Образование для Вас

Презентация на тему "генетика". Презентация по биологии на тему: "Медицинская генетика." Правила составления родословной


  • Генетика человека изучает явления наследственности и изменчивости на всех уровнях его организации и существования: молекулярном, клеточ-ном, организменном, популяционном.
  • Медицинская генетика изучает роль наследственности в патологии человека, закономерности передачи от поколения к поколению наследственных болезней, разрабатывает методы диагностики, лечения и профилактики наследственной патологии, включая болезни с наследственной предрасположенностью.

система знаний о роли генетических факторов в патологии человека и система методов диагностики, лечения и профилактики наследственной пато-логии

Клиническая генетика - прикладной раздел медицинской генетики, т.е. применение достижений последней для решения клинических проблем у пациентов или в их семьях


Цель медицинской генетики

разработка методов диагностики, лечения и профилактики наследственной и наследственно обусловленной патологии человека.


  • диагностика наследственных заболеваний
  • анализ их распространенности в различных популяциях и этнических группах
  • профилактика наследственных заболеваний на базе пренатальной (дородовой) диагностики
  • изучение молекулярно-генетических основ этиологии и патогенеза наследственных заболеваний
  • выявление генетических факторов риска многофакторных заболеваний
  • медико-генетическое консультирование семей больных

ИСТОРИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ГЕНЕТИКИ

Доменделевский период

Учение о наследственности человека зарождалось в медицине из наблюдений семейных и врожденных болезней.

В трудах Гиппократа (V в. до н.э.) отмечалась роль наследственности в происхождении болезней:

«…эпилепсия, как и другие болезни, развиваются на почве наследственности; и действительно, если от флегматика происходит флегматик, от желчного - желчный, от чахоточного - чахоточный, от страдающего болезнью селезенки - страдающий болезнью селезенки, то что может помешать, чтобы болезнь, которою страдают отец и мать, поразила бы также одного из их детей».


В XVIII–XIX вв. появились отдельные работы о значении наследственности в происхождении болезней.

  • К XVIII в. относятся первые описания доминантного (полидактилии, т.е. шестипалости) и рецессивного (альбинизма у негров) признаков, сделанных французским ученым П. Мопертюи.
  • В начале XIX в. несколькими авторами одновременно было описано наследование гемофилии в результате изучения родословных семей, в которых встречались лица, страдающие этой болезнью.
  • В 1814 г. вышла книга лондонского врача Д. Адамса «Трактат о предполагаемых наследственных свойствах болезней, основанный на клинических наблюдениях».
  • Понятие о патологической наследственности у человека утвердилось во второй половине XIX в. и было принято многими врачебными школами.
  • Альбинизм - врождённое отсутствие пигмента кожи, волос, радужной и пигментной оболочек глаза .

  • С пониманием патологической наследственности зародилась концепция о вырождении человеческого рода и необходимости его улучшения, причем одновременно (1865 г.) и независимо друг от друга ее высказывали В.М. Флоринский в России и Ф. Гальтон в Англии.

Френсис Гальтон (1822–1911)

Один из основоположников генетики человека и евгеники. Основные труды: «Наследственный талант и характер» (1865); «Наследственный гений: исследование его законов и следствий» (1869); «Очерки по евгенике» (1909). Попытки экспериментально оценить значение наследственных и внешнесредовых факторов в становлении количественных признаков у человека положили начало генетике количественных признаков.

Флоринский Василий Маркович (1834–1899)


В 1865 году Ф. Гальтон выступил в печати с предложением «вирикультуры», т.е. кастового «разведения» талантливых людей, которые по его мнению должны заключать браки только внутри своей касты, отнюдь не смешиваясь с остальной массой посредственности. На латинском «вирикультура» значит «культура мужества». В 1883 году Гальтон предпочел заменить термин «вирикультура» термином «евгеника», что в переводе с греческого означает «облагораживание» (eugenes, греч. – хороший род).

Родословная, в центре которой двоюродные братья - Ч.Дарвин и Ф.Гальтон и их общий дед – Э. Дарвин.


Выделял ряд заболеваний наследственной природы,

предлагал социальное совершенствование общества в целях гармонического развития народа,

рассматривал положительную роль смешения народов

Наряду с противоречивыми или неверными положениями, в этой книге был поднят и правильно освещен ряд вопросов медицинской генетики. Среди них: значение среды для формирования наследственных признаков, вред близкородственных браков, наследственный характер многих патологий (глухонемоты, альбинизма, заячьей губы, пороков развития нервной трубки)

Миазм (от др.-греч. - загрязнение)


  • В 1902 г английский врач Арчибальд Гаррод, исследуя родословные семей, пришёл к выводу, что алкаптонурия , болезнь, связанная с нарушением обмена веществ, передаётся по наследству в соответствии с закономерностями наследования признаков, открытых Менделем (Алкапто́нури́я - НЗ, обусловленное выпадением функций оксидазы гомогентизиновой кислоты и характеризующееся расстройством обмена тирозина).
  • А.Гаррод объяснил и другие биохимические аномалии, опубликовав в 1909 г. книгу «Врожденные ошибки метаболизма», благодаря которой он был признан отцом биохимической генетики.
  • В 1906 г. английский ученый Уильям Бэтсон предложил для науки о наследственности и изменчивости название генетика .

В первых двух десятилетиях XX века возникла эйфория от менделевской интерпретации многих болезней, в результате которой была существенно преувеличена роль наследственности в формировании поведения человека и в наследственной отягощённости населения.

Концепция обречённости и вырождения семей с наследственной патологией стала ведущей для объяснения отягощённости общества потомством таких больных. Диагноз наследственной болезни считался приговором больному и даже его семье. На этом фоне снова стала набирать силу евгеника - ранее сформулированное Гальтоном направление об улучшении породы (или природы) человека.


История медицинской генетики в России

  • Василий Маркович Флоринский – начало евгенического движения в России (1865 г.)
  • В 1920 году Николай Константинович Кольцов создал в Москве Русское евгеническое общество, при котором издавался «Русский евгенический журнал». В 1920 году в Институте экспериментальной биологии (ИЭБ), руководимом Н. К. Кольцовым, был организован евгенический отдел, развернувший исследования по генетике человека. Были начаты первые работы по наследованию групп крови, содержанию каталазы в крови, наследованию цвета волос и глаз, изменчивости и наследственности сложных признаков с использованием близнецового метода. При отделе работала первая медико-генетическая консультация.
  • В 1921 году Юрий Александрович Филипченко организовал в Петрограде Бюро по евгенике, где, в частности, было выполнено уникальное популяционно-генетическое исследование творческих способностей человека.

Н.К.Кольцов

Ю.А.Филипченко


  • Позиции отечественных евгенистов принципиально отличались от таковых западных евгенистов гуманностью и научной направленностью
  • Термин «евгенический» был адекватен термину «медико-генетический»
  • Не ставили в виде окончательной цели проведение в жизнь принудительных евгенических мероприятий
  • В СССР не поддерживались идеи негативной евгеники (улучшение породы человека через законодательно закрепленное выбраковывание нежелательных с точки зрения евгеники элементов)
  • Одновременно с обсуждением евгенических идей создаются практические начала медицинской генетики в России

20-30-е годы XX века

В СССР медицинская генетика успешно развивалась в 20-30-х годах. Среди известных русских врачей-ученых начала XX века особое место занимает Сергей Николаевич Давиденков (1880-1961), впервые применивший идеи генетики в клинике. С.Н.Давиденков является основоположником клинической генетики и медико-генетического консультирования

  • В 1920 г. С.Н. Давиденковым была создана первая медико-генетическая консультация в Москве, а в 1934 г. - в Ленинграде.
  • Впервые поставил вопрос о создании каталога генов (1925).
  • Впервые предложил термин «нейрогенетика», который сейчас применяется во всем мире.
  • Сформулировал гипотезу о генетической гетерогенности наследственных заболеваний, определил основные направления профилактики НБ.
  • По генетике наследственных болезней нервной системы опубликовал несколько книг: «Наследственные болезни нервной системы» (1-е изд. в 1925 г, 2-е изд. в 1932 г.); «Проблема полиморфизма наследственных болезней нервной системы» (1934); «Эволюционно-генетические проблемы в невропатологии» (1947).

30-40-е годы XX века

С 1930 по 1937 г. медицинская генетика развивалась в Медико-биологическом институте , переименованном в 1935г. в Медико-генетический институт им. М.Горького . Это был передовой институт, проводивший много работ по близнецовым и цитогенетическим исследованиям, были разработаны и усовершенствованы 3 метода – клинико-генеалогический, близнецовый и цитологический .

15 мая 1934 г. в этом институте состоялась первая в истории советской биологии и медицины конференция по медицинской генетике.

В этот день директор Медико-биологического института Соломон Григорьевич Левит выступил с докладом «Антропогенетика и медицина», в котором определил новую дисциплину.

«Левит стал основоположником российской медицинской генетики, сформулировал ее ключевые принципы и идеи» (историк генетики В.В.Бабков)

С.Г. Левит (1894-1937)


  • Противники генетиков, во главе которых стоял Трофим Денисович Лысенко (директор Института генетики АН СССР с 1940 по 1965 годы), говорили, что не может быть особого вещества наследственности; наследственностью обладает весь организм; что гены - это выдумка генетиков: ведь их никто не видел.
  • Основные обвинения против генетиков носили политический характер. Генетика объявлялась буржуазной реакционной наукой. Сторонники Лысенко утверждали, что граждане социалистической страны не могут иметь наследственных болезней, а разговоры про гены человека - это основа расизма и фашизма.
  • Многие генетики были арестованы в 1937 г. В 1940 г. был арестован Н.И.Вавилов. Его обвинили в том, что он английский шпион. В 1943 г. Вавилов умер в Саратовской тюрьме от истощения. Вслед за Вавиловым были арестованы Г.Д.Карпеченко (зав. кафедрой генетики растений Ленинградского государственного университета), Г.А.Левитский (зав. Цитологической лабораторией во Всеросси́йском институ́те растениево́дства им. Н. И. Вави́лова), которые погибли в тюрьме, и другие генетики.

  • В 1937 году проф. С.Г.Левита уволили с должности директора Медико-генетического института, а институт закрыли. Спустя год С.Г.Левит был арестован, приговорен к смертной казни за терроризм и шпионаж и расстрелян. Левит был реабилитирован посмертно в 1956 году.
  • Трижды арестовывали Владимира Павловича Эфроимсона.
  • Гонениям подвергся и профессор С.Н. Давиденков. Его научные работы по медицинской генетике не публиковались, а доцентура в Ленинградском институте усовершенствования врачей была закрыта.
  • Кольцов Н.К. был уволен с должности директора ИЭБ и в том же 1940 году умер от инфаркта миокарда.

  • Во время Великой Отечественной войны репрессии заметно утихли, но вновь усилились уже в 1946 году.
  • Разгром произошел в августе 1948 года на сессии ВАСХНиЛ, Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук им. В.И.Ленина (ВАСХНИЛ), на которой Лысенко выступил с докладом "О положении в биологической науке". В докладе генетика подверглась разгромной критике и была заклеймлена как «буржуазная лженаука».
  • 9–10 сентября 1948 г. Президиум АМН СССР официально запретил медицинскую генетику.
  • После сессии ВАСХНИЛ все ведущие генетики были уволены с работы, преподавание генетики в школе и в вузах было запрещено. Были уволены или понижены в должности около 3 тысяч ученых), некоторые генетики были арестованы)
  • Николай Петрович Дубинин (основатель Института цитологии и генетики) был вынужден заняться изучением птиц в лесозащитных полосах;
  • Ио́сиф Абра́мович Раппопорт (был выдвинут на Нобелевскую премию за открытие химического мутагенеза) стал лаборантом-геологом и т.д.

  • После смерти Сталина ситуация в генетике начала меняться. Стали появляться статьи с критикой Лысенко, возобновились генетические исследования.
  • Генетики надеялись на полную реабилитацию своей науки, но этого не произошло. Лысенко смог войти в доверие и к Н.С.Хрущеву. В результате господство Лысенко в биологии продолжалось до конца 1964г. (до снятия Хрущева).
  • В 1956 г. было правильно подсчитано число хромосом человека (до этого считалось, что у человека их 48). Число хромосом у человека было одновременно описано сразу двумя группами исследователей в США и в Англии.
  • В 1959 г. была открыта хромосомная природа болезней - установлена связь между нарушением числа хромосом и некоторыми наследственными болезнями (синдром Дауна, синдром Шерешевского-Тернера и синдром Клайнфелтера). Цитогенетика стала ведущим направлением.
  • В этот период сформировалась клиническая генетика как результат слияния трёх ветвей генетики человека - цитогенетики, формальной (менделевской) генетики и биохимической генетики.
  • Человек стал главным объектом общегенетических исследований (до этого времени человек как объект исследования не очень привлекал генетиков).
  • В 1956 году в Москве в Институте биологической физики АН была организована лаборатория радиационной генетики (зав.Николай Петрович Дубинин)
  • В 1957 году в составе Сибирского отделения АН СССР (Новосибирск) был организован Институт цитологии и генетики (ИЦиГ СО АН СССР) (директор Н. П. Дубинин).
  • В 1958 году С. Н. Давиденков организовал в Ленинграде Медико-генетическую лабораторию АМН, которую после его смерти в 1961 году возглавила Е. Ф. Давиденкова.
  • В 1958 г. создан Совет по общей и медицинской генетике под председательством академика АМН И. Д. Тимакова.
  • Бурное возрождение медицинской генетики происходило в Москве. Александра Алексеевна Прокофьева-Бельговская возглавила две лаборатории: лабораторию кариологии в Институте молекулярной биологии АН СССР (1962) и лабораторию цитогенетики в Институте морфологии человека АМН СССР (1964), организовала курсы для обучения врачей методам цитогенетики.
  • Началом восстановления «клинической части» медицинской генетики можно считать выход в свет в 1964 году книги Владимира Павловича Эфроимсона «Введение в медицинскую генетику».
  • В апреле 1967 года был издан приказ министра здравоохранения СССР о медико-генетической помощи населению. Первые консультации появились в Москве и в Ленинграде
  • Первые медико-генетические консультации возникали по инициативе и под патронажем академических учреждений. Специалистов по медицинской цитогенетике стали готовить в начале 60-х годов на базе лабораторий в Москве под руководством А. А. Прокофьевой-Бельговской и в Ленинграде под руководством Е. Ф. Давиденковой.
  • В 1969 году под руководством Прокофьевой-Бельговской вышла книга «Основы цитогенетики человека».
  • В 1969 году создан Институт медицинской генетики (ИМГ). Директором института назначен Николай Павлович Бочков. Этот институт стал ведущим и координирующим учреждением страны по медицинской генетике. В него перешла Лаборатория цитогенетики человека (зав. - А. А. Прокофьева-Бельговская, были организованы Лаборатория общей цитогенетики (зав. -А.Ф. Захарова) и Лаборатория мутагенеза и популяционной цитогенетики (зав. – Н.П.Бочков). Кроме того, в состав института влился коллектив Московской медико-генетической консультации.

  • В ИМГ начались разработка скрининг-программ для ранней диагностики и профилактики наследственных заболеваний, исследования по генетике развития (Владимир Ильич Иванов) и популяционной генетике наследственных болезней (Евгений Константинович Гинтер).
  • В 1982 году открыт Томский отдел ИМГ. Руководителем отдела приглашен В. П. Пузырев. Через пять лет он возглавил НИИ Медицинской генетики в составе Томского научного центра Сибирского отделения АМН, организованного на базе отдела.
  • Медицинская генетика в Ленинграде получила новый импульс к развитию в 1987 году, когда в Институт акушерства и гинекологии АМН им. Д. О. Отта пришел В. С. Баранов, создавший и возглавивший лабораторию пренатальной диагностики наследственных и врожденных болезней.
  • В 1988 году Н.П.Бочков организовал кафедру медицинской генетики в 1-м Московском медицинском институте. В 1989 году Е. И. Шварц создал аналогичную кафедру в Ленинградском педиатрическом институте.

  • На рубеже XX и XXI веков медицинская генетика заняла лидирующее место в медико-биологической науке, аккумулировав передовые методы и концепции разных медицинских и биологических дисциплин.

Три обстоятельства способствовали интенсивному развитию медицинской генетики во второй половине XX века:

  • во-первых, благодаря снижению уровня инфекционных и алиментарных заболеваний после второй мировой войны больше внимания и финансов уделялось болезням эндогенной прироцы, в том числе наследственным.
  • во-вторых, прогресс лабораторной и инструментальной медицины, широкий обмен информацией обеспечили более точную нозологизацию синдромов и болезней.
  • в-третьих, прогресс общей генетики и биологии принципиально изменил методологию генетики человека (генетика соматических клеток).

Главным итогом медицинской генетики к концу XX-началу XXI века стало создание генетических технологий для медицины, которые позволяют ускоренно решать трудные вопросы в медицине и здравоохранении.


Генетика человека в России

Н.К.Кольцов

Гипотеза о молекулярном строении и

Матричной репродукции хромосом (1928)

Организатор и председатель Русккого

евгенического общества (1921-1929)

Евфеника – «учение о хорошем проявлении

Наследственных задатков»

А.С.Серебровский

Термин «генофонд» (1927)

Генетика популяций, структура гена

С.Г.Левит

Основатель превого

медико-генетического

института (1935)

С.Н.Давиденков

Идея создания каталога генов (1925)

Первая в мире медико-генетическая консультация (1920)

Премия Давиденкова РАМН

Современные центры генетики человека

Медико-генетический научный центр РАМН, Москва (ранее ИМГ)

Институт медицинской генетики СО РАМН, Томск

Институт акушерства, гинекологии и перинатологии РАМН, СПБ

Институт общей генетики, Москва

Институт цитологии и генетики, Новосибирск

Институт биохимии и генетики, Уфа

Н.П.Бочков

Академик РАМН

Основатель и первый директор

Института медицинской генетики (МГНЦ)


Медицинская генетика рассматривает следующие вопросы:

  • какие наследственные механизмы поддерживают гомеостаз организма и определяют здоровье индивида;
  • каково значение наследственных факторов (мутации или сочетание определенных аллелей) в этиологии болезней;
  • каково соотношение наследственных и средовых факторов в патогенезе болезней;
  • какова роль наследственных факторов в определении клинической картины болезней (и наследственных, и ненаследственных);
  • влияет ли (и если влияет, то как) наследственная конституция на процесс выздоровления человека и исход болезни;
  • как наследственность определяет специфику фармакологического и других видов лечения.

11000 наследственных болезней, поражающих все органы, системы и функции организма Распространенность НП у детей: 5-5,5% новорожденных Генные болезни - 1% Хромосомные болезни - 0,5% Болезни с наследственной предрасположенностью - 3-3,5% Несовместимость матери и плода - 0,4% Генетические соматические нарушения - ? Причины детской смертности: до 50% в пери- и неонатальной смертности - ВПР, НБ и другие «генетические» причины Генные болезни - 8-10% Хромосомные - 2-3% Мультифакториальные (генетич. предрасположенность) - 35-40%) Негенетические причины - 50% Смена «профиля» НП с возрастом при постоянстве «груза»" width="640"

Значение генетики для медицины

~ 30000 нозологических форм

11000 наследственных болезней, поражающих все органы, системы и функции организма

Распространенность НП у детей: 5-5,5% новорожденных

Генные болезни - 1%

Хромосомные болезни - 0,5%

Болезни с наследственной предрасположенностью - 3-3,5%

Несовместимость матери и плода - 0,4%

Генетические соматические нарушения - ?

Причины детской смертности: до 50% в пери- и неонатальной смертности - ВПР, НБ и другие «генетические» причины

Генные болезни - 8-10%

Хромосомные - 2-3%

Мультифакториальные (генетич. предрасположенность) - 35-40%)

Негенетические причины - 50%

Смена «профиля» НП с возрастом при постоянстве «груза»


  • В настоящее время твердо установлено, что в живом мире законы генетики носят всеобщий характер, действительны они и для человека.
  • Однако, поскольку человек – это не только биологическое, но и социальное существо , генетика человека отличается от генетики большинства организмов рядом особенностей:

  • для изучения наследования человека неприменим гибридологический анализ (метод скрещиваний);
  • для генетического анализа используются специфические методы:
  • генеалогический (метод анализа родословных),
  • близнецовый,
  • цитогенетические,
  • биохимические,
  • популяционные,
  • молекулярно-генетические

  • для человека характерны социальные признаки, которые не встречаются у других организмов, например, темперамент, сложные коммуни-кационные системы, основанные на речи, а также математические, изобразительные, музыкальные и иные способности;
  • благодаря общественной поддержке возможно выживание и существование людей с явными отклонениями от нормы (в дикой природе такие организмы оказываются нежизнеспособными).

  • Сложный кариотип – много хромосом и групп сцепления
  • Позднее половое созревание (12-15 лет)
  • Редкая смена поколений (25 лет)
  • Низкая плодовитость и малое количество потомков (в семье 1-2-3 ребенка)
  • Невозможность планирования искусственных браков и экспериментирования (гибридологический анализ)
  • Невозможность создания абсолютно одинаковых условий жизни для всех потомков
  • Большой генетический и фенотипический полиморфизм

Вехи генетики

Фрэнсис Крик и

Джеймс Дью Уотсон

Фрэнсис Коллинз и

Крейг Вентер

Грегор Мендель


  • 1. Открытие двойной спирали ДНК (1953) Фрэнсис Крик и Джеймс Дью Уотсон 1953
  • 2. Расшифровка генома человека (2001-2003) Фрэнсис Коллинз и Крейг Вентер 2001 / 2003

3. Выделение эмбриональных стволовых

клеток человека (1998)



! Длина всех молекул ДНК в одной клетке около 2 метров

Всего в организме человека 5Х10 13 клеток

Длина всех молекул ДНК во всех клетках составляет 10 11 км , что в тысячи раз превышает расстояние от Земли до Солнца

В одной молекуле ДНК содержится 3,0 миллиарда пар нуклеотидов !




N.Novgorod public lecture , 4 Dec 2004


Секвенирование - заводской процесс на ABI Prizm 3700 Цикл непрерывный: при 15 мин труда оператора в сутки Celera - секвенирует более 1,5 млрд п.н. в месяц

Сиквенс генома человека занял 9 месяцев 10 дней и 200 млн долларов...После 10 лет разработки методов и инструментов

Lander e.a., Nature (2001), v.409, p.860


Результаты секвенирования ДНК с флуоресцентной меткой

N.Novgorod public lecture

N.Novgorod public lecture , 4 Dec 2004


ПРОЕКТ

ГЕНОМ ЧЕЛОВЕКА

ОФИЦИАЛЬНО

ЗАВЕРШЕН

ИССЛЕДОВАНИЯ ГЕНОМА ЧЕЛОВЕКА АКТИВНО ПРОДОЛЖАЮТСЯ


Число генов у человека оценено в 20 - 25 тысяч , (оценка 2001 г. - 35 – 40 тыс) Nature 21oct 2004 ili 15 oct 2004 19 600 exp validated


Основная часть генома человека занята НЕ генами (63 - 74%). Сам ген внутри «пустой»: 95% - некодирующая часть). Общая длина кодирующих областей - 1%

Размер генома (включая бреши)

2,91 млрд. п.н.

Часть генома, состоящая из повторов

Число аннотированных генов (и гипотетических)

Число экзонов

2 5 000

Часть генома, приходящаяся на межгенную ДНК, %

от 74.5 до 63,6

Часть генома, занимаемая генами, %

от 25,5 до 37,8

Часть генома, занимаемая экзонами, %

от 1,1 до 1,4

Ген с максимальным числом интронов ( Titin)

234 экзона

Средний размер гена

27 тыс. п.н.

Максимальный размер гена (миодистрофин).

2400 тыс. п.н.


0.5%) Venter e.a., Science, 16 Feb. 200 7 , v.291, p. 1304" width="640"

Распределение функций 25 000 белок кодирующих генов человека

13% - белки, связывающиеся с ДНК

12% - передача сигнала

10% - ферменты

17% - разные (с частотами 0.5% )


ПРОЕКТ СЕКВЕНИРОВАНИЕ 1 000 ГЕНОМОВ ЧЕЛОВЕКА

  • Стоимость проекта – 60 млн.долларов

3 этапа :

  • 1. Секвенирование геномов 6 людей из 2-х семей с высоким разрешением
  • 2. Секвенирование геномов 180 людей с низким разрешением
  • 3. Секвенирование кодирующих регионов 1 000 генов у 1 000 людей из разных популяций мира

НАСЛЕДСТВЕННЫЕ БОЛЕЗНИ

  • Патологические состояния, причиной которых является изменение генетического материала.

ТИПЫ НЗ :

  • Моногенные
  • Хромосомные
  • Митохондриальные
  • Мультифакториальные

  • Существует генетическая и клиническая классификация наследственных болезней.
  • Генетическая классификация отражает этиологию заболевания – тип мутации и взаимодействие со средой.
  • Клиническая классификация или фенотипическая организована по органному, системному принципу или по типу обмена веществ.

Классификация наследственных болезней

  • Генные болезни – болезни, вызванные генными мутациями
  • Хромосомные – болезни, вызванные хромосомными и геномными мутациями

  • ГЕНОМИКА ЧЕЛОВЕКА изучает геном
  • Генетика человека - раздел генетики, изучающий закономерности наследования и изменчивости признаков у человека
  • Генетика человека – это особый раздел генетики, который изучает особенности наследования признаков у человека, наследственные заболевания (медицинская генетика), генетическую структуру популяций человека.
  • Генетика человека является теоретической основой современной медицины и современного здравоохранения.

Предмет и задачи медицинской генетики и геномики

Генетика человека

Медицинская

генетика

Геномика

Клиническая

генетика

Геномная медицина

Генетика человека : наследственность и изменчивость у человека на всех уровнях его организации и существования (молекулярный, клеточный, организменный, популяционный)

Медицинская генетика : роль наследственности в патологии человека, закономерности передачи из поколения в поколение наследственных болезней, методы диагностики, лечения и профилактики наследственной патологии, включая болезни с наследственной предрасположенностью

Клиническая генетика : применение знаний и разработок в области мед. генетики к клиническим проблемам (диагностика, лечение, прогноз и профилактика)

Геномика : структурная и функциональная организация и изменчивость генома

(Томас Родерик, 1989)

Геномная медицина : применение знаний и разработок геномики и молекулярной генетики для диагностики, терапии и профилактики болезней и прогноза состояния здоровья

«рутинное использование генотипического анализа, обычно в форме ДНК-тестирования, с целью улучшения качества медицинской помощи» (A.Beaudet, 1998). Индивидуализированная медицина (« boutique medcine » , B.Bloom, 1999) .

Геномика

Геном – полный состав ДНК клетки

Геномика : общие принципы построения и структурно-функциональной организации генома. Секвенирование, картирование, идентификация генов и внегенных элементов

Структурная геномика – последовательность нуклеотидов в геноме, строение генов и негенных элементов (повторяющейся ДНК, промоторов, энхансеров и т.д.), физические, генетические, транскрипционные карты

Функциональная геномика : выявление функций генов / участков генома, их функциональных взаимодействий в клеточной системе

Протеомика : изучение белковых ансамблей в клетке

Сравнительная геномика : организация геномов разных видов, общие закономерности строения и функционирования геномов

Эволюционная геномика : эволюция геномов, происхождение наследственного разнообразия

Этногеномика : генетическое разнообразие популяций человека, генетика происхождения человека как вида, рас, народов

Медицинская геномика (геномная медицина ): применение знаний и технологий геномики к вопросам клинической и профилактической медицины (ДНК-диагностика, генотерапия)


История генетики: основные события и открытия (2)

1977 Клонирован первый ген человека - хорионический соматомаммотропин

1977 Разработаны методы секвенирования ДНК (Сэнгер; Максам, Гилберт)

1980 Описан полиморфизм длины рестрикционных фрагментов ДНК, выдвинута концепция «обратной генетики» (Ботстейн)

1986 Изобретена ПЦР (Мюллис)

1990 Начат проект «Геном человека»

1995 Секвенирован первый полный геном - H . Influenza

1996 Секвенирован первый эукариотический геном - дрожжи

1997 Первая успешная попытка клонирования организма из «взрослой» клетки - Долли

2001 Получен черновой сиквенс генома человека

2003 Полностью секвенирован геном человека

краткое содержание презентаций

Генетика

Слайдов: 21 Слов: 691 Звуков: 0 Эффектов: 94

Биология. Генетика. " Основные закономерности наследственности ". Воспроизведение. наследственность, Принцип. Сохранения. Жизни. Академик Н.П.Дубинин. Что такое генетика? Кто является основоположником науки генетики? Генетика -. Закономерностях. Наследственности и. Изменчивости. Признаков. Мендель. Грегор. Иоган. 1865 год. Г.Мендель, чех, г.Брно. 1900 год. Гуго Де Фриз, Корренс, Чермак. (22 сорта гороха, 8 лет!). Гибридологический метод? Объясните термины: ген, генотип, доминантный ген, Рецессивный ген. локус, фенотип, гибрид, Законы Менделя. Первый закон Менделя. (Закон доминирования. - Генетика.ppt

Генетика 9 класс

Слайдов: 6 Слов: 138 Звуков: 0 Эффектов: 1

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС по биологии в 9 классе. «Генетика раскрывает тайны». Генетика изучает два главных свойства живых организмов: наследственность и изменчивость. Основоположник науки – Г.Мендель. На протяжении многих лет человека интересовал вопрос о сходстве родителей и детей. Почему подобное всегда рождает подобное? Как передаются признаки родителей детям? Почему дети не являются точными копиями своих родителей? Какие причины изменяемости видов? Как наследуется пол организма? Где могут быть использованы знания по генетике? Генетика раскрывает тайны. Выбирайте элективный курс по ГЕНЕТИКЕ! - Генетика 9 класс.ppt

Законы генетики

Слайдов: 24 Слов: 1267 Звуков: 0 Эффектов: 60

Основные законы генетики. Законы наследственности и изменчивости. Наследственность, изменчивость. Грегор Иоганн Мендель. Изменчивость. Модификационная изменчивость одуванчика. Мутационная изменчивость. Закон гомологических рядов. Николай Иванович Вавилов. Моногибридное скрещивание. Пример решения задачи. Цитологические основы моногибридного расщепления. Второй закон Менделя. Дигибридное скрещивание. Скрещивание гороха. Скрещивание морских свинок. Цитологические основы дигибридного скрещивания. Закон Моргана. Наследование признаков у мухи дрозофилы. Механизм определения пола у дрозофил. - Законы генетики.ppt

ПЦР

Слайдов: 20 Слов: 2210 Звуков: 0 Эффектов: 0

Молекулярно-генетические методы диагностики. Кэри Мюллис. Амплификация. Этапы ПЦР-исследования. Компоненты реакции. Последовательность ДНК. Стадия. Отжиг. Элонгация. Процесс. Детекция. Схема удвоения фрагментов ДНК. ПЦР. Преимущества метода ПЦР. Недостатки метода ПЦР. ПЦР в реальном времени. Детекция продуктов амплификации. Использование интеркалирующих агентов. Кривые плавления. Некоторые разновидности ПЦР. - ПЦР.ppt

Генетические исследования

Слайдов: 23 Слов: 754 Звуков: 0 Эффектов: 0

«Генетика Человека». Генетика Методы исследования Генетика и здоровье Медико-генетические исследования Заключение. Генетика сегодня Литература. Основатель генетики. Скончался 6 января 1884, Брюнн, ныне Брно, Чешская Республика. Генетика. - Наука о закономерностях наследственности и изменчивости живых организмов. Методы исследования генетики человека. Генеалогический метод. Популяционный метод. Близнецовый метод. Исследования заключаются в изучении разнояйцевых и однояйцовых близнецов в различных условиях. Цитогенетический метод. Биохимический метод. Заболевание имеет полиорганные проявления. - Генетические исследования.ppt

Методы генетического анализа

Слайдов: 33 Слов: 1751 Звуков: 0 Эффектов: 0

Основы генетического анализа. Кариотип. Кариотипы человека и гуппи. Методы генетического анализа. Методы генетического анализа. Правило чистоты гамет. Грегор Иоганн Мендель. Законы Менделя. F2. Число образующихся типов. Методы генетического анализа. Методы генетического анализа. Серебровский Александр Сергеевич. Представление о сложной структуре гена. Основной принцип генетического анализа. Признак. Признак определяется минимум 5 генами. Фенотип. Более 10 генов. Алгоритм генетического анализа. Необходимо выбирать гомозиготных по исследуемым признакам родителей. Анализ первого поколения. - Методы генетического анализа.pps

Генетическая эпидемиология

Слайдов: 18 Слов: 519 Звуков: 0 Эффектов: 0

Генетическая эпидемиология в популяциях человека. Проблемы и перспективы. Классификация популяций. Современные большие города. Малые популяции. Изоляты человека. Поиск изолятов. Изоляты. Эффективность. Дагестанские изоляты. Генетическая эпидемиология. Ряд исследователей. Генетическая эпидемиология. Сегодняшние этнические группы Кавказа. Аул. Генетическая эпидемиология. Археологи. Генетическая эпидемиология. - Генетическая эпидемиология.ppt

Прикладная генетика

Слайдов: 106 Слов: 3891 Звуков: 0 Эффектов: 0

Прикладная генетика. XX век – «Золотой век» биологии. Генная инженерия бактерий. Строение бактерии. Использование генетически модифицированных бактерий. Схема синтеза препроинсулина в трансформированных клетках E.Coli. Получение инсулина. Ранее: выделяли из гипофиза умерших людей. В 1970-х г.г. запрещен. Синтезируют вместе с сигнальным пептидом. Бычий соматотропин – стимулирует клеточное деление у животных. Выведен «суперштамм» (4 плазмиды). Генная инженерия эукариотических объектов. Трансгенные организмы – генетически перестроены с помощью методов генной инженерии. Проблемы. - Прикладная генетика.ppt

Урок Генетика

Слайдов: 16 Слов: 229 Звуков: 0 Эффектов: 1

Тема урока. Задачи: План урока. Ход урока: Актуализация знаний. Перетащить определение в нужную строчку. Определить доминантные и рецессивные признаки. Изучение нового материала. Выполнение заданий на экране. Вставить пропущенные слова. Определить кариотип женщины и мужчины. Схема возникновения мужского и женского пола. Аномалии. Аномалии у животных Аномалии у человека-Синдром Морриса. Вывод урока. Закрепление изученного материала Оценки за урок Домашнее задание. - Урок Генетика.ppt

Генетика пола

Слайдов: 28 Слов: 1653 Звуков: 0 Эффектов: 146

Использование интерактивной доски в курсе биологии. Генетика пола. Ход урока. Почему в одних случаях рождаются девочки, а в других – мальчики. Пол – совокупность признаков и свойств организма. Может ли пол определяться после оплодотворения. Может ли пол определяться до оплодотворения при формировании гамет. Чаще всего пол определяется в момент оплодотворения. Соматические клетки организма. Каждая яйцеклетка получает 22 аутосомы. Наследование, сцепленное с полом. Генетика пола. Роль аутосом в формировании пола. Выводы. Закрепление изученного материала. Домашнее задание. Пояснительная записка. - Генетика пола.pptx

Основы генетики

Слайдов: 17 Слов: 595 Звуков: 0 Эффектов: 0

Тема: Основы фармакогенетики. План лекции: Экология, определение. Экосистемы, определение, этапы развития. Загрязнение, загрязнители. Влияние загрязнения окружаюшей среды на генетическое здоровье населения. Значение фармакогенетики в современной медицине и фармации. Генетический контроль метаболизма лекарственных препаратов. Наследственные болезни и состояния, провоцируемые приемом лекарственных препаратов. Основные производственные загрязнители. Основные источники пищевых мутагенов. Генетические последствия радиоактивных выбросов в Уральском регионе (по расчетам UNSCEAR). Всего генетических последствий от ЧАЭС в первых двух поколениях (% к спонтанному уровню). - Основы генетики.ppt

Генетика пола по биологии

Слайдов: 15 Слов: 504 Звуков: 0 Эффектов: 51

Генетика пола. Пояснительная записка. Предполагает совместную работу учителя с учащимися всего класса. Деятельность учителя и учащихся показана в заметках к слайдам. Отвечает поставленным дидактическим задачам урока. Вариативна по способам представления информации / рисунки, схемы, таблицы/. Содержание понятно, удобно для восприятия. Содержание. Аутосомы - 5. Половые хромосомы - 6. Определение пола –7,8. Гомогаметный и гетерогаметный пол – 9,10, 11. Гены, сцепленные с полом - 12. Наследование гемофилии - 13. Хромосомный набор дрозофилы - 14. От чего зависит пол будущего ребенка? - Генетика пола по биологии.ppt

Определение генетики пола

Слайдов: 25 Слов: 1730 Звуков: 0 Эффектов: 42

Генетика пола. Определение пола. Хромосомы. Зигота. Пол у дрозофилы. Красный цвет глаз. Реципрокное скрещивание. Определение пола. Женский пол. Диплоидный набор хромосом. Определение пола. Аутосомы. Наследование признаков, сцепленных с полом. Х-хромосома человека. Гены, локализованные в Y-хромосоме. Мать является носительницей гена гемофилии. Инактивация одной из Х-хромосом. Черная окраска у кошек. Гемизиготные гены. Кареглазая женщина. Классическая гемофилия. Курицы черные. Ген окраски сцеплен с Х-хромосомой. Курицы и петухи. Ген, отвечающий за окраску оперения. - Определение генетики пола.ppt

Генетическое определение пола

Слайдов: 16 Слов: 402 Звуков: 0 Эффектов: 0

Генетическое определение пола. Пол. Работа. Хромосомный набор дрозофилы. Хромосомы. Две X-хромосомы. 5 типов хромосомного определения пола. Тип. ХУ хх. Отсутствие хромосом. Цикады. Гаплоидно-диплоидный тип. Наследование. Признаки, сцепленные с полом. Половые хромосомы. Количество генов. - Генетическое определение пола.ppt

Механизмы генетического определения пола

Слайдов: 17 Слов: 412 Звуков: 0 Эффектов: 43

“Генетика пола”. Генетика пола. Хромосомное определение пола. Хромосомы. Половые хромосомы. Определение пола у человека. Мужской пол. Определение пола у птиц. Женский пол. Определение пола у пчел. У пчел и муравьев нет половых хромосом. Наследование признаков. Гемофилия. Носительница гена гемофилии. Рождение больной девочки. Это возможно в браке женщины-носительницы. Заболевания. - Механизмы генетического определения пола.ppt

Генетика биология

Слайдов: 13 Слов: 229 Звуков: 0 Эффектов: 35

Проект по теме: «Генетика и наследственные болезни человека». Цели проекта. «Родила царица в ночь Не то сына, не то дочь. Не мышонка, не лягушку, А неведому зверюшку…» А.С.Пушкин. Генетика – наука о законах наследственности и изменчивости. Грегор Мендель(1822-1884)-чешский ученый, основоположник генетики. Генеалогический метод. Наследование гемофилии. Синдром Дауна-болезнь связанна с присутствием дополнительной 21-й хромосомы(трехсомия по 21-й хромосоме). Лечение наследственных болезней. Генетическая дактилоскопия используется: - Генетика биология.ppt

Факторы, определяющие пол

Слайдов: 46 Слов: 1060 Звуков: 0 Эффектов: 17

Пол и факторы его определяющие. Размножение – свойство живых организмов воспроизводить себе подобных. Примеры бесполого размножения. Примеры полового размножения. При половом размножении образуются специализированные клетки - гаметы. Пол – сложный признак, обеспечивающий половое размножение. Гермафродитизм – наличие у особи половых желез обоих типов. Примеры истинного гермафродитизма. Истинный синхронный гермафродитизм у дождевого червя. Примеры ложного гермафродитизма (псевдогермафродитизма). Механизмы определения пола. Фенотип. Природа создала различные варианты определения пола. - Факторы, определяющие пол.ppt

Хромосомы

Слайдов: 32 Слов: 995 Звуков: 0 Эффектов: 0

Структура и функции хромосом. Виды хромосом. Хромосома. Строение хромосом. Центромера. Значение центромеры. Хроматида. Каждая хромосома содержит наследственные инструкции. Морфологические типы хромосом. Гомологичные хромосомы. Гаплоидный набор хромосом. Диплоидный набор хромосом. Функции хромосом. Гигантские хромосомы. Гигантские хромосомы из клеток слюнной железы. Политенные хромоосмы. Хромосомы типа ламповых щеток. Диплоидный набор хромосом у растений. Диплоидный набор хромосом у животных. Метафазная пластинка. Pаскладка хромосом. Все хромосомы человека. Кариотип домашней кошки. Кариотип. - Хромосомы.ppt

Генетика как наука

Слайдов: 21 Слов: 942 Звуков: 0 Эффектов: 1

Генетика. Устанавливает генотип особи по фенотипу потомков. В законченном виде был разработан Г.-И.Менделем. Впервые введен Г.-И.Менделем. Основывается на методе вариационной статистики. Исследования проводят в системах: in vivo, in vitro. Установил единообразие гибридов первого поколения и расщепление во втором. О.Сажрэ (1763-1851) – комбинирование родительских признаков при гибридизации. Результаты исследований не были количественно проанализированы. С 1870 по 1887 годы сформировалась клеточная теория. Были открыты хромосомы, описаны митоз, мейоз, оплодотворение, установлено постоянство хромосомных наборов. - Генетика как наука.ppt

История генетики

Слайдов: 17 Слов: 569 Звуков: 0 Эффектов: 88

История развития генетики. А.С.Пушкин. Тема урока: генетика: история развития науки. Задачи урока: Определить цели и задачи генетики в современном мире. Показать роль генетических знаний в решении глобальных проблем человечества. ГЕНЕТИКА (греч. Genesis – происхождение) - наука о наследственности и изменчивости организмов. Грегор Иоганн Мендель (1822 – 1884). 1900 год – рождение генетики. Томас Хант Морган (1866 – 1945). Лысенко и лысенковщина. Лысенко Трофим Денисович (1898 – 1976). История генетики в датах. Л.Киселев. Козьма Прутков говорил: зри в корень. В.З. Тарантул. Значение генетики в современном мире. - История генетики.ppt

Развитие генетики

Слайдов: 13 Слов: 174 Звуков: 0 Эффектов: 0

История развития генетики от Г.Менделя до наших дней. Ростовская область. История развития генетики от Г. Менделя до наших дней. Год 1866 Г. Мендель – основоположник науки генетики. Год 1869. Иоган Фридрих Мишер открыл нуклеиновую кислоту. Год 1900. Становление науки генетики. Год 1920. При деятельном участии Кольцова возникло Русское евгеническое общество. Год 1939. Год 1953. - Развитие генетики.ppt

Открытия в генетике

Слайдов: 28 Слов: 1325 Звуков: 0 Эффектов: 0

Генетика – прошлое, настоящее, будущее. Прошлое генетики. Открытие законов наследственности. 1900 - год формального рождения генетики как науки. Хуго де Фриз. Развитие хромосомной теории. 1917 год - открытие Института экспериментальной биологии, созданного Н. К. Кольцовым. Г. Меллер. 1927 год - Н. К. Кольцов - идея матричного синтеза. Открытие нуклеиновых кислот как наследственного материала. О. Эвери. Ф. Гриффит. 1929 год - А. С. Серебровский - изучение функциональной сложности гена. В. Тимофеев-Ресовский экспериментальное определение размеров гена. Начало «эры ДНК». М. Дельбрюк. - Открытия в генетике.ppt

Методы генетики

Слайдов: 29 Слов: 1545 Звуков: 0 Эффектов: 0

Истоки. Особенно ценился миролюбивый характер, уступчивость, покладистость. Говорили: «Жену выбирай не глазами, а ушами», Брали «по хорошей славе». Даже пословица была: «Выбирай корову по рогам, а невесту по родам». Повторим термины, необходимые для успешного усвоения темы урока. Цитология кариотип популяция зигота аутосома ген сцепленный с поло признак. Гомозиготный гетерозиготный мутации генотип. Генетика человека. отрасль генетики, тесно связанная с антропологией и медициной. Таблица «Характеристика методов генетики человека». Методы генетики человека. Вопросы. Цитогенетический метод. - Методы генетики.ppt

Основные понятия генетики

Слайдов: 21 Слов: 1374 Звуков: 0 Эффектов: 51

Тема урока: ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ГЕНЕТИКИ. Основные генетические понятия. Задачи: Углубить знания о материальных носи-телях наследственности. Познакомить с логикой научного открытия. ГЕНЕТИКА (греч. Genesis – происхождение) -наука о наследственности и изменчивости организмов. Генетика: история развития науки. Грегор Иоганн Мендель (1822 – 1884). 1900 год – рождение генетики. Томас Хант Морган (1866 – 1945). История генетики в датах. Значение генетики в современном мире: А) для решения проблем медицины; б) в сельском хозяйстве; в) в микробиологической промышленности и биотехнологии. - Основные понятия генетики.ppt

Генетические алгоритмы

Слайдов: 52 Слов: 2678 Звуков: 0 Эффектов: 26

Генетические алгоритмы. Состояние. Проблемы. Перспективы. Лектор, заслуженный деятель науки и техники РФ, д.т.н., проф. Технологический институт Южного Федерального университета в г. Таганроге. Объекты исследования. Схемотехническое и конструкторское проектирование РЭА и ЭВА. САПР печатных плат, БИС, СБИС, ССБИС, изделий микро и наноэлектроники. Принятие решений в неопределенных и нечетких условиях. Проблема выбора оптимальных решений в задачах науки и техники. Решение многоэкстремальных задач с линейными и нелинейными экстремальными функциями. Моделирование функциями ситуаций в реальном масштабе времени. - Генетические алгоритмы.ppt

Наследование сцеплённое с полом

Слайдов: 22 Слов: 748 Звуков: 0 Эффектов: 17

Тема урока: "Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом". План урока. Организационный момент Актуализация знаний учащихся. Работа с терминами. Изучение нового материала. Работы Т. Моргана по определению пола. Понятия: «кариотип», «аутосомы», «половые хромосомы». Наследование признаков, сцепленных с полом. 3. Генные (молекулярные) болезни. Хромосомные заболевания. Закрепление. Решение задачи. V. Итог урока. Одинаковые по внешнему виду хромосомы в клетках раздельнополых организмов называют аутосомами. Пару различающихся хромосом, неодинаковых у самца и самки называют половыми хромосомами. - Наследование сцеплённое с полом.ppt

Генотип

Слайдов: 66 Слов: 899 Звуков: 1 Эффектов: 16

Интеллектуальная игра «знатоки генетики». Девиз: Знать Уметь Применять. Какое растение изучал Г. Мендель? Что называется генетикой? Чем отличается доминантный признак от рецессивного? Доминантный ген – преобладающий А а А А Рецессивный ген – подавляемый аа. Что называется геном? Что такое генотип? Генотип – совокупность взаимодействующих генов организма. Что называется фенотипом? Фенотип – совокупность всех внутренних и внешних признаков организма. Что такое изменчивость? Что называется наследственностью? Сформулируйте первый закон Менделя. 1 закон Менделя. Сформулируйте второй закон Менделя. -

Особенности генетики человека выполнила ученица 10 «А» класса Савинцева Елена

Что такое генетика? Генетика - это наука, изучающая закономерности наследственности и изменчивости организмов.

Особенность наследования и изменчивости человека Наследственность и изменчивость – всеобщие свойства живых организмов. Основные закономерности генетики имеют универсальное значение и в полной мере применимы к человеку. Однако человек как объект генетических исследований имеет свои специфические особенности.

1. Невозможность отбора особей и проведения направленного скрещивания. 2. Малочисленность потомства. 3. Позднее половое созревание и редкая (25–30 лет) смена поколений. 4. Невозможность обеспечения одинаковых и контролируемых условий развития потомства. 5. На фенотип человека серьезно влияют не только биологические, но и социальные условия среды. Особенности:

Методы изучения наследственности человека. 1. Генеалогический (Тип наследования изучается путем составления родословных.); 2. Цитогенетический (Изучаются хромосомные наборы здоровых и больных людей, а также микроскопическое строение хромосом.); 3.Близнецовый (Изучаются генотипические и фенотипические особенности близнецов.); 4.Биохимический (Изучается химический состав внутриклеточной среды, крови, тканевой жидкости организма.);

Изменчивость - свойство организма приобретать новые признаки. Виды изменчивости: Ненаследственная (фенотипическая, или модификационная); Наследственная (комбинативная, мутационная) Закономерности изменчивости.

Типы мутаций. Генные мутации (изменения в генах) Изменение расположения нуклеотидов ДНК. Выпадение или внедрение одного или нескольких нуклеотидов. Замена одного нуклеотида другим.

Типы мутаций. Хромосомные мутации (перестройки хромосом) Удвоение участка хромосомы. Потеря участка хромосомы. Перемещение участка одной хромосомы на другую, не гомологичную ей хромосому.

Типы мутаций. Геномные мутации (ведут к изменению числа хромосом) Утеря или появление лишних хромосом в результате нарушения процесса мейоза Полиплоидия - кратное увеличение числа хромосом

Выводы: Раздел генетики, изучающий наследственность и изменчивость у человека, называется антропогенетикой или генетикой человека. Генетика человека - это наука о наследственно обусловленных различиях между людьми. Из генетики человека выделяется медицинская генетика, исследующая механизмы развития наследственных болезней, возможности их лечения и профилактики. В настоящее время человек хорошо изучен морфологически, физиологически, биохимически, что способствует рассмотрению его генетических особенностей.

Спасибо за внимание!

ГенетикаГенетика – это наука о закономерностях
наследственности и изменчивости организмов.
В зависимости от объекта исследования
классифицируют генетику растений, животных,
микроорганизмов, человека и другие; в зависимости от
используемых методов - молекулярную генетику,
экологическую генетику и другие. Идеи и методы
генетики играют важную роль в медицине, сельском
хозяйстве, микробиологической промышленности, а
также в генетической инженерии

Наследственность

Наследственность – это способность
живых организмов передавать свои
признаки, свойства и особенности
развития из поколения в поколение.
Благодаря этому каждый вид животных или
растений, грибов или микроорганизмов
сохраняет на протяжении многих
поколений характерные для него черты.

Изменчивость

Изменчивость – это способность живых
организмов приобретать в процессе
индивидуального развития новые признаки
и свойства по сравнению с другими
особями того же вида.
Изменчивость присуща всем организмам
и наблюдается даже у генетически
близкородственных особей, имеющих
сходные или общие условия жизни и
развития, например у близнецов, членов
одной семьи, штаммов микроорганизмов
и вегетативно размножающихся
организмов.

Грегор Мендель

Грегор Иоганн Мендель - австрийский биолог
и ботаник, основоположник генетики, который
разработал методы генетических
исследований, установил основные законы
наследования признаков и опубликовал их в
1865 г. Эти законы были подтверждены
разными учеными в 1900 г., который и
считается годом рождения генетики.

Гены

Гены – участок молекулы ДНК, через которые
осуществляется преемственность поколений, они несут в
себе не сами признаки и свойства будущих организмов, а
только их задатки
Ген - участок молекулы ДНК (или хромосомы),
определяющий возможность развития отдельного
элементарного признака, или синтеза одной белковой
молекулы.
Гены проявляются в зависимости от:
присутствия других генов
Фрагмент ДНК
условий внешней среды

Гены

Гены одного вида располагаются в одном и том же
месте, или локусе, определенной хромосомы.
Аллельные гены – гены, которые располагаются в одних
и тех же локусах гомологичных хромосом и
ответственные за развитие одного признака. Если два
аллельных гена имеют одинаковую последовательность
нуклеотидов принято обозначать буквами: АА.

Мутация

Мутация – это преобразование
генотипа, происходящее под
влиянием внешней или внутренней
среды. Термин предложен Хуго де
Фризом. Процесс возникновения
мутаций получил название
Главный мутаген
табачного дыма -
бензпирен -
связанный с одним из
нуклеотидов молекулы
ДНК.
мутагенеза.

Генотип

Генотип - это совокупность всех генов
одного организма, но генотип - это не
просто сумма генов. Возможность
проявления гена зависит от условий
среды(условия существования и
присутствия других генов). Термин
«генотип» наряду с терминами «ген» и
«фенотип» ввёл генетик В. Л. Иогансен в
1909 году в работе «Элементы точного
учения наследственности».

Фенотип

Фенотип - совокупность всех признаков организма
(результат взаимодействия генотипа особи и окружающей
среды)
ПРИЗНАКИ
Внешние:
цвет кожи,
волос, форма
уха или носа,
окраска
цветков
Биохимические:
структура
белка,
активность
ферментов,
концентрация
гормонов в
крови и т.д.
Гистологически
е: и
форма
размеры клеток,
строение
тканей
и органов
Анатомические:
строение тела
и взаимное
расположение
органов

Генетика. Наследование. Генетик. Генетика -. Определение пола. Марко Поло. Генеалогия. Наследование признаков. Наука генетика. Медицинская генетика. Генетический код. Генетика как наука. Сцепленное наследование. Основы генетики. До молекулярной генетики. История генетики. Генетика пола. Наследование групп крови. Теломеры. Генетическая консультация.

Из истории генетики. "Генетика пола. Медико-генетическое консультирование. История развития генетики. Генетика и медицина. Основные понятия генетики. Тайны пола. Наследование признаков при скрещивании. Значение Генетики. Кафедра генетики. Решение генетических задач. Генетически модифицированные продукты. Основы медицинской генетики.

Метод генетики соматических клеток. Принцип суперпозиции полей. Генетика и здоровье. Генетика пола. Наследование признаков сцепленных с полом. Проблемы современной генетики. Генотип как целостная система. Тема: Генетика пола. Тема: ЗАКОНОМЕРНОСТИ НАСЛЕДОВАНИЯ ПРИЗНАКОВ. Урок «Основы генетики». Основы общей генетики. Основы генетики развития.

Этапы развития науки генетики. Мифы о генетике. Генотип – целостная система. Тема урока: «Генетика пола. Закономерности наследования на клеточном уровне. Кукуруза- королева полей. Генетическая минералогия. Достижения современной генетики. Действие токов и полей на ткани организма. Генетически модифицированные продукты – за и против.

Презентация урока тема «ГЕНЕТИКА». Решение задач на сцепленное наследование признаков. Наследование признаков при дигибридном и полигибридном скрещивании. Генетически модифицированные продукты: за и против. Генетически модифицированные продукты - «за» и «против».

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!