Образование для Вас

Сочинение «Путь от Старцева к Ионычу. От старцева к ионычу Пути превращения старцева в ионыча

Класс: 10

Задачи урока:

  • в ходе урока показать старшеклассникам непримиримое отношение Чехова ко всем проявлениям пошлости, фальши, бездуховности, показать мастерство писателя в раскрытии трагизма повседневно-будничного существования человека;
  • развивать навыки идейно-художественного анализа прозаического произведения, совершенствовать навыки устной монологической речи, развивать творческие способности учащихся, расширять их кругозор; развивать мышление и воображение;
  • способствовать их нравственному и эстетическому воспитанию.

Структура и содержание урока

Эпиграф к уроку: “Хорошо, если бы каждый из нас оставлял после себя школу, колодец или что-нибудь вроде, чтобы жизнь не проходила и не уходила в вечность бесследно”

Из записных книжек А.П.Чехова

Новелла – небольшая повесть, рассказ.

Пошлость – низость в нравственном отношении, безвкусица, грубость.

Фальшь – отсутствие естественности, неискренность, лицемерие.

1. Мотивация учебной деятельности.

– Изучая творчество А.П.Чехова, мы познакомились уже с его “маленькой трилогией” о футлярной жизни человека (“Крыжовник”, “О любви”, “Человек в футляре”). По своему идейному содержанию новелла “Ионыч” примыкает к этим рассказам, изображающим духовное оскудение личности, порабощение её повседневной суетой.

Задача нашего урока – проанализировать идейно-художественное содержание новеллы и выяснить, как главный герой Дмитрий Ионыч Старцев превращается в “просто Ионыча”, какими художественными средствами это изображает писатель, выяснить его отношение к духовному застою.

2. Экспресс-викторина по содержанию новеллы (фронтальная работа)

    Фамилия семьи, самой образованной и талантливой в С.?

    Какие таланты были у членов этой семьи?

    Каким приветствием встречал всегда гостей хозяин семьи?

    О чем мечтала Екатерина Ивановна?

    Как звали её родители?

    Сколько лошадей было у Старцева, когда Котик назначила ему свидание на кладбище?

    Какое прозвище дали Старцеву в городе и за что?

    Какое развлечение было у доктора Старцева, “в которое он втянулся мало-помалу”?

    О чем подумал герой при встрече с Екатериной Ивановной через 4 года?

    кончите фразу: “Когда он, пухлый, красный, едет на тройке с бубенчиками…, то кажется, что едет не человек, а…”?

(Итоги экспресс-викторины, оценки)

3. Идейно-художественный анализ новеллы. Работа учащихся в группах.

Вступительное слово учителя:

– Новелла состоит из пяти 5 глав, и каждая из них раскрывает новый этап в жизни героя по имени Дмитрий Ионыч Старцев (в первых главах) и “просто Ионыч” (в последней). Почему и как это происходит – вам и предстоит выяснить.

События излагаются в хронологической последовательности, их разделяют незначительные сроки, но за эти маленькие промежутки времени (год, больше года, четыре года, несколько лет) происходят большие перемены в облике героя. Он проходит свой жизненный путь, как по ступеням лестницы.

Давайте составим эту символическую лестницу и выясним, куда она привела нашего героя.

Задание группам (их создаётся 5 – по числу глав произведения):

– Дайте название главам, выделите в них главную мысль и подберите к каждой главе эпиграф из текста главы новеллы. Покажите, какими средствами автор изображает главного героя и его путь. В качестве вывода каждая группа рисует соответствующую ступеньку воображаемой лестницы, наверху которой пишут название главы, а под ступенькой материальное положение героя.

Система индивидуальных заданий

предварительное домашнее задание :

1)найти полный текст романса, который напевал Дмитрий Ионыч. Объяснить, почему писатель именно этот романс вложил в уста героя произведения;

2)подготовить сообщение о “Притче о талантах” (Мф., гл.25, ст.14-30);

3)выучить наизусть (повторить) стихотворение Н.Заболоцкого “Не позволяй душе лениться!”

– на уроке:

– написать сочинение-миниатюру на тему: “Берегите в себе человека!”

“Современный Ионыч: каков он?”

4. Сообщения учащихся по группам

.

(Так как я уже не один раз проводила этот урок, то помещаю примерные ответы учеников.)

(Сначала слушаем сообщение по индивидуальному заданию “Полный текст романса, который напевает в начале истории герой новеллы”)

Стихи А.Дельвига “Элегия” были написаны в 1821 или 1822 г. На музыку они положены Яковлевым. Полный текст романса следующий:

Когда, душа, просилась ты
Погибнуть иль любить,
Когда желанья и мечты
К тебе теснились жить,
Когда еще я не пил слёз из чаши бытия , –
Зачем тогда в венке из роз,
К теням не отбыл я!

Зачем вы начертались так
На памяти моей,
Единый молодости знак,
Вы, песни прошлых дней!
Я горько долы и леса
И милый взгляд забыл –
Зачем же ваши голоса
Мне слух мой сохранил!

Не возвратите счастья мне,
Хоть дышит в вас оно!
С ним в промелькнувшей старине
Простился я давно
Не нарушайте ж, я молю,
Вы сна души моей

И слова страшного: люблю
Не повторяйте ей!

Ключевыми словами для понимания образа Старцева, по-видимому, следует считать слова:

“Не нарушайте ж, я молю, вы сна души моей…”. Именно “сон души” осуждает Чехов в своем герое и показывает, как этот сон одолевает Старцева – Ионыча по мере улучшения его материального положения. Не то плохо, что Старцев стал состоятельным, даже богатым человеком, а то, что он не видел смысла в своей жизни…

(Затем каждая группа делает сообщение по своему заданию)

Первую главу новеллы можно озаглавить “Весна жизни” . Молодой доктор Д.И.Старцев, полный энергии и высоких стремлений, приезжает в Дялиж, в земскую больницу. Перед ним заманчивое будущее: “…помогать страдальцам, служить народу…” Возможно, как и каждого молодого человека, его ожидает впереди любовь… Доктор безотчетливо счастлив, полон надежд, желаний, хотя он беден, вынужден ходить пешком к больным по многу километров. Эпиграфом можно взять слова: “Какое это счастье быть земским врачом!” Эти слова выражают мироощущение нашего героя.

Герой напевает романс “Когда еще я не пил слёз из чаши бытия…” Чехов использует прием умолчания или недосказанности.

Читателей того времени, у которых романс был на слуху, настораживали следующие слова романса, которые были “за кадром”…

Длинный и скучный роман Веры Иосифовны будит какие-то смутные, но “хорошие мысли”. Шумная и однообразная игра Котика не нравится, но увлекает сама Котик. Старцеву очень хорошо, и даже пошлые, приевшиеся остроты хозяина дома ему нравятся, потому что слышит Старцев их впервые. Герой чувствует себя счастливым и желает счастья, любви, добра всем и себе. У него всё впереди – это поистине весна жизни человека.

(Ребята рисуют на доске ступеньку лестницы, на которой пишут название главы “Весна жизни”, а под ступенькой материальное положение героя.)

“Любовь” – так можно озаглавить следующую главу, потому что в ней рассказывается о том, как завязываются отношения у Дмитрия Ионыча с Котиком. А эпиграф: “…ему хотелось закричать, что он хочет, что он ждет любви во что бы то ни стало…”

Прямо Чехов не изображает роман героя с Екатериной Ивановной, а использует излюбленный прием – художественную деталь. Это любимая скамейка в саду.

“Прошло больше года… в трудах и одиночестве…” Старцев трудится и все это время не мог побывать у Туркиных, но одиночество заставило его принять приглашение Веры Иосифовны. Старцев стал часто бывать в доме “самого талантливого семейства” города С., но уже не ради мигрени хозяйки, а ради Котика. Перед читателем предстает и среда, в которую попал герой: фальшивая, неискренняя, однообразная, пошлая. Кратко, пунктирно, Чехов намечает путь Старцева, надеясь на сотворчество читателей, использует подтекст. Свидание на кладбище – самая поэтическая страница в новелле и самый поэтический момент в жизни Старцева, после которого “…и точно опустился занавес…”. Здесь Старцев “сгорел”. После этого фраза: “Я устал… Ох, не надо бы полнеть!”). Доктор располнел, и к тому же у него уже появилась пара лошадей – красноречивые детали, свидетельствующие об улучшении его материального положения.

Старцев поднялся на ступеньку материального благополучия, но опустился в духовном развитии, потускнел его духовный облик. И снова чеховская деталь: пейзаж. Если в I главе – весна, то во II – осень. Поэтому ступени жизненной лестницы Старцева ведут не вверх, а вниз.

Постепенно в ходе рассуждений учащихся рисуется воображаемая жизненная лестница доктора Старцева, которая ведет не вверх, а вниз. Полное объяснение этому ученики дают в конце урока.

III группа

Третью главу можно озаглавить “Крах” , а эпиграфом могут быть слова: “И жаль было своего чувства, этой своей любви…”

Всего сутки отделяют события III главы от II . Но эта новая глава в новелле – новый и переломный момент в жизни Старцева: начало заката его молодости, крах его веры в свое счастье, а от этого и охлаждение к своему делу, первые признаки духовной лени. Чехов немногословен, но читателям уже ясно, что недалеко то время, когда серая повседневность потушит огонь души, усыпит его совесть, опустошит душу. Старцев хочет сделать предложение, но какие-то ничтожные причины мешают ему. “А любит ли Старцев? Хочет ли на самом деле объяснения?” – сомневаемся мы. И вот он объясняется. И где же? Верный своему ироническому таланту, Чехов показывает объяснение Старцева в клубе, где в шуме и суете трудно быть услышанным. А поэтому Старцев кажется смешным. Чехов иронизирует над героем. Он его уже не любит! Читатели видят, что герой ни на что не способен в отличие от Екатерины Ивановны, которая действительно совершает поступок, уезжая из дома с желанием посвятить себя искусству. К тому же Старцев недолго и переживает, так спокойней. Отсюда и ленивый, почти старческий вздох “Сколько хлопот, однако!”

Старцев вступил в новую фазу своей жизни.

“Последняя вспышка” можно назвать четвертую главу, а эпиграфом к ней будут слова: “И огонек в душе погас…”

Прошло четыре года. У Старцева большая практика в городе, тройка лошадей с бубенчиками и одышка. Сам “пополнел, раздобрел, неохотно ходит пешком…”

Он одинок, ни с кем не сходится близко. У него появляется одно развлечение (кроме игры в карты), в которое он втянулся мало-помалу…

Старцев потерял вкус к жизни, одна работа еще держит его “на плаву”, “что-то мешало ему чувствовать, как прежде…”

“Последней вспышкой” жизни можно считать посещение Старцевым семьи Туркиных, в которой ничего не изменилось. Какой застой лучше: у Туркиных или у Старцева? Ни то, ни другое. Старцеву неприятно вспоминать о своей любви и вообще производить какую бы то ни было душевную работу. На живое движение чувств Екатерины Ивановны он беспокойно подумал: “А хорошо, что я тогда не женился”. Огонек в его душе окончательно погас. Что дальше? “Сон души”.

“Финал” – название пятой главы, эпиграфом к которой могут служить слова: “Куда это Ионыч едет?”

Что произошло со Старцевым? Почему он стал таким безразличным, тяжелым и раздражительным? Об этом пятая глава.

В четвертой главе писатель судит общество города С. устами Старцева, а в пятой произносит приговор самому Старцеву. Неприязнь автора к своему герою переходит в горечь и боль за человека, которого Старцев погубил в самом себе. Здесь Чехов использует прием, которым пользовался Гоголь в “Мертвых душах”: отнесение людей в неодушевленный ряд через сопоставление с неживым предметом. А.П.Чехов сравнивает Старцева с истуканом, “языческим богом”. Из молодого, подающего надежды доктора, который был счастлив тем, что мог служить страдальцам, который желал счастья, любви и добра всем и себе самому, Дмитрий Ионыч Старцев превращается в “просто Ионыча”, в заплывшего жиром мизантропа, в “языческого бога”. Прием градации, используемый Чеховым, особенно подчеркивает трагизм повседневно-будничного существования, приводящий к духовному оскудению личности, к духовной деградации.

– Посмотрите на лестницу, которая у вас получилась. Какую закономерность она отражает?

Чем выше становится материальное благополучие Старцева, тем ниже опускается он по лестнице жизни.

5. Индивидуальное задание “Притча о талантах”.

Ученик, прочитавший дома притчу о талантах, делает вывод о том, что Ионыч – это “раб ленивый и лукавый”, который безответственно распорядился теми дарами, которые имел. Поэтому у него “отнято и то, что имел”, т.е. он переживает то, что мы называем духовной смертью. Жизнь прожита впустую: “…ни школы, ни колодца, ни чего-нибудь вроде…”

Старцев позволил повседневной суете взять верх над своей духовной жизнью, позволил растоптать мечту, любовь, высокие идеалы.

6. Индивидуальное задание

Стихотворение Н.Заболоцкого “Не позволяй душе лениться!” ученик читает наизусть.

Вывод о том, с чем не может примириться А.П.Чехов.

7. Проверка творческих работ, сочинений-миниатюр по индивидуальному заданию.

8. Итоги урока.

9. Домашнее задание:

1) написать сочинение по новелле “Ионыч”:

“Вверх по лестнице, ведущей вниз” или “Новелла “Ионыч” – роман о неслучившейся жизни” (тема на выбор уч-ся);

2) составить тезисы к теме: “От доктора Старцева – к Ионычу”.

В русской литературе довольно часто писатели затрагивали такие темы, которые были актуальны для любой эпохи. Такие проблемы, затронутые классиками, как понятие о добре и зле, поиски смысла жизни, влияние окружающей среды на личность человека и другие, всегда стояли в центре внимания русской литературы. Чехов наиболее ярко показал процесс изменения человеческой души под влиянием среды и прожитых лет. Кто не мечтал в юности о таких возвышенных идеалах, как честь, равенство, братство, свобода, труд на пользу общества.

Но проходят годы, и человек полностью внутренне меняется, желая только покоя и сытой, обеспеченной жизни. Чехов первый вскрыл социальные причины этой болезни в рассказе «Ионыч». Дмитрий Старцев, молодой, талантливый врач, приезжает на работу после окончания университета в губернский город С. Дмитрий Старцев работает в Деляже, который расположен в девяти верстах от города. Старцев всеми силами старается быть полезным людям, он почти не бывает в городе, все свое время отдает работе. Работа составляет смысл его жизни, ради нее он готов забыть о развлечениях, поэтому он много работает, не зная отдыха. Но Чехов в каком-то другом рассказе высказал очень верную мысль, что чаще всего довольно быстро черствеют учителя и врачи. Однообразные будни, наполненные бесконечными больными, поначалу не раздражают Старцева. Ему советуют, как образованному и интеллигентному человеку, почаще бывать в городе, записаться в клуб, вход куда был доступен только верхушке города, его знакомят с семьей Туркиных, по мнению местных обывателей, самой талантливой и необыкновенной. Чехов небольшими штрихами рисует эту «талантливость».

Плоские остроты главы семейства Ивана Петровича, бездарная игра дочки Катерины и надуманные романы ее матери понятны Старцеву, но все таки после больницы, грязных мужиков приятно и спокойно было сидеть в мягких креслах и ни о чем не думать. Лишь через год, приехав к ним скова. Старцев все чаще и чаще наведывается в этот гостеприимный дом. Он влюблен в дочь Туркиных, которую в семейном кругу называют Котик. Дмитрий ревнует, с трудом переносит разлуку, готов на все для нее, но Котик лишь кокетничает со Старцевым, не отвечая на пылкие чувства влюбленного.

Старцев понимает, что ему взрослому человеку неприлично таскаться по кладбищам, получать записочки, как желторотому гимназисту, но тем не менее, он носится по всему городу, разыскивая фрак, чтобы сделать предложение Туркиной. Но даже в конце этого непродолжительного романа Старцевым, быть может, незаметно для него, овладевает трезвый расчет (Он думает: «А приданого они, должно быть, дадут немало»). После отказа доктор переживает не слишком долго. Ему было всего лишь «немного стыдно», что все так глупо и пошло кончилось. Раньше в городе Старцева звали «поляк надутый», тем самым подчеркивая, что он чужой в этом городе. Старцев редко с кем разговаривал в клубе, а чаще молча ел, уткнувшись в тарелку, потому что, о чем бы он ни говорил, все обывателями воспринималось как личная обида.

Когда Старцев пытался говорить о пользе труда, то каждый чувствовал в этом упрек себе. Обыватели города ровным счетом ничего не делали. День и время уходили на карты, сборища, безделье. Уезжает из города Котик, Старцев равнодушно узнает об этой потере, вспоминая только одно: «Сколько хлопот, однако». С этого времени Дмитрий теряет интерес к работе. В городе у него огромная практика, ему хорошо платят за визиты. Он по вечерам любит считать деньги, которые заработал за день. У него появляются «безобидные» страстишки: игра в вист, обжорство, жадность, равнодушие. Он уже не сострадает ближним, как раньше, и позволяет себе кричать на больных и стучит палкой. В городе его уже по-домашнему называют «Ионычем», тем самым принимая его в свою среду. Чехов, показывая «лучшую» семью Туркиных, как бы подводит нас вслед за Старцевым сделать вывод: «Если самая талантливая семья так бездарна и глупа, то каков же весь город?»

Еще хуже, чем Туркины, потому что в этом милом семействе есть налет хоть какой-то интеллигентности. Старцев не имел семьи, он, должно быть, просто ради удовольствия и не зная, что делать с деньгами, создавал себе душевный комфорт, скупая недвижимость. Чехов нас предупреждает: «Не поддавайтесь губительному влиянию среды, не предавайте своих идеалов, берегите в себе человека». Процесс духовного умирания Старцева тем тягостнее, что он вполне осознает, в какое мерзкое болото погружается, но не пытается бороться. Жалуясь на окружающую среду, он мирится с нею. Даже воспоминания о любви не могут разбудить полуспящую душу Старцева.

Котик, вернувшись, видит Старцева другим, но ей хочется замуж, поэтому она цепляется за прошлые светлые мечты. Старцев же устало думает: «Хорошо, что я на ней не женился». Ему уже не нравилось: и как сидит на ней платье, и ее манеры, и абсолютно все в ней дело в том, что Старцев уже давно умер, и ничто нс может вывести его из духовной спячки. Ему не жаль молодости, любви, несбывшихся надежд. Чехов написал историю новой формы тяжелой социальной болезни, которую давно изучала русская литература. Имя этой болезни духовная деградация личности.

Как опытный врач, Старцев мог бы поставить себе диагноз: распад личности в результате утраты жизненных идеалов. Чехов, понимая трагизм мелочной действительности, не раз в своих рассказах повторял: «Нет ничего тоскливее, оскорбительнее пошлости человеческого существования». Высокую оценку Чехову дали не только его современники, но и писатели двадцатого века. Алексей Толстой сказал: «Чехов это Пушкин в прозе». И я думаю, что с этим утверждением сложно не согласиться.

Ноя 08 2012

Страшное зло омертвения человеческих душ, погруженных в тину обывательщины, обнажается Чеховым в рассказе “Ионыч”. Семья Туркиных, слывущая в городе С. “самой образованной и талантливой”, олицетворяет мир, потерявший красные кровяные шарики, уже обреченный на бесконечное повторение одного и того же, как заигранная граммофонная пластинка. Отец семейства “все время говорил на своем необыкновенном языке, выработанном долгими упражнениями в остроумии и, очевидно, давно уже вошедшем у него в привычку: большинский, недурственно, покорчило вас благодарю”. Призрачная, жутковатая имитация юмора, мертвый скелет его… Мать, Вера Иосифовна, сочиняющая бездарные опусы о том, чего не бывает в жизни. Дочь, по воле родителей перекрещенная в мещанского “Котика”, играющая на рояле так, как будто упорно старается вколотить клавиши внутрь инструмента… Лишь иногда, откуда-то издалека, залетит в этот фальшивый, подражающий жизни мир отголосок жизни истинной. Запоет в саду соловей, но его тут же вытеснится стуком ножей на кухне, предвещающих обильный ужин. Донесется порой “Лучинушка” из городского сада и напомнит о том, чего нет в этой семье, в романах Веры Иосифовны и что бывает в жизни. Не свободен от призрачного существования и молодой гость в семье. Туркиных доктор Ионович Старцев. “Прекрасно! превосходно!” - восклицают гости, когда Котик заканчивает греметь на рояле, грубо имитируя музыку. “Прекрасно! - скажет и Старцев, поддаваясь общему увлечению.- Вы где учились музыке?.. В консерватории?” Увы, и для Старцева все происходящее в доме Туркиных кажется “весельем”, “сердечной простотой”, “культурой”. “Недурственно”,- вспомнил он, засыпая, и засмеялся”. Вялой имитацией живого, молодого чувства становится и любовь Старцева к Екатерине Ивановне. Беспомощные порывы ее все время наталкиваются на внешнее и внутреннее сопротивление. совершенно глуха к тому, (*197) что проснулось в душе Старцева. “Что вам угодно? - спросила Екатерина Ивановна сухо, деловым тоном”. Но и Старцев глух к ней, когда видит в избраннице “что-то необыкновенно милое, трогательное своей простотой и наивной грацией”. “Приближалась осень, и в старом саду было тихо, грустно и на аллеях лежали темные листья. Уже рано смеркалось”. Мотив увядания, сопровождающий эту неполноценную любовь, тут не случаен. Ведь и в самом Старцеве что-то жесткое, косное и тупое тянет вниз, к обывательскому покою, не дает взлететь на крыльях любви. Мгновение душевного подъема, пережитое лунной ночью на кладбище у памятника Деметти, сменяется чувством страшной усталости: “Ох, не надо бы полнеть!” Тревоги первого признания сопровождаются раздумьями иного свойства: “А приданого они дадут, должно быть, немало”.

Ни любви, ни искусства в истинном смысле этих слов в рассказе нет, но зато в избытке имитация того и другого. Старцев, только что получивший отказ, выходит на улицу и “вздыхает полной грудью”, а потом лениво потягивается и говорит: “Сколько хлопот, однако!” Через емкие детали передается в рассказе процесс превращения Старцева в Ионыча, заскорузлого собственника, пересчитывающего желтые и зеленые бумажки, кладущего их на текущий счет. Сначала он ходит пешком, потом ездит на паре лошадей с собственным кучером. “Прошло четыре года. В городе у Старцева была уже большая практика. Каждое утро он спешно принимал больных у себя в Дялиже, потом уезжал к городским больным, уезжал уже не на паре, а на тройке с бубенчиками, и возвращался домой поздно ночью. Он пополнел, раздобрел и неохотно ходил пешком, так как страдал одышкой”. И вот печальный финал: “Прошло еще несколько лет. Старцев еще больше пополнел, ожирел, тяжело дышит и уже ходит, откинув назад голову. Когда он, пухлый, красный, едет на тройке с бубенчиками и Пантелеймон, тоже пухлый и красный, с мясистым затылком, сидит на козлах, протянув вперед прямые, точно деревянные руки, и кричит встречным “Прррава держи!”, то картина бывает внушительная, и кажется, что едет не

Назарбаев Интеллектуальная школа

физико-математического направления г. Кокшетау

Акмолинской области Республика Казахстан

Конспект урока по русской литературе
в 10 классе
«Путь от Старцева к Ионычу»

Подготовила учитель

русского языка и литературы

Шартыхбаева Бану Алимжановна

Кокшетау

2011

Урок русской литературы в 10 классе

Тема: Путь от Старцева к Ионычу

Цель: показать путь деградации личности, уметь анализировать художественный текст, развивать навыки анализа художественного образа произведения, развивать речь учащихся.

Задачи:

    развивать творческие способности учащихся;

    формировать нравственные позиции учащихся на примере произведения;

    прививать любовь у учащихся к художественной литературе;

    воспитывать этические нормы;

    воспитывать эстетический вкус.

Оборудование: текст рассказа А. П. Чехова «Ионыч», иллюстрация к рассказу, выполненная учеником, ОСК, кластеры.

Эпиграф: «Не поддавайтесь губительному влиянию среды, вырабатывайте в себе силу сопротивления обстоятельствам, не предавайте светлых идеалов молодости, не предавайте любви, берегите в себе человека» А. П. Чехов.

Технология RWCT

Ход урока:

    Организационный момент. Объявление темы и цели урока

Сегодня мы будем говорить о деградации души человека в рассказе А. П. Чехова «Ионыч». Как Дмитрий Старцев превратился в Ионыча. Что означает слово «деградация»? Чтение словарной статьи «Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова.

Словарная работа.

Деградация – (франц.) постепенное ухудшение, упадок.

Ренегатство – (новолат.) отступник, отступничество, измена прежним убеждениям.

    Изучение нового материала.

    Выступление литературного критика (об истории создания, теме, идее, системе образов рассказа).

    Иллюстрация к рассказу, выполненная учеником-художником (его восприятие образа Ионыча) : представление художником своей картины «Не человек, а идол какой-то».

    Работа по к ластеру «Ионыч»

    Анализ текста рассказа
    Каким мы видим Старцева в начале рассказа? (Ученики подтверждают ответы словами текста: шел, напевал, рисовал, не чувствовал усталости, прошел бы еще верст двадцать, ждал, ждет любви) В кого влюбился Старцев? (Котик) Как любовь изменила жизнь Старцева? (сделала его одухотворённым, ученик читает его слова о любви стр.16)
«О как мало знают те… будьте моей женой!»
    Каким показан Старцев в любви? Какое у него состояние души? (безгранично любящая душа) Приняла ли Котик любовь Старцева? (Котик отказалась, потому что мечтала стать пианисткой) Сколько дней переживал Старцев? Найдите слова передающие его душевное состояние. (3 дня Дело валилось из рук, не ел, не пил, не спал, успокоился и зажил по- прежнему. Жаль было своего чувства, взял бы и зарыдал или хватил бы зонтиком Пантейлемона). Прошло 4 года. Чем занимался Старцев в это время? (занимался медицинской практикой, зарабатывал деньги, играл в карты). Какое любимое развлечение он нашел по вечерам? (пересчитывать купюры) Где, у кого получил Старцев эти деньги? (от пациентов, от проигравших игроков) Прошло несколько лет. Какое чувство испытывал при новой встрече с Екатериной Ивановной? Зачитайте отрывок стр. 19
(…и теперь она ему нравилась… и ему стало не ловко)
    Почему Старцев отказался от любви? Зачитать отрывок стр.21
(…Старцев вспомнил про бумажки… и огонек в душе погас).
    Какую жизнь ведет Старцев после этой встречи? (играет в карты, берет взятки) Каким мы видим Старцева в конце рассказа? Выпишите слова описывающие его состояние. (старимся, полнеем, опускаемся, вспомнил про бумажки, огонек в душе погас, еще больше пополнел, ожирел, тяжело дышит, не бросает земского поста, горло заплыло жиром, голос изменился, стал тяжелым, живется ему скучно, ничто его не интересует). Почему Старцева все называют Ионычем? (Он стал своим для обывателей города С).
    ОСК «Путь от Старцева к Ионычу»

любовь отказ от активной жизни интерес к людям, к

жизни клуб, карты,

Молодой деньги земский врач

Дмитрий Старцев Ионыч

    Учебный журнал « совпало – не совпало» «Моё мнение об Ионыче и мнение А,П,Чехова.

    Учитель: Вот мы и увидели, как угасает человеческая душа. Как вы думаете, что бы могло спасти Ионыча от деградации (любовь). Зачитать: «Любовь к Котику была единственной радостью и, вероятно, последней.» А. П. Чехов.

Можно ли соотнести со словами Мухтара Шаханова:

Дни, прожитые с любовью, - это жизнь.

Дни, прошедшие без любви, - просто дни.

Что было у Старцева жизнь или просто дни? Сколько лет было Старцеву, когда он приехал в город С? (24)

Что испытывает молодой человек в этом возрасте? (Радость жизни, мечты, ожидание любви)

Какие у вас будут цели в жизни, мечты и желания? ()

    Написать свободное письмо об этом, эссе «А жил ли Ионыч?»

После прочтения писем задать вопрос: Что превратит и вас в Ионыча? (Лень, отсутствие цели, апатия, омертвение души, отсутствие активной жизненной позиции). Давайте поставим диагноз этой болезни: разрушение личности в результате утраты жизненных целей. Помните напутствие А. П. Чехова (зачитать эпиграф)

    Послушайте стихотворение Н. Заболоцкого «Не позволяй душе лениться»

    Учитель: «Ионыч» - частный случай проблемы деградации личности, гибели души в человеке.

Можно и, увы, нужно заботиться о деньгах, огорчаться их отсутствию и радоваться наличию. И в то же время вести себя максимально независимо от них, так, чтобы душевное богатство не затмевалось богатством материальным, как это происходит с Ионычем.

Хочу, как совет, напомнить слова Ж.Ж.Руссо: «Деньги, которыми обладаешь – орудие свободы; те, за которыми гонишься, - орудие рабства». А миллиардер Пол Гетти предупреждает: «Если у вас нет денег, вы все время думаете о деньгах. Если у вас есть деньги, вы думаете уже только о деньгах».

    Закрепление материала.

Рефлексия: написать пятистишие, эссе, свободное письмо (по выбору).

    Итоги урока. Комментирование оценок.

Подводя итоги урока, хочу обратиться словами А. П. Чехова: «Не успокаивайтесь, не давайте усыплять себя! Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро!»

Говорят, когда рождается человек, на небе зажигается звезда. Пусть ваша звезда горит ярко, освещает ваш путь. Живите страстно, так как будто живете последний день.

    Домашнее задание. Эссе «Как не превратиться в Ионыча».

Использованная литература:

А.П. Чехов. Рассказы. М. «Просвещение» 1975г.

С.И. Ожегов. Толковый словарь русского языка. М. «Просвещение» 1962г.

Н. Заболоцкий «Не позволяй душе лениться» Алматы. «Атамура» 2005г.

Краевое государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

«Ачинский колледж транспорта и сельского хозяйства»

Конспект урока литературы в 10 классе

Беседа за круглым столом:

«Путь Старцева к Ионычу» (По рассказу А.П. Чехова «Ионыч»)

Подготовила:

преподаватель литературы и русского языка

Нечипоренко Любовь Николаевна

Цели:

повторить изученный материал по рассказу А.П. Чехова «Ионыч»;

формировать у обучающихся общие учебные компетенции;

воспитывать чувство меры, ответственности, уважение к жизни;

Оборудование:

интерактивная доска

Ход урока

Группа обучающихся сидит за большим круглым столом, учащиеся ведут непринужденную беседу друг с другом о сюжете рассказа Чехова «Ионыч», координирует работу обучающихся преподаватель.

Преподаватель:

(На интерактивной доске портрет Чехова и обложка рассказа «Ионыч»)

История, рассказанная Чеховым в «Ионыче» (1898), строится вокруг двух признаний в любви — как, собственно, строился сюжет и в пушкинском «Евгении Онегине», если вы помните об этом, с той лишь разницей, что герои поменялись местами. Вначале он признается ей в любви и не встречает взаимности, а спустя несколько лет она, поняв, что лучшего человека, чем он, в ее жизни не было, говорит ему о своей любви — и с тем же отрицательным результатом. Все остальные события нужны как фон, как материал для объяснения того, почему не состоялась взаимная любовь, не получилось счастье двух людей.

Обучающийся - 1:

и история, и способ ее описания стары, как мир (вспомним, к примеру, народную сказку о журавле и цапле, также поочередно и неудачно объяснявшихся в любви). Но каждый писатель, мне кажется, обращаясь к испытанным художественным конструкциям, дает свое объяснение вечной истории человеческих взаимоотношений, выражая через них свое видение и понимание мира.

Обучающийся - 2:

кто виноват (или что виновато) в том, что молодой, полный сил и жизненной энергии Дмитрий Старцев, каким мы его видим в начале рассказа, превратился в Ионыча? Насколько исключительна или, наоборот, обыкновенна история его жизни? И как удается Чехову всего в несколько страничек текста вместить целые человеческие судьбы и жизненные уклады?

Обучающийся - 3:

как будто на поверхности лежит первое объяснение того, почему герой деградирует. Причину можно увидеть в неблагоприятном, враждебном окружении Старцева, в обывательской среде города С., с одной стороны, и в отсутствие борьбы героя с этой средой, протеста против нее — с другой. «Среда заела» — расхожее объяснение подобных ситуаций в литературной критике.

Обучающийся - 4:

итак, в превращении Старцева в Ионыча виновата среда? Нет, это было бы, по меньшей мере, односторонним объяснением. (Дмитрий Старцев влюбляется в девушку из чуждой ему среды, им движут материальные чувства.) Как человек со стороны входит он в «самый талантливый» дом города С. - к Туркиным. У него нет никакого изначального неприятия этой среды — наоборот, в первый раз в доме Туркиных все кажется ему приятным или, по крайней мере, занятным. Пусть не сразу, но к какому-то моменту он также почувствовал раздражение против тех людей, среди которых ему приходится жить и с кем приходится общаться. С ними не о чем говорить, их интересы ограничены едой и пустыми развлечениями. Что-либо действительно новое им чуждо, идеи, которыми живет остальное человечество, недоступны их пониманию (например, как это можно отменить паспорта и смертную казнь?).

Обучающийся - 5.

что ж. Старцев поначалу тоже пробовал протестовать, убеждать, проповедовать («...в обществе, за ужином или чаем, говорил о том, что нужно трудиться, что без труда жить нельзя...»). Отклика в обществе монологи Старцева не встретили. Но в отличие от фамусовского общества (Грибоедов «Горе от ума»), которое агрессивно по отношению к вольнодумцу, обыватели города С. просто продолжают жить, как жили, к инакомыслящему же Старцеву в целом они остались вполне равнодушны, пропуская его протест и пропаганду мимо ушей. Правда, наградили его довольно нелепым прозвищем — «поляк надутый», но это все-таки не объявление человека сумасшедшим. Более того, когда он стал жить по законам этой среды и окончательно превратился в Ионыча, сами же от него натерпелись.

Преподаватель:

Ребята, давайте вспомним, каким приехал в город С. Дмитрий Ионович Старцев?

(На доске план, по которому обучающиеся отвечают на этот вопрос)

Внешность Дмитрия Старцева

Отношение к работе;

Интересы;

Взаимоотношения с окружающими;

Характер;

А каким стал Старцев через год?

Что изменилось в его внешности, в характере, изменились ли интересы героя?

Обучающийся - 6:

среда поглотила и подчинила своим законам Дмитрия - молодого доктора. Хочется осудить этого человека, ведь он был весьма положительным человеком по приезде в городок. Чехов вводит в рассказ испытание героя самой обыкновенной вещью — неспешным, но неостановимым ходом времени: «Как-то зимой... весной, в праздник,— это было Вознесение... прошло больше года... стал бывать у Туркиных часто, очень часто... дня три у него дело валилось из рук... успокоился и зажил по-прежнему... опыт научил его мало-помалу... незаметно, мало-помалу... прошло четыре года... прошло три дня, прошла неделя... и больше уж он никогда не бывал у Туркиных... прошло еще несколько лет...» Впрочем, что значит — вводит? Разве погруженность в поток времени не является самым естественным и неотъемлемым от любого человека обстоятельством? Время проверяет любые убеждения, испытывает любые чувства; оно успокаивает, утешает, но и затягивает — «незаметно, мало-помалу» переделывая человека. Чехов и пишет не об исключительном или незаурядном, а о том, что касается каждого обыкновенного («среднего») человека.

Обучающийся - 7:

Старцев умеет испытывать презрение, знает, чем стоит возмущаться (людская тупость, бездарность, пошлость и т.д.). И Котик, много читающая, знает, какими словами следует обличать «эту пустую, бесполезную жизнь», которая стала для нее Невыносимой. Своих героев Чехов наделяет не только отрицающим задором, но и положительной жизненной программой («Нужно трудиться, без труда жить нельзя»,— утверждает Старцев, а Котик убеждена: «Человек должен стремиться к высшей, блестящей цели... Я хочу быть артисткой, я хочу славы, успехов, свободы...»). Герою может казаться, что он живет и действует в соответствии с правильно выбранной целью. Ведь Старцев не просто монологи перед обывателями произносит — он, действительно, трудится, и больных он принимает все больше, и в деревенской больнице, и в городе. Но... опять «незаметно, мало-помалу» время совершило губительную подмену". К концу рассказа Ионыч трудится все больше уже не ради больных или каких-то там высоких целей. То, что прежде было вторичным («бумажки, добытые практикой», деньги), становится главным наполнением жизни, ее единственной целью.

Преподаватель:

(Вопросы на интерактивной доске)

Может ли человек жить без денег?

Для чего деньги нужны людям?

Может ли человек стать рабом денег?

А что это означает - быть рабом денег?

Давайте вспомним сцену в рассказе, где Ионыч сидит за огромным столом и считает добытые практикой деньги, объясните, какие чувства испытываем мы к этому человеку во время этой процедуры?

Обучающийся - 8:

Старцев превратился в человека, который, кроме денег, ничего в жизни не желал. У него нет любимой женщины, у него нет друзей, он сам живет скучно и одиноко.

Разве деньги сделали Старцева счастливым?

Перед лицом времени — незримого, но главного вершителя судеб в чеховском мире — непрочными и ничтожными кажутся любые словесно сформулированные убеждения, прекраснодушные программы. В молодости презирать можно сколько угодно — глядь, «незаметно, мало-помалу» вчерашний живой человек, открытый всем впечатлениям бытия, превратился в Ионыча.

С темой времени в рассказе сопряжен мотив превращения. Оно происходит как постепенный переход от живого, еще не устоявшегося и неоформленного к заведенному, раз навсегда оформившемуся.. Причем невозможно указать на какой-то поворотный момент, с которого это превращение начинается и когда деградацию еще можно было бы предотвратить.

Обучающийся - 9:

действительно, Дмитрий Старцев был молод, у него были не вполне определенные, но хорошие намерения и устремления, он беспечен, полон сил, ему ничего не стоит после работы отмахать девять верст пешком (а потом девять верст обратно), в его душе постоянно звучит музыка. Как всякий молодой человек, он ждет любви и счастья.

Но живой человек попадает в среду механических заводных кукол. Поначалу он об этом не догадывается. Остроты Ивана Петровича, роман Веры Иосифовны, игра Котика на рояле, трагическая поза Павы в первый раз кажутся ему достаточно оригинальными и непосредственными, хотя наблюдательность и подсказывает ему, что остроты эти выработаны «долгими упражнениями в остроумии», что в романе говорится «о том, чего никогда не бывает в жизни», что в игре юной пианистки заметно упрямое однообразие и что идиотская реплика Павы выглядит как обязательный десерт к обычной программе.

Время откроет для него механическую заведенность того, что в первый раз показалось живым и естественным.

Обучающийся - 10:

идет время, проходит жизнь — а тут все совершается по раз навсегда введенной программе. Автор рассказа прибегает к приему повторения. Туркины в 1-й главе показывают гостям «свои таланты весело, с сердечной простотой» — ив 5-й главе Вера Иосифовна читает гостям свои романы «по-прежнему охотно, с сердечной простотой». Не меняет программы поведения (при всех заменах в репертуаре его шуток) Иван Петрович. Еще более нелеп в повторении своей реплики выросший Пава. И таланты, и сердечная простота — совсем не худшие свойства, которые могут обнаруживать люди. Но их бесконечная повторяемость в конце концов вызывают в наблюдателе тоску и раздражение. (Не забудем, что Туркины в городе С., действительно, самые талантливые и интересные.)

Обучающийся - 11:

остальные же жители города С., не обладающие их талантами, живут тоже no-заведенному, по программе, о которой и сказать нечего, кроме: «День да ночь — сутки прочь, жизнь проходит тускло, без впечатлений, без мыслей... Днем нажива, а вечером клуб, общество картежников, алкоголиков, хрипунов...».

Обучающийся - 12:

и вот к концу рассказа сам Старцев превратился в нечто окостеневшее, окаменевшее («не человек, а языческий бог»), двигающееся и действующее по некоторой навсегда установившейся программе. В последней главе описывается то, что Ионыч (теперь все его называют только так) делает изо дня в день, из месяца в месяц, из года в год. Куда-то выветрилось, испарилось все живое, все, что в молодости волновало. Счастья нет, но есть суррогаты, заменители счастья: покупка недвижимости, угождение и боязливое почтение окружающих. Туркины сохранились в своей пошлости — Старцев деградировал. Не удержавшись даже на уровне Туркиных, он в своем превращении скатился еще ниже, на уровень обывателя «тупого и злого», о презрении к которому он говорил прежде. И это — итог его существования. «Вот и все, что можно сказать про него».

(На интерактивной доске фотография Ионыча)

Обучающийся - 13:

может быть, так повлияла неудача в любви, став поворотным моментом в жизни Старцева? Действительно, за всю жизнь «любовь к Котику была его единственной радостью и, вероятно, последней». Легкомысленная девичья шутка — назначить свидание на кладбище — дала ему возможность первый и единственный раз в жизни увидеть «мир, не похожий ни на что другое,— мир, где так хорош и мягок лунный свет», прикоснуться к тайне, «обещающей жизнь тихую, прекрасную, вечную». Волшебная ночь на старом кладбище — единственное в рассказе, что не несет на себе печати привычности, повторяемости. Она одна осталась в жизни героя ошеломляющей и неповторимой.

Обучающийся - 13:

на следующий день было объяснение в любви и отказ. Суть любовного признания Старцева состояла в том, что у него нет слов, способных передать то чувство, которое он испытывает, а любовь его безгранична. Что ж, молодой человек был не особенно красноречив и находчив в объяснении. Но можно ли на этом основании, как это иногда делается, считать, что все дело в неспособности Старцева к подлинному чувству, что по-настоящему он не любил, не боролся за свою любовь, а потому и не мог увлечь Котика?

Обучающийся - 14:

это, конечно, не объяснение Ромео Джульетте, но разве все влюбленные бывают красноречивы, как шекспировские герои? Не чаше ли происходит обыкновенное признание обыкновенного человека, на которое со стороны, наверное, забавно смотреть? На Дмитрии в этот момент фрак с чужого плеча, и речи его не особенно складны.

Обучающийся -1:

Старцев искренно увлечен и взволнован. И, кто знает, откликнись на его предложение Котик, и их жизнь сложилась бы иначе. (Представим себе: Старцев сумел увлечь и убедить Котика, и они пошли бы по жизни рука об руку, служили бы народу, устраивали бы в деревне школы, больницы, библиотеки и т.д.— прямо-таки сюжет для романа Веры Иосифовны!)

Обучающийся - 2:

но в том-то и дело, показывает Чехов, что признание Старцева было обречено на неудачу, каким бы красноречивым он ни был и какие бы усилия ни предпринял, чтобы убедить ее в своей любви.

Обучающийся - 3:

почему же Котик не могла понять Старцева? Как и все в городе С., как все в доме Туркиных, она живет и действует по некоторой как бы заранее определенной программе (кукольное начало заметно и в ней) — программе, составленной из прочитанных книг, питаемой похвалами ее фортепьянным талантам и возрастным, а также наследственным (от Веры Иосифовны) незнанием жизни. Котик отвергает Старцева потому, что жизнь в этом городе кажется ей пустой и бесполезной, что сама она хочет стремиться к высшей, блестящей цели, а вовсе не стать женой обыкновенного, невыдающегося человека, да еще с таким смешным именем. Пока жизнь, ход времени не покажут ей ошибочность этой программы, любые слова тут будут бессильны.

Обучающийся - 4:

это одна из самых характерных для мира Чехова ситуаций: люди разобщены, они живут каждый со своими чувствами, интересами, программами, своими стереотипами жизненного поведения, своими правдами — ив тот момент, когда кому-то необходимее всего встретить отклик, понимание со стороны другого человека,— тот, другой, в этот момент поглощен своим интересом, своей программой.

Обучающийся - 5:

Обучающийся - 6:

В «Ионыче» чувство влюбленности, которое испытывает один человек, не встречает взаимности из-за того, что предмет его любви поглощен своей, единственно интересной для нее в тот момент программой жизни. Потом его не будут понимать обыватели, сейчас не понимает любимый человек.

Обучающийся - 7:

пожив какое-то время, отпив несколько глотков «из чаши бытия». Котик как будто поняла, что жила не по той программе («Теперь все барышни играют на рояле, и я тоже играла, как все, и ничего во мне не было особенного; я такая же пианистка, как мама писательница»). Главной своей ошибкой в прошлом она считает то, что тогда не понимала Старцева. Но намного ли правильнее понимает она его теперь?

Обучающийся - 8:

«Какое это счастье быть земским врачом, помогать страдальцам, служить народу. Какое счастье! <...> Когда я думала о вас в Москве, вы представлялись мне таким идеальным, возвышенным...»,— говорит она, и мы видим: да это же фразы прямо из романов Веры Иосифовны, надуманных сочинений, не имеющих ничего общего с действительной жизнью. Словно она опять видит не живого человека, а манекенного героя из романа, сочиненного мамой. Страдание, осознание упущенного счастья делают из Котика Екатерину Ивановну, живого, страдающего человека (теперь у нее «грустные, благодарные, испытующие глаза»). При первом объяснении она категорична, он неуверен; при последнем их свидании категоричен он, она же робка, несмела, неуверенна. Но, увы, происходит лишь смена программ, повторяемость остается.

Обучающийся - 9:

и вновь герои поглощены каждый своим, говорят на разных языках. Она влюблена, идеализирует его, ищет ответа на свое чувство. Его же превращение почти завершилось, он уже безнадежно поглощен обывательской жизнью, думает лишь об удовольствии от «бумажек». Разгоревшись было на короткое время, «огонек в душе погас». От непонимания, одиночества человек, отчуждаясь от окружающих, уходит в свою скорлупу.

Обучающийся - 10:

итак, кто же виноват в жизненной неудаче Старцева. в его деградации?

Мы видим, что нетрудно в этом обвинить его самого или окружающее его общество — но это не будет полным и правильным ответом. Окружение, среда определяют лишь то, в каких формах станет протекать жизнь Ионыча, какие ценности он примет, какими суррогатами счастья утешится. Но иные силы и обстоятельства дали толчок падению, привели к перерождению. Они кажутся роковыми, непреодолимыми, а судьба самого человека трагической. В чеховском мире судьбу человека определяют силы, сопротивление которым заведомо превышает его возможности.

Обучающийся - 11:

как сопротивляться времени, которое творит дело превращения «незаметно, мало-помалу»? К несчастьям людей ведет вечная их разобщенность, самопоглощенность, невозможность взаимопонимания в самые ответственные, решающие моменты бытия. И как человеку угадать то мгновение, которое решает всю его дальнейшую судьбу? И лишь тогда, когда уже поздно что-либо изменить, оказывается, что человеку за всю его жизнь отпущена лишь одна светлая, незабываемая ночь.

Обучающийся - 12:

такую трезвость, даже жестокость в изображении Чеховым трагизма человеческого существования многие считали чрезмерной. Критики писали, что Чехов таким образом «убивал человеческие надежды». Действительно, «Ионыч» может показаться насмешкой над многими светлыми упованиями:

Обучающийся - 13:

нужно трудиться! Без труда жить нельзя!

Человек должен стремиться к высшей, блестящей цели!

Помогать страдальцам, служить пароду — какое счастье!

Как часто писатели и до и после Чехова делали такие и им подобные идеи центральными в своих произведениях, провозглашали их устами своих героев. Чехов показывает, как жизнь, ход времени обесценивают и обессмысливают любые прекраснодушные представления. Все это общие (хотя и бесспорные) места, произнести и написать которые ровно ничего не стоит. Ими может наполнять свои романы графоманка Вера Иосифовна, пишущая «о том, чего никогда не бывает в жизни». Старцев же никогда не" стал бы героем романа Веры Иосифовны: с ним произошло то, что бывает в жизни.

Обучающийся - 1:

«Ионыч» — рассказ о том, как неимоверно трудно оставаться человеком, даже зная, каким ему следует быть. Рассказ о соотношении иллюзий и подлинной (страшной в своей обыденности) жизни, о реальных, не иллюзорных трудностях бытия.

Что же, действительно Чехов так безнадежно смотрит на судьбу человека в мире и не оставляет никакой надежды?

Обучающийся - 2:

да, Дмитрий Старцев неизбежно превращается в Ионыча, и в его судьбе Чехов изображает то, что может произойти с каждым. Но если Чехов показывает неизбежность деградации изначально хорошего, нормального человека с незаметным ходом времени, неминуемость отказа от мечтаний и представлений молодости, значит, действительно, он убивает надежды и призывает оставить их у порога жизни? И констатирует вместе с героем: «Как, в сущности, нехорошо шутит над человеком мать-природа, как обидно сознавать это!»? Но так понять смысл рассказа можно лишь при невнимательном чтении или не дочитав его до конца.

Обучающийся - 3:

в последней главе все, что произошло с Ионычем, названо своими именами, резко и прямо: жадность одолела; горло заплыло жиром; он одинок, живется ему скучно; радостей в жизни нет и больше не будет. Вот и все, что можно сказать про него.

Обучающийся - 4:

сколько презрения заключено в этих словах, как очевидно, что писатель, на протяжении всего рассказа внимательно прослеживавший превращение героя, дававший возможность понять его, здесь отказывается оправдать его, не прощает деградации, ведущей к такому завершению.

Обучающийся - 5:

смысл рассказанной нам истории, таким образом, может быть понят на соединении двух начал. Мать-природа действительно нехорошо шутит над человеком, который часто бывает обманут жизнью, временем, и иногда трудно понять, в чем при этом он сам виноват. Но настолько отвратительно то, во что может превратиться человек, которому дано все, чтобы жить нормальной, полезной жизнью, что вывод может быть только один: бороться с превращением в Ионыча должен каждый, даже если надежды на успех в этой борьбе почти нет.

Обучающийся - 6:

Гоголь в лирическом отступлении главы о Плюшкине («Мертвые души»), (а превращение Ионыча чем-то напоминает те изменения, которые произошли с этим гоголевским героем) обращается к молодым читателям с призывом всеми силами сохранять в себе то лучшее, что дано каждому в молодости. Чехов не делает таких специальных лирических отступлений в своем рассказе. Сопротивляться деградации в почти безнадежной ситуации он призывает самим текстом произведения.

Преподаватель:

мы заканчиваем нашу беседу за Круглым столом.

Давайте еще раз пролистаем страницы рассказа Чехова «Ионыч», пробежимся глазами по дороге жизни Дмитрия Старцева и попробуем дать ответ - что же погубило Дмитрия Старцева?

Итог урока:

Домашнее задание: написать эссе «Деньги в жизни человека»

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!