Образование для Вас

Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов (по роману И. Тургенева «Отцы и дети»). Спор Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова (конспект)

Первый «поединок» - словесная дуэль в 6 главе. Это скорее не спор, а своего рода подготовка, разведка Павла Петровича. Он поднимает несколько тем: 1) об успехах немцев в естественных науках, 2) об авторитетах, 3) о поэтах и химиках, 4) о непризнании искусства, 5) о вере в авторитеты (практически вторично). Базаров возражает весьма неохотно и вяло, а Николай Петрович как всегда вмешивается в разговор, когда «запахло жареным», он выступает в качестве смягчителя, буфера.

Перед основной идеологической схваткой (Х глава) в предыдущей главе Тургенев специально помещает эпизод с Фенечкой и ребёнком. Здесь впервые выявляются некоторые подлинные качества Базарова, которые, впрочем, как всегда, спрятаны за жёсткой и циничной риторикой. Базаров увлечённо и с любовью говорит о растениях, а главное – к нему охотно идёт на руки ребёнок, что свидетельствует о здоровом нутре героя: дети всегда ведут себя спокойно с людьми добрыми, сильными и любящими.

Х глава – главный идеологический поединок героев. Все споры начинает Павел Петрович, для которого неприемлемо в Базарове всё – от внешности и привычек до характера, образа жизни и взглядов. Базаров не рвётся в бой, а лишь коротко парирует удары Кирсанова, но только до той поры, когда тот задел его за живое, оскорбив его сыновние чувства.

Павел Петрович и Базаров расходятся по следующим вопросам:

    по вопросу изменения общества к лучшему (Павел Петрович – за постепенные, мелкие реформы, Базаров хочет сломать всё и сразу);

    по вопросу о принципах и смысле жизни (Базаров смеётся над «принсипами» Кирсанова и отрицает само явления принципов;

    по вопросу об отношении к народу (Павел Петрович чтит его патриархальность, приверженность старине, веру, смирение, а Базаров презирает его за это же самое и считает пороком согласие мужика на рабство, пьянство и невежественность);

    по вопросу о патриотизме (Павел Петрович считает себя патриотом и любит народ теоретически, Базаров же несколько ближе к народу, проще в обращении с мужиком, но не менее чужд и непонятен мужику – его зовут «шут гороховый», так как работу естествоиспытателя народ не способен принять за труд.

Базаров не желает признавать никакие авторитеты, поскольку считает, что всё созданное благодаря этим авторитетам, подлежит слому, уничтожению. Доверие Базарова распространяется только на знание и опыт, добытый им самим во время опытов и исследований.

Постепенно, ещё до дуэли, при всей тургеневской симпатии, при всём сочувствии более близким ему по духу Кирсановым и при всей ограниченности нигилиста Базарова, всё более отчётливо выявляется определённое превосходство нигилиста над «отцами». Это превосходство щемит авторское сердце, да оно и объективно не во всём хорошо. Автор, к примеру, высоко ценит достоинство, благородство и волю Павла Петровича, чувствительность, доброту, эстетичность Николая Петровича, эмоциональность, деликатность и доброжелательность Аркадия.

Наконец, читатель начинает понимать в полном объёме «самоломанность» Базарова, своеобразную жертвенность его фигуры, а вслед за тем и его мучительную раздвоенность и одиночество. Прячась за привычной циничной маской разрушителя, его чувства начинают распирать панцирь маски изнутри. Его бесит то, что симпатию к Фенечке он не в силах объяснить привычно – только физиологическими потребностями; что во время и после дуэли (романтическая нелепость!) он вынужден проявлять благородство по отношению к противнику; что он ощущает в себе желание видеть рядом более серьёзного друга и последователя, чем Аркадий; наконец, его настигает настоящее чувство любви к Одинцовой – то есть ровно то, что он всячески отрицал и над чем откровенно подтрунивал.

Ярким представителем и защитником старшего поколения является Павел Петрович Кирсанов. Роман построен таким образом, что «отцы» пасуют перед «детьми» и Павел Петрович из споров с Базаровым отнюдь не выходит победителем. При этом Тургенев имел определенный умысел. В письме к Случевскому 14-го апреля 1862 года он говорит: «Базаров постоянно разбивает Павла Петровича, а не наоборот … Вся моя повесть направлена против дворянства, как передового класса … Эстетическое чувство заставило меня взять именно хороших представителей дворянства, чтобы тем вернее доказать мою тему: если сливки плохи, что же молоко … Николай Петрович — это я, Огарев и тысячи других, Павел Петрович — Столыпин, Есаков, Боссет — тоже наши современники. Они лучшие из дворян — и именно потому и выбраны мною, чтобы доказать их несостоятельность». И действительно, Павел Петрович обладает многими качествами, которые делают его «лучшим из дворян». В нем много при рожденного джентльменства. Он сам заявляет с гордостью, что его «все знают за человека либерального и любящего прогресс». Он защищает искусство, поэзию, требует, чтобы у каждого человека были идеалы и принципы. Он человек умный, не способен погрязнуть в мелких интересах провинциального дворянства, к которому относился с пренебрежением. Его уважали представители и старшего, и молодого поколения, в особенности за его «безукоризненную честность». Хозяйственные дрязги наводили на него тоску, и он небрежно оказывал денежную помощь своему брату Николаю Петровичу, хозяйство которого, заведенное недавно на новый лад, «скрипело как немазаное колесо». В этом джентльмене много общего с «лишними людьми», с Онегиными и Лаврецкими. И итоги его жизни те же, что и у них. Это — «лишний человек» в новой обстановке, бесполезный, скучающий и тоскующий, но уже с примесью озлобления, так как он чувствует, что на него ополчаются. Новые люди явились и потрясли его покои. Подобно многим «лишним людям» Кирсанов погубил свою жизнь благодаря неудачной любви. Он истратил эту жизнь на романтическое чувство и одинокий доживал свои дни в деревне, слывя среди местных дам за «очаровательного меланхолика».
Этот старый тип «лишнего человека» с его меланхолией, джентльменством, прогрессивными и гуманными воззрениями приобретает в «Отцах и детях» новый вид перед беспощадным судом Базарова. Разночинец грубо разоблачил то, что скрывалось в поэзии старого барства. Базаров не ценит ни их любовной тоски, ни их гуманного обращения с крестьянами. Вот какой итог подводит Базаров жизни Кирсанова: «Человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви, и когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакой человек — не мужчина, но самец. Ты говоришь, что он несчастлив: тебе лучше знать; но дурь из него не вся вышла. Я уверен, что он не шутя воображает себя дельным человеком, потому что читает Галиньяшку и раз в месяц избавит мужика от экзекуции». Так осудил Тургенев устами Базарова тех, про кого он сказал: «Это я, Огарев, мои современники».

Которых составляют идеологическую основу известного романа знаменитого писателя И. Тургенева «Отцы и дети», являются идейными противниками в данном произведении. Оба олицетворяют разные мировоззрения, которые принципиально между собой отличаются. Первый - нигилист-разночинец, материалист по своим взглядам на мир, второй - аристократ по духу и по крови, консерватор по натуре. Столь разные личности, разумеется, так и не смогли найти общий язык, это и привело к злополучной дуэли между ними.

Социальные противоречия

Базаров и Кирсанов, споры которых послужили основой конфликта между этими героями, принадлежали к разным социальным группам. Первый происходил из семьи простого уездного лекаря. Всю свою жизнь он провел в работе и не терпел свободного времяпрепровождения, чем, по сути, и занимался Павел Петрович.

Базаров много учился, занимался наукой. Кроме того, автор дает читателю понять: он не гнушался и физического труда. Кирсанов же, напротив, был предоставлен самому себе. Он не утруждал себя никакими занятиями. Сын военного офицера, аристократ и дворянин, Павел Петрович вел в деревне праздный образ жизни. Столь разные позиции привели к их первому столкновению, которое выявило более глубокие различия между ними.

Взгляд на жизненные принципы

Базаров и Кирсанов, споры которых касались наиболее важных сторон человеческого существования, в первый же вечер знакомства испытали живейшую неприязнь друг к другу.

Во время общего разговора оба обнаружили совершенно разные взгляды на принципы человеческого существования. Кирсанов утверждал, что человек должен руководствоваться по жизни четко выработанными принципами. Базаров же, напротив, полагал, что нужно принимать только практически полезное. Павел Петрович отстаивал исключительное право аристократии на ведущее положение в обществе: по его мнению, дворяне заслужили себе право находиться на вершине общества не благородным происхождением, а делами. Евгений Васильевич не принимает никаких авторитетов.

Об обществе

Двумя главными противниками в романе «Отцы и дети» являются Базаров и Кирсанов. Споры между этими персонажами интересны тем, что они показывают столкновение двух мировоззрений эпохи середины девятнадцатого века: дворянско-аристократического и революционно-разночинского. Базаров считал современный ему социальный строй устаревшим и нуждавшимся в полной трансформации.

При этом уязвимым местом в объяснениях этого персонажа является то, что он не предлагает ничего взамен разрушенного уклада жизни. Он рассуждает как максималист. Базаров не допускает даже мысли о том, что из старого строя можно взять и заимствовать много полезного. Герой уверенно утверждает необходимость ломки абсолютно всего, без каких-либо исключений. Такая позиция шокирует и вместе с тем раздражает его противника, который считает сохранение старого социального уклада залогом благополучия.

О культуре

Спор Базарова и Павла Кирсанова, пожалуй, наиболее интересная для школьников часть их разговора. Отношение главного героя к культуре также отрицательное. Он полагает, что произведения живописи, литературы, музыки не имеют никакой практической пользы для человека и поэтому бесполезны. Эти слова шокируют не только Кирсанова, но и его брата, который, будучи по натуре эстетом, любил музицировать. Павел Петрович отказывается понимать своего собеседника, и в этом, пожалуй, заключается его слабое место. Он только возмущается и раздражается, но не находит и не приводит никаких объяснений в пользу своей точки зрения о нужности и полезности искусства.

Глубокий раскол в обществе вообще и в интеллигенции в частности середины девятнадцатого столетия доказывает спор Базарова и Кирсанова. Цитаты их разговора позволяют лучше понять позицию героев. Каждый из них совершенно по-разному смотрел на одни и те же вещи. Первый, например, утверждал, что «природа - мастерская, и человек в ней - работник». Также он считал, что для совершенствования общества нужно сперва избавиться от всех старых идей. Кирсанов возражает, что нельзя только разрушать, что «ведь надобно и строить». Однако Евгений Васильевич как максималист полагает, что сперва нужно полностью избавиться от всего того, что связано с идеализмом.

Дуэль

Спор между Базаровым и Кирсановым завершился поединком, в котором последний был слегка ранен в ногу. Показателен тот факт, что Евгений Васильевич, который считал дуэль пережитком старого режима, принял вызов и даже стрелял.

Впрочем, в данном эпизоде романа важно не столько физическое противостояние, сколько завершение идеологического конфликта, который автор оставляет открытым. Бывшие противники хотя и примирились на словах, однако Тургенев дает понять, что время определит правого в этом бесконечном споре отцов и детей.

Название романа Тургенева "Отцы и дети" очень точно отражает основной конфликт произведения. Писатель поднимает пласт культурных, семейных, романтических, платонических и дружеских тем, но на первый план выходят отношения двух поколений − старшего и младшего. Спор Базарова и Кирсанова − яркий образец этого противостояния. Историческим фоном для идеологических конфликтов послужила середина 19 века, время перед отменой крепостного права в Российской империи. Тогда же либералы и революционные демократы столкнулись лоб в лоб. Детали и исход полемики рассмотрим на примере наших героев.

Центральный конфликт романа «Отцы и дети» - спор Базарова и Кирсанова

Ошибочно полагать, что суть произведения "Отцы и дети" сводится к одной лишь смене идеологии поколений, имеющей социально-политический подтекст. Этот роман Тургенев наделил глубоким психологизмом и многослойным сюжетом. При поверхностном чтении фокус читателя находится лишь на конфликте аристократии и разночинцев. Помогает выявить взгляды, которых придерживаются Базаров и Кирсанов, спор. Таблица, представленная ниже, отображает суть этих противоречий. И если копнуть глубже, то можем заметить, что здесь есть и идиллия семейного счастья, и интриги, и эмансипация, и гротеск, и вечность природы, и размышления о будущем.

Евгений Базаров оказывается в эпицентре конфликта отцов и детей, когда соглашается вместе с университетским другом Аркадием приехать в гости в Марьино. В доме товарища атмосфера сразу не заладилась. Манеры, внешний вид, расхожесть взглядов − все это провоцирует взаимную антипатию с дядей Аркадия. Дальнейший спор Базарова и Кирсанова разгорается из-за множества тем: искусства, политики, философии, русского народа.

Портрет Евгения Базарова

Евгений Базаров − представитель поколения "детей" в романе. Он − молодой студент с прогрессивными взглядами, но при этом склонен к нигилизму, что порицают "отцы". Тургенев будто нарочно одел героя нелепо и небрежно. Детали его портрета подчеркивают грубость и стихийность молодого человека: широкий лоб, красные руки, самоуверенное поведение. Базаров, в принципе, внешне непривлекателен, но обладает глубоким умом.

Спор Базарова и Кирсанова обостряется тем, что первый не признает никаких догм и авторитетов. Евгений убежден, что любая истина начинается с сомнения. Также герой считает, что все можно проверить опытным путем, суждения на веру не принимает. Усугубляет ситуацию нетерпимость Базарова к противоположным мнениям. Он подчеркнуто резок в своих высказываниях.

Портрет Павла Петровича Кирсанова

Павел Кирсанов − типичный дворянин, представитель поколения "отцов". Он − изнеженный аристократ и убежденный консерватор, который придерживается либеральных политических взглядов. Одевается изысканно и аккуратно, носит строгие костюмы на английский манер и крахмалит воротнички. Оппонент Базарова внешне очень ухожен, изящен в манерах. Он всем видом показывает свою "породу".

С его точки зрения, устоявшиеся традиции и принципы должны оставаться незыблемыми. Спор Базарова и Кирсанова подкреплен тем, что Павел Петрович все новое воспринимает негативно и даже враждебно. Здесь дает знать о себе врожденный консерватизм. Кирсанов преклоняется перед старыми авторитетами, только они являются для него истинными.

Спор Базарова и Кирсанова: таблица разногласий

Самая главная проблема уже озвучена Тургеневым в названии романа − разница поколений. Линию спора главных героев можно проследить по данной таблице.

"Отцы и дети": конфликт поколений

Евгений Базаров

Павел Кирсанов

Манеры и портрет героев

Небрежен в своих высказываниях и поведении. Самоуверенный, но умный молодой человек.

Подтянутый, изысканный аристократ. Несмотря на почтенный возраст, сохранил стройность и презентабельный внешний вид.

Политические взгляды

Продвигает нигилистические идеи, за которыми также следует Аркадий. Не имеет авторитетов. Признает только то, что считает полезным для общества.

Придерживается либеральных взглядов. Главной ценностью считает личность и самоуважение.

Отношение к простому народу

Презирает простолюдинов, хотя и гордится дедом, который всю жизнь трудился на земле.

Вступает на защиту крестьянства, но держит дистанцию с ними.

Философско-эстетические взгляды

Убежденный материалист. Не считает философию чем-то важным.

Верит в существование Бога.

Девиз по жизни

Не имеет принципов, руководствуется ощущениями. Уважает людей, которых либо слушают, либо ненавидят.

Главным принципом считает аристократизм. А людей беспринципных приравнивает к душевной пустоте и безнравственности.

Отношение к искусству

Отрицает эстетическую составляющую жизни. Не признает поэзию и любое другое проявление искусства.

Считает искусство важным, но сам им не интересуется. Человек сухой и неромантичный.

Любовь и женщины

Добровольно отказывается от любви. Рассматривает ее только с точки зрения физиологии человека.

К женщинам относится трепетно, благоговейно, почтительно. В любви − настоящий рыцарь.

Кто такие нигилисты

Идеи нигилизма ярко проявляются в противостоянии оппонентов, которыми являются Павел Кирсанов, Базаров. Спор обнажает бунтарский дух Евгения Базарова. Он не склоняется перед авторитетами, а это объединяет его с революционер-демократами. Герой подвергает сомнению и отрицает все, что видит в обществе. Именно эта черта свойственна нигилистам.

Исход сюжетной линии

В целом Базаров относится к категории людей дела. Он не приемлет условностей и напускного аристократического этикета. Герой находится в ежедневных поисках истины. Одним из таких поисков и является спор Базарова и Кирсанова. Таблица четко показывает противоречия между ними.

Кирсанов хорош в полемике, только дальше разговоров дела не заходят. Он рассуждает о жизни простого народа, но о его истинной связи с ним говорит лишь пепельница в форме лаптя на его рабочем столе. Павел Петрович с пафосом рассуждает о служении на благо Родины, а сам при этом живет сытой и спокойной жизнью.

Из-за бескомпромиссности героев истина не рождается в романе "Отцы и дети". Спор Базарова и Кирсанова завершается дуэлью, которая демонстрирует пустоту дворянского рыцарства. Крах идей нигилизма отождествляется со смертью Евгения от заражения крови. А пассивность либералов подтверждает Павел Петрович, так как остается жить в Дрездене, хотя жизнь вдали от Родины ему дается тяжело.

Говоря о замысле и цели своего будущего произведения, Тургенев

признавался: "Меня смущал следующий факт: ни в одном произведении

нашей литературы даже намека не встретил на то, что мне чудилось

повсюду". Заслуга писателя состоит в том, что он первый в России

поднял эту тему в литературе и впервые попытался создать образ

"нового человека", представителя разночинцев. Двойственное

несмотря на противоречивость изображенного образа, верил, что за

этими людьми открывается будущее. "Вся моя повесть направлена

против аристократии как передового класса", - писал он.

Роман "Отцы и дети" показывает борьбу мировоззрений двух

политических направлений: дворян-либералов и революционеров-

демократов. На противопоставлении представителей этих направлений,

разночинца Базарова и дворянина Павла Петровича Кирсанова,

построен сюжет романа. Кроме этой основной проблемы, Тургенев

поднимает ряд других вопросов, связанных с нравственным,

культурным, социально-экономическим развитием России в 60-е годы

XIX века. Итак, вновь поднимается тема дворянства и его роль в жизни

общества.

По мнению Павла Петровича Кирсанова, аристократы - движущая сила

общественного развития. Их идеал - конституционная монархия, а путь

к идеалу - либеральные реформы, гласность, прогресс. По мнению

Базарова, аристократы не способны к действию, от них нет никакой

пользы, поэтому Базаров отрицает способность дворянства вести

Россию к будущему. Следующий вопрос касается нигилизма, роли

нигилистов в жизни. Павел Петрович считает их бессильными

"циниками, нахалами и плебеями", они не уважают народ и традиции,

но он утешает себя тем, что их мало. Базаров веско замечает: "От

копеечной свечи Москва сгорела". Что утверждают нигилисты? Прежде

всего необходимость революционных действий, поэтому критерием для

них является народная польза. Базаров считает, что народ пока темен и

невежественен, он полон предрассудков, но все-таки по духу он

революционен.

Павел Петрович умиляется патриархальности русского народа, не

понимая его по сути. Считая себя либералом, он тем не менее,

разговаривая с мужиком, нюхает английский одеколон Это

немаловажная черта, характеризующая его как личность Делая выводы,

можно сказать, что споры велись не по частным вопросам. Они

касались настоящего и будущего России Во всех спорах последнее

слово оставалось за Базаровым.

Компромисс между героями Тургенева невозможен, подтверждением

этого является дуэль. Главная причина, вызвавшая ненависть старшего

Кирсанова к Базарову, заключалась в том, в чем он вряд ли

признавался даже самому себе: Базаров перечеркивал всю его жизнь.

Павел Кирсанов полагал, что ведет жизнь благородную, что он достоин

уважения. А с точки зрения Базарова его жизнь бессмысленна.

Расхождение во взглядах главных героев заключается в их биографии.

Павел Петрович - сын генерала, блестящий офицер, который растратил

все свои душевные силы в погоне за любимой женщиной. Когда она

умерла, он покинул свет, оставил карьеру и поселился у брата, чтобы

доживай век. Он пытается внести изменения в свое имение и

хозяйство, считает себя либералом только потому, что в их имении не

бьют крепостных кнутом, но он не в состоянии понять требований

новой эпохи, взгляды молодого поколения ему глубоко чужды. О

прошлом Базарова мы знаем мало, но понимаем, что путь его - это

типичный путь разночинца-труженика. Годы упорнейшего труда

сделали его образованнейшим человеком. Он с гордостью заявляет:

"Мой дед землю пахал". Родители Базарова весьма религиозны,

интересы их ограничены. Базаров воспитывал себя сам. Сколько

предрассудков, сколько привычек, укоренившихся с детства, должен

был побороть Евгений, чтобы себя воспитать. Базаров - человек

сильный по уму и характеру. Немало таких Базаровых знала Россия:

ведь и Белинский, памяти которого посвящен роман, и Добролюбов

прошли тяжелую жизненную школу. Братья Кирсановы - аристократы.

Тургенев писал: "Они лучшие из дворян - именно поэтому они

выбраны мною, чтобы доказать их несостоятельность". Очень горько,

что их жизнь проходит столь никчемно, хотя они обладают

несомненными достоинствами. Павел Петрович очень благородно

относится к брату, к Фенечке, он честен, постоянен в любви, понимает

искусство. Николай Петрович, его брат, очень чуткий человек, он

доброжелателен, мягкосердечен, увлекается музыкой, но жизнь его

однообразна и скучна. Базаров вносит свежий воздух в "родовое гнездо"

Кирсановых. Евгений предстает перед нами как человек нового

поколения, которое пришло на смену "отцам", не способным решить

основные проблемы эпохи.

Добролюбов писал о людях базаровского типа еще до появления образа

Базарова, утверждая, что они решаются "ступить на дорогу

беспощадного отрицания для отыскания чистой истины". Их конечная

цель - это "принесение возможно большей пользы человечеству".

Формирование их идеологии не обходилось без крайностей, они верили

исключительно в науку, но именно они двигали прогресс в России.

Закончить сочинение мне хотелось бы словами: Конфликт "отцов" с

"детьми" - Залог тех непрерывныx изменений, В которых что-то ищет

Бог, Играя сменой поколений.

181. ОБ ИДЕЙНОЙ МОДЕ И УБЕЖДЕНИЯХ В "ОТЦАХ И ДЕТЯХ" И.С. ТУРГЕНЕВА

Иван Сергеевич Тургенев - первоклассный худежник-реалист, один из

наиболее замечательных русских писателей XIX века. Образованнейший

человек своей эпохи, гуманист, враг рабства и произвола, он многое

видел и понимал, чувствуя назревающие большие перемены в России.

Его позиция в условиях обострившейся классовой борьбы бО-х-70-х

годов была сложна и во многом противоречива. Критически расценивая

людей своего социального круга, отмечая ряд слабостей и недостатков

дворянской интеллигенции, Тургенев не разделял революционных

убеждений нового поколения, он понимал, что они в чем-то правы, но

они были чужды ему по духу. Он не мог принять идей о необходимости

революции, насильственной, коренной ломке существующих

отношений, ему "претил мужицкий демократизм Чернышевского и

Добролюбова". В этом причина разрыва его с "Современником". Однако

Тургенев до конца жизни сохранил глубокий интерес к деятельности

революционной молодежи, он внимательно следил за всеми

проявлениями передовой общественной мысли. Характеризуя

творчество Тургенева, Добролюбов писал, что он "быстро угадывал

новые потребности, новые идеи, вносимые в общественное сознание".

В 1862 году Тургенев написал роман "Отцы и дети" - один из лучших

романов, как по художест-

венному мастерству, так и по глубине, широте и актуальности основной

темы. Это не было данью идейной моде, Тургенев честно в романе

попытался показать две силы: либеральное дворянство /в лице братьев

Кирсановых/ и лагерь революционеров-демократов, представленный

пока одиночкой Базаровым. Тургенев писал: "Вся моя повесть

направлена против аристократии как передового класса".

Представители прошлого - "отцы" - изображены с беспощадной в

;рностью. Они хорошие люди, но об этих хороших людях не пожалеет

Россия. Тургенева не удовлетворяют ни "отцы", ни "дети", писатель не

полюбил Базарова, но признал его силу, его перевес над окружающими

людьми, поэтому он принес ему полную дань уважения. В трактовке

Базарова сказалась классовая ограниченность Тургенева. Человек с

такими качествами, как Базаров, мог бы сделать многое, но он умирает,

не сделав ничего. В этом сказались неверие Тургенева в силу

разночинцев, в идеал революционной демократии. Писарев в статье

"Базаров" увидел в тургеневском герое типичные черты молодого

между демократическими журналами из-за понимания образа Базарова

статья критика Писарева сыграла роль усиления критического

отношения к Базарову на страницах журнала "Современник". Во второй

статье Писарев изменил свой взгляд на Базарова и поставил его в

одном ряду с героем романа Чернышевского "Что делать?" -

Рахметовым. Сам Тургенев говорил, что Базаров - его "враг", к

которому он чувствует невольное влечение.

Либерал-постепеновец Тургенев считал, что революционная

деятельность в России не найдет отклика и поддержки в народе. Этим

же сознанием он наделил и своего героя. Базаров говорит перед

смертью: "Я нужен России... Нет, видно, не нужен." В этом идейное

заблуждение Тургенева. Что сказать об идейной моде и убеждениях?

Если сравнить Павла Петровича Кирсанова с Назаровым, то видно,

Базаров убежден в своих позициях, а Кирсанов больше рисуется,

отдавая дань моде. При всех своих "либеральных выходках" и

заявлениях о "любви к прогрессу" Павел Петрович консервативен,

нетерпим и классово ограничен в своих взглядах. Одна деталь: он

нюхает одеколон, когда разговаривает с мужиком, потому что от того

"плохо пахнет". Разве это любовь к ближнему? Слова Кирсанова

расходятся с делом, он либерал, потому что модно быть либералом. А

что же либерального в нем? Один раз в месяц избавляет мужика от

экзекуции? Но "если сливки таковы, то каково же молоко", то есть

необразованное дворянство. Базаров спрашивает у Аркадия, . увидев

надушенного, безупречно одетого по последней моде /и это в деревне/

Кирсанова: "Что это за архаическое явление?" Павел,Петрович

отпускает презрительную фразу: "Кто этот волосатый?" Перед вами

совершенно разные люди по воспитанию, убеждению, происхождению.

Базаров критикует безделье дворянства: "Вы уважаете себя, а сидите

сложа руки, какая же от этого польза?" Базаров - это "человек дела, а не

фразы", он обладает не только большим умом, но и огромной силой

воли. У Базарова есть важный принцип - делать то, что полезно.

Тургенев в романе показывает и карикатурных героев - это Ситников и

Кукшина. Если для аристократов дань моде - казаться прогрессивными

либералами, то для Ситникова и Кукшиной дань моде - считать -себя

нигилистами. Кукшина и Ситников ухватились за нигилизм, потому

что он моден, потому что выглядеть прогрессивным человеком очень

престижно. Но весь их нигилизм мелкий и показной. Ситников кричит:

перед которым раболепствует? Базарову не надо много ума, чтобы

понять, что Ситников завтра может кричать обратное. Кукшина считает

себя передовой, эмансипированной женщиной. Но Тургенев одной

фразой дает понять, что она всего лишь глупая, несчастная женщина, у

которой нет детей и мужа, и ей ничего не остается как быть

"эмансипе". В ее комнате "бумаги, письма, толстые номера русских

журналов, большей частью неразрезанные, валялись по запыленным

столам", Это пустые болтуны, которые "держат нос по ветру", и если

раньше они были просто болваны, то теперь они вдруг стали

нигилистами. У них нет определенных взглядов, своих убеждений, и

когда нигилизм выйдет из моды, они, безусловно, отступятся от него. У

Базарова есть свои принципы, и он строго следует им. "Я ничьих

мнений не разделяю: я имею свои", - говорит он. Проблема "отцов" и

"детей", поиски идеала и смысла жизни во все времена стояла довольно

остро. Ситуацию молодежи в обществе Маркс назвал трагедией

молодого поколения, которое застает уже сформированный мир и не

всегда отдает себе отчет в том, что может изменить его. Кирсанов в

Базарове сразу почувствовал противника, потому что тот перечеркивал

всю его "деятельную" жизнь. Базаров ясно дал понять, что "отцы" не

способны решить основные проблемы эпохи. Сейчас не утихают споры

о романе и не пропадает интерес к нему, потому что общество

разделилось по убеждениям на две силы: лагерь демократов, которые

готовы идти по новому пути, и лагерь приверженцев идеи социализма,

которая не оправдала себя. За кем будущее страны? Мне кажется, пока

человек духовно не возродится, не сумеют ни демократы, ни

консерваторы вытащить Россию из пропасти. В споре с Добролюбовым

и Чернышевским правы были Тургенев, Лев Толстой. Ни одна

насильственная революция не изменит жизнь народа. Пока не будет

морального совершенства. И жизнь это неоспоримо доказала.

182. БАЗАРОВ - ЛИЦО ТРАГИЧЕСКОЕ (По роману Тургенева "Отцы и дети")

В русской литературе существует ряд имен, без которых мы не можем

представить себе существование всей национальной культуры. Эти

имена известны каждому, потому что, когда мы слышим их, у нас

возникают четкие ассоциации с произведениями, вошедшими в

сокровищницу мировой литературы, со временем, в которое творили

эти великие люди.

Одно из таких великих имен - Иван Сергеевич Тургенев. Его

произведения нельзя спутать ни с чьими, в них - индивидуальность

как бы доносит до нас события, новые течения в современной ему

жизни, пропуская через призму собственных ощущений, взглядов на

различные проблемы. В истинных шедеврах Тургенева с большой

психологической достоверностью раскрываются характеры героев.

Писатель пытается объяснить их поступки и мысли. Герои существуют

не оторвано от окружающего мира, они тесно связаны с ним,

подвергаются его влиянию, проникаются новомодными идеями, а

иногда и отвергают их после долгих поисков и ошибок.

Роман "Отцы и дети" (1862 г.) появился после разрыва автора с

журналом "Современник" в другом журнале "Русский вестник". Роман

борьбы. В Петербурге вспыхнули студенческие волнения, и начались

массовые аресты. В городе начались пожары. Появление романа

вызвало бурю. Многие встретили роман враждебно. На Тургенева

обрушились и те, и эти, то есть и из лагеря "детей", и из лагеря "отцов".

Тургенев писал Полине Виардо: "Я попытался представить конфликт

двух поколений".

В романе показан новый тип передового деятеля-разночинца -

демократа Базарова, "человека дела, а не фразы". Базаров - человек из

иного мира, из иной среды, чем сам писатель. Тургенев заметил

появление новых людей, называющих себя нигилистами. Писатель

рассматривает это явление в разных аспектах. Казалось бы, и Базаров, и

Аркадий Кирсанов, и Ситников принадлежат к одному разряду людей,

придерживающихся определенных принципов. Они называют себя

понятным, что ни Аркадий, ни Ситников не имеют своих убеждений,

это временное увлечение модным течением, но не более того. Тургенев

показал своего героя одиночкой, который понимает, что их "нигилизм"

Это жалкое подражание сильной личности. Тургенева не

удовлетворяли ни "отцы", ни "дети". Он не смог полюбить Базарова, но

признал его силу и отдал ему дань, полную уважения. Тургенев не

сочувствует вполне ни одному из своих действующих лиц.

Представители прошлого ("отцы") изображены с беспощадной

верностью. Они хорошие люди, но об этих хороших людях не пожалеет

Базаров, человек сильный по уму и характеру, составляет центр романа.

Он представитель нового молодого поколения, в его личности

сгруппированы те черты, которые были присущи революционерам-

потому что он не встречает себе равных и на все имеет свои

собственные убеждения. "Я ничьих мнений не поддерживаю, я имею

свои", - полупрезрительно заявляет Базаров. По своим умственным

запросам Базаров выше окружающей его среды. Увлечение науками,

стремление докопаться до сути, широкий кругозор и критическое

отношение к действительности, чувство собственного достоинства - вот

характерные черты Евгения Базарова. Критик Писарев поставил

Базарова в один ряд с героем романа Чернышевского - Рахметовым.

этом его функция кончена. Он говорит: "Сначала нужно место

расчистить, а строить будут другие". Взгляды Базарова, высказанные в

спорах с Павлом Петровичем Кирсановым, близки взглядам вождей

революционной демократии, но он намного кое в чем расходится с

ними. Писарев писал о том, что "базаровщина - это болезнь того

времени, и ее надо выстрадать". Базаров, одержимый этой болезнью,

отличается замечательным умом и вследствие этого производит сильное

впечатление на окружающих его людей. "У Печориных есть воля без

знания, у Рудиных - знания без воли, у Базаровых есть и знания, и

воля, мысль и дела сливаются в одно целое", - писал Писарев. По

мнению Тургенева, Базаров рано пришел в жизнь, он бы мог сделать

многое, но "умирает, не сделав ничего". Есть в нем и отрицательные

черты, в этом сказалась классовая ограниченность самого Тургенева.

Базаров, что, к сожалению, справедливо, сплошь и рядом отрицает

вещи, которых не знает и не понимает. Поэзия, по его мнению, ерунда,

наслаждаться природой - нелепо. Любовь для Евгения - это всего лишь

физиологическая потребность. Жизнь вносит корректировку в его

взгляды на любовь. Базаров глубоко страдает после отказа Одинцовой,

но от этого не становится мельче. Способность человека глубоко

любить Тургенев считал мерилом его ценности как личности. Тургенев

многих своих героев подвергал испытанию любовью. Базаров вступает в

сферу утонченных переживаний, которых он раньше не принимал. От

уверенности его не остается и следа. Страсть целиком захватывает

героя, но он находит в себе силы, в отличие от Павла Петровича,

порвать с эгоистичной женщиной, несмотря на трагичность этого

разрыва. Базаров способен к глубокому критичному самоанализу и

переосмыслению былых убеждений. И в этом его сила. Отвергнутый,

он все-таки одержал нравственную победу. После кончины

Добролюбова Тургенев сказал: "Жаль погибшей, напрасно потраченной

силы". То же самое он сказал и о Базарове.

В прощальных словах умирающего Базарова заключен главный смысл

его жизненного финала: "Я нужен России?... Нет, видно, не нужен..."

Истоки страданий Базарова - преждевременность появления, отсутствие

союзников, мучительное одиночество. Тургенев писал своему другу:

"Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, сильная, злобная,

но честная. И все-таки обреченная на гибель, потому что она стоит в

преддверии будущего..." Подобная трактовка вполне объясняет

торжественный аккорд, завершающий историю "нового человека".

Главный герой "Отцов и детей" не знал компромиссов, не ведал

эгоистического чувства самосохранения. В наше время перестройки

жизни на такой тип личности можно только равняться. Немаловажно

для нас и другое. Базаров самоотверженно выступил против рутины

духовного застоя, мечтал об утверждении новых общественных

отношений, новой культуры. Истоки, условия, результаты его

деятельности были, разумеется, другими. Но сама идея - переделать

мир, душу человека, вдохнуть в нее живую энергию дерзаний - не

может не волновать сегодня.

Проблемы, поставленные Тургеневым в романе, всегда актуальны.

Конфликт "отцов" с "детьми" - Залог тех непрерывных изменений, В

которых что-то ищет Бог, Играя сменой поколений...

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!