Образование для Вас

Урок природоведения на тему "Значение воздуха для живых организмов. Изменение состава воздуха. Горение. Дыхание". Урок на тему "Воздух. Значение воздуха." Используя рисунок расскажи о значении воздуха

Разделы: Биология

Цели:

  • Изучить материал о значении воздуха для живых организмов, об изменении состава воздуха, связи процессов, протекающих в живых организмах и окружающем мире.
  • Развивать умение работать с раздаточным материалом, наблюдать, делать выводы; способствовать формированию коммуникативных компетенций.
  • Формировать у учащихся экологическую культуру, основы мировоззрения, прививать основы здорового образа жизни.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент (1 мин.)

II. Проверка знаний (5-7 мин.)

1. Выполнить проверочную работу. Предоставить возможность выбора (1 из 3)

Выполни одно из трех заданий.

А. Тест.

Выбери правильные ответы.

1. Выберите верные утверждения, характеризующие свойства воздуха:

а. сжимаем и упруг
б. им нельзя дышать
в. плохо проводит тепло

2. Устройство для выполнения подводных работ называется:

а. кессон
б. барометр
в. манометр

3. Газ, поддерживающий горение и дыхание называется:

а. углекислый
б. кислород
в. азот

4. Газ, составляющий наибольшую часть воздуха:

а. азот
б. кислород
в. неон

5. Воздушная оболочка Земли называется:

а. литосфера
б. гидросфера
в. атмосфера

6. Газ, защищающий все живое от солнечной радиации:

а. азот
б. озон
в. кислород.

Ответы: 1 – а, в; 2 – а; 3 – б; 4 – а; 5 – в; 6 – б.

Б. Выбери верные утверждения

  1. Воздух сжимаем и упруг .
  2. Воздухом нельзя дышать.
  3. Воздух – смесь газов.
  4. Азота в воздухе 21%.
  5. Угарный газ необходим для дыхания.
  6. Озон защищает живые организмы от радиации.

2. Заполни схему и диаграмму «Состав воздуха»

Ответы. Схема : азот/ кислород/ углекислый газ/ инертные газы/ пары воды, пыль, сажа.

Диаграмма : 78%, 21%, 1%.

3. Взаимопроверка (Ответы записаны на доске). Ответы озвучить.

Физкультминутка

Встаньте, пожалуйста, возле своих парт.
Тот, кто написал на «5» поднимет руки вверх.
Тот, кто написал на «4» поднимет руки к плечам.
Тот, кто написал на «3» стоит с опущенными руками.

III. Изучение нового материала. 20-25 мин.

1. Проблема: Можно ли жить и не дышать?
………………..

– Проделаем простой опыт. Задержите дыхание, отметьте время начала эксперимента, а затем время, когда вы снова сделали вдох. Посчитайте, сколько секунд вы смогли не дышать?

Выбор:

1) работать самостоятельно, по часам;
2) работать под руководством учителя.

Итак, согласитесь – не много! Человек может прожить, не питаясь, несколько недель, так как в клетках есть запас питательных веществ. Можно прожить несколько дней без воды – ее запаса в организме хватит почти на неделю.

  • Почему мы должны дышать постоянно, даже когда спим?
  • Вероятно, организм расходует необходимый для жизни воздух, и запас его должен постоянно пополняться.
  • Догадались, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

2. Тема урока : «Значение воздуха для живых организмов. Изменение состава воздуха. Горение. Дыхание».

– Ребята, что вы об этом уже знаете? А что бы вы хотели узнать? (Субъектный опыт)

3. Цель сегодняшнего урока узнать какое значение воздух имеет для живых организмов, как изменяется состав воздуха при дыхании, как связаны процессы, протекающие в живых организмах и окружающей их среде обитания.

4. Мотивация

– Ребята, а зачем нам надо изучать эти вопросы?
– Знание этих вопросов поможет при изучении физики, химии, биологии, экологии; поможет сохранить свое здоровье, здоровье окружающих; правильно относиться к окружающей нас природе.

5. Изучение нового материала с помощью раздаточного материала

А. Изменение состава воздуха

Отличается ли вдыхаемый воздух от выдыхаемого?
Чтобы проверить это, можно провести опыт . В две пробирки наливают известковую воду, которая будет изменяться в присутствии углекислого газа. В воздухе, которым мы дышим, он тоже есть, но его немного. Прибор устроен так, что вдыхаемый воздух поступает в пробирку № 1, а выдыхаемый - в пробирку № 2. Чем больше в воздухе углекислого газа, тем сильнее изменяется цвет известковой воды. Человек дышит в трубочку: вдох - выдох, вдох - выдох.
Жидкость в пробирке № 2 станет белой, в пробирке № 1 - слегка мутной.

Запиши вывод: в выдыхаемом воздухе углекислого газа стало ... , чем было во вдыхаемом.

Обнаружение углекислого газа в выдыхаемом воздухе.

Б. Значение воздуха для живых организмов

1) В организме расходуется кислород и образуется углекислый газ. Кислород постоянно поступает в живой организм, а углекислый газ удаляется из него. Этот процесс обмена газами называется газообменом . Он происходит в каждом живом организме.

2) Если организм состоит из одной клетки, то клетка поглощает кислород прямо из окружающей среды. Амёба, например, получает его из воды, а в воду выделяет из организма углекислый газ.

У живых организмов, состоящих из одной клетки, газообмен с окружающей средой происходит через поверхность клетки.

3 ) Куда сложнее обеспечить кислородом каждую клетку организма, состоящего из множества разных клеток , большая часть которых находится не на поверхности, а внутри тела. Нужны "помощники", которые будут обеспечивать каждую клетку кислородом и выносить из неё углекислый газ. Такими помощниками у животных и человека являются органы дыхания и кровь.
Через органы дыхания кислород поступает из окружающей среды в организм, а кровь разносит его по всему телу, каждой живой клетке. Этим же путём, но в обратном направлении из каждой клетки, а потом и из всего организма удаляется накопившийся углекислый газ.

4) Различные животные по-разному приспосабливаются к получению необходимого для жизни кислорода. Это связано с тем, что одни животные получают кислород, растворённый в воде, другие - из атмосферного воздуха.

Рыба забирает кислород из воды с помощью жабр. Через них же в окружающую среду удаляется углекислый газ.
Жук-плавунец живет в воде, но дышит атмосферным воздухом. Для дыхания он выставляет из воды конец брюшка и через дыхательные отверстия получает кислород и выделяет углекислый газ.
У лягушки газообмен происходит через влажную кожу и легкие.
Тюлень может оставаться под водой до 15 мин. При нырянии в дыхательной и кровеносной системах животного происходят значительные изменения: сосуды сужаются, а некоторые сжимаются полностью. Кровью снабжаются только самые важные для жизни органы: сердце и мозг. Кислород расходуется экономно, что позволяет животному долго пробыть под водой.

5) А как дышат растения?

Дышит каждая живая клетка корня, листа, стебля, получая из окружающей среды кислород и выделяя углекислый газ. Клетки корня получают кислород из почвы. В листьях большинства растений газообмен происходит через устьица (щели
между особыми клетками), а у стебля – через чечевички (маленькие бугорки с отверстиями в коре). Воздух находится в пространстве между клетками - в межклетниках.

Итак, все живые организмы тем или иным способом получают кислород для жизни. Зачем же он так необходим? (Для дыхания каждой клетки.)
Но мы не выяснили один очень важный вопрос: куда кислород исчезает? Ведь он поступает в организм постоянно. Вероятно, с ним происходят какие-то изменения и вместо кислорода внутри каждой клетки появляется углекислый газ.
Что же происходит? Случайно ли мы и едим несколько раз в день, и дышим постоянно? Не существует ли какой-то связи между постоянным расходованием питательных веществ и расходованием кислорода?

Ученые тоже заинтересовались этим вопросом. И вот что они выяснили.

  • В каждую клетку поступают питательные вещества (а и б), так как каждая живая клетка должна питаться.
  • Из этих веществ а и б клетка образует для жизни свое вещество АБ.
  • В каждую клетку поступает кислород.
  • Кислород действует на вещество АБ, при этом из него выделяется энергия.

а, б, АБ – вещества, необходимые для жизнедеятельности клетки (питательные вещества);
в, г – вещества, вредные для клетки (продукты распада);
О – энергия, содержащаяся в различных веществах.

Миллиарды лет всё живое поглощает кислород, а выделяет в окружающую среду углекислый газ. Растение само нуждается в кислороде для дыхания. Что же получается? Одно и то же растение и поглощает кислород, и выделяет его.
Как же пополняется запас кислорода на Земле?
Что происходит в листьях растений на свету?

Запишите: в растениях образуется органическое вещество. При этом в окружающую среду выделяется кислород.
И днем и ночью растение дышит. Кислорода образуется больше, чем его тратится на дыхание.

В. Выполни задание письменно

Закончи предложение.

1). В каждый живой организм для дыхания поступает ... , а выделяется.... Этот процесс обмена газами называется ....
2) Поступая в каждую клетку, кислород расходуется для получения необходимой энергии. Поэтому во время бега, когда необходима энергия, человек и животные дышат... , чем в состоянии покоя.
3) Кислород действует на ... вещества, находящиеся в клетке, в результате чего организм получает необходимую для жизни ....
4) Чем больше тратится энергии, тем больше необходимо организму ... и питательных веществ.
5) Человеку, который ведёт подвижный образ жизни, необходимо больше ... веществ и ....
6) Кислород и питательные вещества для жизни все живые организмы получают из ... среды.
7) Загрязнение воздуха, продуктов питания и воды может повлечь за собой гибель ... .
8) Растения обеспечивают все живые организмы ... и ... .

Самопроверка.

  • Кислород, углекислый газ, газообмен.
  • Чаще.
  • Органические вещества, энергию.
  • Кислорода.
  • Питательных веществ и кислорода.
  • Окружающей среды.
  • Живых организмов.
  • Питательными веществами и кислородом.

Г. Дополнительно: Объясни рисунок.Соотнеси цифры и буквы, определи время суток.


1 2 3

а. Растение поглощает кислород, выделяет углекислый газ, то есть дышит
б. Растение поглощает ... , выделяет …, образуя на свету органические вещества для питания.
в. Растение поглощает кислород, выделяет , то есть дышит.

Ответ: 1а днем; 2б днем поглощает углекислый газ, выделяет кислород; 3в ночью выделяет углекислый газ.

IV. Закрепление (5 мин.)

1. Обсудите с соседями по парте, что необходимо предпринять для того, чтобы вы могли комфортно чувствовать в кабинете.

2. Составьте памятку «Действия, улучшающие экологическую ситуацию в классе».

3. Выберите из перечисленного:

  1. Чаще проветривать классную комнату.
  2. Не допускать действий, связанных с горением.
  3. Завести необходимое количество растений.
  4. Чаще играть в фишки.
  5. Ничего не менять.
  6. Свой вариант.

V. Домашне задание (3 мин.)

1. Решить одну задачу на выбор .

  • Известно, что азот растворяется в воде хуже, чем кислород. Чем отличается воздух, растворенный в воде, от атмосферного воздуха?
  • Вычислить, сколько по объему кислорода в литровой бутылке.

2. Объясните фразу «Это надо нам как воздух»

VI. Рефлексия

На уроке я узнал …

МИР НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ

Урок 22

Тема. Значение воздуха для живой природы

Цель: дать детям первоначальные представления о значении воздуха в жизни живых организмов; формировать опыт творческой деятельности учащихся, способствовать развитию обще-учебных умений; направлять практическую деятельность учащихся; учить их заботиться о чистоте воздуха.

Упражнение «Погода»

Какая сейчас пора года?

Какой месяц?

Какое число?

Тепло или холодно на улице?

Какое состояние неба?

Какая температура воздуха?

Были сегодня в течение дня осадки?

II. Сообщение темы и цели урока

Отгадайте загадку.

Что в комнате невидимое? (Воздух)

Сегодня на уроке вы узнаете о значении воздуха для живой природы.

III. Изучение нового материала

1. Сообщение учителя «Воздух на Земле»

1) Что такое воздух?

Всем растениям и животным для жизни нужны не только тепло и свет, но и воздух. Все они живут в воздухе. Воздух, как одеяло, окутывает нашу планету. Оно спасает живые организмы от вредных космических излучений и сохраняет теплоту Земли.

Из чего состоит воздух? Воздух - это смесь различных газов. Вы уже знаете, что в воздухе есть газы: кислород и углекислый газ. Кислород используют для дыхания почти все живые организмы. Углекислый газ нужен зеленым растениям для того, чтобы хлорофілові зернышки получали из него сахар.

2) Воздух и животные.

Воздух - место обитания многих живых организмов. Птицы и насекомые имеют замечательные приспособления для полетов - крылья. В воздухе они не только передвигаются, но и ищут себе пищу, спасаются от врагов.

Воздух помогает летать.

У пауков летательный аппарат - паутина. Интересно проследить, как паук готовится к полету. Поднимается на взлетная площадка, хорошо обдувается ветерком. Крепко схватывается за то место, где сидит, своими восемью ножками и начинает выпускать паутину. Потом поднимает конец брюшка как можно выше. Ветер подхватывает паутину и вытягивает его из паутинных бородавок на 2-3 метра. Паук отцепляется от взлетной площадки, схватывается за паутину и летит! Ветер несет его в новое место, подальше от родственников, где будет достаточно корма.

Не удивляйтесь, если ясного солнечного дня к вам вдруг прилипнет паутину. Это паук-путешественник наткнулся на вас.

3) Воздух и растения.

Не только животные, но и многие растения перемещаются воздухом.

У многих деревьев и трав нет ярких цветков. Они цветут невзрачными мелкими квіточками. им не нужно привлекать насекомых. Свой пыльцу они доверяют ветра.

Почему береза цветет до распускания листьев?

Облачка пыльцы летают над полями, где растут рожь, пшеница, ячмень, овес и другие злаковые растения.

Не только пыльца, но и плоды, семена некоторые растения доверяют ветра. Вот как это начиналось.

СКАЗКА О ТОМ, КАК РАСТЕНИЯ С ВЕТРОМ ПОДРУЖИЛИСЬ

Давно это было. Наверное, еще и древние люди не населяли тогда Землю. жили в лесу деревья, травы, кусты. Ежегодно они рожали своих детишек - семена, плоды. Падали детки рядом с родителями, там и прорастали. Через несколько лет тесно стало в лесу. Растения-мамы, растения-детки, растения-внуки... не Хватает всем места в земле, тепла и света, а рядом с лесом - луг, светлый, просторный. Начали думать растения, как своих деток отправить на луг. Но нет у плодиков и семена ножек, не перебегут ли они на луг. Грустят деревья, а ветер их ветвями качает и слушает. Слушал-слушал, и предложил: «Вы свои семечки и плодики легче рожайте и приделайте к ним крылышки, тогда я смогу вам помочь!» Не один год прошел, пока ветер остался доволен работой растений. На лугу появился красивый лес. Много растений с тех пор бросают на ветер своих детишек, а ветер относит их на новые луга.

Зимой гонит по снегу, как лодочки с парусом, семена ели. На несколько километров всплывают они от мамы-дерева. Мелкие легкие плодики березы с двумя крылышками летят по ветру на 2 км от матушки-березы. Плодики клена несколько тяжелее, их ветер может унести только на 90 м, а вяза - еще меньше - на 20 м.

Травы тоже решили доверить ветра своих детишек.

Довольный ветер, растениям смог помочь. Радуются растения, что решили проблему с расселением своего потомства.

Демонстрация иллюстраций семена деревьев и трав.

Рассмотрим плодики, что расселяет ветер.

Найдите летательный аппарат и семечки.

IV. Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся

Сильный ветер во время дождя - на хорошую погоду.

Если ветер дует ночью, то появится вода днем.

Если звезды мерцают, то усилится ветер и погода ухудшится.

Если дым стелется по земле, то нужно ждать плохую погоду.

Какое самое главное значение имеет воздух для всего живого на земле? (Мы им дышим.)

Как вы считаете, много воздуха на планете? Хватит ли его всем людям? Откуда берется чистый воздух? (Кислород выделяют все растения, а больше всего - морские сине-зеленые водоросли.)

Как загрязняется воздух? (Заводы, машины, пыль, пожары и костры...)

С чего кроме кислорода и углекислого газа состоит воздух?

Так, в состав воздуха входят другие газы, водяные пары и пыль. Несмотря на это, чистый воздух прозрачен и не имеет запаха.

В горах и сельской местности воздух чистый. Над океаном воздух еще чище. А вот в городах, где много машин, фабрик, заводов, воздух загрязнен дымом, который выходит из труб котловых, выхлопных труб автомобилей. Поэтому воздух в городах иногда имеет очень неприятный запах.

Обсуждения проблемы

Фермеры выращивают коров, чтобы было много молока. Коровы едят траву на лугах. Люди ждали дождь. Прошел дождь. Но вдруг трава пожелтела и даже почернела, все цветы увяли.

Почему так произошло?

Оказалось, что это был кислотный дождь. Туча проплывала над заводом. Из трубы шел дым. Облако испачкалась сажей, копотью, химическими отходами, которые шли из трубы. Загрязненный дождь прошел над лугами. Травы нет, следовательно, нет корма для коров. Дети остались без молока.

Как решить эту проблему?

Если мы закроем завод, то снова вырастет трава, будет корм для коров и снова будет много молока. Но его некуда наливать, ведь мы закрыли завод, на котором производили посуду для молока.

Как найти выход из этой ситуации?

Как защитить воздух на планете? (Обсуждение проектов: сажать новые деревья, строить очистные сооружения, устанавливать фильтры на машины...)

Взрослые тоже озабочены этой проблемой. Этим занимается наука экология. Во многих странах изданы законы, запрещающие загрязнять природу. На все дымящие трубы, устанавливают специальные фильтры. Но этого мало, поэтому работа продолжается и поныне.

Воздух в помещении чище уличного или грязнее? (Грязнее в 10 раз.)

Что такое пыль? (Частицы кожных покровов человека и животных, ворсинки разных тканей и ковров, а в них содержится много бактерий и микробов, которые поражают дыхательные пути и вызывают различные формы аллергии.)

Как защитить воздух в помещении: дома, в классе?

3. Выполнение рисунка «Кому нужен воздух?»

4. Работа с «розсипанками» букв

Что нужно для нашей жизни, чтобы все на планете были здоровыми и счастливыми?

Дети из букв собирают слова «Чистый воздух».

1) Что такое воздух?

а) Жидкость;

б) твердое вещество;

в) смесь газов.

2) Сколько времени человек может обходиться без воздуха?

а) 5 недель;

в) 5 минут.

3) Чистый воздух:

б) прозрачное;

г) способно перемещаться;

д) остается на месте;

е) без запаха;

ж) пахнет;

с) легкое;

ы) тяжелое;

к) имеет температуру;

л) имеет форму шара.

4) Движение воздуха - это:

а) ноябрь;

5) Куда поднимается горячий воздух?

Старайся находиться как можно реже вблизи дороги, старайтесь не дышать глубоко, дышите только носом.

Воздух в квартирах очень загрязнен из-за скопления пыли, поэтому комнату нужно постоянно проветривать с помощью хороших сквозняков, люди должны находиться в это время в другой комнате.

Жителям первых этажей не следует открывать форточки, когда под окнами много машин, особенно утром, когда водители прогревают моторы.

V. Итог урока

Для чего нужен воздух? (Чтобы дышать. Без еды человек живет 5 недель, без воды - 5 дней, а без воздуха 5 минут прожить не сможет.)

Где воздух чище? В какой местности?

Чем еще загрязняется воздух?

Как можно очищать воздух дома, на улице от вредных примесей?

Что нам нужно для очистки воздуха в классе?


Цель: формировать у учащихся представление о воздухе, ветре, его свойствах; раскрыть значение воздуха для всего живого;учить проводить опыты и анализировать результаты; учить заботиться о чистоте воздуха, воспитывать познавательный интерес.

Оборудование: пакетики,игрушка – дудочка, чаша с водой, стаканчик, насос, воздушный шарик, плакат «Свойства воздуха»

Ход урока

I .Организационный момент

Прозвенел уже звонок

Начинаем мы урок!

Слушаем внимательно,

Работаем самостоятельно!

II . Повторение изученного

Беседа.

Что такое солнце?

К какой природе оно принадлежит?

От чего зависит температура воздуха?

Кроссворд.


1. Украшал ночную синь

Серебристый апельсин,

А прошла неделя только -

От него осталась корка.

(месяц)

2. На небе стукнет,

А на земле слышно. (Гром)

3. У меня ходули -

Не страшит болото,

Лягушат найду ли –

Вот моя забота. (Цапля)

4. Бел, да не сахар,

Ног нет, а идет. (Снег)

5. Холода их так пугают,

Что к югу стайкой улетают,

Петь не могут, веселиться.

6. Что входит в окно

И не раскрывает его?

(свет)

Кто зимы боится? (Птицы)

Назовите, что относится к живой природе, а что – кнеживой.

Упражнение «Синоптик»

Какое сейчас время года?

Какое число, месяц?

Какой день недели?

Что вы можете сказать о температуре воздуха?

Расскажите о состоянии неба?

Был ли сегодня ветер, а осадки?

III . Мотивация учебной деятельности

На прошлом уроке, мы говорили о том, что всему живому необходимы солнечный свет и тепло, которые дает Солнце.

А без чего еще не могут обойтись все живые организмы?

Отгадайте загадку:

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем. (Воздух)

Как догадались, что это воздух?

Где находится воздух? Видели ли вы его?

Если вы его не видели, почему утверждаете, что он есть? Как это доказать?

Может, вам поможет еще одна загадка:

По полю рыщет,

Поет да свищет,

Деревья ломает,

К земле приклоняет. (Ветер)

Если мы не видели воздух, то можем ли мы слышать воздух?

Так что же такое ветер? Попробуйте дать определение.

IV . Сообщение темы, задач урока

Так что же мы будем изучать сегодня на уроке?

Что бы вы хотели узнать о воздухе?

V . Изучение нового материала

1. Рассказ учителя

Много бед приносят ветры. Но представьте на минуту, что на Земле нет ветра. Нет ветра в нашем городе, где есть заводы,шахты, разрезы, взрывы. Что произойдет?

Чем для нас является ветер? Другом или врагом? Почему?

Трубы от заводов и фабрик выбрасывают дым высоко в небо. Там на высоте дуют мощные ветры. Они подхватывают клубы дыма и рвут их в клочья, развеивают, смешивают с чистым воздухом, быстро снижают опасность ядовитых газов. Высокие трубы отводят беду от живущих поблизости людей. Но ведь ядовитые газы все равно поступают в воздух. Там они накапливаются, а потом выпадают с осадками в других районах.

2.Весёлая минутка(Домик с настроением)

Ребята, про воздух говорят ещё такое:

Такой большой, что занимает весь мир,

Такой маленький, что в любую щель пролезет.

Ребята, а что окружает на c в классе?

А ещё нас окружает воздух, он находится везде. Только он невидимый. Посмотрите, на столе стоит стакан. Что в нем?

Дети: Он пустой.

А давайте проверим.

3.Опыты.

v У меня в миске вода. Я переворачиваю стакан и ровно опускаю его в воду. Что происходит? Вода вошла в стакан? (нет). А что ей мешает? Ведь стакан-то пустой! Или нет?

Может быть, там притаился наш воздух- «невидимка». Нельзя ли заставить его показаться – стать видимым? Попробуем?

Я прижимаю горло стакана ко дну миски, а потом аккуратно наклоняю стакан, слышите: «Бульк! Бульк!» - это наш воздух- «невидимка» подаёт голос. Большие пузырьки выскакивают из стакана, устремляются к поверхности воды и бульк! Исчезают.

Ребята, так можно увидеть воздух- невидимку? (да)

v Опыт с пакетиком.

Воздух окружает нас со всех сторон. Вы можете коснутьсявоздуха? Проведем опыт, и вы почувствуете его. Возьмите полиэтиленовый пакет и «поймайте» воздух. Закрутите пакет. Пакет наполнен воздухом. Сделайте небольшое отверстие, нажмите на пакет и направьте струю воздуха на лицо. Вы почувствуетеприкосновение воздуха к вашей коже.

v Опыт с тетрадью

Возьмите в руки тетрадь и помашите ею перед собой. Что вы почувствовали?

Почему он образовался? (Ветер – это движение воздуха. Воздух постоянно двигается. Ветер, который мычувствуем, это и есть воздух).

Что вы видите вокруг себя?

Воздух мешает вам видеть предметы? Значит, воздух прозрачный

v Опыт с дудочкой. (Учитель играет на дудочке)

Что произошло внутри дудочки?

Вывод: воздух внутри дудочки перемещается, ударяется о стенки дудочки. В результате мы слышим свист.

Какого цвета воздух?

Но толстый слой воздуха имеет цвет. Голубое небо – это толстый слой воздуха, освещенный солнцем.

Мы слышим, как льется вода, как ходят люди. Можем ли мы услышать воздух? Проведем опыт. Возьмем велосипедный насос. Начинаем накачивать воздух. Вы не видите воздух, но слышите как он выходит.

Вы были в лесу? Вдыхали лесной воздух? Чем он пахнет? Гуляли на берегу моря. Что вы чувствовали? А если мама печет пироги, вы это почувствуете? То есть сам воздух не имеет запаха, но он может переносить различные запахи.

Но иногда невидимый воздух становится видимым, когда в нем слишком много дыма, онимеет тогда неприятный запах, ним тогда становится трудно дышать.

Что следует сделать, если в квартире запахло дымом?

4.Метод «Пресс»

Для чего в окнах устанавливают двойные рамы?

Почему зимой мы надеваем меховую шапку и шубу?

Почему очень важно, чтобы на полях лежал снег?

Физминутка

Мы вдохнули глубоко,
Дышим мы легко-легко.
(медленный вдох-выдох на 4 сек)
Подыши одной ноздрей
И к тебе придет покой.
(продолжительный вдох-выдох одной ноздрей, указательным пальцем закрыть другую ноздрю)

«насос»

Глубокий вдох – руки вверх,
Продолжительный выдох – руки через стороны вниз.

VI . Обобщение и систематизация знаний

1.Прием «Микрофон»

– Представьте, что вы – воздух. Расскажите о себе, т.е. о своих свойствах


2.Работа по учебнику (с. 38 – 39)

Расскажите, какое свойство воздуха демонстрирует каждый рисунок.

3.Какое значение имеет воздух . (учебник с.40-41)

Беседа по рисункам учебника

4. Обсуждение и решение экологической проблемы

Фермеры выращивают коров, чтобы было больше молока. Коровы едят траву на лугах. Люди ждут дождя. Прошел дождь. Но вдруг трава пожелтела и даже почернела, все цветы завяли.

Почему так случилось?

Оказалось, что прошел кислотный дождь. Туча проплывала над заводом. Из труб шел дым. Туча загрязнилась сажей, копотью, химическими отходами, которые шли из трубы. Загрязненный дождь прошел над лугами. Травы нет, значит, нет корма для коров. Дети остались без молока.

Как решить эту проблему?

Если мы закроем завод, то снова вырастет трава, будет корм для коров и снова будет много молока. Но его некуда будет наливать, так как мы закрыли завод, на котором изготовлялипосуду для молока.

Как найти выход из этой ситуации?

Как защитить воздух планеты? (Посадить новые деревья, строить очистныесооружения, устанавливать фильтры на машины…)

Взрослые тоже обеспокоены этой проблемой. Этим занимается наука экология. Во многих государствах изданы законы, запрещающие загрязнять природу. На все трубы, которые дымят, устанавливают специальные фильтры. Но этого мало, поэтому работа продолжается и сейчас.

Как вы думаете, воздух в помещении чище уличного или грязнее?(грязнее в 10 раз)

Что такое пыль?

Как защитить воздух в помещении: дома, в классе?

5.Работа в тетрадис.14 – 15

6. Игра «Незаконченное предложение»

· Воздух есть …

· Без воздуха не могут жить…

· Ветер выполняет такую полезную работу: …

· Ветер – это движение…

7. Работа над поговорками : послушайте внимательно поговорки и объясните их.

· Нужен как воздух.

· Бросать слова на ветер.

· Идет, куда ветер дует.

· Ветер в голове.

· Ищи ветра в поле.

VII .Итог урока. Рефлексия

Какие открытия вы совершили сегодня за урок? Что еще вчера о воздухе вы не знали, а сегодня знаете? Можно ли считать, что наш урок не пропал даром?

Метод «Сенкан»:

Воздух

Невидимый

Движется

Воздух необходим всему живому.

Ветер

На столах у вас воздушные шарики. На них уже нарисованы глазки и носики. Вам осталось нарисовать выражение губ. С каким настроением вы уходите с урока? Равнодушное, грустное, веселое?

На доске показаны все 3 вида выражения лиц.

Про воздух...

Ответы к стр. 48 - 49

1. Вспомни, что такое ветер.

Ветер - это движущийся воздух. Земля в разных местах по-разному нагревается солнечными лучами. От земли нагревается и воздух. Тёплый воздух легче холодного. Он поднимается вверх. А холодный воздух устремляется на его место. Вот и возникает ветер.

2. Отчего загрязняется воздух?

Из труб заводов и фабрик, из выхлопных труб автомобилей в воздух попадают вредные вещества и он загрязняется.

  • Продолжи мысль:
    Воздух окружает нас повсюду: на улице, в классе, в комнате. Воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать, если... резко взмахнуть рукой или наклониться; побежать; когда дует ветер, открыть окно, включить вентилятор.
  • Используя рисунок, расскажи о значении воздуха для растений, животных, человека.

Воздух нужен людям, растениям и животным, чтобы дышать, а значит - жить.

  • Рассмотрите фотографию и схему. Попробуйте объяснить, отчего загрязняется воздух, на что это влияет, как защитить воздух от загрязнений.

Для нормальной жизнедеятельности человеку необходимо небольшое количество углекислого газа. Он необходим для процесса дыхания, кровообращения. Но если углекислого газа в воздухе больше допустимой нормы, это может навредить организму человека. Кислород мы получаем из воздуха, которым дышим. Выдыхаем мы углекислый газ. То же самое происходит у животных и растений. А вот для питания растениям требуется углекислый газ, который они получают из воздуха, а выделяют кислород. Таким образом, поддерживается постоянный состав воздуха.
Но человек вмешивается в этот баланс и нарушает его своей деятельностью. Вырубая леса, мы уменьшаем количество кислорода. И ещё больше углекислого газа становится из-за того, что трубы фабрик и заводов выбрасывают его в атмосферу целыми облаками. Баланс необходимого соотношения кислорода и углекислого газа в воздухе нарушается. Это вредит не только нашему здоровью, но и всей планете.
Чтобы промышленные предприятия не загрязняли воздух, на них надо ставить очищающие установки.

  • Узнайте, что делается для охраны чистоты воздуха в вашем крае.

В нашем городе расположены два экологических поста, которые занимаются мониторингом состояния окружающей среды, в том числе фиксируют превышение допустимой концентрации вредных веществ в воздухе.

Я дышу, а значит, я живу. Мне кажется, что именно эта фраза максимально полно отражает огромное значение воздуха в нашей жизни. С детства каждый человек знает, что воздух окружает нас повсюду. Но далеко каждый может предположить насколько воздух важен для всего живого на нашей планете. О том, какое значение имеет воздух для живых организмов, я и собираюсь рассказать.

Роль воздуха в жизни людей

Сложно переоценить значимость воздуха в нашей жизни. Он является необходимым компонентом для поддержания жизни человека. Благодаря воздуху каждая клеточка человеческого организма может насытиться кислородом. Когда человек дышит, весь организм наполняется энергией.


Благодаря воздушному пространству возможен теплообмен человека и окружающей среды. Кроме того, воздух защищает человека путем снижения концентрации разного рода химических загрязнителей до допустимого уровня, а значит, минимизируется риск отравления организма.

Роль воздуха в жизнедеятельности животных и растений

Воздух важен не только для человека, но и вообще для всего живого. Животным организмам он также необходим для осуществления дыхательного процесса. Благодаря воздуху у животных нормализуется обмен веществ.


Растениям воздух также жизненно необходим. Благодаря ему на клеточном уровне происходит насыщение растений кислородом, без чего просто невозможны их рост и нормальное развитие.

Если бы не было воздуха

Давайте представим, что стало бы с нами, если бы вдруг по какой-то причине воздух исчез. Однозначно могу сказать, что ничего хорошего!


Вот что бы произошло:

  • Атмосфера бы уже не смогла защитить Землю от агрессивного солнечного воздействия, местами было бы очень светло, а местами наоборот – слишком темно, ведь солнечные лучи бы уже не рассеивались.
  • Земля бы оказалась мишенью для метеоритов.
  • Климат Земли изменился бы в корне. Например, возникла бы огромная амплитуда дневных и ночных температур. Она достигала бы 200 градусов! Не выпадали бы осадки, не стало бы облаков.

Иными словами, без воздуха и атмосферы на нашей планете не было бы жизни.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!