результат незнания и, как следствие, неприменения этими людьми правил синтаксиса. Итак, что же такое «синтаксис» ? какова же роль синтаксиса ? Слайд 2

Ответы детей.

Вывод

Таким образом, культура человеческого общения предполагает знание синтаксиса как универсального инструмента, организующего нашу речь согласно внутренним законам русского языка.

3. Работа по листам планирования.

Ученики еще раз проговаривают основные вопросы, которые прорабатывают в проекте. Сопровождается презентацией

    Ознакомление с темой проекта. слайд 3-4

Основополагающий вопрос

Проблемные вопросы

- Что такое простое предложение?

Учебные вопросы

Что такое синтаксис?

Что такое словосочетание?

Что такое согласование, управление, примыкание?

Какой тип связи в словосочетании?

Какие предложения называются простыми? Виды простых предложений?

Как называются главные члены предложения?

Чем отличаются друг от друга подлежащее и сказуемое?

Какие виды сказуемых известны?

Какие второстепенные члены предложения знаете?

Какие члены предложения могут быть однородными?

Зачем нужно вводить вводные слова? Какова роль обращения в предложении?

В чем заключается различие между двусоставными и односоставными предложениями?

Что такое обособление?

Чем отличаются обособленные члены предложения от необособленных?

Какие слова не являются членами предложения?

4. Этап обобщения информации .

Фронтальная работа с группами учеников.

Какие способы поиска и сбора информации вы знаете?

Где можно найти необходимую информацию? Кто может в этом помочь?

Кого можно пригласить для консультации?

Где их можно найти? Подумайте, чем будет заниматься каждый член группы?

Какие работы могут выполняться параллельно?

Работа с информацией:

Домашние задания

- www.gramota.ru Справочно-информационный портал «Грамота.ru», http://russkiy155.blogspot.ru/p/blog-page_26.html

Поиск информации по выбранным темам, микрогруппы отбирают материал для своих глав, вносят в пособие, редактируют, так как проект носит практико-ориентированный характер, учащиеся работают с различными источниками.

В выборе нужного источника информации консультирует учитель

На этом этапе осуществляются структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков.

Учащиеся:

Систематизируют полученные данные;

Объединяют в единое целое полученную каждой группой информацию;

Выстраивают общую логическую схему выводов для подведения итогов.

Обсуждение происходит коллективно: одни варианты принимаются, другие ребята отвергают и заменяют новыми. Учащиеся задают друг другу вопросы, уточняют информацию, анализируют полученные сведения.

5. Оформление проекта. Практикум.

Ученики получают памятки для работы.

По каким вопросам вы могли бы проконсультировать другую группу?

Что вам еще необходимо изучить по данной проблеме?

Давайте еще раз вспомним, как должен быть построен справочник или учебное пособие?

Ребята составили план-схему построения пособия, рассмотрим варианты под документ камерой, выберем единую схему построения.

«Корректирование» своих проектов для создания общей публикации. Учитель даёт последние указания в работе и оформлении.

Создание публикации в облачных технологиях, ученики работают парами, в соответствии с их маршрутами. Дети работают в облаках Google с единым документом

    Предварительный просмотр, работу можно вывести на доску.

6. Рефлексия

    «Берите полной пригоршней драгоценные кристаллы мудрости и претворяйте их в жизнь практическими делами.»

– Сегодня мы последовали этому мудрейшему совету?

Ответы учеников.

7. Домашнее задание .

Продолжим работу по оформлению пособия, работая в облаках, дополняя свой раздел.

Просмотр содержимого презентации
«защита проекта»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ № 10 ГОРОДА СОВЕТСКА

КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Итоговый групповой проект

Русский язык и литература

Такое непростое простое предложение. Создание справочника по русскому языку.

Выполнили: Гаврилова Эвелина(5в класс),

Складанов Тимофей,(5в класс)

Енжиевская Анна(6а класс),

Бакиджанов Артем(6а класс),

Куракина Ксения(8б класс),

Малеина Анастасия(8б класс),

Антонов Дмитрий(8б класс),

Смирнова Виктория (8б класс)

Научный руководитель : Кочулина Татьяна Викторовна,

учитель русского языка и литературы


Эпиграф проекта: «Слово - одежда всех фактов, всех мыслей» (Максим Горький)

Цель проекта: Главной целью проекта является формирование знаний о построении простого предложения, вызвать интерес к изучению синтаксиса простого предложения . Задачи проекта: 1. Формировать знания о грамматическом строе языка, о построении простого предложения. 2. Формировать умения и навыки самостоятельной работы с учебной и художественной литературой, умения и навыки поиска и отбора в учебной и художественной литературе необходимой информации и примеров. 3. Применять новые компьютерные технологии, развивать навыки коллективной работы.


Актуальность проекта

Синтаксис… Насущная необходимость или нарочитое усложнение и без того непростой жизни?.. Однако кто из нас ни сталкивался порой с невозможностью понять ребёнка, не овладевшего ещё в полной мере законами языка? Или иностранца, строящего свою речь по непонятным нам принципам? Это непонимание есть результат незнания и, как следствие, неприменения этими людьми правил синтаксиса.


Актуальность проекта

Итак, какова же роль синтаксиса? В переводе с греческого слово "синтаксис" означает "построение" и прямо указывает на необходимость упорядочивания единиц языка. Таким образом, возникновение синтаксиса в нашей жизни вызвано потребностью людей в общении, их стремлением организовать свою речь так, чтобы наилучшим образом передать информацию и эмоции. Иначе говоря, мелких единиц языка - слов - недостаточно для того, чтобы выразить многообразие человеческих эмоций и сложность мыслей; для полноценного общения необходимы более крупные - синтаксические - единицы.

Таким образом, культура человеческого общения предполагает знание синтаксиса как универсального инструмента, организующего нашу речь согласно внутренним законам русского языка.


Что хотим выяснить?

Основополагающий вопрос

Почему простое предложение может быть «непростым»?

Проблемные вопросы

Что такое простое предложение?

Всегда ли просто узнать тип простого предложения?

Какой из главных членов предложения главнее?

Какие члены предложения способны участвовать в построении предложения?

Как определить тип подчинительной связи в словосочетании и почему это важно знать при построении простого предложения?

Как научиться правильно объединять слова в словосочетания, чтобы получилось предложение, отвечающее всем правилам?

Почему обособляться могут только второстепенные члены предложения?


Учебные вопросы

- Что такое синтаксис?

- Что такое словосочетание?

- Что такое согласование, управление, примыкание?

- Какой тип связи в словосочетании?

- Какие предложения называются простыми? Виды простых предложений?

- Как называются главные члены предложения?

- Чем отличаются друг от друга подлежащее и сказуемое?

- Какие виды сказуемых известны?

- Какие второстепенные члены предложения знаете?

- Какие члены предложения могут быть однородными?

- Зачем нужно вводить вводные слова Какова роль обращения в предложении?

- В чем заключается различие между двусоставными и односоставными предложениями?

- Что такое обособление?

- Чем отличаются обособленные члены предложения от необособленных?

- Какие слова не являются членами предложения?


Как мы выполняли работу? Планируем свою деятельность

  • Разделились на микрогруппы. Решили, кто, что будет делать; каждый выполняет свою часть общего задания.
  • Разделили между собой учебные темы (в зависимости от программы) Определили задания, которые необходимо будет выполнить для проекта.
  • Обсудите, в какой форме нужно будет представить свою часть задания. Решили, каким будет наш проект и как его лучше представить.
  • Познакомились с Google Doсs, научились работать с документом в облаках.
  • Поиск информации по выбранным темам: микрогруппы отбирали материал для своих глав, вносили в пособие, редактировали. Мы работали с различными источниками.
  • Основной источник теоретического материала портал http://www.gramota.ru /

Как мы выполняли работу?

В выборе нужного источника информации нас консультировал учитель

Систематизировали собранную информацию;

Объединяли в единое целое полученную каждой группой информацию;

  • выстраивали общую схему справочника

Узнали, что…..

Обязательными элементами в таком пособии должны являться контрольные задания, глоссарий, вопросы для самопроверки с ответами, тренировочные задания.

Пособие должно содержать:

  • Введение в дисциплину.
  • Оглавление.
  • Основное содержание, структурированное по разделам (модулям).
  • Контрольные упражнения (тестирования, задания).
  • Глоссарий.

Что у нас получилось? Результаты

1.Создали справочник по русскому языку, который содержит теоретические сведения и практическую часть

2. Напечатали справочник в типографии.


Цель проекта. · восприятие русского языка, как явления национальной культуры; · пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь; · воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; · осознание языка как основного средства человеческого общения, основного признака по которому мы узнаем народ; · понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека.




Среди современной молодежи использование языка сводится к минимальному набору слов. Практикум учит выражать мысли и чувства классическим русским языком. Поговорить на классическом русском языке - словно воды чистой напиться. На примерах из Русской литературы и поэзии развивать красноречие и свободное владение языком. Как будто целый мир тебе знаком, Когда владеешь русским языком … Вот почему всем близок чистый, ясный, Народа русского язык прекрасный. И. Гришашвили


Речь выдает нас с головой. Это наша визитная карточка. И так было, есть и будет всегда. Помните у Пушкина: « Вмиг по речи те спознали, что царевну принимали ». А что та сказала - то? Да ничего особенного:. « В пояс низко поклонилась, закрасневшись, извинилась, что - де в гости к ним зашла, хоть звана и не была ». Тем не менее, за это время у слушающих ее семи богатырей создалось о ней самое благоприятное впечатление. Почему? Говорила красиво, правильно и вежливо. Сказка ложь, да в ней намек. На правильное речевое поведение.





Попробуем посмотреть на привычные вещи с другой стороны. Обратимся к истории слов, называющих предметы нашей одежды. Каждое утро вы надеваете брюки, рубашку, пиджак или юбку, блузку, жакет, думаете о своём внешнем виде, но не задумываетесь, как в нашем быту появились эти предметы одежды, а в русском языке – их названия. Собственно русское слово только одно из всех: рубашка – образовано от русского слова рубаха с помощью суффикса -к-, а слово рубаха, в свою очередь, от слова руб «плохая, грубая одежда» (сейчас говорят рубище). Одежду называли руб, потому что её рубили, то есть ткань обрывали, резали, делали край. Сарафан было заимствовано из персидского языка, где оно звучало как serāpā и означало «длинная одежда, почётная одежда». Завершает наряд галстук. Немецкое Halstuch «шейный платок» появилось в русском языке в ХVIII веке. Вначале слово звучало как галздук (в эпоху Петра I), потом галстух (в эпоху Пушкина). Слова брюки, юбка, жакет, пиджак, жилет, костюм имеют свою интересную историю…. Итак, наша одежда– это результат длительного развития моды, которое можно установить по истории названий отдельных и таких привычных для нас вещей.


Этот миленький удмурт, Съел с прилавка весь йогУрт. Запомнить ударный слог легко, если придумать к нему считалку или стихотворение. Любопытные близи? Закрывайте жалюзИ! Не влезаешь в шорты? Виноваты тОрты! В огороде Фёкла Вырастила свЁклу Холостяк свои носки Постирает мастерскИ. Тот из нас счастливее, В ком душа красИвее!


О великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! К словам И. С. Тургеньева можно добавить многогранный. Русским языком можно выразить любые мысли и чувства, охарактеризовать любые действия и события. Зачем тогда « заменяшки »? Это не заимствованные слова, а слова которыми мы заменяем вполне емкие и понятные русские: превышение на профицит, избиратели на ректорат, подбор на кастинг. Слово менеджер заменило в нашем языке и продавцов, и консультантов, и обычных рабочих, и т. д. « Нецелевое использование бюджетных средств » - казнокрадство. Можно привести еще множество примеров. Но нужно ли заменять и в каких случаях? Может лучше, как раньше заимствовать и обогащать, развивать наш язык.


«Тише воды,ниже травы», так произносят эту поговорку. А меж тем подлинная народная поговорка звучит иначе: «Тише травы, ниже воды». Высокая трава при ветре издает едва слышный шелест, поэтому «тише травы» быть трудно. Быть «ниже воды»-невозможно (не рискуя захлебнуться). «Суть да дело». Первоначально «Суд да дело» про волокиту старинного судопроизводства. Мы говорим "Париж", хотя французы именуют свою столицу "Пари". Мы говорим "Стамбул" про тот город, который по-турецки называется "Истанбул. На своем историческом пути каждый язык встречает такие опасности. Приходится бороться с ними и нашему языку. Некоторые неправильности речи объясняются очень благородными причинами, стремлением людей, не слишком хорошо владеющих литературной речью, как можно точнее и лучше подражать ей. Они чересчур стараются. Вместо давно обрусевшего слова " рельсы " начинают говорить " рэльсы "; слово " пионер " произносят как " пионэр "; даже простую " шинель " заменили " изящной " " шинэлью.




Попробуйте объяснить иностранцу фразу " Руки не доходят посмотреть " Фраза « Профессор завалил студента на экзамене » не вызывает такого леденящего ужаса, как фраза « Студент завалил профессора после экзамена ». Законченное предложение из пяти глаголов без знаков препинания и союзов: " Решили послать сходить купить поесть ".


Логогриф - это усложнённая шарада на основе метаграммы (слова с различием в одну букву). В каждой строчке от предыдущего слова отнимают по одной букве. На корабле " Победа " Не было обеда. Случилась большая беда - Пропала вся еда! Спросили кока: Ты съел? - Да! - А! Держи вора! Палиндромы. (от гр. palindromos " бегущий обратно ") слово, или, шире, некоторое словесное построение, которое одинаково (или приблизительно одинаково, с некоторыми допущениями) читается по буквам слева направо и справа налево. Автор палиндрома « А роза упала на лапу Азора » - Афанасий Фет. А « Я иду с мечем судия » - Гаврила Державин. Анаграмма такая перестановка букв в слове, в результате которой получается другое слово: старорежимность – нерасторжимость, апельсин – спаниель, вертикаль – кильватер.


Русский язык - мой родной язык. Я отношусь к нему с большой любовью и теплотой. На нем звучит родной голос мамы. Все, что приносит радость, делает меня счастливым, звучит на русском языке. Этот язык дан мне с рождения как дар, как подарок, как связующее звено настоящего с прошлым. Думаю, что недаром язык называют душой народа. Как и всякую душу, его надо уметь сохранить чистым и красивым. И он, как и душа, только один, один для каждой нации. Мне бы хотелось знать родной язык в совершенстве.



Своеобразным завещанием звучат строки из стихотворения Анны Ахматовой: Не страшно под пулями мертвыми лечь, Не горько остаться без крова, И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. Свободным и чистым тебя пронесем, И внукам дадим, и от плена спасем Навеки. 23 февраля грозного 1942 года. Эти слова сегодня по-особому актуальны в условиях дефицита правильной, ясной, «экологически чистой» речи, когда язык классической литературы уже воспринимается как своеобразный заповедник, прекрасный, чистый, и далеко не всегда соответствующий языку современной эпохи. Проводимый фестиваль помогает воспитанию истинных ценителей и хранителей языка.


Список литературы: 1. oblema/ Шанский Н. М., Иванов В. В., Шанская Т. В. Краткий этимологический словарь русского языка. – М., Статья «РУССКИЙ ЯЗЫК: ПЕРСПЕКТИВЫ СОХРАНЕНИЯ И РАЗВИТИЯ» Ю. Л. Воротников 4. %80%D0%B0%D0%B4%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE 5. "Слово о словах". Глава 8. Лев Успенский Ахматова А.А. Из Ленинградского цикла: () // Ахматова А.А. Я стала песней и судьбой… - Саратов: – С Особая благодарность за создание проекта «Современный Русский» А. С. Пушкин. Собрания сочинений в 10 томах. М.: Государственное издательство художественной литературы, Т. 3. Поэмы. Сказки.

В последние годы происходят изменения в практике отечественного образования. Не остается без изменения ни одна сторона школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода потребовали в первую очередь новых методов обучения. Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов .

Этот метод позволяет решать задачи формирования интеллектуальных умений и творческого развития детей. Воспитание любви к русскому языку – ответственная задача, стоящая перед учителем русского языка и литературы, ибо “язык – это жизнь” и “языку мы учимся и должны учиться до последних дней своей жизни”. (К.Г. Паустовский). А любовь к родному языку воспитывается прежде всего через пробуждение у школьников интереса к предмету “Русский язык”, возникающего как на школьном уроке, так и во внеклассной работе.

Проект является действенным средством вовлечения во внеклассную работу большинства учащихся, так как работа над проектом предполагает развитие у школьников интереса к самостоятельному изучению различных разделов русского языка путём чтения научно-популярной литературы, работы со словарями, справочниками, участия в работе факультативов, лингвистических кружков, клубов любителей русского языка.

В основе нашего проекта лежит развитие познавательных творческих навыков учащихся и умение ориентироваться в информационном пространстве, а также умение самостоятельно моделировать практический компьютерный материал для уроков русского языка.

На уроках информационных технологий учащиеся получают определенные практические знания, которые позволяют им самостоятельно разрабатывать компьютерные задания. Учащиеся 10 класса нашей школы решили попробовать смоделировать компьютерный материал для уроков русского языка в 5-м классе.

Ознакомившись, с имеющимися учебными компьютерными программами по русскому языку, было решено сделать свою программу. Современные коммуникационные технологии, средства информатики позволяют:

  • повысить интерес учащихся к сложному предмету;
  • самостоятельно при помощи компьютера повторять практический материал;
  • с помощью игровых моментов учащиеся могут усвоить знания не по необходимости, а по желанию, заинтересованно;
  • правильно, непринужденно уметь себя оценивать.

Мы знаем, что уметь себя правильно оценить – это важная способность человека, помогающая ему в жизни: недооценка своих способностей мешает человеку быть инициативным, решительным, энергичным.

На уроке информационных технологий десятиклассники решили придумать для своих младших друзей, пятиклассников, небольшой “компьютерный праздник” для изучения русского языка

Как мы создавали проект

Цель проекта: разработать современные игровые задания (пособия) по русскому языку с использованием компьютерных технологий.

  • - использовать компьютерные технологии для создания игрового пособия по русскому языку для 5 класса;
  • - повысить интерес учащихся к предметам (русский язык, информационные технологии);
  • - дать возможность заниматься русским языком не только на уроке, но и дома;
  • - попробовать свои силы в разнообразных творческих заданиях (от сказочного путешествия в страну Морфологию через лабиринт, кроссворд, игру пасьянс до практических заданий-тестов).

Учащиеся узнают:

  • грамотно ли пишут;
  • знают ли правила;
  • умеют ли применять правила на практике.

Учащиеся увидят результаты своей работы со всеми заданиями и смогут обратиться к своду правил по орфографии.

Тип проекта: практико-ориентированный.

Результат нацелен на интересы учащихся школы в лучшем усвоении правил орфографии русского языка

Ход работы

  1. Планирование и подбор необходимых источников информации.
  2. Просмотр компьютерных программ для изучения русского языка и учебника русского языка для 5-го класса.
  3. Выбор определенной темы и сбор необходимого теоретического материала по русскому языку.
  4. Обработка и систематизация собранной информации.
  5. Оформление результатов исследования.
  6. Результат исследования опробовали на уроке русского языка в 5-ом классе.

Этапы проекта

1. Подготовительный этап

  • Выбор учебного предмета.
  • Обоснование необходимости проведения компьютерного урока по выбранному учебному предмету.
  • Выбор программных средств для разработки заданий (Microsoft Office Word, Excel, Power Point, Publisher, Visual Basic).

2. Организационный этап

  • Формирование проектных групп.
  • Составление плана работы.

Рис.1 Десятиклассники составляют план работы над проектом.

3. Поисковый этап

  • Сбор информации.
  • Формирование банка идей.

4. Практический этап

  • Разработка игрового материала.
  • Подбор музыкального сопровождения.

рис. 2 Озвучивание материала

  • Подбор и изготовление иллюстративного материала

5. Проектно-оформительский этап

  • Оформление практического материала (буклеты).
  • Разработка компьютерных заданий с использованием использованных программных средств.

    Оформление постера (рис. 3)

    Проведение урока русского языка в 5А классе с использованием практического материала (буклеты).

  • Проведение урока информационных технологий в 5Б классе с использованием компьютерных игр по русскому языку.

7. Получение продукта

  • Редактирование разработанных компьютерных заданий.
  • Занимательное практическое пособие для уроков русского языка в 5 классе.
  • Использование учителями школы полученного пособия на уроках русского языка и во внеклассной работе.

Необходимое оборудование:

ПК с широкой периферией и выходом в Интернет, компьютерный класс, кабинет русского языка.

Список литературы:

  1. А. Акишина “Игры на уроках русского языка”.
  2. Т. Жаркова “Занимательный русский язык”.
  3. Т. Акишина “Фонетическая зарядка”.
  4. Н. Соловьева “Русский язык в задачах и играх”.
  5. 1С: Репетитор.
  6. 1С: Репетитор. Тесты по орфографии.
  7. СD: Тесты по пунктуации.

Что у нас получилось

Игра сопровождала человека на протяжении всей истории его существования, развивая его способности умения и навыки, приспосабливая его к жизни, передавая опыт предыдущих поколений.

Игра способствует получению знаний не по необходимости, а по желанию самих учащихся и проходит не формально, а заинтересованно. Так как учеба часто строится на принуждении, игра воспринимается особенно радостно, а радость в свою очередь стимулирует расположение к учебному предмету, повышает интерес к нему.

Игра дает возможность учащемуся оценить себя на фоне других учеников. А умение произвести самооценку – это важная способность человека, помогающая ему в жизни: недооценка своих способностей мешает человеку быть инициативным, решительным, энергичным.

Цель игры “Винни-Пух в стране Орфографии” (Приложение4), “Правописание отрицательных местоимений с предлогами” (Приложение5)

Используя, полученные в ходе проектной деятельности практические пособия, учитель получил обратную информацию о ходе процесса усвоения знаний, о его результатах сразу; эту же взаимосвязь проследил и ученик. Учитель и ученик, увидев ошибки, смогут зафиксировать и устранить пробелы в знаниях и наметить рациональные пути их устранения с учетом индивидуальных подходов.

Учителю всегда важно разрешить вопрос об эффективности используемой методики. Вот на таких пособиях сразу видна объективная картина продвижения учащихся в усвоении учебного материала.

Результаты проверочно-обобщающего урока с традиционными заданиями.

Количество учащихся: 25 человек.

Результаты после проведения урока с использованием компьютерных заданий.

(игра “В стране Орфографии”, “Путешествие в страну Морфология”).

Тема проекта

«Русский язык – это интересно!»

Направление: Русский язык и литература

Выполнил: Захаров Александр, обучающийся 5 класса

Руководитель: Захарова Татьяна Валентиновна,

Учитель русского языка и литературы

МОУ « Шиньшинская средняя общеобразовательная школа»

Моркинского района Республики Марий Эл

Шиньша

2017

Содержание

    Введение

Цели и задачи, гипотеза, актуальность, аннотация, резюме, предмет исследования, объект исследования, рабочий план реализации проекта, ожидаемые результаты, механизм достижения цели проекта, перспектива проекта.

    Основная часть.

1.Великий, могучий и прекрасный русский язык.

2.1.Интересные факты, связанные с буквами русского языка.

2.2. Интересные для морфемного разбора слова русского языка.

2.3. «Рекордсмены» русского языка.

2.4.Длинные слова с дополнительными свойствами.

2.5. Самые удивительные факты из области русского языка.

3.Заключение.

4.Литература

Приложения

Цель проекта:

Пробудить у учащихся интерес к изучению русского языка.

Задачи:

    Собрать много увлекательных и полезных сведений о русском языке.

    Создать презентацию и лэпбук «Русский язык – это интересно!»

Гипотеза:

Русский язык – самобытный и интересный язык.

Актуальность:

В наше время, когда учащиеся больше времени проводит за компьютером, когда в общении детей господствует приниженный сленг, возникает серьёзная необходимость вызвать желание к владению именно литературным языком . А занимательная лингвистика способствует развитию интереса к языку.

Аннотация:

Данный проект дает возможность познакомиться с увлекательными материалами из области русского языка, которые помогут вызвать интерес к языку.

Резюме:

Занимательные факты помогают углубляться в тайны русского языка, помогают понять уникальность русского языка.

Предмет исследования:

Изучить литературу и Интернет ресурсы по теме «Интересные сведения из области русского языка».

Объект исследования: увлекательные и полезные сведения из области русского языка.

Рабочий план реализации проекта:

    Подготовительный: - выбор темы и её конкретизация (актуальность - определение целей и формулировка задач).

    Поисково-исследовательский:

Обращение к родителям с просьбой включиться в работу проекта;

Коррекция сроков и графиков;

Проведение поисково-исследовательской деятельности.

    Трансляционно - оформительный:

Работа над презентацией

Оформление проекта

Создание лэпбука

4.Доработка проекта с учетом замечаний и предложений:

Написание сценария защиты проекта

5.Заключительный: защита проекта.

Ожидаемый результат:

В ходе проектной деятельности приобрести навыки поисково-исследовательской работы, познакомиться с интересными фактами из области русского языка, углубить знания, обогатить словарный запас, развивать смекалку, сообразительность, воспитать языковое чутье.

Механизм достижения цели проекта:

Данный проект имеет значимость. Материал может быть использован обучающимися школы на уроках русского языка. Проект можно использовать при проведении классных часов и внеклассных мероприятий, при подготовке к олимпиадам.

1.Великий, могучий русский язык.

Современный русский язык - это национальный язык русского народа, форма русской национальной культуры.

Русский язык входит в группу славянских языков , которые образуют отдельную ветвь в индоевропейской семье языков и делятся на три подгруппы:

    восточная (русский, украинский, белорусский);

    западная (польский, чешский, словацкий, лужицкий);

    южная (болгарский, македонский, сербскохорватский, словенский).

Современный русский литературный язык - это язык художественной литературы, науки, печати, радио, телевидения, театра, школы, государственных актов. Важнейшей особенностью его является нормированность.

Русский язык выполняет три функции :

    национального русского языка;

    одного из языков межнационального общения народов России;

    одного из важнейших мировых языков.

Русский язык - один из замечательных языков мира по разнообразию грамматических форм и по богатству словаря. Он всегда был предметом гордости русских писателей, любивших свой народ и свою родину.

М. В. Ломоносов находил в русском языке «великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского» и, кроме того, «богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка».

А.С. Пушкин характеризовал русский язык как язык «гибкий и мощный в своих оборотах и средствах...», «переимчивый и общежительный в своих отношениях к чужим языкам...»

«Великий, могучий, правдивый и свободный» - такими словами характеризовал русский язык И. С. Тургенев.

Сами носители русского языка редко задумываются о его уникальности и самобытности, однако, обратить на это внимание нам помогут интересные факты из области русского языка.

2.Интересные факты из области русского языка.

2.1 Интересные факты, связанные с буквами русского языка.

Казалось бы, что такого интересного в буквах. Но как оказалось, что существует множество интересных фактов:

    В русском языке почти все слова, где первая буква «А», являются заимствованными. Слов на «А», возникших именно у нас, в современном употреблении очень мало - «АЗБУКА», «АЗ» и «АВОСЬ».

    В русском языке есть всего 74 слова, начинающихся с буквы Й . Но большинство из нас помнит лишь слова йод , йога и Йошкар-Ола .

    Единственные слова в русском языке с тремя буквами Е подряд - это длинношеее (и прочие на - шеее: например, криво -, коротко -).

    Ё – загадочная и интересная буква. Во-первых, она придумана в 18 веке русским писателем Н.М.Карамзиным. В 1797 году он впервые употребил эту букву в слове слёзы . Во-вторых, она употребляется для обозначения ударного звука, который в той же самой морфеме в безударном положении передается буквой е: чёрный - чернота. В-третьих, это единственная буква русского алфавита, которую иногда в книгах заменяют буквой е.

Памятник букве «Ё» - это гордость и история Ульяновска. Рядом с музеем истории и краеведения, в глубине сквера Н.М.Карамзина 3 ноября 2005 года открылся памятник букве «Ё», высотой 2,05 метра и массой более трёх тонн. Памятник представляет собой треугольную призму из красного гранита с вдавленной буквой «Ё» в виде литеры, только сильно увеличенной. Автор и инициатор проекта установки памятника А.Зинин. (Приложение 1)

    Удивительно, но в русском языке есть одно слово, где «О» используется семь раз. Это «ОБОРОНОСПОСОБНОСТЬ».

    Еръ - "немая" буква, которая не обозначала никакого звука и выполняла функции «твердого знака», который по традиции писался в конце слов после твердых согласных вплоть до орфографической реформы 1918 года. Однако при этом "еръ" занимал более 8% времени и бумаги при печати и стоил России ежегодно более 400000 рублей. Настоящая буква-казнокрад, не иначе! (Приложение 2)

    Большинство слов с буквой Ф в русском языке - заимствованные. Пушкин гордился тем, что в «Сказке о царе Салтане» было всего лишь одно слово с этой буквой - флот .

    В русском языке есть слова на Ы . Это названия российских городов и рек: Ыгыатта, Ыллымах, Ынахсыт, Ыныкчанский, Ытык-кюёль. (Приложение 3)

2.2 Интересные для морфемного разбора слова русского языка.

1.В русском языке есть слова с уникальными для языка приставками и- ( итог, итого ) и а- ( авось ; устар. «а вось не повезет» ), образовавшимися от союзов и и а .

2.В русском языке есть слово с уникальной для языка приставкой ко- - закоулок .

3.Единственное слово русского языка, которое не имеет корня, - вынуть . Считается, что в этом слове так называемый нулевой корень, находящийся в чередовании с корнем - им - ( вын-им-ать ). Раньше, примерно до XVII века, этот глагол выглядел как вынять , и в нем был материальный корень, такой же как в снять, обнять, понять (ср. снимать, обнимать, понимать ), однако впоследствии корень - ня - был переосмыслен как суффикс - ну - (как в сунуть, дунуть ). (Приложение 4)

4.Единственное односложное прилагательное в русском языке - это злой .

2.3 «Рекордсмены» русского языка

1.В Книге рекордов Гиннесса 1993 года самым длинным словом русского языка названо рентгеноэлектрокардиографического , в издании 2003 года - превысокомногорассмотрительствующий .

2.В Грамматическом словаре русского языка А. А. Зализняка издания 2003 года самая длинная (в буквах) нарицательная лексема в словарной форме - это прилагательное частнопредпринимательский . Состоит из 25 букв.

3.Самые длинные глаголы - переосвидетельствоваться , субстанционализироваться и интернационализ-ироваться (все - 24 буквы; словоформы -ующимися и -вшись - по 25 букв).

4.Самые длинные существительные - человеконенавистничество и высокопревосходительство (по 24 буквы; словоформы -ами - по 26 букв, впрочем, человеконенавистничество практически не употребляется во мн. ч.).

5.Самые длинные одушевленные существительные - одиннадцатиклассница и делопроизводительница (по 21 букве, словоформы -ами - по 23 буквы).

6.Самое длинное наречие, фиксируемое словарем, - неудовлетворительно (19 букв). Впрочем, надо учесть, что от подавляющего большинства качественных прилагательных на -ый / -ий образуются наречия на / , далеко не всегда фиксируемые словарем.

7.Самое длинное междометие, включенное в Грамматический словарь, - физкульт-привет (15 или 14 букв в зависимости от статуса дефиса).

8.Слово соответственно является самым длинным предлогом. Оно состоит из 14 букв.

9.Самая длинная частица исключительно . Состоит из 13 букв.

2.4 Длинные слова с дополнительными свойствами

1.Самые длинные односложные слова : «вскользь» (8 букв); «всласть», «всплеск», «вскрыть», «всклень», «всплыть», «встрять», «страсть» (7 букв);

2.Самое длинное двусложное слово : «страстность» (11 букв);

3.Самые длинные слова, в которых все буквы не повторяются (без использования падежей и множественного числа): «забулдыжничество», «благоденствующий», «бумагопрядильный» (16 букв), «четырёхугольник», «четырёхполюсник», «четырёхдюймовка», «энергопульсация», «поздравительный», «предоставляющий», «раболепствующий», «узкоспециальный» (15 букв);

4.Самое длинное слово, где буквы идут в алфавитном порядке - «дикостью» (8 букв)

5.Самые длинные слова-анаграммы : «лесопромышленность» - «солепромышленность» (18 букв), «старорежимность» - «нерасторжимость» (15 букв);

6.Самые длинные зеркальные анаграммы : «телекс» - «скелет», «апорт» - «тропа», «бокаж» - «жакоб», «ворон» - «норов», «диско» - «оксид», «рунец» - «ценур» (все по 5 букв);

7.Самые длинные слова-палиндромы : «апокопа», «киноник», «ротатор», «тартрат» (7 букв);

8.Самые длинные слова-эпонимы , ставшие именами нарицательными: «митрофанушка» (12 букв), «гермафродит» (11 букв), «грюнендаль», «держиморда» (10 букв);

9.Самые длинные метаграммы с фиксированной изменяющейся буквой («генераторы» ): «притягательность» - «притязательность» - «притяжательность» (цепочка состоит из 3 слов каждое по 16 букв);

10.Самое длинное слово, имеющее антоним (имя существительное): «диспропорциональность» (21 буква; антоним - «соразмерность», 13 букв);

11.Самая длинная равновеликая антонимическая пара из нарицательных существительных: «сомнительность» - «убедительность» (по 14 букв);

12.Самая длинная конверсия (может являться и существительным, и глаголом): «приставала» (10 букв);

13.Самые длинные шарады (нетривиальные): «баржестроение» = бар + жест + роение, «метростроение» = метр + ост + роение (13 букв);

14.Самая длинная шарада при условии, что разрешено переставлять буквы слова : «достопримечательность» = тон + меч + тир + ось + ель + сад + пот (21 буква).

2.5 У дивительные факты из области русского языка.

1.Слова бык и пчела - однокоренные. Дело в том, что в произведениях древнерусской литературы слово пчела писалось как «бъчела». Чередование ъ / ы объясняется происхождением обоих звуков из одного индоевропейского звука U. Если вспомнить диалектный глагол "бучать", имеющий значения «реветь, гудеть, жужжать» и этимологически родственный словам пчела, букашка и бык, то становится ясным, каково же было общее значение этих существительных - производящий определённый звук.

2. Яд и еда не просто похожи по звучанию, не просто однокоренные слова: это изначально одно и то же. Более того: именно яд - первоначальное обозначение пищи, того, что едят (по-старинному - ядят ).
Как же пища превратилась в отраву? Этимология отвечает на этот вопрос так. В старину с недругами нередко расправлялись за трапезой. Подкладывали в угощенье смертельное зелье и говорили что-нибудь вроде этого: «Отведай нашего угощения».
Со временем слово стало таким устрашающим, что пришлось его заменить. Изменение значения слова
яд – сначала пища , затем – плохая, дурная пища , потом – отравленная пища и, наконец, отрава могло произойти под воздействием эмоциональной окраски речи. А старое слово яд осталось в языке (он бережлив) с новым для себя значением: вещество, способное вызвать отравление организма или прекращения.

3.Все знают значение выражения "Первый блин комом" Это значит, что первая попытка в новом деле выходит неудачной. Но не так много люди знают о происхождении этой фразы. На Руси эта пословица писалась бы так: «первый блин комАм», через А. Но кто такие комы? Оказывается, наши предки комами называли медведей, которых очень уважали все славянские народы. А кормить мишек первыми блинами полагалось весной, когда они только-только просыпаются после зимней спячки, что как раз приходилось на масленичную неделю, которая раньше называлась Комоедицей.А сама присказка полностью звучит так: «Первый блин комам, блин второй - знакомым, третий блин - родне, а четвертый - мне». С приходом христианства пословица претерпела изменение. Был блин комам - стал комом. Но когда блин комкается? Когда его переворачивают. Но ведь не секрет, что в старину на Руси блины просто пекли в печи, не переворачивая, это было невозможно, да и не нужно. Кстати, сегодня мы блины не печём, мы их жарим на сковороде, хоть и до сих пор говорим, что печём. Процесс изменился, слово осталось. Так вот, первый блин комом не из-за неудачного переворачивания, а из-за того, что стоит комом в горле. Почему? А потому, что первый блин, который выпекался на Масляной неделе, по обычаю отдавали за упокой души. И когда человек вспоминал о своих умерших родителях или других родственниках, этот блин и вставал комом в горле. А в городах первый «масленичный» блин отдавался нищему, чтобы тот помянул всех усопших.

Заключение

Интересные факты из области русского языка – это не только сухие цифры количества букв или слов. Это данные, за которыми прячется история народа – сложная и не всегда мирная. Каждый великий писатель и поэт считал своей обязанностью сохранять и преумножать языковое наследие, а Василий Шукшин свое отношение к русскому языку выразил такими словами: «Мы из всех исторических катастроф вынесли и сохранили в чистоте великий русский язык. Он передан нам нашими дедами и отцами… Уверуй, что всё было не зря: наши песни, наши сказки, наше неимоверной тяжести победы, наше страдание, - не отдавай всего этого за понюх табаку. Мы умели жить. Помни это. Будь человек…»

Изучение русского языка поможет нам лучше говорить и писать, выбирать самые точные и нужные слова для выражения мысли. «Слово - одежда всех фактов, всех мыслей», - сказал Максим Горький. Я призываю

беречь и любить слово. Ведь с него начинается русский язык.

Моя гипотеза о том, что русский язык – самобытный и интересный язык подтвердилась полностью.

Мою работу можно использовать как дополнительный материал на уроках русского языка, классных часах, при подготовке к олимпиадам.

Список использованной литературы

    Русский язык. 5 класс: учеб.для общеобразоват.учреждений /Т.А.Ладыженская и др.М.: Просвещение, 2011 http :// dnevnyk - uspeha . com / interesnye - fakty / interesnye - fakty - o - russkom - jazyke .

    Приложение 2

    Приложение 3

    Приложение 4

    вынуть (школьная программа)

    Части слова «вынуть»: вы/ну/ть
    Часть речи: глагол
    Состав слова:
    вы - приставка,
    ну - суффикс,
    ть -- окончание
    выну - основа слова.

Проект Словари русского языка

Выполнил

Ученик 6б класса Потапов Е.

Руководитель: Попкова Т.Н.


Цель:

Познакомиться с многообразием словарей русского языка.


Предполагаемый результат:

А) научиться пользоваться лингвистическими словарями;

Б) научиться работать со словарной статьёй;

В) расширить представления об источниках информации.


Орфографический словарь

«Русский орфографический словарь»- самый большой по объёму из существующих орфографических словарей русского языка. Это академический словарь, отражающий русскую лексику.

Орфографический словарь отражает систему правил написания слов.

Например

дежавЮ, нескл.

декабрь, - я

дЯтел, дЯтла.

АбАжур, АббАт, АббревИАтура -словарные


Толковый словарь

Толковый словарь-словарь, содержащий в себе слова, стоящие в алфавитном порядке, и краткое описание того, что эти слова означают, часто сопровождая толкование примерами использования слов. Толковый словарь изъясняет лексическое значение того или иного слова.

Например

Изморозь- сущ., ж.р., только в ср.р., Р.п. – изморози.

Снежный слой, образующий на поверхности из оседающих влажных частиц воздуха в туманную морозную погоду

Род инея

В запущенные изморозью окна сочился розовый сумрачный свет.


Этимологический словарь

  • Этимологический словарь-это лингвистический словарь, содержащий информацию об истории отдельных слов, а иногда и морфем, то есть информацию о фонетических и семантических изменениях, которые они претерпели. Так как происхождение многих слов не поддаётся точному однозначному определению, то этимологические словари фиксируют различие точки зрения и содержат ссылки на соответствующую литературу.
  • Например:

Апрель- заимств.,из ст.-сл. Яз.

Апрель-четвёртый месяц календаря.


Орфоэпический словарь

  • Орфоэпический словарь-словарь, отражающий орфоэпическую норму, то есть современное ему литературное произношение и ударение.
  • Например:

жАба-ы. Животные

ощущАть- аю, ает

лазУрь- и

лАдушки- шек


Фразеологический словарь

  • Фразеологический словарь-словарь устойчивых словосочетаний, которые сравнительно легко выделяются из контекста как единое целое, состоящие из нескольких слов, в отличие от свободных сочетаний слов, где каждое слово самостоятельно.
  • Например:

Бить баклуши - ничего не делать.

Кто много и серьёзно трудится, а не бьёт баклуши, тому скучать некогда.

Кот наплакал- Очень мало

Работы много, а людей кот наплакал.

Альфа и омега-Начало и конец

Целеустремлённость, труд, упорство-альфа и омега овладения любым мастерством.

https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2018/03/26/k_5ab8a9684c206/img_user_file_5ab8a968cbbf8_9.jpg" alt="Словарь омонимов
  • Словарь омонимов- словарь, содержащий в алфавитном порядке омонимические пары с грамматическими сведениями и стилистическими пометами, а также классификацию омонимов с точки зрения их образования или происхождения.
  • Например:
  • Кисть- кисть руки, кисть винограда, кисть для рисования
  • Мечи- «меч» и от слова «метать»
  • Лук-оружие, растение.
  • Коса-причёска, коса- инструмент, приспособление для косьбы.
https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2018/03/26/k_5ab8a9684c206/img_user_file_5ab8a968cbbf8_11.jpg" alt="Антропонимический словарь Автор: Ерёмин А.И. Антропонимика- раздел ономастики, который изучает антропонимы, т.е. собственные имена людей. Кроме трёхчленного именования людей- имя, отчество, фамилия- в антропонимическую систему русского языка входят также прозвище и псевдоним. Например: Ахматов Фамилия Ахматовых датируется в родословной 7090/1582 г. Она происходит от собственного имени Ахмат, которое в данном фонетическом оформлении чаще всего встречается у жителей Северного Кавказа, в то время как в других районах Советского Союза этому имени соответствуют другие варианты: Ахмат, Ахмат, Ахмед. Итак, фамилия Ахматов происходит из основы- Ахмат+ов=Ахматов" width="640">

Антропонимический словарь

  • Антропонимика- раздел ономастики, который изучает антропонимы, т.е. собственные имена людей. Кроме трёхчленного именования людей- имя, отчество, фамилия- в антропонимическую систему русского языка входят также прозвище и псевдоним.
  • Например:
  • Ахматов

Фамилия Ахматовых датируется в родословной 7090/1582 г. Она происходит от собственного имени Ахмат, которое в данном фонетическом оформлении чаще всего встречается у жителей Северного Кавказа, в то время как в других районах Советского Союза этому имени соответствуют другие варианты: Ахмат, Ахмат, Ахмед.

Итак, фамилия Ахматов происходит из основы- Ахмат+ов=Ахматов

https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2018/03/26/k_5ab8a9684c206/img_user_file_5ab8a968cbbf8_13.jpg" alt="Морфемный словарь
  • Морфемный словарь- это лексикографические издание, в котором даётся членение слова на морфемы с точки зрения современного состояния языка, но в нём не установлены отношения производности.
https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2018/03/26/k_5ab8a9684c206/img_user_file_5ab8a968cbbf8_15.jpg" alt="Словарь сокращений.
  • Словарь сокращений- словарь, содержащий сложносокращённые слова, образованные от составных наименований. Наиболее полным является «Словарь сокращений русского языка»
  • Например:
  • МЧУ- медицинское частное учреждение
  • ДАН- Донецкое агентство новостей
  • ГД- грузовое движение
  • БУС- большие учебные сборы
https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2018/03/26/k_5ab8a9684c206/img_user_file_5ab8a968cbbf8_17.jpg" alt="Словарь названий жителей
  • Словарь названий жителей- это словарь, название жителей определённой местности, соотнесённое с топонимом.
  • Например:
  • Омск- омич
  • Москва-москвич
  • Новгород-новгородец
  • Липецк-липчанин
  • Псков-пскович
  • Тула-туляк

Семантический словарь

Русский семантический словарь- это шеститомное издание, в котором в многоступенчатых классах слов представлена система современной русской общеупотребительной лексики.

Например:

Транспорт- Вид перевозки средств. Комплекс предприятий, сооружений, обеспечивающих перемещение людей и грузов.

Образование- получение систематизированных знаний и навыков, обучение.

Сон- наступающее через определённые промежутки времени физиологическое состояние покоя и отдыха

https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2018/03/26/k_5ab8a9684c206/img_user_file_5ab8a968cbbf8_20.jpg" alt="Словарь сочетаемости слов" width="640">
  • Словарь сочетаемости слов- словарь, содержащий в себе материал по лексической сочетаемости.
  • Например:
  • Аплодировать, аплодируешь, аплодируют, несов.
  • Хлопать в ладоши в знак одобрения, рукоплескать.
  • Гордиться- горжусь. Испытывать гордость от чего-либо.

Угадайте

  • К какому словарю относятся эти строки:

Вырыть себе яму

-К фразеологическому словарю.

Осень была пасмурной и дождливой.

- К словарю синонимам.

Москвичи переезжают в другой город.

-К словарю жителей.


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!