Образование для Вас

Поэма семи сказок семь больших картин названия. Занимательное искусствоведение: сюжеты

В. Васнецов. Спящая царевна, 1900-1926. Фрагмент | Фото: artchive.ru

Наверное, ни один из русских художников рубежа XIX-ХХ вв. не вызывал таких противоречивых отзывов о своем творчестве, как Виктор Васнецов : им то восхищались и называли истинно народным художником, то обвиняли в «ретроградстве и мракобесии». В 1905 г. он отказался от звания профессора Академии художеств в знак протеста против увлечения студентов в большей степени политикой, чем живописью. В революционные годы Васнецов создал свою самую волшебную серию картин «Поэма семи сказок» . В ней он постарался запечатлеть ту утраченную старую Русь, человеком которой себя считал.

В. Васнецов. Царевна-лягушка, 1901-1918 | Фото: artchive.ru

Виктор Васнецов родился в семье сельского священника в Вятской губернии, он вырос в крестьянской среде и с детства был погружен в атмосферу исконно русской народной культуры. Его первыми рисунками стали иллюстрации к пословицам. Фольклор для него был воплощением истинной сущности и духовного облика всего народа. «Я всегда был убежден, что сказках, песне, былине сказывается весь цельный облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть, и будущим», – говорил художник.

В. Васнецов. Царевна-Несмеяна, 1916-1926 | Фото: artchive.ru

В. Васнецов. Ковер-самолет, 1919-1926 | Фото: artchive.ru

Еще в 1860-х гг. наблюдался всплеск интереса к фольклору и в науке, и в искусстве: именно в этот период появляются фундаментальные исторические исследования, издаются сборники произведений устного народного творчества. На исторические темы писали Репин, Максимов, Суриков, однако первым среди художников Васнецов обратился к былинно-сказочной тематике. Он создал целую серию работ о «старой Руси», которую он в революционные годы противопоставлял современной России, называемой им «нерусью», с маленькой буквы.

В. Васнецов. Сивка-бурка, 1919-1926 | Фото: artchive.ru

К народному эпосу живописец обратился еще в 1880-е гг., а начиная с 1900 г. и до конца своих дней (особенно интенсивно – в 1917-1918 гг.) Васнецов работал над циклом картин «Поэма семи сказок». В него вошли 7 полотен: «Спящая царевна», «Баба Яга», «Царевна-лягушка», «Кащей Бессмертный», «Царевна-Несмеяна», «Сивка-бурка» и «Ковер-самолет». В этих сказочных сюжетах художник искал воплощение основных черт национального характера своего народа, среди которых выделял душевную чистоту, мужество и патриотизм.

В. Васнецов. Баба Яга, 1917 | Фото: artchive.ru

Сказочные произведения Васнецова были для него не иллюстрацией к устному народному творчеству, а «актом поэтического прозревания сердцевины жизни, закрытой от людей пеленой действительности». Художник не принял революции и страдал, наблюдая за тем, как «старая Русь» безвозвратно исчезает. Сказки были для него своеобразной внутренней эмиграцией. Он поэтизировал старину, видел в ней идеал, о существовании которого современники, по его мнению, забыли. Тем временем художественные журналы называли Васнецова «обветшалым ретроградом и мракобесом».

В. Васнецов. Кащей Бессмертный, 1917-1926 | Фото: artchive.ru

Современные критики находят в «Поэме семи сказок» нотки тревоги за Россию и ее будущее. Так, например, сказочный сюжет «Спящей царевны» художник истолковал по-новому, намекая на события современной ему реальности. Девочка спит на «Голубиной книге», известной своими вещими предсказаниями. И в этом контексте образ «спящей царевны» выглядит метафорой российского государства. Многие критики сходятся во мнении, что главной героиней «Поэмы семи сказок» стала Русь – одурманенная и заколдованная. И все ее жители уснули и не ведают, что происходит вокруг.

Дом-музей В. Васнецова в Москве | Фото: muzeyka.ru

«Поэму семи сказок» он писал не на заказ, а для себя, это было его отдушиной и способом отгородиться от внешнего мира. Все картины так и остались в мастерской художника, в его московском доме, похожем на древнерусский терем (в народе его так и называли – «теремок»). Этот дом был построен по его эскизам, Ф. Шаляпин говорил, что это «нечто среднее между крестьянской избой и древним княжеским теремом». В 1953 г. тут открыли Дом-музей Васнецова. Кроме картин и рисунков, здесь представлена коллекция древних предметов и икон, которую художник собирал всю жизнь.

В доме-музее В. Васнецова в Москве | Фото: profi-news.ru

Презентация по очерку Н. С. Шер «Картины-сказки» выполнена на 16 слайдах для урока литературное чтение в 4 классе. Материал пособия полностью учитывает возрастные особенности учащихся, требования программы к уроку. С помощью презентации учащиеся познакомятся с творчеством великого русского художника В. М. Васнецова, с картинами-сказками из цикла «Поэма семи сказок». Получат возможность научиться правильно рассматривать (обращая внимание на детали) и анализировать картины. В презентации используется игра «Аукцион картин» (слайд № 9). Она выступает как занимательная форма подачи материала и проверки знаний. Это способствует развитию познавательной активности младших школьников, большей заинтересованности к данному виду деятельности. Ход игры. Детям предлагается выбрать кнопку с номером от 1 до 7 (по количеству картин). Следом, с помощью гиперссылки, появляется описание картины из цикла "Поэма семи сказок". По описанию, дети обсуждают и называют картину о которой идёт речь. Такая форма работы вызывает интерес к сказочным образам, изображённым на картинах великого художника, способствует обогащению речи детей новыми словами (репродукция, эскиз, сюжет, художественный образ, жанр). Игру «Аукцион сказок», рекомендуется провести в групповой форме, давая детям время на обсуждение описания картины (которое может зачитать как учитель, так и ученик). Данный интерактивный материал можно использовать на уроках литературного чтения, окружающего мира, русского языка, изобразительного искусства. Так же презентацию «Художник-сказочник» можно с успехом применять и во внеклассной работе. Использование данной презентации позволит вызвать интерес к творчеству великого русского художника Виктора Михайловича Васнецова.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

«Поэма семи сказок » Виктор Михайлович Васнецов

Царевна-лягушка

Спящая царевна

Царевна Несмеяна

Кощей Бессмертный

Сивка – Бурка

Ковёр – самолёт

Аукцион картин. 1 2 3 4 5 6 7

Глядя на эту картину, словно слышишь звуки музыки. Звуки бодрые, высокие, чистые. Музыканты только успевают перебирать струны. Гусли, балалайки, домра, рожок – целый оркестр народных инструментов. В центре танцует сказочная царевна. Движения её красивы и свободны. Светлые краски расписного терема, лебеди на пруду, крестьянский хоровод на лужайке – всё живёт в красоте и гармонии.

Спит на высоком ложе царевна в парчовом сарафане и золотой короне, откинула она белую руку. На древнюю книгу уронила голову девочка и тоже спит. Спят барышни, спят сенные девушки, спит придворный шут. Но не увяли красные маки, не засохли еловые леса, зеленеют берёзки. Жива природа.

На этой картине изображен добрый молодец на белом богатырском коне. Сейчас его конь допрыгнет до окна расписного высокого терема прекрасной Царевны.

До чего же отвратительна героиня этой картины, летящая в ступе по лесу. Оскал её страшен, опасны жилистые руки и уродливая костяная нога. Лес заколдован. Он враждебен маленькому Иванушке, которого уносит старуха.

На этой картине изображено мрачное подземелье. У стен стоят кованые сундуки. Но нет выхода оттуда для прекрасной царевны. Страшны крючковатые руки, беззубый запавший рот, зловещие глаза...

На этой картине изображен красивый расписной терем с витыми колоннами. Много в нём народу: и музыканты и шуты и рассказчики разные. В центре зала трон, на котором сидит царевна. И не слушает она никого, и не смотрит, погружённая в свои мысли.

Высоко в небе летит Иван-царевич. Крепко держит он в руках клетку с Жар-птицей, которая приносит людям счастье. Далеко внизу леса, поля, реки – древняя прекрасная земля.


Виктор Михайлович Васнецов
(1848-1926)
«Поэма семи сказок»
Виктора Васнецова

Наверное, ни один из русских художников рубежа XIXХХ вв. не вызывал таких противоречивых отзывов о своем
творчестве, как Виктор Васнецов: им то восхищались и
называли истинно народным художником, то обвиняли в
«ретроградстве и мракобесии». В 1905 г. он отказался от звания
профессора Академии художеств в знак протеста против
увлечения студентов в большей степени политикой, чем
живописью.
В революционные годы Васнецов создал свою самую
волшебную серию картин «Поэма семи сказок». В ней он
постарался запечатлеть ту утраченную старую Русь, человеком
которой себя считал.

Виктор Васнецов родился в семье сельского
священника в Вятской губернии, он вырос в крестьянской
среде и с детства был погружен в атмосферу исконно русской
народной культуры. Его первыми рисунками стали
иллюстрации к пословицам.
Фольклор для него был воплощением истинной
сущности и духовного облика всего народа. «Я всегда был
убежден, что сказках, песне, былине сказывается весь
цельный облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и
настоящим, а может быть, и будущим», – говорил художник.

Начиная с 1900 г. и до конца своих дней Васнецов
работал над циклом картин «Поэма семи сказок». В него
вошли 7 полотен: «Спящая царевна», «Баба Яга», «Царевналягушка», «Кащей Бессмертный», «Царевна-Несмеяна»,
«Сивка-бурка» и «Ковер-самолет».
В этих сказочных сюжетах художник искал
воплощение основных черт национального характера
своего народа, среди которых выделял душевную чистоту,
мужество и патриотизм.
Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926)
Автопортрет 1873
Государственная Третьяковская галерея, Москва

На рубеже 19-20 века в русском искусстве было немало художников, которые развивали так называемый неорусский стиль, который, в сущности, был одной из вариаций модерна.

Виктора Васнецова (с некоторыми оговорками) тоже можно отнести к этой категории художников.

Тема русских сказок, а точнее, русского фольклора, появилась в его творчестве с начала 1880-х годов. До этого он был вполне типичным для художника своего поколения мастером критического реализма. Например, его первой картиной, показанной на выставке передвижников, было «Чаепитие в трактире».



Чаепитие в трактире (В харчевне) 1874
холст, масло
Вятский областной художественный музей имени В. М. и А. М. Васнецовых

Впрочем, задел для работы над полотнами исторического жанра (а «сказочные» и «былинные» картины относятся именно к историческому жанру живописи) у него уже был, поскольку еще в Академии Васнецов получил серебряную медаль за эскиз «Христос и Пилат перед народом».

Первым полотном соответствующего жанра стало «После побоища Игоря Святославича с половцами», показанное в 1880 году на VIII передвижной выставке. Это была еще не совсем сказка, вернее совсем не сказка, поскольку с одной стороны Васнецов использовал в качестве сюжета мотивы «Слова о полку Игореве», но с другой, поход князя Игоря был вполне реальным историческим событием.



После побоища Игоря Святославича с половцами
На сюжет из «Слова о полку Игореве» 1880
холст, масло
205 x 390 см


Картина, на которой изображены не менее десятка трупов, хотя и довольно симпатичных, одетых в художественно выполненные доспехи или задрапированных в изысканные восточные ткани, и принявших вполне картинную смерть без единой капли крови, вызвала весьма неоднозначные суждения в обществе. Крамской, Репин и Чистяков восхищались, Мясоедов топал ногами и требовал убрать «мертвечину» с выставки. Но в целом, надо полагать публика осталась в недоумении, и ответа на вопрос «что это было?» никто дать не смог. Ну а Васнецов пошел дальше.



Алёнушка 1881
холст, масло
178 x 121 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Через год появилась «Аленушка», затем «Витязь на распутье», «Иван Царевич на Сером Волке» и «Богатыри». Почему Васнецов так резко сменил направление в искусстве и перешел от критического реализма к какому-то не самому реалистичному фольклорному историзму объяснить не могли ни его современники, ни нынешние исследователи его творчества. Вполне правдоподобных версий выдвигалось достаточно: переезд художника в Москву и сближение с кружком Мамонтова («Аленушка» была написана в Абрамцево), желание вернуться к неким духовным истокам русского народа (критики писали о связи в картинах Васнецова между «русской сказкой и русской верой»), тем более, что Васнецов был из семьи священника.



Богатыри 1881-1898
холст, масло
295,3 x 446 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

С 1900 года и до конца своей жизни (до 1926 года), а особенно интенсивно, начиная с 1917 года Васнецов писал цикл из семи сказочных картин, своего рода апофеоз своих творческих и идейных воззрений. Это и была «Поэма семи сказок».



Кащей Бессмертный. 1927-1926
холст, масло
Дом-музей В. М. Васнецова

В «Поэму семи сказок» Виктора Васнецова входят картины:
- «Спящая царевна»;
- «Царевна-лягушка»;
- «Царевна-Несмеяна»;
- «Ковер-самолет»;
- «Сивка-бурка»;
- «Баба-яга»;
-«Кощей Бессмертный».


Царевна-Несмеяна 1914-1926
холст, масло
Дом-музей В. М. Васнецова

Несомненно, одним из источников вдохновения Виктора Васнецова (помимо детских воспоминаний и впечатлений и определенных идейных соображений о судьбах русского народа) для создания «Поэмы семи сказок» стали знаменитые «Народные русские сказки», сборник, составленный А. Н. Афанасьевым, и вышедший первым изданием в 1855-63 годах, а вторым, переработанным в 1873 году. Это было значительное событие русской культурной жизни того времени, которое оказало значительное влияние на многие области русской гуманитарной науки (например, Афанасьев предпринял первую в мировой истории попытку классификации сказочных сюжетов). Но и рядовых читателей, к которым относился и Виктор Васнецов, не могло не захватить богатство русского фольклора.



Народные Русские сакзки А. Н. Афанасьева

Сейчас мы часто забываем о том, что народные сказки (не литературные, созданные писателями дл конкретной читательской аудитории, а именно народные), совершенно не были предназначены для детского чтения. Для детей Афанасьев выпустил отдельный сборник специально отобранных и адаптированных сказок, причем даже из них не все цензура пропустила в печать, полагая некоторые сюжеты опасными для неокрепшей детской психики или вредными с точки зрения воспитания.



Спящая царевна 1900-1926
холст, масло
214 x 452 см

В сказках, опубликованных для взрослой аудитории действительно достаточно много и насилия, и эротических мотивов, и так нелюбимого цензурой 19 века вольнодумства. И если внимательно рассмотреть полотна Васнецова из «Поэмы семи сказок», то можно понять, что его картины также очень далеки от благостных иллюстраций из детских книг.



Царевна-Лягушка 1901-1918
холст, масло
Дом-музей В. М. Васнецова

Его Баба-Яга или Кощей Бессмертный могут надолго обеспечить юного зрителя ночными кошмарами. Так что сказочная, а, точнее, языческая Русь представляется страной достаточно мрачной. Очень может быть, что Васнецов подсознательно изображал в своих картинах дохристианскую Русь страной богатой, но варварской и беззаконной. Мне кажется, что исследователи зря восхищаются народностью этих полотен и приписывают художнику это свое восхищение. Скорее всего, он старается убедить зрителей, язычество – это дикость, а цивилизация возможна только в христианском мире.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!