Образование для Вас

Умк бабайцевой по русскому языку. Умк «Русский язык» под ред. В. Бабайцевой. Способы подачи теории


УМК Учебный комплекс «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русский язык. Русская речь» (В.В. Бабайцевой, Л.Д. Чесноковой, А.Ю. Купаловой, Е.И. Никитиной и др.) представляет собой единый учебник в 3 частях и в совокупности служит решению основных задач обучения русскому языку в школе - формированию языковедческой, языковой, коммуникативной, культуроведческой компетенций учащихся.


Учебник «Русский язык. Теория» Излагаются сведения о языке, предназначенные для изучения в 5-9 классах. Реализуется линейный принцип подачи материала. Для обеспечения осознанного восприятия устройства языковой системы и формирования практических умений и навыков он представляется более прочной базой, чем раздробленные сведения из разных разделов науки о языке.


Учебник «Русский язык. Теория» Данный тип учебника выполняет как учебную, так и справочную функцию. Он способствует формированию познавательной самостоятельности учащихся, умений работать с учебной литературой, пользоваться разными видами чтения. К данному учебнику можно обращаться на протяжении всех лет обучения не только при рассмотрении нового материала, но и при повторении, при подготовке к зачётным работам, к экзаменам.


Методическим аппаратом учебника «Русский язык. Теория» предусмотрена дифференциация материала: различными графическими средствами выделены определения понятий, подлежащие не только осмыслению, но и запоминанию; формулировки правил, которые учащиеся должны твердо знать; термины и ключевые для данной темы слова, словосочетания, обороты; правила, которые надо запомнить.




Работа с учебником «Русский язык. Теория» на уроке сообщение учителя по материалам, изложенным в учебнике; самостоятельное чтение учащимися статьи учебника; знакомство с содержанием статьи перед началом практической работы, или в ходе выполнения задач и упражнений, или в заключение практических занятий; полное ознакомление со статьей учебника, частичное или выборочное; составление плана статьи, нахождение ее частей в соответствии с пунктами плана, пересказ по плану или отдельным его пунктам; работа над построением определений и правил, тренировка в их осмысленном воспроизведении; анализ примеров, данных в учебнике, и подбор собственных примеров к тому или иному положению статьи; сопоставление (по заранее подготовленным вопросам) содержания двух или нескольких параграфов, или определений, или правил и т.д. Важно, чтобы при этом не терялись из виду практические цели изучения предмета, в том числе и теоретических сведений о языке.




«Русский язык. Практика» «Русский язык. Практика» (для каждого класса) реализует деятельностный подход к обучению, обеспечивая мотивацию учебной деятельности школьников, усвоение ими знаний о языке, способов оперирования ими, формирование и совершенствование умений правильно и целесообразно пользоваться ресурсами родного языка в устной и письменной форме.


«Русский язык. Практика» Характер учебной деятельности учащихся определяется прежде всего заданиями, которые предусматривают работу над понятиями и правилами, над способами оперирования ими, над умениями опознавать, анализировать, характеризовать определенные явления языка, видеть особенности их употребления в речи, самостоятельно отбирать, конструировать языковой материал в соответствии с изучаемой темой, правильно - соблюдая нормы литературного языка - и целесообразно, уместно - учитывая обстоятельства речи - использовать различные языковые средства в собственной речевой практике.


«Русский язык. Практика» Практическая работа над умениями и навыками правописания строится с опорой на такие обобщающие понятия, как орфограмма и пунктограмма, их опознавательные признаки, условия появления орфограммы в слове и пунктограммы в предложении; типы орфограмм, основной принцип русской орфографии; функции знаков препинания, синтаксическая основа правил пунктуации.


«Русский язык. Практика» В «Практике» используются различные графические средства обучения (условные строчные, надстрочные и подстрочные знаки для обозначения орфограммы, её опознавательного(ых) признака(ов) и условий выбора написания, норм произношения и написания слов, морфемного членения слова, интонации предложения, связи слов в словосочетании и предложении и др.; условно-графическое отражение ориентировочной основы правил; таблицы, позволяющие учесть, сопоставить, системно отразить те или иные признаки изучаемого явления и др.)




«Русская речь» 3 компонент УМК обеспечивает формирование коммуникативной компетенции учащихся. Задачи и упражнения опираются на речеведческие понятия и правила речевого поведения, что способствует осознанному совершенствованию устной и письменной речи учащихся, повышению культуры речевого общения.


«Русская речь» Теоретическую основу составляет система речеведческих понятий. Задачи и упражнения охватывают все виды речевой деятельности: восприятие речи (слушание и чтение), воспроизведение речи (устный пересказ и письменное изложение), порождение речи (говорение и создание текстов в письменной форме).


«Русская речь» Учащиеся получают теоретические сведения, на основе которых можно строить осмысленную работу над умениями общения в разных речевых ситуациях. Речь – деятельность человека, использующего язык в целях общения, выражения эмоций, оформления мыслей, познания окружающего мира, для планирования своих действий и пр.. Речь есть реализация языка, который обнаруживает себя только в речи. (М. Р. Львов. Словарь-справочник по преподаванию методики русского языка)


УМК по русскому языку под редакцией В.В.Бабайцевой Все компоненты учебного комплекса тесно связаны между собой и в совокупности служат решению задач обучения русскому языку в школе. Учебный комплекс оснащён «Методическими рекомендациями к учебному комплексу по русскому языку», «Поурочным планированием», пособиями «Уроки развития речи», «Дидактическими материалами по русскому языку» для каждого класса, «Тетрадью для самостоятельной работы учащихся по русскому языку» (выпуск серии начат в 2004 году).


Информационные источники Программа по русскому языку к учебному комплексу для 5-9 классов /Авторы программы В.В. Бабайцева, А.П. Еремеева и др. // Программно-методические материалы. Русский язык. 5-9 классы. / Сост.Л.М. Рыбченкова. – М.: Дрофа, 2010.

УМК «Русский язык» под ред. В. В. Бабайцевой
Как основные принципы, определяющие школьный курс русского языка, В. В. Бабайцева рассматривает принцип системности и принцип, утверждающий развитие речи на основе изучения языка, языковой системы. По мнению В. В. Бабайцевой, перспективно не дробление разделов науки о языке, а их интеграция в школьном курсе русского языка.
Системность изложения теории в одной книге (в учебниках) показывает логические связи между разделами, облегчает усвоение теории учащимися, а знания теории - самая надежная основа совершенствования речи, формирования литературных норм.
Эти тенденции получили лингвометодическое обоснование в многочисленных публикациях и реализованы в трех учебно-методических комплексах (УМК), в состав которых входят

  • программы,

  • учебники,

  • сборники упражнений,

  • рабочие тетради.
Центром всех УМК являются учебники, вошедшие в Федеральные перечни.

Русский язык 5-9 кл. УМК В. В. Бабайцевой, Л. Д. Чесноковой, А. Ю. Купаловой, Е. И. Никитиной и др.

В учебно-методический комплекс по русскому языку для 5–9 классов входят: учебник В. В. Бабайцевой и Л. Д. Чесноковой «Русский язык. Теория» для 5–9 классов, учебники «Русский язык. Практика» для 5, 6, 7, 8 и 9 классов (составленные коллективом авторов) и учебники «Русский язык. Русская речь» (написанные Е. И. Никитиной) отдельно для 5, 6, 7, 8, 9 классов. Комплект учебников для каждого класса состоит из трёх частей.

^ Теория 5-9 кл. Учебник. В.В. Бабайцева, Л.Д.Чеснокова.

Данный учебник – неотъемлемая часть учебного комплекса по русскому языку для 5–9 классов, хорошо зарекомендовавшего себя в школе и известного учителям и учащимся. Книга является центральным компонентом комплекса. В ней содержится систематически изложенный полный объём сведений по русскому языку, которые должен усвоить ученик на протяжении всех лет обучения в школе. Каждое правило, объяснение сопровождается выразительными примерами, текстами, таблицами, помогающими осмыслить, понять сущность теоретических положений.
Учебник выполняет и справочную функцию. Он необходим при повторении пройденного материала, при выполнении письменных работ в классе и дома, при подготовке к экзаменам.

^ Тетрадь для оценки качества знаний по русскому языку. С.Н. Пименова.

Тетрадь к учебному комплексу «Русский Язык. Теория», «Русский язык. Практика» предназначена для пошагового контроля усвоения изучаемого школьниками материала. Однако пособие может быть использовано для самообразования, для восполнения пробелов в знаниях, актуализации сформированных ранее навыков на всех этапах изучения родного языка, а также при подготовке к ЕГЭ по русскому языку.

^ Тетрадь для самостоятельной работы учащихся по русскому языку. А. Ю. Купалова и др.

Данная тетрадь создана с целью усилить личностно ориентированный подход к обучению детей (с учетом разных уровней их готовности к усвоению школьного курса русского языка). Жанр тетради дает возможность более четко, последовательно выделить и экономно во времени обеспечить «шаги», которые необходимо проделать, чтобы осмыслить понятие, освоить правило, научиться самостоятельно его применять в практике использования языка.

Пособие поможет учителю сориентироваться в принципах распределения материала между тремя учебными книгами для учащихся; в особенностях построения и содержания курса; в задачах изучения каждого раздела; в логике работы над темой, заложенной в системе учебного материала.

^ Русский язык. Книга для учителя. Методическое пособие. А. Ю. Купалова и др.

Пособие содержит примерное планирование уроков в 5 классе, поурочные разработки, материалы для промежуточного и итогового контроля за качеством усвоения курса русского языка и формированием навыков пятиклассников.

^ Русский язык. Поурочное планирование. 5-9 класс. А. Ю. Купалова и др.

В пособии учитель найдет распределение учебного материала по урокам и указания, как и в какой последовательности использовать его при изучении той или иной темы. Планирование содержит также комментарии к упражнениям, дополнительный дидактический материал; в нем даны советы по организации работы на уроках развития связной речи.

Практика. А. Ю. Купалова, А. П. Еремеева, Г. К. Лидман-Орлова и др.

Книга является неотъемлемой частью учебного комплекса по русскому языку для 5-9 классов, хорошо зарекомендовавшего себя в школе и известного учителям и учащимся. В ней содержатся задачи и упражнения как для усвоения нового, так и для закрепления уже изученного по русскому языку, представлены интересные дидактические материалы, в которых отражены разнообразные приёмы работы с ними. В приложении даны ответы к наиболее трудным заданиям, что создаёт условия для самоконтроля и взаимоконтроля при выполнении самостоятельной работы в классе и дома.

^ Русский язык. Русская речь. Е.И. Никитина.

Книга по развитию речи является неотъемлемой частью учебного комплекса по русскому языку для 5-9 классов, хорошо зарекомендовавшего себя в школе и известного учителям и учащимся. Учебник «Русский язык. Русская речь» выполняет особую роль в составе комплекса. Его задача - помочь ученику в овладении устной и письменной речью. Он учит вести беседу; составлять планы к творческим работам; писать изложения и сочинения на свободную тему, по картине, отзывы и рецензии; уметь видеть образные средства языка и использовать их в своей речи. Книга содержит разнообразный и интересный дидактический материал.

Уроки развития речи. К учебнику "Русская речь. Развитие речи". Методическое пособие. Е.И. Никитина.

Настоящее пособие - развернутый методический комментарий к учебнику Е.И.Никитиной «Русская речь. Развитие речи». Как известно, этот учебник входит в учебный комплекс, созданный В.В.Бабайцевой, Л.Д.Чесноковой, А.Ю.Купаловой, Ю.С.Пичуговым и др., однако богатый практический материал, представленный в данном пособии, может быть использован учителем в любом классе, работающем по другим действующим учебникам русского языка.

Он состоит из 3-х частей, каждая из которых содержит определённый материал, подлежащий усвоению.

Учебник для выполняет следующие функции:

1) Информационную , т.е. в учебнике предоставлены все необходимые сведения и дополнительная информация, которые составляют обязательную базу знаний для учащихся.

2) Систематизирующую , т.е. вся информация, предоставленная в учебнике, являет собой систему, где компоненты взаимосвязаны. Это облегчает усваивание учащимися новых знаний.

3) Формационную , т.е. систематизированная информация упрощает процесс овладения навыками и умениями для учащихся.

4) Воспитательную , т.е. учащиеся стремятся к самоорганизации и самовоспитанию, учебник прививает им любовь к родной стране, к родной речи.

Структура учебника :

I часть - «Теория».

В ней последовательно излагаются основы науки о языке, орфографические и пунктуационные правила. Она описывает систему языка, его строение, в раскрытии основных языковых закономерностей. Каждая тема раскрывается с помощью учебного текста, в котором с помощью шрифтовых и графических выделений отмечено главное. Описание фактов языка иллюстрируется примерами, сведения о языке конкретизируются, систематизируются, обобщаются с помощью таблиц и схем. Материал учебника дифференцируется по степени важности и трудности: условными знаками отмечено то, что необходимо усвоить, и то, на что необходимо обратить особое внимание. Кроме основной есть и дополнительная информация об изучаемых фактах и явлениях (отрывки из научно-популярных произведений о русском языке, характеристика норм русского языка и т.д.)

II часть - «Практика».

Задания практической части позволяют научить школьников применять знания о языке в практической деятельности, формировать у них необходимые умения. Упражнения способствуют формированию учащихся определённых умений на основе репродуктивной деятельности, т.е. на основе выполнения заданий по образцу, данному в правиле, в определении, в тексте задания к упражнению. Задачи позволяют открыть ученику самостоятельно новое и интересное в языке: явление, закономерность, факт. Решая задачу, ученик ищет способы её решения, опираясь на изученный материал, приходит к новым для себя выводам и обобщениям, анализируя факты языка и речи. Всё это активирует его познавательную деятельность, которая носит продуктивный характер.

III часть - «Русская речь » - обеспечивает работу по развитию связной речи учащихся. Эту часть составляют 2 пособия для учащихся 5-7 классов и 8-9 классов. Они содержат теоретические сведения об изучаемых речеведческих понятиях (речь устная и письменная; средства связи предложений в тексте) и речевых жанрах (рецензия на книгу, психологический портрет, портретный очерк, памятки), ответы на наиболее трудные вопросы. Наличие специальных пособий по развитию речи обеспечивает углубленную и разностороннюю работу со школьниками, следовательно на формирование у них речевых умений.

Способы подачи теории.

Примеры для наблюдений и вопросы для их анализа, а затем вывод теоретических сведений.

Например, в § 18 «Правописание наречий на -о, -е» , «Не в наречиях на -о, -е» перед правилом дано упражнение 296 (стр. 109). «Рассмотрите таблицу и решите: правило написания не с наречиями то же, что для имен существительных и прилагательных, или правила разные?». Далее следует само правило. Это развивает умение анализировать языковой материал и помогает систематизировать знания. Теоретические сведения сообщаются в статье, и материал может излагаться от общего к частному и наоборот.

Например, §20 «Не и ни в отрицательных наречиях» начинается с основного текста, т.е. с подачи нового материала. «Не и ни в отрицательных наречиях являются приставками и пишутся всегда слитно: негде - нигде, некогда - никогда. Под ударением пишется не, в безударном положении - ни: несколько - нисколько». Это помогает усвоению материала.

Примеры подачи нового материала.

В учебнике для подачи нового материала часто используются:

1. анализ схем и таблиц.

2. репродуктивная деятельность, т.е. на основе выполнения заданий по образцу, данному в правиле, в определении, в тексте задания к упражнению.

Упражнения способствуют формированию учащихся определённых умений на основе репродуктивной деятельности, т.е. на основе выполнения заданий по образцу, данному в правиле, в определении, в тексте задания к упражнению. Задачи позволяют открыть ученику самостоятельно новое и интересное в языке: явление, закономерность, факт. Решая задачу, ученик ищет способы её решения, опираясь на изученный материал, приходит к новым для себя выводам и обобщениям, анализируя факты языка и речи. Всё это активирует его познавательную деятельность, которая носит продуктивный характер.

Пример задачи из практической части учебника 5 кл.

«Прочитайте текст. Ученику надо найти орфограмму- согласную в слове. Проследить, как он рассуждает», «Посмотрите запись на полях. Что в ней отражено?» Задачи обозначены в учебнике особым значком, в составе которого есть «?» знак. Для восстановления в памяти учащегося изученного вводится «опорные материалы». Также практическая часть содержит перечень орфограмм и пунктограмм, изученных в соответствующем классе, справочные материалы (Толковый словарь; словари «Пиши правильно», «Произноси правильно».)

Учебно-методический комплекс по русскому языку, авторского коллектива под руководством профессора В.В. Бабайцевой, включает в себя программы, предназначенные для 5-9 классов, обеспечивающие необходимые (базовые уровни) образования; учебники «Русский язык: Теория» для 5-9 классов (авторы В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова) ; сборники задач и упражнений «Русский язык: Практика» для 5 класса (под редакцией А.Ю.Купаловой), для 6 класса (под редакцией Г.К. Лидман- Орловой), для 7кл. (под редакцией С.Н. Пименовой), для 8-9 класса (под редакцией Ю.С. Пичугова); пособие «Русская речь: Развитие речи» для 5, 6, 7, 8, 9 классов (автором данных изданий является Никитина Е.И.) . Данный УМК используется в школах более четверти века и обладает огромным обучающим потенциалом.

Учебно-методический комплекс В.В. Бабайцевой обладает практической орфографическо-пунктуационной направленностью, что в частности находит отражение, в разделе морфемики. Однако, несмотря на это, теоретический материал в учебно-методическом комплексе В.В. Бабайцевой представлен в достаточно большом объеме.

Все учебники, учебные пособия и также рабочие тетради УМК, созданного под научным руководством В.В. Бабайцевой, полностью соответствуют ФГОС ООО нового поколения. Посредством данного УМК возможна подготовка выпускников общеобразовательных школ к сдаче ежиного государственного экзамена по русскому языку.

Авторский коллектив данного учебного комплекса справедливо утверждает, что изучение русского языка должно в обязательном порядке быть совмещено с прикладными, а также и практическими задачами. В.В. Бабайцева проводит следующую линию: «Существует особая наука о языке, изучающая язык как естественное явление, непрерывно и закономерно развивающееся» .

Следуя своему же собственному принципу, В.В. Бабайцева последовательно демонстрирует непрерывность и последовательность развития русского языка в анализируемом учебно-методическом комплексе.

В основе данного УМК лежит системно-структурный принцип. Центральным компонентом рассматриваемого учебного комплекса является учебник «Русский язык: Теория» . В данном учебнике содержится систематизированное изложение теоретических материалов школьных курсов, предназначенных для изучения в 5-9 классах общеобразовательных школ. Учебник даёт целостное представление о русском языке, его правилах и законах, показывая систему языка, устойчивые связи между разделами всего курса русского языка, а также системности в изложениях теоретических сведений, значительно повышая их обучающие возможности. Все ключевые теоретические материалы при этом сопровождаются в анализируемом учебнике достаточно наглядными примерами и рисунками, которые полностью иллюстрируют предшествующий теоретический материал, при этом органично вписываясь в структуру изложения основных правил и пояснительных текстов. Подобное изложение теоретического материала с соответствующими наглядными примерами значительно облегчает понимание и запоминание учащимися новых тем.

В УМК по русскому языку также помещены портреты виднейших русистов и лингвометодистов, краткие сведения о них, об их вкладе в развитие теории и практики русского языка. Повышенное внимание авторов УМК, созданного под руководством В.В. Бабайцевой, к отдельным личностям исследователей-русистов, значительно повышает интерес школьников к истории развития науки о русском языке, способствуя действительному осознанию фактов, что методологию и динамику развития родного языка исследовали в различные периоды времени выдающиеся отечественные учёные.

Кроме того, в УМК, созданном под научным руководством В.В. Бабайцевой, содержатся все необходимые пояснения, анализ содержания которых свидетельствует о том, что все орфографические и пунктуационные правила теснейшим образом связаны с единой теорией языка. «При этом большая часть орфографических правил основывается на теоретических сведениях о морфемных составах слов, тогда как именно пунктуационные правила - на строениях предложений» .

В методическом инструментарии учебника, созданного под научным руководством В.В. Бабайцевой, предусмотрено разграничение учебного материала по степени возрастающей сложности с применением выделения сути излагаемого учебного материала различной графикой. В учебнике особым образом выделены определения изучаемых понятий, а также те орфографические и пунктуационные правила, которые школьники должны прочно усвоить, так же как и основные термины, запомнить которые учащимся необходимо для их полноценной подготовки.

Например, при изучении темы «Временные формы глагола» в 5-м классе, учащиеся сначала изучают теоретический материал, изложенный в учебнике, созданном под руководством В.В. Бабайцевой весьма лаконично.

В русском языке существуют три временные формы, такие как: настоящее, прошедшее и будущее время. При этом все изучаемые формы глагола включены в соответствующую графическую схему, где посредством базисных вопросов (например, что делает (ют), что сделает (ют), что только будут делать) и также типичных примеров школьников обучают на практике безошибочно определять те или же иные формы используемых в родной речи глаголов. Формы времени глагола выражают отношение действий к моментам речи.

Формы настоящего времени свидетельствует о том, что действия полностью совпадают с моментами речевых высказываний или же осуществляются постоянно. Глаголы настоящего времени отвечают на следующие вопросы: Что делаем? Что делаете? Что делают? Что делаю? Что делаешь? Что делает?

В дальнейшем в учебнике, созданном под научным руководством В.В. Бабайцевой, приводится несколько наглядных примеров.

Например: На всех парах несется (что делает?) поезд, колеса вертит (что делает?) паровоз. (Б. Пастернак).

Все формы прошедшего времени демонстрируют, что действия предшествуют моментам речи.

В учебнике, созданном под руководством В.В. Бабайцевой, при этом приводится наглядная схема всех временных форм глаголов (рис. 1).

Рисунок 1 - Схема в учебнике В.В. Бабайцевой «Русский язык» для 5-го класса

Затем ученики закрепляют теоретический материал, выполняя при этом задания, предложенные в соответствующем сборнике заданий В.В. Бабайцевой как на уроках русского языка, так и выполняя домашние задания.

В конце учебников рецензируемого УМК имеются приложения, включающие различные справочные материалы, которые должны использоваться школьниками в течение всего обучения по программе русского языка в 5-9 классах. Это относится к «Указателям изученных орфографических правил», «Указателям изученных пунктуационных правил», которые содержат ссылки на параграфы, где изложены соответствующие орфографические и пунктуационные правила. В Приложениях даются также основные виды разборов с указаниями последовательности и образцы разборов соответствующих примеров языкового материала .

УМК под научной редакцией В.В. Бабайцевой удобен для школьников: он обеспечивает высокий уровень преемственности и перспективности в обучении русскому языку, по нему легко организовывать повторение пройденного материала. Учебник, созданный в структуре данного УМК, является, по сути, справочником, к которому можно обратиться в любое время на протяжении всех лет школьного обучения, в том числе учащимся полиэтнических классов, для которых необходимо многократное повторение информации.

Вместе с тем, в анализируемом учебнике есть существенный недостаток - справочная направленность данного УМК, и применение учебника в течение пяти лет «требует от школьников знания структуры учебников, умения ориентироваться в них, быстро находить необходимые разделы, неоднократно обращаясь при этом к пройденным ранее параграфам» .

Очевидно, что в процессе проведения уроков русского языка по учебникам УМК В.В. Бабайцевой возможны разнообразные виды работы, в том числе изложений, сочинений, как устных, так и письменных диктантов, разбор текстов. Среди учебной деятельности, кроме знакомства с содержанием нового материала учебников, практической деятельности учащихся (самостоятельного выполнения задач и упражнений), необходимо изучение, как нового, так и повторение ранее пройденного материала. При письменном изложении необходимо предварительное составление плана, в процессе выполнения самостоятельных письменных заданий в классе необходим предварительный анализ примеров, приведенных для наглядности в учебниках и по аналогии подбор собственных примеров. Кроме того, «в учебниках по русскому языку В.В. Бабайцевой также содержатся задания, при выполнении которых требуется осуществлять сопоставления (по заранее подготовленным вопросам) содержания двух или нескольких параграфов, или определенных правил орфографии или пунктуации» .

Как показывает практика, построение занятий по схеме, предложенной в данном учебнике, вполне эффективно, поскольку школьники постепенно осваивают не только новый учебный материал, но и постоянно повторяют ранее пройденные темы.

Сборники задач и упражнений «Русский язык: Практика» УМК под научной редакцией В.В. Бабайцевой призваны помогать школам организовывать эффективную работу с понятиями и правилами, формируя умение опознавать, анализировать, характеризовать те или иные явления языка. Работа со сборниками задач и упражнений по русскому языку учит школьников самостоятельно отбирать, конструировать языковые материалы в соответствии с изучаемыми темами, правильно - в соответствии с нормами русской речи - и целесообразно - в соответствии с обстоятельствами речи - использовать различные языковые средства в речевой практике учащихся .

Так, например, орфографические, орфоэпические, пунктуационные и другие нормы рассматриваются в учебниках Веры Васильевны Бабайцевой на основе соответствующих правил, органически вписывающихся в общую теорию русского языка.

Постепенное и поэтапное формирование как правильной, так и выразительной речи обеспечено в УМК, соответствующими заданиями, среди которых присутствуют как традиционные, так и новые типы учебных заданий, вызывающие неизменный интерес самих школьников к изучению языка. В учебниках по русскому языку УМК В.В. Бабайцевой гораздо чаще, чем в традиционных формах обучения русскому языку, предложено регулярно проводить морфемный анализ (то есть разборы конкретных слова, приведенных в заданиях по их составам). Также весьма часто школьникам требуется выполнить задания, связанные с выделением грамматических (предикативных) основ предложений, что в будущем формирует функциональную грамотность учащихся, позволяя им при этом успешно избегать весьма существенного количества как орфографических, так и пунктуационных ошибок. Достаточно часто в рассматриваемом УМК также встречаются специальные упражнения для развития орфографической зоркости школьников. Например, задание: «Составьте из букв, входящих в слова, имена существительные в форме именительного падежа, единственного числа. Кто больше?» При этом в учебнике для 5-го класса в подобных заданиях нередко вместо имен существительных требуется составить и другие части речи.

Кроме того, в традиционных учебниках по русскому языку регулярно предлагается запись слов с непроверяемыми написаниями под диктовку. В учебниках по русскому языку в данном УМК задания такого рода существенно модернизированы: школьникам предлагается прочитать предварительно словарные слова (списки их прилагаются), постараться запомнить их правильное написание. Затем ученикам необходимо закрыть учебники и только потом записать ранее прочитанные слова под диктовку. То есть в УМК предлагается выполнить частично поисковые задания, а также диктанты по памяти.

При создании УМК В.В. Бабайцева старалась учесть все имеющиеся недостатки механического заучивания правила, поэтому она стремилась развивать орфографическую зоркость школьников такого рода упражнениями.

По сравнению с предшествующим УМК под научной редакцией Н.М. Шанского в разработанном учебно-методическом комплексе было увеличено количество задач, ставящих школьников перед необходимостью самостоятельно находить ответы на вопросы: как именно применить полученные знания, с какой целью нужно знать те или иные лингвистические понятия, зачем нужно уметь выполнять определенные упражнения; что известно, а что является принципиально новым в рассматриваемом материале, каким способом лучше выполнять задания по русскому языку.

Так, например, обучение пятиклассников различным видам речевой деятельности поддерживается соответствующими памятками для школьников: «Как нам готовиться к выразительному чтению текстов», «Как составлять планы текстов», «Как готовиться к изложению (пересказам), близким к изначальным текстам» и др. Задания практически к каждому из текстов направлены на взаимосвязь поэтапного овладения всеми формами речевой деятельности: чтения, слушания, создания высказываний в устных и письменных формах. Усилено внимание к процессам чтения как одному из основных форм речевой деятельности, поэтому большое число заданий было ориентировано на умение выразительно читать тексты. По замыслу научного руководителя УМК В.В. Бабайцевой, искусство красиво звучащих слов может помочь овладеть всеми выразительными средствами русской интонации, что способствует становлению языковой культуры личности школьников . УМК позволяет использовать различные формы пересказов текстов для формирования умений создавать личные письменные высказывания. При этом все процессы проектирования будущих речевых текстов, которые станут возможны за счет упражнений по составлению текстов по определенным заданиям, заранее установленным темам, а также отдельным словосочетаниям и также словам. В УМК есть также задания по практической речевой деятельности учащихся, например составление нескольких предложений по следующим темам: правила поведения во время экскурсий, в кинотеатре, в метро и другие.

При развивающей системе обучения при практической реализации УМК, созданного под научной редакцией В.В. Бабайцевой, цели и задачи ставятся преимущественно в конце урока (открытость целеполагания). Поле доски при этом может оформляться следующим образом: левая часть - уже изученная информация; правая часть - наблюдения, приобретённые в процессе занятий; третья часть школьной доски может содержать информацию о том, что школьники должны узнать и усвоить в конце каждого урока. При этом в УМК В.В. Бабайцевой предусмотрена «работа со сравнениями, нахождением сходств и различий в сопоставляемых явлениях, с классификациями, систематизацией, обобщением учебных материалов по русскому языку, установлением причинно-следственных связей (почему? вследствие чего?)» .

Система задач и упражнений в рассматриваемом УМК рассчитана на овладение алгоритмами ориентировки в учебном материале, образцами рассуждений, приемами анализа языковых материалов и применения изучаемых явлений русского языка в собственной речевой практике, развитию собственной монологической речи, а также разнообразным способам самостоятельного контроля знаний.

Иллюстративный материал является эффективным средством развития монологической научной речи. В предлагаемом задании говорится:

«Расскажите о слове (или же словосочетаниях, предложениях) все, что вы, ребята, знаете и сможете» . Так, рассказы о словах могут быть изложены по определенному плану: 1) указать части речи; 2) отметить возможные синтаксические функции; раскрыть лексическое значение слов, отмечая при этом возможные синонимы и антонимы, осуществить стилистическую оценку анализируемых слов;

выполнить фонетический разбор определенных слов; 5) осуществить морфемный разбор; 6) указать соответствующие орфограммы. Ответы школьников при этом могут быть дополнены также этимологией слов и т.д.

Устные ответы учеников могут быть дополнены одноклассниками, оценены ими с соответствующей аргументацией собственных оценок (при этом наиболее аргументированные оценки могут заноситься в электронный журнал).

Подобные виды заданий позволяют: 1) обобщать и систематизировать все имеющиеся знания школьников; 2) учить самостоятельному рассуждению (высказыванию собственных точек зрения с соответствующими аргументами, свидетельствующими об их истинности);

формировать активную устную монологическую речь научной стилистики. Большое внимание в сборнике заданий и упражнений уделяется речевым аспектам изучения русского языка. «Задания предусматривают наблюдения над областью практического применения изучаемых языковых явлений, над их ролью для достижения точности и выразительности речи; создания особых речевых ситуаций, которые определяют определенные отборы языковых средств» .

Так, например, в сборнике и рабочих тетрадях учебно-методического комплекса предлагается большое число заданий, включающих фразеологизмы, а также пословицы. При этом учителям-словесникам авторский коллектив рекомендует дополнять задания определенными игровыми действиями. Учителя предлагают школьникам пословицы, например: «без труда не выловишь и рыбку из пруда», «терпение и труд все перетрут». Школьникам при этом можно предложить продолжить перечни пословиц. Пословицы при этом не будут засчитываться, если озвучившие их школьники не способны при этом объяснить истинное значение пословиц, а также возможностей их применения в собственной практической речи. Несколько пословиц можно записать в тетрадях. Для записи предлагается выбирать определенные пословицы, которые смогут записывать как сами школьники, так и учителя, учитывая при этом их смысл, возможность практического применения в речи школьников, а также насыщенности орфограммами и наиболее значимыми пунктограммами. При этом В.В. Бабайцева настоятельно рекомендует учителям русского языка заранее сообщить ученикам о проведении этой обучающей игры. Необходимо заранее предупредить школьников о проведении такого занятия, для целей самостоятельного их знакомства со всеми сборниками пословиц, а также выполнения заданий, в которых содержатся пословицы. Победителями в игре считаются те школьники, которые устно произнесли больше всего пословиц.

В сборнике задач и упражнений УМК В.В. Бабайцевой актуализированы «воспитательные возможности нашего учебного предмета не только за счет информативной стороны текстов, используемых в качестве дидактических материалов («Чему учат данные тексты? Каковы основные мысли авторов?»), но и с помощью воспитательных возможностей русской речи. Кроме того, в рассматриваемом учебном пособии содержатся тексты, привлекающие особое внимание учащихся к социальной значимости умений правильного восприятия чужих высказываний и умения правильно, точно, выразительно использовать языковые приемы и навыки в диалогической речи и письме» .

Подобная работа, по нашему мнению, способствует развитию всех форм речевого развития школьников (в том числе диалогической и связной монологической речи, а также и письменной речи).

Формирование и совершенствование орфографических и пунктуационных навыков обеспечивается в процессе повторения пройденного. На полях сборника заданий и упражнений УМК В.В. Бабайцевой выделены слова с непроверяемым написанием.

Например: геолог, труженики, воображать, представить, фестиваль, обоняние, обаяние, магнитофон, территория, профессия, специальность, коллектив, балкон, диван, санаторий, шоф языка 5 класса, с. 57, задание № 7].

ёр, аккорды [учебник русского

Материал для разбора выделяется цифровым индексом. Принятая в традиционной системе преподавания русского языка система видов разбора дополнена в УМК В.В. Бабайцевой лексическим (№ 5), орфографическим (№ 6) и пунктуационным разбором (№7).

Уточним, что целями фонетического разбора является формирование правильного произношения в соответствии с нормами русского языка и умениями слышать звуки. В центре внимания в рассматриваемом УМК стоит именно морфемный разбор. «Для практических целей все ученики общеобразовательных школ должны овладеть учебными действиями по быстрому (фактически мгновенному) выделению в словах морфем» . В силу этого в УМК В.В. Бабайцевой особо анализируется понятие морфемы. Акцентируется внимание учащихся на семантике - значении суффиксов и приставок.

В разделе «Морфемика» УМК В.В. Бабайцевой особо выделяются формообразующие суффиксы: 1) флексии (окончания); 2) -л- (показатели формы прошедшего времени); 3) -ть-, -ти-(показатели формы инфинитива);

Ее- (показатели форм как простых, так и сравнительных степеней); 5) -те (окончания повелительных наклонений множественных чисел).

В учебнике «Русский язык. Теория» дано точное определение окончаний: «Окончанием слова называется его изменяемая часть, которая служит для связи слов и выражает значения рода, числа, падежа, лица» . Суффикс - ть не может служить для связи слов в словосочетаниях типа: «хотел уехать», «желание учиться». В таких словосочетаниях зависимые инфинитивы не согласуются и не управляются, а лишь «примыкаются к главным словам, как наречия и деепричастия» . Данное определение не перегружено обилием научных терминов и поэтому легко запоминается учащимися среднего звена.

Практической направленностью обучения русскому языку в УМК В.В. Бабайцевой обусловлены увеличение часов на изучение морфемики. Здесь значимо не столько усвоение и запоминание теоретических сведений, сколько формирование значимого умения выделять морфемы и на этой основе формировать у школьников прочные орфографические навыки. Со знанием морфем тесно связаны и орфографические разборы, справедливо считает автор УМК.

Книга «Русская речь» УМК В.В. Бабайцевой создано специально для целенаправленной работы на уроках развития речи. Теоретической основой для данного учебного пособия стала система речеведческих понятий. Задачи и упражнения охватывают все формы видов речевой деятельности:

восприятие речи (слушание и чтение),

воспроизведение речи (устные пересказы и письменные изложения),

порождение речи (говорение и создание текстов в письменных формах).

Слушание, чтение, пересказ осуществляются в рамках УМК В.В. Бабайцевой на большинстве уроков русского языка. «Однако каждый из этих видов речевой деятельности, и особенно пересказы, на уроках развития речи имеет свою специфику: внимание сосредоточено не только на содержании высказываниях, но и на их языковых особенностях» .

Например, учащиеся сжато пересказывают текст по рекомендованному плану сначала в сжатой форме, а затем переходя к полноценному пересказу, соблюдая при этом как цепные, так и параллельные связи предложений в тексте.

Языковой анализ текстов - один из важных элементов подготовки учащихся к устным пересказам и письменному изложению. Эффективность этой работы зависит от качества исходного текста и его лингвистического анализа. Пособие «Русская речь» в УМК В.В. Бабайцевой даёт педагогу- словеснику опору в отборе материала и в организации работы с ним.

«Русская речь» предполагает творческий подход в использовании, применение вариативных приемов формирования и совершенствования речи школьников с учетом конкретных условий работы школы, класса, уровня знаний каждого учащегося.

Чтобы текст стал продуктом речевой деятельности учащихся, отвечающим требованиям ФГОС ОО, в УМК есть задания на создание текстов по образцам, представленным в «Русской речи»: повествование о личных поступках школьников; описание своего быта, домашних или же диких животных; рассуждений по конкретным учебным материалам. Например, «Какие именно мысли и чувства Вы испытываете, рассматривая эту картину, слушая это музыкальное произведение?» Данные задания позволяют формировать умение вести диалог и достаточно четко аргументировать свою точку зрения. Также в учебнике «Русская речь» есть задания на определение типов речевых высказываний и стилей речи. Например, «Определите типы речи»; «Определите стили текста»; «Укажите признаки научного и также публицистического стиля». В учебнике Е.И. Никитиной есть особые памятки для школьников, в том числе: «Как писать сочинение», «Как подготовить устные высказывания», «Как написать свой собственный рассказ», «Как составить описание картины», «Как написать сочинение - интервью», «Как написать киносценарий на основе текстов рассказа или повести», «Как написать рецензию на сочинение», «Как работать над рецензиями на книги» и другие, - позволяют школьникам не только освоить специфику текстов различных стилей, типов речи, но и постоянно тренироваться в создании собственных высказываний . Важны здесь и задания по восприятию текстов. Овладевая процессами чтения как речевыми видами деятельности, школьники учатся читать различные по своему содержанию тексту и работать с ними по-разному в зависимости от самого задания, речевой ситуации, стилей и типов речи.

«Русская речь» - это третий компонент УМК, созданного под научным руководством В.В. Бабайцевой, в полной мере обеспечивает формирование коммуникативной компетенции учащихся. Задачи и упражнения в нем опираются на базисные речеведческие понятия и правила речевого поведения, что в полной мере способствует осознанному совершенствованию как устной, так и письменной речи школьников, повышению практических навыков речевого общения.

Теоретическую основу третьей части УМК составляет система речеведческих понятий. Например, текст В.В. Бабайцевой рассматривается как единица как языка, так и речи. А из этого следует, что как единица языка текст обладает типовыми схемами, по которым он и строится в зависимости от конкретных целей и задач речевого общения: повествования, описания и рассуждения. В учебнике «Русская речь» содержится учебный материал, знакомящий школьников с формированием общих понятий о текстах и основных типах речи.

УМК Веры Васильевны Бабайцевой привлекает внимание органичным сочетанием основных средств обучения. В данном УМК прослеживается строгая системность в изложении как теоретического материала, так и практических заданий. «Линейный принцип расположения материала способствует более цельному, системному усвоению, позволяя при этом успешно избегать излишнего концентризма и долгого изучения одних и тех же тем, снижающих эффект новизны и ослабевающих мотивацию учебной деятельности школьников» .

При таком принципе построения учебного материала учащиеся среднего и старшего школьного возраста гораздо лучше усваивают новые темы, постоянно подкрепляя полученные знания, выполняя соответствующие темам практические задания.

Учебник «Русский язык: Теория» (5-9 кл.) дает систематизированное изложение теоретического материала всего школьного курса русского языка. Компактность изложения теоретических сведений сопровождается иллюстрированными примерами, рисунками. Таким образом, реализуется принцип зрительной наглядности в обучении русскому языку. Методическим аппаратом учебника предусмотрены разграничения всех учебных материалов по степени трудности.

В сборнике задач и упражнений «Русский язык. Практика» в 5-9 классах задания обеспечивают постепенное овладение школьниками всеми необходимыми алгоритмами ориентировки в текстах, образцами рассуждений, показаны приемы анализа языкового материала и применения изучаемых теоретических сведений в речевом общении.

Задания, практические, проектные задачи и упражнения охватывают все виды речевой деятельности: восприятия речи (слушание и чтение), воспроизведения речи (устные пересказы и письменные изложения), порождения речи (проговаривание и создание письменных текстов).

Начало 5 класса в УМК В.В. Бабайцевой рассматривается как переходная стадия от начального этапа обучения 1 - 4 кл. (элементарно- практических основ русского языка) к среднему этапу школьного образования 5 - 9 кл. (систематическим курсам основ науки о русском языке и также о родной речи). В 5 классе школьники приступают и к изучению основного курса русского языка. С учетом положений системно- структурного подхода в 5 классе при использовании УМК В.В. Бабайцевой должны быть последовательно изучены такие разделы, как «Фонетика. Графика. Орфография»; «Морфемика и Орфография»; «Лексика», положено начало систематическому изучению грамматики («Имена существительные»). Непосредственно же само удобное расположение учебных материалов способствует более цельному, систематическому усвоению знаний, позволяя избегать рутинности при изучении похожих тем.

В морфологии в 6 классе изучаются глаголы, прилагательные, числительные, наречия, слова категории состояния и местоимения. В 7 классе подлежат изучению причастия и деепричастия, служебные части речи и междометия. «Подобная преемственность при изучении частей речи оправдана с методической точки зрения: глаголы - сказуемые обычно выступают как грамматические и смысловые основы непосредственно самих предложений, образуя вместе с подлежащими все необходимые грамматические основы. Фактически всеми современными авторами программ русского языка выделяются как самостоятельные части речи - глаголы, существительные, прилагательные, наречия. Выделяются при этом и служебные части речи - местоимения, числительные, слова состояния, причастия и деепричастия. Выделение причастий и деепричастий в особые части речи в УМК, созданного под руководством В.В. Бабайцевой позволяет усилить внимание к их строению и роли, а также к особенностям их функционирования в русской речи. Это влияет на формирование орфографических и пунктуационных навыков подавляющего большинства школьников» .

Такого рода преемственность, по нашему мнению, обеспечивает постоянное повторение пройденного материала с постепенным его обогащением с каждым новым этапом обучения.

В особый лексико-грамматический разряд при изучении наречий в УМК В.В. Бабайцевой также выделены слова категории состояния. Это позволяет дать учащимся общеобразовательных школ необходимые представления о специфике данной группы слов, резко отличающихся от наречий синтаксической функцией сказуемого в безличном предложении.

«В 8-9 классах в УМК В.В. Бабайцевой в центре внимания синтаксис и пунктуация. В синтаксисе большое внимание уделяется связям и отношениям между словами в словосочетании и предложении. Кроме подчинительных, выделены и сочинительные словосочетания. Выделение сочинительных словосочетаний позволяет установить преемственность в изучении синтаксиса: изучение словосочетаний в 5 и 8 классах, однородных членов предложения 5 и 8 классах, сложносочиненных предложений и однородных придаточных в 9 классе» .

Умение задавать вопрос к зависимому слову в подчинительном словосочетании готовит к изучению членов предложения и придаточных предложений. Навык находить в предложении сочинительные словосочетания - к изучению однородных членов предложения и сложных предложений, прежде всего - сложносочиненных. Изучение подчинительных и сочинительных словосочетаний ориентировано на развитие речи учащихся. Рассмотрим подробнее, какие особенности обучения учащихся в процессе создания текстов разных стилей и типов речи в УМК В.В. Бабайцевой.

Во-первых, в программе предусмотрена система работы учителей- словесников и школьников по развитию речи в интеграции с уроками литературы и внеклассного чтения (тем самым учителя русского языка и литературы вполне могут обеспечивать необходимые параметры соотнесённости в тематике, жанрах художественных произведений и ученических сочинений, в работе над художественными средствами языка, над отдельными видами пересказа и изложения - близкого к тексту, сжатого, выборочного и т.п.).

Обучение разным видам речевой деятельности поддерживается памятками для учащихся: «Как подготовиться к выразительному чтению текста», «Как составлять план текста», «Как готовиться к изложению (пересказу), близкому к тексту» и др. Задания практически для каждого текста направлены на взаимосвязанное овладение всеми видами речевой деятельности: чтением, слушанием, созданием высказываний в устной и письменной форме. Усилено внимание к чтению как одному из основных видов речевой деятельности, поэтому большое количество заданий ориентировано на умение выразительно читать текст. По мысли автора программы В.В. Бабайцевой, искусство звучащего слова, помогает овладеть выразительными возможностями русской интонации, что способствует становлению языковой личности. УМК позволяет использовать разные виды пересказа текстов для формирования умения создавать собственное письменное высказывание. Проектирование будущего собственного текста достигается с помощью упражнений на составление текстов по данным словам, составление словосочетаний и предложений по определенной тематике (например, составление правил поведения в музее, в театре, в транспорте и др.).

В учебниках по русскому языку, для 5-9 классов данного УМК представлены типы заданий, выполнение которых требует обращения к текстам художественной литературы, например: «Из произведений А.С. Пушкина выпишите 5 предложений со старославянизмами. Какую стилистическую роль они играют?»; «Выпишите из сказок А.С. Пушкина 5 предложений со сказуемыми, выраженными глаголами в форме повелительного наклонения» и др. Большинство текстов относятся к фрагментам из произведений русских поэтов и писателей: А.А. Блока, В.А. Жуковского, С.А. Есенина, М.Ю. Лермонтова, А.Н. Толстого, И.С. Тургенева, А.Н. Толстого, А.А. Фета, и др.

Помимо этого, тексты рассматриваются авторами программы как единицы языка и речи. А это значит, что как единицы русского языка тексты имеют типовые схемы, по которым они строятся в зависимости от целей и также задач речевого общения: повествование, описание и рассуждение .

В учебнике «Практика» для 6 класса даны задания типа: «Представьте себя на месте художника (композитора, ученого, посетителей музеев и т.п.). Какие мысли и чувства испытываете вы, рассматривая, слушая? Что и как вы расскажете своим «экскурсантам» об этом полотне?». Они позволяют формировать умение высказывать и аргументировать собственную позицию, мнение, выражать собственные чувства, рефлексировать по поводу обсуждаемого вопроса в соответствии с выбранным типом и стилем текста.

Задания на определение типа и стиля речи соотносятся с целью высказывания и художественными средствами анализируемого текста:

«Определите тип речи»; «Определите стиль текста»; «Укажите черты научного и публицистического стиля».

Всё это позволяет школьникам не только овладеть спецификой текстов разных стилей, типов речи, но и создавать собственные как устные, так и письменные сообщения.

В сборниках заданий «последовательно отмечается роль различных частей речи в организации типа речи» . Например, при изучении глаголов учащиеся оценивают стилистическое значение формы совершенного вида в повествовательных текстах, а в описательных текстах - формы несовершенного вида.

При изучении прилагательных подчеркивается их значимость в текстах-описаниях. При этом не только «постепенно накапливаются сведения о частях речи, связывающих смысловые части речи текста в единое смысловое целое» , но и происходит накопление языковых средств, которыми можно пользоваться при создании текстов разных типов и стилей. Задания типа «определите тип речи» дополняются заданиями, требующими соотнесения типа речи и его языкового оформления: «Какие слова помогли вам определить тип речи? К какой части речи они относятся. Почему такие слова называются ключевыми?»; «Какие функции выполняют в тексте существительные?»; «Аргументируйте свой ответ, опираясь на видовые формы глагола»; «Как связан тип речи с видовыми формами глаголов?» и др. .

Обязательным этапом в работе над связным письменным высказыванием является анализ и коррекция собственного текста. Обучению учащихся анализу и коррекции собственных сочинений (саморефлексии) в рассматриваемом УМК Веры Васильевны Бабайцевой способствует памятка для учащихся: «Как работать над черновиком изложения и сочинения». В учебниках «Практика» предлагаются задания на редактирование текстов ученических сочинений . Например, ученик 6-го класса написал сочинение на тему: «Истинная дружба», прочитайте и, определив тип изложения, отредактируйте его.

В рассматриваемых учебниках есть такие задания, которые ориентируют на подготовку обучающихся по орфографии и пунктуации: письмо по памяти выученного наизусть текста, зрительные диктанты (и другие виды диктантов, в том числе самодиктанты, взаимодиктанты), работа над ошибками в диктантах, сочинениях, изложениях, орфографический и пунктуационный анализ текстов (умение группировать орфограммы и пунктограммы), иллюстрирование орфографических и пунктуационных правил примерами из текстов, объяснение орфограмм и пунктограмм, составление схем предложений и др.

«Редактирование черновиков и проверка собственных текстов на соответствие теме, проблеме; анализ средств связи; оценка цельности, единства, завершенности, информативности, логичности текста сочинения - все это в системе позволяет выработать у учащихся умения и навыки саморефлексии по поводу созданного текста» .

При работе со своими и также чужими сочинениями (как показывает практическая деятельность в общеобразовательной школе), учащиеся приобретают необходимые умения и навыки по написанию сочинений и самооценке собственных продуктов речевой деятельности.

Таким образом, работа над текстом, построенная по подобному принципу, позволяет школьникам постепенно осваивать навыки составления связных и стилистически правильных письменных рассуждений и сочинений.

В процессе совершенствования речевых способностей, необходимых для коррекции собственного текста, предлагаются задания, ориентированные на взаиморецензирование и самоанализ.

Резюмируя изложенное, отметим, что работа по развитию связной письменной речи учащихся по УМК «Русский язык» В.В. Бабайцевой опирается прежде всего на принципы поэтапного обучения учащихся восприятию текста; обучения разным видам речевой деятельности (чтению, говорению, слушанию; созданию письменного высказывания или текста); различным видам информационной и речевой переработки текста в процессе подготовки к написанию сочинения; обучения учащихся созданию текстов в разных стилях и типах речи; обучения школьников анализу и коррекции собственного письменного высказывания (саморефлексии).

УМК рассчитан на учащихся с высоким уровнем речевого развития. Вместе с тем, обучаясь по данному комплексу, школьники со средним, низким и даже высоким уровнем речевого развития при постоянной помощи учителя-словесника могут освоить все необходимые виды речевой деятельности.

Следовательно, УМК В.В. Бабайцевой, предназначенные для 5-9-х классов общеобразовательной школы, позволяют наиболее эффективно сочетать изучение нового учебного материала с повторением ранее изученных закономерностей русского языка, усиливая тем самым речевую направленность курса. В свою очередь данный УМК, предоставляет дополнительное время для детального изучения служебных частей речи.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!