Образование для Вас

Современная литература 21 века почитать. Современные русские писатели и их произведения. «Даниэль Штайн, переводчик»

Вчера, 23 апреля, был Всемирный день книг, предлагаем ознакомиться со списком читательских предпочтений 56 экспертов. Предлагаем ознакомиться со списком читательских предпочтений экспертов литературного журнала The Millions, в число которых вошли известные журналисты, критики и писатели. Они выбрали самые достойные внимания книги столетия. Рейтинг подготовлен 56 экспертами издания и был представлен и составлен читателями журнала, которые голосовали в специальной группе в Facebook. Наверняка, любой читающий человек сможет назвать свой рейтинг лучших книг, но это исследование The Millions стоит взять на заметку.

«Средний пол» Джеффри Евгенидис

«Middlesex» Jeffrey Eugenides История жизни гермафродита, искренне и откровенно рассказанная от первого лица. Роман, написанный американцем греческого происхождения Джеффри Евгенидисом в Берлине, получил Пулитцеровскую премию 2003 года. Роман представляет собой историю нескольких поколений одной семьи глазами потомка-гермафродита.

«Короткая и удивительная жизнь Оскара Уо» Жуно Диас

(«The Brief Wondrous Life of Oscar Wao» Junot Díaz) Полуавтобиографический роман 2007 года, написанный американцем доминиканского происхождения Жуно Диасом, повествует о судьбе толстого и глубоко несчастного ребенка,переживающего процесс взросления в Нью-Джерси и безвременно погибающего в ранней юности. Произведение было удостоено Пулитцеровской премии 2008 года. Примечательной особенностью книги можно счесть смешение литературного английского, «спанглиша» (смеси английского и испанского) и уличного сленга латиноамериканцев, обосновавшихся в Америке.

«2666» Роберто Боланьо

«2666» Roberto Bolano Изданный посмертно роман чилийского писателя Роберто Боланьо (1953–2003). Роман состоит из пяти частей, которые автор по экономическим соображениям собирался опубликовать как пять независимых книг, чтобы таким образом обеспечить жизнь своих детей после его смерти. Тем не менее после его смерти, наследники оценили литературную ценность произведения и решили издать его как один роман.

«Облачный атлас» Дэвид Митчелл

«Cloud Atlas» David Mitchell «Облачный атлас» подобен зеркальному лабиринту, в котором перекликаются, наслаиваясь друг на друга, шесть голосов: нотариуса середины девятнадцатого века, возвращающегося в США из Австралии; молодого композитора, вынужденного торговать душой и телом в Европе между мировыми войнами; журналистки в Калифорнии 1970-х, раскрывающей корпоративный заговор; мелкого издателя - нашего современника, умудрившегося сорвать банк на бандитской автобиографии «Удар кастетом» и бегущего от кредиторов; клона-прислуги из предприятия быстрого питания в Корее - стране победившего киберпанка; и гавайского козопаса на закате цивилизации.

«Дорога» Кормак Маккарти

«The Road» Cormac McCarthy Книга Комрака Маккарти, чьи произведения отличаются жёстким реализмом и здравым взором на нашу, человеческую сущность, без масок, без лицемерия, без какой-либо романтики. Отец с маленьким сыном странствуют по пережившей чудовищную катастрофу стране, отчаянно пытаясь уцелеть и сохранить человеческий облик в постапокалиптическом мире.

«Искупление» Иэн Макьюэн

«Atonement» Ian McEwan «Искупление» - это поразительная в своей искренности «хроника утраченного времени», которую ведет девочка-подросток, на свой причудливый и по-детски жестокий лад переоценивая и переосмысливая события «взрослой» жизни. Став свидетелем изнасилования, она трактует его по-своему - и приводит в действие цепочку роковых событий, которая аукнется самым неожиданным образом через много-много лет.

«Приключения Кавалера и Клея» Майкл Чабон

«The Amazing Adventures of Kavalier & Clay» Michael Chabon Два еврейских юноши во время Второй мировой войны становятся королями комикса в Америке. Своим искусством они пытаются бороться с силами зла и с теми, кто держит их близких в рабстве и хочет уничтожить.

«Поправки» Джонатан Франзен

«The Corrections» Jonathan Franzen Это ироничное и глубокое осмысление извечного конфликта отцов и детей в эпоху бравурного «конца истории», непробиваемой политкорректности и вездесущего Интернета. Следя за грустными и смешными жизненными коллизиями семьи бывшего инженера-путейца Альфреда Ламберта, медленно сходящего с ума, автор выстраивает многофигурный роман о любви, бизнесе, кинематографе, «высокой кухне», головокружительной роскоши Нью-Йорка и даже о беспределе на постсоветском пространстве. Книга объявлена «первым великим романом XXI века».

«Gilead» Marilynne Robinson

Действие романа происходит в 1956-м году в городке Гилеад, штат Айова. Книгу составляют письма, написанные в дневниковой форме 76-летним священником и адресованные его 7-летнему сыну. Соответственно, роман представляет собой ряд непоследовательных сцен, воспоминаний, историй, нравственных советов.

«Белые зубы» Зэди Смит

«White Teeth» Zadie Smith Один из самых ярких и успешных дебютных романов, появившихся за последние годы в британской литературе. Блестящее комическое повествование, в котором рассказывается о дружбе, любви, войне, землятресении, трех культурах, трех семьях на протяжении трех поколений и одной очень необычной мыши.

«Кафка на пляже» Харуки Мураками

«Kafka on the Shore» Haruki Murakami В центре произведения - судьба подростка, убежавшего из дома от мрачного пророчества своего отца. На удивительные судьбы героев, жителей Японии второй половины XX века, влияют пророчества, посланцы потустороннего мира и кошки.

«Бегущий за ветром» Халед Хоссейни

«The Kite Runner» Khaled Hosseini Амира и Хасана разделяла пропасть. Один принадлежал к местной аристократии, другой - к презираемому меньшинству. У одного отец был красив и важен, у другого - хром и жалок. Один был запойным читателем, другой - неграмотным. Заячью губу Хасана видели все, уродливые же шрамы Амира были скрыты глубоко внутри. Но не найти людей ближе, чем эти два мальчика. Их история разворачивается на фоне кабульской идиллии, которая вскоре сменится грозными бурями. Мальчики - словно два бумажных змея, которые подхватила эта буря и разметала в разные стороны. У каждого своя судьба, своя трагедия, но они, как и в детстве, связаны прочнейшими узами.

«Не отпускай меня» Кадзуо Исигуро

«Never Let Me Go» Kazuo Ishiguro От урожденного японца, выпускника литературного семинара Малькольма Брэдбери, лауреата Букеровской премии за «Остаток дня» - самый поразительный английский роман 2005 года. Тридцатилетняя Кэти вспоминает свое детство в привилегированной школе Хейлшем, полное странных недомолвок, половинчатых откровений и подспудной угрозы. Это роман-притча, это история любви, дружбы и памяти, это предельное овеществление метафоры «служить всей жизнью».

«Аустерлиц» В. Г. Зебальд

«Austerlitz» W.G. Sebald Жак Аустерлиц, посвятивший свою жизнь изучению устройства крепостей, дворцов и замков, вдруг осознает, что ничего не знает о своей личной истории, кроме того, что в 1941 году его, пятилетнего мальчика, вывезли в Англию. И вот, спустя десятилетия, он мечется по Европе, сидит в архивах и библиотеках, по крупицам возводя внутри себя собственный «музей потерянных вещей», «личную историю катастроф».

«Empire Falls» Richard Russo

Роман Ричарда Руссо, в комедийном ключе повествующий о жизни «синих воротничков» маленького городка Эмпайр-Фоллс, штат Мэн. Главный герой - Майлз Роби, управляющий гриль-баром, который считается самым популярным заведением в этом местечке уже на протяжении 20 лет.

«Runaway» Alice Munro

Сборник рассказов известной канадской писательницы, по которому в Голливуде уже снимают фильмы, а в 2004 году книга получила премию Гиллера.

«The Master» Colm Toibin

Книга ирландского писателя Колма Тобина (Colm Tóibín) «Мастер», повествующая о жизни известного романиста и критика XIX века Генри Джеймса заслужила самую крупную в мире литературную премию за художественное произведение на английском языке.

«Половина желтого солнца» Нгози Адичи Чимаманда

«Half a Yellow Sun» Chimamanda Ngozi Adichie Полный напряженного драматизма роман рассказывает истории нескольких людей, - истории, которые сплелись самым поразительным образом. Читатели назвали роман Адичи «африканским „Бегущим за ветром“», а британские критики присудили ему престижнейшую премию «Оранж».

«Необычная Земля» Джумпа Лаири

«Unaccustomed Earth: Stories» Jhumpa Lahiri «Необычная Земля» - книга американской писательницы индийского происхождения - Джумпы Лаири. В ней непосредственно она продолжает тему индийских эмигрантов, которую начала также в своей первой книги «Толкователь болезней».

«Джонатан Стрендж и мистер Норрелл» Сюзанна Кларк

«Jonathan Strange & Mr. Norrell» Susanna Clarke Магическая Англия эпохи Наполеоновских войн. Англия, в которой волшебники состоят на тайной службе правительства и собственными способами защищают Британскую империю. Но, сражаясь с врагом «обычным» и используя свою Силу как еще одно оружие в войне «людской», волшебники забыли о своем истинном, извечном недруге и противнике - Древнем Народе, помнящем, как он управлял некогда человеческими землями и душами. И теперь, когда магия стала слабеть и иссякать, из глубин запредельной древности возвращаются фэйри, ведомые своей Новой надеждой - подменышем Королем-Вороном. В список экспертов также вошли книги «Изведанный мир» Эдварда П. Джонса, «Пасторалия. Разруха в парке гражданской войны» Джорджа Сондерса, «Пора уводить коней» Пера Петтерсона, «Бастион одиночества» Джонатана Летема, сборник рассказов Келли Линк «Все это очень странно», а также не переведенные на русский язык книги «Hateship, Friendship, Courtship, Loveship, Marriage» Alice Munro, «Twilight of the Superheroes: Stories» Deborah Eisenberg, «Mortals» Norman Rush, «Varieties of Disturbance: Stories» Lydia Davis, «American Genius: A Comedy» Lynne Tillman.

Кто-то жалуется: книг в магазинах много, а читать нечего.

Это неправда. И книг в магазинах много, и есть что почитать.Просто выбор стал труднее. Сегодня уже не найдешь той единственной книги, которую нужно читать всем. Но пять интересных книг можно найти всегда. Это касается и художественной прозы, и документальной. Проблема заключается в другом - книги становятся все дороже и дороже.

В конце прошлого года в свет вышли новые романы Ольги Славниковой, Дины Рубиной, Виктора Пелевина, Людмилы Улицкой, Сергея Лукьяненко, Бориса Акунина. Вышли новые сборники рассказов Романа Сенчина. Готовится к выходу новый роман Захара Прилепина "Черная обезьяна". Пополняются новинками популярные серии. К примеру, в "ЖЗЛ" появились биографии Хемингуэя, Тышлера, Абеля - фигуры столь же интересные, сколь и разные.

Так что в книжный магазин зайти стоит. Если, конечно, в вашем городе есть приличный книжный магазин.

Жизнь за смерть

Легкая голова.

Ольга Славникова. Роман. - М.: АСТ: Астрель, 2011.

"Маленький человек" в русской литературе всегда был ужасным гордецом. Он всерьез считал (и убедил в этом главных русских писателей XIX века), что его маленькие страдания значат гораздо больше имперских задач: освоения Сибири, покорения Кавказа, - не говоря уже о таких сущих пустяках, как открытие таблицы Менделеева, изобретение радио или создание первых в мире самолетов "Илья Муромец".

"Маленький человек" всегда страдал отдельно (вместе с русской литературой), а страна развивалась отдельно. "Маленький человек" при мощной пиар-поддержке русской литературы убедил нас, что он - главная гуманитарная ценность.

В той или иной форме этот статус кво сохранялся и в ХХ веке. И - как оказывается - перешел в XXI. Но сам "маленький человек" сильно изменился.

Сегодня это примерно менеджер среднего звена. И если гоголевский герой в отчаянии восклицал: "Ну почему я титулярный советник?" - в гордыне своей полагая, что ему, Божьему творению, быть просто титулярным советником нельзя, не по ранжиру, то нынешний МЧ (назовем его так) ужасно страдает от своего ежемесячного дохода в несколько тысяч баксов и невозможности купить квартиру на Гоголевском бульваре. "Ну почему я должен жить в Чертаново?"

Русская литература немедленно отреагировала на этот экзистенциальный запрос снизу и наша проза сегодня пухнет от сюжетов на тему "миллионера из Чертанова". Схема этих сюжетов примерно такова: "маленький человек" в силу невероятной случайности вдруг оказывается Очень Большим Человеком, настолько Большим, что на уши встают все государственные и коммерческие структуры, чтобы этого Очень Большого МЧ хоть как-то урезонить и с ним договориться. Напомню, что последним громким произведением на эту тему стал роман Игоря Сахновского "Человек, который знал всё", который был к тому же и экранизирован.

Роман Ольги Славниковой "Легкая голова" поднимает эту же тему с неожиданной стороны. Бренд-менеджер Максим Т. Ермаков оказывается слабым звеном в цепочке Причинно-Следственных Связей мирового развития, за которыми следят соответствующие русские спецслужбы. И вопрос быть ему или не быть становится не его личным делом, а решающим фактором в судьбе планеты. Он - "слабое звено", из-за которого, собственно, и происходят разные катаклизмы: от взрывов в метро до смерти больного сына неприметной сотрудницы фирмы. Поэтому ему предлагают покончить с собой выстрелом в голову. За десять миллионов долларов. Смешно? Но только не ему...

То, что Ольга Славникова написала очень захватывающий роман - не диво. Сегодня таких романов пишется много, они поставлены на поток, и Славникова только зачем-то решила в этот поток включиться. Удивительно то, что она смогла наполнить жанровую прозу живыми, теплыми и пронзительными эмоциями, превратив триллер в действительную глубокую человеческую драму. Забыв об абсурдности сюжета, начинаешь сопереживать героям просто так. Потому что это герои Ольги Славниковой, прекрасной писательницы, которая "знает всё", видит людей насквозь, но от этого почему-то не перестает их любить и жалеть.

Бог из куклы

Синдром Петрушки.

Дина Рубина. Роман. - М.: Эксмо, 2010.

Сколько читаешь Рубину, столько не перестаешь изумляться невероятной витальности ее прозы. У нее есть какая-то волшебная палочка. За какую бы тему она ни бралась, под ее рукой все оживает, насыщается каким-то новыми красками, оттенками, приобретает свою индивидуальность и становится именно рубинской вещью, которую не спутаешь ни с чем.

Казалось бы, тема "люди-куклы" исчерпана до дна. Хуже, банальнее только "весь мир - театр". Но Рубина пишет об этом роман, и старая тема начинает сиять, как земля в первый день мироздания. Рубина - волшебница, вне сомнений. Каждый раз, открывая ее новую книгу, трепещешь, потому что нельзя писать так часто и сохранять при этом сильное, ровное дыхание. Ей удается.

Это роман не о куклах (хотя и куклах тоже, причем с самой неожиданной стороны), а прежде всего о любви. Любви настолько страстной, что она становится поистине смертной. Мы уже отвыкли от столь сильных переживаний любви в литературе, это сейчас почти невозможно. Но Рубина, с какой-то присущей ей дерзостью, возвращает нас к убеждению, что мужчина и женщина способны любить друг друга именно так: или - вместе, или - смерть. Куклы остаются как бы внимательными, но безмолвными наблюдателями этой любви-страсти. Их глаза-пуговки ее отражают и тем самым подчеркивают.

Впрочем, и сама кукольная тема в романе захватывает. Как и фирменный рубинский "этнографизм" - восхитительные картинки Львова, Праги и Иерусалима.

Новинки

Ананасная вода для прекрасной дамы.

Виктор Пелевин. - М.: Эксмо, 2011.

Пелевин начинает утомлять. Его не спутаешь ни с кем, это правда, но каждую его новую вещь начинаешь путать с его предыдущими. Эволюция пелевинского буддизма начинает раздражать: мне, как читателю, мало проку до того, что он поменял интерес к тибетским обрядам на увлечение "благородной випассаной". Вряд ли это означает что-то большее, чем аналогичные эзотерические капризы известных голливудских актеров.

В одном Пелевин остается непревзойденным мастером - своей способностью сотворить Нечто из Ничего. Творить целый художественный мир из дырки от бублика.

Новая книга Пелевина - это не роман, а сборник неравноценных повестей и рассказов, искусственно объединенных симпатичным, но бессмысленным названием. Самая крупная и самая интересная вещь в книге - повесть "Операция "Burning Bush". Ее можно прочитать и как своеобразную антиутопию, и как политический памфлет, и как (это самое интересное) бумажный гид по современной эзотерике. Остальные вещи прилагаются в качестве "бонуса".

Путь и шествие.

Астрель, 2010.

Владимир Березин. М.: АСТ:

Владимир Березин всегда пишет один непрерывный текст, время от времени приспосабливая его к тем или иным жанровым установкам, не слишком, впрочем, о них заботясь. В его литературной "иконографии" наверняка одно из самых почетных мест занимает Виктор Шкловский, как ни странно, почти забытый именно как писатель, в отличие от его собрата по "формализму" Юрия Тынянова, навсегда вошедшего в литературный золотой фонд благодаря вполне жанровым вещам - историко-биографическим романам "Кюхля" и "Смерть Вазир-Мухтара". Шкловский же с его "Zoo" и "Сентиментальным путешествием" туда не попал.

Никуда пока не попадает и Березин, и это обидно. "Путь и шествие" - проза яркая, сочная, местами смешная, местами изысканная, местами "бурлескная", но неизменно - живая. Читать ее - все равно что путешествовать с приятным собеседником. Желаете взять книгу в дорогу, берите Березина.

Двужильная Россия.

Даниил Фибих. - М.: "Первое сентября", 2010.

Писатель и публицист Даниил Владимирович Фибих (Лучанинов) (1899-1975) детство и юность провел в Нижнем Ломове, сотрудничал в первых пензенских советских газетах. Потом стал корреспондентом "Известий", часто публиковался и в других центральных изданиях. Автор повестей "Святыни", "В снегах Подмосковья", романов "Угар", "Родная земля", исторического романа "Судьба генерала Джона Турчина", пьес "Поворот", "Звонкий ключ", "Снега Финляндии".

Работая корреспондентом в армейской газете, часто оказывался на передовой линии Северо-Западного фронта в 1941-1942 гг. В 1943 г. за критические высказывания в своем личном дневнике был арестован по доносу и осужден на 10 лет "за антисоветскую агитацию и пропаганду". Дневники и воспоминания очевидцев ХХ века читать всегда интересно, но здесь мы имеем дело еще и с прекрасным литературным текстом. Книга честная, жесткая, пронзительная.

По просьбе «Афиши» Антон Долин исследовал, из чего состоят книги автора романа «11/22/63», короля ужасов, важнейшего беллетриста и самого экранизируемого современного писателя в мире.

Фотография: SHOSHANNAH WHITE/PHOTO S.A./CORBIS

Автокатастрофа

В авариях погибло множество персонажей Стивена Кинга, а 19 июня 1999 года это чуть не случилось с ним самим: 51-летний писатель попал под колеса автомобиля во время прогулки. Кроме перелома бедренной кости и множественных переломов правой ноги он получил ранение головы и правого легкого. Почти месяц провел на аппарате искусственного дыхания, нога не была ампутирована лишь чудом, но еще год писатель не мог сидеть - и, соответственно, работать. Однако постепенно вернулся к прежней деятельности, отражая раз за разом полученный опыт в новых книгах, в частности, в «Истории Лизи» и «Дьюма-Ки», а в седьмом томе «Темной башни» появились сакральные числа 19 и 99. Одни увидели в случившемся предостережение свыше (слишком писатель заигрывал в книгах с силами тьмы), другие - знак едва ли не богоизбранности писателя, которому удалось возродиться новым человеком. Так или иначе, Кинг - тот, с кем подобные вещи происходят не просто так. Недаром так много им написано о катастрофах и автомобилях, обладающих таинственной силой, - от «Кристины» (1983) до «Почти как «бьюик» (2002).


Бахман

Ричарда Бахмана Стивен Кинг придумал в 1977 году, когда сам уже прогремел с «Кэрри». Зачем нужен был псевдоним - сейчас уже не очень понятно. То ли чтобы в начале карьеры справляться с предполагаемыми фрустрациями от провалов книг, подписанных собственным именем, то ли чтобы проверить, удастся ли выстрелить второй раз. Так или иначе, Бахман успешно просуществовал целых семь лет, пока Кинг не убил его, к тому времени мистификация уже была раскрыта, и причиной смерти в пресс-релизе значился «рак псевдонима». Если говорить о стиле, то Бахман, в отличие от умеренного оптимиста Кинга, смотрел на мир мрачно, и наказание героев за
кармические грехи интересовало его куда больше, чем изысканный
психологизм, - и вообще он был больше про состояние общества и меньше про потустороннее. Первым опубликованным под этим именем стал роман «Ярость» про взявшего в заложники свой класс вооруженного школьника - правда, критика общества там вышла боком, и позже обвиняли в каждой подобной трагедии не общество, а саму «Ярость». Лучшее же из появившегося за подписью Бахмана - антиутопия «Бегущий человек», позже превращенная в фильм с Арнольдом Шварценеггером, и жуткая готическая новелла «Худеющий». В целом же повести Бахмана заметно уступали тем, что Кинг подписывал своим именем. В 1996-м Бахман ненадолго воскрес, чтобы принять участие в необычном эксперименте: он «создал» роман «Регуляторы» с Кингом, написавшем о точно тех же вымышленных событиях другой увесистый том, «Безнадегу». «Регуляторы» были явно слабее и вторичней. Окончательное фиаско Бахмана закрепил очередной посмертный опус - «Блейз» (2007), один из самых невзрачных в карьере обоих писателей.

Бейсбол

Кинг во многих отношениях - типичный хрестоматийный американец. И поэтому он страстный бейсбольный болельщик. Команда, за которую он болеет, - «Бостон Ред Сокс», и ее упоминания рассыпаны по большинству его романов и рассказов. Самым страстным признанием в любви к бейсболу стал роман ­«Девочка, которая любила Тома Гордона» (1999), разделенный не на главы, а на иннинги: его девятилетняя героиня Триша заблудилась в лесу, в котором единственным другом и помощником для нее стал воображаемый чернокожий бейсболист. В 2007-м вышла книга «Болельщик», полностью посвященная ­одному сезону «Бостон Ред Сокс». Ее Кинг - впервые в жизни - создал в соавторстве, с писателем Стюартом О’Нэном. А между двумя этими текстами Кинг ухитрился засветиться в комедии братьев Фаррелли «Бейсбольная лихорадка» (2005) - в роли наконец-то не болельщика, а игрока.

Касл-Рок

Основанный в 1877 году городок в штате Мэн, в 79 милях от родного Кингу Бангора, вообще-то, вымышленный. Сегодня в это верится с трудом: там жили и умирали сотни героев писателя, а потом в его честь назвал свою компанию Castle Rock Entertainment режиссер Роб Райнер. Впервые Касл-Рок упоминается в рассказе «Ночная смена», к нему или его уроженцам так или иначе отсылает каждый второй текст Кинга, а подробные географию, топонимику и социальный портрет города можно извлечь из «Мертвой зоны», «Куджо» и «Темной половины». В эпохальных «Нужных вещах» в Касл-Рок приходит Сатана собственной персоной, и город уничтожается навсегда. Несравненный певец укромной «маленькой Америки», Кинг изобрел с десяток крошечных колоритных городков, большинство из которых располагается в Мэне. Самый известный после Касл-Рока - тяготеющий под гнетом древнего проклятия Дерри, где разворачиваются действия «Оно», «Бессонницы» и «11/22/63», но есть и другие: Хэвен («Томминокеры»), Честерс-Милл («Под куполом»), Чемберлен («Кэрри») или Ладлоу («Кладбище домашних животных»). Сам писатель признается, что был вдохновлен вымышленными городами Лавкрафта - Инсмутом, Данвичем, Аркхэмом и Кингспортом.

Критика и теория

Кинг знаменит не только прозой, поэзией и драматургией, но и теоретическими работами, в которых разбирает наследие классиков, анализирует кинематограф и предлагает рецепты творческого успеха. Дебютом в этой области для него стала «Пляска смерти» (1981), книга о жанре ужасов. Отчасти автобиография, она предлагает любопытную типологию кошмаров и в книгах, и в кинематографе, от «Твари из Черной Лагуны» до «Сияния». В 2000-м вышел новый труд, «Как писать книги», ставший бестселлером по всему миру: особенно востребованной была вторая его часть, «Советы начинающим авторам». В частности, он настоятельно рекомендует читать и писать от четырех до шести часов в сутки и сообщает, что для себя установил квоту - не меньше двух тысяч слов за день. Кроме того, ежегодно Кинг радует своих читателей списками - порой спорными, но всегда интересными - лучших книг и фильмов за минувший год. К примеру, в 2013-м он поставил во главу своей десятки «Сына повелителя сирот» Адама Джонсона, добавив к нему «Щегла» Донны Тартт, оба букеровских романа Хилари Мантел - «Волчий зал» и «Внесите тела», а также «Случайную вакансию» Джоан Ролинг. Она, по мнению Кинга, один из самых значительных писателей последних десятилетий: он даже писал ей специальную петицию между публикацией шестого и седьмого томов эпопеи о мальчике-волшебнике с призывом оставить в живых Гарри Поттера.


Лавкрафт

Основоположник современного американского хоррора - и пожизненная ролевая модель для Кинга, при всех расхождениях в стиле, характере и биографии. Сын спятившего коммивояжера Говард Филлипс Лавкрафт был вундеркиндом, визионером и мизантропом. Наследник Эдгара Аллана По, в своих шедевральных повестях и новеллах - «Зов Ктулху», «Хребты безумия», «Дагон» и прочих - он исследовал кошмары, скрытые за фасадом повседневной жизни беззаботных обитателей ХХ века. Почти полное отсутствие чувства юмора, психоло­гической точности и фантазии в сюжетосложении (все эти качества присущи Кингу) - Лавкрафт был мастером в непростом деле создания неведомых миров. Кинг, открывший в новеллах Лавкрафта бездну юнгианских образов, прочитал его в двенадцать лет - по словам самого писателя, в идеальном возрасте для подобной литературы.

Магия

Древнее индейское колдовство в «Кладбище домашних животных», инопланетная зараза в «Томминокерах», их причудливая комбинация в «Оно», традиционные магии вампиров в «Жребии» и вервольфов в «Цикле оборотня», магия самого времени в «Лангольерах». Как ни удивительно, во многих книгах магия все же отсутствует - включая самые волшебные («Куджо», «Мизери», «Долорес Клейборн», «Рита Хейуорт и побег из Шоушенка», «Способный ученик»). В других речь идет о явлениях, которые многие считают естественными, хоть и необъяснимыми: «Кэрри», «Мертвая зона», «Воспламеняющая взглядом». Однако в широком смысле слова Кинг - и его читатель тоже - верит в то, что окружающая вселенная пронизана волшебством, как светлым, так и темным. Умение его видеть, распознавать и, скажем так, использовать - одновременно и дар, и проклятие, от которого изрядно мучаются многие герои кинговских книг. Согласно Кингу, через каждого алкаша, решившего ударить свою несчастную жену, жестокого школьного учителя и хулигана в мире себя проявляет зло, а через каждого внимательного, беспокойного, тонкого человека - возможно, ребенка или близорукого умника из библиотеки, - наоборот, добро. Их конфликт (особенно отчетливо переданный в раннем апокалиптическом эпосе, который так и называется - «Противостояние») нескончаем. Классический пример - путешествие агента добра, стрелка Роланда, к Темной Башне, оккупированной темными же силами.

Мертвецы

Разговаривать с мертвыми - во сне или наяву - обыденное дело для героев кинговских книг; иногда, впрочем, как в новелле «Уилла», они все мертвы с самого начала. Но есть и особенные тексты, полностью посвященные взаимоотношениям с теми, кто ушел из жизни. Это рассказ «Иногда они возвращаются», заслуживший весьма выразительную экранизацию, повесть «Тело» о четырех подростках, отыскавших в лесу труп (как вспоминал сам Кинг, такая история случилась с ним на самом деле - только это был труп собаки, а не человека). В конце концов, кто знает, взялся ли бы Кинг за шариковую ручку, если бы не смерть приятеля, попавшего под поезд на глазах Стивена, когда тому было всего четыре года. С этой же темой, конечно, связано и «Кладбище домашних животных» - возможно, самый страшный и безнадежный роман писателя. Мораль, которую нетрудно вынести из книги, довольно проста: избавиться от тоски по ушедшим близким не удастся ни за что - если только не прибегнуть к помощи индейских демонов, что, возможно, не лучшая идея. Так что пусть мертвые остаются в своих могилах. Подтверждает этот тезис и более поздний роман «Мобильник» - вариация Кинга на тему зомби-апокалипсиса.

Писатели

Любимые герои Стивена Кинга. Иногда просто рассказчики, вспоминающие о детстве («Тело»), или даже непрофессионалы, ведущие дневник («Дьюма-Ки»), чаще - люди, зарабатывающие писательством на жизнь. В «Мизери» (1987) автор сентиментальных бестселлеров Пол Шелдон попадает в автокатастрофу, оказываясь в руках профессиональной медсестры, которая, являясь чокнутой фанаткой его книг, обнаруживает в портфеле кумира рукопись последнего романа ее любимой серии. В «Темной половине» (1989) Тэд Бомонт пытается отделаться от своего псевдонима Джорджа Старка - произведения необузданной фантазии, обретшего самостоятельную жизнь. В «Секретном окне, секретном саду» (1990) Мортон Рейни получает обвинение в плагиате. В «Мешке с костями» (1998) Майк Нунан теряет вдохновение и попадает в дом с привидениями. И это - только некоторые из многочисленных литераторов, графоманов или ­гениев, ­альтер эго разной степени точности, подтверждающие избитый тезис: каждый по-настоящему талантливый писатель всегда пишет о себе.

Сияние

Особенный экстрасенсорный талант, невидимый для других, но ощутимый для тех, кто обладает схожим даром. О нем в романе «Сияние» (1980), одной из основополагающих кинговских книг, пятилетнему Дэнни рассказывает чернокожий великан Дик Халлоран. В той или иной степени «сияют» персонажи большинства романов писателя, от двигающей предметы Кэрри до воспламеняющей взглядом Чарли, от читающего мысли и предвидящего будущее Джонни Смита из «Мертвой зоны» до семерых тинейджеров-изгоев из «Оно», способных видеть скрытое под землей зло и бросающих ему вызов. Как правило, «сияющий» хрупок и уязвим, а потому симпатии автора вместе с читателем - на его стороне. Однако, как показывает «Доктор Сон», дар «сияющих» может быть использован и иначе, например - как пища для энергетических вампиров. Своеобразный абсолют «сияния» - Джон Коффи из «Зеленой мили».


Табита

Жена Стивена Кинга, которой посвящены многие его книги (а специальная благодарность ей есть практически в каждой). Они познакомились в университете в 1966-м и поженились пять лет спустя, сегодня у них трое детей и четверо внуков. Именно она нашла в мусорной корзине рукопись «Кэрри», выброшенную туда Кингом, и настояла, чтобы муж дописал роман и отправил в издательство. С тех пор Табита - первая читательница всех текстов Кинга. Кроме того, с начала 1980-х она пишет сама. Ни один из восьми романов не стал бестселлером, но почти все получили прекрасные рецензии.

Ужас

Традиция предлагает считать Стивена Кинга королем ужаса: фамилия располагает, а сам писатель не возражает. Но будучи непревзойденным виртуозом страшной литературы, даже в отличие от самых благородных представителей жанра - от По до Лавкрафта, - Кинг никогда не старается напугать своих читателей. Более того, его книги часто имеют психотерапевтический эффект, объясняя и анализируя природу распространенных фобий и помогая от них избавляться. Как настоящий американец, Кинг не может жить без катарсиса и финальной победы над злом, которой ознаменовано абсолютное большинство его романов. Из этого правила, правда, есть знаменательные исключения (и большинство подписаны фамилией Бахман).

Темная Башня

Magnum opus Стивена Кинга на сегодняшний день состоит из восьми романов, написанных в промежутке с 1982-го по 2012-й (также в цикл входит многотомная эпопея в комиксах и несколько рассказов). Источники для вдохновения - поэмы Томаса Элиота «Бесплодная земля» и Роберта Браунинга «Чайльд-Роланд дошел до Темной Башни», а также экранный образ Клинта Иствуда в спагетти-вестернах Серджо Леоне и «Волшебник страны Оз» Фрэнка Баума. Стрелок ­Роланд Дискейн, странствующий рыцарь из постапокалиптического будущего, в компании нескольких спутников - наших современников, обитателей Америки ХХ века, - идет по Пустошам к средоточию миров, захваченной силами Тьмы Темной Башне. Цикл Кинга смешивает в свободной пропорции фэнтези, научную фантастику, вестерн, хоррор и сказку. Одни считают «Темную Башню» его шедевром, другие -
самой монументальной неудачей. Так или иначе, сложно организованная
мифология цикла прямо и косвенно повлияла на все, что Кинг писал начиная с середины 1980-х и до сих пор. Например, дети из «Оно» прибегают к помощи хранителя луча - Черепахи, в «Бессоннице» фигурирует демонический Алый Король, а в «Сердцах в Атлантиде» центральный герой пытается спрятаться от его слуг. Да и ретроспективно это правило работает не хуже: в пятую книгу «Темной Башни» вписан отец Каллахан из «Жребия», в четвертой герои попадают в мир, описанный в «Противостоянии». Проще говоря, Темная Башня - центр всей вселенной Стивена Кинга.

Экранизации

По произведениям Кинга поставлено больше ста фильмов - он один из самых экранизируемых писателей в мире, во многом благодаря предпринятому еще в самом начале карьеры шагу: любой выпускник киношколы может снять фильм по любому из его рассказов (но не повести) за символический один доллар. Усмотреть за историей его экранизаций единую тенденцию невозможно. Зато выделить из общего ряда, пожалуй, стоит выразительную «Кэрри» Брайана Де Пальмы (дебютный роман и экранизирован был первым), ненавидимое автором, но великое «Сияние» Стэнли Кубрика, своеобразную «Мертвую зону» Дэвида Кроненберга и леденящего «Способного ученика» Брайана Сингера - фильм, упорно не желающий терять актуальность. При этом лучшими экранизаторами текстов Кинга законно признаются два других режиссера - Роб Райнер («Останься со мной», «Мизери») и Фрэнк Дарабонт («Побег из Шоушенка», «Зеленая миля», «Мгла» и несколько короткометражек): аккуратные и старательные авторы, они умудряются донести до зрителя драйв первоисточников, не расплескав. Существуют в ряду фильмов, поставленных по Кингу, и те, к которым он сам писал сценарий сразу, не по мотивам какой-либо книги. Среди таких - созданный совместно с Ларсом фон Триером сериал «Королевский госпиталь», мистический «Особняк «Красная роза» и страшная сказка «Буря столетия» - вероятно, лучшая из трех.


Человечество XXI века падко на следование глобальным тенденциям. Даже литература не избежала участи устремления к массовому употреблению.

С появлением интернет технологий писатели получили шанс в кратчайшие сроки снискать всемирное признание. Работам их предшественников потребовалось гораздо больше времени, чтобы распространиться по планете. К примеру, роман Маргарет Митчел «Унесенные ветром» по уровню продаж стоит на одной ступени с «50-ю оттенками серого».

За 17 лет, прошедших с момента наступления миллениума, на литературном небосклоне зажглись новые звезды. Произведения классиков XXI века выпускают в промышленных масштабах и распространяют, словно горячие пирожки. Представляю вашему вниманию ТОП самых продаваемых книг в порядке увеличения реализованного тиража.

20. «Бегущий за ветром», Халед Хоссени

2003 год
10 млн. копий

Многие считают книгу «Бегущий за ветром» пронзительным рассказом о дружбе двух ребят, принадлежащих к различным социальным группам, но сакральный смысл произведения заключается совершенно в ином. В дебютном романе американского писателя афганского происхождения затронута тема сексуального насилия над несовершеннолетними в исламских странах.

В Афганистане до сих пор распространена традиция с названием «бача-бази», которая является разновидностью детской проституции. Мальчиков в возрасте от 9-12 лет переодевают в женскую одежду и заставляют удовлетворять сексуальные желания взрослых мужчин.

Халед Хоссени часть своего творения отвел под описание отношений Амира и Хасана. Однако, на мой взгляд, истинный главный персонаж это Сохраб, отданный на потеху обидчику своего отца. Роман «Бегущий за ветром» по сей день входит в рейтинг самых читаемых книг.

19. «Диета Дюкана», Пьер Дюкан

2000 год
10.4 млн. копий

Кто не мечтает быстро похудеть и надолго удержать результат? В 2000 году впервые мир познакомился с новым подходом к избавлению от лишнего веса. Известный врач-диетолог Пьер Дюкан снял сливки со своего 40-летнего опыта и сформулировал авторскую методику, получившей название «Диета Дюкана».

В книге, разошедшейся 10-миллионным тиражом, описаны 4 этапа моделирования идеального тела. На первом - вы атакуете жировую прослойку и запускаете механизм потери килограммов. По мере выполнения предписаний второй стадии вы достигаете поставленных целей. Третий и четвертый этап предназначены для закрепления и стабилизации результата.

18. «Жизнь Пи», Янн Мартел

2001 год
10.5 млн. копий

Благодаря созданию романа «Жизнь Пи» Янн Мартел был удостоен наивысшей награды литературного мира. В 2002 году автор получил Букеровскую премию. Книгу считали честью опубликовать крупнейшие издательские дома планеты. Критики сравнивали ее с произведениями Хемингуэя и Маркеса.

Автор-рассказчик встретил старика индуса, который поведал ему о незабываемых приключениях, испытанных в юности. При рождении главному герою дали имя Писин, но он предпочитал зваться просто Пи (в честь известного математического числа). По воле судьбы он оказался в открытом море на одной лодке с тигром. Ему не только удалось выжить, но и превратить историю своей жизни в настоящую притчу с метафорическим финалом.

17. «Милые кости», Элис Сиболд

2002 год
10.9 млн. копий

Автор романа «Милые кости» сама стала жертвой насильника. Как посмели выразиться полицейские «девушку можно считать счастливицей, ведь она жива». Элис Сиболд помогла найти преступника, заметив нападавшего в толпе. Произошедшее подтолкнуло написать ее целых две книги. Первая представляла собой биографию, которая помогла ей выбраться из депрессии. Второе произведение стало всемирно известным бестселлером.

Рассказ ведется от первого лица. Девочку Сюзи заманил в безлюдное место, изнасиловал и убил маньяк. Тело жертвы поддонок расчленил и спрятал. Душа покойной попадает в собственный рай, откуда наблюдает за жизнью близких людей и по мере возможности взаимодействует с ними. Целых 10 лет потребовалось семье Сюзи, чтобы оправится от последствий трагедии.

16. «Тень ветра», Карлос Руис Сафон

2001 год
15 млн. копий

10-летнему Даниэлю на роду было написано связать с вою жизнь с увесистыми томиками. Его отец продавал фолианты и однажды привел сына в удивительное место. В старинном особняке хранились тысячи экземпляров забытых книг. Пареньку предстояло выбрать одну из них и быть верным ей до конца своих дней.

Взор мальчика обратился на потрепанную обложку, на которой значилось имя автора «Хулиан Карракас». Целых 20 лет потратит Даниэль на разгадку секрета проклятой книги. Он встретится с эксцентричными людьми и попадет в хитросплетение интриг.

15. «Виноваты звезды», Джон Грин

2012 год
18.5 млн. копий

В 2012 году почетное место в рейтинге продаж книг занял роман Джона Грина, повествующий о двух подростах, противостоящих несправедливости судьбы. У Хэйзел рак щитовидной железы, пустивший метастазы в легкие. Каждый вздох причиняет девушке боль, за каждый глоток воздуха ей приходится бороться. Огастус потерял ногу, его заболевание не давало о себе знать уже 14 месяцев.

Главные герои знакомятся в группе поддержки, которую посещают нехотя. Они обмениваются книгами и влюбляются друг в друга. Дальнейшие события крутятся вокруг романа «Царский недуг». Хэйзел мечтает поговорить с автором и узнать о дальнейшей судьбе персонажей. Огастус связывается с писателем и организует для любимой поездку в Амстердам. Путешествие в Свободный город окончательно добьет парня.

14. «Волчий тотем», Цзян Жун

2004 год
20.2 млн. копий

На Земле сохранились уголки, где человек продолжает следовать заветам предков и живет в гармонии с природой. Центральный персонаж книги «Волчий тотем» родился в Пекине, его с детства тянуло к познанию окружающего мира. Чень Чжень приходил в восторг от созерцания красот малонаселенных регионов, таких как Сибирь или Внутренняя Монголия.

Вследствие череды обстоятельств главный герой из оплота цивилизации перенесся в степь Элунь. Там он познакомился с группой кочевников, противостоящих с одной стороны натиску технологий, а с другой – нападением волчих стай.

13. «Секрет», Ронда Берн

2006 год
20.7 млн. копий

Сейчас я раскрою вам Великую Тайну бытия – ваши мысли материализуются. Позитивное мышление притягивает хорошие события, а негатив неминуемо ведет к финансовому, социальному и моральному упадку. В двух предложениях я полностью раскрыла суть книги «Секрет».

На мой взгляд, псевдонаучный опус Ронды Берн и ее коллег по монетизации пустых обещаний не стоит выеденного яйца. Однако миллионы читателей со мной не согласны.

12. «Хижина», Уильям Пол Янг

2007 год
21 млн. копий

Какие чувства возникают у отца, чей ребенок предположительно стал жертвой маньяка? Способен ли он уверовать в Бога? Может ли безутешный родитель вновь обрести счастье? На эти вопросы нам попытается ответить Уильям Янг.

Вылазка в лес обернулась трагическими событиями. У Мака пропала маленькая дочь. Поисковая команда в заброшенной хижине обнаружила неоспоримые доказательства смерти малышки. Прошло 4 года, а семья главного героя так и не сумела унять горе. Неожиданно Маку приходит письмо от самого Господа, в котором Отец настоятельно рекомендует мужчине вернуться на место происшествия.

11. «Голодные игры», Сьюзен Коллинз

2008 год
23 млн.копий

Уже который год подростковая литература снимает жирные вершки популярности. Причем возрастные рамки целевой аудитории непрерывно расширяются. Например, трилогия «Голодные игры» изначально предназначалась для ребят от 14 до 18-ти. Сегодня имя Китнисс Эвердин знает и стар, и мал.

На создание романа автора вдохновила совокупность, казалось бы, разрозненных сюжетов. Начнем с того, что Сьюзен Коллинз увлекалась древнегреческими мифами и негодовала по поводу жестокости жителей Афин, посылающих своих детей к Минотавру на растерзание. Ее отец, бывший военный, познакомил дочь с историей сражений и много рассказывал о гладиаторских боях. Все это вылилось в бестселлер, распроданный общим тиражом в 23 миллиона экземпляров.

Русская литература всегда славилась своими традициями. Отечественные писатели вошли в школьные программы по всему миру, авторы лучших произведений получают международные премии и признание как среди соотечественников, так и за рубежом. Разумеется, не все книги становятся бестселлерами. Мы решили вам рассказать о самых ярких книгах современных российских писателей, которые придутся вам по душе.

1. Владимир Сорокин, «Манагара»

@with_love_to_books_and_stitch

Издательство: АСТ, Corpus

Возрастные ограничения: 18+

63-летний писатель пишет с 1969 года. За это время он написал 10 романов, 11 пьес и опубликовал 10 сборников рассказов, имеет множество наград российских литературных премий, награжден Министерством культуры Германии и был номинирован на международного Букера.

Последний его роман - «Манарага». Какой будет судьба бумажной книги в мире умных блох и голограмм, живородящего меха и золотых рыбок, после Нового Средневековья и Второй исламской революции? В романе «Манарага» Владимир Сорокин задает неожиданный вектор размышлениям об отношениях человечества с печатным словом. Необычная профессия главного героя - подпольщика, романтика, профессионала своего дела, - заставляет нас по-новому взглянуть на книгу. Роман Сорокина можно прочесть как эпитафию бумажной литературе - и как гимн ее вечной жизни.

2. Михаил Веллер, «Легенды Невского проспекта»

@tatiana_begun

Издательство: АСТ

Возрастные ограничения: 16+

Талантливый писатель, журналист и публицист за 70 лет своей жизни написал более 10 романов, два десятка сборников рассказов. Но самым известным его сборником остается «Легенды Невского проспекта», который впервые был издан в 1993 году. Невероятно уморительные рассказы с особым шармом подарят вам хорошее времяпрепровождение и не позволят оторваться ни на минуту.

Потрясающая легкость иронического стиля и соединения сарказма с ностальгией сделали «Легенды Невского проспекта» поистине национальным бестселлером. Невероятные истории из нашего недавнего прошлого, рассказанные мастером, все чаще воспринимаются не как фантазии писателя, но словно превращаются в известную многим реальность.

3. Михаил Шишкин, «Письмовник»

@lilyinbookishland

Издательство: АСТ

Возрастные ограничения: 16+

Михаил Шишкин является единственным лауреатом трех главных литературных премий России: «Русский Букер» («Взятие Измаила»), «Национальный бестселлер» («Венерин волос») и «Большая книга» («Письмовник»). Произведения Михаила Шишкина невероятно тонкие и пронзительные, задевающие струны души и увлекающие в глубины сюжета.

В романе «Письмовник», на первый взгляд, всё просто: он, она. Письма. Дача. Первая любовь. Но судьба не любит простых сюжетов. Листок в конверте взрывает мир, рвется связь времен. Прошедшее становится настоящим: Шекспир и Марко Поло, приключения полярного летчика и взятие русскими войсками Пекина. Влюбленные идут навстречу друг другу, чтобы связать собою разорванное время. Это роман о тайне. О том, что смерть - такой же дар, как и любовь.

4. Евгений Водолазкин, «Авиатор»

@jeannecojeanne

Издательство: АСТ

Возрастные ограничения: 16+

Евгений Водолазкин - живой классик. Он удостоен дважды премии «Большая книга» за свои романы «Лавр» и «Авиатор». Помимо российский наград удостоен сербской и итальянской премий. По версии газеты Guardian роман «Лавр» вошел в топ-10 книг мировой литературы о Боге.

Герой романа «Авиатор» - человек в состоянии tabula rasa: очнувшись однажды на больничной койке, он понимает, что не знает про себя ровным счетом ничего - ни своего имени, ни кто он такой, ни где находится. В надежде восстановить историю своей жизни, он начинает записывать посетившие его воспоминания, отрывочные и хаотичные: Петербург начала ХХ века, дачное детство в Сиверской и Алуште, гимназия и первая любовь, революция 1917-го, влюбленность в авиацию, Соловки… Но откуда он так точно помнит детали быта, фразы, запахи, звуки того времени, если на календаре - 1999 год?

5. Дмитрий Быков, «Июнь»

@alina.valyaeva

Издательство: АСТ

Возрастные ограничения: 18+

Писатель, журналист и литературовед Дмитрий Быков помимо романов написал биографии Бориса Пастернака, Владимира Маяковского, Булата Окуджавы и Максима Горького. В его копилке 16 российских и международных наград. Им написано 19 романов, издано 16 поэтических сборников. Его последний роман вошел в шорт-лист премии «Большая книга», которая пройдет в конце 2018 года.

Новый роман Дмитрия Быкова - как всегда, яркий эксперимент, литературное событие. Три самостоятельные истории, три разных жанра. Трагикомедия, в которую попадает поэт, студент знаменитого ИФЛИ. Драма советского журналиста: любовь и измена, эмиграция и донос, арест и предательство. Гротескная, конспирологическая сказка о безумном ученом, раскрывшем механизмы управления миром с помощью языка и текста. В центре всех историй - двадцатый век, предчувствие войны и судьбы людей в их столкновении с эпохой.

6. Виктор Пелевин, «Тайные виды на гору Фудзи»

Издательство: Эксмо

Возрастные ограничения: 18+

Виктор Пелевин - самый загадочный российский автор. Несколько лет назад телеведущий Александр Гордон предположил, что автора вообще не существует, а от имени Виктора Пелевина пишет группа авторов. Но этот миф удалось развеять благодаря рассказам людей, лично знакомых с писателем - его одноклассников, однокурсников, коллег и преподавателей. В его копилке 16 наград российских литературных премий. Последнюю, премию Андрея Белого за роман «iPhuk 10», он получил в 2017 году.

Описание романа: Готовы ли вы ощутить реальность так, как переживали ее аскеты и маги древней Индии две с половиной тысячи лет назад? И если да, хватит ли у вас на это денег? Стартап «Fuji experiences» действует не в Силиконовой долине, а в российских реалиях, где требования к новому бизнесу гораздо жестче. Люди, способные профинансировать новый проект, наперечет... Но эта книга - не только о проблемах российских стартапов. Это о долгом и мучительно трудном возвращении российских олигархов домой. А еще - берущая за сердце история подлинного женского успеха. Впервые в мировой литературе раскрываются эзотерические тайны мезоамериканского феминизма с подробным описанием его энергетических практик. Речь также идет о некоторых интересных аспектах классической буддийской медитации.

7. Гузель Яхина, «Зулейха открывает глаза»

Издательство: АСТ

Возрастные ограничения: 16+

Гузель Яхина написала всего два романа, но оба - обязательны к прочтению тем, кто увлечен русской литературой. Ее дебютное произведение - «Зулейха открывает глаза» удостоено шести российских и зарубежных премий и номинаций.

Роман «Зулейха открывает глаза» начинается зимой 1930 года в глухой татарской деревне. Крестьянку Зулейху вместе с сотнями других переселенцев отправляют в вагоне-теплушке по извечному каторжному маршруту в Сибирь. Дремучие крестьяне и ленинградские интеллигенты, деклассированный элемент и уголовники, мусульмане и христиане, язычники и атеисты, русские, татары, немцы, чуваши - все встретятся на берегах Ангары, ежедневно отстаивая у тайги и безжалостного государства свое право на жизнь.

8. Леонид Юзефович, «Маяк на Хийумаа»

@bestbook_sochi

Издательство: АСТ

Возрастные ограничения: 16+

Юзефович не только писатель, но и историк. В его библиографии вы встретите исторические романы, детективы, а также короткую прозу. Леонид Юзевофич обладатель российских премий, таких как «Национальный бестселлер» и «Большая книга».

В книге «Маяк на Хийумаа» собраны рассказы разных лет, в том числе связанные с многолетними историческими изысканиями автора. Он встречается с внуком погибшего в Монголии белого полковника Казагранди, говорит об Унгерне с его немецкими родственниками, кормит супом бывшего латышского стрелка, расследует запутанный сюжет о любви унгерновского офицера к спасенной им от расстрела еврейке. Тени давно умерших людей приходят в нашу жизнь, и у каждой истории из прошлого есть продолжение в современности.

9. Алексей Иванов, «Ненастье»

Издательство: АСТ

Возрастные ограничения: 18+

Практически каждый из нас знает о книге Иванова «Географ глобус пропил» или хотя бы смотрел фильм. Алексей Иванов - обладатель множества номинаций литературных премий и наград, в том числе и правительства РФ за роман «Ненастье». Кстати, в понеельник, 12 ноября, на телеканале «Россия» начался одноименный сериал, снятый по мотивам романа Алексея Иванова.

Описание романа: 2008 год. Простой водитель, бывший солдат Афганской войны, в одиночку устраивает дерзкое ограбление спецфургона, который перевозит деньги большого торгового центра. Так в миллионном, но захолустном городе Батуеве завершается долгая история могучего и деятельного союза ветеранов Афганистана - то ли общественной организации, то ли бизнес-альянса, то ли криминальной группировки: в лихие девяностые, когда этот союз образовался и набрал силу, сложно было отличить одно от другого. Но роман не про деньги и не про криминал, а про ненастье в душе. Про отчаянные поиски причины, по которой человек должен доверять человеку в мире, где торжествуют только хищники, - но без доверия жить невозможно. Роман о том, что величие и отчаянье имеют одни и те же корни. О том, что каждый из нас рискует ненароком попасть в ненастье и уже не вырваться оттуда никогда, потому что ненастье - это убежище и ловушка, спасение и погибель, великое утешение и вечная боль жизни.

10. Наринэ Абгарян, «С неба упали три яблока»

@very_literatary

Издательство: АСТ

Возрастные ограничения: 16+

Наринэ Абгарян стала известной благодаря автобиографичному роману «Манюня», который изначально она писала в своем блоге. В 2015 году она была удостоена премии Александра Грина за выдающийся вклад в литературу. Помимо милых детских историй для детей писательница подарила миру и «взрослые книги».

«С неба упали три яблока» - история одной маленькой деревни, затерянной высоко в горах, и ее немногочисленных обитателей, каждый из которых немножко чудак, немножко ворчун и в каждом из которых таятся настоящие сокровища духа.

11. Захар Прилепин, «Грех»

Издательство: АСТ

Возрастные ограничения: 18+

Захар Прилепин является дипломантом и победителем множества литературных премий, за роман «Обитель? он получил премию «Большая книга», а роман «Грех» удостоен премии «Супер Нацбест» и назван лучшей книгой десятилетия.

Маленький провинциальный городок и тихая деревня, затерянные в смутных девяностых. Незаметное превращение мальчика в мужчину: от босоногого детства с открытиями и трагедиями, что на всю жизнь, - к нежной и хрупкой юности с первой безответной любовью, к пьяному и дурному угару молодости, к удивлённому отцовству - с ответственностью уже за своих детей и свою женщину. ГРЕХ - это рефлексия и любовь, веселье и мужество, пацанство, растворённое в крови, и счастье, тугое, как парус, звенящее лето и жадная радость жизни. Поэтичная, тонкая, пронзительная, очень личная история героя по имени Захарка.

12. Людмила Улицкая, «Лестница Якова»

@books_o_clock

Издательство: Редакция Елены Шубиной

Возрастные ограничения: 18+

Людмила Улицкая является обладателем премий «Большая книга» и «Русский букер», ее книги переведены на 25 языков, ее произведения экранизируют, а сами романы непременно становятся бестселлерами.

«Лестница Якова» - это роман-притча, причудливо разветвленная семейная хроника с множеством героев и филигранно выстроенным сюжетом. В центре романа - параллельные судьбы Якова Осецкого, человека книги и интеллектуала, рожденного в конце XIX века, и его внучки Норы - театрального художника, личности своевольной и деятельной. Их"знакомство" состоялось в начале XXI века, когда Нора прочла переписку Якова и бабушки Марии и получила в архиве КГБ доступ к его личному делу... В основу романа легли письма из личного архива автора.

Фото на превью: @vanackercom

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!