Образование для Вас

Беляев павел иванович смерть. Проклятый полёт (?). Лунный кратер Павла Беляева

Павел Иванович Беляев - космонавт, Герой СССР. Награжден почетными наградами и памятными знаками: Ленина, медалью им. Циолковского, иностранными медалями и орденами.

Космонавт Беляев, фото которого можно посмотреть в данной статье, является Героем труда Монголии и Вьетнама. Он стал единственным космонавтом из Вологодской области. Руководил первым выходом человека в космос.

Краткая биография

Космонавт Иванович родился двадцать шестого июня 1925 года в селе Челищево Роспятинского района (сейчас это Вологодская область). Окончил среднюю школу в 1942-ом и отправился работать токарем на Синарский трубный завод. В 1943 году пошел добровольцем в Красную Армию. Его направили учиться в Сарапульскую авиационную школу.

Во время учебы будущий космонавт знакомился с самолетами УТ-2, ПО-2. На них отрабатывал первые навыки. В 1944 г. его как отличника политической и боевой подготовки отправили в Ейское училище, где он осваивал профессию морского летчика. Сейчас в музее Звездного городка находится характеристика Беляева, которая была написана преподавателями во время его учебы в училище.

Военная карьера

Будущий космонавт Беляев, биография которого насыщена интересными и героическими событиями, после учебы был направлен в морскую авиацию на Дальний Восток. Там он принимал участие в военных действиях против Японской империи. Дебютный его вылет был связан с охраной бомбардировщиков, которые направлялись подавить огневые точки врага. После окончания войны Беляев получил медаль «За победу над Японией».

Послевоенные годы

Павел Иванович остался служить в Приморье в составе авиационного полка ВВС Тихоокеанского флота. Постепенно продвигался по карьерной лестнице:

Будущий космонавт Беляев Павел Иванович постепенно формировался как профессиональный военный летчик, совершенствовалось его мастерство. Он достаточно быстро смог освоить 7 типов военных самолетов. Его опыт позволял держать машину послушной даже в критических ситуациях.

В члены КПСС его приняли в 1949 году. А в 1956-ом Беляева направили учиться в Военно-воздушную академию имени Жуковского. После ее окончания в 1959 г. он командовал истребительной эскадрильей.

Космическая подготовка

Еще во время учебы в академии ему предложили вступить в отряд космонавтов. Он согласился, не колеблясь. Уже в 1960 году был зачислен в отряд, где его выбрали старостой. Павел Беляев, космонавт, биография которого тесно связана с авиацией, хоть и был сильно загружен тренировками и учебой, все равно находил время на общественную работу.

Два года он был парторгом отряда. С большим усердием осваивал космическую технику, в совершенстве изучил матчасть корабля, быстро овладел навыками управления.

Травма

Группе будущих космонавтов пришлось проходить сложный комплекс тренировок. И важнейшая роль в них отводилась парашютной подготовке. Руководство считало, что такого рода навыки будут полезными для курсантов.

В 1964 году Беляев и Леонов должны были совершить пару прыжков с задержкой по тридцать секунд. Прыжок первый прошел хорошо. Но когда они поднялись в небо еще раз, ветер усилился. Парашютисты прыгнули, и их начало сносить в сторону от нужного места. Беляев осознал, что приземление будет неудачным. Он потянул стропы, снос стал меньше, но скорость спуска увеличилась. При приземлении Беляев повредил ногу, и его отправили в госпиталь.

Началось трудное лечение. Госпиталь посещал Гагарин, просивший докторов вернуть Павла скорее в строй. Прошло пять месяцев, и врачи предложили провести сложную операцию на ноге, но гарантий никаких не давали. Беляев решил не рисковать и предложил альтернативу - усилить нагрузки на ногу, и таким образом заставить кость срастись. Он брал гантели и стоял на больной ноге. Боль была адской, но будущий космонавт добился своей цели - нога вылечилась.

Павел пропустил год тренировок, но смог вернуться в группу. Для этого ему пришлось сдать 7 зачетных прыжков, с которыми он справился на «отлично». Начальство оценило его усилия и допустило к полетам.

Космос

Восемнадцатого марта 1965 года Павел Беляев, космонавт от Бога, и его напарник Алексей Леонов стартовали с Байконура на борту корабля «Восход-2». Когда они вышли на орбиту, стала надуваться шлюзовая камера, присоединенная к люку корабля. Леонов, пройдя через нее, совершил первый выход человека в космос.

Затем миссия пошла не так, как планировалось. Космонавтам пришлось справляться с семью авариями. Из них три были опасны для жизни, существовала опасность взрыва, отказала система управления. Чтобы перейти в режим ручного управления Беляеву пришлось отстегнуться от кресла. Он перенаправил корабль, настроил тормозную установку и вновь вернулся на свое место.

Такие операции по ручному контролю ранее не проводились, и впервые их выполнил Беляев. Космонавт затратил на это 22 секунды. Но за это время корабль сошел с нужной траектории и отклонился от курса на 165 километров. По этой причине космонавтам пришлось приземляться в тайге. Спасательная операция нашла их только через четыре часа.

Для того чтобы приземлился вертолет, нужно было подготовить специальную площадку на месте, рядом с которым находился домик для ночевок. На это потребовалось двое суток. К тому же до вертолета космонавтам пришлось добираться на лыжах. Эти дня стали самыми тяжелыми для них. Космонавтам понадобились не только знания и умение управлять кораблем, но и смекалка, выдержка и умение ездить на лыжах.

Личная жизнь

Отца космонавта звали Иваном Петровичем. Он участвовал в боевых действиях Первой мировой войны и сражался с японцами на Халхин-Голе. Скончался он в 1959 году. Мать Аграфена Михайлова родилась в 1899 году, а ушла из жизни в 1963 г.

Достаточно рано женился Павел Беляев. Космонавт и его супруга Татьяна Филипповна имели двоих дочерей, Ирину и Люду. Брак их был счастливым.

Награждение

Космический полет продолжался 26 часов 2 минуты и 17 секунд. Корабль совершил семнадцать оборотов вокруг нашей планеты, пройдя свыше 720 тысяч километров. Двадцать третьего марта 1965 года Беляеву присвоили звание Героя СССР. А 13 апреля этого же года ему присвоили звание Почетного гражданина Вологды. 17 августа 1979-го. в этом городе открыли бюст Беляеву.

Дальнейшая жизнь космонавта

Павел Беляев, космонавт и почетный житель Вологды, вместе со своим другом Леоновым посадили в сквере этого города молодые дубки. В дальнейшем они совершенствовали свои знания и передавали опыт молодым, участвуя в подготовке будущих покорителей неба. Беляев желал снова отправиться в полет и очень надеялся, что судьба даст ему такой шанс. Но этому сбыться было не суждено.

Яркая, энергичная жизнь Героя Советского Союза была недолгой. Десятого января 1970 года после продолжительной болезни ушел из жизни Павел Беляев. Космонавт был похоронен на Новодевичьем кладбище в столице нашей страны.

В столице нашей родины на (проспект Мира) установили бюст в его честь. Его славное имя носят улицы многих городов: в Ростове, Ровеньках, Липовцах. Девятнадцатого ноября 1970 года Совет депутатов города Владивосток принял решение назвать именем Беляева одну из улиц города. Его именем называется В Вологде ему поставлен памятник, и в честь него названа одна из улиц.

В селе Челищево Рослятинского (ныне Бабушкинский) района Вологодской области.

После окончания средней школы с июня 1942 года по май 1943 года Павел Беляев работал токарем, затем приемщиком готовой продукции на заводе № 105 в городе Каменск-Уральский Свердловской области.

В 1943 году добровольно вступил в ряды Советской Армии и был направлен на летную подготовку. С мая 1943 года по июль 1944 года был курсантом 3-й школы летчиков Военно-воздушных сил (ВВС) ВМФ в городе Сарапул (Удмуртия).

Летом 1944 года Беляева как отличника боевой и политической подготовки откомандировали в Военно-морское авиационное училище (ВМАУ) им. И.В. Сталина (позднее Ейское высшее военное авиационное училище летчиков (ВВАУЛ) им. В.М. Комарова) для обучения профессии морского летчика, в 1945 году окончил училище.

После окончания училища с июня 1945 года служил летчиком в 38-м гвардейском истребительном авиаполку (ГИАП) 12-й штурмовой авиационной дивизии Тихоокеанского флота (ТОФ). С августа по сентябрь 1945 года участвовал в войне с Японией.

В ноябре - декабре 1945 года — летчик учебного авиационного полка ВВС Тихоокеанского флота.

С декабря 1945 года служил летчиком 19-го гвардейского истребительного авиаполка ВВС Тихоокеанского флота (с мая 1948 года 19-й ГИАП был переименован в 88-й ГИАП), с августа 1950 года - старший летчик 88-го ГИАП ВВС 5-го Военно-морского флота.

С мая 1953 года — заместитель командира эскадрильи по политчасти, с ноября 1955 года по август 1956 года — заместитель командира эскадрильи, командир звена 88-го гвардейского истребительного авиаполка ВВВС Тихоокеанского флота.

В 1959 году окончил командный факультет Военно-воздушной академии (ныне имени Ю.А. Гагарина) в Монино Московской области.

С ноября 1959 года служил в ВВС Черноморского флота, сначала командиром эскадрильи 661-го истребительного авиационного полка, а с декабря 1959 года — 241-го гвардейского истребительного авиационного полка.

28 апреля 1960 года приказом главкома ВВС был зачислен на должность слушателя-космонавта Центра подготовки космонавтов (ЦПК) Военно-воздушных сил (первый набор).

С марта 1960 года по апрель 1961 года прошел общекосмическую подготовку. В апреле 1961 года был зачислен на должность космонавта ЦПК ВВС.

В августе 1961 года во время приземления после парашютного прыжка сломал ногу. Из-за этого до конца августа 1962 года был отстранен от подготовки. С января 1963 года - космонавт отряда космонавтов.

С августа 1964 года по февраль 1965 года проходил подготовку к полету в качестве командира основного экипажа космического корабля "Восход-2".

18-19 марта 1965 года в качестве командира космического корабля "Восход-2" вместе с Алексеем Леоновым совершил космический полет, в ходе которого Леонов совершил первый в мире выход в открытое космическое пространство. При возвращении на Землю из-за отказа системы автоматического управления Павел Беляев впервые в практике космических полетов осуществил спуск космического корабля с орбиты и посадку с использование ручной системы управления. После приземления в глухой тайге в Пермской области, экипаж был эвакуирован спасателями через двое суток. Продолжительность полета составила 26 часов 02 минуты 17 секунд.

С сентября 1966 года по январь 1967 года Беляев проходил подготовку по программе "Алмаз" в составе группы космонавтов, а в январе — марте 1967 года — по программе облета Луны на космическом корабле Л-1 в составе группы. 25 марта 1967 года был отстранен от подготовки по состоянию здоровья.

С декабря 1967 года по март 1969 года был начальником 3-го отдела Центра подготовки космонавтов.

С марта 1969 года — начальник 1-го управления, старший инструктор-космонавт 1-го Научно-исследовательского института Центра подготовки космонавтов.

Павел Беляев — летчик-космонавт СССР (1965), военный летчик 1-го класса (1965), космонавт 3-го класса (1965), полковник (1965).

Беляев — Герой Советского Союза (1965), Герой Социалистического Труда Народной Республики Болгария (1965), Герой Труда Демократической Республики Вьетнам (1965), Герой Монгольской Народной Республики (1967). Был награжден медалью "Золотая Звезда" Героя Советского Союза и орденом Ленина (1965), орденом Красной Звезды (1961), медалями — "За боевые заслуги" (1953), "За победу над Германией" (1945), "За победу над Японией" (1945) и другими, а также орденами иностранных государств.

Павел Беляев умер 10 января 1970 года . Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

У него остались жена и две дочери.

В Москве, на проспекте Мира, на аллее Космонавтов, установлен бюст Павла Беляева. В городе Вологде — памятник. Мемориальная доска установлена на здании спортивно-концертного зала "Алмаз" в городе Череповец Вологодской области (2013). Имя Беляева было присвоено малой планете (№ 2030), кратеру на Луне, научно-исследовательскому судну Академии наук СССР. Его имя носят улицы в Вологде, Череповце, Пензе, Перми, Каменске-Уральском, Ростове-на-Дону, Владивостоке.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Родился Павел Иванович 26.06.1925 г. в Челищеве (Вологодская область). После школы стал токарем на Синарском трубном заводе (с 1942 г.). В 1943 г. пошёл добровольцем в действующую армию, учёбу проходил в Сарапульской авиационной школе.

С 1944 г. его направили в Ейское училище для учёбы на морского лётчика. После этого Беляев был направлен в Приморье. Морская авиация, где он служил, участвовала в войне С Японией.

В послвоенные годы нёс службу на Тихоокеанском флоте, стал замещать командира эскадрильи, научился летать на 7 различных самолётах. В 1956 г. Беляева направили учиться в Военно-воздушную академию им. Жуковского. В этот период ему предложили стать космонавтом и направили в отряд. Это произошло в 1960 г.

Травма

Будущие космонавты проходили множество тренировок, включая парашютные прыжки. В 1964 г. Беляеву необходимо было сделать 2 прыжка, задержавшись на 30 сек. Второе приземление было неудачным, он травмировал ногу, надолго попав в больницу.

Лечение было долгим и трудным, Павел смог выздороветь, но только спустя год у него получилось вернуться. Чтобы его снова допустили к тренировкам, пришлось сдавать зачёт, состоящий из 7 прыжков.

Космос

В 1965 г. он с напарником А. Леоновым стартовали на корабле «Восход-2». Беляев стал 10-м космонавтом. В программу полёта включили выход человека в космос, это сделал А. Леонов.

Во время работы на корабле случилось 7 аварий, 3 из них могли стать причиной гибели людей. На корабле прекратила работу система управления, Беляев смог переключить автоматику на ручной режим, затем сделал настройки в тормозной установке. Это вызвало отклонение курса, поэтому приземление произошло в тайге.

Длительность полёта составила 26 ч. После приземления космонавтам пришлось долгое время ждать поисковый отряд, выживая при температуре -25 оС.

Личная жизнь, дальнейшая жизнь после полёта

Павел Беляев женился довольно рано, его жена Татьяна Филипповна родила 2-х дочерей, которых назвали Люда и Ира. Жили они счастливо. Татьяна Филипповна всегда поддерживала мужа, отличалась доброжелательностью, оптимизмом.

После полёта Беляеву дали звание Героя СССР. В будущем он совершенствовал знания, готовил молодых космонавтов. До космоса его не допускали из-за состояния здоровья. Умер Беляев в 45 л. (10.01.1970 г.). Причиной смерти стал перитонит.

Похоронили его на Новодевичьем кладбище (Москва). На Аллее Космонавтов есть бюст в честь Беляева. Именем космонавта назвали улицы Владивостока, Вологды, лунный кратер. Есть и памятник Беляеву, он установлен в Вологде.

О проблемах, возникших во время легендарного полёта Алексея Леонова, в советское время не распространялись

О проблемах, возникших во время легендарного полёта Алексея Леонова, в советское время не распространялись.

Вышедший незадолго до Дня космонавтики фильм "Время первых" с Евгением Мироновым в главной роли быстро стал лидером проката. Еще бы, кинематографисты выбрали беспроигрышную тему - драматичную и героическую историю первого выхода человека в открытый космос. Тогда, в марте 1965 года, Алексей Леонов по возвращении на Землю доложил, что полет прошел успешно. Однако спустя пятьдесят с лишним лет можно признать: советский летчик-космонавт имел все шансы в буквальном смысле сгореть в гонке с американцами, так много было сбоев и опасностей.

В утробе Вселенной

Изначально предполагалось, что Алексей Леонов отправится на орбиту и совершит первый в истории человечества выход в открытый космос в рамках миссии "Восток-11", на таком же корабле, на котором летали Юрий Гагарин , Валентина Терешкова и Герман Титов . Однако подготовка затянулась. Судьбоносный старт произошел спустя полтора года после запланированной даты, 18 марта 1965 года. Напарником Леонова и командиром корабля стал Павел Беляев .

На корабле "Восход", который сменил "Востоки", была установлена шлюзовая камера цилиндрической формы. Три изолированные надувные секции должны были выполнить свое предназначение, даже если две из них вышли бы из строя. Обеспечить нормальную жизнедеятельность космонавта в открытом космосе должен был скафандр "Беркут" весом 20 кг и идущий с ним в комплекте ранец весом 21 кг. На корабле было два скафандра, чтобы командир при необходимости мог оказать помощь тому, кто вышел в космическое пространство. Также предполагалось, что, если шлюз не отстрелится автоматически перед возвращением на Землю, космонавты в скафандрах высунутся в люк и обрежут его вручную.

Алексей Леонов вплыл в шлюзовую камеру, когда корабль находился на втором витке. Шаг за борт "Восхода" произошел в 11 часов 34 минуты 51 секунду. С кораблем его соединяла «пуповина» длиной около 5,5 метров. За 23 минуты космонавт пять раз отходил от люка и возвращался к нему, занимаясь наблюдениями и экспериментами, а Беляев следил за напарником с помощью телекамеры и телеметрического оборудования.

Семь потов

Тренировки в барокамере на Земле проходили успешно, а вот на орбите дали о себе знать конструкторские недоработки. Из-за разницы давлений скафандр сильно раздулся и не давал нормально двигаться. Космонавт решил было связаться с Центром управления полетами и запросить инструкций, но подумал, что в этот момент он - единственный человек на Земле, когда-либо сталкивавшийся с подобной проблемой, и решать ее придется самостоятельно. Чтобы вернуться в шлюз, Алексей Леонов с ювелирной осторожностью стравил давление до аварийного и буквально протиснулся в люк.

Еще одной проблемой стала невозможность согнуть ноги без опоры и попасть в обрез люка. Из-за этого, вопреки инструкции, Леонов протиснулся в шлюз не ногами, а головой вперед. Внутри ему пришлось разворачиваться, так как крышка внутреннего люка открывалась внутрь и "съедала" треть объема.

КСТАТИ: На съемках фильма "Время первых" были построены точные макеты космического корабля, на котором был совершен исторический полет. Исполнитель главной роли Евгений Миронов, которого консультировал Алексей Леонов, решил повторить его трюк и развернуться в цилиндрическом шлюзе диаметром один метр, будучи облаченным в скафандр с шириной в плечах в 68 см. Как ни старался актер, но, в отличие от своего героя, кувыркнуться ему не удалось.

Оказавшись в отсеке, космонавт снова нарушил инструкции, открыв шлем до того, как завершилась проверка герметичности. Сделал это Леонов из-за того, что пот заливал ему глаза. Дело в том, что конструкторы поместили светофильтр на внутреннюю сторону шлема, и он очень сильно нагревался. Сейчас такие защитные фильтры устанавливают только на внешней стороне.

Полет завершился на лыжах

Только адреналин в крови прогорел, как возникли новые нештатные ситуации. При возвращении на Землю не сработала система ориентации на Солнце, и тормозная двигательная установка не включилась. Посадка должна была автоматически начаться на 17-м витке, но программа отказала. Леонову и Беляеву нужно было идти на восемнадцатый виток и выводить "Восход" на посадку в ручном режиме. Тут выяснилось, что пристегнутым в кресле космонавтам невозможно заглянуть в иллюминатор и сориентироваться по положению к Земле. Это привело к потере точности.

Во время снижения космонавтам пришлось испытать на себе перегрузку в 10G, а это предел человеческих возможностей. Дело в том, что орбитальный модуль при спуске не отделился от посадочного, как задумывалось. Капсула с Беляевым и Леоновым начала бешено вращаться. Стабилизировать ее движение удалось только после того, как сгорел кабель, соединяющий модули.

Все передряги привели к тому, что посадка состоялась далеко от расчетного места - в глухом лесу почти в 200 километрах к северу от Перми. Космонавты ночевали в тайге при 30-градусном морозе, отогреваясь у костра. Когда их обнаружили, спасатели десантировались в мелколесье в нескольких километрах от экипажа и расчистили посадочную площадку. Леонову и Беляеву пришлось еще пробежаться на лыжах до вертолета. 21 марта они прибыли в Пермь и официально доложили о завершении полета.

КСТАТИ: В мае 2017 года дважды Герою Советского Союза Алексею Леонову исполнится 83 года. Он много времени уделяет рисованию, создает портреты своих коллег и пейзажи. Недавно его уникальная работа, рисунок, созданный на борту корабля "Восход", стал центром экспозиции в лондонском Музее науки вместе с сотнями артефактов, посвященных космонавтике.

Бывший напарник Леонова, герой Великой Отечественной войны и участник войны с Японией Павел Беляев, после возвращения на Землю продолжал готовиться к новым космическим полетам. Он собирался участвовать в облете Луны, однако был отстранен по состоянию здоровья и стал старшим инструктором в отряде космонавтов. Скончался в 1970 году после продолжительной болезни.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!