Образование для Вас

Основными приемами авторитарного воспитания являются. Стили воспитания ребенка в семье. Воспитание как лекарство

К способам воспитательного воздействия на человека относятся методы, приемы и средства. Их выбор зависит от специфики поставленных целей и задач воспитательного процесса. Что же принято понимать под методами, приемами и средствами воспитания?

Методы воспитания представляют собой научно обоснованные способы педагогически целесообразного взаимодействия с воспитанниками, организации и самоорганизации их жизни и деятельности, психолого-педагогичекого воздействия на их сознание и поведение, стимулирование их деятельности и формирования навыков самовоспитания и самосовершенствования . Иными словами, это путь достижения заданной цели воспитания, совокупность способов профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью успешного решения образовательно-воспитательных задач.

Следует отметить, что методы воспитания в своем разнообразии могут охватывать целесообразным влиянием всю жизнь и деятельность педагогов и учащихся в самых различных проявлениях их возможного взаимодействия. Так, известно, что наряду с педагогическим воздействием и взаимодействием в жизни существуют и содействие студентов педагогам в их воспитательной деятельности, и противодействие ей, и даже сопротивление. Имеют место как следование авторитетам, так и просто непротивление им и отчуждение от них.

Существует несколько классификаций методов воспитания. Наиболее удобной представляется классификация методов воспитания на основе его направленности , под которой понимается интегративная характеристика, включающая в себя в неразрывном единстве целевую, содержательную, процессуальную и оценочную стороны методов воспитания.

В соответствии с этой характеристикой принято выделять следующие группы методов воспитания, представленные на рис. 86.

Рассмотрим каждую группу методов подробнее.

Первую группу составляют методы формирования сознания личности студента. К ним относятся убеждение, разъяс­нение, увещевание, внушение, этическая беседа, метод приме­ра, подражательность.

Вторая группа включает методы организации деятельности и формирования опыта поведения человека. Основными из этих методов являются упражнения, требование, приучение, метод поручений.

К третьей группе относятся методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности, которые включают соревнование, поощрение и наказание.

В четвертую группу включают методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании .

Рис. 86. Классификация методов воспитания
на основе его направленности

Каждый метод воспитания обладает свойствами преимущественного развития у человека определенных качеств. Методы воспитания выполняют вполне определенные функции, любой из них включает в себя совокупность свойственных лишь ему средств и приемов педагогического воздействия, с помощью которых решаются характерные для данного метода воспитательные задачи.

К первой группе относятся следующие методы воспитания (рис. 87): убеждение, разъяснение, увещевание, этическая беседа и пример.


Рис. 87. Методы воспитания

через формирование сознания личности

Убеждение является основным методом воспитания, представляющим собой воздействие педагога на рациональную сферу сознания студентов. Именно ему принадлежит определяющая роль в формировании таких важнейших качеств человека, как научное мировоззрение, сознательность, убежденность, воля, совесть и нравственная чистота. Убеждение обеспечивает решение главной задачи воспитания, то есть формирования у студентов высоких гражданских и политических качеств, патриотизма и толерантного отношения к представителям других культур и народов.

Убеждение представляет собой воздействие преподавателя на сознание, чувства и волю студентов с целью формирования у них определенных взглядов, нравственных ценностей, принципов и критериев поведения, являющихся для них руководством в практической деятельности.

Особую ценность и действенность методу убеждения придает то, что апелируя к уму, логике, опыту и чувствам молодого человека, он обеспечивает добровольное принятие этим человеком внушаемых ему идей, самостоятельное их осмысливание и превращение в мотивы и принципы поведения. Поэтому убеждение является наиболее предпочтительным в психолого-педагогическом плане методом воспитания. Однако он требует системности и последовательности применения с тем, чтобы у студентов формировались твердая уверенность в истинности усвоенных идей и взглядов, способность активно защищать свои убеждения и настойчиво проводить их в жизнь, сознательно бороться с ошибочными и сомнительными взглядами.

Метод убеждения предполагает использование двух основных, неразрывно связанных средств: убеждение словом и убеждение делом. Эффективность и действенность метода убеждения зависит от целого ряда условий, которые облегчают процесс превращения получаемых знаний, теоретических положений и идей в личные убеждения студентов (рис. 88).

Важнейшим условием эффективности метода является убежденность самого воспитателя в тех идеях, нормах и принципах, которые он стремится привить своим воспитанникам. Глубокая вера преподавателя в правоту своего дела, его справедливость, честность и искренность, педагогический такт позволяют ему оказывать благотворное влияние на сознание студентов и формировать у них желаемые убеждения, соответствующие выбранным целям воспитания.

Необходимым условием успешного убеждения студентов является также дифференцированный, индивидуальный подход к ним. Только при выполнении этих и некоторых других условий можно достигнуть необходимой перестройки сознания воспитанников, мотивов их поступков и деятельности, желания изменить свой образ жизни и поведения.


Рис. 88. Общая характеристика убеждения

как метода воспитания

Наиболее распространенными приемами и средствами убеждения словом являются разъяснение, увещевание, этическая беседа.

Разъяснение представляет собой метод непосредственного эмоционально-словесного воздействия на студентов. При­менение этого метода основывается на знании особенностей личностных качеств человека. Разъяснение необходимо приме­нять лишь в тех случаях, когда необходимо повлиять на его со­знание и чувства. Когда же речь идет об очевидных нормах поведения (нельзя грубить, оскорблять другого и т.д.), то здесь нужны категорические требования. Для разъяснения характерна доказательная форма изложения мысли, основанная на последовательном использовании логически связанных умозаключений и доводов, устанавливающих истинность данного суждения.

Разъяснение опирается на внушение, для которого характерно некритическое восприятие педагогического воздействия. Внушение, проникая незаметно в сознание, действует на человека в целом, образуя установки и мотивы его деятельности. Вообще же внушение используется для усиления воздействия на студента других методов воспитания.

В практике воспитания используют также увещевания. Преподаватель посредством увещевания не только вызывает у воспитанника чувство стыда, покаяния, неудовлетворенности собой, своими поступками, заставляет его переживать их, но и указывает пути к исправлению. В этом случае преподавателю необходимо довести до сознания, убедить студента в негативности поступка и его последствий, создать эффективный стимул, положительно влияющий на поведение. Увещевание в данном случае сочетается с разъяснением и внушением и осуществляется так, чтобы воспитанник осознал свои ошибки, исправил поведение. Важно при этом уяснить, что разъяснение, увещевание и внушение не должны принимать форму нотации, которая никогда не достигает цели, скорее вызывает противодействие и желание поступить вопреки требованиям. Нотация никогда не становится формой убеждения.

Этическая беседа представляет собой целенаправленное последовательное обсуждение знаний, предполагающее участие в нем обеих сторон - воспитателя и воспитанников. Она построена на принципах равноправия и сотрудничества. Цель этической беседы состоит в углублении и упрочении нравственных понятий, в обобщении и закреплении знаний, формировании системы нравственных взглядов, принципов и убеждений. Роль преподавателя заключается здесь в том, чтобы помочь воспитанникам, имеющим определенные позиции, взгляды, идеи, мнения и сомнения, самостоятельно прийти к правильному выводу. Для этого необходимо идентифицироваться с ними с тем, чтобы понимать позицию студента и связанные с ней чувства, мотивы поступков и поведения.

К беседе следует основательно готовиться и строить ее по такому сценарию:

1) сообщение студентам конкретных фактов, объяснение этих фактов и их анализ с активным участием всех собеседников;

2) обсуждение с ними аналогичных конкретных ситуаций;

3) обобщение наиболее существенных признаков конкретных моральных качеств и сопоставление их с ранее усвоен­ными знаниями.

В заключительном слове преподаватель анализирует и подытоживает все высказывания, формулирует на их основе наиболее рациональное решение обсуждаемой проблемы, намечает конкретную программу действий для закрепления принятой в результате беседы нормы в практике поведения и деятельности обучаемых.

Высокого профессионализма требуют от педагога подготовка и проведение индивидуальных этических бесед, проводящихся в связи с нередко возникающими конфликтами, нарушениями дисциплины и нравственных норм. Очень важно, чтобы во время такой беседы между преподавателем и студентом не возник психологический барьер, который может серьезно осложнить достижение целей беседы. Если же преподаватель сумеет обеспечить доверительный характер индивидуальной беседы, то он может рассчитывать на полный ее успех.

Следующий метод, относящийся к первой группе – пример – представляет собой воспитательный метод исключительной силы. Суть этого метода состоит в целенаправленном и си­стематическом воздействии педагогов на студентов личным примером, а также всеми другими видами положительного примера, призванными служить образцом для подражания, основой для формирования идеала поведения и средством самовоспитания и самосовершенствования. Известно, что сознание студента постоянно ищет опору в реально действующих, живых, конкретных образцах, которые олицетворяют усваиваемые им идеи и идеалы. Пример дает конкретные образцы для подражания и тем самым активно формирует сознание, чувства, убеждения, активизирует деятельность.

“Долог путь наставлений, – утверждал еще античный философ Сенека, но – короток путь примера”. В качестве примера выступает, прежде всего, пример воспитателя, его поведение, отношение к студентам, его деловых качеств, мировоззренческие и нравственные позиции, а также пример авторитета конкретных людей, героев книг, выдающихся ученых, политических деятелей и т.д. Положительный пример приобретает воспитательную силу в том случае, если он связан с высокими качествами личности преподавателя и проявляется не от случая к случаю, а постоянно. Примеры успешно используются в качестве средств формирования определенного способа поведения воспитанника, для того, чтобы ориентировать его на позитивный идеал и развить эмоциональное неприятие асоциальных действий и поступков.

Психологической основой примера является подражательность. Благодаря ей, люди овладевают социальным и нравственным опытом. Подражание не является слепым копированием, оно формирует у студентов действия нового типа, как совпадающие в общих чертах с идеалом, так и оригинальные, сходные по ведущей идее примера. Процесс подражательности является сложным и неоднозначным, ведущую роль в нем играют опыт, интеллект, направленность, интересы и другие свойства личности.

Ко второй группе методов воспитания, ориентированных на организацию деятельности и формирование опыта поведения личности, относятся упражнения, приучение, педагогическое требование, поручение и другие (рис. 89).

Упражнение представляет собой целенаправленное и планомерно организованное выполнение студентами различных действий, практических дел с целью формирования и развития их личности. Выдержка, навыки самоконтроля, организованность, дисциплина, культура общения – личностные качества, которые основываются на привычках, сформированных воспитанием через упражнения. Упражнение как метод воспитания тесно связано с одновременным повышением сознательности студента. И чем выше уровень сознательности, тем с большей настойчивостью и упорством человек будет закалять свою волю и характер, тем больше он будет проявлять инициативы и творчества. Упражнение необходимо для совершенствования навыков правильного поведения в различных ситуациях. Результатом систематического использования метода упражнений становится приобретение студентом устойчивых качеств личности – навыков и привычек. При этом чем сложнее формируемое качество, тем большее количество упражнений необходимо выполнить студенту для обретения устойчивой привычки.


Рис. 89. Методы воспитания через организацию деятельности

и формирование опыта поведения

При использовании метода упражнения для формирования желаемых личностных качеств студентов обязательно следует учитывать их психологические, физиологические и другие индивидуальные особенности. К тому же, для того, чтобы избежать чрезмерных нагрузок на человека, интенсивность упражнений необходимо увеличивать постепенно.

Приучение представляет собой интенсивно выполняемое упражнение. Оно предполагает культивирование у воспитанника способности к организованным действиям и разумному поведению как к непременному условию становления основ нравственности и устойчивых форм поведения. Его применяют тогда, когда необходимо быстро и на высоком уровне сформировать у человека требуемое качество. Приучение невозможно без ясного представления о том, что именно должно быть усвоено студентов в процессе воспитания.

Существует три пути рационального использования метода приучения:

1) задача овладения студентами тем или иным способом поведения ставится не всегда открыто. Преподаватель в этом случае так организует их деятельность, чтобы, с удовольствием повторяя ее, они незаметно для себя свободно и непринужденно привыкали к желаемой форме поведения;

2) задача научиться вести себя определенным образом, например: быть корректным, вежливым, ставится студентам открыто;

3) стремление студента воспитать в себе определенное качество (выдержку, самообладание) побуждает его овладевать соответствующими привычками.

Действенным средством приучения к заданным формам поведения является режим жизни и деятельности студентов. И чем жестче и строже режим, тем лучше формируется динамический стереотип, который лежит в основе образования привычек. На жестком приучении основываются все казарменные си­стемы воспитания, например, армейская система, где этот метод сочетается с наказанием за отступления от заданных норм поведения.

Использование метода приучения в гуманистических си­стемах воспитания обосновывается тем, что определенное на­силие, неизбежно присутствующее в этом методе и всегда со­провождающее его, направлено на благо самого человека, и это единственное насилие, которое может быть оправдано.

Педагогическое требование представляет собой такой метод воспитания, с помощью которого нормы поведения сами выступают фактором, вызывающим, стимулирующим или, наоборот, тормозящим определенный вид или характер деятельности воспитанника, вызывающим проявление у него определенных личностных качеств.

Формы предъявления требования к студенту подразделяются на прямые (в виде приказа, указания в деловом, решительном тоне, имеющие инструктивный характер) и косвенные (осуществляемые посредством совета, просьбы, намека с целью вызвать у воспитанника соответствующее переживание, интерес, мотив действия или поступка).

Педагогические требования вызывают положительную, отрицательную или нейтральную (индифферентную, безразличную) реакцию воспитанников. В этой связи выделяются позитивные и негативные требования. Прямые приказания большей частью негативны, так как почти всегда и неизбежно вызывают отрицательную реакцию воспитанников и их внутреннее сопротивление. К негативным косвенным требованиям относятся осуждения и угрозы. Они обычно порождают лицемерие, двойственную мораль, формируют внешнюю покорность при внутреннем сопротивлении.

Организуя воспитательный процесс, преподаватель дол­жен стремиться к тому, чтобы его педагогическое требование стало требованием самого коллектива.

Метод поручений представляет собой один из наиболее эффективных методов воспитания, связанных с развитием необходимых качеств студентов. Так, например, неорганизованному студенту дают задание подготовить и провести мероприятие, требующее точности и пунктуальности; нарушителя дисциплины назначают ответственным за порядок и т.п. Причем, не следует в деталях объяснять, как лучше выполнять порученное задание, а контроль при этом может иметь различные формы: проверки в процессе выполнения задания, отчет о выполненной работе и т.п. В результате самого факта поручения и успешного его выполнения у студента формируются такие качества, как ответственность, дисциплинированность, чувство долга и другие.

К третьей группе методов воспитания относятся методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности. Стимулировать – значит побуждать, давать импульс, толчок мысли, чувству и действию. К этой группе методов относятся соревнование, поощрение и наказание (рис. 90).


Рис. 90. Методы стимулирования и мотивации

деятельности и поведения личности

Соревнование (или, скорее, соревновательность, состязательность) широко используется в воспитательном процессе в силу того, что воспитуемым обычно свойственно стремление к здоровому соперничеству, к первенству к некоторому приоритету и самоутверждению. Метод соревнования побуждает людей достигать лучших результатов. Для их достижения состязательность стимулирует развитие у людей творческой активности, инициативы, новаторских починов, ответственности и коллективизма. Задача преподавателя заключается в том, чтобы не допустить выродиться соревнованию в жесткую конкуренцию и в стремление к первенству любой ценой. Соревнование должно быть проникнуто духом товарищеской взаимопомощи и доброжелательности.

С древних времен известны такие стимулы желаемого характера поведения и деятельности личности, как поощрение и наказание.

Метод поощрения. Поощрение представляет собой специфическую упорядоченную совокупность приемов и средств морального и материального стимулирования, активно помогающую человеку осмыслить свое поведение, закрепить положительные черты характера, положительные привычки. При применении метода поощрения для обеспечения его действенности необходимо выполнять определенные педагогические условия. Во-первых, поощрение не должно быть слишком частым и одинаковым, чтобы не привести к обесцениванию, ожиданию награды за малейший успех. Во-вторых, метод поощрения требует тщательной дозировки и осторожности. Избыточное поощрение может приносить не только пользу, но и вред воспитанию. Поощрение должно быть педагогически обосновано и целесообразно. В-третьих, поскольку поощрение имеет воспитательный характер, оно должно быть гласным с тем, чтобы быть значимым не только для того, кто его получил, но и для остальных студентов. Гласность поощрения дает возможность привлечь внимание всех к поступкам товарища, вызвать у них чувство уважения, желание подражать хорошему примеру, побудить их более требовательно относиться к собственному поведению. Важнейшее условие педагогической эффективности поощрения – принципиальность, объективность, понятность для всех, поддержка общественным мнением.

Основными видами поощрения как метода воспитания являются: одобрение, похвала, благодарность, награда, ответственное поручение, моральная поддержка, доверие и восхищение, забота и внимание.

Наказание представляет собой такое воздействие на личность воспитуемого, которое выражает осуждение его действий и поступков, противоречащих нормам общественного поведения, и принуждает студентов неуклонно следовать этим нормам. Наказание корректирует поведение обучаемого, дает ему ясно понять, где и в чем он ошибся, вызывает чувство неудовлетворенности, дискомфорта, стыда. Конечной целью наказания является формирование у воспитуемого стремления к таким поступкам и действиям, такой линии своего поведения, которые бы соответствовали нравственным нормам и общественным требованиям.

Для того чтобы наказание возымело нужный воспитательный эффект, при его применении также целесообразно соблюдать определенные педагогические требования. Во-первых, всякое наказание должно сопровождаться выяснением мотива, обстоятельств, при которых был совершен проступок. Необходимо учитывать прежнее поведение обучаемого, особенности его личности, производить анализ причин и условий, породивших тот или иной проступок, знать, как провинившийся относится к совершенному проступку, как сам его оценивает и как реагирует на взыскание. Ведь недаром говорят, что признание ошибки – половина исправления. Во-вторых, нельзя наказывать за неумышленные поступки, наспех, по подозрению. В-третьих, по возможности не применять наказание при посторонних свидетелях, учитывать общественное мнение при оценке того или иного поступка. В-четвертых, нельзя злоупотреблять наказаниями, применять жесткие методы их, унижающие личное достоинство человека, так как они калечат психику человека, принося вред, а не пользу. Лишь разумная система взысканий корректирует поведение обучаемого, поскольку она направлена на устранение неправильных проявлений поведения и на обеспечение его соответствия принятым нормам.

Основными видами наказаний являются замечание, выговор, общественное порицание, осуждение, возмущение, упрек, ирония и другие.

В состав четвертой группы методов воспитания, предназначенных для контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании входят такие методы, как педагогическое наблюдение, диагностика, беседы со студентами, применение психологических опросников и анкет (рис. 91).

Метод педагогического наблюдения характеризуется не­посредственным восприятием процессов деятельности, общения, поведения личности студента в целостности и динамике их изменения. Различают следуюшие виды наблюдения: непосредственное и опосредованное, открытое и скрытое, непрерывное и дискретное и другие. Для того, чтобы педагогическое наблюдение было успешным, необходимо иметь конкретную цель его проведения, иметь программу изучения воспитуемого, знать критерии оценки уровня его воспитанности. Наблюдение должно носить систематический характер.


Рис. 91. Методы контроля и самоконтроля в воспитании

Беседы с воспитанниками помогают преподавателям оп­ределить степень их информированности в области нравствен­ных проблем, уровень понимания ими норм и правил поведе­ния. В процессе беседы можно выявить причины отклонений от выполнения этих норм в том случае, когда они имеют место. Одновременно преподаватель может оценить и качество своих воспитательных воздействий на студента на основе высказывания им своего мнения по этому поводу.

Психологические опросы и анкетирование представляют собой метод, связанный с выявлением отношений между преподавателем и студентом, между самими студентами, характера их взаимоотношений. Этот метод позволяет во время обнаруживать возникающие противоречия, выявлять их сущность и причины с тем, чтобы своевременно их устранять. Психологические опросы являются достаточно сложным методом и требуют определенного подхода. Например, рекомендуется ставить вопросы не в прямолинейной, а замаскированной форме, а также, чтобы содержание ответов давало взаимопроверяемые сведения и т.д.

Контроль хода воспитательной работы завершается оцениванием не только уровня воспитанности студентов, но и качества воспитательной деятельности преподавателя. При этом учитывается его умение применять современные формы, методы и средства воспитания в соответствии с конкретными ситуациями и индивидуальным подходом к каждому студенту. Успешное решение сложных и ответственных задач их воспитания во многом зависит от уровня подготовленности воспитателей, от их педагогической культуры, знания закономерностей, принципов и методов воспитания.

О воспитанности человека можно судить по многочисленным показателям: по его внешнему облику, по характеру и культуре речи, по манере поведения в целом и характерным отдельным поступкам. Воспитанность человека характеризуют также его ценностные ориентации, усвоение норм морали и следование им, отношение к деятельности и стиль общения, толерантность по отношению к представителям других наций, культур, взглядов. О воспитанности человека можно судить также по его эстетическим вкусам и физическому развитию и целому ряду других факторов.

Кроме методов к способам воспитательного воздействия относятся также методические приемы, средства и формы воспитания.

Под методическим приемом принято понимать составную часть метода, конкретное его проявление на практике. Именно приемы определяют своеобразие используемых преподавателем методов, придают индивидуальность манере его педагогической деятельности. По отношению к методу они носят частный, подчиненный характер, подчиняются той задаче, которую преследует данный конкретный метод. Таким образом, методы и методические приемы тесно связаны между собой. Они могут заменять друг друга в конкретных педагогических ситуациях. В одних обстоятельствах метод выступает как самостоятельный путь решения педагогической задачи, а в других – как прием, имеющий частное назначение. Например, в процессе применения метода убеждения преподаватель может использовать примеры, проводить беседы. В данном случае и пример, и беседа выступают в качестве приемов решения воспитательной задачи. В то же время, применяя метод приучения, воспитатель может использовать убеждение в качестве одного из приемов.

Понятие средств воспитания тесно связано с методами и приемами воспитания, с которыми средства воспитания применяются в единстве. К средствам воспитания относятся, с одной стороны, различные виды деятельности, а с другой – совокупность предметов и произведений материальной и духовной культуры (наглядные пособия, книги, произведения искусства, технические приспособления, средства массовой информации и т.д.) В частности, в качестве средств воспитания могут выступать игровая, учебная, трудовая и другие виды деятельности. К средствам воспитания относятся также способы коммуникации, коллектив и социальная группа как организующие условия во­спитания.

Формы воспитания представляют собой способы, вари­анты организации воспитательного процесса, способы целесоо­бразной организации коллективной и индивидуальной деятельности студентов. К формам воспитания относится, например, разъяснительная беседа, диспут, круглый стол, телемост, совместная акция преподавателей и студентов, организованное действие коллектива, направленное на достижение каких-либо воспитательных целей и т.д. Выбор форм воспитательной работы определяется на основе научных принципов воспитания. Чем разнообразнее и богаче по содержанию формы организации воспитательного процесса, тем он эффективнее.

Комплекс методов и приемов воспитания, направленных на достижение некоторой воспитательной цели называют методикой, систему же используемых для этого методов, приемов и средств называют технологией воспитания.

Таким образом, к основным понятиям, используемым для понимания способов воспитательного воздействия на человека и приемов взаимодействия воспитателя и воспитанника, относят методы, приемы и средства воспитания, его формы, методику и технологию.

В зависимости от научных основ понимания человека и процесса его развития появились различные модели и виды во­спитания .

Выделяют три основные модели :

1. Социальное воспитание (П. Бурдье, Ж. Фурастье, Ж. Капель, Л. Кро) ориентировано на приоритет социума в воспитании человека, на корректировку наследственности с помощью формирования соответствующего социокультурного мира воспитуемого.

2. Биопсихологическая модель (Р. Галь, К. Роджерс, А. Фабр и другие) признает важность взаимодействия человека с социокультурным миром и одновременно отстаивает независимость индивида от влияний последнего.

3. Системная модель исходит из сложной природы человека и акцентирует внимание на диалектической взаимозависимости социальной и биологической, психологической и наследственной составляющих в процессе воспитания (З.И. Васильева, Л.И. Новикова, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский).

Понятие видов воспитания является одним из достаточно противоречивых. Существуют различные подходы как к определению методов воспитания, так и к их классификации. Один из этих подходов использован для классификации видов воспитания, приведенной на рис. 92.

По институциональному признаку выделяют семейное, школьное, внешкольное, конфессиональное (религиозное), во­спитание по месту жительства, а также воспитание в детских, юношеских организациях, в вузе.

По стилю отношений между воспитателями и воспитанниками различают авторитарное, демократическое, либеральное и попустительское воспитание.

Авторитарное воспитание осуществляется путем оперирования природой человека и манипулирования его действиями. Доминируют требование и приказ как методы воспитательного воздействия. Авторитарный преподаватель всегда очень строго контролирует деятельность и поведение студентов. Инициатива воспитанников не поощряется или поощряется в строго определенных пределах. Основным путем передачи социального опыта новому поколению в этой системе воспитания выстуает принуждение.

Демократический стиль воспитания предполагает определенное распределение полномочий между педагогом и воспитанниками в отношении проблем их обучения, интересов, досуга и т.д. Преподаватель старается принимать педагогические решения, советуясь с воспитанниками, и предоставляет им возможность высказывать свое мнение, отношение к проблеме или ситуации, делать самостоятельный выбор. В общении со студентами преподаватель, придерживающийся демократического стиля, объективен, требователен, но справедлив, вежлив и доброжелателен.

Либеральный стиль воспитания характеризуется отсутствием активного участия преподавателя в управлении процессом обучения и воспитания, отличается низкой требовательностью и слабой ответственностью за результаты воспитания.

Попустительский стиль воспитания чаще всего характеризуется равнодушием. Главный принцип в деятельности и поведении преподавателя при этом состоит в том, чтобы не препятствовать любым действиям воспитанника и удовлетворять его желания и потребности даже в ущерб ему, развитию его духовности и интеллекта.

На практике ни один из приведенных стилей у преподавателя не может проявляться в “чистом виде”. Чаще всего применяются смешанные стили: авторитарно-демократический, либерально-демократический и другие. Все зависит от конкретной ситуации и определенных обстоятельств.

Правильно организованное воспитание приводит к формированию у студентов стремления и способности к самовоспитанию и соответствующих навыков. Поэтому самовоспитание выступает составной частью и результатом воспитания и всего процесса развития личности. Оно зависит от конкретных условий, в которых живет человек.Самовоспитание является активной, целеустремленной деятельностью человека по систематическому формированию и развитию у себя положительных и устранению отрицательных качеств личности. Самовоспитание – это систематическая и сознательная деятельность человека, направленная на саморазвитие и самосовершенствование, на формирование своей базовой культуры. Самовоспитание призвано укрепить и развить способность к добровольному выполнению обязательств как личных, так и основанных на требованиях коллектива, формировать моральные чувства, необходимые привычки поведения, волевые качества.

Основными формами и методами самовоспитания являются: самокритика, самовнушение, самообязательство, самопереключение и др.

Процесс самовоспитания непрерывен, он должен осуществляться в течение всей жизни и реализовывать потребности человека в постоянном обогащении опыта социальных отношений, способов общения и взаимодействия с людьми, техникой, природой, Вселенной. Главным же, как и в воспитательном процессе вообще, так и в процессе самовоспитания, является ориентация на воспитание такого человека, который бы был способен жить в современном обществе.

Когда мы тут обсуждали папу с пистолетом, основная масса согласных с его методами в качестве основного аргумента его правоты приводили следующий довод. Что же делать, если дитя не слушается? Показать кто в доме хозяин или вытереть сопли и поцеловать чадо чуть пониже спины? Конечно выбор из 2- стилей очевиден. Поэтому хочу дать некоторую дополнительную информацию к размышлению по типу стилей воспитания.

На самом деле стилей не 2, а 3 основных. Есть еще разные нюансы и авторские идеи, но поговорим о тех 3-х.

Но прежде определимся вообще с воспитанием. Процесс это весьма многогранный и одной из функций воспитания является формирования у ребенка здоровых границ и функционирующих адаптивных схем. Т.е. родители помогают сформировать некую оболочку (границы) и механизмы, которые позволяют личности работать (схемы).

Смысл роста и развития личности - расширение границ, развитие их упругости, и создание большого разнообразия разной «механики» внутри. Родитель не может просто купить запчастей в соседнем магазине и смонтировать их внутри ребенка. Ребенок делает это сам, но под руководством родителей. Чтобы продолжать идти вперед и обогащать себя опытом, ребенку нужны не только границы, но и свобода.

При этом ребенок пытается всегда расширить свою зону и проверить на прочность границы родителя или узнать какие методы и действия вызывают какой ответ. Не обязательно ребенок делает что-то экстраординароное, иногда ему хочется хотя бы «палочкой потыкать». Если я скажу так маме, или сделаю это для папы, что будет?

Это довольно важный момент в развитии нового человека. Все новое привлекает и манит. Он не знает, как функционирует общество и пробует разные подходы, что прокатит, а что нет. От этих ответов на вопросы что можно и нельзя и формируются его представления о мире. Т.о. ребенок постоянно будет испытывать на прочность границы родителей с разной интенсивностью, это его первый полигон для испытания себя в обществе. Потом он переключится на друзей и педагогов. Но именно на уровне родителей важно дать ему инструменты для расширения и развития себя без ущемления чужих границ.

И именно на соотношении границ и свободы, как раз и выделены стили воспитания. Итак:

Авторитарный тип или «границы без свободы» . Родители полагают, что они всегда лучше знают то, сколько и чего ребенку нужно. Если у ребенка возникает трудности или он пытается потыкать палочкой в границы родителей, то немедленно получает разной степени выраженности негативную реакцию. Не важно, зачем ребенок тыкал палочкой. Что он хотел добиться? Внимания, одобрения, или попытался добиться каких-то благ. Немедленно дать по рукам, чтобы дальше ребенок никогда не пробовал.

Вообще, обычно подразумевается, что ребенок должен получить урок и немедленно его выучить. Обычно приводится в пример электрическая розетка, в которую ребенок тыкает гвоздем. Получив удар тока, он больше никогда этого не повторяет. Вообще, справедливости ради надо сказать, что некоторые дети продолжают экспериментировать с другими материалами, и у ребенка всегда есть возможность исследовать природу тока другими методами, которые на самом деле более информативны. Например, включать и выключать свет и т.п. Родитель при авторитарном воспитании сразу перекрывает электричество во всем доме. Не обязательно доходить сразу до рукоприкладства, но авторитарный родитель имеет довольно много разных способов в ассортименте. Это крики, обвинения, оскорбления, изоляция и всякие другие методы агрессии –эмоциональной и скрытой.

При этом ребенку не дают возможности понять ясно посыл родителя, и не объясняют причину. Просто это нужно так, и ребенок должен догадаться, почему он не прав (родитель обычно считает, что неправота ребенка для самого ребенка должна быть очевидна) К примеру, ребенок играет в мяч в зале рядом со стеклянным журнальным столиком, врывается отец отнимает мяч и дерет его за ухо, приговаривая, « я тебе покажу! Мы с матерью работаем-работаем, а ты только развлекаешься и ничего не ценишь». С точки зрения ребенка ситуация непонятная потому, что стеклянный стол в его мире занимает очень непочетное место. Т.е. если стола вдруг не будет, он не почувствует себя осиротевшим. Т.е. за что его наказали и что он должен был сделать. У него не было никакой информации о том, что стол ценен. Совершенно непонятно еще и то, о чем еще он должен догадаться.

Следующий урок, который получает ребенок – сила всегда права и своего можно добиться агрессией. У тебя проблема? Кто-то угрожает твоей любимой вещи? Надо на него как-нибудь напасть. Ты чувствуешь себя раненым и обиженным, дай другому почувствовать тоже, сделай ему больно или неприятно. Поэтому через какое-то время папа может обнаружить сына с мячом возле стола снова. Но ребенок это поведение уже будет использовать для давления и манипуляцией родителем. Не пошел со мной в зоопарк? Сейчас я тебе покажу. Буду играть мячом на зло возле стола. Если ты увидишь, что я играю, ты узнаешь, что ты мне не авторитет. Если я разобью стол, тебе еще больнее будет. Да, в итоге может быть больнее сыну. В области крестца. Но дети не очень хорошо планируют и предвидят последовательность событий. Особенно если они переполнены негативными эмоциями (обида на отца).

У детей не формируется способности решать адекватно проблемы. Ребенок лишен в принципе проблемы решать. У него есть желания, которые удовлетворяются или не удовлетворяются родителем, в зависимости от мировоззрения родителя. Если доча хочет платье, мама решает, какого цвета, за какую цену, и какого фасона. Тебе или придется носить только это, либо вообще без платья. С точки зрения родителя для ребенка делается все и ребенок живет как принц или принцесса и потребляет то, что родители считают самым лучшим. Понятно, что дочу никто не спрашивает, хочет ли быть она принцессой. Не нравится розовое платье, которое выбрала мама? Да ты сволочь неблагодарная! Далее на ребенка выливается некоторое количество негатива в виде угроз и оскорблений и требования соблюдения правил. В итоге во взрослом состоянии ребенок подходит к решению проблем так.

  1. Мама знает, как решить проблему.
  2. Бери что дают, а не то хуже будет. То что хочешь, это никого не волнует и за сообщения своих желаний можно схлопотать люлей.
  3. Если тебя действительно все достало, то вполне обосновано просто напасть на обидчика. В зависимости от уровня уверенности в себе это может быть тайная порча имущества или саботаж (всякие мелкие гадости, которые не сразу догадаешься кто сделал) до открытого мордобоя или «заказа бандитам».
  4. Нужны очень жесткие схемы и границы, которые не могут быть изменены. Если проблема не решается, то значит решать ее не надо
  5. Главное в решении проблемы установить виновных и наказать их.

    Естественно, что дети агрессивных родителей с авторитарным типом воспитания и дети приобретают те же навыки воспитания собственных детей. Они считают это единственно правильным путем общения. Преуспеет такой ребенок в жизни или нет, довольно сложно сказать однозначно. Многие в принципе не плохо адаптируются, но довольно часто имеют проблемы в личной жизни. Хотя им попадется личность с таким же багажом, то они прекрасно общаются на уровне суда и исполнения наказания друг над другом. Причем это делается регулярно в режиме игры потому, что санкции с одной стороны обычно вызывают санкции с другой стороны и так до бесконечности. (ты мне не всю зарплату отдал? Значит я тебе буду давать суп без мяса. Ты мне суп без мяса варишь? Пойду водку с друзьями пить в гараж. Ты водку с друзьями пьешь? Я пойду в кафе с подругами. Ты в кафе с подругами….). Многие полагают, что «все так живут». Ну вот одна из положительных сторон избегать такого стиля воспитания дать возможность ребенку узнать, что живут так не все.

    Ну, и конечно, очень ценно, чтобы ребенок умел решать проблемы не только перекладыванием ответственности и вины на других, а так же исключительно арессивным путем, но и более разумными способами.

    Ну вот, вышло много букв, так что про 2 других типа воспитания в следующий раз.

Глава 5
Системы и методы воспитания

Воспитательная система представляет собой целостный комплекс, в состав которого входят цели воспитания, участники воспитательного процесса - дети и педагоги, реализующие деятельность по достижению этих целей, методы и способы организации воспитания. Основной водораздел между системами воспитания издавна проходит по линии, разделяющей авторитарное и гуманистическое воспитание (рис. 86). Концепция авторитарного воспитания основана на подчинении воспитанника воле воспитателя. Следствием подчинения неизбежно является подавление активности, индивидуальности, творческого начала и самостоятельности детей. Другие следствия связаны с развитием скрытой конфронтации, озлобления у сильных от природы личностей и с развитием безволия, подчинения и страха у слабых детей. Возможно, наиболее общим следствием авторитарного воспитания является отсутствие таких общечеловеческих чувств, как любовь,

Рис. 86. Основные типы воспитания и основные черты поведения, формируемого под их воздействием

приязнь, дружба, которые заменяются такими суррогатами, как рабская униженная любовь и рабская преданность.

Можно указать на две коренные причины возникновения авторитарного воспитания. Первая связана с социальным устройством общества в условиях господства тоталитарных, авторитарных политических режимов. Можно сказать, что сдвиг в сторону авторитарного воспитания происходит тогда, когда в обществе развиваются устойчивые тенденции преобладания приоритетов государства над приоритетами личности.

В своем относительно слабом проявлении авторитарное воспитание ведет к неоправданно сильному развитию конформизма. Под конформизмом подразумевается свойство личности изменять, перестраивать свои убеждения, ценностные установки и поступки так, чтобы они соответствовали взглядам и установкам социального слоя или групп людей, находящихся у власти. При этом настоящий конформизм не является внешним (публичным), связанным с притворством и демонстрацией подчинения. Настоящий, внутренний конформизм связан с действительным преобразованием личности человека, с появлением у него соответствующих убеждений и внутренних установок.

Очень важным аспектом конформизма такого рода является то, что собственные ценности и взгляды человека на самом деле в соответствии с фрейдистскими теориями, могут "уходить", "загоняться" в подсознание. И как следствие этого у человека проявляется "двойное сознание", причем второе, подавляемое сознание причиняет ему много неприятностей и сильно усложняет жизнь. В качестве подтверждающего примера можно вспомнить замечательное описание "двойного сознания", приведенное в книге Оруэлла "1984".

Тема конформизма приводит нас к рассмотрению второй коренной причины возникновения авторитарного воспитания. Эта причина связана с законами развития человеческой психики. Дело в том, что в первые годы жизни ребенок с неизбежностью проявляет некоторые черты конформного поведения, что связано с его подчиненным положением, копированием поведения родителей, усваиванием правил общения, оценок тех или иных событий. Психологическая основа такого поведения заключается в наличии высокой внушаемости ребенка, слабости нервных процессов.

Возможно, одной из важнейших причин возрастных кризисов ребенка является попытка его психики выйти из состояния конформизма. Действительно, поведение ребенка становится явно неконформистским. Он перестает слушаться старших, теряет всякую покладистость, становится вздорным, раздражительным, конфликтным, у него появляются черты "негативизма", отрицания всего и всех, неуправляемости. Считается, что при этом ребенок переходит в состояние нонконформизма, определяемое как стремление при всех условиях поступать вопреки мнению старших, любой ценой утверждать противоположную точку зрения. На бытовом уровне такие случаи отражены в поговорках типа: "если скажешь черное, он ответит белое, если скажешь белое, он ответит черное" или "изменился, точно бес в него вселился".

Характерной чертой подросткового и школьного возраста является одновременное проявление черт конформного и нонконформного поведения. Нонконформное поведение проявляется в отношениях с семейной группой (родители, старшие родственники) и взрослыми, конформное - в отношениях со сверстниками, точнее, с теми группами сверстников, с мнением которых подросток считается. Причем степень зависимости подростка от социально значимой группы сверстников настолько велика, что изгнание, отторжение или даже выход из такой группы, например при переходе в другую школу, зачастую приводят к развитию тяжелых психических травм.

Важно также отметить, что по мере возрастного развития периоды конформного и нонконформного поведения подростка неоднократно сменяют друг друга, коррелируя с моментами возрастных кризисов. Вследствие этого объективная оценка характера подростка представляется трудной задачей не только для родителей, но и для опытных воспитателей.

Каковы же методы коррекции с подростковым конформизмом? Из сказанного следует, что методы авторитарного воспитания при этом, как правило, малоэффективны. Запреты, приказы только усиливают нежелательные тенденции, развитие которых может привести к включению подростка в криминальные, противоправные, социально опасные

группы. Решение проблемы видится в связи с активным использованием методов гуманистического воспитания. Основные положения этого подхода формировались еще в эпоху Возрождения на фоне общепринятых в то время догм авторитарного воспитания. Появление гуманистических основ воспитания было связано с переходом от принципа "учиться - значит ходить под розгой" к принципам "мягкой руки", опоры на интерес, удовольствие, радость, к принципам сознательного и критического отношения к себе и другим, к опоре на моральное поощрение, похвалу.

Преодоление конформизма (и гипертрофированного нонконформизма) при помощи современных методов гуманистического воспитания основано на систематическом развитии навыков сознательного, аргументированного анализа жизненных ситуаций, на подчеркнуто уважительном отношении к ребенку и подростку, на развитии способности к самостоятельному мышлению. На самом деле использование методов гуманистического воспитания является безальтернативным выбором современного общественного устройства, когда уровень жизни молодого человека зависит от его собственных способностей, знаний, умения ориентироваться в сложных и динамичных жизненных условиях, от способности находить общие интересы с людьми различных социальных групп.

Возможно, крайний, но яркий вариант реализации принципов гуманитарного воспитания представляет собой валъдорфская педагогика, дидактические и методологические основы которой были разработаны Р. Штейнером. Первая школа такого типа была открыта в 1919 г. в Штутгарте для детей рабочих фабрики "Вальдорф-Астория", в 1990 г. в мире было около 500 вальдорфских школ и около 1000 детских садов. Свою идеологию Р. Штейнер развивал на основе представлений И. В. Гете о развитии путем прохождения этапов обязательных, присущих природе человека преобразований - метаморфоз. Классическим примером метаморфоз является цикл превращений насекомых, например, превращение гусеницы в бабочку.

Метаморфозы человеческого развития, по этим представлениям, протекают в соответствии с биогенетическим законом. Семилетние этапьк метаморфоз, по Штейнеру, определяют развитие тела, мышления, чувств, воли человека. Ввиду того, что хронологически семилетки различных сфер не совпадают, перед педагогом стоит сложная задача - точно отслеживать этапы развития отдельных сфер. При этом существенно, что вальдорфская педагогика признает только косвенные, опосредованные воздействия на волю ребенка. Основной принцип воспитания: "сначала художественное, затем на его основе интеллектуальное" определяет также ориентацию на развитие сферы чувств,

живого мышления и живого знания. Искусство признается как фундамент и как лучшее средство для формирования личности ребенка.

Классный наставник, учитель и воспитатель в одном лице является главным действующим лицом в системе вальдорфской педагогики. Стержневой идеей его деятельности является индивидуальный подход, в результате которого он должен путем выявления склонностей, способностей, типов восприятия и мышления сформировать учебный план для каждого ученика. Классный руководитель в течение восьми лет преподает общеобразовательные предметы и обеспечивает взаимодействие учеников с другими преподавателями и родителями. Задачей вальдорфской педагогики является "искусство пробуждать" творческие природные способности человека, воспитание свободной, духовно развитой личности.

Другим примером гуманитарного воспитания является система итальянского педагога и врача Марии Монтессори, которая исходно разрабатывала методы сенсорного и интеллектуального развития умственно отстающих детей дошкольного и младшего школьного возраста. Пик развития системы пришелся на начало XX века, в ее основе лежали идеи свободного воспитания, основой которых были недопустимость насилия, уважение к личности ребенка, опора на естественные этапы развития психики ребенка. Особенностью системы Монтессори явилось отрицание активной воспитывающей роли педагога, опора на принцип автодидактизма, согласно которому методы обучения и воспитания в максимальной степени обеспечивают самостоятельность ребенка.

Сторонники авторитарного воспитания. Одни педагоги считали, что дети рождаются с так называемой дикой резвостью, которую нужно подавлять в процессе воспитания силой авторитета педагога и различными мерами педагогического воздействия. Таких идей, в частности, придерживался немецкий педагог Иоганн Гербарт, с именем которого обычно связывают формирование методики авторитарного воспитания. В принципе он понимал положительное значение таких методов воспитания, которые содействуют развитию сознательности детей и основаны на доброжелательных отношениях между ними и педагогами, но использовать эти методы он считал целесообразным в более поздних этапах воспитательной работы. В раннем же возрасте он рекомендовал применять средства управления, среди которых на первое место он выдвигал угрозу. Но угроза не всегда помогает, тогда на помощь приходят надзор, приказания и запрещения, наказания, в том числе и телесные. И. Ф. Гербарт в деталях разработал широко разветвленную систему наказаний, которая пользовалась позднее широкой популярностью в учебных заведениях многих стран, в том числе и в гимназиях царской России. Лишение свободы - «помещение в карцер», лишение пищи - «оставление без обеда», штрафной журнал - «кондуит», «стояние в углу» и т. д. - далеко не полный перечень наказаний, рекомендуемых И. Ф. Гербартом. Характерно при этом, что авторитет и любовь он считал вспомогательными средствами управления, полагая, что они, собственно, выходят за пределы управления. В России эту методику активно пропагандировал Красовский, который в 1859 г. выпустил книгу «Законы воспитания». В человеке, писал он, коренятся два начала: влечение к дому и влечение к дурному. Врожденные аморальные склонности его мнению, можно приспособить к моральным требованиям обстоятельства только на основе безусловного подчинения, используя для этого меры принуждения и различные наказания. Сторонником авторитарного воспитания уже в советское время, был проф. Н.Д. Виноградов, который считал, что воспитывать детей можно только путем подавления их резвости и беспорядочного поведения. На этой основе в 20-е гг. наряду с понятием метода воспитания широкое хождение получил термин «меры педагогического воздействия "".

Слайд 4 из презентации «Авторитарное воспитание детей»

Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Скачать всю презентацию «Авторитарное воспитание детей.ppt» можно в zip-архиве размером 340 КБ.

Скачать презентацию

«Гражданское воспитание» - Гражданское воспитание за рубежом. Способность выполнять свои обязанности. Цели: Основное содержание Программы. Учебно-познавательная. Основная идея Программы: Выход из Программы. Сформированность гражданственности как личностного качества у учащихся. Активизация деятельности в рамках гражданского воспитания.

«Пособие по воспитанию» - В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. - 4-е изд., стер. - М. : Академия, 2008. - 334 с. Представлены технологические решения реализации идей и принципов данной концепции. Открывайте книгу, читайте, мыслите и творите! Анализируются различные точки зрения на предмет, процесс, проблемы воспитания. М. Г. Николаева. - 6-е изд., испр. и доп. - Томск: Изд-во ТПУ, 2009. - 216 с.

«Воспитание школьников» - Нравственное воспитание включает в себя восемь основных направлений: Первое направление - диагностическое. Формы: анкетирование, опрос, тестирование, педагогические наблюдения, беседы. Восьмое направление - «Трудовое, экономическое воспитание» Цель: воспитание положительного отношения к труду как важнейшей ценности, развитие потребности в творческом труде.

«Воспитание 7 класс» - Правовое воспитание. Тяжело в ученье – легко в бою! (наши достижения). Задачи: Сотворчество. Ожидаемый результат: Свобода выбора. Нравственное воспитание. Трудовое воспитание. Принципы. Цели: Мы самый читающий класс в школе! Мы выбираем. Спортивно- оздоровительное воспитание. Успешность. Интеллектуальное воспитание.

«Система воспитания» - К 20 годам юные воины получали полное вооружение. С 7 лет полис (город-государство) брал на себя воспитание и обучение спартиатов. Система коллективного воспитания. Идеалы рыцарского воспитания сохранились и поныне. Афинская система воспитания. 2 этап – 15-20 лет – включал дополнительное обучение пению и музыке.

«Концепции воспитания» - Структура концепции. В результате реализации Концепции будет сформирована эффективно функционирующая казахстанская модель воспитания с учетом общечеловеческих и национальных ценностей. Условия реализации Концепции. Цель, задачи, содержание воспитания. Ожидаемые результаты реализации Концепции. Цели воспитания и задачи воспитательной работы реализуются в образовательном процессе, во внеучебное время и в досуговом периоде.

По стилю отношений между воспитателями и воспитанниками (по признаку управления процессом воспитательного воздействия на воспитанника со стороны воспитателя) различают авторитарное, демократическое, либеральное и попустительское воспитание.

Выберите два варианта, исключив тот, который Вам наименее импонирует

Авторитарное воспитание - тип воспитания, в рамках которого определенная идеология принимается в качестве единственной истины во взаимоотношениях между людьми. Чем выше социальная роль воспитателя как транслятора этой идеологии (учителя, священника, родителей, идеологических работников и т. п.), тем сильнее выражено принуждение воспитанника вести себя согласно данной идеологии. В этом случае воспитание осуществляется как оперирование природой человека и манипулирование его действиями. При этом доминируют такие воспитательные методы, как требование (прямое предъявление нормы должного поведения в конкретных условиях и к конкретным воспитанникам), упражнение в должном поведении с целью формирования привычного поведения и др. Принуждение является основным путем передачи социального опыта новому поколению. Степень принуждения определяется тем, насколько воспитуемый имеет право сам определять или выбирать содержание прошлого опыта и ценностной системы - семейных ценностей, норм поведения, правил общения, ценностей религии, этнической группы, партии и т. п. В деятельности воспитателя доминирует догма всеобщей опеки, безошибочности, всезнайства.

Авторитарный стиль характеризуется высокой централизацией руководства, доминированием единоначалия. В этом случае педагог единолично принимает и меняет решения, большинство вопросов в отношении проблем обучения и воспитания решает сам. Преобладающими методами управления деятельностью своих воспитанников являются приказы, которые могут отдаваться в жесткой или мягкой форме (в виде просьбы, которую нельзя не выполнить). Авторитарный педагог всегда очень строго контролирует деятельность и поведение воспитанников, требователен к четкости выполнения его указаний. Инициатива воспитанников нe поощряется или поощряется в строго определенных пределах.

«Я - командующий» или «Я - отец».

При позиции «Я - командующий» властная дистанция очень велика, и в процессе взаимодействия с воспитанником усиливается роль процедур и правил. При позиции «Я - отец» сильная концентрация власти и влияния на действия воспитанника в руках педагога сохраняется, но при этом большую роль в его действиях забота о воспитаннике и ощущение ответственности за его настоящее и будущее.

Демократический стиль воспитания характеризуется определенным распределением полномочий между педагогом и воспитанником в отношении проблем его обучения, досуга, интересов и пр. Педагог старается принимать решения, советуясь с воспитанником, и предоставляет ему возможность высказывать свое мнение, отношение, делать самостоятельно выбор. Часто такой педагог обращается к воспитаннику с просьбами, рекомендациями, советом, реже - приказывает. Систематически контролируя работу, всегда отмечает положительные результаты и достижения, личностный рост воспитанника и его просчеты, обращая внимание на те моменты, которые требуют дополнительных усилий, работы над собой или специальных занятий. Педагог требователен, но одновременно справедлив, во всяком случае старается таковым быть, особенно в оценке действий, суждений поступков своего воспитанника. В общении с людьми, в том числе и с детьми, всегда вежлив и доброжелателен.


Демократический стиль может на практике реализоваться в системе следующих метафор: «Равный среди равных» и «Первый среди равных».

Первый вариант - «Равный среди равных» - это стиль отношений между воспитателем и воспитанником, в рамках которого педагог в основном выполняет необходимые обязанности по координации действий воспитанника в организации его учебной деятельности, самообразования, досуга и пр., учитывая его интересы и собственное мнение, согласовывая с ним на правах «взрослого» человека все вопросы и проблемы.

Вторая позиция - «Первый среди равных» - реализуется в отношениях между педагогом и воспитанником, в которых доминирует высокая культура деятельности и отношений, большое доверие педагога к воспитаннику и уверенностью правильности всех его суждений, действий и поступков. В этом случае педагог признает право на автономию и в основном видит задачу в координации самостоятельных действий ученика и оказании помощи при обращении к нему самого воспитанника.

Уточним понимание демократического взаимодействия - это такой тип взаимодействия людей, если ни у одной из двух договаривающихся сторон нет возможности заставить другую что-либо делать. Например, директора двух соседних школ договариваются о сотрудничестве. У них одинаковый социально-административный статус, они в равной степени экономически и социально защищены. В этом случае, чтобы достичь результата, им приходится договариваться. Второй пример: два учителя школы договариваются о разработке интегрированного курса. Путь через принуждение в этой ситуации в принципе неприемлем.

Однако ситуация меняется, если взаимодействуют люди, находящиеся на разных уровнях, например, иерархической служебной лестницы как в рамках одной организации, так и в условиях социума.

Для некоторых педагогов убеждение своих воспитанников (или сотрудников в процессе профессиональной деятельности) есть единственно возможный способ общения и взаимодействия, несмотря на то, что данный стиль обладает не только плюсами, но и минусами. Это может быть следствием воспитания, жизненного опыта, результатом развития личности и становления характера или следствием обстоятельств, конкретной ситуации. Например, в ситуации, когда педагог имеет дело с воспитанником, обладающим сильным характером (или руководитель приходит в организацию с сильным, сложившимся творческим коллективом профессионалов), то стиль руководства один, если же педагог выполняет роль воспитателя подростка-правонарушителя - стиль другой.


Либеральный стиль
(невмешательство)
воспитания характеризуется отсутствием активного участия педагога в управлении процессом обучения и воспитания. Многие, даже важные дела и проблемы фактически могут решаться без его активного участия и руководства с его стороны. Такой педагог постоянно ожидает указаний «сверху», являясь фактически передаточным звеном между взрослыми и детьми, руководителем и подчиненными. Для выполнения какой-либо работы ему нередко приходится уговаривать своих воспитанников. Он решает в основном те вопросы, которые назревают сами, контролируя работу воспитанника, его поведение от случая к случаю. В целом такой педагог отличается низкой требовательностью и слабой ответственностью за результаты воспитания.


Попустительский стиль
воспитания характеризуется своего рода «равнодушием» (чаще всего, неосознанным) со стороны педагога в отношении развития, динамики учебных достижений или уровня воспитанности своих воспитанников. Это возможно либо от очень большой любви воспитателя к ребенку, либо от идеи полной свободы ребенка везде и во всем, либо от бездушия и равнодушия к судьбе ребенка и т. п. Но в любом случае такой педагог ориентируется на удовлетворение любых интересов детей, не задумываясь над возможными последствиями их поступков, не ставя перспектив личностного развития. Главный принцип в деятельности и поведении такого педагога - не препятствовать любым действиям ребенка как и удовлетворять его любые желания и потребности, возможно, даже в ущерб не только себе, но и ребенку, например, его здоровью и развитию духовности, интеллекта.

На практике ни один из приведенных стилей у педагога не может проявляться в «чистом виде». Также очевидно, что применение только демократического стиля не всегда бывает эффективным. Поэтому для анализа практики воспитателя чаще применяют так называемые смешанные стили: авторитарно-демократический, либерально-демократический и пр. Каждый педагог может применять разные стили в зависимости от ситуаций и обстоятельств, однако многолетняя практика формирует индивидуальный стиль воспитания, который относительно стабилен, обладает незначительной динамикой и может совершенствоваться в различных направлениях. Смена же стиля, например переход от авторитарного к демократическому, является радикальным событием, ибо каждый стиль основывается на особенностях характера и личности педагога, и его смена может сопровождаться серьезной психологической «ломкой» человека.

Чтобы наглядно рассмотреть различные стили воспитания, предлагаю Вашему вниманию фильм "Твои, мои и наши"

А также "Звездочки на земле"

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!