Образование для Вас

Обломов и штольц сравнительная характеристика. Обломов и Штольц. Описание и сравнительная характеристика персонажей Воспитание и образование

Обломов и Штольц. Описание и сравнительная характеристика персонажейПодготовила студентка группы 12Б
Стрикачева Ксения

Обломов

«лет тридцати двух-трех
от роду, приятной
наружности, с темносерыми глазами, но с
отсутствием всякой
определенной цели,
всякой
сосредоточенности в
чертах
лица…мягкость была
господствующим и
основным
выражением…всей
души».

Штольц

«Он весь составлен из
костей, мускулов и
нервов, как кровная
английская лошадь. Он
худощав; щек у него
почти вовсе нет, то есть
кость да мускул, но ни
признака жирной
округлости; цвет лица
ровный, смугловатый и
никакого румянца;
глаза хотя немного
зеленоватые, но
выразительные».

Детство Обломова и Штольца

Основные сходства Обломова и Штольца

У обоих осталось
светлое воспоминание
о детстве;
Способны на
искренние чувства;
Привязанность к
матери;
Оба служили
чиновниками;
Образованные, умные,
добрые, глубокие,
чуткие, честные и
искренние люди;
Любят музыку и пение.

Заключение

Сравнение Штольца и Обломова позволяет понять,
что оба героя – личности не только типичные для
своего времени, но и являются образами,
тенденциозными для любых времен. Обломов –
типичный сын богатых родителей, воспитанный в
атмосфере любви и усиленной заботы,
ограждаемый семьей от необходимости работать,
что-то решать и активно действовать, ведь всегда
будет «Захар», который все сделает за него.
Штольц же – человек, которого с малых лет
приучают к необходимости работать и трудиться,
при этом обделяют любовью и заботой, что
приводит к некой внутренней черствости такой
личности, к непониманию природы чувств и
эмоциональной обделенности.

Обломов и Штольц в романе И. А. Гончарова «Обломов»

Резкие противопоставления пронизывают все произведение И. А. Гончарова от первой до последней главы. Прием антитезы, на котором построен роман, помогает лучше раскрыть характеры героев, выявить авторский замысел.
Про таких друзей, как Илья Ильич Обломов и Андрей Иванович Штольц, А. С. Пушкин в своем романе в стихах “Евгений Онегин” очень метко написал: “Они сошлись. Вода и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой”. Действительно, характеры героев столь различны, что многие критики сошлись во мнении: Штольц - это своеобразное “противоядие” Обломову. Гончаров писал: “Их связывало детство и школа- две сильные пружины”. Поэтому, заглянув в детство героев, можно понять, почему сформировались столь разные характеры двух друзей, живших по соседству.
Узнать о детстве Ильи Ильича помогает глава “Сон Обломова”, которая, по словам А. В. Дружинина, была первым шагом к выяснению причин “обломовщины”. Из сна Обломова становится ясно, что маленького Илюшу все любили, ласкали, баловали, поэтому он вырос добрым и отзывчивым. Стоит Илье Ильичу лишь задремать, ему снится один и тот же сон: нежный голос матери, ее ласковые руки, объятия близких и друзей… Каждый раз во сне Обломов возвращался в то время, когда он был абсолютно счастлив и любим всеми. Герой романа словно бежал из реальной жизни в свои детские воспоминания. Илюшу постоянно оберегали от всяческих опасностей, реальных и воображаемых. За барчонка все делал слуга Захар и еще “триста Захаров”. Такая опека и забота почти совсем заглушили в Обломове всякое желание что-либо делать самому.
Все называют Илью Ильича мечтателем. Да разве могли бесконечные нянины сказки о Милитрисе Кирбитьевне, о богатырях, о колдунах и жар-птицах не посеять в душе ребенка надежду на лучшее, на то, что все проблемы решатся сами собой? Эти же сказки породили у Обломова страх перед жизнью, от которой Илья Ильич тщетно пытался спрятаться в своей квартирке на Гороховой улице, а потом на - Выборгской стороне.
Полная противоположность Обломова - Андрей Штольц. Мы видим на протяжении всего романа сравнение Штольца и Обломова, а также их противопоставление друг другу. Они различаются буквально во всем: внешне, по происхождению (Обломов - дворянин, а Штольц - нет), по воспитанию и образованию, которое они получили. Причина этих различий кроется, прежде всего, в воспитании.
В воспитание Андрея Штольца каждый из родителей внес свой особенный вклад. Отец его, Иван Богданович Штольц, деловой и практичный немец, ставил выше всего чувство долга, дисциплину, ответственность и любовь к труду. Эти качества он и старался привить своему сыну, стремясь сделать из него удачливого дельца.
Мать Андрея, русская дворянка, напротив, “учила его прислушиваться к задумчивым звукам Герца, пела ему о цветах, о поэзии жизни...”. Мать Штольца хотела, чтобы Андрей вырос образованным русским барином, а не.“немецким бюргером”, и старалась, как могла, уменьшить влияние Отца на Андрюшу. Во многом она хотела видеть своего сына похожим на Илью Обломова и часто с удовольствием отпускала его в Сосновку, где “вечный праздник, где сбывают с плеч работу, как иго”.
Отец Штольца, конечно, по-своему любил Андрея, но не считал возможным проявлять свои чувства. Пронзительна до слез сцена прощания Андрея с отцом. Иван Богданович даже в минуту прощания не нашел добрых слов для сына. Глотая слезы обиды, Андрей отправляется в путь, сопровождаемый причитаниями прислуги: “Нет у тебя родимой матушки, некому благословить-то тебя”. И кажется, что именно в этот момент Андрей Штольц, несмотря на все старания матери, не оставил в душе места “пустым мечтаньям”. В самостоятельную взрослую жизнь он взял с собой только то, что, как ему кажется, необходимо: расчетливость, практичность, целеустремленность. Все остальное осталось в далеком детстве вместе с образом матери.
Различия в характерах героев объясняют различие в стремлениях и убеждениях. Об этом можно узнать из рассказа Ильи Ильича о своем идеале жизни. Больше всего Обломов жаждет покоя, беспечности и умиротворенности. Но Илья Ильич считал покой не результатом кипучей деятельности, не наградой за нее, а постоянным, единственно возможным и правильным состоянием человека. Споря со Штольцем, Обломов убеждал его в том, что “цель всей… беготни -… это выделка покоя, стремление к идеалу утраченного рая”. Следовательно, зачем трудиться, делать что-либо, если все равно придешь к тому, что Обломов хотел иметь всегда?
А для Штольца главное - труд. Но для Андрея труд - не способ достичь покоя, любое стремление к которому Штольц называл “обломовщиной”. Труд для него - это “образ, содержание, стихия и цель жизни”.
Если Обломов не был приучен к работе, мечтал достичь всего без нее (как в няниной сказке: “взмахнул волшебной палочкой” - и “все готово”), то Штольц с детства воспитывался трудом, который был целью жизни его отца. Со временем Андрей просто перестал даже мыслить о существовании без деятельности.
Различно также отношение друзей к столичной суете. Штольц уже привык к ней и чувствовал себя в свете, “как рыба в воде”. Он все видит, но предпочитает закрывать глаза на недостатки его. Андрей не дает обществу посягать на свои сокровенные чувства и мысли, как бы закрываясь от него учтивым поведением.
А Илья Ильич, послужив сам и внимательно выслушивая рассказы визитеров - Судьбинского, Пенкина, Волкова - о столичной жизни, понял, что она слишком пуста (“Чего там искать? Интересов ума, сердца?”) и суетлива (“В десять мест в один день!?”). Илья Ильич не видел смысла во всех этих визитах, хождениях на службу, балах.
Из характеров, воспитания и убеждений складывается образ жизни, который ведут главные герои романа. Он наложил некоторый отпечаток и на внешность героев. Обломов - человек с чертами лица удивительно мягкими - был значительно толще Штольца и “обрюзг не по летам”, а Андрей Иванович был “весь составлен из костей, мускулов и нервов”, худощав, как и подобает человеку, ведущему активный образ жизни.
Штольц был с детства приучен к деятельности, к тому, что время драгоценно и его нельзя терять зря. И поэтому вся жизнь Андрея проходила в вечном движении, которое, однако, нельзя назвать суетой. Он не просто был в постоянной динамике, а приносил пользу себе и другим. Но, несмотря на постоянную занятость, он “ездит в свет и читает: когда он успевает - бог весть”. На такую жизнь Штольц и хотел сподвигнуть Обломова, у которого, несмотря на массу свободного времени, ничего не делалось. Большую часть жизни Обломов провел на диване, так как “лежанье у Ильи Ильича… было нормальным состоянием”. Его идеалом была беспечная жизнь в единении с природой, семьей и друзьями, в мечтах о которой Обломов проводил годы.
Отношение героев к любви выразилось в романе через чувства к Ольге Ильинской.
Обломов хотел видеть в Ольге любящую женщину, способную создать безмятежную семейную жизнь, добрую и нежную, как его мать. Девушка сначала была влюблена в Илью Ильича, ей нравились его трогательная наивность, “голубиная нежность” и доброе сердце. Да и сам Обломов был влюблен в Ольгу. Но, как обычно, надеясь на то, что все произойдет само собой, он не предпринимал никаких действий для того, чтобы Ольга стала его^женой. Его “гнусная привычка получать удовлетворение своих желаний… от других” сыграла в этой ситуации роковую роль: Ольга предпочла неопределенности, ожиданию и бездействию Обломова твердый и надежный брак со Штольцем.
Штольц, знавший Ильинскую чуть ли не с раннего детства, испытывал к ней любовь-дружбу. В ней не было огненных страстей, “жгучих радостей” или разочарований. Даже ревность к неизвестному сопернику не вызвала в душе Штольца бурю эмоций. А когда он узнал о том, что этот соперник - Обломов, так ему и вовсе стало “покойно и весело”. Штольц видел в Ольге верную подругу и соратницу в труде и поэтому пытался воспитать в ней деятельное начало, способность к борьбе, развить ее ум.
И Ольга полюбила Андрея не вдруг. Описание ее характера сразу наводит на мысль, что Ольга Ильинская не может не стать Ольгой Сергеевной Штольц.
Любовь между Ольгой и Андреем родилась и стала расти без “бурных взлетов и падений”. После свадьбы она не исчезла, а продолжала жить, правда, без развития, плавно и размеренно (“все было у них гармония и тишина”).
Из сравнения двух героев видно, что Обломов и Штольц - совершенно разные герои. Что же послужило основой столь крепкой и верной дружбы между ними? Мне кажется, что это не только детство и школа, как писал Гончаров. Штольц и Обломов взаимодополняют друг друга.
Гончаров хотел отразить в Илье Ильиче типичные черты патриархального дворянства, а Штольцу отводилась роль человека, способного сломить “обломовщину”. Но, прочитав роман, я не смогла представить героев столь однозначными. Личность Ильи Ильича вызывает противоречивые чувства: сожаление о его беспомощности и симпатию, потому что Обломов вобрал в себя противоречивые черты русского национального характера, многие из которых близки каждому из нас.
Современная жизнь требует “штольцев”, и они, безусловно, появляются. Но Россия никогда не будет состоять только из таких характеров. Русских людей всегда отличали широта натуры, способность к сочувствию, живая и трепетная душа. Очень хочется, чтобы практические качества Штольца и “чистая, как хрусталь”, душа Обломова соединились в современном человеке.

Слайд 1

Иван Александрович Гончаров (1812 – 1891)
Обломов и Штольц (роман «Обломов»)

Слайд 2

Илья Ильич Обломов
Психологический портрет героя «Это был человек лет тридцати двух-трёх от роду, среднего роста, приятной наружности, с тёмно-серыми глазами, но отсутствием всякой определённой идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворённые губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всём лице теплился ровный свет беспечности…

Слайд 3

Нормальное состояние
На нём был халат из персидской материи, настоящий восточный халат, без малейшего намёка на Европу, без кистей, без бархата, без талии, весьма поместительный, так что и Обломов мог дважды завернуться в него… Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием…»

Слайд 4

Отношение к жизни
Обломов безвыездно живёт двенадцатый год в Петербурге. Раньше он был «ещё молод, и если нельзя сказать, чтоб он был жив, то по крайней мере живее, чем теперь; ещё он был полон разных стремлений, всё чего-то надеялся, ждал многого и от судьбы, и от самого себя; всё готовился к поприщу, к роли – прежде всего, разумеется, в службе, что и было целью его приезда в Петербург. Потом он думал и о роли в обществе; наконец, в отдалённой перспективе, на повороте юности к зрелым летам, воображению его мелькало и улыбалось семейное счастье. Но дни шли за днями… а он ни на шаг не продвинулся ни на каком поприще и всё ещё стоял у порога своей арены, там же, где был десять лет назад. Но он всё сбирался и всё готовился начать жизнь, всё рисовал в уме узор своей будущности; но с каждым мелькавшим над головой его годом должен был что-нибудь изменять и отбрасывать в этом узоре. Жизнь в его глазах разделялась на две половины: одна состояла из труда и скуки – это у него были синонимы; другая – из покоя и мирного веселья…

Слайд 5

Отношение к службе
Будущая служба представлялась ему в виде какого-то семейного занятия, вроде, например, ленивого записывания в тетрадку прихода и расхода, как делывал его отец. Он полагал, что чиновники одного места составляли между собою дружную, тесную семью, неусыпно пекущуюся о взаимном спокойствии и удовольствиях, что посещение присутственного места отнюдь не есть обязательная привычка, которой надо придерживаться ежедневно, и что слякоть, жара или просто нерасположение всегда будут служить достаточными и законными предлогами к нехождению в должность. Но как огорчился он, когда увидел, что надо быть по крайней мере землетрясению, чтобы не прийти здоровому чиновнику на службу… Всё это навело на него страх и скуку великую. «Когда же жить? Когда жить?» - твердил он». Обломов прослужил кое-как два года, потом отправил депешу вместо Астрахани в Архангельск. Боясь ответственности, Обломов ушёл домой и прислал медицинское свидетельство о болезни. Понимая, что рано или поздно придётся «выздороветь», подаёт в отставку.

Слайд 6

Деградация героя
«Его почти ничто не влекло из дома, и он с каждым днём всё крепче и постояннее водворялся в своей квартире. Сначала ему стало тяжело пробыть целый день одетым, потом он ленился обедать в гостях, кроме коротко знакомых, больше холостых домов, где можно снять галстук, расстегнуть жилет и где можно даже «поваляться» или соснуть часок. Вскоре и вечера надоели ему: надо надевать фрак, каждый день бриться…»

Слайд 7

Отношение к обществу
«Жизнь: хороша жизнь! Чего там искать? интересов ума, сердца? – объясняет Обломов своё мировоззрение другу детства Андрею Штольцу. – Ты посмотри, где центр, около которого вращается это всё: нет его, нет ничего глубокого, задевающего за живое. Всё это мертвецы, спящие люди, хуже меня, эти члены совета и общества! Что водит их в жизни? Ведь они не лежат, а снуют каждый день, как мухи, взад и вперёд, а что толку?.. Под этой всеобъёмностью кроется пустота, отсутствие симпатии ко всему!.. Нет, это не жизнь, а искажение нормы, идеала жизни, который указала природа целью человеку». В споре с Обломовым Штольц находит слово «обломовщина». Но оно звучит не только в устах Штольца и не только по отношению к Обломову. Гончаров понимает, что обломовщина не ограничена помещичьей Обломовкой, она встречается и в столице и может поработить человека, чуждого ей по происхождению.

Слайд 8

Обломовщина в романе
В контексте романа обломовщина трактуется по-разному. В социальном аспекте, с одной стороны, это проявление пороков крепостничества, помещичьей жизни. С другой стороны, это национальное явление, которое может рассматриваться с позиций русской ментальности, русского национального характера. Однако обломовщина – это и психологическое явление, характерное для людей определённого психологического типа. Соединив в себе эти аспекты, обломовщина иллюстрирует «бегство от реальности», жизнь в иллюзорном мире, сознательный отказ от жизненной активности. Обломовский идеал жизни – гармония «ума» и «сердца», эмоционального и рационального, которая проявляется в покое. Этот идеал сложился у героя ещё в детстве, описание которого дано в «Сне Обломова».

Слайд 9

«Сон Обломова» (9 глава I части)
Глава, из которой родился роман. «Сон Обломова» - сердцевина романа, занимает центральное место в идейном отношении, так как показывает, что такое «обломовщина». Во сне показана обстановка, в которой проходило детство главного героя.

Слайд 10

Жизнь обломовцев
На фоне спокойной природы русской равнины протекает замедленная жизнь людей. Реки медленно текут по равнине. Медленно течёт сама жизнь. Ни землетрясений, ни наводнений, ни катастроф. Ребёнок Илюша Обломов розовощёкий, толстый, ленивый, избалованный. Все домашние добрые, милые, заботливые. Смысл жизни – хорошая сытная еда. Наслаждение, отдых, сон, дрёма – так жили все и всегда. Рождение, крестины, сватовство, венчание, рождение детей, медленное угасание. Нет разницы, летний жаркий день или холодный зимний вечер. Илья Обломов взрослеет, но также окружён мамками, няньками, слугами. Ему шагу не дают шагнуть на волю. Оберегают его от внешних невзгод, в том числе и от такого несчастия, как учение.

Слайд 11

Жизнь в имении оказала огромное влияние на Илью Ильича. Именно она определила поэтическое начало в его характере, его представления о семейной жизни. Герой стремится к духовной жизни, которая складывается вокруг семьи и любви. Человек, душа которого «чиста и ясна, как стекло», «благородный и нежный», Обломов не принимает мир ограниченного и бездуховного общества и по-своему (пассивно) сопротивляется ему.

Слайд 12

Обломовщина как тип жизни
а) этот тип жизни определяет неподвижность (покой). Мотивы сна, застоя, духоты; б) интересы обломовцев сосредоточены на физиологических потребностях, жизнь соответствует природному циклу смены времён года, это определяет заботы мужиков и господ; в) обломовцы ведут привычное существование, нет непредсказуемых событий; обломовцы спокойны и равнодушны к остальному миру; г) условия крепостного быта наложили свой отпечаток: обломовцы не умеют быть хозяевами, они непрактичны, не любят трудиться, не умеют преодолевать возникающие трудности.

Слайд 13

Обломов и Штольц
Друзья-антиподы. Несмотря на разность характеров, друзей неотступно влекло друг к другу. Рядом со Штольцем – рассудительным, прагматичным, твёрдо стоящим на земле, Обломов чувствовал себя спокойнее и увереннее. Но сам Штольц ещё более нуждался в Илье Ильиче. «Часто, отрываясь от дел или из светской толпы, с вечера, с бала», он «ехал посидеть на широком диване Обломова», с тем чтобы «в ленивой беседе отвести и успокоить встревоженную или усталую душу». И это было всякий раз как возвращение в детство, в котором родители Обломова любили немецкого мальчика и маленький Андрей баловал Илюшу, «то подсказывая ему уроки, то делая за него переводы», это было всякий раз возвращением в «утраченный рай», о котором тоскует не только мечтательный Обломов, но и деятельный Штольц.

Слайд 14

Андрей Иванович Штольц
Друг Ильи Ильича Обломова, сын Ивана Богдановича Штольца, обрусевшего немца, управляющего имением в селе Верхлёве, что в пяти верстах от Обломовки. Штольц был немец только вполовину, по отцу: мать его была русская: веру он исповедовал православную; природная речь его была русская: он учился ей у матери и из книг, в играх с деревенскими мальчишками и в университетской аудитории. Немецкий же язык он унаследовал от отца да из книг.

Слайд 15

Образование и воспитание
Образование Штольц получил специфическое: «С восьми лет он сидел с отцом за геграфической картой, разбирал по складам Гердера, Виланда, библейские стихи и подводил итоги безграмотным счетам крестьян, мещан и фабричных, а с матерью читал священную историю, учил басни Крылова, разбирал по складам же Телемака». Воспитание, как и образование, было двойственным: мечтая о том, чтобы из сына вырос «добрый бурш», отец всячески поощрял мальчишеские драки, без которых ни дня не мог обходиться сын, исчезновения ребёнка на полдня и больше с неизвестными целями в неизвестные места. Если же Андрей появлялся без подготовленного «назубок» урока, Иван Богданович отправлял сына туда, откуда пришёл, - и всякий раз юный Штольц возвращался с выученными уроками. Мать Штольца, наоборот, стремилась воспитать истинного джентельмена, порядочного, чистенького мальчика с завитыми кудрями – « в сыне ей мерещился идеал барина, хотя и выскочки, из чёрного тела, от отца бюргера, но всё-таки сына русской дворянки». Из этого причудливого сочетания и сформировался характер Штольца.
Иван Богданович Штольц – управляющий имением в селе Верхлёве

Слайд 16

Характер Штольца
Штольц с раннего возраста приучен отцом ни на кого ни в чём не рассчитывать. Он хочет заниматься одновременно всем: в равной степени его интересуют коммерция, путешествия, сочинительство, государственная служба. Расставаясь с отцом, отправляющим его из Верхлёва в Петербург, Штольц говорит, что непременно выполнит отцовский совет и зайдёт к старинному приятелю Ивана Богдановича Рейнгольду – но только тогда, когда у него, Штольца, будет, как у Рейнгольда, четырёхэтажный дом. Подобная самостоятельность и независимость, а также уверенность в своих силах – основа характера и мировосприятия младшего Штольца, которую так горячо поддерживает его отец и которой так недостаёт Обломову.

Слайд 17

Стихия Штольца – постоянное движение. В свои тридцать с небольшим лет он чувствует себя хорошо и привольно только, когда ощущает свою нужность сразу во всех концах света. «Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав; щёк у него почти вовсе нет, то есть есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости; цвет лица ровный, смуглый и никакого румянца; глаза хотя немного зеленоватые, но выразительные». Самое же главное в характере Штольца – «как в организме нет у него ничего лишнего, так и в нравственных отправлениях своей жизни он искал равновесия практических сторон с тонкими потребностями духа».

Слайд 18

«… Мечте, загадочному, таинственному не было места в его душе… У него не было идолов, зато он сохранил силу души, крепость тела, зато он был целомудренно-горд, от него веяло какой-то свежестью и силой, перед которой невольно смущались и незастенчивые женщины». Подобный человеческий тип, как в реальной жизни, так и в литературном воплощении, всегда несёт в себе нечто двойственное: его положительность вроде бы несомненна, однако многое заставляет сопротивляться возникающим симпатиям, тем более что одной из важных составляющих философии Штольца является достижение цели любым путём, невзирая на преграды («выше всего он ставил настойчивость в достижении целей»).

Слайд 19

Жизнь. Цель: “труд - образ, содержание, стихия и цель жизни, по крайней мере моей”. Восприятие: жизнь - счастье в труде; жизнь без работы - не жизнь; «…“жизнь трогает!” “И слава богу!” - сказал Штольц». Принципы: иметь “простой, то есть прямой, настоящий взгляд на жизнь - вот что было его постоянною задачею…”,“Выше всего он ставил настойчивость в достижении целей…”, “…измерит бездну или стену, и если нет верного средства одолеть, он отойдет”. Любовь. Штольц любил не сердцем, а разумом, в каждом движении души и сердца искал рациональное объяснение. Поэтому и в молодости “среди увлечения чувствовал землю под ногой”, так как везде искал ум, а не страсть. Тем не менее, он не отрицал это чувство: “выработал себе убеждение, что любовь, с силою Архимедова рычага, движет миром; что в ней лежит столько всеобщей, неопровержимой истины и блага, сколько лжи и безобразия в ее непонимании и злоупотреблении”. Дружба. Друзей у Штольца всегда и везде было много - люди тянулись к нему. Но он чувствовал близость только к людям-личностям, искренним и порядочным. Действительно, настоящих друзей, таких как Илья Ильич и Ольга Сергеевна, у него было не так уж и много. Отношения с окружающими. Все знают его, он знает всех. Он никого не оставляет к себе равнодушным - его или уважают и ценят или боятся и ненавидят. Больше всего боялся того, что ему непонятно или недоступно, и всячески обходил это: от страстей до воображения; но при любом подходящем случае пытался найти ключ к этому, пока непостижимому.

Слайд 20

Жизнь. Цель: прожить жизнь счастливо; так, чтобы она “не трогала”. Восприятие: колеблющееся - от “приятного дара для наслаждения” до “пристает как забияки: то ущипнет исподтишка, то вдруг нагрянет прямо со лба и обсыплет песком… мочи нет!” Принципы: делать, что душа и сердце пожелает, даже если разум против; никогда не утруждаться. Любовь. Никогда не была главной в его жизни, даже в истории с Ольгой она быстро угасла. Дружба. Еще в юности “холодно простился с толпой друзей”. Есть знакомые, но нет ни одного настоящего друга, кроме Штольца. Отношения с окружающими. Мало кому известен, имеет очень узкий круг общения. Сам практически никого не знает. Тем не менее, имеет знакомых, пытающихся вытащить его в свет. Больше всего боялся всего трудного и труднодостижимого.
Обломов

Слайд 21

Обломов Штольц
«Тело его, судя по матовому, чересчур белому цвету шеи, маленьких пухлых рук, мягких плеч, казалось слишком изнеженным для мужчины» «Он весь составлен из костей, мускулов и нервов… он худощав…кость да мускулы, но ни признака жирной округлости»
«Лежание у Ильи Ильича…было его нормальным состоянием» «Он беспрестанно в движении…»
«Обломов любил уходить в себя и жить в созданном им мире» «Больше всего он боялся воображения…Он боялся всякой мечты»
«Вот-вот стремление осуществится, обратится в подвиг. Но…промелькнет утро, день уже клонится к вечеру, а с ним клонятся к покою и утомленные силы Обломова: бури и волнения смиряются в душе…» покою и утомленные силы Обломова: бури и волнения смиряются в душе…» «Выше всего он ставил настойчивость в достижении целей… он шел к своей цели, отважно шагая через все преграды…»

Разделы: Литература

Урок-исследование “И.И.Обломов и А.Штольц ”(по роману И.А.Гончарова “Обломов”). 2 часа.

В ходе урока учащиеся смогут:

  • сформулировать проблемный и исследовательский вопросы урока;
  • выработать критерии сравнения героев романа;
  • совершенствовать навыки работы с текстом;
  • сделать выводы и связать их в монологическое высказывание;
  • дать самооценку учебной деятельности.

Материалы к уроку:

  • текст романа И.А.Гончарова “Обломов”,
  • учебник “Русская литература 19 века. 10 класс” Ю.В.Лебедева,
  • карточки с фамилиями героев романа и философскими понятиями “взаимосвязь”,
  • “существенные связи”,“несущественные связи”,
  • задание для исследования в группах,
  • листы бумаги А-3, маркеры.

Ход урока

1. Мотивация.

Одной из составляющих характеристики литературного героя являются его взаимоотношения с другими персонажами, что помогает во многом понять этого героя. Для продолжения работы над составлением характеристики Обломова учащимся предлагается соотнести фамилии действующих лиц романа с философскими понятиями “взаимосвязь”, “существенные связи”, “несущественные связи”. Появляется схема (см. <Приложение 1>)

Учащиеся должны обосновать своё мнение, опираясь на определение философских понятий: Ильинская и Штольц могли изменить образ жизни Обломова.

Учитель ставит вопрос: “Готов ли сам Обломов изменить свою жизнь?”. Ученики приводят цитату из романа, доказывающую, что такое желание у Обломова есть: “Дай мне своей воли и ума и веди меня, куда хочешь. За тобой я, может быть, пойду…”

На данном уроке ведётся разговор об Обломове и Штольце.

Учащимся предлагается сформулировать проблемный вопрос урока. Возможны варианты:

  1. Почему А.Штольцу не удалось изменить образ жизни Обломова?
  2. А.Штольц – антипод или двойник Обломова?

Если ученики формулируют только первый (проблемный) вопрос, учитель помогает с формулировкой второго вопроса: этот исследовательский вопрос является более конкретным и помогает ответить на проблемный вопрос урока. Учащиеся записывают в тетради тему и вопросы урока.

2. Исследование. Работа в группах.

Для ответа на исследовательский вопрос “ А.Штольц – антипод или двойник Обломова?” учащимся предлагается определить критерии сравнения этих героев.

В результате обсуждения сформулированы следующие критерии:

  • воспитание,
  • цель жизни,
  • содержание деятельности,
  • отношение к женщине,
  • семейная жизнь,
  • жизненная позиция.

В соответствии с данными критериями сравнения героев ученикам даётся задание для исследования:

  1. выбрать критерий сравнения героев;
  2. прочитать указанные страницы романа;
  3. найти материал для сравнения по данному критерию (выписать цитаты);
  4. дать ответ на исследовательский вопрос “ А.Штольц – антипод или двойник Обломова?”;
  5. сформулировать ответ на проблемный вопрос урока “ Почему А.Штольцу не удалось изменить образ жизни Обломова?”;
  6. оформить рабочий лист.

Проводится исследовательская работа в группах (6 групп).

3. Обмен информацией.

После проведённого исследования учащиеся представляют отчёт групп в виде оформленных рабочих листов (см. <Приложение 2>).

4. Связывание выводов групп.

На основании проведённого обсуждения группы приходят к выводу, что Штольц – в большей степени двойник Обломова (кроме группы, работавшей с критерием “воспитание”).

5. Формулировка обобщения.

Сформулированное учащимися обобщение является ответом на проблемный вопрос урока: “Почему А.Штольцу не удалось изменить образ жизни Обломова?”

6. Применение.

7. Рефлексия.

На данном этапе учащиеся подводят итоги: практическая значимость урока, самооценка деятельности, умения и навыки, применённые на уроке.

Учителем даётся оценка работы учащихся.

8. Домашнее задание.

Задание является пропедевтическим, мотивационным для следующего урока.

Учащиеся дают письменный ответ на вопрос: “Любила ли Ольга Ильинская Обломова? Аргументы “за” и(или) “против”.


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧЛОМОНОСОВ(1711 – 1765) (Урок литературы 6 класс) Историк, ритор, механик, минералог, художник и cтихотворец, он всё испытал и всё прошёл. А.С.Пушкин ДЕТСТВО Родился 21 ноября 1711 года в Архангельской губернии в д. Денисовка близ Холмогор в семье крестьянина-помора. Грамоте обучил Михаила дьячок местной церкви. Страсть к знаниям, тяжёлая обстановка в семье заставили Ломоносова принять решение - оставить родной дом и отправиться в Москву. В МОСКВУ Холмогоры Москва ГОДЫ УЧЁБЫ В 1730 году поступил в Славяно-греко-латинскую академию в Москве, где он не только приобрёл вкус к научным занятиям, но изучил латинский язык, ознакомился с тогдашними науками и учебными дисциплинами. В начале 1736 как один из лучших студентов Ломоносов был направлен в университет при Петербургской академии наук Несмотря на тяжёлые условия жизни, любознательный юноша с первых дней прибытия в Академию проявил огромный интерес к наукам. А осенью 1736 г. трое лучших студентов, в том числе Ломоносов, были отправлены Академией Наук в Германию, для обучения математике, физике, химии философии и металлургии. МАРБУРГ Студент немецкогоуниверситета В 1741 г. Ломоносов вернулся в Россию. Научные интересы Ломоносова были поистине всеохватывающими. Ему принадлежат работы в области физики, химии, астрономии, географии, филологии. НАУКА Диплом профессора химии В 1748 он создал химическую лабораторию, в которой проводил научные исследования, в том числе разрабатывал состав стекла, фарфора и смальты, которую использовал для своих мозаик, созданных в 1751. Ломоносов в своейхимической лаборатории. МОЗАИЧНЫЕ КАРТИНЫ М.В.Ломоносов показывает свои работы императрице М.В.Ломоносов. Полтавская баталия. Мозаика. В 1755 по инициативе Ломоносова и по его проекту был основан Московский университет, «открытый для всех лиц, способных к наукам», а не только для дворян. МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Умер Ломоносов в Петербурге 4 апреля 1765. Могила Ломоносова в Александро-Невской лавре «Случились вместе два астронома в пиру» Случились вместе – встретились вместе. Спорили в жару – жарко, горячо спорили. Круг Солнца ходит – вокруг Солнца ходит. Как ты о сем сомненье рассуждаешь? – Как ты рассуждаешь, что ты думаешь об этом спорном вопросе? Жаркова (сущ.) – жаркого (жаркое – жареное кушанье, обычно мясное. Никола́й Копе́рник (1473 -1543) - польский астроном, математик и экономист. Наиболее известен как автор средневековой гелиоцентрической системы мира. Гелиоцентрическая система мира Кла́вдий Птолеме́й (ок. 87-165) - древнегреческий астроном, математик, музыкальный теоретик и географ. Жил в Александрии, где проводил астрономические наблюдения. Геоцентрическая система мира Какова тема стихотворения? В чём его необычность?Кто такие Коперник и Птолемей? Когда они жили? Могли ли они реально встретиться друг с другом?Как вы думаете, почему в стихотворении Ломоносова Коперник и Птолемей встречаются? Где они встречаются? В чём противоположность взглядов учёных?К кому обращается хозяин дома, чтобы разрешить этот спор? Как повар решает этот спор?Какова идея стихотворения? ОБСУДИМ ПРОЧИТАННОЕ

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!