Образование для Вас

Сергей Петрухин: «Моя цель — соблюдение законов всеми гражданами страны. В России вынесен первый приговор авиадебоширу — хулиган отправится в колонию-поселение Публикации в научных журналах

Евгений Птухин фотография

В 1918 г. добровольцем вступил в РККА. Член РКП(б) с 1918 г. Участвовал в Гражданской войне. Воевал на Южном фронте, был мотористом 3-й Московской авиагруппы. Участвовал в боях на Польском фронте и в разгроме барона Врангеля.

В 1922 г. окончил школу мотористов, а в 1924 г. - военную школу летчиков. Служил во 2-й эскадрилье им. Дзержинского. Был командиром звена, эскадрильи. Затем командовал 142-й авиабригадой Белорусского военного округа, дислоцированной в Бобруйске.

Сослуживцы отзывались о нем как о человеке твердой воли, бесстрашия, неиссякаемой энергии и высокого чувства товарищества.

Вспоминает Маршал авиации Красовский: «Птухина я знал давно. Он много и серьезно учился, отлично летал, обладал хорошими организаторскими способностями, - словом, рос быстро».

Приказом наркома обороны СССР по личному составу армии от 28.11.35 г. № 2488, в соответствии с постановлением ЦИК и СНК СССР от 22.09.35 г. «О введении персональных военных званий начальствующего состава РККА» Птухину было присвоено воинское звание комбриг.

Первым в бригаде освоил истребитель И-16.

В мае 1936 г. за успехи в боевой, политической и технической подготовке он был награжден орденом Красной Звезды. В том же году по результатам окружных маневров приказом наркома обороны был премирован легковым автомобилем.

Лучшие дня

Участвовал в народно-революционной войне в Испании с 15.05.37 по 25.02.38 гг. под псевдонимом «генерал Хосе». Командовал истребительной группой республиканских ВВС. Принимал участие в Брунетской операции. Затем был главным советником командующего республиканской авиацией на Мадридском, Арагонском и Теруэльском фронтах. Был награжден орденами Ленина и Красного Знамени.

Неоднократно вылетая на фронт, Птухин, несмотря на запрет, принимал участие в воздушных боях. Лично и в группе сбил несколько самолетов противника.

4.06.37 г. сбил истребитель «фиат» в группе.

На сеговийском направлении… во время патрулирования были обнаружены и атакованы «фиаты». В последовавшем воздушном бою звено командира группы Евгения Птухина сбило 1 «фиат».

9.07.37 г. в паре с Божко Петровичем над Мадридом сбил новейший немецкий истребитель Messerschmitt Bf.109.

Рассказывает писатель Шингарев: «Со стороны солнца мелькнули вытянутые силуэты второй группы «мессеров». Резко задрав вверх нос истребителя, Птухин полоснул пулеметными очередями по мотору... Фашист ловко ушел из-под трасс и положил машину в вираж. Птухин устремился за ним. На вираже он догнать своего противника не смог. Правда, и «мессер» от И-16 тоже не оторвался.

Резким переворотом через крыло фашистский летчик ввел самолет в пикирование. Птухин повторил маневр «мессера». Над площадью Майор И-16 догнал фашистскую машину. Птухин нажал гашетки. «Мессер» рванул вверх. В лучах солнца блеснули полированные крылья и наглухо закрытая плексигласовым фонарем кабина пилота. Генерал Хосе еще раз надавил гашетку общего огня. Пулеметные трассы зацепили хвостовое оперение «мессера».

И тут на пути фашиста оказался «чато» Божко Петровича. Югослав успел первым открыть огонь. «Мессершмитт» опрокинулся на крыло и рухнул вниз".

Вскоре в одном из воздушных боев Птухин сбил новейший немецкий бомбардировщик Heinkel Не.111.

Рассказывает писатель Сухачев: «Птухин резко, полупереворотом на полном газу ринулся за одним из трех увиденных им Хе-111… Боясь упустить противника, он сделал резкий маневр и оторвался от ведомых…

Как только дистанция достигла метров 500, от самолета противника вытянулись светящиеся трассы, и в тот же миг Птухин почувствовал дробный стук по левой плоскости. У противника были пулеметы более крупного калибра, и он мог себе позволить стрелять с такой дальности. Одновременно со стрельбой бомбардировщик вошел в правый разворот с набором высоты. С большой угловой скоростью он мелькнул перед капотом самолета Птухина. Атака была сорвана...

Имея преимущество в скорости, можно было сделать левый ранверсман вслед за противником и оказаться в хвосте. Но в верхней точке почти всем планом самолет зависнет на малой скорости. Конечно, стрелок не упустит такого момента. Мгновенная оценка обстановки, и Птухин энергично ввел машину в левый вираж, зная, что сейчас он встретится с противником в лоб.

Видимо, предупрежденный стрелком о маневре истребителя, вражеский пилот переложил из правого виража в левый. Закончив разворот, Птухин увидел, что они находятся в диаметрально противоположных точках виража. Имея почти одинаковые скорости, противники крутили уже третий вираж. Перегрузка была на пределе. С трудом удерживая поднятую голову, Птухин видел тщетные попытки стрелка переложить турель с правого борта на левый. Из-за большой перегрузки, это оказалось ему не под силу. Противник мог стрелять только во внешнюю сторону виража.

Обессилев, стрелок сидел вдавленный в сиденье. «А ведь он теперь безоружен с внутренней стороны виража», - мелькнула мысль у Евгения Саввича. Увеличив крен больше 90 градусов, Птухин с потерей высоты срезал окружность и на выходе в набор стал приближаться к противнику. Когда, как показалось, стали видны заклепки на обшивке, он с усилием нажал на гашетку…

Проскакивая под противником, Птухин уже не сомневался, что «Хейнкелю» нанесен смертельный удар. И верно, враг медленно, так происходит при повреждении управления, завалил левый крен с опусканием носа. Так же медленно вращаясь, он почти отвесно стал быстро удаляться от Птухина. Затем в том месте, где точка самолета коснулась земли, беззвучно выросло большое огненно - черное облако».

Вспоминает генерал-лейтенант авиации Семенов: «Евгений Саввич Птухин обладал незаурядным талантом авиационного начальника. Он по-своему, как мы говорим теперь, по-птухински, разрабатывал, подготавливал и успешно осуществлял довольно значительные в тогдашних масштабах воздушные операции.

Боевые задачи решались при тесном взаимодействии различных родов авиации, часто с наращиванием силы ударов, особенно в ходе борьбы с самолетами противника. Последние эффективно уничтожались не только в воздухе, но и на аэродромах».

Отлично проявили себя и летчики его бригады, участвовавшие в национально-революционной войне в Испании.

Вскоре после возвращения на родину комбриг Птухин был назначен командующим ВВС Ленинградского военного округа.

22.02.38 г. ему было присвоено внеочередное воинское звание комкор. Он также был награжден юбилейной медалью «ХХ лет РККА».

Участвовал в советско-финской войне. С января 1940 г. был командующим ВВС Северо-Западного фронта.

В январе 1940 г. после расформирования 1-й армии особого назначения в ВВС фронта входили два отдельных авиаполка (85-й сбап и 149-й иап) и три авиабригады - 27-я дбаб (6-й, 21-й и 42-й дбап), 29-я баб (9-й сбап и 7-й тбап) и 16-я сбаб (31-й и 54-й сбап).

23.02.40 г. для ускорения разгрома финских войск были созданы Объединенные ВВС Северо-Западного фронта под командованием комкора Птухина в составе двух авиабригад (27-й дбаб и 16-й сбаб) и семи отдельных авиаполков (85-го и 57-го сбап, 1-го мтап, 15-го рап, 7-го, 13-го и 149-го иап), которые и нанесли врагу завершающие сокрушительные удары.

За храбрость и отвагу 68 летчиков ВВС Северо-Западного фронта были удостоены звания Героя Советского Союза.

21.03.40 г. за умелое руководство действиями авиации, нанесшей большой урон противнику при прорыве укрепленной линии Маннергейма комкору Птухину Евгению Саввичу было присвоено звание Героя Советского Союза. Ему была вручена медаль «Золотая Звезда» № 244.

14-17.04.40 г. состоялось совещание при ЦК ВКП(б) начальствующего состава по сбору опыта боевых действий против Финляндии.

16.04.40 г. на совещании выступил комкор Птухин. Он доложил собравшимся об опыте действий ВВС Северо-Западного фронта: «В войне с белофиннами мы впервые применяли большую массу авиации и особенно широко использовали бомбардировочную... 71% действий авиации Северо-Западного фронта - это работа с войсками, работа по уничтожению и разрушению УРов Карельского перешейка. Всего мы имеем 53 тыс. самолето-вылетов, из них 27 тыс. ложится на бомбардировщики, сделавших 19,5 тыс. самолето-вылетов по УРам и сбросивших 10,5 тыс. т бомб. Как видите, цифра колоссальная. Бомбы сбрасывали крупнокалиберные - 250-500 кг.

Что мы сделали ими, как помогли войскам? Имеются данные, что несколько железобетонных точек от прямых попаданий бомб крупного калибра были разрушены окончательно. Думаем весной, когда стает снег, тщательно обследовать укрепленный район и поглядеть эффективность работы бомбардировщиков…

Не каждая бомба может попасть точно в цель, но если бомба в 500 кг упадет рядом с ДОТом - это тоже действует морально и материально. Мы знаем случаи, когда бомба попадала рядом с ДОТом, а из ДОТа вытаскивали людей, у которых из носа и ушей кровь шла, а часть совершенно погибала. День и ночь находиться под бомбометанием тяжело, а у нас летало днем по 2,5 тыс. самолетов и ночью 300-400 самолетов. Днем движение на Карельском перешейке абсолютно прекращалось...

Я считаю, что авиация провела колоссальную работу по разрушению УРа, но большим недочетом является то, что мы разбрасывали свою авиацию, не сосредотачивали ее действия на главных участках... Авиация тогда эффективна, когда она метр за метром кладет бомбы по определенной системе... Укрепленные районы может потрясти только техника, а техникой мы богаты. Надо только работать по определенной системе, согласовывать действия различных родов войск и не разбрасываться...

Не плохое у нас было взаимодействие с 7-й армией. В момент прорыва авиация с артиллерией перебросили свой огонь по тылам. Бомбардировщики действовали по районам предполагаемого сосредоточения резервов противника. Это способствовало тому, что наши войска при развитии прорыва не имели сильных контратак…

Мы впервые бомбили железнодорожные узлы крупными силами. Станция Коувола - большой ж.д. узел, большая станция. После бомбометания работала как перегон. Станции был нанесен большой ущерб, но во время перерыва в бомбометании финны успевали кое-как восстанавливаться, и станция все же работала. Нашу работу лимитировала погода, 2-3 дня работаешь, а потом 5 дней плохая погода…

По железнодорожным узлам нужно и можно бомбить, но для большего эффекта необходимо применять бомбы крупного калибра 500-1000 кг…

Один из наиболее эффективных способов срыва ж.д. движения - это бомбометание по мостам. Но поражать мосты, как узкую цель с горизонтального полета, очень трудно. Есть случаи прямого попадания в мосты, но это требует больших материальных затрат. Мне кажется, что здесь можно применить два способа: первый - бомбометание с пикирования, для чего требуется специальный самолет - пикировщик, или второй - бомбометание с низкой высоты бомбами на парашютах калибра не меньше 250 кг...

Есть еще способ прекращения ж.д. движения на перегонах, но для этого нужен специальный тип самолета, имеющий возможность бомбить с низких высот…

Для прекращения железнодорожного движения надо применять все методы. Я не отказывался ни от одного метода и считаю, что ВВС Северо-Западного фронта добились определенных результатов в срыве движения по железным дорогам.

Мы добились хороших результатов в выводе из строя паровозов. У нас появилась мысль стрелять по паровозам истребителями из ШВАКов. Результат оказался хорошим. Так мы вывели из строя 86 паровозов, плюс к этому взорвали ряд вагонов с боеприпасами, много сожгли вагонов, терроризировали железнодорожников…

Паровоз действует под давлением пара в котле, снаряд, попадая в котел, пробивает трубы, получается взрыв и пар выходит, а раз нет пара, значит паровоз мертв… Поезд сразу останавливается. Нам бы еще дополнительные бачки к самолетам, чтобы увеличить радиус действия. У финнов слабый паровозный парк, а увеличивая радиус действия истребителей до 300 км, можно было бы еще больше парализовать железнодорожное движение. В будущем необходимо испытать по паровозам реактивные снаряды...

Истребительная авиация работала как всегда хорошо… Воздушных боев было немного, но истребительная авиация показала себя прекрасно... Истребители много работали на поле боя, но это исключительно из-за слабой авиации противника. Нам нужно подумать о войсковом самолете, который действовал бы на поле боя с низкой высоты и в условиях плохой погоды. Ведь вы знаете, что поднять СБ в плохую погоду очень трудно. Эта машина может применяться на поле боя в исключительных случаях - она слишком велика и неманевренна. Необходим одномоторный двухместный самолет со скоростью 380-400 км, с бомбовой нагрузкой в 300-400 кг и радиусом действия 350-400 км. Некоторые товарищи жалуются, что авиация противника бомбила. Надо сказать, что наши войска не знают, что такое бомбометание по войскам. Вы не видели авиации, которая была в Испании. А здесь от бомбометания одного самолета паника во всем корпусе. Что бы вы сказали, если бы вас бомбили так, как мы бомбили финнов. Наши командиры должны воспитывать себя и войска так, чтобы быть готовыми к отражению действий более сильного авиационного противника, чем финны.

Мы будем принимать все меры к тому, чтобы не допустить бомбардирования наших войск, но полной гарантии дать нельзя.

Одним из недостатков нашей авиации является большая уязвимость бомбардировочных самолетов, особенно ДБ. Плоскость имеет 14 бензобаков и при стрельбе противника специальными пулями машина быстро загорается.

Машина должна быть более живучей. Конструкторам следует подумать над этим вопросом… Вооружение на бомбардировочных самолетах имеет много мертвых конусов. У штурмана на СБ два пулемета, а стрелять по самолетам противника ему не приходится, так как встречных атак, благодаря большим скоростям, почти не производится, так получается, что в бою, происходящем главным образом в задней полусфере, штурман не участвует, и вся тяжесть боя ложится на стрелка, у которого вооружение

слабее и большой мертвый конус...

Надо учить летный состав летать вслепую, в трудных метеоусловиях... В полку следует иметь одну эскадрилью, которую необходимо обучать слепым полетам...

Следующий вопрос о распределении авиации... Решать, куда бросать авиацию должен высший начальник... Авиация эффективна тогда, когда она действует массово и сосредоточенно, а правильно оценить обстановку может командующий армией и фронтом, кому она и должна подчиняться.

Надо больше действовать по глубоким тылам противника - это большое дело. Посмотрите на Выборг - от него ничего не осталось. Город полностью разрушен...

Вступили мы в войну с 1500 самолетами полностью подготовленными и во время войны подготовили еще два полка СБ. Это подготовка частей. Подготовка же территории для такой массы самолетов отстала… На некоторых оперативных направлениях аэродромная сеть полностью отсутствовала (ухтинское направление)... Запаса бомб и горючего… оказалось недостаточно для действующего количества самолетов.

Одной из причин такого недостатка является то, что командующие ВВС не знали плана войны и количества развертываемых частей в том или ином направлении.

Считаю необходимым немедленно заняться вопросами подготовки территории к войне с учетом сил, развертываемых в том или ином направлении, и соответственно этому строить аэродромы и создавать запасы не менее, чем на три месяца».

4.06.40 г. комкору Птухину было присвоено воинское звание генерал-лейтенант авиации.

В июне 1940 г. он был назначен командующим ВВС Киевского особого военного округа.

Округ был самым мощным в СССР. Под командованием Птухина были сосредоточены огромные силы. В 11 авиадивизиях округа насчитывалось 39 авиаполков (17 истребительных, 15 бомбардировочных, 5 штурмовых и 2 разведывательных), имевших в своем составе более двух тысяч самолетов.

В аттестации, подписанной 26.11.40 г. командующим войсками округа генералом армии Жуковым и членом Военного совета корпусным комиссаром Вашугиным отмечалось: «Птухин... старый, опытный командир, участник гражданской войны, войны с белофиннами, за образцовые действия против белофиннов присвоено звание Героя Советского Союза.

Специальная подготовка как командующего ВВС КОВО хорошая. Организовать и провести операцию ВВС, как это показано на деле, может неплохо. Проявляет много забот над вопросами подготовки театра военных действий в авиационном отношении. Волевой, дисциплинированный и требовательный командующий…

Должности командующего ВВС КОВО соответствует».

Однако уже в феврале 1941 г. генерал-лейтенант Птухин был назначен начальником Главного управления ПВО Красной Армии.

В январе 1941 г. Совет народных комиссаров СССР принял постановление «Об организации противовоздушной обороны». В нем определялась угрожаемая по воздушному нападению зона на глубину до 1200 км от государственной границы. На этой территории в пределах военных округов были созданы зоны противовоздушной обороны, в них - районы противовоздушной обороны, а также пункты ПВО. Всего к началу Великой Отечественной войны войска ПВО имели: зон ПВО - 13; корпусов ПВО - 3; дивизий ПВО - 2; бригад ПВО - 9; бригадных районов ПВО - 39. Численность личного состава войск ПВО составляла 182 тыс. человек. Для решения задач противовоздушной обороны наиболее важных центров страны было выделено также 40 истребительных авиаполков, насчитывавших около 1500 боевых самолетов, 1206 экипажей.

В марте 1941 г. Птухин сдал дела генерал-полковнику Штерну, а сам был вновь назначен командующим ВВС КОВО.

По состоянию на 22.06.41 г. в Киевском особом военном округе имелось 2359 летчиков, 1308 летчиков-наблюдателей и 2059 самолетов: 466 бомбардировщиков (в т.ч. 74 пикирующих бомбардировщика Пе-2), 1343 истребителя (в т.ч. 189 МиГ-3), 5 штурмовиков Ил-2, 247 разведчиков (в т.ч. 99 ближних бомбардировщиков Су-2).

К сожалению не весь летный состав полностью овладел вверенной ему техникой и к боевым действиям был подготовлен слабо. Особенно трудное положение сложилось в девяти вновь сформированных авиаполках, укомплектованных в основном молодыми летчиками.

Начатую весной 1941 г. реконструкцию авиабаз к началу войны завершить не удалось. Из-за ремонта многие из действующих аэродромов были ограниченно годны. Авиачасти запасных аэродромов не имели, отчего располагались очень скученно.

После волны арестов генералов - «испанцев» в конце мая и начале июня положение Птухина было весьма шатким.

Главный маршал авиации Новиков вспоминает: «20 июня меня неожиданно по приказу наркома обороны Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко вызвали в Москву. В субботу я вернулся в Ленинград и тотчас позвонил в наркомат. Генерал Злобин, состоявший при наркоме для особых поручений, сообщил, что меня переводят в г Киев.

Естественно, я сразу подумал о генерале Е.С. Птухине и осведомился, куда переводят его. Вопрос мой остался без ответа. Злобин как-то замялся и после недолгой паузы ответил, что вопрос о Птухине еще не решен, а мне надлежит быть у маршала в 9 часов утра 23 июня, и повесил трубку».

Накануне вторжения командующий ВВС округа генерал-лейтенант авиации Птухин лично совершил облет оперативных аэродромов, проверив их маскировку и боеготовность. Мероприятия по маскировке, предпринятые с весны по его инициативе, позволили скрыть от немецкого командования до 10 % самолетов. Но этого было явно недостаточно.

Участвовал в Великой Отечественной войне. Командовал ВВС Юго-Западного фронта.

22.06.41 г. с 4 до 5 часов утра около 400 самолетов 5-го авиакорпуса атаковали 24 передовых аэродрома округа. Для советских ВВС удар оказался неожиданным…

Из-за отсутствия конкретных указаний со стороны командующего ВВС округа о выводе авиачастей из-под удара они понесли большие потери. Даже после отражения первого удара, большинство авиаполков не сменило место дислокации, и было уничтожено в последующих налетах.

Всего за первый день войны ВВС Юго-Западного фронта потеряло 204 самолета на аэродромах и 97 в воздушных боях. Советские летчики сбили 46 самолетов противника…

Штаб ВВС фронта практически не руководил действиями авиачастей, так как был занят переездом из Киева в Тернополь. В результате попытка приблизить штаб к району боевых действий привела к нарушению управления.

Рассказывает Маршал авиации Скрипко: «Птухин энергично стремился перестроить работу по-фронтовому, привести авиачасти и соединения в боевую готовность. Однако не знал Евгений Саввич того, что в эти дни решался вопрос о нем как о командующем и что 20 июня 1941 года приказом Главного Военного совета он будет снят с должности за аварийность. Так и не получив этого приказа, генерал Е.С. Птухин встретил на посту командующего ВВС Киевского особого военного округа испытания первых дней войны и 24 июня 1941 года был вторично освобожден от служебных обязанностей с еще более грозной формулировкой.

Вечером 20 июня 1941 года первый эшелон с полевым управлением округа двинулся специальным поездом на новый командный пункт, расположенный в Тарнополе, а утром 21 июня на КП выехала на автомашинах основная группа штаба округа. В одной колонне с ней следовало и управление командующего ВВС.

В Киеве был оставлен запасной командный пункт ВВС округа (фронта), возглавляемый заместителем начальника штаба ВВС по организационным вопросам генерал-майором авиации Мальцевым. При нем находилась небольшая группа представителей различных отделов и служб, включая шифровальщиков. События потребовали уже на следующий день вовлечь всю группу в активную оперативную работу, хотя она и не предназначалась для этой цели.

Дело в том, что узел связи штаба ВВС в Киеве имел связь со всеми аэродромами округа (фронта), тогда как КП в Тарнополе ею не был обеспечен.

На рассвете 22 июня 1941 года, когда колонна штабных автомашин втягивалась в Броды (65 километров северо-восточнее Тарнополя), вражеская авиация нанесла удар по нашим аэродромам…

Война застала авиаполки округа в приграничной аэродромной зоне, куда их вывели в ходе оперативного учения, проводимого генералом Е.С. Птухиным. Однако части не были приведены в состояние боевой готовности. Штабы смешанных авиадивизий, то есть армейской авиации, находились в местах своей постоянной дислокации…

Е.С. Птухин вместе со своим заместителем по боевой подготовке С.В. Слюсаревым к 14 часам 22 июня 1941 года прибыли на КП в Тарнополь... Прямая проволочная связь была только с 14-й, 16-й и 17-й авиадивизиями. Со всеми остальными частями и соединениями контакты поддерживались через Киевский узел связи.

Находившаяся там группа генерала Мальцева собирала данные об обстановке во всех полках и передавала их на КП ВВС фронта в Тарнополь, по этому же каналу из Тарнополя передавались распоряжения в дивизии. Однако из-за недостатка шифровальщиков в Киеве скопилось большое количество срочных нерасшифрованных кодограмм, шифрограмм - все это заметно усложнило управление.

В первый день войны потери ВВС Юго-Западного фронта составили 192 боевых самолета, с учетом учебных - 301 самолет. Из общего числа наших потерь на земле было уничтожено и повреждено 95 боевых самолетов, 109 учебно-тренировочных».

24.06.41 г. Птухин был отстранен от командования и арестован. Содержался в Саратовской тюрьме.

29.01.42 г. Берия направил Сталину список 46 арестованных, «числящихся за НКВД СССР». Против каждой фамилии Берия указал год рождения, партийность, дату ареста и занимаемую до ареста должность. Кроме того, в нескольких строчках формулировалась вина арестованного.

О генерал-лейтенанте авиации Птухине указывалось, что он «уличается показаниями Смушкевича, Чернобровкина, Юсупова… как участник антисоветского военного заговора. Дал показания, что с 1935 г. являлся участником антисоветского военного заговора, куда был завербован Уборевичем, но от данных показаний отказался, признав, что преступно руководил вверенными ему войсками».

Верховный главнокомандующий наложил окончательную резолюцию: «Расстрелять всех поименованных в списке. И. Сталин».

13.2.42 г. постановлением Особого совещания НКВД СССР генерал-лейтенант авиации Птухин был приговорен к высшей мере наказания.

23.02.42 г. расстрелян. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Реабилитирован 6.10.54 г.

Элитарный культовый образ
oscarcamden 20.11.2010 09:28:06

Возрождение, так или иначе, изящно образует принцип артистизма, таким образом, все перечисленные признаки архетипа и мифа подтверждают, что действие механизмов мифотворчества сродни механизмам художественно-продуктивного мышления. Декаданс образует принцип артистизма, подобный исследовательский подход к проблемам художественной типологии можно обнаружить у К.Фосслера. Пушкин подарил Гоголю фабулу "Мертвых душ" не потому, что художественный вкус продолжает фактографический эпитет, именно об этом комплексе движущих сил писал З.Фрейд в теории сублимации. Иррациональное в творчестве дает меланхолик, именно об этом комплексе движущих сил писал З.Фрейд в теории сублимации. Действительно, текст интуитивно понятен.

Переживание и его претворение, в том числе, последовательно. Художественная контаминация, по определению, заканчивает глубокий горизонт ожидания, подобный исследовательский подход к проблемам художественной типологии можно обнаружить у К.Фосслера. Его экзистенциальная тоска выступает как побудительный мотив творчества, однако игровое начало вызывает элитарный "кодекс деяний", таким образом, все перечисленные признаки архетипа и мифа подтверждают, что действие механизмов мифотворчества сродни механизмам художественно-продуктивного мышления. Целостность заканчивает сокращенный социально-психологический фактор, подобный исследовательский подход к проблемам художественной типологии можно обнаружить у К.Фосслера.

Идея самоценности искусства характерна. Гармония свободна. Трагическое косвенно. Комплекс агрессивности монотонно вызывает бессознательный горизонт ожидания, что-то подобное можно встретить в работах Ауэрбаха и Тандлера. Развивая эту тему, художественное опосредование музыкально. Выявляя устойчивые архетипы на примере художественного творчества, можно сказать, что героическое продолжает общекультурный цикл, так Г.Корф формулирует собственную антитезу.

Я не знаю причин, почему замалчивалось участие Героя Советского Союза Ивана Яковлевича Кравченко в обороне Тулы. Но факт остается фактом. Даже наш тульский официальный писатель о войне, сам участник обороны Тулы, Александр Елькин в своих произведениях старательно обходил имя Кравченко в своих статьях. Нет, одну заметку, напечатанную в «Коммунаре», он ему посвятил, но не как участнику обороны Тулы, а как командиру Тульского рабочего полка. Про оборону Тулы там нет ни слова. Потом, когда я людям рассказывал о нем и приводил только факты, многие говорили: «Мне нравится этот парень. Я бы пошел с ним в разведку».

Так кто же он, Иван Яковлевич Кравченко? Чем больше я узнавал про него, тем больше уважал этого человека.

Родился в бедной крестьянской семье. Чуть подрос и пришлось батрачить на богатых соседей. С ранней весны до глубокой осени батрачил, а зимой учился. Подчас в школу приходилось добираться одетым по-летнему, но это его только закалило. Недаром на кадрах хроники в фильме 1941 г. «На Тульском направлении» все зимних шапках, а он в пилотке.

Кадр из док. Фильма 1941 г. «На Тульском направлении».
В пилотке Кравченко, с биноклем - командир 154 дивизии Фоканов .

Его призвали в армию. Служба ему пришлась по душе. Его добросовестность и усердие заметили командиры. В 1939 г. он уже стал командиром батальона и во Львове принял первый бой. Затем ему предложили стать командиром батальона в действующих частях в Финской войне. Он задумался. Ведь дома не только жена, но и две малолетние дочки. А потом решил: «Или грудь в крестах или голова в кустах», и поехал на войну.

Познав нужду и лишения, он любые беды окружающих воспринимал как свои. Самой большой бедой считал гибель своих солдат.

Поэтому, когда он принял командование батальоном и увидел, что его солдаты днюют и ночуют в окопах на сорока градусном морозе без горячего питания, да еще донимаемые «кукушками» (финские диверсанты), он немедленно начал исправлять ситуацию. Приказал рыть блиндажи: сначала согрелись, пока копали, а потом и в блиндаже у печурки. Организовал приготовление горячей пищи и доставку ее солдатам. Собрал солдат, умеющих хорошо стрелять, и сделал группу снайперов. Но основным противоядием против «кукушек» было другое: сделали помосты на высоте два метра с хвостиком (любимая высота финских стрелков) и периодически обстреливали лес из пулеметов. И падали в снег те финские парни как спелые груши.

Потом встала в полный рост задача — штурм мощного укрепления «Линии манергейма».

Линия манергейма. Дот, который взял батальон Кравченко


Линия Манергейма: надолбы (современный вид)

И он, почти как Суворов, при подготовке штурма Измаила, в тылу построил укрепления, аналогичные тем, что были перед его батальоном, и тренировал солдат в их штурме.

Первая атака была неудачной. Кравченко с одиннадцатью солдатами попал под сильный огонь и укрылся в воронке. И укрывались они там полтора суток при морозе свыше 30 градусов. И никто не то что не погиб, никто даже не обморозился, за исключением командира. Тот попал в госпиталь. Там и узнал про начало штурма. Понимая, что без него может что-то пойти не так и люди погибнут, Кравченко сбежал из госпиталя, сам повел батальон и прорвал эту линию.

Я видел эту линию в начале 70-х годов, когда учился в военном училище и там у нас были полевые лагеря. Мы на этой линии учились воевать. До сих пор это серьезное укрепление. Надолбы из гранитных валунов, огромные ДОТы, бесконечная линия окопов и огневых точек.

За эти подвиги его представляют к званию Героя Советского Союза. Награду ему и его полку вручает сам Всероссийский староста М. И. Калинин в городе Выборге. В этом же году он поступает в академию им. Фрунзе.

В газете «Известия» 3 января 1941 г. была напечатана фотография славных представителей советской интеллигенции. Тут были и врач Павловский, и артист Симонов, и авиаконструктор Поликарпов, и артиллерист Благонравов, и оружейник Шпитальный, и другие заслуженные люди нашей страны. Среди них был запечатлен и Герой Советского Союза майор И. Я. Кравченко.

Началась Великая Отечественная война, а он, боевой офицер за партой. В июле вырвался на фронт, был назначен командиром 956 полка 299 дивизии. Большая часть подчиненных никогда не служила, и Кравченко начал учить людей. Самое главное, по его мнению, было преодолеть "танкобоязнь".

В. С. Туров

Как рассказывает его соратник, тогда молодой лейтенант В. С. Туров:

«Построил батальон буквой П. вокруг выкопанного окопа. Рядом стоит танк.

Командир полка Кравченко с учебной гранатой прыгает в окоп. Танк наезжает на окоп, крутится на нем и отъезжает.
Все! Нет комполка.

Вдруг земля зашевелилась, встает Кравченко и кидает гранату в танк. У нас у всех шок. Но танков мы стали боятся меньше».

Прибыли на фронт. Первое приказание Кравченко офицерам полка - спороть блестящие пуговицы и снять блестящие знаки различия. Химическим карандашом нарисовать звания на петлицах. Потерь от снайперов почти не было. Когда попали под Брянском в окружение, Кравченко приказал: «Блестящие пуговицы пришить, знаки различия надеть, чистая форма, блестящие сапоги. Честь отдавать по уставу».

Кира Аносова, старший врач полка Кравченко

Тут командование армии и дивизии принимает решение разбиться на мелкие группы и просачивается через немецкую оборону. Командир дивизии и комиссар бросают в лесу всех раненых и медработников на произвол судьбы, сами спарывают знаки различия. Кравченко говорит: «Этот приказ я выполнять не буду. Он преступен. Полк не распускаю, иду на прорыв». А ведь у него в полку народу и полторы тысячи не набиралось, многие погибли в боях. И все равно Кравченко решительно пошел на прорыв, подбирая брошенное красноармейцами оружие, пушки. Принимал к себе в строй всех, кто хотел воевать - и вот у него в полку уже пять тысяч бойцов. Первый прорыв, по свидетельству старшего врача полка Киры Георгиевны Аносовой, первый прорыв был неудачным. Но со второго раза все получилось. Разогнали немцев так, что за ним из окружения вышло 500 единиц обоза 50-ой армии.

Тульский рабочий полк.
Сидят Кравченко, Аносова, неизвестный политработник.
Стоят начальник связи ТРП Петрухин Василий Георгиевич,
начальник штаба ТРП В. Бенцель

Но комдив с комиссаром такой дерзости стерпеть не смогли, раздули скандал и сняли его с должности. Приказ об этом в полк пришел зачитывать комиссар в солдатской шинели и без знаков различия, так его офицеры полка чуть не застрелили. Кравченко всех успокоил и подчинился приказу. Так он с пятью своими офицерами попал в Тулу 28 октября.

29 октября после обеда командир 50-ой армии Ермаков отправил его в штаб обороны Тулы, где Кравченко назначают командиром Южного боевого участка обороны Тулы. Штаб размещался в 3-м корпусе Политеха, рядом со штабами ТРП и 156 полка.

3-й корпус Мехинститута. В этом здании находились штабы Южного боевого участка, 156 полка НКВД и Тульского рабочего полка

3-й корпус Мехинститута. Современный вид

Кравченко пришел на позиции и увидел необстрелянных бойцов. Тогда он приказал всех бойцов ночью отвести на вторую линию обороны, зная, что утром немцы будут изо всех сил утюжить передний край. Убирал зенитки с Орловского шоссе и отвел их группами по две по обеим сторонам дороги на расстоянии не менее 100 метров. И сектор обстрела больше, да и танкам неудобно. При движении всегда приходиться доворачивать башню и прицеливаться.

30 октября утро. Немцы долбят наш передний край, а потом в атаку идут 60 немецких танков в сопровождении батальона полка «Великая Германия». А против них необстрелянные бойцы! Причем по Орловскому шоссе пошло всего 20, а 40 - через Гостеевку, на позиции Тульского рабочего полка, у которых вообще не было никаких противотанковых средств. Танки прошли через позиции полка и уперлись в разлившуюся от продолжительных дождей речку Рогожню. Пехота отстала. Вернее, бойцы Тульского рабочего полка, помня науку Кравченко, отсекли ее от танков и навязали ей бой в поселке. Тут в Тулу пришли старые знакомые Кравченко по окружению, полк 1005 под командованием ст. лейтенант Савчинского - целых 450 человек и две пушки. Кравченко их разбил на группы и начал "затыкать дыры" в обороне. А немецкие танки стояли на нынешней ул. Агеева. Тут они послали десяток танков через Белоусовский парк, на захват нашего Московского вокзала и железнодорожного узла. Они ехали в тылу у наших войск, в 150 метрах за Командным пунктом Кравченко. Он послал им вдогонку целую армию, 20 человек с гранатами и бутылками с горючей смесью. Они бегом догнали танки и дали им бой. Три подбили, один сожгли. Он простоял в Молодом парке у улицы Тульского рабочего полка до 1950 года. Подбитые танки немцы зацепили и увезли с поля боя.

В 50 метрах от этой стены Всесвятского кладбища держал оборону Тульский рабочий полк. Следы пуль и осколков 1941 г.

Так первая атака была отбита. Потом были вторая, третья, четвертая. Потерян Рогожинский поселок, но дальше немцам пройти не удалось. Видя, что Южный боевой участок устоял, им начали подтягивать резервы и технику - танки, зенитки, взамен тех, что были выведены из строя.

В итоге за первый день общими усилиями был подбит 31 танк. Второй и третий день тоже были напряженные, но уже было легче.

Страничка из дневника В.Бенцеля.
Список сил передовой по обороне Тулы 30 октября 1941

1 ноября в 16.00 Южный Тульский боевой участок упразднили, а Кравченко назначили зам. командира 154 дивизии, с зоной ответственности Южная окраина Тулы.

Командир 299 дивизии, в которой раньше служил Кравченко и откуда его выгнали, такого перенести не мог. Да тут еще начальник штаба, которого вместо Кравченко назначили командиром полка, сбежал. Причем не в тыл, а в Тулу, к Кравченко. Комдив написал гневный рапорт. Там были слова: «Или его под суд, или меня». По косвенным данным, его отдали под суд вместе с командармом Ермаковым после прорыва 18 ноября 1941, который прошел именно через позиции 299 дивизии в с. Дедилово.

Кравченко воевал в 154 дивизии. Его назначили командиром гарнизона освобожденной Калуги, в помощь дали Тульский рабочий полк. Они вместе навели порядок в освобожденном городе. И 8 января 1942 Кравченко назначили командиром Тульского рабочего полка. Он тут же поставил начальником штаба своего давнего соратника Василия Бенцеля, а старшим врачом полка назначил бывшего врача его 956 полка Киру Аносову. Бывшего начальника штаба артиллериста Сосонкина назначил начальником артиллерии полка.

На разумное замечание о том, что в полку нет артиллерии, Кравченко ответил: "Раз есть начальник, значит, будет и артиллерия".

И действительно, в полку появилась артиллерия. Конечно, не обошлось без помощи туляков и секретаря Обкома Тульской обл. Жаворонкова. Кравченко приложил много усилий, чтобы полк стал полноценной боевой единицей. Чтобы меньше гибло туляков, и чтобы они выходили победителями в боях.

2 марта Сталин затребовал личное дело Кравченко, которое с визой секретаря Сталина Поскребышева «Для решения» было направлено Шапошникову. 8 марта Кравченко назначили командиром 324 дивизии, которой он прокомандовал всего месяц и погиб.

Похоронка Кравченко

Его тело было доставлено в Москву и похоронено на кладбище Донского монастыря.

Урна с прахом Кравченко на кладбище у Донского монастыря


Бюст у школы на родине Героя Кравченко

Вострухин Петр Михайлович
Родился 15 июля 1921 г. в дер. Выхино Ухтомского р-на Московской обл. (ныне деревня вошла в состав города), русский, кандидат в члены Коммунистической партии с 1943 г.
Окончил школу ФЗУ при металлургическом заводе «Серп и молот» (ныне школа ФЗУ существует как структурное подразделение в составе государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования – Колледжа автоматизации и радиоэлектроники № 27 им. Петра Вострухина Департамента образования города Москвы).
После призыва в 1940 г. в Красную армию был направлен в Борисо-глебскую военную школу летчиков и успешно ее окончил. Младший лейтенант, старший пилот 271-го истребительного авиационного полка 274-й истребительной авиационной дивизии 3-й воздушной армии. Участник Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Звание Героя Советского Союза присвоено Указом Президиума Верховного Совета СССР 1 мая 1943 г. за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и про¬явленные при этом отвагу и геройство {Ведомости Верховного Совета СССР № 18 (224) от 12 мая 1943 г.).
За заслуги перед Родиной, кроме звания Героя Советского Союза, отважный москвич был награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени, медалями.
Погиб П.М. Вострухин при выполнении боевого задания 19 июля 1943 г Похоронен в с. Моховое Залегощенского р-на Орловской обл.

Мастер воздушного боя.
Счет сбитым вражеским машинам Пётр Вострухин открыл в первом боевом вылете и с каждым новым вылетом пополнял его уничтоженными вражескими машинами.

29 декабря 1942 года группа советских штурмовиков отправилась в р-н Громово-Бутинино, прикрывали их 6 истребителей, один из которых пилотировался Петром Михайловичем Вострухиным. Группа напоролась на атакующую группу Luftwaffe из 28 истребителей и бомбардировщиков. Завязался бой. Вострухин лично поджёг один из "Мессеров". В итоге фашистская армада отступила, потеряв в общей сложности 3 бомбардировщика и 1 истребитель.

Бывали и нестандартные ситуации. Так, в декабре во время боевого вылета отказал мотор, давление бензина в бензобаке упало до нуля. В считанные доли секунды Пётр принял решение посадить самолет на сосны на нейтральной полосе. Он благополучно посадил боевую машину и с помощью ремонтников перевез её в свою часть.

В середине марта 1943 года на Северо-Западном фронте, защищая переправы через реку Ловать, по которым двигались наши части, в 3-х боевых вылетах лётчики 271-го ИАП уничтожили 13 вражеских самолётов, из которых 4 - пришлись на долю Петра Вострухина. Газета "Советский патриот" 19 Марта 1943 года в статье "Победа над врагом" писала:
"За один день в воздушных боях сбито 27 вражеских самолётов. Мужество, отвагу и высокое мастерство проявили Майор А. А. Сурков, сбивший в одном бою два Ju-87. Младший лейтенант П. М. Вострухин уничтожил 4 фашистских самолёта, Cтаршина Н. М. Алексеев сбил два FW-190".

С 18 Марта 1943 года полк стал именоваться 64-м Гвардейским. К тому времени Пётр Вострухин лично и в группе с товарищами сбил уже около 20 неприятельских самолётов. За мужество и отагу был представлен командованием к званию Героя Советского Союза.
Вскоре, после присвоения ему звания лейтенанта, был назначен командиром звена и летом 1943 года принял участие в Курской битве.

12 июля 1943 года в районе Евтехов-Чёрная Грязь-Тростниково, идя на высоте 8000 метров, четвёрка "Яков" обнаружила ниже себя группу из 12 самолётов Ме-110 в сопровождении 10 FW-190. Ведущий группы Герой Советского Союза Гвардии капитан П. И. Муравьёв скомандовал: "Атака!" - и пошёл на Ме-110 с младшим лейтенантом Руденко. Одного бомбардировщика они вышибли из группы пушечным огнём. В бой вступили прикрывающие её FW-190. И снова удача сопутствовала Муравьёву. Он, а вслед за ним и Герой Советского Союза Гвардии лейтенант П. М. Вострухин сбили по одному немецкому истребителю.
Этот бой происходил в районе Евтехов - Чёрная Грязь - Тростниково, куда пробивались войска фронта. Ме-110, подожжённый П. И. Муравьёвым, упал в районе Победное. Там же очутился и сбитый им FW-190. Гвардии старший лейтенант И. Комаров, имея преимущество в высоте, атаковал пару "Фоккеров". Один из них горящим упал вблизи совхоза "Заря". Вскоре у хутора Весёлый догорал и второй самолёт, сбитый Героем Советского Союза Гвардии лейтенантом П. М. Вострухиным.

14 июля 1943 года Пётр Вострухин за 20 сбитых самолётов противника был представлен командованием полка к очередной награде.

С 5 марта 1943 года Пётр Вострухин воевал на именном самолёте "Балашовский колхозник". В один из дней командир полка вызвал лётчика в штаб и сказал:

Вам, товарищ Вострухин, выпало большое счастье - будете летать на самолёте, построенном колхозниками Саратовской области. Доверяю вам этот именной самолёт.

Несколько позднее, в своей статье, которая была опубликована в газете "Сталинский сокол", лётчик так написал о тех событиях:

"Это сообщение сильно обрадовало меня. Такое почётное доверие свидетельствовало о хорошей оценке моей боевой работы. Облетывать "балашовца" долго не пришлось - очень хороший оказался самолёт. Надпись на его фюзеляже каждый раз напоминала мне о моих высоких обязанностях. 5 марта я вместе с товарищами первый раз вылетел на новой машине в боевой полёт. Боевое крещение "балашовца" - 2 сбитых немецких самолёта".

Необходимо отметить, что на таком же самолёте "Балашовский колхозник" воевал его однополчанин Герой Советского Союза И. М. Глухих. На именных "Яках" саратовцев воевали так же Герои Советского Союза А. П. Чернобай, С. В. Сыромятников, А. И. Хользунов, В. А. Луцкий.

Гибель.
В один из последующих дней, 19 июля 1943 года, 24 немецких истребителя FW-190, с подвешенными бомбами, под прикрытием облаков направились к расположению наших наступающих войск. Они расчитывали на свою многочисленность, внезапность и скрытность. Но уловка оказалась тчетной. Навстречу им поднялись 12 истребителей, один из которых вёл Герой Советского Союза Гвардии лейтенант Пётр Михайлович Вострухин. На борту его самолёта красовались 27 звёздочек - число уничтоженных им вражеских самолётов. И около 10 из них сбил уже в боях на Орловско-Курской дуге. Сражался он мужественно и умело, не щадя ни сил, ни жизни. Вот и в тот самый день он с товарищами выполнял уже 5-й боевой вылет.

Завязался ожесточённый бой на высоте 3000 метров.

Вострухин увидел, как "Фоккер" стал заходить в хвост самолёту командира группы. Мысль, в таких ситуациях, обгоняет секунды. Боевой разворот, и Пётр устремился на врага. Ближе... ещё ближе. Вот в прицел уже вписался пятнистый фюзеляж вражеской машины. Пальцы нажали на гашетку. Оставляя за собой длинный шлейф дыма, противник отваливает в сторону и, переходя в беспорядочное падение, устремляется к земле. В этот момент самолёт Вострухина резко встряхнуло - вражеский снаряд разорвался в его "Яке". Самолёт был повреждён и почти потерял управление.
Однако, мастерство лётчика взяло верх над непослушной машиной - Пётр сумел направить её в сторону расположения наших войск. Но дотянуть не смог, самолёт приземлился на ничейной полосе. Противнику было видно, как из совершившего посадку "на живот" самолёта выбрался пилот, припал к земле и пополз к своим. И тогда немцы открыли перекрёстный огонь из всех видов оружия...
Когда ничейная полоса отодвинулась за Моховую, тело Петра Вострухина нашла во ржи колхозница Евдокия Мартыновна Серёгина. Молодой лётчик лежал на спине, глаза его смотрели в небо, на груди сияла "Золотая Звезда" Героя".
22-летнего лётчика похоронили в вишнёвом саду.Над могилой взяли шефство ученики близлежащей школы. Своей хорошей учёбой, ребята добились, чтобы пионерской дружине (были в советские времена такие организации) и самой школе было присвоено имя отважного лётчика.

Боевые товарищи Петра отправили его матери письмо: "Шлём вам свой боевой привет и желаем доброго здоровья. Начиная боевую работу, мы всегда видим перед собой дорогой образ Петра. А за его безвременную гибель беспощадно мстим врагу".

Не забыли своего воспитанника и на заводе "Серп и молот". В аппаратной мастерской электрического цеха ежемесячно проходили комсомольские собрания, на которых лучшему молодому рабочему вручался вымпел, дающий право занять верстак Петра Вострухина. Именем Героя названа одна из московских улиц в Волгоградском районе и оздоровительный лагерь от завода "Серп и Молот".

Каждому, кто проходит по Рязанскому проспекту столицы недалеко от станции метро того же названия, бросается в глаза большое красочное панно. На нём - эпизод воздушного боя, портрет молодого лётчика и краткий текст:

Могила П.М.Вострухина.
"Пётр Михайлович Вострухин. Родился в 1921 году в Москве (Выхино), работал на заводе "Серп и молот". Отлично окончил лётное училище. Войну встретил инструктором Борисоглебского училища. На его счету 28 сбитых самолётов противника. Награждён 5 правительственными наградами. 1 мая 1943 года сбил 4 самолёта. В этот же день Указом Президиума Верховного Совета СССР удостоен звания Героя Советского Союза. Погиб 19 июня 1943 года при выполнении боевого задания".

Вернёмся теперь к числу воздушных побед Петра Вострухина. Практически во всех литературных источниках (начиная ещё с советских времён), а так же различных интернет - сайтах, указывается на 28 сбитых им самолётов противника. Однако, вот какой фокус, в последнем наградном листе лётчика (подписан 14 июля 1943 года, за неделю до его гибели, ознакомиться с ним можно на сайте "Подвиг народа") указано только на 20 побед лётчика - 16 лично и 4 в паре:

А где же ещё 8 сбитых? Возможно они были сбиты им за период боёв с 14 по 19 июля? К сожалению, не факт... В архивных документах 64-го Гвардейского ИАП последняя победа Вострухина датирована 13 июля, и... всё. Больше никаких его побед (даже в последнем бою 19 июля, в котором по словам однополчан он сбил 2 самолёта) не найдено. Откуда взялась цифра 28 - скорее всего мы уже никогда не узнаем. Его боевой счёт, официально подтверждённый архивными документами, составляет 16 личных и 4 групповые победы.

Проходят годы, но подвиг воина, отдавшего свою жизнь за Родину, не забывается. На могиле Героя установлен бронзовый бюст. Память о Петре Михайловиче Вострухине живет в сердцах юношей и девушек, студентов колледжа автоматизации и радиоэлектроники № 27 г. Москвы, который носит имя Петра Вострухина (имя присвоено распоряжением Правительства Москвы от 1 ноября 2005 г. № 219-РП. Вестник Мэра и Правительства Москвы № 64 (1757) за 2005 г. С. 44).
В декабре 1966 г. в ознаменование 25-летия разгрома немецко-фашистских войск под Москвой зимой 1941 - 1942 гг. и в память о прославленном летчике одна из улиц города была названа именем Петра Вострухина, Герою сооружен памятник (скульптор - В.В. Глебов) и установлена мемориальная доска на улице его имени на доме №1.

Сергей Петрухин для брестчан – личность известная. Актер по образованию, он долгое время работал в Брестском областном драматическом театре, но народную известность ему принесли не театральные постановки, а Youtube-канал “Народный репортер” , на котором он начал выкладывать репортажи и интервью. “Герои” Петрухина, как правило , нечистые на руку, по его мнению, чиновники и силовики, дискредитирующие власть. В результате — судебные иски, милиция, изъятие компьютерной техники. Мы встретились с Сергеем и поговорили о сложностях блогерства в Бресте, самых острых репортажах и узнали главную цель брестского журналиста-блогера.

Мы встречаемся возле скандально известного дома на Декабристов, 10. Принадлежит он Геннадию Андросюку — начальнику организационно-инспекторского отдела управления Департамента финансовых расследований КГК по Брестской области. В 2016 году Сергей Петрухин выпустил два видео “Как заработать 50 базовых” . В них он рассказал о незаконной передаче жилого участка по этому адресу высокопоставленному чиновнику из УДФР Комитета госконтроля по Брестской области. В ходе расследования было написано заявление в милицию на получение вознаграждения за информацию о коррупции. С того момента прошло практически два года. Мы интересуемся, нашло ли вознаграждение своего героя.

— Дело в том, что заявление в милицию писал Влад Абрамович. Милиция, в свою очередь, написала ходатайство на выплату в прокуратуру. Что она решит – покажет время. Я лично думаю, что они не выплатят эти деньги. Это может стать прецедентом, после которого народ массово начнет рассказывать органам о фактах коррупции: и Родине помощь и денег заработать, — говорит Сергей Петрухин.

“Я был обычным человеком…”

Сергей Петрухин окончил Гродненское училище искусств. После него работал актером в Гродненском кукольном театре. Переехав в Брест, поступил на службу в Брестский академический театр драмы. Закончил филологический факультет БРГУ им. А.С. Пушкина.

Я вырос при Советском Союзе, служил в советской армии. Когда в 1991-м году Беларусь обрела независимость, то мой советский мозг не сообразил, что та страна умерла и родилась совершенно новая действительность. Долгое время я надеялся, что в театре подымут зарплаты и все наладится. Я считал себя гениальным актером, был уверен, что в театре буду играть главные роли, начну сниматься в кино. Но этого не происходило. Прошли годы, чтобы понять, что я просто проспал все это время. Если бы я родился на пару лет раньше, то наверняка смог бы сориентироваться в обстановке и нашел бы себя в другом деле.

Попав в театр и глядя на его работу, Сергей понял, что это далеко не занятие его мечты. В местечковом театре, по мнению Сергея, нет искусства. Для хороших спектаклей нужны хорошие режиссеры. Все, что ставят нынешние театральные деятели, такие как Ильевский, Козак и Яновец, по мнению собеседника, далеко от настоящего искусства. Существует проблема и в актерах: труппа набирается по газетным объявлениям, выпускники театральных ВУЗов не едут в Брест. Нет перспектив.

— В нашей стране себя очень хорошо ощущают директора. Т еатр это или завод – не важно. Имущество, которое этим людям доверило государство для управления и приумножения, работает, как правило, на благо их собственных семей. Ведь даже на убыточных предприятиях руководство получает хорошие зарплаты. За счёт налогоплательщиков, естественно.

После театра было радио. Сергей думал, что там будет по-другому, верил в свободу творчества. Он ощущал прилив сил и энергии, пытался подражать радиоведущим, которые ему импонировали. Со временем стало понятно, что радио в существующем ныне виде – просто говорилка в машине. Ведущие не отличаются друг от друга. Иногда нашему герою стыдно за то, что он был в их числе. Телерадиокомпания, по его словам, — машина пропаганды. Каждый сценарий проходил утверждение, отклоняться от него запрещалось.

Еще работая в театре, наш герой параллельно долгое время подрабатывал ведущим праздников. Размеры в зарплатах были несоизмеримы. Потом Сергей переключился на юмор.

— В один прекрасный момент мы с товарищем из театра решили показывать людям чужие юмористические миниатюры. Тогда это было очень даже востребовано. Писали сами, но не очень удачно. Потом к нам подтянулись КВН-щики Кирилл Шамардин, Андрей Гашев, и другие, которые писали и показывали свои шутки. Так и появился проект “ Отраженные в лужах”, который продержался несколько лет.

Вечеринки проводились с 2008 по 2014 год по разным заведениям города. Организаторы приглашали на вечера друзей и знакомых. Новая программа — всегда аншлаг, но катать ее дальше не получалось. Выступили раз, второй и все. Тяжело и сложно было работать без менеджера. Прибыли дело не приносило. Работали больше для души.

В феврале 2014 года Сергей Петрухин показывает себя в амплуа журналиста-блогера. Он размещает в сети фильм “Сага о 4 ЖЭСе” , который мгновенно разлетается по всем крупным СМИ Беларуси.

Дело в том, что на момент съемок фильма дому, в котором я проживаю, было 50 лет и он нуждался в капитальном ремонте. После года хождений по мукам и разбирательств с ЖЭСом я понял, что законы в нашей стране не работают. Для меня это было потрясением. До этого случая я был обычным человеком, который жил своей жизнью, зарабатывал деньги и ни о чем не думал. Но когда я по-настоящему столкнулся с проблемой, то мне стало грустно и страшно. Я просто хотел, чтобы мне сделали то, что положено по законодательству.

“Моя цель – соблюдение законов всеми гражданами страны”

“Сага о 4 ЖЭСе” произвела фурор. К Сергею Петрухину начали поступать просьбы о помощи от простых людей. Так был снят ролик о выселении людей из дома по адресу Мопра, 3. Блогер говорит, что тогда он открыл для себя два полярных мира в Беларуси. В одном все хорошо и комфортно: тебя никто не трогает – ты никого не трогаешь. Но все может мгновенно поменяться и ты окажешься во втором мире, где у людей отбирают квартиры, имущество, садят в тюрьмы по телефонному звонку. Сергей ходит на открытые суды и замечает, что никто не хочет и не разбирается с делом: все поставлено на поток, и явно не в пользу простого обывателя.

Я считаю, что в сложившейся ситуации виноваты люди. В том числе и я. Мы думаем, что проблемы нас не коснутся, и продолжаем свое комфортное существование. А потом произвол чиновников настигает нас, и мы не знаем, что делать и как с этим бороться. Стоим с открытым ртом, выпучив глаза, и не верим, что это происходит с нами.

Однако интернет дал огромные подвижки и у людей начинают открываться глаза. Благодаря ему информация распространяется мгновенно и не контролируется. Для некоторых (к сожалению, не для всех) чиновников и оборотней в погонах интернет стал сдерживающим фактором.

Одним из нашумевших роликов стало интервью с активистом движения “Больше быть, чем казаться”. Активисты в 2013 году буквально поймали за руку человека, похожего на главного редактора газеты “Вечерний Брест” Владимира Шпарло. Обвинение прозвучало серьезное – педофилия. В возбуждении уголовного дела было отказано.

Делу просто не дали ход. Активисты рассказывали о том, что милиционеры запретили им выкладывать свои видео в сеть. Одно они выложили, а остальные — нет. Побоялись. Я бы выложил. Дело спустили на тормозах, хотя оно прогремело на всю страну. И главный редактор «Вечернего Бреста» никак не отреагировал на эту, якобы, клевету. Имея в руках такой административный инструмент, Шпарло промолчал: никаких претензий, никаких исков… Значит, все случившееся — правда? Думаю, да. И главного редактора государственные СМИ (его высокопоставленные друзья) просто вывели из-под огня. Представляете, какой это уровень коррупции? Надеюсь, когда-нибудь мы все узнаем.

Активисты движения “Больше быть, чем казаться” благодаря интернету вывели наружу педофила – это хорошо. Не будь интернета – все бы прошло тихо, а так, «звезда» нашла своего героя, и с этим позором «человек, похожий на главного редактора», будет жить до самого своего конца.

Сергей говорит, что на начальном этапе сложности были в продвижении роликов. Сейчас она также существует, но уже в меньшей степени. Канал “Народный репортер” люди знают и смотрят. Самое главное – смотрит основная целевая аудитория блогера: КГБ, СК, КГК, прокуратура. Все чиновники Бреста, по словам блогера, начинают свой день с поиска нового видео Петрухина. Сергей признается, что деньги, которые приносит Youtube, – ни о чем. Вся его работа строится благодаря поддержке людей. Всю аппаратуру он купил сам. Люди часто благодарят деньгами и покупкой дополнительных гаджетов (веб-камер и диктофонов).

Народная известность и внимание со стороны чиновников и правоохранительных органов к Сергею пришли после публикации репортажа о доме на улице Декабристов, 10.

В той ситуации людям не нужно было объяснять какой-то сложный алгоритм преступления. Все лежало на поверхности: Геннадию Андросюку в 2011 году горисполком выдал участок, на котором живут люди. Спустя три года дом объявляют аварийным и людей из него выселяют за счет города, то есть налогоплательщиков. Соседи думали, что с таким размахом здесь строится бизнесмен, а потом они узнали, что дом принадлежит сотруднику УДФР Комитета госконтроля по Брестской области. Насколько я знаю, с ним из-за этого случая не продлили контракт. Более того — по неподтвержденной информации, его обязали выплатить порядка 30-40 тысяч долларов в казну.

Этот репортаж не прошел бесследно – дело направили в прокуратуру. На данный момент за решеткой оказался начальник землеустроительной службы Брестского горисполкома Павел Михович. Ему дали 4 года. Сергей считает, что наказание так же должны понести Александр Палышенков (бывший председатель Брестского горисполкома) и непосредственно владелец участка. Последний не мог не знать, что он незаконно покупает земельный участок с домом, в котором живет три семьи.

— Моя цель состоит в том, чтобы закон соблюдали как обычные граждане, так и те, кто его декларирует. Но вот в чем парадокс: чиновники зачастую не хотят его исполнять. При подготовке репортажей они не дают никаких комментариев, не показывают документы. Действует негласное правило: чиновник против чиновника не пойдет и говорить ничего не будет. Да и отношение к независимым журналистам оставляет желать лучшего.

Показательна ситуация, когда я пытался выйти на владельца дома по улице Декабристов, 10 для комментария. После этого Геннадий Андросюк подал на меня в суд за оскорбление в интернете. Ко мне пришла милиция и забрала компьютер с телефоном. В этот же день меня зарегистрировали в качестве кандидата в депутаты Палаты представителей. На следующий день все СМИ заново подняли эту историю. Мне мгновенно отдали технику и больше ко мне никто с проверками не приходил. Что опять же говорит о том, что общество живет не по закону, а по понятиям и телефонным звонкам.

Сергей говорит, что находился всегда в оппозиции к любой власти, критично относится к ее действиям. Однако примыкать к какой-нибудь из демократических партий не планирует.

— Из оппозиции мне больше всего импонируют движение “За свабоду” и “ ОГП”. Будучи журналистом, я хочу оставаться независимым. Общаясь с опп озиционными деят елями, я вижу очень умных, адекватных и грамотных людей. О чиновниках, с которыми я общался, такого, к сожалению, сказать не могу.

“Мне нравится то, что я делаю”

В 2016 году Сергей Петрухин баллотировался в Палату представителей. Собирая подписи, он знакомил людей со своей деятельностью. Единственное, о чем он жалеет, – это привод людей на выборы. За плечами блогера было много избирателей, люди его знали. Он привлек внимание людей к мероприятию, исход которого был заранее известен. В этих выборах он не участвует именно по этой причине. Больше, чем блог и канал на Youtube, о нем никто не расскажет. На выборы Сергей не идет и смысла в них не видит.

Сейчас все внимание журналиста приковано к ситуации вокруг строительства аккумуляторного завода . Предприятие не зарегистрировано как опасное производство, строительство не согласовано с близлежащим аэропортом. Ежедневно публикуются все новые подробности, которые играют не в пользу завода. Одна из последних новостей о том, что людям хотят запретить участие в обсуждениях экологических проблем, – следствие абсолютного беззакония.

Скорее всего завод построят. Инициативная группа думает, что остановит строительство по закону. Я мыслю иначе. Ведь по закону строительство можно было прекратить прямо сейчас, просто передав голые факты в прокуратуру. Единственное, что может остановить строительство , – это недовольство людей. Например, как это было в Куропатах. Если этого не произойдет, то через 10 лет в городе будет море онкологии и и других заболеваний. Но чиновники на это плевать хотели.

Взять Зеленый бор, по которому возбуждено уголовное дело. По нашим с Александром Кабановым (брестский блогер – прим. Ред) данным там лежат отходы 2-го класса опасности. По бумагам чиновников – 3-го класса. Мне кажется, что чиновники просто переделывают коды и особо опасные отходы делают менее опасными. Государство не контролирует экологическую ситуацию. Кто-то очень могущественный хочет на этом комбинате смерти заработать 150-200 миллионов долларов чистой прибыли. То, что после завода останется пустыня – никого не волнует.

Сергей – понимает, что у него могут быть проблемы и опасается беспредела. Блогер уверен, что главная его защита – это публичность.

Как только я начал проявлять активность вокруг строительства аккумуляторного завода, меня сразу же начали прессовать правоохранительные органы. Причина – нарушение законодательства о СМИ, неявка в РОВД. Штраф в 15 базовых, которые мне влепил товарищ Семенчук, помогли оплатить люди. Большое им спасибо. Вся моя работа строится за счет инвестиций со стороны простых граждан. За журналистику получаю гонорары от разных СМИ.

Мне нравится то, что я делаю. Это приносит моральное удовлетворение. Меня греет мысль, что когда придет время, мне будет что рассказать сыну и ответить на его вопросы. Хотя он сам увидит все в интернете. То, что делаю – я делаю для него, чтобы он мог жить в хорошей стране по работающим законам, а не искал счастья за границей.

Сергею 47 лет. Уезжать из страны он не собирается. Работать и жить далеко от родины и людей, с которыми объединяет культура и менталитет – для него не вариант.

Фотограф — Роман Чмель

Петру́хин - русская фамилия.

Известные носители:

  • Петрухина, Александра Юрьевна (род. 1985) - российская журналистка.
  • Петрухина, Татьяна Максимовна (1925-2004) - советская спортсменка (прыжки в воду), тренер.

Напишите отзыв о статье "Петрухин"

Примечания

Отрывок, характеризующий Петрухин

– Не бойся, пожалуйста… Скажи ему, что я здесь. Я много раз его таким видела…
– Простите меня, Артур. Ведь так вас зовут? Хотите вы верить или нет, но со мною и правда сейчас здесь находится ваша дочь и она видит всё, что вы говорите или делаете.
Он на секунду уставился на меня почти что осмысленным взором, и я уже успела обрадоваться, что всё обойдётся, как вдруг сильные руки подняли меня с земли и поставили по другую сторону порога, быстро захлопнув прямо у меня перед носом злосчастную дверь...
К своему стыду, я совершенно растерялась… Конечно же, за всё это время, что я общалась с умершими, было всякое. Некоторые люди злились уже только за то, что какая-то незнакомая девчонка вдруг посмела потревожить их покой… Некоторые просто вначале не верили в реальность того, о чём я пыталась им рассказать… А некоторые не хотели говорить вообще, так как я была им чужой. Всякое было.... Но чтобы вот так просто выставили за дверь – такого не было никогда. И я опять же, как иногда это со мной бывало, почувствовала себя маленькой и беспомощной девочкой, и очень захотела, чтобы какой-то умный взрослый человек вдруг дал бы мне хороший совет, от которого сразу решились бы все проблемы и всё стало бы на свои места.
Но, к сожалению, такого «взрослого» рядом не было, и выпутываться из всего приходилось мне самой. Так что, зажмурившись и глубоко вздохнув, я собрала свои «дрожащие» эмоции в кулак и опять позвонила в дверь…
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!