Образование для Вас

Счастлив ли евгений онегин. Но, шумом бала утомленный

Но, шумом бала утомленный
И утро в полночь обратя,

Забав и роскоши дитя.
Проснется за́ полдень, и снова
До утра жизнь его готова,
Однообразна и пестра.
И завтра то же, что вчера.


Среди блистательных побед,
Среди вседневных наслаждений?
Вотще ли был он средь пиров
Неосторожен и здоров?

ИНТЕРЕСНОЕ У НАБОКОВА:
Здесь заканчивается описание онегинского дня зимой 1819 г., которое, с перерывами на отступления, занимает всего лишь тринадцать строф.

….отмеченную Модзалевским в биографии Якова Толстого любопытную параллель между днем Онегина и четверостишием Якова Толстого (абсолютно бездарными) … в сборнике дряных стихов «Мое праздное время» 1821 г., где есть такие строчки:
Проснувшись поутру с обедней,
К полудню кончишь туалет;
Меж тем лежит уже в передней
Зазывный на вечер билет.
……………………………
Спешишь, как будто приневолен,
Шагами мерить булевар
………………………..
Но час обеденный уж близок…
………………………..
Пора в театр: туда к балету,
Я знаю, хочешь ты поспеть.
И вот чрез пять минут в спектакле
Ты в ложах лорнируешь дам.
……………………….
Домой заехавши, фигурке
Своей ты придал лучший тон, -
И вот уж прыгаешь в мазурке…

С восходом солнца кончишь день,
……………………..
Но завтра ж снова, моды жертва,
…………………………….
Снова начинаешь то же.
БРОДСКИЙ, ПИСАРЕВ, ЛОТМАН не комментируют.

МОИ ИНСИНУАЦИИ:
Эта строфа – водораздел. Явленная нам кукла «гламурный подонок» переменяется на другую – «барон-изгнанник».
И без особых объяснений, без «неба Аустерлица»,– просто «устал от бифштексов».

Ну и ладно, мы и привыкнуть особо не успели, к тому, первому Онегину. Будем теперь читать про второго, байронического. Настоящего.

ЕЩЕ МНЕНИЕ О СТРОФЕ:
Пишет petrazmus : Александр Сергеевич в этой строфе продолжает описание дня своего героя, которое ведется, исключая отступления, с начала романа. Такие подробности образа жизни не случайны. Автор намеренно, и не только в энциклопедически-повествовательных целях, делает это.
Пушкин подготавливает завязку и интригу. Он ведь пишет роман, а не бытописание. Ему нужно пространство для маневра.
Но, шумом бала утомленный
И утро в полночь обратя,
Спокойно спит в тени блаженной
Забав и роскоши дитя.
Проснется за полдень, и снова
До утра жизнь его готова,
Однообразна и пестра.
И завтра то же, что вчера.
Но был ли счастлив мой Евгений,
Свободный, в цвете лучших лет,
Среди блистательных побед,
Среди вседневных наслаждений?
Вотще ли был он средь пиров
Неосторожен и здоров?

Вернемся к самому началу романа.
Онегин едет в деревню к умирающему дяде. Казалось бы – чего проще? Приехал, застал дядю уже «на столе», принял дела, назначил управляющего, и обратно к Петербургской жизни.
Но ведь тогда не было бы ни встречи с Ленским, ни Татьяны.
Можно возразить, что Онегин не очень-то отреагировал на Татьяну, это она скорее поглощена новым знакомым, и это тоже могло бы быть сюжетом не менее интересного романа. Да. Конечно. Только роман это надо было бы называть «Татьяна Ларина». И писался бы он иначе.
Не возможен и такой поворот – Онегин, случайно встретив Татьяну, влюбляется в нее. Татьяна - деревенская барышня, а искушенного столичного повесу удивить трудно.
И вот именно для этого, поэт так скрупулезно описывает времяпровождение Онегина. Ему надо показать, что с одной стороны никто не сможет впоследствии бросить Евгению, мол, он на нее обратил внимание, потому что других не видел. Нет, Онегин видел и, как результат, мгновенно отранжировал Татьяну-Ольгу. С другой стороны, надев на героя Байроновский плащ сплина-хандры, Пушкин получил прекрасную возможность не принять Онегину искренность Татьяны, и тем самым сделать еще один временной и чувственный виток. В этой строфе и начинается формирование этого «Байроновского плаща».
Пушкин, хорошо относясь к своему герою, довольно беспощаден в своих оценках. Онегина. «Дитя», «спит в тени блаженной», «жизнь однообразна и пестра»(хочется подчеркнуть именно «пестра», ни «красочна», ни «цветная», а «пестрая», как лоскутный половичок – красивый, но из ЧУЖИХ ОБРЕЗКОВ), и жизнь эта - «готова», она не «сделана», не «создана», не «пережита», она УЖЕ кем-то приготовлена. В ней нет и быть не может неожиданностей. Своеобразное бессмертие. С этой точки зрения становится понятным последний вопрос строфы.

Вотще ли был он средь пиров
Неосторожен и здоров?

Если прочитать ее на современном нам языке, то выглядит это так:
Не напрасно, не тщетно ли Евгений Онегин пытался быть на пирах и «беспредельщиком» и «пуританином». Стоило ли так бросаться из крайности в крайность? Эти заигрывание с судьбой, эти попытки поиска риска все равно ни к чему не привели бы, т.к. «ЖИЗНЬ его ГОТОВА». Она не меняется – время не течет - ты бессмертен!
Гламур 19 века! Такой же, как и сейчас. Тогда дуэли – сейчас гонки по встречной, тогда шампанского бутылка – сегодня «трава», «Кузнецкий мост»- «Третьяковский проезд».
Все и отличие то, что тогда был Пушкин, и та гламурная жизнь, поэтому, осталась в литературе навсегда.
Нынешняя же - только в лентах новостей, которые живут всего один день…
Ну не считать же «Робчак-Собски» - нетленным свидетельством эпохи.

I.Актуализация темы .

Учитель: Роман «Евгений Онегин» создан в начале 20-х годов XIX века, но до сих пор интересен читателям вечно живыми, никогда не устаревающими проблемами, драматическими судьбами героев. В нём нашла отражение целая эпоха русской жизни.

А что вам особенно запомнилось в I главе?

Почему именно так называется роман?

А какие ещё произведения названы именем героя?

Есть то, что делает текст узнаваемым в плане авторства?

В какую эпоху создано произведение? Почему вы так решили?

II.Работа с эпиграфом .

Мы можем точно сказать, к кому относится эпиграф? Почему?

Подчеркните ключевые слова.

Что передано глаголами-синонимами?

III.Обращение к теме и целям урока.

IV. Чтение и анализ текста I строфы.

2) Выразительно прочитайте.

2) Беседа по I главе.

Кто произносит этот внутренний монолог?

Какие чувства испытывает герой? Подтвердите словами из текста.

Чем они вызваны? Что мы можем сказать об этом герое?


Итак, каков же первый пункт плана?

V.Чтение и анализ II строфы .

Найдите слова, которые характеризуют героя. Как вы понимаете их?

Как бы вы на основе второй строфы озаглавили пункт плана?

Каким же предстаёт перед нами Онегин в первых двух строфах?

А как вы думаете, почему Пушкин обращается к детским и юношеским годам Онегина?

VI. Групповая работа учащихся. Анализ III-XXVI глав. (Время выполнения задания – 15 минут.)

Инд. задание: Как называет Пушкин

своего героя на протяжении всей первой главы? Почему?

1) I группа – анализ III строфы.

По каким законам живёт Онегин?

Найдите ключевые слова. Объясните их значение.

Почему подобран эпитет « убогий» к слову «француз»?

Почему Пушкин при повествовании о воспитании Евгения Онегина употребляет так много французских слов (варваризмов)?

Каким же мы видим героя в III строфе? Вывод запишите.


2) II группа – анализ IV-VI глав.

Почему подбирает Пушкин к слову «юность» эпитет «мятежной»? Подберите синонимы к слову «мятежный.»


Почему свет решил, что он умён и очень мил?

Почему судьи, решительные и строгие, решили, что Онегин «учёный малый, но педант»? Ответ найдите в тексте.

Какое ключевое слово можно выделить, говоря об его учёности?

О чём говорит тот факт, что он «читал Адама Смита»?

Каким мы видим героя в этих строфах? Вывод запишите.

Каков следующий пункт плана?

3) III группа – анализ строф IIX – XII.

Учитель: из предыдущих строф мы узнали, какое образование получил Онегин. Он относился ко всему шутя, слегка.

Какую науку он действительно знает великолепно?

Назовите ключевые слова в X строфе. Как они характеризуют героя?

Какое значение имеет слово «лицемерить»?

Почему такое обилие глаголов?

А какие это глаголы по значению? Почему их использует автор?

Найдите языковые средства, которые передают отношение автора к своему герою? Каково это отношение?

Каким мы видим героя? Запишите вывод в тетрадь.

Каков следующий пункт плана?

4)IV группа - анализ строф XV - XXII, XXVII - XXVIII,XXXV.

Чему подчинён день Онегина?

В строфе XV найдите ключевое слово. Как оно характеризует Онегина?

Почему в строфе XVI Пушкин подробно описывает блюда в ресторане? Что мы можем сказать о герое?

Почему Пушкин в роман вводит своего приятеля Каверина? Как это характеризует героя?

Что привлекает Онегина в театре? Докажите примерами из текста. (Строфа XXII) Какие чувства он при этом испытывает?

Посмотрите на строфы XVII и XXII. Какое слово повторяется шесть раз? Почему? Как это характеризует героя?

Почему изображает только один день Онегина? Вывод запишите в тетрадь.

Озаглавьте пункт плана.

5) V группа - анализ строф XXIII-XXIV.

Почему Пушкин описывает кабинет Евгения Онегина?


Что его занимает, интересует? (Ключевые слова)

Для чего предназначено всё, что находится в кабинете? (ключевые слова в строфе XXIII)

Каков же наш герой? Вывод запишите.

Озаглавьте пункт плана.


6) VI группа - анализ строф XXV – XXVI.

Как вы понимаете первое предложение XXV строфы? Какова авторская позиция?

Что во внешности героя подчёркивает автор?

Каково значение слова педант?

Что вы можете сказать о герое по внешности? Вывод запишите.

Каков следующий пункт плана.

VII.Проверка выполненного задания.

VIII.Творческое задание (15 мин.).

На основе прослушанных выступлений учащихся сделайте общий вывод: Каким же предстал перед нами Евгений Онегин? -Какие художественные средства использует Пушкин для создания образа героя?

Вывод запишите самостоятельно.

IX. Беседа с классом. Учитель: у Онегина есть всё что необходимо для счастья молодого человека. Почему же тогда Пушкин задаёт вопрос: «Но был ли счастлив мой Евгений»? Что происходит с героем? Найдите ключевые слова в XXXVII – XXXVIII строфах.

Каков же следующий пункт плана?

Почему же Онегин «забав и роскоши дитя к жизни вовсе охладел»?

Развернутый ответ на данный вопрос позволяет дать система вопросов:

- Дает ли Пушкин ответ на этот вопрос?

Что предпринял Онегин?

Найдите ключевые слова.

Почему ничего не вышло из-под пера его?

Что мы можем сказать о герое?


X. Чтение и анализ XLV строфы.

- Почему именно в это время подружился автор с Онегиным? Что их сближает? Что нравится автору в Онегине?

Что рознит их?

Каков следующий пункт плана?


XI. Беседа с классом.

- «Почему Онегин «забав и роскоши дитя» к «жизни вовсе охладел»?

Учитель: А вот критик Писарев считает, что

«скука Онегина не имеет ничего общего с недовольством жизнью…Эта скука есть ничто иное, как простое физиологическое последствие очень беспорядочной жизни…Человек так устроен от природы, что он не может обжираться, упиваться и «изучать науку страсти нежной». Самый крепкий организм надламывается или, по крайней мере, утомляется, когда он чересчур роскошно пользуется разнообразными дарами природы»…

Как вы относитесь к этому мнению? Согласны ли вы с ним или нет?

Каков следующий пункт плана?

XII. Итог урока.

Вернемся к эпиграфу урока:

Кому он адресован? Почему Пушкин взял именно этот эпиграф?

Каким же предстал перед нами Онегин в Петербурге?

Какие средства использовал Пушкин для раскрытия образа Онегина?

Как называет Пушкин своего героя на протяжении всей первой главы? Почему? (проверка инд. задания)

Как относится Пушкин к своему герою?

А чем интересен Онегин современным читателям?

Домашнее задание:

1) подготовить характеристику Онегина по плану, записанному в тетради (первая группа), подобрать и выписать ключевые слова к характеристике Онегина (вторая группа).

«Был ли счастлив мой Евгений?» (По роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»)

А счастье было так возможно,

Так близко!..

О. Пушкин В романе «Евгений Онегин» А. С. Пушкин обращается к теме судьбы молодого человека 20-х годов XIX века. Поэта интересуют не только вопросы выбора жизненного пути, общественного служения, но и проблема личного счастья героя. Рассказывая о юности Онегина, автор уже в первой главе задается вопросом:

Но был ли счастлив мой Евгений?

Свободный, в цвете лучших лет

Среди блистательных побед,

Среди вседневных наслаждений?

Наверное, многие молодые люди мечтают о такой жизни, которой жил Онегин в юности:

Бывало, он еще в постеле:

К нему записочки несут.

Что? Приглашенья? В самом деле,

Три дома на вечер зовут...

Всю жизнь Онегина заполнено развлечениями: балы, рестораны, театр, дружеские пирушки, светские приемы... Что нужно еще для счастья молодой, богатой и свободной человеку, познавший «науку страсти нежной» и все премудрости светской жизни? Я думаю, что Онегин тоже так считал некоторое время. Пока он покорял мир, у него не было ни времени, ни поводов для того, чтобы чувствовать себя несчастным или хотя бы задумываться об этом. Хоть Пушкин на вопрос «был Ли счастлив Евгений?» отвечает отрицательно. Но это Пушкин. Он мудрее и старше. И он раньше своего героя понимает, что развлечения и удовольствия быстро надоедают и утомляют. Тем более, что Онегин не легкомысленный, пустой человек, довольствовался бы забавами и роскошью. И вскоре Онегину действительно надоел мир, российская скука понемногу освоила его. Оставив мир, Онегин пытается занять себя делом. Унаследовав от дяди заводы, земли и леса, Онегин рад был «прежний путь изменить на что-нибудь».

Сначала в селе Евгений был захвачен хозяйственными преобразованиями, но потом увидел, что и в селе и сама скука. Онегин скучает, но не страдает от одиночества и однообразия жизни. Чувства его дремлют. Он не знает, что может быть другая жизнь. Поэтому, встретив Татьяну, Онегин, хоть и почувствовал приятность, был тронут, но свою постылую свободу потерять не захотел. Позже, в письме Татьяне, он скажет: «Я думал: вольность и покой - замена счастью...» Свою ошибку он поймет только тогда, когда почувствует настоящую любовь. Любовь к Татьяне откроет ему другую жизнь, наполненную чувствами, желаниями, надеждами. Пожалуй, этот период жизни героя можно назвать счастливым. По крайней мере Онегин узнал, что счастье есть в жизни. В его жизни появился смысл, цель:

Поминутно видеть вас,

Повсюду следовать за вами,

Улыбку уст, движенье глаз

Ловит влюбленными глазами...

В письме к Татьяне Онегин признается ей, что любовь заполнила всю его душу, стала смыслом его жизни:

Но чтоб продлилась жизнь моя,

Я утром должен быть уверен,

Что с вами днем увижусь я...

Но прозрение пришло к Онегина поздно. Выслушав ответ Татьяны, Онегин понимает, что «счастье было так возможно, так близко...» В этот момент он по-настоящему несчастлив, потому что, только познав счастье, можно оценить его потерю, осознать всю пустоту и никчемность жизни.

Пушкин оставляет своего героя в минуту «злую для него».

Сумеет Онегин заполнить пустоту, что образовалась, служением общественному благу, высокой целью, мы не знаем. Что сталось с Онегиным потом? Или воскресила ли его страсть для нового, более достойного человеческого достоинства страдания?.. Не знаем... Силы этой богатой натуры некуда было приложить, жизни осталось без смысла, а роман без конца, - так писал В. Г. Белинский.

Единственное, что нам известно: Онегин успел узнать, что счастье есть, что даже ожидание наполняет его жизнь смыслом. И это лучше, чем вечный покой, праздность и скука.

Роман "Евгений Онегин". По вашему мнению, были бы счастливы Онегин и Татьяна? и получил лучший ответ

Ответ от Максим Ю. Волков[гуру]
Думается, что читатель «Евгения Онегина» не раз задавался вопросом, почему же главные герои не были счастливы, что развело Татьяну и Евгения в жизни далеко друг от друга?
Развитие конфликта, о котором мы говорим, начинается в третьей главе, когда Онегин знакомится с семьей Лариных и Татьяна влюбляется в него, страдает, пишет письмо и ждет на него ответа. Героиня только один раз увидела Евгения и полюбила его на всю жизнь. Объясняется это тем, что мечтательная, наделенная пылким воображением и своенравной душой, она узнала в Онегине тот идеал, который составила по сентиментальным романам. С другой стороны, она уловила в юноше сходство с собой и поверила, что они созданы друг для друга. Татьяна пишет Онегину письмо, страдая и рассчитывая на его благородство:
Я к вам пишу -чего же боле?
Что я могу еще сказать?
Теперь я знаю, в вашей воле
Меня презреньем наказать.
Но Онегин не мог оценить и принять порыв Татьяны, поскольку к этому времени, как говорит о нем повествователь, «в любви считался инвалидом»:
В красавиц он уж не влюблялся,
А волочился как-нибудь;
Откажут - мигом утешался;
Изменят - рад был отдохнуть.. .
Отсюда назидательный, нравоучительный тон его ответа Татьяне. Собственно, его ответ - это скорее исповедь, чистосердечное признание в том, что он не хочет ограничить свою жизнь «домаш-г ним кругом». А если бы он «пленился семейственной картиной» , то невесты, кроме нее, не искал бы. Татьяна могла бы принять его ответ как признание в любви, но поскольку герой так акцентирует внимание на нежелании жить «домашним кругом» , то отпугивает девушку, но не охлаждает ее чувства. Онегин не разглядел в Татьяне самого главного: она - одна из тех цельных поэтических натур, которые любить могут только один раз. Он поймет это в конце романа, когда она в своей отповеди ему, так же открыто и доверчиво, как и в письме, скажет: «Я вас люблю (к чему лукавить?)» .
Далее любовь Татьяны к Онегину развивается и углубляется. В его отсутствие героиня, тоскуя, заходит в опустевший дом и знакомится с библиотекой, со сделанными на книгах пометками, что Л раскрывает для нее внутренний мир столь дорогого человека. Татьяна начинает лучше понимать его и осознает, чем он живет, почему страдает. Но смогла ли она приобщиться к его переживаниям сердцем? Нет, она осознает все только разумом, поскольку идеи эти чужды ей, непонятны.
Однако с этого момента Татьяна начинает меняться, внутренне она из наивной девочки постепенно превращается в светскую даму, которая потом так поразит воображение Онегина. Татьяна едет с матерью в Москву, чтобы начать новую жизнь. И хоть ив Москве мысль об Онегине не покидает героиню, но она отгоняет ее, стараясь владеть собой. Но вот герои снова встречаются, Татьяна ничем не выдала своего волнения:
Ей-ей! не то, чтоб содрогнулась
Иль стала вдруг бледна, красна.. .
У ней и бровь не шевельнулась;
Не сжала даже губ она.
Но именно ее хладнокровие покоряет теперь Онегина так, как не могла покорить милая простота и открытость. Автор-повествователь очень подробно описывает переживания влюбленного героя, чтобы читатель не усомнился в их искренности. Татьяна верит ему и поэтому признается в своих чувствах, но отвергает его, поскольку верна мужу и дорожит своим положением в свете. Онегин отвергнут и несчастен, но стоит задуматься над тем, был бы он счастлив, ответь Татьяна на его порыв. Скорее всего, он скоро разочаровался бы и снова стал скучать, ведь ему не нужна спокойная размеренная жизнь, полная обыденных забот, ему нужна буря страстей, порывы, даже несчастье, чтобы он ощущал себя в мире гармонично. Не была бы счастлива с ним и Татьяна, слишком разного хотели они от жизни.
На примере Онегина и Татьяны мы можем сделать вывод, что любовь не всегда является гарантией счастья и согласия, поскольку каждый человек ищет свой путь в жизни, стремится к своей цели, по-своему оценивает мир, и любящие не всегда способны понять и оценить друг друга.

Ответ от Desi Stoyanova [гуру]
Конечно, ведь они любили друг друга, но Евгений очень не к стати умер (


Ответ от Taтьяна Рыжкова [гуру]
Не думаю.. .
Эффект гештальта. Помнится то, что незавершено. Завершенное, особенно страстно желаемое, в случае, когда объект желания - твой, тускнеет. Особенно для таких людей, как Онегин. Татьяна это поняла, поэтому и отказала. Добился бы и разлюбил. Такое было время, такие нравы.
Кстати, вспомните Анну Каренину. Откажи она Вронскому, тоже страдал бы, бедный. А так - она под поезд, а он...

Александр Сергеевич Пушкин в своем романе «Евгений Онегин» показал современную ему эпоху. Пушкин был первым, кто разглядел черту, характерную для некоторых молодых людей в начале 19 века — человек в обществе одинок, если он образованнее других.

Автор «Евгения Онегина» проследил истоки этого явления: поверхностное воспитание, беспорядочное подражание европейской культуре, условность дворянского уклада жизни, отсутствие духовных и общественных интересов у большинства людей.

Пушкин называет Евгения «старым приятелем». Он настолько хорошо знает все его привычки и мысли, что невольно возникает ощущение, будто в противоречивости образа Онегина, в описании его уклада жизни Пушкин в какой-то мере выразил себя. Может быть, именно поэтому он позволяет себе быть очень суровым к этому персонажу.

Онегин — сын богатого помещика, «наследник всех своих родных», которому «труд упорный» был чужд. Он получает весьма губительное воспитание, так как растет без матери, а его отец — легкомысленный барин, перепоручивший сына «убогим» гувернерам и гувернанткам, почти ничему не учивших мальчика.

Такое социальное положение и воспитание определили основные черты характера Онегина: из него вышел настоящий эгоист, думающий только о себе и не замечающий других людей с их интересами, чувствами и переживаниями. Первая глава показывает Онегина в Петербурге. Здесь он столичный франт, который уже вполне постиг «науку страсти нежной». Онегин ведет типичную для «золотой молодежи» того времени жизнь: балы, прогулки по Невскому, театры.

Но Онегин по своей натуре выделяется из общей массы аристократической молодежи. Пушкин отмечает его «мечтам невольную преданность, неподражательную странность и резкий, охлажденный ум», чувство чести, благородство души. Это не могло не привести Онегина к разочарованию в жизни и интересах светского общества, к недовольству политической и социальной обстановкой, сложившейся в России после войны 1812. Обстоятельства, а точнее сказать, скука, приводят его в деревню, где от блистательности нашего героя не осталось и следа.

Покинув светское общество, Онегин пробует заняться полезным делом. Но… Из попытки писать нечего не вышло: у него не оказалось призвания («зевая, за перо взялся») и привычки к труду, сказалось барское воспитание. Попытка борьбы с «душевной пустотой» посредством чтения тоже оказалась безуспешной. Книги, которые герой читал, или не удовлетворяли его, или оказывались созвучными его мыслям и чувствам и только укрепляли их. Далее, пытаясь заняться устройством жизни крестьян в поместье и облегчить их существование, Онегин совершает неслыханное: «Ярем он барщины старинной \ Оброком легким заменил». Это, конечно же, вызвало недоумение и неодобрение соседей — помещиков, свято чтящих устои крепостнического уклада. Их вердикт был безжалостен: «И в голос все решили так, \ Что он опаснейший чудак». На этом реформаторская деятельность Онегина закончилась…

Спасти от «душевной пустоты» не смогли Евгения и сильнейшие чувства, объединяющие человека с человеком, — любовь и дружба. Он отверг любовь Татьяны, так как выше всего ценил «вольность и покой», не сумел разгадать всю глубину ее натуры и ее чувства к нему. В сцене объяснения с Татьяной герой придумывает сотни отговорок, лишь бы доказать девушке, что он не создан для семейной жизни. Хотя на самом деле Онегин из-за любви боялся потерять свободу.

На дуэли Евгений убил своего друга Ленского, так как не смог возвыситься над общественным мнением того поместного дворянства, которое внутренне презирал. Предрассудки взяли верх в его колебаниях, которые Онегин испытывал после получения вызова на дуэль. Он испугался «шепота, хохотни глупцов», сплетен зарецких.

Онегин всё же стреляет. И это накладывает на него неизгладимый отпечаток. Недаром он признаётся в письме Татьяне: «Ещё одно нас разлучило… Несчастной жертвой Ленский пал…» Именно отсюда и начинается ломка его жизни, поспешное бегство из деревни, странствия по родной земле и всё растущее чувство собственной неполноценности и бесполезности:

Зачем я пулей в грудь не ранен?

Я молод, жизнь во мне крепка;

Чего мне ждать? тоска, тоска!..

После отъезда Онегина Татьяна приоткрывает перед читателем завесу тайны: кто же был на самом деле ее Евгений. Она его любит, любит по-настоящему, но её оценка так же сурова, как и комментарии автора: «Чудак печальный и опасный, / Созданье ада иль небес, /Сей ангел, сей надменный бес, / Что ж он?..»

В подавленном состоянии духа Онегин уехал из деревни. Он «начал странствия», но и это не рассеяло его. Таким образом, Евгений, при всех своих положительных качествах, сам обрекает себя на одиночество и непонимание окружающих.

Вернувшись в Петербург, Онегин встретил Татьяну уже замужней женщиной, женой своего родственника и друга. В нем вспыхнула любовь, но Ларина уже не может ответить Евгению взаимностью.

В романе можно выделить три основных потрясения, очень сильно влиявших на развитие личности главного героя. Первое — убийство Ленского. Какой бы ни был Онегин умный и опытный, он должен был избежать дуэли, ведь его соперник был намного младше его, чище душой, и впереди у него была целая жизнь. Но общество сыграло свою роль в этом конфликте, выявив слабость Онегина. Дуэль и разрыв отношений с Татьяной вынуждают Евгения покинуть деревню и начать путешествовать. И третье, последнее, событие, которое мы видим в романе, — это возвращение героя в Петербург и окончательный разрыв с Татьяной.

Отвечая на вопрос, заданный в названии сочинения, я могу сказать, что Онегин не был счастлив ни в светском обществе, ни в деревне, ни в странствиях. Одаренный умом и способностями, он не знал, как их применить. Ни любовь, ни дружба также не дала ему успокоения. Хотя позже герой поймет, что из-за своего себялюбия и стремления к «вольности» и любовь, и дружба обошли его стороной.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!