Образование для Вас

Флаг руси до крещения. Панславянские цвета: история и значение. Панславянские цвета на флагах. Царские знамена в период XVI-XVII вв

Подъём флага в рамках крупных государственных мероприятий, с участием первых лиц государства, всегда сопровождается исполнением государственного гимна страны. Эта церемония по праву знаменует величие государства и его истории.

Да и вообще, нет на планете флага, который бы не олицетворял какие-то амбиции, гордость, величие. И все они, не важно одноцветные или со сложным рисунком, с полосками или в узорах, со звёздами или с крестами, имеют свою историю. Ну, а история флага нашей Родины не просто интересна, а, я бы сказала, даже уникальна.

Изначально у древних русичей вместо слова «флаг» употреблялось слово «стяг», произошедшее от «стягивать, собирать дружину». Стяг всегда отмечал середину войска. Его охраняли лучшие богатыри, которых так и называли - «стяговники». Задачей стяговника было не только удержать стяг любой ценой в бою, но и подавать с помощью него знаки всему войску. Если стяг имел легкий наклон в сторону врага, то неприятеля в бою удалось продавить, если дружина терпит поражение (стяг упал, не держится должным образом или подаются специальные сигналы), то князья также это видели и принимали упреждающие решения.

Древнейшим стягом и символом наших предков, который использовался задолго до Крещения Руси, было красное полотно с языческим символом, олицетворяющим бога Сварога. Согласно ряду версий, Сварог олицетворял собой солнце на ясном небе, дарующее жизнь на земле (красный цвет). Позднее символ Сварога был заменён на изображение солнца. А, поскольку славянам не раз приходилось защищать себя и свою землю, то такой стяг логично отождествлял собой современное выражение «За Родину!».


С того времени, даже после Крещения Руси, традиционным стягом продолжал быть красный. Многие века русские дружины под руководством и Святослава Великого, и Дмитрия Донского, и Ивана Грозного бились под красными полотнищами клиновидной формы. Подтверждают это и рисунки на известнейшем памятнике древней русской литературы - летописи «Слово о полку Игореве», что в XI-XII веках на Руси были в основном треугольные стяги преимущественно красного цвета.



Традиционно красного цвета, но уже с образом Христа шли русские полки на штурм Казани. А в летописной записи 1522 года об осаде Казани Иваном Грозным говорится: «...И велел государь херугви христианские развертити, сиречь знамя, на них образ Господа нашего Иисуса Христа Нерукотворенный». Стоит отметить, что именно после Крещения Руси стяг стали называть «знаменем», что происходит от слова «знамение».

По сути знамя - это стяг, но с изображением православных ликов – Георгия, Христа, Богородицы. Со времён великих князей, объединивших Русь, до эпохи Петра I русские воины ходили под такими знамёнами. При царице Софье Алексеевне оно побывало в Крымских походах, а при самом Петре I принесло успех в первом Азовском походе и на войне со шведами.

Готовясь ко второму Азовскому походу, Пётр I в 1696 году в лучших традициях предков изготовил знамя с центральной частью и откосом. Выполненное из красной тафты с изображением святых, оно было дополнено двуглавым орлом, держащим копья, увитые лентами, и морем с парусными кораблями. Но знамя «прожило» не долго по причине захлестнувшей Петра I эйфории по всему европейскому.

В России, вплоть до 1858 года, военные дружины хоть и использовали общие символы, позволяющие идентифицировать общенародную, русскую сущность, всё-таки единого государственного национального знамени не имелось. И лишь в 1883 году, несмотря на все споры и прения историков и геральдистов, император Александр III «Повелением о флагах для украшения зданий в торжественных случаях» велел признавать привычный нам сегодня бело-синие-красный триколор национальным флагом страны. В повелении было изложено: «В торжественных случаях, когда признаётся возможным дозволить украшение зданий флагами, был употребляем исключительно русский флаг, состоящий из трёх полос: верхней - белого, средней - синего и нижней - красного цветов».

Примечательно здесь то, что этому решению предшествовал целый ряд немаловажных событий, споров и даже собраний. О самых важных из них я расскажу.

Ещё 9 апреля 1667 года, по указу Царя Алексея Михайловича (Тишайшего) были установлены Государственные Московские цвета: черчатый (красный), белый и лазоревый (синий). По какому принципу были избраны эти цвета сказать сегодня сложно, однако есть ряд предположений:

1. Сторонники этой точки зрения считают, что соотнесение цветов флага связано с историческими областями Российской империи: Белой, Малой и Великой Руси, что подтверждается из полного титула царей и императоров России: «Всея Великия, и Малыя и Белые России», символизируя единение великороссов, малороссов и белорусов.

2. Другие считают, что все значительно проще. Белый трактуется как цвет свободы и православной веры, синий есть цвет царской власти, а красный испокон веков олицетворял русский народ.

3. Есть и те, кто утверждает, что цвета были избраны по старославянскому принципу, где белый цвет означал веру, откровенность и благородство, синий цвет - целомудрие, честность и верность, а красный был наделен мужеством, любовью к жизни и своей земле.

Считается, что именно Тишайший вносит в русский язык на смену устоявшемуся термину «знамя» слово «флаг», которое явилось производным от голландского названия чистошерстяной камвольной ткани «флагтух», которая в силу своей особой прочности и использовалась европейцами для изготовления флагов.

Затем уже Пётр I, стремясь сделать из России великую европейскую державу, стал «упражняться» в создании флагов для русского флота и сухопутных войск. И флагов Пётр I «наделал» великое множество, практически каждый полк лейб-гвардии имел свои знамёна. Например, Преображенский полк имел в 1700 году целых 16 знамён.

А перед Керченским походом, Пётр I сам нарисовал очередной рисунок флага для русских кораблей, те самые «сегодняшние» три горизонтальные полосы белую, синюю и красную, и под этим флагом отправился в путь. После похода отдельными указами данный флаг стал полотнищем всего военно-морского и гражданского флота страны.

После окончания Отечественной войны 1812 года с наполеоновской Францией в России начал вывешиваться в торжественные дни чёрно-жёлто-белый флаг, символизирующий династию Романовых. Указом Александра II от 11 июня 1858 года он был введён как официальный гербовый флаг. Чёрно-жёлто-белое знамя было основано на русской имперской геральдической традиции: чёрный цвет - от двуглавого орла, жёлтый - от золотого поля герба, а белый - цвет святого Георгия.

И вот уже в 1883 году по велению Императора Александра III на «арене» появляется петровский бело-сине-красный флотский триколор в роли государственного.

Однако оба флага продолжали разделять право быть государственными вплоть до 1896 года, поскольку никакого постановления об упразднении ранее назначенного чёрно-жёлто-белого флага не было. Да и на всех общенациональных мероприятиях и торжествах, на фасадах домов стали вывешивать и чёрно-жёлто-белые и бело-сине-красные флаги.

Но наличие двух флагов доводило до исступления многих историков, критиков и буквально довело до формирования двух лагерей. Одни старательно пытались показать, что у бело-сине-красной версии русских корней нет. Так, например, философ-западник Белинский В.Г. не раз заявлял, что «все усилия выдать бело-сине-красные цвета за исконно русские лишь совершенно бесплодная работа», что под чёрно-жёлто-белым флагом Россия не проиграла ни одной войны. Другие огрызались тем, что во флаге, имеющим чёрный цвет, ничего исконно славянского и вообще русского быть никак не может.

Конец всем спорам положил перед своей коронацией Николай II в марте 1896 года. По его личной инициативе было собрано специальное совещание «по вопросу Российского национального флага». В результате многочасового обсуждения было вынесено решение, что «бело-сине-красный флаг имеет все основания называться российским, или национальным, и цвета его: белый, синий и красный - именоваться государственными». После чего, 29 апреля 1896 года Николай II объявил, что «национальным флагом во всех случаях является флаг бело-сине-красный, все другие флаги допускаемы быть не должны».

А совсем недавно в Донецке подвели итоги конкурса на лучшую государственную символику Союза Народных Республик Новороссии. Где белый, жёлтый и чёрный цвета стали именоваться как государственные цвета флага Новороссии. Как поясняет конкурсная комиссия, «бело-жёлто-чёрный государственный флаг сегодняшняя Новороссия выбрала не случайно, ведь связь собственной истории всегда неразрывна с историей государства Российского и так будет всегда».

В 1917 году после Февральской революции, Императора Николая II отрекли от престола, а сама революция прошла не под национальным, а под красным флагом. Белая оппозиция до последнего отстаивала себя под бело-сине-красным знаменем, считая его истинной национальной святыней. А Советская Россия после почти 700-летнего перерыва вновь вернула старорусские красно-золотые цвета в качестве официальной символики на государственном флаге.


По мнению ученых, разрабатывая флаг для молодого государства на территории бывшей Лифляндии (буквально - страны ливов), было бы куда логичнее взять за основу ливский зелено-бело-голубой стяг. А нынешний красно-бело-красный - это символ западных славян, венедов - этноса, который для нынешних придворных историков как бы и не участвовал в формировании истории Латвии. Хотя на самом деле все наоборот...

Если деятели Первой Республики полагались на ошибочный перевод, то политики, восстановившие независимость республики, не вняли доводам историков, а позже и вовсе подогнали историю под... как бы свой флаг.

Результаты своих научных исследований Павел и Михаил Тюрины направляли в комиссию по геральдике, когда обсуждался вопрос замены флага ЛССР на флаг - символ независимой Латвии, но ответа не получили. А флаг и ныне тот.
- Откуда обычно берутся государственные флаги?

Есть две основные возможности. Флаг может быть сконструирован заново. Но чаще пытаются найти его корни в истории народа, среди исконных символов нации. Тем самым усиливают значимость и аутентичность флага территории и народу.

Второй путь особенно важен для наций, которым надо подчеркнуть, что право на независимость и отдельное существование досталось им по наследству, по роду, исторически заслуженно и оправданно. К таким относится и Латвия.

Как придумали наш красно-бело-красный - точнее, карминно-бело-карминный?

Начало красно-бело-красному стягу в современной истории положили в 1870 году студенты из Тербатского (Тартуского) братства младолатышей, которые стремились пробудить национальное самосознание народа, более семисот лет притесняемого немецкими баронами, потомками ливонских рыцарей.

Первое упоминание флага они нашли в «Рифмованной хронике» (Reimcronic), написанной в конце XIII века рыцарем ордена крестоносцев (названного в «Лачплесисе» не иначе как «хищный сброд»), завоевавшего часть территорий Лифляндии.

В хронике описываются ратные подвиги и быт рыцарей. Среди 12 016 строк хроники есть несколько строк, в которых говорится: «Красный флаг с белой полосой - это флаг леттов» (vor war ich uch daz, sagen kan, die banier der Letten ist).

Известно, что летты - одно из балтских племен, предки латгалов. В XVII-XVIII веках они сформировали латышскую нацию наравне с другими племенами, населявшими территорию Балтии, - ливами, селами, куршами...

Создавая символ Первой Латвийской Республики, ее деятели опирались именно на это историческое свидетельство - Atskaтu Hronika.
- Вроде бы все логично?
- Только на первый взгляд. Если не обращаться к первоисточнику и не задумываться об истории этих земель. В оригинале «Рифмованной хроники» сообщается, что флаг, который нес отряд ландвера из Вендена (нынешний Цесис), был красный с белой полосой «по вендскому обычаю» («mit einer banier rot gevar, daz, was mit wize, durch gesniten hute nach wendischen siten»). И отмечается, что Венден (Wenden) - замок, откуда известен флаг, - располагается на земле леттов.

А вот в переводах с оригинала на латышский «Wenden» автоматически заменяется на «Цесис», «вендский обычай» - на «обычай цесисцев», а «отряд ландвера» на «латышский полк». И эта подмена вводит людей в заблуждение относительно истории Латвии.
Но на этом искажения первоначального смысла не закончились.

В последнем переводе на латышский язык под авторством Бисениекса (1998 г.) вообще не упоминается, что флаг был «по вендскому обычаю». Эта фраза просто опускается. Вместо этого пишется: «Его впервые заметили около Цесиса, известно, что оттуда он пришел и на земле леттов реять стал». То есть действительное окончательно подгоняется под желаемое.
- Почему для вас так важно упоминание «по вендскому обычаю»?

Потому что венды - народ, который вместе с леттами исторически населял территорию нынешнего Цесиса. Это... западные славяне. Вен(е)дами (или венетами) их называли немцы. В немецком языке слова «wenden», «wendisch» до сих пор означают славянские народы.

Венеды жили вдоль берегов Балтийского моря, Вислы, Одера и в районе Карпат. Отсюда названия Венден, Винден, Виндсбах, Виндхофе, Виндсгейм. Собственно, и название столицы Австрии Вены - по-видимому, отсюда. Кстати, знаменитый древний математик и географ Птолемей называл Балтийское море Венедским, а Рижский залив так звался аж до XVI века. Есть версии, что одна из ветвей венедов жила на Адриатике - отсюда и название Венеция.

На территории будущей Латвии славяне-венды селились сперва вокруг реки Вента (откуда и ее название, а также историческое имя Вентспилса - Виндава), затем в районе нынешней рижской Эспланады, а позже - в местах вокруг нынешнего Цесиса.

Историк Эндзелинь отмечал в Цесисском уезде названия местностей Vindele, Vindeces, Vintieši. В рижском уезде: Venezis, Vinda. В Валмиерском уезде - Vente, Vindens, Ventere.

Каменный замок меченосцев Венден (будущий Цесис) был построен рядом с имевшимся уже замком вендов, в районе славянского городища IX-XIII веков на Ореховой горе. Какое-то время город именовался по-старославянски Кесь (не правда ли, созвучно с Цесисом?!), что означает «домик».

Насчет Вены: латвийский флаг до боли похож на австрийский!

В 1917 году на заседании латвийского Общества содействия искусствам было решено, чтобы не путали с австрийским флагом, сделать другое соотношение - как 2:1:2 - и цвет сместить к пурпурному. Но все равно путают!

Кстати, наш флаг похож не только на австрийский, но и на многие флаги территорий, где исторически жили вен(е)ды-славяне. Знаете, какой флаг был у завоеванного крестоносцами и переданного венецианцам острова Кандия (нынешний Крит)? Точно такой же, красно-бело-красный!

Одним из божеств вендов был Перун - его храмы драпировали отделкой красного цвета. В религиозном центре балтийских славян на острове Рюген (ныне германский) существовала каста жрецов с культом священного коня, а в Курземе был найден подобный могильник с богатым конским убранством, который наталкивал на мысль о его ритуальном значении.

Первосвященник вендов носил белое одеяние с красным плащом. В море вен(е)ды выходили под красно-белыми флагами.
Во всех случаях появление красно-бело-красного флага связано с венедами и крестоносцами. Наше мнение: он был принят Тевтонским орденом как символ обращенных в христианство народов Восточной Европы.

Почему в Латвии декларируются особые права потомкам ливов, селов, куршей и всячески отстраняются от управления славяне?!

Остров Рюген
Племя, обитавшее на острове, который находится на территории современной Германии, звалось издревле ругами. И ругами же средневековые германские документы постоянно называют киевских русов! Житие Оттона Бамбергского называет жителей Рюгена rutheni - русины, русы!

Остров Рюген - по-славянски Руян - был главной святыней западных славян. Еще в XI веке на поклон к его главной святыне, четырехликому кумиру Святовита, шли пилигримы из всех далеких славянских земель.

Предполагают, что остров Буян, знакомый всем по пушкинской сказке и пришедший в нее из заговоров, где он местопребывание Христа, Богородицы, святых, сменивших в заклятьях православных ворожей древних богов, - и есть Руян, Рюген.

В храмах, кумирах и ритуалах древнего Рюгена ученые видят много общего с религией кельтов. А до этого остров помнит еще друидов, уничтоженных Цезарем...

У Риги славянские корни
Столица Латвии названа в честь культового места славян острова Рюген.
- По версии жившего в XVI веке одного из авторов протестантской догматики Филиппа Меланхтона, название Риге дали в честь острова Рюген у побережья Германии в Балтийском море, бывшего культовым местом славян-венедов.

В возникновении поселения Рига можно видеть попытку славян возродить утраченное святилище. Подобно тому, как в XVII веке под Москвой был построен Новый Иерусалим, по частям которого была названа и местность на берегу Истры: Вифлеем, Галилея, и даже реку переименовали в Иордан.

Латвия - балто-славянская республика
Справедливости ради нашу страну надо называть не балтийской, а балто-славянской республикой.

Латышская национальность как таковая сформировалась в XVII-XVIII веках как сумма смешения всех народов, которые здесь к тому времени жили, - племен балтов и славян.

Историки связывают происхождение как балтов, так и славян-венедов с протоиндоевропейской группой народов. Не удивительно, что балтийские и славянские культуры и языки имеют много общего.

Лишнее подтверждение исторического единства народов - флаг.
Название страны, «Латвия», напоминает лишь об одной составляющей нации - латгалах-леттах. Почему же тогда здесь декларируются особые права потомкам других балтов - ливов, селов, куршей и всячески отстраняются от управления славяне, исторически сформировавшие современный облик страны, причем в таких существенных деталях, как названия местностей и геральдика?! Они уже давно здесь, и надо вернуть им исконные права - это пойдет лишь на пользу государству.

История флага нашей Родины не просто интересна, а, я бы сказал, даже уникальна. Подъём флага в рамках крупных государственных мероприятий, с участием первых лиц государства, всегда сопровождается исполнением государственного гимна страны. Эта церемония по праву знаменует величие государства и его истории.

Да и вообще, нет на планете флага, который бы не олицетворял какие-то амбиции, гордость, величие. И все они, не важно одноцветные или со сложным рисунком, с полосками или в узорах, со звёздами или с крестами, имеют свою историю.

Изначально у древних славян вместо слова «флаг» употреблялось слово «стяг», произошедшее от «стягивать, собирать дружину». Стяг всегда отмечал середину войска. Его охраняли лучшие богатыри, которых так и называли - «стяговники». Задачей стяговника было не только удержать стяг любой ценой в бою, но и подавать с помощью него знаки всему войску. Если стяг имел легкий наклон в сторону врага, то неприятеля в бою удалось продавить, если дружина терпит поражение (стяг упал, не держится должным образом или подаются специальные сигналы), то князья также это видели и принимали упреждающие решения.

Древнейшим стягом и символом наших предков, который использовался задолго до Крещения Руси, было красное полотно с языческим символом, олицетворяющим бога Сварога. Согласно ряду версий, Сварог олицетворял собой солнце на ясном небе, дарующее жизнь на земле (красный цвет). Позднее символ Сварога был заменён на изображение солнца. А, поскольку славянам не раз приходилось защищать себя и свою землю, то такой стяг логично отождествлял собой современное выражение «За Родину!».


С того времени, даже после Крещения Руси, традиционным стягом продолжал быть красный. Многие века русские дружины под руководством и Святослава Великого, и Дмитрия Донского, и Ивана Грозного бились под красными полотнищами клиновидной формы. Подтверждают это и рисунки на известнейшем памятнике древней русской литературы - летописи «Слово о полку Игореве», что в XI-XII веках на Руси были в основном треугольные стяги преимущественно красного цвета.


Традиционно красного цвета, но уже с образом Христа шли русские полки на штурм Казани. А в летописной записи 1522 года об осаде Казани Иваном Грозным говорится: «...И велел государь херугви христианские развертити, сиречь знамя, на них образ Господа нашего Иисуса Христа Нерукотворенный». Стоит отметить, что именно после

Крещения Руси стяг стали называть «знаменем», что происходит от слова «знамение». По сути знамя — это стяг, но с изображением православных ликов - Георгия, Христа, Богородицы. Со времён великих князей, объединивших Русь, до эпохи Петра I русские воины ходили под такими знамёнами. При царице Софье Алексеевне оно побывало в Крымских походах, а при самом Петре I принесло успех в первом Азовском походе и на войне со шведами.

Готовясь ко второму Азовскому походу, Пётр I в 1696 году в лучших традициях предков изготовил знамя с центральной частью и откосом. Выполненное из красной тафты с изображением святых, оно было дополнено двуглавым орлом, держащим копья, увитые лентами, и морем с парусными кораблями. Но знамя «прожило» не долго по причине захлестнувшей Петра I эйфории по всему европейскому.

В России, вплоть до 1858 года, военные дружины хоть и использовали общие символы, позволяющие идентифицировать общенародную, русскую сущность, всё-таки единого государственного национального знамени не имелось. И лишь в 1883 году, несмотря на все споры и прения историков и геральдистов, император Александр III «Повелением о флагах для украшения зданий в торжественных случаях» велел признавать привычный нам сегодня бело-синие-красный триколор национальным флагом страны.

В повелении было изложено: «В торжественных случаях, когда признаётся возможным дозволить украшение зданий флагами, был употребляем исключительно русский флаг, состоящий из трёх полос: верхней — белого, средней — синего и нижней — красного цветов».

Примечательно здесь то, что этому решению предшествовал целый ряд немаловажных событий, споров и даже собраний. О самых важных из них я расскажу.

Ещё 9 апреля 1667 года, по указу царя Алексея Михайловича (Тишайшего) были установлены Государственные Московские цвета: черчатый (красный), белый и лазоревый (синий).

По какому принципу были избраны эти цвета сказать сегодня сложно, однако есть ряд предположений:

1. Сторонники этой точки зрения считают, что соотнесение цветов флага связано с историческими областями Российской империи: Белой, Малой и Великой Руси, что подтверждается из полного титула царей и императоров России: «Всея Великия, и Малыя и Белые России», символизируя единение великороссов, малороссов и белорусов.

2. Другие считают, что все значительно проще. Белый трактуется как цвет свободы и православной веры, синий есть цвет царской власти, а красный испокон веков олицетворял русский народ.

3. Есть и те, кто утверждает, что цвета были избраны по старославянскому принципу, где белый цвет означал веру, откровенность и благородство, синий цвет — целомудрие, честность и верность, а красный был наделен мужеством, любовью к жизни и своей земле.

Считается, что именно Тишайший вносит в русский язык на смену устоявшемуся термину «знамя» слово «флаг», которое явилось производным от голландского названия чистошерстяной камвольной ткани «флагтух», которая в силу своей особой прочности и использовалась европейцами для изготовления флагов.

Затем уже Пётр I, стремясь сделать из России великую европейскую державу, стал «упражняться» в создании флагов для русского флота и сухопутных войск. И флагов Пётр I «наделал» великое множество, практически каждый полк лейб-гвардии имел свои знамёна. Например, Преображенский полк имел в 1700 году целых 16 знамён.

А перед Керченским походом, Пётр I сам нарисовал очередной рисунок флага для русских кораблей, те самые «сегодняшние» три горизонтальные полосы белую, синюю и красную, и под этим флагом отправился в путь. После похода отдельными указами данный флаг стал полотнищем всего военно-морского и гражданского флота страны.

После окончания Отечественной войны 1812 года с наполеоновской Францией в России начал вывешиваться в торжественные дни чёрно-жёлто-белый флаг, символизирующий династию Романовых. Указом Александра II от 11 июня 1858 года он был введён как официальный гербовый флаг. Чёрно-жёлто-белое знамя было основано на русской имперской геральдической традиции: чёрный цвет — от двуглавого орла, жёлтый — от золотого поля герба, а белый — цвет святого Георгия.

И вот уже в 1883 году по велению императора Александр III на «арене» появляется петровский бело-сине-красный флотский триколор в роли государственного.

Однако оба флага продолжали разделять право быть государственными вплоть до 1896 года, поскольку никакого постановления об упразднении ранее назначенного чёрно-жёлто-белого флага не было. Да и на всех общенациональных мероприятиях и торжествах, на фасадах домов стали вывешивать и чёрно-жёлто-белые и бело-сине-красные флаги.

Но наличие двух флагов доводило до исступления многих историков, критиков и буквально довело до формирования двух лагерей. Одни старательно пытались показать, что у бело-сине-красной версии русских корней нет. Так, например, философ-западник Белинский В.Г. не раз заявлял, что «все усилия выдать бело-сине-красные цвета за исконно русские лишь совершенно бесплодная работа», что под чёрно-жёлто-белым флагом Россия не проиграла ни одной войны. Другие огрызались тем, что во флаге, имеющим чёрный цвет, ничего исконно славянского и вообще русского быть никак не может.

Конец всем спорам положил перед своей коронацией Николай II в марте 1896 года. По его личной инициативе было собрано специальное совещание «по вопросу Российского национального флага». В результате многочасового обсуждения было вынесено решение, что «бело-сине-красный флаг имеет все основания называться российским, или национальным, и цвета его: белый, синий и красный — именоваться государственными». После чего, 29 апреля 1896 года Николай II объявил, что «национальным флагом во всех случаях является флаг бело-сине-красный, все другие флаги допускаемы быть не должны».

А совсем недавно в Донецке подвели итоги конкурса на лучшую государственную символику Союза Новороссии. Где белый, жёлтый и чёрный цвета стали именоваться как государственные цвета флага Новороссии. Как поясняет конкурсная комиссия, «бело-жёлто-чёрный государственный флаг сегодняшняя Новороссия выбрала не случайно, ведь связь собственной истории всегда неразрывна с историей государства Российского и так будет всегда».

В 1917 году после Февральской революции, император Николай II отрёкся от престола, а сама революция прошла не под национальным, а под красным флагом. Белая оппозиция до последнего отстаивала себя под бело-сине-красным знаменем, считая его истинной национальной святыней. А Советская Россия после почти 700-летнего перерыва вновь вернула старорусские красно-золотые цвета в качестве официальной символики на государственном флаге.

В 1924 году, когда образовался СССР, официальным флагом государства становится красный флаг с золотым серпом и молотом и красной звездой в золотом обрамлении.

Под этими цветами русский народ одержал очередную великую победу в своей и мировой истории над фашистской Германией, как и в 1242 году князь Александр Невский, вступивший в бой с псами-рыцарями под красно-золотыми флагами, как и на Куликовом поле был разбит враг под красными знамёнами.

Менялись времена, уходили эпохи, а вместе с ними и флаги. Так, после неоднозначных перемен августа 1991 года официальным флагом нашей страны вновь стал бело-сине-красный триколор.

Кстати, так сейчас выглядит флаг Вооружённых Сил России:

В статье будет написано о том, какие были флаги России за всю историю, потому что для большинства граждан нашей страны флаг всегда был только тот, который есть и сейчас. Ну, и конечно, стоит упомянуть о флаге , про который тоже знают многие. А вот о том, какой был символ (а флаг относится к государственной символике) нашей страны, не знают вовсе.

Стяги Древней Руси

Для начала нужно чётко определить, что следует понимать под флагом. Флаг - это официальный символ государства на таком же уровне, что герб и гимн. С самого своего основания у российского государства был флаг. Начинать историю следует с самого начала, а именно, с Древней Руси. Самым первым знаменем, под которым были объединены дружины князей Вещего Олега и Святослава, был красный стяг. Следующим ранним знаменем считается изображение двузубца, которое выбрал князь Святослав Великий после победы над Хазарией, символом которой являлся двузубец.

После крещения Руси двузубец был заменён на изображение креста на Голгофе, а с появлением раздробленности у каждого княжества имелся свой флаг. Первым попытался создать новое общее знамя Дмитрий Донской. Это был красный стяг с ликом Христа. Именно с этим знаменем он одержал победу на Куликовском поле.

Во времена правления Ивана Грозного стяг выглядел следующим образом: на части, которая была лазоревого цвета, изображён Святой Михаил верхом на коне. На другой части молочно-белого цвета было изображение Христа. Стяг имел кайму брусничного и макового цветов.

Первое гербовое российское знамя было утверждено царём Алексеем Михайловичем в 1668 г. вместе с первым русским флагом. Основным цветом знамени был молочно-белый с алой каймой, на нём было изображение двуглавого орла и гербов принадлежащих царю земель, а на обрамлении написана легенда. Флаг был прямоугольным полотнищем, на котором был изображён крест синего цвета, а полученные части были белого и красного цветов по диагонали. В первый раз флаг был поднят на русском корабле "Орёл". Почему же именно тогда появился триколор? Именно в те времена произошло объединение Малой, Белой и Великой Руси.

Пётр Первый 20 января 1705 г. издал указ, обязывающий торговые корабли поднимать трёхцветный флаг: бело-сине-красный. Царь самолично сделал образец и установил расположение полос. Также Петром был установлен "Российский Штандарт", в котором давалось описание герба Российского государства.

В 1742 г. для коронации Елизаветы Петровны было сделано знамя, представлявшее собой жёлтое полотнище с изображением на двух сторонах двуглавого орла чёрного цвета, которого окружали овальные щитки с 31 гербом, которые символизировали принадлежащие государству земли. 11 июня 1858 г. указом Александра II был создан новый флаг, который состоял из горизонтально расположенных полос чёрного, жёлтого (золотистого), белого цветов. "Гербовый" был выполнен в таком же цветовом оформлении.

Но такое изменение флага привело к тому, что стали возникать дискуссии о том, какой флаг следует считать государственным, - утверждённый Александром II или который был предложен ещё Петром. 28 апреля 1883 г. Александр III велел считать государственными белую, синюю и красную полосы, а чёрно-жёлто-белый - цветами императорской фамилии.

Император Николай II в 1896 г. создал Особое совещание при министерстве юстиции, на котором обсуждался вопрос о Российском флаге. Совещание постановило, что данное цветовое сочетание имеет все основания для того, чтобы быть государственным. И триколор получил официальное объяснение: красный цвет олицетворял державу, синий был цветом Богоматери - покровительницы России, белый - свободы и независимости государства.

После революции Временное правительство продолжало использовать прежний флаг, и потом его какое-то время не меняла и советская власть. 8 апреля 1918 г. Я. Свердлов на заседании ВЦИК предложил сделать государственным символом флаг красного цвета, который оставался национальным на протяжении 70 лет. Новый образец был утвержден постановлением Президиума ВЦИК 1 апреля 1937 г., который был разработан по поручению советской власти, художником А.Н. Милькиным. На новом флаге был изменён стиль аббревиатуры, которая находилась в левом верхнем углу: раньше она была выполнена золотым цветом в витиеватой манере, теперь же предлагалось её сделать простыми золотыми буквами.

Впоследствии власти СССР решили, что было бы правильным внести небольшую корректировку в государственный символ для того, чтобы флаг отражал суть социализма. Решено было разместить на флагах эмблему СССР - серп и молот с пятиконечной красной звездой, при этом основной цвет оставался красным с голубой полоской, которая занимала восьмую часть ото всего размера флага. Красный цвет символизировал героизм советского народа, его борьбу с капитализмом, серп и молот - это содружество рабочих и колхозных крестьян. А почему была выбрана именно пятиконечная звезда? Потому что она олицетворяла торжество коммунизма на всех пяти континентах.

22 августа 1991 г. было принято решение считать официальным флагом России дореволюционный триколор, а 11 декабря 1997 г. было принято Положение о государственном флаге Российской Федерации. И это не удивительно, почему в качестве национального символа был выбран именно этот вариант: под трёхцветным флагом проходило сопротивление путчу в 1991 г. В 1994 г. президент России Борис Ельцин подписал указ, в котором было Постановление о том, чтобы 22 августа сделать Днём Государственного флага РФ. Праздник был предложен для воспитания уважительного отношения к государственным символам всеми жителями страны.

25 декабря 2000 г. президент Владимир Путин подписал Закон, в котором говорится, что флаг РФ должен представлять собой полотнище прямоугольной формы с тремя горизонтальными полосами одного размера - белой, синей и красной. Надругательство над флагом считается преступлением. Единого трактования значения цветов нет, но самой популярной считается следующая:

  • белый - это благородство и чистота;
  • синий - верность и честность;
  • красный - мужество, смелость.

Как видно, российский флаг имеет богатую историю, которая показывает, как менялось понятие об устройстве государства, национальных ориентиров. Многие даже и не знали о том, что важные политические события могут отражаться на государственной символике. Но можно увидеть небольшую закономерность: практически всегда присутствовал красный цвет, который был символом героизма, а синий и белый приняты позже. Триколор во все времена являлся олицетворением единства российских земель. Правда, в советское время основной идеей было единство всех классов и повсеместное утверждение коммунизма.

Для чего нужно знать флаги за всю историю? Для того чтобы было понимание о том, как важно для страны иметь свой государственный символ, который служит отражением основных ценностей государства и демонстрирует независимость России от других стран. Флаг - это не просто разноцветное полотнище, у него есть свой собственный путь развития, и он имеет важное значение не только на государственном уровне, но и для народа.

Летопись флагов российских

С незапамятных времен обширные пространства Восточной и Центральной Европы заселяли славянские племена. Древние летописи и хроники называют славян храбрым, воинственным и свободолюбивым народом. К IX веку образовались славянские княжества. Их центрами были Псков, Полоцк, Смоленск, Чернигов, Переяславль и др. Крупнейшими городами считались Новгород и Киев. В ту далекую пору еще не существовало единого славянского государства, и, естественно, не следует отыскивать единого государственного знамени. Сохранились упоминания о первых русских флагах, или, как их называли, стягах. Стяг - значит рычаг, а также шест, жердь, древко. И действительно, древнейшими русскими стягами были длинные шесты, на вершинах которых укреплялись ветки деревьев, пучки травы, конские хвосты, так называемые стяговые челки. Позднее на стягах стали крепить куски тканей яркого цвета, придавая им форму клина. Часто ткань прикрепляли не к шесту, а к небольшой поперечине. Шест заканчивался навершием - острожеком.

В конце IX века новгородский князь Олег захватил Киев и остался здесь княжить, объявив город столицей - «матерью городов русских». Киевская Русь впервые объединила славянские княжества от Балтики до Черноморья, от Карпат до Дона, стала исторической колыбелью русского, украинского и белорусского народов. Флага государства еще не было. Имелись лишь княжеские стяги. Их почитали. Без стяга войско не отправлялось в походы и не вступало в сраженья. Княжеские стяги обычно имели почти квадратное полотнище с косицами - клинцами, яловцами. В 907 г. князь Олег дошел со своим стягом до Византии и прибил «щит на врата Цареграда». С введением христианства на Руси, после 988 г., на русских стягах появились изображения креста. Этот символ был широко распространен и в других европейских странах. Стяги приобрели значение святыни.

При Ярославе Мудром в начале XI века Киевская Русь объединила обширные земли, достигла большого расцвета и стала одним из крупнейших государств Европы. Описания стяга Ярослава Мудрого не сохранилось, но с его именем связан, можно сказать, главный символ России - изображение св. Георгия, которое позднее заняло почетное место и на гербе России, и на штандарте ее царей. Имя Ярослав было светским, княжеским, языческим, а крестили князя именем Георгия. По христианскому обычаю покровителем князя после крещения стал св. Георгий. Поскольку Ярослав Мудрый считался первым объединителем «всея Руси», его «патрона» - св. Георгия Победоносца - стали считать и покровителем всего государства Российского.

Объединение Руси еще не было прочным, и после смерти Ярослава держава была раздроблена - поделена между его сыновьями на уделы. Началась междоусобица. Князю Владимиру Мономаху, правившему с 1113 по 1125 г., удалось лишь на время восстановить единство Киевской Руси, но после его смерти государство вновь раздробилось на отдельные княжества.

Страшным врагом славян стали кочевники-половцы. Удельные князья под своими стягами ходили походами на врага. Величайший памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» повествует об одном из таких походов. В рукописи упоминается, что во главе боевых дружин князя в 1185 г. были «чрьлен стяг, бела хорогвь, чрьлена чолка», т. е. красный стяг, белая хоругвь, красная челка. Великий князь Андрей Боголюбский перенес столицу Руси в свой город Владимир. Появились стяги великих князей. Великокняжеские и княжеские стяги древней Руси были огромными, до 8 аршин (6 метров) в длину, и тяжелыми. В стяговники подбирали бога­тырей. Во время походов стяги, снятые с древка, находились в обозе вместе с доспехами и оружием. Лишь перед сражением давалась команда «взять оружие, одеть доспехи и водрузить стяги». Обычно стяги устанавливали в центре войска на возвышении. Во время битвы нападающие стремились пробиться к стягу, «подсечь» его и захватить. В большинстве случаев это решало исход сражения. Вот почему стяг постоянно находился в центре внимания всех бойцов, а летописцы сражений олицетворяли ход битвы состоянием стяга. Когда, например, писали, что «стяг простирался яко облацы», то битва развивалась благоприятно, «падоша стяги» - сражение было проиграно.

У рати князя был не один стяг. Войско делилось на полки: большой, правую руку, левую руку, сторожи. Во главе большого полка выставлялся великий стяг князя, в остальных полках - стяги поменьше. Каждая княжеская дружина удела, а также рати областей и городов имели свои стяги. Так, например, в 1216 г. в Липицкой битве князь Георгий Суздальский выставил 17 стягов, а Ярослав - 13. Феодальная раздробленность и междоусобицы ослабили Русь, и в XIII веке на ее земли с юга и востока вторглись татаро-монгольские полчища Чингисхана, а затем хана Батыя. Наступил тяжкий период для Руси. С севера на русские земли напали войска шведских и немецких феодалов. 15 июля 1240 г. дружины под стягами новгородского князя Александра разгромили шведов на берегу Невы. Князь Александр получил прозвание Невского. А 5 апреля 1242 г. произошло «Ледовое побоище» на льду Чудского озера. Войско князя Александра Невского разбило рыцарей Ливонского ордена.

Разгром шведов и немцев способствовал восстановлению единства Руси. Хотя столицей еще оставался город Владимир, быстро усиливалось влияние Москвы, основанной князем Юрием Долгоруким в 1147 г. Началось объединение русских земель вокруг Москвы. Татаро-монгольские завоеватели стремились помешать объединению. Хан Мамай с огромным войском вторгся в пределы Московского княжества. Ему навстречу выступил с боевыми дружинами московский князь Дмитрий. 8 сентября 1380 г. русские и татары сошлись на Куликовом поле за Доном. На холме в стане Мамая возвышался татарский стяг, в центре русских дружин - великокняжеский стяг. В древнейшем документе «Поведание и сказание о побоище Великого князя Дмитрия Донского» имеются такие строки: «Князь же Великий Дмитрий Иванович, видев полки свои достойно оуряжены, обвеселися сердцем, и сшед с коня, паде на колено прямо великому полку и черному знамению, на нем же бе воображен образ владыки нашего Иисуса Христа». Этот стяг впервые называется знамением, в отличие от других стягов без лика Христа. Следует признать, что вопрос о цвете стяга Дмитрия Донского не бесспорен. В одних рукописях он указан как «чермный» - красный, в других - как черный, но многие исследователи считают это опиской. Красный цвет был широко распространен на Руси, чего нельзя сказать о черном цвете. Однако аскетические начала древнерусской живописи позволяют думать, что и стяг, скоторым народ шел на сражение на «грозный суд божий», был суровым, грозным, черным.

Перед началом битвы Дмитрий приказал ближнему своему боярину Михаилу Бренку стать под великокняжеским знаменем. Летописец пишет, что странно было видеть «две силы великие сходящиеся на кровопролитие, на скорую смерть». Из татарских орд выехал богатырь Челубей, против него вышел русский богатырь Пересвет. В смертельной схватке оба богатыря пали мертвыми. Началась всеобщая ожесточенная и кровопролитная битва. «Татарове же начашо одолевати и великий стяг Великого князя подсекоша», пал под ним храбрый Бренок и многие бойцы его дружины. Но русские не сдались. Из засады вышел свежий полк Боброка. Татары дрогнули и побежали. Великая битва была выиграна русскими. Но дорогой ценой далась эта победа. К стягу вернулись немногие - из четырехсот тысяч русских уцелели лишь сорок тысяч. Татар было перебито великое множество. «Дон-река три дня кровью текла, восемь дней хоронили павших...».

После Куликовской битвы стяги с изображением лика Христа - знамения - получили большое распространение. В XV веке вошло в употребление слово «знамя», в XVI веке упоминались и стяги и знамена, к XVII веку слово «стяг» встречается все реже и реже и окончательно заменяется словом "знамя". В XV-XVIвеках при Иване Ш и Василии III великая Русь была объединена под «высокую руку Московскую». Иван IIIстал называться в актах как «Осподарь всея Руси», а Василий IIIуже как «Царь и государь всея Руси». Русское государство быстро росло и крепло. Изумленная Европа, в начале царствования Ивана III едва ли даже подозревавшая о существовании Московии, стиснутой между Литвой и татарами, была ошеломлена внезапным появлением огромной империи на ее восточных границах».

В XVI веке на российских стягах вышивали лики Христа и Богородицы, образ св. Георгия Победоносца. На белом знамени Василия III было изображение Иисуса Навина, останавливающего Солнце. Сохранились полковые знамена. Во главе полка теперь стояло большое Царское знамя. В сотнях были меньшие знамена.

При Иване III на Руси появился символ двуглавого орла, ставшего позднее эмблемой России. Двуглавый орел издавна был гербом Римской империи. После распада империи ее преемником стала Византия, сохранив в гербе двуглавого орла. В 1497 г. состоялось бракосочетание Ивана III с византийской царевной Зоей Палеолог, более известной под именем Софья. Московские великие князья как бы стали наследниками христианской Византии и получили в подарок византийский трон с изображением двуглавого орла. Так двуглавый орел стал гербом России.

Русские знамена того времени кроились косынею, т. е. с одной стороны пришивался один или несколько косых клиньев. Прямоугольная часть полотнища называлась серединой, ее длина была больше высоты; прямоугольный треугольник - откос - пришивался к полотнищу своей короткой стороной, тетивой вниз. Часто знамя обшивалось каймой или бахромой. Изображения на знаменах сохраняли религиозный характер. Полотнища оставались громадных размеров, и для ношения знамени назначались два-три человека. Знаменам отдавали большие почести, они освящались патриархом по чину святых икон. В 1547 г. Иван IV короновался на престол как «Царь всея Руси». Этот титул стали чеканить на деньгах московских, и они получили значение всероссийских. Однако единодержавное государство Российское еще не имело единого государственного знамени. У князей были свои знамена, у царя - свой стяг. Знамя еще не стало символом государства, а оставалось символом личной власти.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!