Образование для Вас

Не пойти на прогулку вследствие дождя. Производные предлоги. Совместное определение темы и целей урока

Которая необходима для того, чтобы выражать синтаксические связи слов или частей речи. Он не имеет собственного знаменательного значения, поэтому считается служебным элементом речи.

В русском языке существует две категории таких предлоги.

С первыми все ясно. Образовались они в процессе эволюции языка, представляют собой короткие слова, которые нельзя спутать с другими частями речи или неправильно их написать. Они обычно состоят из одного слова.

Предложения с предлогами непроизводными в нашей речи занимают значительное место. Например: Приду в шесть. Посмотрите на этот дом. Не могу без тебя жить. Пройтись по краю. Рассказать о новом фильме.

Производные предлоги в русском языке тоже встречаются часто, но определять их, а, тем более, правильно писать, значительно сложнее. По своему значению они также могут быть временными, пространственными либо причинными.

Производные предлоги - это предлоги, которые образовались из других частей речи. Их знаменательное значение и утратились по тем или иным причинам, осталось только синтаксическое. Они чаще всего употребляются с определенным падежом. Отличить от знаменательных частей речи их можно при помощи вопроса. Делается это примерно так.

Напротив моего дома выстроили школу. Выстроили (где?) напротив дома. Слово «напротив» не имеет собственного значения, в данном случае оно - производный предлог.

Я живу напротив новой школы. Живу (где?) напротив (чего?) школы. Слово «напротив» в данном случае имеет собственное лексическое значение, а потому это - наречие.

Производные предлоги, как и непроизводные, могут состоять из одного слова (простые) или нескольких (составные). Например: В течение следствия выяснились новые подробности (составной). Вследствие дождя отменили прогулку. (Простой).

Производные предлоги могут:

  • обозначать определенный промежуток времени. Солнце пекло с огромной силой в течение недели. В продолжение расследования она дважды совершала недопустимые ошибки. Предлоги «в продолжение» и «в течение» обозначают временной промежуток и пишутся только раздельно.
  • Быть близкими по значению к непроизводному предлогу из-за. Это касается предлога «вследствие» и предлога «в виду». «Вследствие» в качестве предлога пишется всегда только слитно. Сравните: прогулку отменили вследствие дождя. Прогулку отменили из-за дождя.
    Предлог «В виду», напротив, пишется раздельно. В виду болезни он не выходит из дома. (Из-за болезни он не выходит из дома).
  • Приближаться по значению к сочетанию «независимо от». Это относится к производному предлогу «несмотря на», который пишется всегда слитно. Сравните: мы пошли в лес несмотря на погоду. Мы пойдем в лес, независимо от погоды.
  • Употребляться в значении предлога «о». Мы договорились насчет дополнительных занятий. (О дополнительных занятиях). Предлог «насчет» пишется всегда слитно.
  • Другие примеры. Он ушел, благодаря и кланяясь в пояс. Ушел (каким образом? как?) благодаря и кланяясь. О том, что это деепричастие, говорят синонимы благодаря - говоря спасибо. Кланяясь - отвешивая поклоны. Благодря принятому решению они победили. (Из-за принятого....)

Естественно, это далеко не все производные предлоги, которые употребляются в русском языке: здесь перечислены только несколько из наиболее часто встречающихся.

Для того чтобы правильно определить, какой частью речи является нужное слово (а также определиться в его правильном написании), можно к подобрать синонимы.

Например. Я положила деньги на счет в банке. В данном случае счет - сберкнижка, т.е. существительное. Поэтому предлог (на) + существительное (счет) пишутся раздельно.

Я договорилась насчет ремонта . «Насчет» = «о» (договорилась о ремонте). Значит это производный предлог, он пишется слитно.

ПЕРВЫЙ УРОК

Правописание производных предлогов

Цели:

– научить правильно писать производные предлоги, отличать производные предлоги от омонимичной формы;

– развивать умение работать с текстом: выделять новую информацию, устанавливать причинно-следственные связи, формировать новые представления на основе полученных данных;

– воспитывать коммуникативность, самостоятельность.

Необходимый материал: учебный текст на отдельном листе каждому, тесты.

ХОД УРОКА

1. Актуализация имеющихся знаний.

СТАДИЯ ВЫЗОВА

Прием «Верные и неверные утверждения»

Прочитайте вслух только верные утверждения.

Докажите, что эти высказывания правильные. Приведите примеры. Почему остальные утверждения неверные? Докажите примерами. Вернемся к этим высказываниям чуть позже.

1. Производными называются предлоги, которые состоят из двух слов.

2. Все предлоги пишутся всегда отдельно от слов, с которыми они употребляются.

3. Все предлоги пишутся в одно слово.

4. Правописание производных предлогов надо запомнить.

5. В предложении предлог нельзя заменить другим предлогом или союзом.

6. Производные предлоги омонимичны самостоятельным частям речи.

– Попробуйте сформулировать тему нашего урока: о чем мы будем говорить?

– Какие цели мы можем перед собой поставить?

3. Изучение нового материала.

СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ

Прием «Инсерт»

А. Самостоятельно читая учебный текст (см. «Правописание предлогов»), делайте в нем пометки:

«V» – эту информацию знаю;

«+» – это новая для меня информация;

«?» – эта информация мне непонятна, у меня появились вопросы.

Правописание предлогов

1. Предлоги пишутся всегда отдельно от слов, с которыми они употребляются: со мной, к сестре, в школу .

2. Составные предлоги из-за, из-под, по-над пишутся через дефис.

3. Производные предлоги могут писаться в одно слово (вместо, вроде, вследствие, наподобие, навстречу, несмотря, ввиду, насчет, вокруг и др.) или в два (в меру, в течение, в продолжение, в заключение, в отличие) .

4. Правописание производных предлогов надо запомнить, справляться об их написании в орфографическом словаре.

5. Предлоги можно заменить другими предлогами или союзами.

Например: насчет = о; несмотря на = вопреки; навстречу = ко, к; вместо = за; вследствие = из-за; вроде = как.

6. Производные предлоги надо отличать от похожих (омонимичных) форм знаменательных частей речи с предлогами:

Вследствие (= из-за) засухи река обмелела. – В следствие (во что?) по делу о пожаре подключилось много людей.

Поговорим насчет (= о) поездки . – На счет (на что?) банка поступали деньги.

Навстречу (= ко) мне выбежала собака. – На (на что?) встречу с друзьями я не рассчитывал.

Несмотря (= вопреки) на дождь, прогулка состоялась. – Он прошел, не смотря на нас.

Ввиду (= из-за) предстоящего экзамена прогулки прекратились. – Плыть в виду города. Иметь в виду.

В течение урока. – В течении реки.

В продолжение отпуска. – В продолжении фильма.

В заключение праздника был дан салют. – В заключении эксперта была дана оценка .

7. Предлог вследствие имеет причинное значение; предлоги в течение, в продолжение передают значение времени.

Предлоги вследствие, в течение, в продолжение, в заключение имеют на конце букву е.

СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ

Б. Работа с учебным текстом.

– Какая информация из текста вам была известна?

– Выпишите те предлоги, написание которых вам было знакомо.

– Что нового вы узнали из текста?

– Выпишите те предлоги, правописания которых вы не знали.

– Как называются эти предлоги?

– Составьте и запишите предложения с производными предлогами, которые пишутся в одно слово.

– Чем можно заменить эти предлоги?

– Составьте и запишите предложения с производными предлогами, которые пишутся в два слова.

– Какое значение имеют эти предлоги?

В. Отработка навыка написания производных предлогов.

Пишем диктант

В течении реки произошли изменения. В течение месяца я гостил у бабушки. Несмотря на запреты врачей, он продолжал тренироваться. Он отвечал, не смотря в книгу. Ошибка произошла вследствие незнания местности. В следствии по делу Иванова допущена ошибка. Вы поможете мне в продолжении моих поисков? В продолжение недели будет осыпаться листва.

Работа с тестами

I вариант. Укажите номер строки, в которой нет производного предлога.

1. Чтобы вовремя приехать (на)встречу, мы вышли пораньше.

2. Когда (на)встречу гостям вышел старик, я сразу узнал его.

3. В(продолжение) дня отец несколько раз вспоминал свою жизнь.

4. (В)следствие аварии лифт не работал (в)течение недели.

II вариант. Укажите номер строки, в которой есть производный предлог.

1. (В)начале урока мы читали текст.

2. Мы идем в поход (в)месте с родителями.

3. (В)месте падения метеорита образовался кратер.

4. (В)течении реки наблюдалось какое-то тревожное спокойствие.

Взаимопроверка.

4. Итог урока.

– Еще раз назовите верные утверждения.

– Какие производные предлоги пишутся в одно слово?

– Какие производные предлоги пишутся в два слова?

– Как отличить производные предлоги от созвучных форм знаменательных частей речи с предлогами?

5. Разноуровневое домашнее задание.

1-й уровень – обязательный минимум – упражнение...

2-й уровень – составить схему или кластер по теме «Правописание производных предлогов».

3-й уровень – подобрать или составить текст диктанта, в который будут включены изученные производные предлоги.

ВТОРОЙ УРОК

Омонимия производных предлогов и форм самостоятельных частей речи

Цели:

– отрабатывать навык определения части речи внешне сходных слов;

– развивать умение правильного письма омонимичных слов разных частей речи.

Необходимый материал: мультимедийный комплекс, презентация слайдов.

ХОД УРОКА

1. Начало урока.

СТАДИЯ ВЫЗОВА

Прием «Отсроченная отгадка»

(Параллельно даем индивидуальное задание: подготовить сообщение об омоформах по указанному материалу.)

– Как называется животное, которое меняет свою окраску в зависимости от внешней среды?

– Может ли быть что-то общее между хамелеоном и некоторыми языковыми явлениями?

СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ

– Прочитайте текст, определите, есть ли в нем слова-хамелеоны.

(Предъявляется слайд с выделенными словами, если учеников затрудняет это задание.)

Могут ли стареть реки? Несмотря на разницу мнений, мы вынуждены ответить: «Да». Обидно, что в списке стареющих есть также и кубанские реки. Это Ея, Челбас, Кирпили и Понура. В продолжение многих веков происходили постепенные изменения в течении рек. Долины их неглубокие, зато широкие вследствие большой полноводности в былые времена. Сейчас эти реки маловодны. В течение лета и осени они местами пересыхают. Их можно перейти по этому мелководью, не смотря под ноги. И так из года в год...

Чем это объясняется? Проведем небольшое следствие. Будем помнить, что источником питания степных рек являются атмосферные осадки и грунтовые воды. Вместо естественной защиты, вроде девственных степей и приречных лесов, теперь наблюдаем распаханные площади и вырубленные массивы. Вследствие этого реки стали заиливаться. Трудно в наши дни попасть в место первозданной красоты, какое помнят старожилы в старинном роде кубанских казаков. В следствии нет ошибки. Реки стареют и угасают. Но их можно омолодить! Поэтому мы все заинтересованы в продолжении следствия.

СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ

Итак, возвращаемся к началу урока. Вы помните поставленный вопрос? Смогли ли вы найти слова-хамелеоны?

Выберите название для слов-хамелеонов из предложенных лингвистических терминов: синонимы, омонимы, антонимы.

Так чем же похожи хамелеоны и омонимы?

Да, омонимы меняют свое значение в зависимости от принадлежности к той или иной части речи, как хамелеоны – свою окраску в зависимости от среды.

2. Совместное определение темы и целей урока.

Сформулируйте тему нашего урока. Какие задачи мы перед собой поставим?

– Итак, тема нашего урока – «Омонимия слов разных частей речи». Если мы вместе сможем определить часть речи внешне сходных слов, то, значит, сможем и правильно их писать.

3. Актуализация имеющихся знаний.

Прием «Кластер»

Что такое омоформы, омографы и омофоны?

(Слушаем подготовленного ученика.)

– Омографы одинаково пишутся, омофоны одинаково слышатся. Главную трудность для ученика представляют омофоны. Они пишутся по-разному.)

4. Основная часть урока.

– Зависит ли написание слова от его принадлежности к той или иной части речи?

(По контексту.) Вернемся к тексту.

Задание. Выпишите из текста любое предложение со словами-хамелеонами. Определите их как часть речи.

Найдите в тексте или придумайте предложение с омонимом к данному слову и запишите его.

– Назовите предложения, в которых употреблены производные предлоги, и докажите, что это предлоги.

– Как пишутся эти предлоги? Какие предлоги пишутся раздельно? Какие – слитно?

Итак, что необходимо делать, чтобы не ошибиться в написании названных предлогов и омонимичных им сочетаний? (Определить часть речи...)

Работа по разноуровневым карточкам

1-й уровень. Напишите слова слитно или раздельно. Обозначьте предлоги.

В_течени_ времени.

В_следстиви_ дождей.

На_счет похода.

Не_смотря на трудности.

Изменения в_течени_ реки.

В_следстви_ по делу Иванова.

Положить деньги на_счет в банке.

Шел, не_смотря под ноги.

2-й уровень. Допишите слова, обозначьте части речи .

В_течени_ реки Кубани много водоворотов. В_течени_ прошлого года было много солнечных дней. В_следстви_ сильной жары река обмелела. В_следстви_ по делу об аварии было много неясного. С_начала нам было грустно. С_начала года прошло четыре месяца.

3-й уровень. Допишите слова, обозначьте части речи. В скобках укажите возможную замену предлогов, наречий, существительных и деепричастий.

Идти впереди (перед – предлог) колонны. Он ехал впереди (сзади – наречие).

Он находился в_нутри (____) троллейбуса. Снаружи холодно, а в_нутри ____) тепло. Дети обошли в_округ (____) поляны. Тихо в_округ (____). Его направили на работу в_округ (____). Не_смотря (____) на плохую погоду, турнир состоялся. Он бежал не_смотря (____) по сторонам.

Предупредительный диктант

Работать в течение двух часов – отметить неожиданные перемены в течении болезни; в продолжение зимнего сезона – увидеть в продолжении фильма; сказать в заключение – находиться в заключении; вследствие засухи – участвовать в следствии по делу; цветок наподобие лилии – обратить внимание на подобие фигур.

Итог урока

– Что такое омонимы?

– Почему омофоны представляют трудность для написания?

– Как определить часть речи внешне сходных слов?

– Как пишутся предлоги?

– Какие предлоги пишутся раздельно, слитно?

6. Домашнее задание.

Карточки других уровней вы выполните в качестве домашнего задания.

Напишите текст на тему «Как омолодить реки?», используя слова-хамелеоны.

Если останется время

Поиграем?

Давайте займемся необычным толкованием слов. Такое необычное толкование слов лингвисты называют индивидуально-авторской омонимией. На ней строится множество шуток. Наша задача – дать юмористическое толкование предложенного слова. Например: скверные встречи – встречи в скверике, свинец – работник свинофермы, нелепица – пластилин низкого качества, жатва – обмен рукопожатиями, ельник – рот, тополь – пешеход, барыня – заведующая баром, стриж – парикмахер, однокашник – диетолог, сопение – дуэт.

Спонсор публикации статьи: компания "Шинтехник.ру", которая готова круглосуточно оказывать любые шиномонтажные работы. Опытные мастера выедут по Вашему вызову в любое место Москвы или Подмосковья, чтобы помочь справиться с проблемами, которые могут возникнуть в дороге. Быстро и качественно на Вашем автомобиле заменят резину, отремонтируют шины, устранят боковые порезы, заменят колесо и осуществят балансировку. Если раньше при смене времен года Вам зачастую приходилось проводить утомительные часы в очереди в шиномонтаж, чтобы "переобуть" свою машину, то теперь, обратившись в Шинтехник.ру , Вы можете спокойно ожидать специалистов в том месте, где Вам удобно. Мастера приедут в нужное Вам место и в нужное Вам время, заменят зимнюю или летнюю резину и заберут шины на сезонное хранение. С ценами на услуги мобильного шиномонтажа можно ознакомиться на сайте компании по адресу: shintehnik.ru.

Е.Л. КОЗЫРЬ

Практическая работа. Употребление предлогов в речи.

Объяснительный диктант

Вставить пропущенные буквы, подчеркните предлоги, укажите падеж, с которым употребляются данные предлоги.

Присутствовать на открыти.. выставки, обратиться по имен.., обвинять в нескромност.. и безрассудств.., скучать по матер.. и сестрёнк.. Марь.., обратиться за советом к Мари.. Петровн.. и Софь.. Андреевн.., побывать на экскурси.. в планетари.., помочь в несчасть.., выступить на конференци.., пребывать в уныни.., встретить около консерватори.., приобрести для дочер…

Словарно-орфографическая работа

Перепишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Подчеркните производные предлоги.

О..сутствовать на занятиях (в) течени.. недели; наблюдать изменения (в) течени.. реки; болеть (в) продолжени.. месяца; читать о судьбе героя (в) продолжени.. романа; не пойти на прогулку (в) следстви.. дождя; участвовать (в) следстви.. по делу об убийстве; плавать (в) продолжени.. часа; договориться (на) счет ремонта квартиры; (в) виду плохой видимости; (не) смотря на засуху; (не) смотря по сторонам.

Распределительная работа

Запишите словосочетания с производными предлогами в соответствии с их происхождением от той или иной части речи.

От наречий: кроме нас,…

От существительных: навстречу другу,…

От деепричастий: несмотря на дождь,…

Навстречу другу, несмотря на дождь, благодаря поддержке, ввиду непогоды, узнать насчёт поездки, сверх ожидания, кроме нас, помимо нас, включая новеньких, вблизи деревни, исключая выбывших, вследствие дождя, вокруг дома, около школы, внутри коробки, в продолжение лета, спустя год, в течение вечера, впереди горы, начиная с первого класса, вместо меня, в связи с похолоданием.

Сочинение-миниатюра.

Используя различные предлоги, опишите школьный двор. Предлоги подчеркните. Сделайте морфологический разбор 2-3 предлогов.

Русский язык 7 класс

Развитие речи. Употребление предлогов в речи.

Задание №1. Запишите словосочетания, вставив пропущенные буквы и раскрыв скобки.

В течени..дня, в заключени..выступления, (в)следстви..непогоды,(в)следстви..по делу, узнать (на)счет расписания, (не) смотря на шум, (на)встречу геологам, в заключени.. медицинской комиссии, узор (в)роде листика.

Задание 2. Сделайте вывод, с какими падежами употребляются предлоги. Подчеркните окончания существительных и предлоги, обозначьте падеж.

Скользить по воде, бродить по городу, стрелять по мишен_, справочник по пунктуац_, ошибаться по неопытност_, послать по почт_; стоять по пояс в вод_, пролистать книгу с первой по сороковую страницу, по окончан_ сериала, скучать по брату, грустить по маме.

Задание №3. Распределите предлоги по значению отношений, которые они выражают.

1)Выйти на старт; 2) приехать в пять часов; 3) выглянуть из окна; 4)

Предлоги

Рассмотрите таблицы и установите, какие бывают предлоги по значению, строению, происхождению.

По значению

пространственные

временные

причинные

действия

дополнительные

в, на, под, из-за, к, у, над, около, вокруг и др.

через, к, с, до, перед, в течение и др.

по, от, за, из-за, вследствие и др.

для, ради, на

с, без, в, по и др.

о, об, про, с, по, насчет и др.

идти в школу, гулять вокруг озера

позвонить через полчаса,

отменить ввиду плохой погоды, прийти по вызову

вспомнить о друге, поговорить насчет отпуска

По строению

По происхождению

непроизводные

производные

в, на, под,

к, с, до, по, от,

у, для, над, из,

об, без, за,

в течение

в продолжение

благодаря

несмотря на

согласно

вблизи и др.

1) наречные:

остановился около дома (место), отдыхал после работы (время),

сообщал относительно просьбы (объект)

2) отыменные:

не пришел по причине болезни (причина), образовался путем распада (образ действия), работал в течение жизни (время), ответил по поводу заявления (объект)

3) отглагольные:

поправился благодаря заботам (причина); достиг, несмотря на трудности (уступки);

вспомнил спустя неделю (время).

Рассмотрите таблицу и объясните, чем предлоги отличаются от самостоятельных частей речи.

Предлоги

1. В течение (чего?) года я усердно занимался музыкой.

2. В продолжение (чего?) он знакомился с историей страны.

3. Несмотря на (что?) холод, мы пошли в поход.

4. Выйти навстречу (кому?) гостям.

5. Вследствие (чего?) дождей река вышла из берегов.

6. Ввиду (чего?) дождя экскурсия не состоялась.

7. Соорудили что-то вроде (чего?) плота.

8. Условились насчет (чего?) экскурсии.

В (чем?) течении реки много изменений.

В (чем?) продолжении книги введены новые герои.

Он отвечал, не смотря (=и не смотрел) на отца.

Выйти (куда?) навстречу. Пойти на (что?) встречу с друзьями.

В (чем) следствии по делу было много неясного.

Иметь в (чем?) виду.

Согласовать в (чем?) роде, числе, падеже.

Деньги поступили на (что?) счет школы.

Запомните правописание предлогов.


1) Через дефис

Отстать из-за недуга.

Выглянуть из-под тучи.

Стелется по-над озером.

Пробраться по-за огородами.

из-за, из-под, по-над, по-за

2) Раздельно

Дежурить в продолжение месяца.

Отдыхать в течение четырех недель.

Уехать в силу необходимости.

Торжество в связи с юбилеем.

Украшение в виде цветка.

Выполнить просьбу по мере возможности.

Пришли все за исключением больных.

В заключение выступления.

Выяснить в ходе работы.

Встретить во время отпуска.

Отменить по причине мороза.

Установить в процессе работы.

в продолжение

в течение

за исключением

в заключение

в ходе работы

во время работы

в процессе работы

по причине, в результате

3) Слитно

Поливку прекратили ввиду дождя.

Вместо техника приехал инженер.

Топить начали рано вследствие холодов.

Гора была наподобие гигантской папахи.

Мы условились насчет скорой встречи.

Продукция изготовлена сверх плана.

вследствие

наподобие

невзирая на трудности

несмотря на

Тренировочные упражнения

Упражнение 1

В начале апреля подул южный ветер, и в течение нескольких часов шел обильный теплый дождь, который, как мыльную пену, начисто смыл последние остатки снега. А сегодня, вопреки ожиданию, пробрызнуло яркое солнце, и на протяжении всего дня не появлялось ни одной тучки, ни одного облачка.

Земля на буграх, благодаря добрым солнечным лучам, начала уже подсыхать. Местами из-под прелых прошлогодних листьев показалась первая свежая зелень в виде беловато-желтковатых ростков, еще не обласканных солнцем, не политых искрящейся весенней влагой. Спустя день-другой эти неокрепшие, хилые стебельки наберутся соков оттаявшей земли, и впоследствии зашумит голубой ковыль, закачается на ветру темно-зеленая лебеда, зашепчется жесткая, шероховатая осока.

Вследствие недавних холодов почки на деревьях еще не набухли, за исключением вербы, которая наперекор всему давно разрядилась в бело-розовые пуховые шапочки. Несмотря на прохладу и сырость, идущие от земли, в воздухе чувствуется наплывающее откуда-то сверху тепло.

(Г. Самарина.)

· Найдите предлоги, укажите их вид по происхождению.

· Выпишите 5-6 словосочетаний с предлогом, определите падеж существительного.

Упражнение 2

В течение нескольких часов можно сидеть неподвижно и смотреть на море. Вблизи море прозрачное, зеленоватого цвета, а в отдалении лежит темно-синей полосой, чуть-чуть подернутой дымкой. Красиво море на рассвете, когда из-за горизонта выплывает огненный шар.

Несмотря на хорошую погоду, берег пуст. Близ берега носятся белокрылые чайки. Вдруг чайки, будто сговорившись, улетают прочь от берега. По-видимому, их зоркие глаза заметили вдали пароход, и они направились к нему.

В продолжение трех недель своего отпуска я каждое утро ходил к морю. Впоследствии я с большим удовольствием вспоминал эти прогулки по морскому берегу.

(По А. Бобковой.)

· Найдите предлоги, укажите их вид по строению и значению.

Упражнение 3

1. В течении реки оказались две лодки, забытые вчера в затоне. 2. Ввиду плохой погоды экскурсия по городу была отменена. 3. Врач отметил улучшение в течении болезни пациента. 4. Рыболовы решили выйти в море, несмотря на непогоду. 5. Спонсоры перевели деньги на счет спортшколы. 6. Ввиду приближения холодов нужно утеплить комнаты в общежитии. 7. В заключение доклада лектор подвел итог. 8. В продолжение нескольких дней врачи боролись за жизнь больного. 9. Туристы шли по горной тропе, не смотря вниз. 10. Вследствие глубокого снега невозможно добраться до домика лесника. 11. В следствие по делу вовлечены опытные сотрудники. 12. Во время пребывания в городе мы посетили художественную галерею, национальный музей. 13. Вместо экспедиции геологи отправились к местным жителям, чтобы вовремя оказать помощь. 14. Вместо благодарности услышали недовольство.


(И. Алексеева.)

· Выпишите сначала производные предлоги с существительными, затем непроизводные. Определите их падеж.

Упражнение 4

1. «Аппетит приходит во время еды», – гласит пословица. 2. «Территория кирпичного завода охвачена огнем, в течение часа жители поселка должны быть эвакуированы»,– сообщили по радио. 3. «Как же удалось Хлестакову провести городничего, несмотря на большой опыт последнего иметь дело с ревизором?» – спросите вы. 4. «Поезд прибудет вовремя?» – поинтересовались на перроне. 5. «В течение двух недель ни одного сообщения от сына!» – возмущался отец. 6. «Гусары*! Вперед!» – скомандовал стоящий впереди всех фельдмаршал*.

(И. Алексеева.)

· Найдите производные предлоги, укажите, от каких частей они образованы.

· Выпишите слова с удвоенными согласными, объясните их лексическое значение.

· Что общего между словами, отмеченными *? Как они называются?

· Найдите предложения, которые соответствуют этим схемам:

« , « ?» –

Словарные диктанты

Ввиду изменившейся обстановки; иметь в виду правило; говорить насчет похода; рассказал в продолжении романа; действовать вопреки рассудку; посмотрел ему вслед; шли след в след за волком; доходы перевести на счет школы. (31 слово.)

Не успели ввиду недостатка времени; выглядит вроде робота; шел, несмотря на жажду; узнал впоследствии; ждал в продолжение часа; дождь, не прекращавшийся в течение ночи; отставать вследствие болезни; рассказывал, не смотря в книгу; захочешь увидеть в продолжении книги. (34 слова.)

Развитие речи

Символ – это прием художественного выражения, близкий к тропу и состоящий в условном обозначении какого-либо явления. Например, парус в стихотворении Лермонтова – символ романтического героя , алые паруса в феерии Грина – символ счастья.

…Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади. Остановился пораженный божьим чудом созерцатель: не молния ли это, брошенная с неба? что значит это наводящее ужас движение? и что за неведомая сила заключена в их неведомых светом конях? Эх, кони, кони, что за кони! Вихри ли сидят в ваших гривах? Чуткое ли ухо горит во всякой вашей жилке? Заслышали с вышины знакомую песню, дружно и разом напрягли медные груди и, почти не тронув копытами земли, превратились в одни вытянутые линии, летящие по воздуху, и мчится вся вдохновенная богом!.. Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земле, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства.

(Н. Гоголь.)

· Почему в поэме, по-вашему, символом России является тройка? Какие художественные средства использует писатель при характеристике настоящего и будущего России?

· Сочините текст о настоящем или будущем России, используя символ.

Тест

1. Укажите словосочетание, где предлог выражает временное значение.

а) величиной с орех

б) пришел с багажом

в) упал с дерева

г) говорил с 8 часов утра

2. Укажите словосочетание, в котором предлог выражает пространственное значение.

а) проснулся в 5 часов

б) порошок для стирки

в) боролись за победу

г) повернулся в сторону

3. Найдите ошибочное употребление падежной формы существительного.

а) согласно приказа

б) наперекор желанию

в) благодаря старанию

г) вследствие нарушения

4. Укажите словосочетание с производным предлогом.

а) благодаря его за помощь

б) прошел мимо

в) строился около дома

г) идут навстречу

5. Укажите ряд, где все перечисленные предлоги являются производными.

а) наперекор, под, впоследствии

б) без устали, невзирая на, в течение

в) около, мимо, благодаря

г) вовремя, вроде, из-за

6. Укажите предложение, где употреблен производный предлог.

а) Мы прощались с хозяином, благодаря за приют.

б) Неслись навстречу поезду огоньки.

в) В продолжении романа появились новые герои.

г) Впоследствии все записи были уничтожены.

7. Укажите предлог, который пишется раздельно.

а) (в)следствие

б) (в)течение

в) (на)счет

г) (в)виду

8. Укажите словосочетание с производным предлогом, образованным от наречия.

а) вспомнили спустя неделю

б) работал в течение года

в) достиг, благодаря труду

г) отдыхал после работы

9. Укажите предлог, который не является близким по значению слову «рядом».

а) возле дома

б) около пруда

в) вблизи огорода

г) вокруг леса

10.Найдите ошибочное правописание предлога.

а) вовремя занятий

б) вследствие снегопада

в) говорить насчет отпуска

г) невзирая на преграду

Ответы: 1-г, 2-г, 3-а, 4-в, 5-в, 6-б, 7-б, 8-г, 9-г, 10-а.

Контрольный диктант

Ледоход

Недалеко от нашего дома виднелась река Белая. Я с нетерпением ожидал ее вскрытия. В течение недели стояла оттепель. В продолжение нескольких дней дул сильный ветер с запада.

Наконец пришел этот желанный день. Я стоял на крыльце и жадно следил глазами за движением сплошной, бесконечной полосы синего темного льда. Далеко уплыла поперечная дорога, и какая-то несчастная черная корова бегала по ней. Стоявшие возле меня женщины сопровождали жалобными восклицаниями каждое неудачное движение бегающего животного. Вдруг в течении реки на льду показались две собаки. Но их суетливые прыжки возбуждали не жалость, а смех окружающих. Все были уверены в их спасении. И действительно, вскоре собаки перебрались на берег. Спустя час я увидел новую картину. Лед трескался, ломался на отдельные глыбы. Большая затопляла меньшую, иногда поднималась одним краем вверх и долго плыла в таком положении. Некоторые льдины, несмотря на их значительную площадь, разбивались вдребезги.

(По С. Аксакову.)

· Выпишите существительные с производными предлогами и укажите падеж существительных.

· Разберите по составу слова: ломался, движение (1 вариант); восклицаниями, увидел (2 вариант).

Использованная литература

1. Парубченко дети делают ошибки и как их научить писать правильно. – Реал-А, М., 2001.

3. Я лучшей доли не искал… - Правда, М., 1988.

ОГЭ. Практикум по орфографии. Часть III

ПРАВОПИСАНИЕ ПРЕДЛОГОВ

  • Перед выполнением упражнений изучите Справочные материалы.

Справочные материалы. Предлоги и союзы (наряду с частицами) относятся к служебным частям речи, это означает, что к ним нельзя поставить вопрос, следовательно, они не имеют грамматического значения и не являются членами предложения.

Предлоги строят словосочетания, поскольку устанавливают зависимость одного слова от другого (главного, или определяемого), например: лежать (где? на чем?) на полке, ждать (сколько?) в течение часа. Предлоги бывают непроизводные (у, про, на, о и др.) и производные, образованные от самостоятельных частей речи: благодаря (от деепричастия), в продолжение (от существительного с предлогом), вокруг (от наречия).

Материалы для запоминания:

1. Предлог не имеет лексического значения, к нему нельзя поставить вопрос, он не является самостоятельным членом предложения, рядом с ним всегда есть существительное, местоимение, числительное, чью зависимость от другого слова он устанавливает. Предлог обычно можно заменить другим предлогом.

2. С существительными, местоимениями, числительными предлоги пишутся раздельно.

ВАРИАНТ I.

В каких предложениях выделенные слова являются предлогами? Ответ дайте в цифровой форме (выписав номера предложений).

1) Вокруг всего города посажены фруктовые сады.

2) Дети с радостными криками бежали навстречу.

3) Рыбак всматривался в течение реки, медленное и величавое.

4) Служащий компании выехал в командировку согласно распоряжению директора.

5) В следствии по данному делу уточнены все основные вопросы.

6) Спустя три дня оба приятеля катили по дороге в деревню.

7) Выпускники военного училища идут согласно, как один человек.

8) В отличие от школьников учащиеся колледжей изучают специальные предметы.

9) Несмотря на все усилия, автор ничего не мог дальше сочинить.

10) В соответствии с указаниями специалистов мы начали работать по-новому.

11) Родственники пострадавшего проводили врача, благодаря за оказанную помощь.

12) Около леса, как в мягкой постели, выспаться можно. (Н.Некрасов)

13) Мшары – это заросшие в течение тысячелетий озера.

14) Внесите деньги на счет № 1904.

15) Проходя мимо станции, путник остановился.

16) В связи с нелетной погодой вылет самолетов задерживается.

17) Включая новый прибор, действуйте строго по инструкции.

18) Вы все-таки поступили по-своему, невзирая на советы друзей.

19) Студенты слушали внимательно, не смотря по сторонам.

20) Вследствие плохой погоды отдыхающим пришлось уехать из деревни раньше запланированного.

21) Ввиду недостатка продовольствия путешественники изменили свой маршрут.

22) Друзья хотели идти нам навстречу.

23) Вам надлежит действовать применительно к обстоятельствам.

24) Вслед машинам и навстречу им двигались толпы людей.

25) Охотник старался увидеть что-нибудь наподобие лодки, но безуспешно.

_________________________________

ВАРИАНТ II.

В каких предложениях выделенные слова являются предлогами? Ответ дайте в цифровой форме.

1) Экскурсанты с интересом стали смотреть вокруг.

2) Идем навстречу солнцу и ветру.

3) Супруги жили согласно.

4) В течение всего дня писатель усердно работал за компьютером.

5) Я хочу узнать у вас насчет концерта.

6) Лектор говорил увлеченно, не смотря на аудиторию.

7) Шпиона уличили в связи с иностранной разведкой.

8) Всадник привязал коня к дереву, лег около, прикрыв от ветра лицо полой шинели.

9) Несмотря на дождь, работаем в поле каждый день.

10) Участковый решил не заходить в дом, а только пройти мимо.

11) Облака, казалось, плыли, навстречу нашей яхте.

12) Вследствие недостатка сухих дров неопытные туристы не могли разжечь костер.

13) Благодаря подкормке растений мы добились хорошего урожая.

14) Девушка поднялась со скамьи, сделала несколько шагов навстречу.

15) О том, как в дальнейшем сложилась жизнь героя, можно узнать в продолжении романа.

16) Все команды, вместе с нашей, действовали отлично.

17) Особенно сильная струя в течении реки называется стрежнем.

18) Согласно указаниям штаба армии, отряд готовился к обороне.

19) В продолжение этой ночи больной не спал ни минуты.

20) Незнакомцы встали из-за стола, благодаря хозяина за гостеприимство.

21) В связи с плохой погодой аэропорт закрыт.

22) Урожай собран полностью, несмотря на холодную дождливую погоду.

23) Андрей Болконский, в отличие от Пьера, обладал сильной волей.

24) В связи с переходом на новую систему планирования нам пришлось много поработать.

25) Посетители библиотеки спешили на встречу со знаменитым писателем.

Выделенные слова являются предлогами в предложениях: ________________________________

ВАРИАНТ I.

1) Посреди обширных трудов своих не переставал осведомляться о своем племяннике. (А.Пушкин)

2) Здание венчал купол наподобие шатра.

3) Ну, я, конечно, отошел в сторону, спрятался за корчму и стою. (А.Куприн)

4) Решающие впечатления детства были ограничены действительностью Московской области, и эта узость поля наблюдений определенно отразилась впоследствии на творчестве классиков. (М.Горький)

5) По мере продвижения вверх по узким горным тропам, дышать становилось все труднее и труднее.

6) Пловец быстро продвигался вперед, попав в течение реки.

7) Ежели есть прислуга, особенно ежели ветхая, вроде моего Евдокимыча, то также привози. (М.Салтыков-Щедрин)

8) Охотники осторожно, след в след шли за волком.

10) Всадник привязал коня к дереву, лег около, прикрыв от ветра лицо полой шинели.

11) Незнакомец с удивлением посмотрел ему вслед. (И.Тургенев)

12) В заключении врачи указали метод дальнейшего лечения.

13) Имейте в виду – задание ответственное.

14) Вследствие сильных дождей дороги оказались непроезжими.

15) Шпиона уличили в связи с иностранной разведкой.

ВАРИАНТ II.

В каких предложениях использованы производные предлоги? Ответ дайте в цифровой форме.

1) При приготовлении этого блюда воду подливайте по мере надобности.

2) Трагедия моя идет, и думаю к зиме ее кончить; вследствие чего читаю Карамзина да летописи. (А.Пушкин)

3) В отвесном скате балки весенние воды промыли нечто вроде ниши. (В.Кожевников)

4) В течении болезни наступил перелом, больной пошел на поправку.

5) В отличие от моего друга я любил свой родной город.

6) Впоследствии он ни разу не пожалел о принятом решении.

7) Я твоего брата не оставлю и тебя буду иметь в виду.

9) Не будем заходить в дом, просто пройдем мимо.

10) Ваш хор выступит за тем артистом, который стоит у рояля.

11) Впрочем, ввиду недостатка времени не будем отклоняться от предмета лекции. (А.Чехов)

12) Вследствие какой-то непредвиденной задержки в пути наши лошади отстали.

13) Письма стали чем-то вроде дневника.

14) В роде бояр Старицких были выходцы и из других фамилий.

15) Сговорившись насчет завтрашнего дня, они расстались.

Производные предлоги использованы в предложениях: ____________________________________

  • Перед выполнением упражнений 3, 4 внимательно рассмотрите таблицу, используйте ее в качестве опорного материала.

Правописание предлогов

Через дефис

Слитно

Раздельно

из-за,

из-под,

по-за,

по-над

(из-за леса,

из-под Москвы,

по-над пропастью,

по-за холмами)

вблизи,

ввиду (= из-за),

вдоль,

вместе (с),

вместо,

внутри,

вокруг,

вплоть (до),

вроде,

вслед,

вразрез (с),

вследствие (=из-за),

навстречу (=к),

наперекор,

наперерез,

наподобие,

наряду (с),

насчет (=о),

невзирая на,

несмотря на,

сверх

в деле,

в виде,

во время,

в заключение,

в качестве,

в области,

в отличие,

в отношении,

в течение (время),

в продолжение (время),

в связи с,

в силу,

в смысле,

в ходе,

в целях,

за исключением,

за счет,

по мере,

по поводу,

по причине,

с помощью,

со стороны

ВАРИАНТ I.

1) (В)следствие задержки в пути;

2) делать (на)перекор старшим;

3) узнать (на)счет начала занятий;

4) перевести деньги (на)счет фирмы;

5) (в) силу привычки;

6) (в)заключение выступления;

7) (в)следствии по делу;

8) (в)место благодарности;

9) попасть (в)заключение;

10) (в)отличие от поклонников;

11) спрятать (в)место укромное;

12) (в)продолжение дня;

13) (в)течение последних лет;

14) (в)продолжении повести;

15) (в)течении горной реки;

16) (не)смотря на поиски;

17) нечто (в)роде шара;

18) (в)течение всего занятия;

19) шел, (не)смотря на прохожих;

20) (на)подобие заявления;

21) иметь (в)виду ряд обстоятельств;

22) (во)преки ожиданиям;

23) (по)прибытии в порт;

24) (в)следствие вмешался прокурор;

25) остановился (в)виду панорамы города;

26) вышел (на)встречу друзьям;

27) вымок (во)время дождя;

28) живет (на)подобие скитальца;

29) прибыл домой (во)время;

30) беспокоиться (на)счет лодки.

ВАРИАНТ II .

Раскройте скобки. Укажите слитные написания слов. Ответ дайте в цифровой форме.

1) Не пришел (в)виду болезни;

2) узор (в)роде снежинки;

3) перевести средства (на)счет в банке;

4) (в)следствие холодов;

5) (в)продолжение всего срока;

6) потепление (в)след за холодами;

7) (в)виду недостатка средств;

8) попал (в)течение реки;

9) (в)связи с юбилеем;

10) встретиться (в)последствии;

11) что-то (в)роде воспоминаний;

12) (в)заключение прений сторон;

13) (по)окончании школы;

14) (в)виду недомогания;

15) уехать (за)границу;

16) закончить (во)время;

17) отправиться (в)глубь страны;

18) показать (в)заключении по делу;

19) (в)продолжение нескольких суток;

20) (в)связи с переездом;

21) (на)подобие скачка;

22) (в)продолжение каникул;

23) вернуться (в)последствии;

24) (в)течение веков;

25) отправиться (на)встречу с другом;

26) медальон (в)виде сердечка;

27) строение (в)роде башни;

28) убрать (во)время;

29) (в)следствии появились новые версии;

30) пороги (в)течении реки.

Слитно пишутся слова в примерах: ___________________________________________________

ВАРИАНТ I.

1) Навстречу весне;

2) (прочел) в течении недели;

3) на подобие древнего орнамента;

4) насчет экзамена;

5) из за ошибки;

6) в виду раннего часа;

7) несмотря на силу встречного ветра

8) в заключении монографии;

9) на протяжении долгих лет;

10) в течение всего пути;

11) вследствие сильной засухи;

12) во избежание падения;

13) что-то в роде мороси;

14) на счет качества товара;

15) ввиде шара;

16) вместо радости и смеха;

17) невзирая на предупреждение;

18) буду иметь ввиду;

19) добиться успеха в области химии;

20) вышли на встречу нам;

21) идти вдоль по берегу;

22) смотреть в след уходящему поезду;

23) идти в переди колонны;

24) жить напротив парка;

25) перевести средства насчет фирмы;

26) вместо благодарности;

27) вопреки распоряжению;

28) вовремя дождя;

29) находиться в заключении;

30) в связи с переездом.

Слитно пишутся слова в примерах: __________________________________________________

ВАРИАНТ II.

Укажите ошибочные написания. Ответ дайте в цифровой форме.

1) В заключении сочинения;

2) в следствии разлива речки;

3) на перекор здравому смыслу;

4) из-за пустяка;

5) в связи с болезнью;

6) ввиду неприбытия самолета;

7) на встречу новому, неожиданному;

8) из-за штор;

9) иметь ввиду;

10) вследствие старости;

11) в течении реки;

12) вслед уходящему поезду;

13) на встречу брызгам волн;

14) в продолжении утра;

15) не смотря на привязанность друзей;

16) сказал ввиде замечания;

17) отказаться в силу обстоятельств;

18) участвовать в следствии;

19) готовиться по мере возможности;

20) летали по над морем;

21) нечто вроде пирамиды;

22) идти вдоль бульвара;

23) расположиться вблизи озера;

24) надеть шарф по верх пальто;

25) разговоры на счет земли;

26) в заключение собрания;

27) в связи с отменой приказа;

28) ваза в виде шара;

29) спрыгнуть на ходу;

30) встретиться в последствии.

Ошибки допущены в сочетаниях: ___

Материалы для запоминания:

1. Предлоги благодаря, согласно, вопреки требуют постановки существительного, местоимения, числительного в дательном падеже (благодаря хорошей подготовке, согласно расписанию, вопреки предсказаниям синоптиков).

2. Предлог по может сочетаться с существительными, местоимениями, числительными в дательном (по столу, по расписанию, по брату), винительном (по ягоды), предложном (по окончании, по прибытии, по приезде, (скучают) по нас, по вас) падежах.

3. Предлог сообразно управляет дательным падежом (сообразно чему?) и творительным (сообразно с чем?).

ВАРИАНТ I.

Укажите предложения с нарушением грамматической нормы (обратите внимание на выбор предлога и на падежную форму слова, с которым он сочетается в предложении).

1) По прибытию в город офицер отправился в комендатуру.

2) Бедный старик очень скучает по брату, по морю, по вас.

3) Благодаря сильному снегопаду поезд прибыл к месту назначения с опозданием.

5) В отличии от Наташи Ростовой, княжна Марья не обладала легкостью и живостью характера.

6) Знакомство с древнейшим русским городом вдохновляет Врубеля на создание новых художественных произведений.

7) В заключение письма еще раз напоминаю Вам о своей просьбе: поберегите себя.

8) Вопреки правил пунктуации, журналисты часто употребляют тире вместо двоеточия.

9) Оплату расходов на проведение праздника взяла на себя администрация района.

10) Благодаря мастерства и опыта преподавателей «Школы искусств» удалось вырастить новую смену молодых талантливых ребят.

11) Мой брат выбрал профессию наперекор ожиданий родителей и семейным традициям.

12) По окончанию своего труда художник передал новое полотно городскому музею.

13) Согласно приказу мы выехали в экспедицию.

14) Мы шли к месту назначения точно в соответствии маршруту, указанному на карте.

15) В связи с распутицей добраться до деревни

было трудно.

____________________________________________________

ВАРИАНТ II.

Укажите предложения с нарушением грамматической нормы (обратите внимание на выбор предлога и на падежную форму слова, с которым он сочетается в предложении) .

1) Гроссмейстер выиграл партию благодаря тонкому пониманию сложной позиции.

2) Ввиду засухи урожай был меньше, чем предполагалось, и продукты подорожали.

3) Благодаря статьи в газете мы узнали об открытии нового туристского конного маршрута.

4) По приезде в город уточните, пожалуйста, путь следования к месту назначения.

5) Согласно установленных правил выделите в тексте запятыми вводные слова.

6) В картине Врубеля «Девочка на фоне персидского ковра» колорит придает изображению поэтичный, сказочный характер.

7) Благодаря постройке нового пешеходного перехода движение на улице стало более безопасным.

8) По завершению изучения схемы работы прибора приступайте к практическим занятиям.

9) Ваш поезд еще только скрылся вдали, а мы уже скучаем по вас.

10) По истечении срока практики студенты разъехались по домам.

11) Он действует всегда сообразно своих интересов.

12) Друзья поссорились из пустяка.

13) Григорий Александрович Печорин, в отличие от Грушницкого, имел сильный характер и не поддавался влиянию окружающих.

14) Вопреки моего желания, они познакомились.

15) В заключение выступления докладчик поблагодарил всех за внимание.

Ошибки допущены в предложениях: ____________________________________________________

ВАРИАНТ I.

1. Он хорош_ пон_мал опас_ность пол_жения клипера и ввере_ых ему людей и (в)виду страшной нра_стве(н,нн)ой ответстве_ости испыт_вал жгучие упреки совести. (К.Станюкович)

2. (Не)успели обыватели огляну_ся как из экипажа выск_чил Байбаков а следом (за)ним (в)виду всей толпы оч_тился (точ_)(в)(точ_) такой(же) градоначальник как тот который, за минуту перед тем, был пр_везе(н,нн) в телеге и_правником. (М.Салтыков-Щедрин)

3. (В)продолжени_ шести лет попечительства он нач_л (не)зависимую жизнь очень рано Андрей Степаныч пос_тил уса_ьбу всего второй раз и на самое короткое время. (М.Салтыков-Щедрин)

4. И (в)заключени_ прибавил что Анне Петровне настоящее место (не)в захолусть_ а в столице и что он [Ангин] похлопоч_т о ней. (М.Салтыков-Щедрин)

5. Минут через десять (в)течени_ которых молодому мичману пр_шлось пр_нимать самые (не)вероятные едва(ли) известные акробатам позы что(бы), при совершении_ туалета, пр_менять законы р_вновесия тел к собстве_ой особе Опольев, умытый и одетый вышел из каюты. (К.Станюкович)

6. Теперь ясно что (градо)начальник, (в)видах собстве_ого обеспечения, по временам сн_мал с себя голову и (в)место нее надевал ермолку. (М.Салтыков-Щедрин)

7. Сверкнула яркая молния и (в)след (за)тем послыш_лся рез_кий удар грома. (В.Арсеньев)

8. Вот (на)пример я давеча (на)счет бунтов говорил что нельзя назвать бунтовщиками крест_ян (за)то только что они хлеб по шести гривен о_дать (не) соглашались. (М.Салтыков-Щедрин)

9. Все казалось уд_влялись этой бе_смысле(н,нн)ой жестокости – лишить матросов их любимца который (в)течени_ двух лет плавания доставлял им столько ра_влечений среди однообразия и скуки судовой жизни. (К.Станюкович)

10. (На)против его все так(же) прямо и (не) по движно выт_нувшись лежал дедушка. (А.Куприн)

ВАРИАНТ II.

Раскройте скобки, вставьте, где следует, дефис и пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания.

1. А лош_ди все неслись зал_жив (на)зад уши и т_рчавший из(под) снега прошлогодний к_мыш_ хлестал по бокам саней. (А.Куприн)

2. Подвахте_ые матросы большею частью сидели или лежали на палубе молч_ливые и сер_езные (из)редк_ обмен_ваясь словами (на) счет «анафемской погоды». (К.Станюкович)

3. И все почему(то) улыбнулись в ответ а Лаврент_ич, кроме того, трепанул Шутикова во спине и, (в)виде особого ра_положения, выругался в самом нежном тоне на который только был способен его и_питой голос. (К.Станюкович)

4. У американцев нет (н_) какого артистического (само)любия и они бор_тся имея (в) виду только один денежный приз. (А.Куприн)

5. Из обывателей многие плак_ли (по)тому что почу_ствовали себя сиротами и (с) верх того боялись подпасть под ответстве_ость (за)то что повиновались такому (градо)начальнику у которого на плечах, (в)место головы, была пустая посудина. (М.Салтыков-Щедрин)

6. (В)течени_ многих веков философы богословы уче(н,нн)ые (соц_ологи) пытались пр_мирить эти две резко различные, совершенно (не)прим_римые действительности но они все более различаясь становятся глубоко враждебны одна другой. (М.Горький)

7. (Не)смотря на свой горб, а может быть именно (в)следстви_ этого (не)достатка, доктор питал к ц_рко вым зрелищам острую и (не)сколько смешную для человека его возр_ста любовь. (А.Куприн)

8. Когда мне говорят Стоило(ли) (из)за пяти строчек в фельетоне прочит_вать целых четыре книги я жалею спрашива_щих. (М.Кольцов)

9. (В)следстви_ этого оканчивая последнюю страницу романа читатель чу_ствует себя (не)удовле творе_ым. (Д.Писарев)

10. Нехлюдов вернулся на тр_туар и велев изво_чику ехать за собой пошел (в)виду партии... (Л.Толстой)

ВАРИАНТ I.

Выполните тестовое задание.

7.1.

1) (В) течение всего пути он хранил молчание.

2) Что вы имеете в (виду)?

3) Плавать в этой реке опасно (в) следствие быстрого течения и водоворотов.

4) (В) продолжение разговора малыш с интересом посматривал на взрослых.

7.2.

1) О судьбе героя мы узнаем (в) продолжении романа.

2) (В) связи с плохой погодой аэропорт закрыт.

3) (В) следствие ранения солдату пришлось долго лечиться.

4) Я старался увидеть что-нибудь (на) подобие летающей тарелки, но безуспешно.

7.3. В каком случае выделенное слово является предлогом и пишется слитно?

1) Я всматривался (в) течение реки, медленное и величавое.

2) Он вел разговор, (не) смотря на собеседника.

3) (В) виду приближающегося шторма рыбакам запретили выходить в море.

4) Девушка поднялась со скамьи и сделала несколько шагов (на) встречу.

7.4. В каком случае выделенное слово является предлогом и пишется раздельно?

1) (На) встречу нам подул сильный ветер.

2) (В) последствии мы никак не могли вспомнить, когда состоялась встреча.

4) (В) отличие от других спортсменов пловцы тренировались интенсивнее.

7.5. В каком случае выделенное слово является предлогом и пишется слитно?

1) (В) течение двадцати лет я хорошо узнал этот лесной край.

2) (В) следствие плохой погоды поход пришлось отменить.

3) (В) виде исключения мне разрешили досрочно сдать экзамен.

4) Ребята спешили (на) встречу с писателем.

7.6. В каком случае выделенное слово является предлогом и пишется раздельно?

1) (По) отношению к делам нельзя проявлять небрежность.

2) Может быть, вам стоит подумать о чем-то (в) роде воспоминаний?

3) Грубые слова, сказанные (в) место благодарности, обидели и огорчили.

4) (В) следствие холодов занятия в школе отменили.

7.7. В каком случае выделенное слово является предлогом и пишется слитно?

1) (Не) смотря на усталость, студенты усердно занимались.

3) (В) течение всего дня я усердно работал.

4) Озеро показалось вдали (в) виде маленькой лужицы.

7.8. В каком случае выделенное слово является предлогом и пишется раздельно?

1) Облака, казалось, плыли (на) встречу нашей яхте.

2) (Не) взирая на ливень, туристы продолжили свой путь.

3) (В) отличие от своих сверстников, он казался более серьезным.

4) (В) последствии мы никак не могли вспомнить, с чего все началось.

№ задания

7.1

7.2

7.3

7.4

7.5

7.6

7.7

7.8

Ответ

ВАРИАНТ II.

Выполните тестовое задание.

7.1. В каком случае выделенное слово является предлогом и пишется слитно?

1) Мы торопимся (на) встречу Нового года.

2) Мы шли к месту назначения точно (в) соответствии с выбранным маршрутом.

3) (В) виду отсутствия транспорта мы решили пойти пешком.

4) Наш гость не опоздал, пришел (во) время.

7.2. В каком случае выделенное слово является предлогом и пишется раздельно?

1) Нельзя быть счастливым (за) счет других.

2) (Не) смотря на все приложенные усилия,

роман не продвигался.

3) О судьбе главного героя вы узнаете (в) продолжении фильма.

4) (В) след машинам двигались люди.

7.3. В каком случае выделенное слово является предлогом и пишется слитно?

1) Ты сделал свой выбор и поступил по-своему, (не) взирая на советы друзей.

2) Медальон (в) виде сердечка очень понравился девушке.

3) Он член коллектива и не должен нарушать своих обязанностей (по) отношению к коллегам.

4) (В) следствии по данному делу появились новые фигуранты.

7.4. В каком случае выделенное слово является предлогом и пишется раздельно?

1) Особенно сильная струя (в) течении реки называется стрежнем.

2) Поездка отменяется (в) предь до особого распоряжения.

3) (В) след за братом в прихожую вышел отец.

4) (В) течение многих лет он был моим ближайшим другом.

7.5. В каком случае выделенное слово является предлогом и пишется слитно?

1) (Не) смотря ни на кого, шофер вышел из гаража.

2) (В) связи с сильными снегопадами работы дворникам прибавилось.

3) (На) встречу нам вышли женщины.

4) Пароход остановился совсем близко, (в) виду города.

7.6. В каком случае выделенное слово является предлогом и пишется раздельно?

1) Хозяин вышел (на) встречу гостям.

2) Вдруг (в) течение мелодии врывается ответ.

3) (В) следствие этого он принял решение.

4) Неприятель (в) течение ночи почти не пытался штурмовать.

7.7. В каком случае выделенное слово является предлогом и пишется слитно?

1) (В) течение разговора мальчик несколько раз незаметно дотрагивался в кармане до своего талисмана.

2) Судья сказал это не (в) виде замечания, а как бы предупреждая.

3) Мне всегда хотелось жить (на) против парка.

4) (В) следствие по делу о поджоге был замешан ночной сторож.

7.8. В каком случае выделенное слово является предлогом и пишется раздельно?

1) Речонка убегала куда-то (в) глубь степей.

2) И мальчик был счастлив (в) следствие его приезда.

3) Димка решил, что (в) виде исключения на этот раз Жиган не врет.

4) (На) счет в банке была переведена значительная сумма.

№ задания

7.1

7.2

7.3

7.4

7.5

7.6

7.7

7.8

Ответ

Работаем со связным текстом.

ВАРИАНТ I.

Быстро несе_ся (в)низ по течению красивый и сильный «Ермак» буксирный пароход и (по)оба бока его медле(н,нн)о движутся (на)встречу ему берега Волги, – левый, весь облитый солнцем стеле_ся (в)плоть до края небес как пышный, зеленый ковер, а правый в_махнул к небу кручи свои поросшие лесом и замер в суровом покое.

Толпы ребятишек в синих красных и белых рубаш_нках стоя на берегу провожают громкими криками пароход разбудивший тишину на реке, (из)под колес его к ногам детей бегут веселые волны. Вот куча ребят уселась в лодку они спешно гр_бут (на)середину реки что(бы) пок_ча_ся на волнах. Из воды смотрят вершины деревьев иногда целые купы их затопле(н,нн)ы разливом и стоят среди волн как острова.

Пассажирский пароход идет (на)встречу и свистит – гулкое эхо свиста пряче_ся в лесу в ущельях горного берега ум_рает там. (По)средине реки сшибаются волны двух судов бью_ся о борта их и суда покач_ваются. На пологом склоне горного берега ра_кинуты зеленые ковры озими бурые полосы земли под паром_ А берега все идут (на) встречу лаская глаза и душу своей красотой и все новые картины открываются на них.

Много интересного и неожида(н,нн)ого ждет Фому (в)продолжени_ давно обещ_(н,нн)ой поездки с отцом.

(По М.Горькому)

Работаем со связным текстом.

ВАРИАНТ I I .

Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте недостающие знаки препинания.

Однажды поз_ней осенью мне необходимо было по делу побывать в городе находящ_ся от нашего села в 178 верстах, а от Москвы – в 1058. (До)ближайшей станции железной дороги нужно было ехать (с)начала (пол)торы версты по ш_ссе, а (за)тем 17 верст по (мало)езже(н,нн)ому проселку, испортивш_ся (в)следстви_ дождя льюще го (под)ряд (не)сколько суток. Мне пришлось (в)последст ви_ раска_ваться в своем смелом решени_в этих условиях за один день попасть в город.

Сложив (по)удобнее свой багаж я тронулся в путь (в)начале седьмого часа предпол_гая попасть если уда_ся на станцию (за)благовременно. (С)верх всякого ож_дания лошади которых возница по изво_чичьей привычке расхвал_вал (на)про палую (не)смотря на их худобу разбрасывая во все стороны брызги бежали рысью но (не)переходя в галоп. Я был (в)полне уверен что они успеют дове_ти меня через какие(нибудь) пять с половиной часов. Мы благополучно переправились через речку возле дома лесного об_ез_чика выбрались на (не)ука та(н,нн)ую после дождей дорогу которая шла через лесную чащ_бу начинающ_ся (тот)час(же) за околицей и прост_рающ_ся (на)много километров. Не успели мы от_ехать и (не)скольких верст как у переднего колеса лопнула шина. Пока долго чинили колесо было очень трудно усидеть на месте комары жал_ся, словно иголки кол_ся по лицу ползают и бор_ся между собой какие (то)мушки. Я с грустью думал о том, что мое рискова(н,нн)ое предприятие может не уда_ся. И действительно в город я п_пал на вторые сутки.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!