Образование для Вас

Презентация "имя числительное" презентация к уроку по русскому языку на тему. Презентация на тему "имя числительное" Скачать презентацию на тему числительные

ЦЕЛЬ ПРЕЗЕНТАЦИИ: 1. Повторить изученное об имени числительном правописание и склонение в устной и письменной речи; 2. Обратить внимание на роль числительных в речи; 3. Закрепить навыки употребления числительных в речи; 4. Обогащать свой словарный запас. его

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ: 1. Понятие о числительном, грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки. 2. Простые, сложные и составные числительные. 3. Количественные числительные. 4. Склонение количественных числительных. 5. Синтаксические особенности количественных числительных. 6. Собирательные числительные. 7. Порядковые числительные. 8. Дробные числительные. 9. Образование от наречий слов других частей речи. Правописание этих слов. 10. Некоторые особенности употребления числительных. 11. Морфологический разбор имени числительного. Склонение числительных. Правописание числительных – в каждом билете.

1. ПОНЯТИЕ О ЧИСЛИТЕЛЬНОМ. Имя числительное – самостоятельная часть речи, которая обозначает число, количество предметов, порядок их при счёте и отвечает на вопросы сколько? , который? (какой?) Например: Насте десять лет (сколько лет Насте?). Оля перешла во второй класс (в какой (который) класс перешла Оля?). Числами измеряется количество предметов, расстояние, время, величина предметов, их масса, стоимость. На письме слова-числа часто заменяются цифрами. Общее грамматическое значение числительного – число, количество предметов и порядок их при счёте. По значению и грамматическим особенностям числительные делятся на два основных разряда: 1) количественные числительные (пять, двадцать семь, пятьдесят); 2) порядковые числительные (восьмой, двести тридцать четвёртый). Морфологические признаки числительных. Количественные числительные изменяются только по падежам. Рода и числа они не имеют (кроме слов один, два). Порядковые числительные изменяются по родам, числам и падежам. Начальная форма количественных числительных – форма им. п. : первый, пятый, сотый. Синтаксические признаки числительных. Количественное числительное может быть любым членом предложения. Сочетание количественного числительного (в им. и вин. п.) с существительным (в род. п.) является одним членом предложения: Пять туристов остановились в мотеле. Порядковые числительные в предложении обычно бывают определениями: Третий дом справа, реже – сказуемыми: Даша – первая, Лена – вторая.

2. ПРОСТЫЕ, СЛОЖНЫЕ И СОСТАВНЫЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ. По строению числительные могут быть простыми, сложными и составными. Простое числительное – это слово с одним корнем: два, пять, второй, пятый и др. Сложное числительное – слово с несколькими корнями: восемнадцать, шестьдесят, семьсот, трёхсоттысячный. Составное числительное состоит из нескольких слов, каждое из которых может быть как простым, так и сложным: сорок пять, сто шестьдесят три; сорок пятый, сто шестьдесят третий. Правило 1: Слова одиннадцать, миллион, миллиард пишутся с удвоенной согласной. Правило 2: Числительные от пяти до двадцати и тридцать пишутся с Ь на конце (так же как существительные 3 -го склонения кость, тень): пять, пятнадцать, двадцать. В середине числительных пятнадцать, шестнадцать, семнадцать, восемнадцать, девятнадцать Ь не пишется. Числительные от 50 до 80 и от 500 до 900 пишутся с Ь в середине слова в им. и вин. п. : пятьдесят, семьсот.

3. КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ. Количественные числительные обозначают количество предметов (три карандаша, семь человек) или отвлечённое число (два, тридцать четыре) и отвечают на вопрос СКОЛЬКО? Количественные числительные изменяются по падежам, но не имеют рода (кроме слов один, два) и числа (кроме слова один). Числительное один в форме мн. ч. может употребляться с существительными, имеющими только форму мн. ч. : одни очки, одни ножницы, одни сани, а также с существительными, обозначающими одну пару предметов: одни носки, одни туфли, одни перчатки. Если слово одни употребляется с другими существительными, то оно перестаёт обозначать число, перестаёт быть числительным, а приобретает значение частицы только: В пенале лежат одни карандаши (только карандаши). Дома остались одни дети (только дети). В устной речи числительное один, как правило, опускается: Маша купила килограмм лука и два килограмма моркови.

4. СКЛОНЕНИЕ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ. Числительное один согласуется с существительным в роде и падеже и склоняется как прилагательное: один день, одного дня, одному дню, один день, одним днём, об одном дне. Числительные два (две), три, четыре имеют особые формы: два, три, четыре; двух, трёх, четырёх; двум, трём, четырём; два (двух), три (трёх), четыре (четырёх); двумя, тремя, четырьмя; о двух, о трёх, о четырёх. Числительные от пяти до двадцати и тридцать склоняются как существительное степь 3 -го склонения. Числительные сорок, девяносто, сто при склонении образуют две формы: в им. и вин. п. – сорок, девяносто, а в остальных падежах – сорока, девяноста, ста. При склонении сложных количественных числительных 50 – 80, 200 – 900 изменяется каждая часть слова, хотя пишутся они как одно слово. Это означает, что сложные числительные имеют два окончания: двумстам. При склонении составных количественных числительных изменяется каждое слово: сто двадцать четыре, ста двадцати четырёх, ста двадцати четырём, ста двадцатью четырьмя, о ста двадцати четырёх.

Падеж 50 – 80 И пятьдесят двести четыреста пятьсот Р пятидесяти двухсот четырёхсот пятисот Д пятидесяти двумстам В пятьдесят Т П 200 - 400 500 - 900 четырёмстам пятистам двести четыреста пятьсот пятьюдесятью двумястами четырьмястами пятьюстами (о) пятидесяти (о) двухстах (о) четырёхстах (о) пятистах

5. СИНТАКСИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ. Количественные числительные могут употребляться без существительных. В этом случае они обозначают отвлечённые числа: Три и семь – десять. Трижды три – девять. Часто количественные числительные обозначают число каких-то предметов, в этом случае они сочетаются с существительными. 1. Если числительные стоят в им. п. (или в сходном с ним вин. п.) то существительные зависят от числительных: числительное управляет существительным. При числительных два, три, четыре (а также при числительных, оканчивающихся на 2, 3, 4, 33, 44 и др.) существительные ставятся в род. п. ед. ч. При всех остальных числительных (от пяти и выше) существительные имеют форму род. п. мн. ч. : два брата, пять братьев. 2. Если числительное стоит в любом падеже, кроме им. п. (или сходного с ним вин. п.), то числительное зависит от существительного и согласуется с ним. Вопрос задаётся от существительного к числительному.

6. СОБИРАТЕЛЬНЫЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ. К количественным числительным близки числительные, которые обозначают определённое количество предметов как одно целое: двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, оба (обе). Эти числительные называются собирательными. Собирательные числительные, кроме слова оба (обе), образуются от количественных числительных с помощью суффиксов –ер-, -ой-: пять – пятеро, семь – семеро, два дво, три – тро. Собирательные числительные употребляются с существительными: 1) обозначающими людей мужского пола: пятеро мужчин, трое друзей; 2) обозначающими детёнышей: пятеро котят; имеющими только форму мн. ч. или обозначающими парные предметы: трое ножниц, двое перчаток (две пары перчаток). Собирательные числительные склоняются как имена прилагательные во мн. ч. : И. пятеро; Р. пятерых; Д. пятерым; В. Пятерых (или пятеро); Т. пятерыми; П. (о) пятерых В предложении сочетание собирательного числительного с существительным является одним членом предложения: Пятеро учеников убирали класс.

7. ПОРЯДКОВЫЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ. Порядковые числительные называют порядковый номер предметов при их счёте: первый том, второй том, … тринадцатый том. Порядковые числительные, кроме слов первый и второй, образуются от количественных: три – третий, пять – пятый, сто – сотый. Порядковые числительные похожи на прилагательные: они, как и прилагательные, изменяются по родам, числам и падежам. Склоняются порядковые числительные как прилагательные (ср. : И. четвёртый – новый, Р. Четвёртого – нового, Д. четвёртому – новому, В. как И. или как Р. , Т. четвёртым – новым, П. (о) четвёртом – новом). В предложении порядковые числительные, так же, как и прилагательные, обычно являются определениями. При склонении составных порядковых числительных изменяется только последнее слово. И. тысяча девятьсот девяносто восьмой; Р. тысяча девятьсот девяносто восьмого; Д. тысяча девятьсот девяносто восьмому и т. д. Правило: если порядковое числительное есть в составе названий праздников или знаменательных дат, то оно пишется с прописной буквы: Девятое мая. Если числительное написано цифрой, то с прописной буквы пишется следующее за ним слово: 9 Мая.

8. ДРОБНЫЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ. Дробные числительные называют не целые числа. Этим они отличаются от других числительных. Дробные числительные, кроме слов полтора и полтораста, составные. Они состоят из количественного (числитель дроби) и порядкового (знаменатель дроби) числительных: две третьих, восемь десятых. В состав дробных числительных могут входить существительные ноль целых три десятых, пять целых две сотых. Это СМЕШАННЫЕ числительные. В предложении сочетание дробных числительных с существительными является одним членом предложения: Прошло полтора месяца. Дробные числительные полтора (полторы) и полтораста при склонении имеют две формы: И. , В. полтора ящика, полторы корзины; полтораста рублей; Р. , Д. , Т. , П. полутора ящиков, корзин; полутораста рублей.

Некоторые особенности употребления числительных: 1. В сочетаниях числительных с существительными имеет значение порядок слов. Для сравнения: В классе – тридцать человек (точное количество). В классе – человек тридцать (приблизительное количество). 2. Можно сказать два ученика и двое учеников (оба варианта равноправны). Но нужно говорить две ученицы (двое учениц – неправильно). 3. В современной устной речи наблюдается стремление упростить склонение составных числительных. Вместо двумстам восьмидесяти трём человекам часто говорят «двести восемьдесят трём человекам» . Такое употребление противоречит литературной норме.






























1 из 29

Презентация на тему: «Имя числительное»

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Шесть лет тому назад мне пришлось сделать вынужденную посадку в Сахаре. На тысячи миль вокруг не было никакого жилья. Шесть лет тому назад мне пришлось сделать вынужденную посадку в Сахаре. На тысячи миль вокруг не было никакого жилья. *Что объединяет выделенные слова? *Что они обозначают? *На какой вопрос отвечают?

№ слайда 3

Описание слайда:

В первый вечер я уснул на песке в пустыне. Вообразите моё удивление, когда на рассвете меня разбудил чей-то тоненький голосок. В первый вечер я уснул на песке в пустыне. Вообразите моё удивление, когда на рассвете меня разбудил чей-то тоненький голосок. *На какой вопрос отвечает выделенное слово? *Что оно обозначает?

№ слайда 4

Описание слайда:

Ближе всего к планете Маленького принца были астероиды 325, 326, 327, 328, 329 и 330. Ближе всего к планете Маленького принца были астероиды 325, 326, 327, 328, 329 и 330. *Закончите предложение: Цифры обозначают … *Что обозначают выделенные числа? *Задайте вопросы к ним? *Прочитайте выделенные числа.

№ слайда 5

Описание слайда:

Люди постоянно что-нибудь считают: дни, месяцы, годы, деньги, звёзды. Количество сосчитанных предметов называют особым словом – Люди постоянно что-нибудь считают: дни, месяцы, годы, деньги, звёзды. Количество сосчитанных предметов называют особым словом – числительное. Как обойтись бы без числа Наука точная могла? Расчёт во всяком деле нужен, И ты с числительным будь дружен.

№ слайда 6

Описание слайда:

Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает количество предметов, а также их порядок при счете или называет число, если оно стоит без существительного. Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает количество предметов, а также их порядок при счете или называет число, если оно стоит без существительного. Имена числительные отвечают на вопросы сколько? какой? В предложении имена числительные могут быть разными членами предложения.

№ слайда 7

Описание слайда:

Укажи верное высказывание. Укажи верное высказывание. Числительное – это… А) Слова, обозначающие число; Б) Часть речи, которая обозначает число, количество предметов и порядок их при счете; В) Слова, отвечающие на вопросы сколько? и как много?; Г) Часть речи, которая обозначает число, количество предметов, а также их порядок при счете и отвечает на вопросы сколько? и какой?

№ слайда 8

Описание слайда:

Если числительные называют точное количество предметов и отвечают на вопрос сколько? они называются количественными Если числительные называют точное количество предметов и отвечают на вопрос сколько? они называются количественными (пятнадцать да семь – двадцать два). Если же числительные обозначают точное количество как единство (семеро), они называются собирательными. Числительные, обозначающие порядок предметов при счёте и отвечающие на вопросы какой? (первый, сотый) называются порядковыми.

№ слайда 9

Описание слайда:

Четвёртая планета принадлежала деловому человеку. Он всё считал: Четвёртая планета принадлежала деловому человеку. Он всё считал: -Три да два – пять. Пять да семь – двенадцать. Двенадцать да три – пятнадцать. Пятнадцать да семь – двадцать два. Двадцать два да шесть – двадцать восемь. Двадцать шесть да пять – тридцать один. Итого пятьсот один миллион шестьсот двадцать две тысячи семьсот тридцать один.

№ слайда 10

Описание слайда:

Запишите числа словами. Запишите числа словами. Земля – планета не простая! На ней насчитывается 111 королей, 7000 географов, 900 000 дельцов, 311 000 000 честолюбцев, итого около 2 000 000 000 взрослых. Пока не было изобретено электричество, на всех 6 континентах приходилось держать 462 511 фонарщиков. * Какие числительные (количественные, собирательные или порядковые) употреблены в этом тексте?

№ слайда 11

Описание слайда:

Если баобаб не распознать вовремя, он завладеет планетой и разорвёт её на клочки. Если баобаб не распознать вовремя, он завладеет планетой и разорвёт её на клочки. Я знал одну планету, на ней жил лентяй. Он не выполол вовремя три кустика… *Как вы думаете, что случилось с планетой? *Подумайте, одинаковое ли значение имеют выделенные слова

№ слайда 12

Описание слайда:

Если слово ОДИН обозначает количество и отвечает на вопрос сколько? оно является числительным. Если слово ОДИН обозначает количество и отвечает на вопрос сколько? оно является числительным. На планете Маленького принца росли простые, скромные цветы и одна прекрасная роза. В других случаях слово ОДИН может быть частицей (можно заменить частицей «только»)или местоимением: Я знал одну планету, на ней жил лентяй.

№ слайда 13

Описание слайда:

Тест 2. Тест 2. В каких предложениях слова один, одна, одни обозначают числительное? А) На одном из астероидов жил король. Б) У него не было ни одного подданного. В) На этой планете жила только одна старая крыса. Г) Король только и делал, что отдавал одни приказы. Д) Маленький принц отправился на одну из ближайших планет.

№ слайда 14

Описание слайда:

Мудрый Лис сказал: Мудрый Лис сказал: Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно сердце. Самого главного глазами не увидишь. Люди забыли эту истину, но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил. *Объясните секрет Лиса. *Какой частью речи является здесь слово «один»? *Каким словом его можно заменить?

№ слайда 15

Описание слайда:

Собирательные числительные: двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро, оба, обе. Собирательные числительные: двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро, оба, обе. Они сочетаются с существительными: *обозначающих лиц мужского рода (кроме «обе» - оно женского рода); * обозначающих детёнышей; * имеющих только форму множественного числа; * обозначающих парные предметы.

№ слайда 16

Описание слайда:

ТЕСТ 3. ТЕСТ 3. В каких предложениях собирательные числительные можно заменить количественными два, три, четыре? А) Двое учеников не прочитали «Маленького принца». Б) Двое суток прошло со дня аварии самолёта в пустыне. В) Четверо мальчиков проиллюстрировали «Маленького принца». Д) Трое ворот были настежь распахнуты. Е) Двое героев – Маленький принц и Лис - подолгу беседовали и очень подружились.

№ слайда 17

Описание слайда:

Тест 4. Тест 4. В каких предложениях неверно употреблены числительные: А) Мимо проплыли трое рыб. Б) Две маленькие рыбешки сопровождали огромную рыбину. В) У этого воздушного замка трое башен. Г) Держись подальше от обоих большущих рыб! Д) На иллюстрации изображено пять рыб.

№ слайда 18

Описание слайда:

Порядковые числительные очень похожи на имена прилагательные: могут отвечать на вопрос какой?, изменяться по родам, числам и падежам и согласовываться с существительным. Порядковые числительные очень похожи на имена прилагательные: могут отвечать на вопрос какой?, изменяться по родам, числам и падежам и согласовываться с существительным. Этот астероид был замечен в телескоп лишь один раз, в тысяча девятьсот девятнадцатом году.

№ слайда 19

Описание слайда:

На пятый день я узнал секрет Маленького принца: На пятый день я узнал секрет Маленького принца: Если любишь цветок, какого больше нет ни на одной из моих миллионов звёзд, этого довольно: смотришь на небо и чувствуешь себя счастливым. *Назовите порядковое числительное. *Является ли слово «одной» числительным? *А какой частью речи является слово «миллион»?

№ слайда 20

Описание слайда:

Слова тысяча, миллион, миллиард имеют постоянный признак рода (первая тысяча - ж. р., первый миллион - м. р.); изменяются по числам первые тысячи). Эти слова относятся к склонениям (тысяча - I склонение, миллион и др. - II склонение). При сочетании с существительными эти слова всегда управляют существительным, требуя его постановки в форме Р. п. мн. числа. Слова тысяча, миллион, миллиард имеют постоянный признак рода (первая тысяча - ж. р., первый миллион - м. р.); изменяются по числам первые тысячи). Эти слова относятся к склонениям (тысяча - I склонение, миллион и др. - II склонение). При сочетании с существительными эти слова всегда управляют существительным, требуя его постановки в форме Р. п. мн. числа. Эти слова грамматически ведут себя как существительные. Их отнесение к числительным происходит только на основании их значения.

№ слайда 23

Описание слайда:

Числительные от одиннадцати до девятнадцати одни языковеды считают сложными, состоящими из двух корней, например: тринадцать – это «три на десять» (так говорили наши предки). Затем корень десять превратился в «дцать». Числительные от одиннадцати до девятнадцати одни языковеды считают сложными, состоящими из двух корней, например: тринадцать – это «три на десять» (так говорили наши предки). Затем корень десять превратился в «дцать». Другие учёные полагают, что часть «надцать» - суффикс, а названные числительные – простые.

№ слайда 24

Описание слайда:

Тест 6. Тест 6. Какие числительные: простые, сложные или составные - не употреблены в данных предложениях? А) Только у меня всего и было три вулкана, да и то один из них потух. Б) Ты для меня пока всего лишь маленький мальчик, точно такой же, как сто тысяч других мальчиков. В) Если ты будешь приходить в четыре часа, я уже с трёх почувствую себя счастливым.

№ слайда 25

Описание слайда:

№ слайда 26

Описание слайда:

Дробные числительные называют не целые числа. Все они, кроме слов полтора и полтораста, составные. Дробные числительные называют не целые числа. Все они, кроме слов полтора и полтораста, составные. В числителе у них количественное числительное, а в знаменателе – порядковое. Дробные числительные изменяются по падежам. Одну вторую часть пути герои прошли при свете полной луны, прятавшейся за деревьями.

№ слайда 27

Описание слайда:

1. У сложных числительных изменяются оба корня: 1. У сложных числительных изменяются оба корня: у двухсот, к двумстам и т. д. 2. Числительные сорок, девяносто, сто имеют две падежные формы: Им. и Вин. падеж – сорок, девяносто, сто; Род., Дат., Тв., Предл. падежи –сорока, девяноста, ста; 3. Дробные числительные полтора и полтораста в Им. и Вин. падеже – полтора, полтораста; В Род., Дат., Тв. и Предл. - полутора, полутораста. 4. У составных порядковых числительных изменяется лишь последнее слово: в две тысячи десятом году мы изучаем числительные.

№ слайда 28

Описание слайда:

№ слайда 29

Описание слайда:

И вот прошло шесть лет… Я знаю: он (Маленький принц) возвратился на свою планету. По ночам я люблю слушать звёзды. Словно пятьсот миллионов бубенцов… И вот прошло шесть лет… Я знаю: он (Маленький принц) возвратился на свою планету. По ночам я люблю слушать звёзды. Словно пятьсот миллионов бубенцов… (А. де Сент –Экзюпери) *А вы, ребята, умеете слушать звёзды? *Какие истории они могут рассказать? * Напишите небольшую историю, «услышанную» от звезды, используя числительные и полученные о них знания.

Конспект урока русского языка

Имя числительное как часть речи

6 класс (УМК С.И. Львовой)

Цель : познакомить учащихся с именем числительным как частью речи, его грамматическими признаками, синтаксической ролью.

Задачи:

    Дать представление о разрядах числительных.

    Формировать умение находить числительное среди других слов со значением числа.

    Развивать у учащихся умение обобщать, делать выводы.

    Воспитывать творческие способности учащихся.

I . Подготовка к восприятию нового материала (слайд № 2).

    Выразительно прочитайте стихотворение И. Иртеньева. Скажите, на каких явлениях лексики построено это стихотворение?

Про Семёна

Есть у нас в квартире дядя,

Он известен в доме всем.

У него во лбу семь пядей,

На неделе пятниц семь.

Семимильными шагами

По квартире ходит он,

За семью живет замками,

И зовут его Семён.

    Выпишите фразеологизмы, объясните их значение (при затруднении можно пользоваться фразеологическим словарём).

Во лбу семь пядей - очень умный

На неделе пятниц семь -

Семимильными шагами -

За семью замками -

- На какой вопрос отвечает слово семь? (сколько?)

II . Знакомство с новым материалом.

Тема нашего урока «Имя числительное как часть речи» (слайд №3).

Название числительное является производным от слова «число» и образовано по аналогии с наименованием двух других именных частей речи (существительное, прилагательное). По частоте употребления в речи числительные занимают 8-е место. Имя числительное – уникальная часть речи. Все числительные можно назвать. Можно ли перечислить все существительные, прилагательные, глаголы? В любом толковом словаре числительные приведены полностью, и новые вряд ли появятся. Но это ограниченное количество слов может образовывать неограниченное число сочетаний для обозначения любого количества!

(По материалам «Энциклопедии для детей». «Языкознание. Русский язык»)

    Прочитайте. Определите, к какой части речи относятся выделенные слова (слайд № 4).

Вот один , иль единица , очень тонкая, как спица. Тройка – третий из значков – состоит из двух крючков. Вот семёрка – кочерга. У неё одна нога. Цифра девять , иль девятка , - цифровая акробатка: если на голову встанет, цифрой шесть девятка станет… (С. Маршак)

Все выделенные слова – это числительные.

2. Чтение теоретического материала на с. 100- 101.

Дайте определение имени числительному.

Имя числительное - самостоятельная часть речи, обозначающая число, количество предметов или их порядок при счете и отвечающая на вопросы сколько? который?

3. Вспомните и запишите русские пословицы, в которых упоминаются числительные (слайд № 5).

Один ум хорошо, а два ума лучше.

Семь раз отмерь – один отрежь.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Двумя ложками кашу не едят.

- На какие разряды делится имя числительное? (слайд № 6).

Имя числительное

количественное порядковое

Необходимо отличать числительное от других самостоятельных частей речи, потому что количество могут обозначать и другие части речи.

4. Рассмотрите таблицу и запишите по одному примеру в тетрадь (слайд №7).

Имя существительное

кто? что?

тройка лошадей,

дружная семёрка

Имя числительное

сколько?

три товарища

семь тетрадей

сто дней

второй год

пятый дом

шестой класс

третий месяц

Имя прилагательное

какой? какая? какое?

семидневный поход,

двойная подкладка

сотый автомобиль

Глагол

что сделать? что делать?

удвоить усилия,

утроить энергию


-

    Расскажите о постоянных морфологических признаках имени числительного (слайд № 8).

Количественные и порядковые числительные имена числительные бывают:

Простые

Сложные

Составные

имеют один корень

имеют два и более корней

состоят из двух и более слов

восемь

четвертый

семьдесят

двестипятидесятый

тридцать шесть

одна пятая

Дополните таблицу своими примерами (каждому выдается распечатанная таблица).

6. Какова синтаксическая роль имени числительного?

Количественные числительные могут быть любым членом предложения.

Запомните, что сочетание количественного числительного с существительным является одним членом предложения (слайд № 9).

На компьютерном столе лежали две дискеты .

Концерт начнется в пять часов .

Я купил шестнадцать роз .

Порядковые числительные, как и имена прилагательные, чаще всего выполняют в предложении роль определению.

Мне подарили второй том увлекательной книги.

После шестого урока состоится классный час.

7. Выпишите предложения, в которых есть числительные, определите разряд. Сделайте их синтаксический разбор (слайд № 10).

Пернатые часы

Я люблю слушать птичьи голоса, когда пробуждается тайга. В четыре часа просыпаются светлоголовые пеночки . В пятом часу по тайге вдруг пронесутся звонкие трели дрозда. По голосам этих птиц можно сверять время.

(По. М. Деменюк)

В четыре - колич. числит., в пятом – порядковое.

8. Знаете ли вы, что…(слайд № 11).

Вес индийского слона достигает 5 тонн, африканского – 7 тонн, рост их 3 - 5 метров.

Кедр начинает давать плоды в 30 лет и каждые 6 лет до самой старости даёт свои орешки.

У краба 10 ног. 2 передние заканчиваются мощными клешнями. Остальные служат ему для того, что плавать и бегать боком по песку.

III . Подведение итогов урока. (слайд № 12).

- Что такое числительное?

- Все ли слова со значением счета являются числительными?

- Какие разряды имени числительного вы узнали?

- Какими могут быть числительные по строению?

- Какова синтаксическая роль имени числительного?

IV . Домашнее задание (тексты распечатаны).

Лингвистическая сказка.

Числительные счёт любят! Не сразу человек научился считать и создал имя числительное. Из всех частей речи – эта самая молодая.

А хотите послушать, как впервые было выдвинуто Числительное другими частями речи? К сожалению, мы попали к концу их разговора.

Кто за это предложение, прошу поднять руку,- сказал Председатель.- Существительное, подсчитайте количество голосов.

Кто-то крикнул: «Много!», и существительное подхватило:

Много!

Вы не считали! Или вы не хотите считать?

Товарищ Председатель, - вступился Глагол, -существительное не умеет считать по порядку, у него есть единственное число, обозначающее один предмет, и множественное со значением неопределенного множества.

Числительное!!! – хором выдохнул зал.

Вот, оказывается, какая важная часть речи это Числительное.

В. Волина

На основе лингвистической сказки написать сочинение – миниатюру «Эта важная часть речи…».

Северо-Казахстанская область

район имени Габита Мусрепова

КГУ «Чистопольская средняя школа»

Урок русского языка

в 6 классе

Тема: «Имя числительное как часть речи»

Учитель: Стрекозина Татьяна Алексеевна

Тема урока: Имя числительное как часть речи.

Цель: Ознакомление учащихся с историей происхождения, общим значением, морфологическими признаками и синтаксической ролью имени числительного.

Задачи: 1) формировать умение находить числительные в тексте, различать количественные и порядковые числительные, отличать числительные от других частей речи с числовым значением; 2) развивать умение производить синтаксический разбор предложения; развивать речь учащихся; 3) способствовать развитию познавательного интереса к предмету; воспитывать уважительное отношение к богатству образного русского языка.

Тип урока: Урок изучения нового материала с использованием ИКТ.

Оборудование: слайдовая презентация, рисунки учащихся, ракетки для этапа рефлексии, карточки для индивидуальной работы.

Ход урока:

I .Оргмомент, повторение изученного: Здравствуйте, ребята! В течение нескольких уроков мы с вами изучали тему «Имя прилагательное как самостоятельная часть речи». И прежде чем перейти к изучению новой темы, давайте немного повторим. 3 ученика будут работать по карточкам, а пока они работают, проведём нашу традиционную орфографическую разминку «Немой диктант»:

1) Сколько букв Н: две или одна?

Овсяное печенье, картинная галерея, ветреная погода, оловянный солдатик, лебединая песня, соломенная крыша, деревянный брус, карманные часы, нефтяная скважина, ремесленное училище.

2) Слитно или раздельно? (Не с прилагательными)

Нелепый вопрос, неглубокий овраг, не широкая, а узкая река, ненастная погода, далеко не удачный ответ, неинтересный фильм, вовсе не единственное решение, не высокий, а низкий кустарник, нежданный гость.

Карточки для индивидуальной работы:

1.Спишите, вставляя Н или НН:

Глиня…ый кувшин, ржа…ой хлеб, соловьи…ая трель, маши…ое масло, стекля…ая ваза, листве…ый лес, традицио…ые блюда, ветре…ая погода, лу…ая ночь.

2. Спишите, раскрывая скобки:

(Не)широкая река, (не)брежный почерк, вовсе (не)интересный фильм, (не)чаянная встреча; (не)обрывистый, а пологий берег; (не)трудная задача.

II . Переход к изучению новой темы, сообщение темы и целей урока.

Синтаксическая пятиминутка: На землю выпал первый пушистый снежок и укрыл её мягким одеялом. (Повеств., невоскл., простое, двусост., распростр., осложнено однор. сказуемыми).

Слово учителя: Итак, ребята, в предложении, которое вы разбирали, вам встретилась новая для вас часть речи – имя числительное (первый ).

Слайды №1и 2.

Вы учитесь уже в шестом классе, и все эти годы практически на всех уроках: математике, географии, истории и даже физкультуре вы постоянно сталкиваетесь с огромным количеством разных чисел. Даже на уроках русского языка, когда вы записываете число, номер упражнения, когда я прошу вас найти в учебнике какой-то параграф или какое-то упражнение, вы, сами того не подозревая, регулярно обращаетесь к числительным. И в своей повседневной жизни вы тоже не можете обойтись без этой замечательной, незаменимой части речи. Давайте на минуту представим, что было бы с нами, если бы вдруг исчезли числительные.

(Ответы учеников).

Итак, в стране Морфологии, изображённой на карте (слайд №3) есть ещё одна, пока ещё не изученная вами часть речи – имя числительное. А откуда взялась эта часть речи, когда она появилась в русском языке? Об этом вам расскажут ребята, которые нашли интересные факты из истории числительных.

III . Сообщение 4 подготовленных учеников «Из истории возникновения числительных»

(слайды №4,5,6)

1 ученик: Наблюдая окружающую природу, от которой полностью зависела его жизнь, наш далёкий предок из множества различных предметов сначала научился выделять отдельные предметы. Из стаи волков – вожака стаи, из стада оленей – одного оленя, из выводка плавающих уток – одну птицу, из колоса с зёрнами – одно зерно. Поначалу они определяли это соотношение как «один» и «много». Частые наблюдения множеств, состоявших из пары предметов (глаза, уши, рога, крылья, руки), привели человека к представлению о числе. Наш далёкий предок, рассказывая о том, что видел двух уток, сравнивал их с парой глаз. А если он видел их больше, то говорил: «Много». Лишь постепенно человек научился выделять три предмета, ну а затем четыре, пять и т.д. В древнерусском языке первоначально отсутствовала такая часть речи, как числительное.

2 ученик: Для обозначения количества использовались прилагательные и существительные. Выделение числительного как части речи начинается с 14 века, в 17 веке такая часть речи уже, бесспорно, есть, но не со всеми современными особенностями, а вот с 18 века числительное окончательно оформляется как часть речи. В древнерусском языке первоначально было всего 12 слов, обозначающих количество: одинъ, два, три, четыре, пять, шесть, семь, осемь, девять, десять, съто, тысяча. Все остальные слова образовались из комбинации приведённых выше слов. Большое количество обозначалось с помощью слов тьма, легионъ, ворон, колода, леодръ.

3 ученик: Числительные – очень интересная категория слов. Что же это такое? Этот интересный вопрос заставляет нас обратиться к истории языка. Например, все мы знаем, что, начиная с одиннадцати и кончая двадцатью и тридцатью, числительные имеют необычное сочетание - ДЦАТЬ - , которое в других числительных не встречается. Числительные второго десятка создавались на основе уже имеющихся первых десяти, что как нельзя лучше говорит о действии закона экономии. Наши предки считали: один на десяте, т.е. один плюс к десяти, два над десятью. Постепенное слияние трёх слов в одно и дало нам одиннадцать, двенадцать, тринадцать.

4 ученик: А вот история слова миллион ещё интереснее. Знаменитый путешественник Марко Поло, посетивший в 13 веке Китай, чтобы передать своё восхищение его несметными богатствами, и придумал слово миллион, которое состоит из итальянского слова «мили», означающего «тысяча», и «оне», соответствующего русскому увеличительному суффиксу –ИЩ- (например, домище, ручища, лесище). Таким образом, слово миллион дословно соответствует несуществующему в русском языке слову ТЫСЯЧИЩА.

IV . Изучение нового материала.

1) Чтение эпиграфа:

Я каждый день и каждый час

Сказать готово, сколько вас,

И я могу, имей в виду,

Сказать, который ты в ряду.

П.Чесноков.

2) Исследовательская работа: слайд №9. Задание : письменно ответьте на вопросы, поставьте вопросы к числительным. Что они обозначают?

Вывод: слайд №10

3) Чтение теоретического материала в учебнике – параграф 49(стр.215)

Слайд№11

V . Закрепление изученного.

1) Числительные каких разрядов употребили поэты в своих стихотворениях?

(слайд №12) – 1 группа (+)

2 группа – упражнение №704 «Кто ищет – тот найдёт!»

2) Слайд № 13 : Выпишите в 3 столбика числительные, которые обозначают:

Число

Количество предметов

Порядок предметов при счёте

3) Слайд №14 : Числительные в названиях книг. А можете ли вы добавить свои примеры? Можно привести в качестве примеров и названия фильмов. Конкурс «Кто больше?»

(Возможные варианты ответов:

«Пятый элемент», «Седьмое путешествие Синдбада», «Два капитана», «Четыре танкиста и собака», «Белоснежка и семь гномов», «Три богатыря», «Пираты двадцатого века», «Двенадцать стульев», «Две судьбы» и т.д.)

4) Определение синтаксической роли числительных: слайд №15

5) Слайды №16, 17, 18 : Пять или пятёрка. Какая разница? Задание: определите части речи.

6) Решите ребус: слайд № 19 .

7) Употребление числительных в пословицах, поговорках, загадках, фразеологизмах:

Слайд №20 «Найдите продолжение пословицы», упр. №706 «В гостях у загадок»: выписать словосочетания с числительными, определить разряд числительных.

Выставка рисунков учащихся, проиллюстрировавших пословицы, поговорки, фразеологизмы.

VI . Обобщение: стр.218 в учебнике

*Что я узнал (а)?

*Чему я научился (лась)?

VII . Рефлексия: Выразите своё отношение к сегодняшнему уроку с помощью ракеток:

*Урок понравился, было интересно;

* Урок не понравился, тему не понял.

VIII .Домашнее задание: параграф 49, 1группа (+) - № 705; 2 группа (-) - № 708.

IX . Подведение итогов урока, выставление оценок.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!