Образование для Вас

Нейрофизиологическое обследование. Нейрофизиология - это что такое? Основы нейрофизиологии Нейрофизиологические методы

Это раздел физиологии, посвященный изучению нервной системы на основе многочисленных и разно-образных электрофизиологических методик:

  • Электронейромиография (ЭМГ),
  • Вызванные потенциалы мозга (ВП),
  • Транскраниальная магнитная стимуляция (ТКМС),
  • Электроэнцефалография (ЭЭГ),
  • Вариабельность сердечного ритма (ВРС),
  • Электроретинография.

Чем обусловлено большое количество нейро-физиологических методик?

Нервная система человека - это наиболее слож-ная и высокоорганизованная из систем человеческого организма. В связи с этим и методы исследования функции нервной системы так же, как и она сама, сложны и многообразны. Они позволяют установить точный диагноз и ответить на два главных вопроса: На каком уровне произошло повреждение? Каков характер и степень нарушения функций?

Являются ли определённые нейрофизиологи-ческие методики единственно возможным средс-твом для правильного установления диагноза или они дополняют имеющиеся диагностические ме-тоды исследования при той или иной патологии?

При некоторых заболеваниях нейрофизиологичес-кие методики являются единственно возможным и на-иболее точным средством правильной диагностики. Так, например, диагноз «миастения» можно устано-вить только на основании электромиографическо-го исследования. Только исследование соматосенсорных вызванных потенциалов может ответить на вопрос: полное или частичное нарушение функции спинного мозга у больного со спинальной травмой?

Исследование вызванных потенциалов у больного, находящегося в бессознательном состоянии, кото-рое называется комой, помогает прогнозировать ве-роятность «выхода» из комы. Это лишь некоторые примеры, когда применение нейрофизиологических методик является для врача и его пациента средс-твом первостепенного выбора в диагностике заболе-вания.

В других случаях эти методы предоставляют лечащему врачу и его пациенту дополнительную ин-формацию о прогнозе заболевания, о стадии пато-логического процесса. Так, например, методика ис-следования вариабельности ритма сердца помогает оценить резервы организма, качество здоровья па-циента. Кроме того, практически все нейрофизиоло-гические методики, призванные исследовать состо-яние функций различных отделов нервной системы, позволяют проводить подбор лекарственных препа-ратов, дозировок и схем лечения, проводить профес-сиональный отбор, контролировать, оптимизировать и прогнозировать результаты лечения, планировать физические нагрузки в быту и спорте. А ведь это так важно в наш век хронического стресса, который спо-собствует снижению защитных сил организма, фор-мированию хронических заболеваний и хронических болевых синдромов! Вместе с тем, многообразие предлагаемых аптечной сетью медицинских препара-тов нередко ставит врача и пациента в замешательство перед сложным выбором необходимого лекарственного средства.

Нейрофизиологические методы позволяют не толь-ко диагностировать, прогнозировать развитие забо-левания, но и выработать рекомендации по подбору оптимальной терапии, а также осуществить контроль за проводимым лечением.

Комплексная оценка функционального состояния центральной нервной системы в МЦ «CORTEX»

Человеческий мозг – сложная многоуровневая и многофункциональная система, работа которой является основой для нормальной деятельности всего организма. Оценка функционального состояния центральной и периферической нервной системы при различной патологии нервной системы является основой успешной реабилитации и формирования прогноза для каждого пациента.

В медицинском центре «Кортекс» проводится комплексная диагностика функционального состояния головного и спинного мозга пациентов, поступающих для проведения терапии. В центре используется новейшая диагностическая аппаратура научно-производственной фирмы «Нейрософт», позволяющая получать наиболее полную информацию о деятельности центральной нервной системы пациента: «Нейрон-Спектр 4/ВМП» и «Нейро –МВП» - многофункциональные компьютерные комплексы для проведения нейрофизиологических исследований. Интерпретация полученных данных проводится врачом функциональной диагностики высшей категории, кандидатом медицинских наук, доцентом кафедры нервных болезней медицинского университета.

Электроэнцефалография (ЭЭГ) - метод исследования функционального состояния головного мозга, основанный на регистрации его биоэлектрической активности через неповрежденные покровные ткани головы.

Современные электроэнцефалографы - это многоканальные приборы (чаще имеющие 8 или 16, иногда 20 и более усилительно-регистрирующих блоков - каналов), позволяющие одновременно регистрировать биотоки, отводимые от нескольких симметричных отделов головы. Исследование должно проводиться в свето- и звукоизолированном помещении.

На голову человека одевается специальная шапочка с электродами-антенами, соединенными с самим прибором. Сигналы, поступающие с коры головного мозга, передаются на электроэнцефалограф, который преобразует их в графическое изображение (волны). Это изображение напоминает ритм сердца на электрокардиограмме (ЭКГ).

Целью исследования является выявление эпилептической активности и определение типа эпилептических припадков; диагностика интракраниальных очагов поражения (абсцесс, опухоли); оценка электрической активности головного мозга при болезнях обмена веществ, ишемии мозга, его травмах, менингите, энцефалите, нарушении умственного развития, психических заболеваниях и лечении различными препаратами; оценка степени активности головного мозга, диагностика смерти мозга.

Электроэнцефалография применяется при всех неврологических, психических и речевых расстройствах. По данным ЭЭГ можно изучить цикл «сон и бодрствование», установить сторону поражения, расположение очага поражения, оценить эффективность проводимого лечения, наблюдать за динамикой реабилитационного процесса. Большое значение ЭЭГ имеет при исследовании больных с эпилепсией, поскольку лишь на электроэнцефалограмме можно выявить эпилептическую активность головного мозга.

Записанная кривая, отражающая характер биотоков мозга, называется электроэнцефалограммой (ЭЭГ). Электроэнцефалограмма отражает суммарную активность большого количества клеток мозга и состоит из многих компонентов. Анализ электроэнцефалограммы позволяет выявить на ней волны, различные по форме, постоянству, периодам колебаний и амплитуде (вольтажу). Электроэнцефалограмма (ЭЭГ) здорового человека имеет характерные черты: от всех областей коры отводится ритмическая активность с частотой около 10 Гц и амплитудой 50–100 мкВ - альфа-ритм . На электроэнцефалограмме (ЭЭГ) регистрируются также другие ритмы: как более низкие - дельта- и тета- (2–4, 5–7 Гц), так и более высокие- бета-ритмы (13–30 в сек), но амплитуда в норме их невысока и они перекрываются альфа-колебаниями.

В процессе перехода от младенчества к взрослому состоянию характер нормальной ЭЭГ постепенно меняется. В раннем детском возрасте на ней отражены главным образом медленные колебания, которые постепенно сменяются более частыми, и к 7 годам формируется альфа-ритм . Полностью процесс эволюции ЭЭГ завершается к 15-17 годам, приобретая к этому возрасту черты ЭЭГ взрослого человека. При значении патологической активности на ЭЭГ взрослого бодрствующего человека являются тета- и дельта-активность, а также эпилептическая активность.

Особенно значимым ЭЭГ-обследование оказывается при выявлении эпилептической активности, указывающей на предрасположенность к судорожным состояниям и проявляющейся следующими признаками:

  1. острые волны (пики) - колебание потенциала, имеющего крутое нарастание и крутой спад, острые волны могут быть единичными или групповыми, выявляются в одном или многих отведениях;
  2. комплексы пик-волна, представляющие собой колебания потенциала, состоящие из острой волны (пика) и сопутствующей ей медленной волны;
  3. пароксизмальные ритмы - ритмы колебаний в форме вспышек высокой амплитуды разной частоты, обычны пароксизмальные ритмы тета- и дельта-колебаний или медленных волн 0,5-1,0 Гц.

Расширению возможностей ЭЭГ в определении функционального состояния мозга и некоторых его патологических состояний, прежде всего эпилептической активности, способствуют специальные провокационные пробы: проба с гипервентиляцией - глубокие дыхательные движения с частотой 20 в минуту, ведущие к алкалозу и сужению сосудов мозга, проба со световым раздражителем - фотостимуляцией с помошью мощного источника света (стробоскопа), проба со звуковым раздражителем.

С помощью ЭЭГ получают информацию о функциональном состоянии мозга при разных уровнях сознания пациента. Достоинством этого метода являются его безвредность, безболезненность, неинвазивность, что явилось причиной широкого внедрения метода при диагностике и лечении различных заболеваний нервной системы.

Различные формы ДЦП и ЗПР часто сопровождаются наличием судорожных синдромов либо патологическими отклонениями на электроэнцефалограмме без судорог. Диагностика этих состояний ЦНС с помощью ЭЭГ является неотъемлемой частью стандарта обследования всех пациентов в МЦ «CORTEX», так как патологическая активность отдельных областей головного мозга или коры в целом резко тормозит дальнейшее развитие двигательных, речевых, когнитивных функций у больного ребенка и нуждается в лечении и постоянном динамическом наблюдении.

Вызванные потенциалы мозга - это электрическая активность головного мозга, возникающая на действие какого-либо стимула (звукового, зрительного, электрического). Деятельность анализаторов, осуществляющих взаимодействие человеческого организма с окружающей средой, подразумевает наличие специфического рецептора, воспринимающего раздражение, и поводящих путей, а также коркового представительства, на уровне которого осуществляется высшая функция анализа, синтеза и обратной связи. Рецепторы представляют собой минитрансформаторы, преобразующие энергию раздражителя в электрический потенциал, который может быть зафиксирован в виде потенциала действия любого звена трехнейронного сенсорного пути или в виде суммарного вызванного потенциала, отведенного со скальпа над конкретной областью коры головного мозга. Таким образом, поражение на любом уровне сенсорного пути неизбежно вызывает изменения характеристик вызванных потенциалов, вплоть до полного его отсутствия.

В зависимости от характера воздействующего стимула регистрируют вызванные потенциалы (ВП) мозга следующих модальностей:

  1. Слуховые (акустические стволовые) вызванные потенциалы – ответ на щелчок или тон
  2. Зрительные ВП – ответ на вспышку света, изображение предметов
  3. Соматосенсорные ВП – ответ на электрическую стимуляцию периферических нервов или тактильное раздражение
  4. Эндогенные, связанные с событиями (когнитивные ВП): с ожиданием, опозданием, принятием решения и инициацией двигательного ответа
  5. Вестибулярные миогенные – при выполнении отоневрологических тестов (раскручивание в специальном кресле).

В клинической практике применяются чаще ВП первых трех модальностей. Регистрация ВП мозга является объективным и неинвазивным, абсолютно безвредным методом исследования функций нервной системы. Исследования методики вызванных потенциалов является неоценимым средством раннего обнаружения и прогноза неврологических расстройств при различных заболеваниях головного и спинного мозга: инсульты, черепно-мозговая травма и травмы периферических нервов, рассеянный склероз, аномалии развития или опухоли головного и спинного мозга.

Основными целями регистрации ВП мозга являются:

  1. Выявление уровня поражения нервной системы;
  2. Определение распространенности процесса
  3. Определение характера поражения
  4. Определение степени тяжести патологического процесса

Исследование ВП мозга позволяет поставить диагноз, оценить прогноз и контролировать эффективность лечения.

Слуховые (акустические стволовые) вызванные потенциалы(СВП).

Метод отражает проведение слуховых импульсов от слухового нерва по стволовым и подкорковым структурам до коры головного мозга. Оценка СВП применяется для дифференциальной диагностики центральных и периферических поражений слуховоспринимающей системы, крайне полезны в ранней диагностике опухолей мосто-мозжечкового угла, еще при отсутствии клинических проявлений, а также применяются в диагностике нарушений речи и слуха у детей, при задержке речевого развития. В качестве стимула при исследовании СВП используются подаваемые через наушники звуковые стимулы – щелчки с интенсивностью звука около 100 Дб длительностью менее 1 мс и частотой стимуляции 10-15 Гц.

Показания к назначению СВП:

  1. Нарушение слуха, оценка нейросенсорной тугоухости
  2. Головокружение, нистагм, двоение в глазах, рассеянная легкая органическая симптоматика (косоглазие, асммметрия носогубных складок, мышечная дистония, нарушение координации движений, асимметрия рефлексов, патологические рефлексы, тошнота, головокружение, шум в ушах
  3. Дизартрия, дисфагия, заикание
  4. Оценка слуха у новорожденных
  5. Последствия родовых травм, в т.ч. перинатальной гипоксии и асфиксии
  6. Синдром внутричерепной гипертензии

Ранняя диагностика демиелинизирующих заболеваний (рассеянный склероз), опухоли ствола головного мозга.
В МЦ «CORTЕХ» исследование слуховых вызванных потенциалов проводится пациентам с ДЦП и ЗПР, имеющим нейросенсорную тугоухость, а также задержку речевого развития. У данной категории больных причиной задержки речевого и психического развития иногда является снижение слуха, а не поражение речевых центров. Методика СВП позволяет выявить патологию слуха у ребенка и дать соответствующие рекомендации по дальнейшему лечению.

Зрительные вызванные потенциалы мозга (ЗВП)

С помощью ЗВП можно получить объективную информацию о функциональном состоянии различных звеньев зрительного анализатора, выявить органические повреждения и определить уровень их локализации, определить наличие нарушений полей зрения. Регистрацию ЗВП необходимо проводить у больных при патологии зрительного нерва: невритах, демиелизирующих заболеваниях, для дифференцировки поражения на пре- и постхиазмальном уровне. Возможна объективизация состояния зрения у детей раннего возраста и в случае судебно-медицинской экспертизы, оценка зрительных нарушений и динамика при лечении. При регистрации короткие зрительные стимулы могут подаваться в виде вспышек, реверсии шахматных паттернов различного размера и т д. Фотостимуляция проводится через фотостимулятор, очки или экран монитора. Запись потенциалов сетчатки носит название нейроретинограмма.

Показания к обследованию:

  1. Снижение остроты зрения
  2. Травматическое повреждение зрительного нерва
  3. Атрофии зрительного нерва
  4. Токсическая невропатия
  5. Зрительные расстройства при нарушениях мозгового кровообращения
  6. Оценка зрения при зрительных агнозиях и повреждениях зрительной коры
  7. Оценка зрительных функций у больных с нарушениями сознания.

В нашем центре исследование зрительных потенциалов проводится детям, страдающим атрофией зрительного нерва, снижением зрения. Методика, проводимая в МЦ «CORTЕХ», позволяет оценить степень поражения зрительного нерва, а также отследить динамику проводимого лечения.

Соматосенсорные вызванные потенциалы мозга (ССВП)

Исследование проведения по чувствительным путям центральной нервной системы, в частности, по путям глубокой чувствительности, ответов центров спинного и головного мозга на электрическую стимуляцию периферических нервов. Практически можно зарегистрировать ВП афферентных волокон периферических нервов, проводящих путей и серого вещества спинного мозга, мозгового ствола и больших полушарий головного мозга, что является адекватной информацией о поражении как проводящих путей, так и сенсомоторной коры. В МЦ «CORTЕХ» исследование проводится с использованием многофункционального компьютерного комплекса для миографии и исследования вызванных потенциалов мозга - «Нейро –МВП».

Соматосенсорные вызванные потенциалы (ССВП) используются в диагностике различных демиелинизирующих, дегенеративных и сосудистых поражений центральной нервной системы. Помимо поражений головного мозга ССВП могут применяться как дополнительный метод в диагностике плексопатий и радикулопатий, в качестве подтверждающего теста используются при диабетической полинейропатии и др.

Для стимуляции чаще всего выбирают срединный нерв (верхние конечности) и большеберцовый нерв (нижние конечности). При наличии специальных показаний может производиться стимуляция других периферических нервов.

Регистрирующие электроды располагаются по ходу восходящих соматосенсорных путей – на уровнях периферических нервных сплетений, спинного и головного мозга. Количество электродов и уровней регистрации определяются клинической задачей. Подается около 500-1000 стимулов, ответы усредняются. Результат представляет последовательность колебаний, которые отражают прохождение нервных импульсов по восходящим путям, вплоть до сенсомоторной коры. Измеряются время и амплитуда каждого компонента, которые сравниваются затем с нормативными значениями.

Отсутствие или существенное снижение амплитуды компонента ВП говорит о наличии патологического процесса на уровне или ниже уровня его генерации. Увеличение латентности свидетельствует о замедлении проведения, вызванного, возможно, демиелинизирующим процессом.

Показания к обследованию:

  1. Травматическое поражение периферических нервов
  2. Поражение спинного мозга (определение уровня поражения и степени тяжести)
  3. Ранняя диагностика рассеянного склероза
  4. Нарушения чувствительности, онемения конечностей.

При различных формах детского церебрального паралича имеют место двигательные нарушения в виде парезов, параличей или атаксии. Исследование ССВП позволяет оценить состояние периферических нервов, степень их поражения, а также количество функционально активных нервных клеток в двигательных и чувствительных центрах спинного мозга, подкорковых структур и коры головного мозга, топическое расположение пораженного участка для более направленного и эффективного воздействия. Это позволит получить положительные эффекты от проводимой терапии в виде улучшения двигательной функции конечностей, улучшения ходьбы, увеличения силы ловкости в руках и ногах, развитие новых двигательных навыков у детей, страдающих ДЦП и ЗПР.

Когнитивные вызванные потенциалы(КВП)

Одним из методов, значительно продвинувших анализ и понимание процессов работы мозга, связанных с механизмом восприятия информации и ее обработки, является метод когнитивных вызванных потенциалов – КВП. Процессы узнавания и запоминания, а также принятия ответного решения сопровождаются более или менее закономерными нейродинамическими изменениями, которые можно объективно зафиксировать. В клинической практике применяется методика выделения когнитивных (связанных с процессами мышления) эндогенных ВП, обусловленных распознаванием и подсчетом слуховых стимулов (щелчков), отличающихся по частоте. Пациенту дается инструкция посчитать число «значимых» стимулов (щелчков с частотой тона 2000Гц и вероятностью подачи до 30%), не обращая внимания на «незначимые» (с частотой 1000 Гц и вероятностью подачи до 70 %). ВП на «незначимый» стимул представляет собой характерную V-волну. В ответ на «значимый» стимул заметен выраженный поздний позитивный компонент Р3 с латентностью около 300мс, чье наличие связывают с узнаванием, запоминанием и подсчетом стимулов. По характеристикам этой волны описанную методику часто называют Р 300. На параметры Р 300 влияют способность пациента к опознанию стимула и поддержанию внимания, уровень бодрствования, а также объем его оперативной памяти. в связи с этим методика используется для диагностики доклинических стадий деменции, оценки результатов лечения, побочного действия препаратов, а также при для профотбора.

Показания к обследованию:

  1. Нарушение памяти, внимания
  2. Ранняя диагностика когнитивных нарушений
  3. Оценка начальных когнитивных расстройств при хронической ишемии мозга, энцефалопатиях различного генеза, Паркинсонизме, эпилепсии и других заболеваниях
  4. Оценка динамики когнитивных нарушений в процессе лечения
  5. Оценка выраженности когнитивных нарушений у детей с отклонениями в поведении.

Исследование когнитивных вызванных потенциалов головного мозга входит в обязательную программу обследования детей с ДЦП и ЗПР, поступающих на реабилитацию, что дает возможность оценить степень поражения высших корковых функций и увидеть положительные изменения после курса комплексного лечения.
Использование специалистами МЦ «CORTEX» различных методик оценки функционального состояния центральной нервной системы позволяют провести диагностику, составить наиболее оптимальный для каждого пациента лечебный комплекс и провести оценку его эффективности, а также разработать план дальнейшей реабилитации.

Электронейромиография

Электронейромиография (ЭНМГ) – это комплексное исследование, при помощи которого определяют общее функциональное состояние периферической нервной системы и мышц. В МЦ «CORTЕХ» исследование проводится с использованием многофункционального компьютерного комплекса для миографии и исследования вызванных потенциалов мозга - «Нейро –МВП».

Объединяет в себе два метода исследований, что дает более полную картину:

1.Электромиография (ЭМГ) – это аппаратный метод исследования биоэлектрической активности мышц, с помощью которого определяют потенциал двигательной единицы в состоянии покоя и во время сокращения. Как известно, каждая мышца содержит разное количество волокон, от 7 до 2.000, которое зависит от вида мышцы. Сокращаясь синхронно, мышечные волокна образуют потенциал двигательной единицы, который является суммой потенциалов мышечных волокон. Размеры и форма потенциалов может изменяться при различных заболеваниях периферической нервной системы. По этим изменениям можно судить о состоянии периферической и центральной нервной системы. Амплитуда колебаний мышечного потенциала составляет всего несколько милливольт, а длительность – не больше 25 мс. Электромиограф улавливает и визуализирует их на фотопленке в виде кривой - электромиограммы.

2.Электронейрография (ЭНГ) – это аппаратный метод, позволяющий измерить скорость проведения электрического импульса по нервам. Мышцы, как и другие органы-исполнители, связаны с центральной нервной системой с помощью периферических нервов. Сигнал передается по нервам к спинному и головному мозгу, то же самое происходит и в обратном направлении. Во время исследования проводят стимуляцию периферического нерва и замеряют уровень активности в двух других точках по пути ее следования.

Суть методики: Нервная система нашего организма состоит из двух частей, которые функционально связаны друг с другом – центральная нервная система и периферическая. Связь между ними осуществляется посредством электрических импульсов, передающихся по нервам от нервных окончаний к головному и спинному мозгу. Все наши ощущения - это информация, полученная от рецепторов и переданная в мозг. При патологиях или заболеваниях нарушаются пути следования импульса и способность правильного восприятия информации. При повреждении или нарушении пути следования импульса от головного или спинного мозга к мышцам человек либо вообще теряет способность двигаться, либо не может это делать полноценно. Проявлениями таких заболеваний могут быть паралич, слабость мышц, парезы.

Во время исследования стимулируется отдельный нерв и регистрируется ответ соответствующей мышцы, иннервируемой этим нервом. Например, при исследовании головного мозга стимулируют слуховые, зрительные нервы и анализируют ответ центральной нервной системы.

ЭНМГ является самым информативным методом исследования, помогающим диагностировать заболевания верхних и нижних конечностей, суставов и мышц.

Методика помогает выявить заболевание на ранней стадии, что существенно облегчает излечение пациента. Ни один метод исследования не может дать такой полной информации относительно состояния аксона. Электронейромиография помогает определить, в какой части нерва находится проблема и насколько она серьезна.

Также ЭНМГ позволяет наблюдать за изменениями состояния пациента во время лечения и эффективности тех или иных методов терапии.

ЭНМГ проводиться тремя способами:

Поверхностная . Импульсы передаются посредством накожных электродов, закрепленных на верхних и нижних конечностях. Это неинвазивный способ без стимуляции. Метод достаточно простой и широко применяется при медицинских экспертизах.

Игольчатая . Инвазивный метод с введением игольчатых электродов непосредственно в мышцу и определяющий ее активность.

Стимуляционная . Этот вид электронейромиографии отличается от поверхностной проведением стимуляции нервных волокон. Исследование проводят с помощью накожных и игольчатых электродов.

Показания для диагностики:

  • радикулит– невралгическое заболевание, возникающее в результате повреждения или защемления корешков спинномозговых нервов (шейный, грудной, поясничный радикулит);
  • туннельный синдром – защемление срединного нерва костями запястья и сухожилиями мышц;
  • невропатии – врожденные или приобретенные дисфункции нервов, причинами которых могут быть инфекционные заболевания, травмы, сахарный диабет;
  • боковой амиотрофический склероз (БАС) – неизлечимое поражение спинного и продолговатого мозга;
  • плексопатии – поражение нервных сплетений в результате травмы, злокачественной опухоли, лучевой терапии, результатом которого может быть паралич.

Противопоказания к проведению диагностики:

Процедура противопоказана больным с эпилепсией и психическими расстройствами, а также гипертонией.

Никакой особенной подготовки для проведения исследования не требуется. Длительность сеанса – 30-60 минут в зависимости от вида ЭНМГ и размера обширности исследования. В время исследования пациент находится на кресле в состоянии лежа или полусидячем. Поверхностное исследование совершенно безболезненно. Небольшие болевые ощущения могут присутствовать в момент введения игольчатого электрода во время игольчатой или стимуляционной ЭНМГ. Доктор определяет точки крепления электродов. Эти места предварительно протираются дезинфицирующим раствором и смазываются специальным гелем. После исследования пациент может чувствовать небольшую слабость в мышцах.

Расшифровка результатов ЭНМГ проводится только врачом функциональной диагностики. Он сверяет полученные показания с нормой, определяет степень отклонения и на основании этих данных ставит диагноз.

В.В. Кузьменко, О.И. Коёкина, А.А. Карпеев Федеральный научный клинико-экспериментальный центр традиционных методов диагностики и лечения Росздрава г. Москва

В данной работе под телекинезом (психокинезом) мы понимаем передвижение лёгких предметов при воздействии психических усилий человека без прикосновения к ним.

Изучение феномена телекинеза (психокинеза) имеет долгую историю. Наибольшее количество попыток было предпринято в конце прошлого века. Тогда исследовались феноменальные способности Н.С. Кулагиной, Ури Геллера и других. Исследования, проведённые с Н.С. Кулагиной, общеизвестны. Во время реализации ею телекинеза приборы фиксировали акустические импульсы, свечение ладоней, рассеивание лазерного луча и другие аномалии. Однако в ходе этих исследований не удалось выявить механизма возникновения телекинеза. Учёные ограничились изучением этого загадочного феномена с помощью физических приборов. О возможности работы сознания при реализации телекинеза в то время не могло быть и речи. Изучение энцефалограммы мозга Н.С. Кулагиной в “рабочем состоянии” тогда не дало результатов. Между тем, известно, что для приведения себя в “рабочее состояние” Н.С. Кулагина вызывала у себя особое состояние сознания, которое давалось ей крайне тяжело. Во время работы в режиме телекинеза у неё резко учащался пульс, сильно росло давление, происходили изменения в эндокринной системе. Организм работал на грани человеческих возможностей.

Сложность исследования подобных явлений заключалась в том, что феноменальными способностями телекинеза обладает весьма ограниченное количество людей – единицы, и воспроизводимось телекинеза помимо тщательного контроля самого эффекта требует соблюдения опреденных условий поведения всех участников эксперимента.

Дальнейшие исследования физических процессов, сопровождающих явления телекинеза, в основном, были направлены на определение собственно научной области, сужение и конкретизацию задач, расширение возможностей воспроизведения экспериментальных данных и решение других вопросов, позволяющих уточнять, воспроизводить, изме-рять и сопоставлять полученные данные . Эти эксперименты показали, что явления телекинеза можно разделить на две группы. К первой группе относят явления телекинеза на близком расстоянии (примерно до 1 м), которые могут возникать под влиянием на движущиеся предметы отдельных составляющих биополя человека. В таких опытах зарегист-рированы и количественно изучены сильные импульсные электромагнитные и акустические поля, которые генерирует оператор во время телекинеза. При этом было показано, что на малых расстояниях воздействие осуществляется при помощи электромагнитного переносчика в инфракрасной части спектра (тепловыми полями). Выдвинута также концепция о том, что природа полей, которые участвуют в реализации феноменов, связана с электро-магнитными волнами, имеющими продольную по отношению к направлению их распространения компоненту.

Однако, вторая група явлений – дистанционного телекинеза, при исследовании показала ряд отличительых признаков:

  1. независимость от электромагнитных экранов;
  2. независимость от расстояния (в некоторых экспериментах воздействие оператора осуществлялось на объект, удалённый на несколько тысяч километров);
  3. избирательность воздействия, т.е. возможность влиять на определённый, выбранный среди многих, объект.

В настоящее время возобновились исследования телекинеза в Федеральном научном клинико-экспериментальном центре традиционных методов диагностики и лечения (ФНКЭЦ ТМДЛ), поскольку на основании проведённых предварительных исследований феноменальных способностей человека по телекинезу было отмечено их сочетание с воможностью развития экстрасенсорноо восприятия и биоэнергоинформационного воздействия, что обычно используется в целительской практике, т.е. при оказания помощи в оздоровлении человека.

В секторе научных исследований сознания неоднократно проводились эксперименты по исследованию феноменальной способности В.В. Кузьменко передвижения лёгких предметов без прикосновения к ним – телекинеза. В.В. Кузьменко c 2003 года устойчиво демонстрирует явление телекинеза учёным и представителям средств массовой информации. Его исследовали учёные из МИФИ и Фонда парапсихологии им. В.В. Васильева, эксперименты снимали на видеоплёнку японские и английские тележурналисты. В ходе эксперимента Вадим Кузьменко должен раскрутить вертушку, которая представляет собой вертикально стоящую на подставке спицу с положенными на неё лопастями, вырезанными из алюминиевой фольги. Вертушка сверху накрывается стеклянным колпаком для предотвращения действия на неё движения воздуха. Эта вертушка разработана Фондом парапсихологии им. В.В. Васильева. Задача оператора – раскрутить её. Контрольные эксперименты показали, что без воздействия оператора она не может крутиться. В ходе эксперимента под воздействием В.В. Кузьменко вертушка несколько раз поворачивалась по часовой или про-тив часовой стрелки на угол до 90 градусов. После этого останавливалась на некоторое время и опять поворачивалась на определённый угол. По словам В.В. Кузьменко, в предыдущем эксперименте, проведённом для японской телекомпании Fuji TV, удалось раскрутить вертушку на 720 градусов – 2 оборота. Но и это не предел. Максимальное достижение 4320 градусов – 12 полных оборотов вертушки.

Кроме того, в ФНКЭЦ ТМДЛ был проведён уникальный эксперимент по дистанционному воздействию на вертушку, находящуюся в соседней от оператора В.В. Кузьменко комнате. Оператор воздействовал на неё, глядя на экран телевизора, на который подава-лось изображение от видеокамеры, направленной на вертушку, в другой комнате. В ходе этого эксперимента оператор повернул вертушку на 30о, глядя только на её изображение! При этом оператор подчёркивал, что изображение вертушки ему необходимо в качестве обратной связи с объектом телекинеза для отслеживания динамики движения. В этом экс-перименте движение вертушки не могло быть вызвано электромагнитными, инфракрасны-ми или акустическими волнами.

До настоящего времени самой непонятной и неизученной остаётся роль психиче-ских процессов, сознания и их объективного отражения в активности мозга, особенно в явлениях дистанционного телекинеза. В качестве предварительных исследований была проведена регистрация активности мозга в процессе дистанционного телекинеза под воз-действием В.В. Кузьменко. Запись электроэнцефалограммы (ЭЭГ) проводилась в условиях отслеживания оператором вращения вертушки по экрану телевизора, на который подавалось изображение вертушки из другого помещения. Использовали 16 стандартных монополярных отведений биопотенциалов мозга с поверхности головы. Данные направлялись в компьютер через преобразователь аналог-код и обрабатывались методами спектрального, когерентного анализа, определения статистической достоверности различий и локализации в глубинных структурах мозга эквивалентных дипольных источников происхождения биопотенциалов. Полученные результаты показали резкое возрастание уровня когерентности колебаний потенциалов в структурах мозга в процессе дистанционного телекинеза. Учитывая ранее проведённые исследования по фазировке сигналов отдельных излучателей в биологических системах организма человека, которые могут значительно (на несколько порядков) увеличивать мощность исходящего сигнала, можно предположить, что такой сигнал может играть определённую роль в явлениях телекинеза, и этому способству-ет повышение уровней когерентности активных областей мозга. Однако, этого недостаточно для объяснения дистанционного телекинеза, и необходимо проведение дальнейших ис-следований этого явления. А если говорить о паранормальных явлениях, то, я провожу .

ЛИТЕРАТУРА

  1. Дульнев Г.Н. Энерго-массоинформационный перенос и импликативные связи в природе. В сб.докл.науч.конференции “Сверхслабые взаимодействия в технике, природе и обществе”, Московское НТО радиотехники, электроники и связи им. А.С. Попова, М., 1993г., с.25
  2. Гуртовой Г.К. Аномальные явления, естествознание, человек. В сб.докл.науч.конференции “Сверхслабые взаимодействия в технике, природе и общест-ве”, Московское НТО радиотехники, электроники и связи им. А.С. Попова, М., 1993г., с.61-89
  3. Болдырева Л.Б., Сотина Н.Б. Возможность дистанционного воздействия человека на приборы. Международный форум “Интегративная медицина”, Научная конференция “Технологии развития сознания в традиционных медицинских системах народов мира”, М. 2006, Выпуск 1, стр.51-55
  4. Коёкина О.И. Пространственно-временное структурирование активной среды, управляемое сознанием. (Нейрофизиологические исследования). “Традиционная медицина”, №1, 2004 г., с.55-59
  5. Ермолаев Ю.М. Активные фазированные решётки СВЧ в организме человека. Международный форум “Интегративная медицина”, Научная конференция “Технологии раз-вития сознания в традиционных медицинских системах народов мира”, М. 2006, Вы-пуск 1, стр.46-51

Предмет, содержание, значение нейрофизиологии. Становление и развитие науки.

Слово физиология происходит от греческого слова fussis – науки о природе. Первоначально оно обозначало всю совокупность наук о растительном и животном мире. По мере накопления знаний выделилась самостоятельная научная дисциплина, изучающая функции живого организма, которая и стала называться физиология.

Физиология – это наука о функциях клеток, тканей, органов, систем органов и целого организма.

Физиология изучает процессы, протекающие в органах и системах человека, в их взаимосвязи с окружающей средой, при различных состояниях организма.

Задача физиологии состоит в познании свойств, форм проявления и механизмов регуляции этих свойств при различных состояниях организма и различных условиях внешней среды.

Физиология ребенка - наука, изучающие изменения функций организма, возникающие в процессе его развития.

Нейрофизиология изучает закономерности функционирования ЦНС, особенности функционирования структур ЦНС, их взаимосвязь между собой.

Задача нейрофизиологии заключается в познании механизмов работы головного и спинного мозга.

Нейрофизиология тесно связана сФизиологией ВНД . В настоящее время установлено, что субстратом осуществления сложных рефлекторных реакций является кора головного мозга и подкорковые структуры. ВНД была выделена как условно-рефлекторная деятельность высших отделов ЦНС, обеспечивающих адекватное и наиболее совершенное отношение целого организма к внешнему миру. ВНД – это совокупность сложных форм деятельности коры больших полушарий и ближайших к ней подкорковых образований, обеспечивающая взаимосвязь целого организма с внешней средой.

В последние годы в мировой науке имеется тенденция к интеграции сведений, полученных в смежных областях знаний и создание на этой основе системы нейронаук. К нейронаукам относятся; нейрофизиология, физиология ВНД и психофизиология.

Психология - одна из древнейших наук в современной системе научного знания. Она возникла как результат осознания человеком самого себя. Само название этой науки - психология (psyche - душа, logoc - учение) указывает, что основное ее предназначение - познание своей души и ее проявлений - воли, восприятия, внимания, памяти и т.д. Нейрофизиология - специальный раздел физиологии, изучающий деятельность нервной системы, возникла намного позже. Практически до второй половины XIX века нейрофизиология развивалась как экспериментальная наука, базирующаяся на изучении животных. Действительно, «низшие» (базовые) проявления деятельности нервной системы одинаковы у животных и человека. К таким функциям нервной системы относятся проведение возбуждения по нервному волокну, переход возбуждения с одной нервной клетки на другую (например, нервную, мышечную, железистую), простые рефлексы (например, сгибания или разгибания конечности), восприятие относительно простых световых, звуковых, тактильных и других раздражителей и многие другие. Только в конце XIX столетия ученые перешли к исследованию некоторых сложных функций дыхания, поддержания в организме постоянства состава крови, тканевой жидкости и некоторых других. При проведении всех этих исследований ученые не находили существенных различий в функционировании нервной системы как в целом, так и ее частей у человека и животных, даже очень примитивных. Например, на заре современной экспериментальной физиологии излюбленным объектом была лягушка. Только с открытием новых методов исследования (в первую очередь электрических проявлений деятельности нервной системы) наступил новый этап в изучении функций головного мозга, когда стало возможным исследовать эти функции, не разрушая мозг, не вмешиваясь в его функционирование, и вместе с тем изучать высшие проявления его деятельности - восприятие сигналов, функции памяти, сознания и многие другие.

Как уже указывалось, психология как наука намного старше, чем физиология, и на протяжении многих веков психологи в своих исследованиях обходились без знаний физиологии. Конечно, это связано прежде всего с тем, что знания, которыми располагала физиология 50-100 лет тому назад, касались только процессов функционирования органов нашего тела (почек, сердца, желудка и др.), но не головного мозга. Представления ученых древности о функционировании головного мозга ограничивались только внешними наблюдениями: они считали, что в головном мозге - три желудочка, и в каждый из них древние врачи «помещали» одну из психических функций (рис. 1).

Перелом в понимании функций головного мозга наступил в XVIII столетии, когда стали изготавливать очень сложные часовые механизмы. Например, музыкальные шкатулки исполняли музыку, куклы танцевали, играли на музыкальных инструментах. Все это приводило ученых к мысли, что наш головной мозг чем-то очень похож на такой механизм. Только в XIX веке окончательно было установлено, что функции головного мозга осуществляются по рефлекторному (reflecto-отражаю) принципу. Однако первые представления о рефлекторном принципе действия нервной системы человека были сформулированы еще в XVIII столетии философом и математиком Рене Декартом. Он полагал, что нервы представляют собой полые трубки, по которым от головного мозга, вместилища души, передаются животные духи к мышцам. На рис. 2 видно, что мальчик обжег ногу, и этот стимул запустил всю цепь реакций: вначале «животный дух» направляется к головному мозгу, отражается от него и по соответствующим нервам (трубкам) направляется к мышцам, раздувая их. Здесь без труда можно увидеть простую аналогию с гидравлическими машинами, которые во времена Р. Декарта были вершиной достижения инженерной мысли. Проведение аналогии между действием искусственных механизмов и деятельностью головного мозга - излюбленный прием при описании функций мозга. Например, наш великий соотечественник И. П. Павлов сравнивал функцию коры больших полушарий головного мозга с телефонным узлом, на котором барышня-телефонистка соединяет абонентов между собой. В наше время головной мозг и его деятельность чаще всего сравнивают с мощным компьютером. Однако любая аналогия весьма условна. Не вызывает сомнений, что головной мозг действительно выполняет огромный объем вычислений, но принцип его деятельности отличен от принципов действия компьютера. Но вернемся к вопросу: зачем психологу знать физиологию головного мозга?

Вспомним идею рефлекса, высказанную еще в XVIII веке Р. Декартом. Собственно зерном этой идеи было признание того, что реакции живых организмов обусловлены внешними раздражениями благодаря деятельности головного мозга, а не «по воле Божьей». В России эта идея была с воодушевлением воспринята научной и литературной общественностью. Вершиной этого был выход в свет знаменитого труда Ивана Михайловича Сеченова «Рефлексы головного мозга» (1863), оставившего глубокий след в мировой культуре. Свидетельством служит тот факт, что в 1965 г., когда исполнилось столетие со дня выхода этой книги в свет, в Москве под патронажем ЮНЕСКО прошла международная конференция, на которой присутствовали многие ведущие нейрофизиологи мира. И. М. Сеченов впервые полно и убедительно доказал, что психическая деятельность человека должна стать объектом изучения физиологами.

И. П. Павлов развил эту мысль в виде «учения о физиологии условных рефлексов».

Ему принадлежит заслуга в создании метода экспериментального исследования «высшего этажа» головного мозга коры - больших полушарий. Этот метод назван «методом условных рефлексов». Он установил фундаментальную закономерность предъявление животному (И. П. Павлов проводил исследования на собаках, но это верно и для человека) двух стимулов - вначале условного (например, звук зуммера), а затем безусловного (например, подкармливание собаки кусочками мяса). После некоторого числа сочетаний это приводит к тому, что при действии только звука зуммера (условного сигнала) у собаки развивается пищевая реакция (выделяется слюна, собака облизывается, скулит, смотрит в сторону миски), т. е. образовался пищевой условный рефлекс (рис. 3). Собственно этот прием при дрессировке был давно известен, но И. П. Павлов сделал его мощным инструментом научного исследования функций головного мозга.

Физиологические исследования в сочетании с изучением анатомии и морфологии головного мозга привели к однозначному заключению – именно головной мозг является инструментом нашего сознания, мышления, восприятия, памяти и других психических функций.

Основная трудность исследования заключается в том, что психические функции чрезвычайно сложны. Психологи исследуют эти функции своими методами (например, при помощи специальных тестов изучают эмоциональную устойчивость человека, уровень умственного развития и другие свойства психики). Характеристики психики исследуются психологом без «привязки» к мозговым структурам, т. е. психолога интересуют вопросы организации самой психической функции, но не то, как работают отдельные части головного мозга при осуществлении этой функции. Только относительно недавно, несколько десятилетий назад, появились технические возможности для исследования методами физиологии (регистрация биоэлектрической активности головного мозга, исследование распределения тока крови и др., подробнее см. далее) некоторых характеристик психических функций - восприятия, внимания, памяти, сознания и др. Совокупность новых подходов к исследованию головного мозга человека, сфера научных интересов физиологов в области психологии и привели к появлению в пограничной области этих наук новой науки - психофизиологии. Это обусловило взаимопроникновение двух областей знаний - психологии и физиологии. Поэтому физиологу, который исследует функции головного мозга человека, необходимы знания психологии и применение этих знаний в своей практической работе. Но и психолог не может обойтись без регистрации и исследования объективных процессов головного мозга с помощью электроэнцефалограмм, вызванных потенциалов, томографических исследований и пр.

Методы нейрофизиологических исследований. Электрическая активность головного мозга.

В физиологии выделяют два основных метода : наблюдение и эксперимент.

Метод наблюдения заключается в пассивной регистрации хода того или иного процесса или явления.

Эксперимент – это исследование какой-либо функции путем активного воздействия. Существуют два вида эксперимента ; острый и хронический. При остром эксперименте исследователь вырезает интересующие его структуры (ПР – мозжечек). Такой эксперимент влечет гибель подопытных животных. Хронический эксперимент изучает функции в тесной взаимосвязи с другими функциями организма – подопытное животное не погибает.

В клинической практике используют

В физиологии ВНД еще Павловым был разработан метод условных рефлексов . С помощью этого метода он изучал функции коры больших полушарий, подкорковых образований, явления концентрации и иррадиации, аналитико-синтетическую деятельность мозга.

В современных условиях для исследования физиологических процессов используют электорофизиологические методы, позволяющие регистрировать биопотенциалы (электрокардиография, электроэнцефалография, электромиография). С помощью компьютерной томографии, можно не прибегая к операции установить морфофункциональные изменения головного мозга.

Методы изучения мозга.

1)морфологические методы – исследование тонкого строения мозга (выявление тончайших элементов нервных клеток) с помощью световой и электронной микроскопии, радиохимии.

2) биохимические методы – исследование метаболических процессов мозга здорового и больного человека, а также при различных функциональных состояниях, формах деятельности и т.д. Выделят несколько областей нейрохимии – химия пептидов, медиаторов, модуляторов, аминокислот и т.д.

3) физиологические методы – экспериментальные методы, направленные на изучение функций различных отделов мозга.

· Метод разрушения мозга . Первоначально использовался для моделирования ситуаций, в которые попадают люди с локальными поражениями мозга. В клинической практике используют метод разрушения структур ЦНС в целях лечения (например лечение наркомании). Изучение и разрушение структур мозга с лечебной целью нашло применение в клинике академика Бехтеревой для лечения различных форм заболеваний ЦНС.

· Метод электрического раздражения мозга – внедрялся в экспериментальную физиологию с середины 19 в. В современной науке используется стереотаксическая техника, позволяющая вводить электрод в любой очень локальный участок мозга. Этот прием используется и для терапии ряда неврологических и психических заболеваний.

· Метод хемостимуляции, термо - и хеморазрушения, разрушение ультразвуком – позволяет добиться еще большей локальности.

· Метод регистрации электрических процессов мозга – применяется со второй половины 20 в. Метод электроэнцефалографии – это метод регистрации электрической активности мозга, главным образом корковых нейронов. Кривая, отражающая электрическую активность, называется электроэнцефалограммой . Для регистрации применяют электроэцефалограф. В целом ЭЭГ позволяет определить характер состояния мозга (ПР – эпилепсию).

· Метод исследования мозгового кровотока - метод реаэнцефалографии (РЭГ). Запись РЭГ проводят с помощью реографа, подключенного к электроэнцефалографу. РЭГ представляет собой кривую, слагающуюся из восходящих и нисходящих путей. Она имеет вершины и зубцы на спуске кривой. РЭГ является безвредным методом диагностики церебраьных расстройств. Изучается мозговой кровоток в бассейнах сонных и позвоночных артерий.

· Методы томографические (компьютерная томография головы). Суть томографических исследований – это получение среза мозга искусственным путем. Для построения среза используют либо просвечивание мозга с помощью рентгеновских лучей, либо излучение от мозга, исходящее от изотопов, предварительно введенных в мозг. Этот метод широко используется для диагностики заболеваний ЦНС (можно выявить локализацию опухолей, кровоизлияний и т.д.).

Электрическая активность головного мозга.

Колебания электрических потенциалов коры впервые были записаны В.В. Правдич-Нилинским в 1913 г. Записывают колебания потенциалов коры при помощи электроэнцефалографа. На ЭЭГ различают волны разной частоты и амплитуды. По частоте колебаний в 1 с. выделяют альфа-ритм, бета-ритм, тетта-ритм, дельта-ритм.

Характеристика биоритмов головного мозга:

Диагностическое значение электроэнцефалограммы: у здорового человека в состоянии бодрствования должны регистрироваться альфа и бета волны; иначе - признак патологии в головном мозге (кровоизлияния, опухоли).

Предмет, содержание, значение нейрофизиологии. Становление и развитие науки.

Оформление чертежей

Сегодня высшие и средние специальные учебные заведения уделяют большое внимание применению компьютерной техники при обучении студентов. Во время учебы студенты осваивают самые перспективные технологии проектирования и приобретают навыки работы с системами машинной графики.

При оформлении чертежных материалов студенты могут использовать любые доступные чертежные редакторы, при условии соблюдения ГОСТ ЕСКД. Приведём описание «КОМПАС».

Программа КОМПАС – это КОМПлекс Автоматизированных Систем, специально созданный для решения широкого круга задач проектирования и конструирования. Встроенный в систему чертежно-графический редактор КОМПАС-ГРАФИК изначально был ориентирован на быстрое и удобное выполнение чертежей любой сложности в полном соответствии с ГОСТ ЕСКД.

Чертежно-графический редактор КОМПАС-ГРАФИК – отличный инструмент для выполнения конструкторской документации. Благодаря простому интерфейсу, соответствующему стандарту Window, редактор обеспечивает быстрое обучение с системой на качественно новом уровне. Управление системой обеспечивается с помощью выпадающего текстового меню, отдельных панелей инструментов и контекстного меню. Пользователь может сам формировать сам собственные панели инструментов, а также подключать библиотеки в одном из видов: окно, диалог, меню или панель.

В процессе проектирования в редакторе можно работать со всеми типами графических примитивов (точки, прямые, окружности, дуги окружностей, эллипсы и т. д.), производить любые вспомогательные построения, правильно выполнять простановку размеров с допусками, использовать вспомогательную сетку, локальные системы координат, локальные и глобальные привязки, редактировать чертеж, производить измерения и расчет массогабаритных характеристик тел.

Уверенная работа в редакторе ускорит выполнение курсовых и дипломных проектов

Студенты получают возможность пользоваться этим инструментом в своей будущей профессиональной деятельности.

Студенты должны:

Знать правила построения изображений, методику работы в системе Компас;

Уметь выполнять конструкторскую документацию (графическую и текстовую) в системе Компас;

Иметь опыт создания чертежей планировок цеха (участка), а также оформления конструкторской документации в системе Компас согласно стандартам ЕСКД.

Примеры оформления чертежей приведены в приложении В.

Слово физиология происходит от греческого слова fussis – науки о природе. Первоначально оно обозначало всю совокупность наук о растительном и животном мире. По мере накопления знаний выделилась самостоятельная научная дисциплина, изучающая функции живого организма, которая и стала называться физиология.



Физиология – это наука о функциях клеток, тканей, органов, систем органов и целого организма.

Физиология изучает процессы, протекающие в органах и системах человека, в их взаимосвязи с окружающей средой, при различных состояниях организма.

Задача физиологии состоит в познании свойств, форм проявления и механизмов регуляции этих свойств при различных состояниях организма и различных условиях внешней среды.

Физиология ребенка - наука, изучающие изменения функций организма, возникающие в процессе его развития.

Нейрофизиология изучает закономерности функционирования ЦНС, особенности функционирования структур ЦНС, их взаимосвязь между собой.

Задача нейрофизиологии заключается в познании механизмов работы головного и спинного мозга.

Нейрофизиология тесно связана с Физиологией ВНД . В настоящее время установлено, что субстратом осуществления сложных рефлекторных реакций является кора головного мозга и подкорковые структуры. ВНД была выделена как условно-рефлекторная деятельность высших отделов ЦНС, обеспечивающих адекватное и наиболее совершенное отношение целого организма к внешнему миру. ВНД – это совокупность сложных форм деятельности коры больших полушарий и ближайших к ней подкорковых образований, обеспечивающая взаимосвязь целого организма с внешней средой.

В последние годы в мировой науке имеется тенденция к интеграции сведений, полученных в смежных областях знаний и создание на этой основе системы нейронаук. К нейронаукам относятся; нейрофизиология, физиология ВНД и психофизиология.

Психология - одна из древнейших наук в современной системе научного знания. Она возникла как результат осознания человеком самого себя. Само название этой науки - психология (psyche - душа, logoc - учение) указывает, что основное ее предназначение - познание своей души и ее проявлений - воли, восприятия, внимания, памяти и т.д. Нейрофизиология - специальный раздел физиологии, изучающий деятельность нервной системы, возникла намного позже. Практически до второй половины XIX века нейрофизиология развивалась как экспериментальная наука, базирующаяся на изучении животных. Действительно, «низшие» (базовые) проявления деятельности нервной системы одинаковы у животных и человека. К таким функциям нервной системы относятся проведение возбуждения по нервному волокну, переход возбуждения с одной нервной клетки на другую (например, нервную, мышечную, железистую), простые рефлексы (например, сгибания или разгибания конечности), восприятие относительно простых световых, звуковых, тактильных и других раздражителей и многие другие. Только в конце XIX столетия ученые перешли к исследованию некоторых сложных функций дыхания, поддержания в организме постоянства состава крови, тканевой жидкости и некоторых других. При проведении всех этих исследований ученые не находили существенных различий в функционировании нервной системы как в целом, так и ее частей у человека и животных, даже очень примитивных. Например, на заре современной экспериментальной физиологии излюбленным объектом была лягушка. Только с открытием новых методов исследования (в первую очередь электрических проявлений деятельности нервной системы) наступил новый этап в изучении функций головного мозга, когда стало возможным исследовать эти функции, не разрушая мозг, не вмешиваясь в его функционирование, и вместе с тем изучать высшие проявления его деятельности - восприятие сигналов, функции памяти, сознания и многие другие.

Как уже указывалось, психология как наука намного старше, чем физиология, и на протяжении многих веков психологи в своих исследованиях обходились без знаний физиологии. Конечно, это связано прежде всего с тем, что знания, которыми располагала физиология 50-100 лет тому назад, касались только процессов функционирования органов нашего тела (почек, сердца, желудка и др.), но не головного мозга. Представления ученых древности о функционировании головного мозга ограничивались только внешними наблюдениями: они считали, что в головном мозге - три желудочка, и в каждый из них древние врачи «помещали» одну из психических функций (рис. 1).

Перелом в понимании функций головного мозга наступил в XVIII столетии, когда стали изготавливать очень сложные часовые механизмы. Например, музыкальные шкатулки исполняли музыку, куклы танцевали, играли на музыкальных инструментах. Все это приводило ученых к мысли, что наш головной мозг чем-то очень похож на такой механизм. Только в XIX веке окончательно было установлено, что функции головного мозга осуществляются по рефлекторному (reflecto-отражаю) принципу. Однако первые представления о рефлекторном принципе действия нервной системы человека были сформулированы еще в XVIII столетии философом и математиком Рене Декартом. Он полагал, что нервы представляют собой полые трубки, по которым от головного мозга, вместилища души, передаются животные духи к мышцам. На рис. 2 видно, что мальчик обжег ногу, и этот стимул запустил всю цепь реакций: вначале «животный дух» направляется к головному мозгу, отражается от него и по соответствующим нервам (трубкам) направляется к мышцам, раздувая их. Здесь без труда можно увидеть простую аналогию с гидравлическими машинами, которые во времена Р. Декарта были вершиной достижения инженерной мысли. Проведение аналогии между действием искусственных механизмов и деятельностью головного мозга - излюбленный прием при описании функций мозга. Например, наш великий соотечественник И. П. Павлов сравнивал функцию коры больших полушарий головного мозга с телефонным узлом, на котором барышня-телефонистка соединяет абонентов между собой. В наше время головной мозг и его деятельность чаще всего сравнивают с мощным компьютером. Однако любая аналогия весьма условна. Не вызывает сомнений, что головной мозг действительно выполняет огромный объем вычислений, но принцип его деятельности отличен от принципов действия компьютера. Но вернемся к вопросу: зачем психологу знать физиологию головного мозга?

Вспомним идею рефлекса, высказанную еще в XVIII веке Р. Декартом. Собственно зерном этой идеи было признание того, что реакции живых организмов обусловлены внешними раздражениями благодаря деятельности головного мозга, а не «по воле Божьей». В России эта идея была с воодушевлением воспринята научной и литературной общественностью. Вершиной этого был выход в свет знаменитого труда Ивана Михайловича Сеченова «Рефлексы головного мозга» (1863), оставившего глубокий след в мировой культуре. Свидетельством служит тот факт, что в 1965 г., когда исполнилось столетие со дня выхода этой книги в свет, в Москве под патронажем ЮНЕСКО прошла международная конференция, на которой присутствовали многие ведущие нейрофизиологи мира. И. М. Сеченов впервые полно и убедительно доказал, что психическая деятельность человека должна стать объектом изучения физиологами.

И. П. Павлов развил эту мысль в виде «учения о физиологии условных рефлексов».

Ему принадлежит заслуга в создании метода экспериментального исследования «высшего этажа» головного мозга коры - больших полушарий. Этот метод назван «методом условных рефлексов». Он установил фундаментальную закономерность предъявление животному (И. П. Павлов проводил исследования на собаках, но это верно и для человека) двух стимулов - вначале условного (например, звук зуммера), а затем безусловного (например, подкармливание собаки кусочками мяса). После некоторого числа сочетаний это приводит к тому, что при действии только звука зуммера (условного сигнала) у собаки развивается пищевая реакция (выделяется слюна, собака облизывается, скулит, смотрит в сторону миски), т. е. образовался пищевой условный рефлекс (рис. 3). Собственно этот прием при дрессировке был давно известен, но И. П. Павлов сделал его мощным инструментом научного исследования функций головного мозга.

Физиологические исследования в сочетании с изучением анатомии и морфологии головного мозга привели к однозначному заключению – именно головной мозг является инструментом нашего сознания, мышления, восприятия, памяти и других психических функций.

Основная трудность исследования заключается в том, что психические функции чрезвычайно сложны. Психологи исследуют эти функции своими методами (например, при помощи специальных тестов изучают эмоциональную устойчивость человека, уровень умственного развития и другие свойства психики). Характеристики психики исследуются психологом без «привязки» к мозговым структурам, т. е. психолога интересуют вопросы организации самой психической функции, но не то, как работают отдельные части головного мозга при осуществлении этой функции. Только относительно недавно, несколько десятилетий назад, появились технические возможности для исследования методами физиологии (регистрация биоэлектрической активности головного мозга, исследование распределения тока крови и др., подробнее см. далее) некоторых характеристик психических функций - восприятия, внимания, памяти, сознания и др. Совокупность новых подходов к исследованию головного мозга человека, сфера научных интересов физиологов в области психологии и привели к появлению в пограничной области этих наук новой науки - психофизиологии. Это обусловило взаимопроникновение двух областей знаний - психологии и физиологии. Поэтому физиологу, который исследует функции головного мозга человека, необходимы знания психологии и применение этих знаний в своей практической работе. Но и психолог не может обойтись без регистрации и исследования объективных процессов головного мозга с помощью электроэнцефалограмм, вызванных потенциалов, томографических исследований и пр.

В физиологии выделяют два основных метода : наблюдение и эксперимент.

Метод наблюдения заключается в пассивной регистрации хода того или иного процесса или явления.

Эксперимент – это исследование какой-либо функции путем активного воздействия. Существуют два вида эксперимента ; острый и хронический. При остром эксперименте исследователь вырезает интересующие его структуры (ПР – мозжечек). Такой эксперимент влечет гибель подопытных животных. Хронический эксперимент изучает функции в тесной взаимосвязи с другими функциями организма – подопытное животное не погибает.

В клинической практике используют

В физиологии ВНД еще Павловым был разработан метод условных рефлексов . С помощью этого метода он изучал функции коры больших полушарий, подкорковых образований, явления концентрации и иррадиации, аналитико-синтетическую деятельность мозга.

В современных условиях для исследования физиологических процессов используют электорофизиологические методы, позволяющие регистрировать биопотенциалы (электрокардиография, электроэнцефалография, электромиография). С помощью компьютерной томографии, можно не прибегая к операции установить морфофункциональные изменения головного мозга.

Методы изучения мозга.

1)морфологические методы – исследование тонкого строения мозга (выявление тончайших элементов нервных клеток) с помощью световой и электронной микроскопии, радиохимии.

2) биохимические методы – исследование метаболических процессов мозга здорового и больного человека, а также при различных функциональных состояниях, формах деятельности и т.д. Выделят несколько областей нейрохимии – химия пептидов, медиаторов, модуляторов, аминокислот и т.д.

3) физиологические методы – экспериментальные методы, направленные на изучение функций различных отделов мозга.

· Метод разрушения мозга . Первоначально использовался для моделирования ситуаций, в которые попадают люди с локальными поражениями мозга. В клинической практике используют метод разрушения структур ЦНС в целях лечения (например лечение наркомании). Изучение и разрушение структур мозга с лечебной целью нашло применение в клинике академика Бехтеревой для лечения различных форм заболеваний ЦНС.

· Метод электрического раздражения мозга – внедрялся в экспериментальную физиологию с середины 19 в. В современной науке используется стереотаксическая техника, позволяющая вводить электрод в любой очень локальный участок мозга. Этот прием используется и для терапии ряда неврологических и психических заболеваний.

· Метод хемостимуляции, термо - и хеморазрушения, разрушение ультразвуком – позволяет добиться еще большей локальности.

· Метод регистрации электрических процессов мозга – применяется со второй половины 20 в. Метод электроэнцефалографии – это метод регистрации электрической активности мозга, главным образом корковых нейронов. Кривая, отражающая электрическую активность, называется электроэнцефалограммой . Для регистрации применяют электроэцефалограф. В целом ЭЭГ позволяет определить характер состояния мозга (ПР – эпилепсию).

· Метод исследования мозгового кровотока - метод реаэнцефалографии (РЭГ). Запись РЭГ проводят с помощью реографа, подключенного к электроэнцефалографу. РЭГ представляет собой кривую, слагающуюся из восходящих и нисходящих путей. Она имеет вершины и зубцы на спуске кривой. РЭГ является безвредным методом диагностики церебраьных расстройств. Изучается мозговой кровоток в бассейнах сонных и позвоночных артерий.

· Методы томографические (компьютерная томография головы). Суть томографических исследований – это получение среза мозга искусственным путем. Для построения среза используют либо просвечивание мозга с помощью рентгеновских лучей, либо излучение от мозга, исходящее от изотопов, предварительно введенных в мозг. Этот метод широко используется для диагностики заболеваний ЦНС (можно выявить локализацию опухолей, кровоизлияний и т.д.).

Электрическая активность головного мозга.

Колебания электрических потенциалов коры впервые были записаны В.В. Правдич-Нилинским в 1913 г. Записывают колебания потенциалов коры при помощи электроэнцефалографа. На ЭЭГ различают волны разной частоты и амплитуды. По частоте колебаний в 1 с. выделяют альфа-ритм, бета-ритм, тетта-ритм, дельта-ритм.

Характеристика биоритмов головного мозга:

Диагностическое значение электроэнцефалограммы: у здорового человека в состоянии бодрствования должны регистрироваться альфа и бета волны; иначе - признак патологии в головном мозге (кровоизлияния, опухоли).

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!