Образование для Вас

Доклад корпорации рэнд. Достижения корпорации рэнд

В течение длительного времени Россия занимается модернизацией своих вооруженных сил, что приводит к известным последствиям. Результаты текущих программ закономерно вызывают интерес у зарубежных специалистов, что приводит к появлению новых исследований, докладов и т.д. Очередной доклад на тему текущего состояния и перспектив российской армии на днях опубликовала американская исследовательская организация RAND Corporation.

Доклад, посвященный вооруженным силам нашей страны, получил название «The Russian Way of Warfare» – «Российский путь войны». Документ объемом 15 страниц подготовили аналитики организации RAND Скотт Бостон и Дара Мэссикот. Как указывает название, основной задачей доклада являлось определение основных тенденций и выявление главных положений российской оборонной стратегии. Авторы рассмотрели информацию из ряда российских и зарубежных официальных источников и средств массовой информации, после чего сделали определенные выводы.

Аннотация к докладу «The Russian Way of Warfare» напоминает, что в недавнем прошлом Россия провела крупную реформу своих вооруженных сил, что привело к повышению их потенциала в нескольких ключевых областях. По результатам реформы армия стала лучше, что сделало ее надежным инструментом в руках властей, пригодным для отстаивания национальных интересов. Российские стратеги, обеспокоенные возможностями развитого вероятного противника, опасаются полномасштабных боевых действий. В связи с этим они усиливают определенные части своей обороны, а также сосредотачивают усилия на сохранении влияния в ближнем зарубежье.

Как пишут авторы RAND Corporation, российские операции последнего времени демонстрируют несколько основных подходов к решению боевых задач. Российская армия отличается высокой степенью координации всех родов войск, а также использует обман и одновременную работу разных частей. Все это позволяет сократить собственную уязвимость и как можно быстрее решить свои задачи.

Американские специалисты полагают, что тактика России заключается в достижении и сохранении превосходства над противником. Для этого используются все доступные средства разведки, разнообразные средства поражения, а также скорость, неожиданность и взаимодействие войск. Все это позволяет армии встретить врага во всеоружии и тут же сокрушить его.

Изучая российский «путь войны», зарубежные аналитики составили список основных положений стратегии и тактики России, определяющих все ее действия в тех или иных ситуациях. В подобный список с названием «Ten Key Characteristics of Russian Warfare» вошли следующие тезисы.

1. Вооруженные силы России строятся с целью защиты своей территории, критически важных объектов и населенных пунктов. Для решения таких задач создается сложная многослойная интегрированная система противовоздушной обороны, включающая ограниченное количество опорных пунктов. При помощи подобных средств защиты российская армия может выиграть время для правильной реакции на возможное нападение.

2. Защищая свои земли, Россия намерена избегать полномасштабного столкновения с противником, имеющим схожий или немного меньший военный потенциал. Для сокращения негативных последствий такого конфликта предлагается использовать защитные и ударные системы, отличающиеся большим радиусом действия. При действиях своих границ такие вооружения дают дополнительное преимущество.

3. Учитывая определенные слабости при столкновении с равными или менее сильными соперниками, Россия попытается использовать стратегию непрямых действий и искать асимметричные способы влияния на ситуацию, что позволит исправить нежелательный дисбаланс. Используя меры, направленные на контроль развития событий и эскалации конфликта, российская сторона может попытаться прекратить боевые действия.

4. Наилучшим средством контроля ситуации и «страховкой» для России являются арсеналы стратегических и тактических ядерных вооружений. Россия может угрожать использованием такого . Также возможно его применение в ответ на конвенциональную атаку, подрывающую суверенитет страны или угрожающий ядерному сдерживанию вероятного противника.

5. Несколько советских и российских операций были осуществлены с использованием тактики Coup de main – внезапного, мощного и стремительного удара на решающем направлении. Подобная стратегия позволяла в кратчайшие сроки получить желаемый результат. Специалисты RAND Corporation полагают, что в будущем российские военачальники продолжат использование таких тактик, особенно в заранее спланированных операциях.

6. Последние реформы привели к определенному перестроению сухопутных войск вооруженных сил России. Общая численность подразделений и соединений уменьшилась, тогда как доля частей постоянной готовности заметно выросла. Такие соединения, получив приказ, могут в минимальное время приступить к боевой работе, что станет хорошим ответом на любую кризисную ситуацию.

7. В рамках потенциальных конфликтов российские вооруженные силы могут использовать как традиционные, так и новые подходы. В частности, заметную роль в боевых действиях будут играть специальные подразделения, различные вооруженные формирования и сочувствующее гражданское население. Подобные структуры могут вести разведку и целеуказание, повышая ситуационную осведомленность войск, либо активно участвовать в боях.

8. На тактическом и оперативном уровнях Россия может сосредоточиться на поражении определенных целей. Приоритетными целями ударов в таком случае должны стать объекты системы связи и управления войсками противника. Для решения таких боевых задач могут использоваться боеприпасы традиционного рода, радиоэлектронные и кибер-системы, а также непосредственные действия войсковых подразделений.

9. Вооруженные силы России располагают ограниченным числом высокоточных вооружений, имеющих большой радиус действия. Эти ударные средства могут использоваться против объектов оперативного или стратегического звена на большой глубине обороны противника. В первую очередь, целями для высокоточных ракет большой дальности станут стационарные объекты с заранее установленными координатами.

10. При действиях «на земле» российская тактика будет предусматривать широкое использование массированных артиллерийских и ракетных ударов с закрытых позиций по удаленным объектам. Эффективность подобных ударов будет расти благодаря наличию мобильных самоходных артиллерийских и ракетных систем, имеющих возможность стрельбы как с закрытых позиций, так и прямой наводкой.

Описав 10 ключевых особенностей вооруженных сил России в их современном состоянии, авторы доклада С. Бостон и Д. Мэссикот, перешли к подробному раскрытию перечисленных тем. Несколько следующих разделов документа посвящены именно разбору основных тезисов на примере конкретных ситуаций, а также в контексте реальных действий и их последствий. Аналитики RAND Corporation рассмотрели процесс формирования т.н. нового облика, стартовавший несколько лет назад, а также сделали определенные выводы о текущем положении дел и результатах реформ.

Следует отметить, что подобная аналитика базируется на общеизвестных фактах, неоднократно оглашавшихся в недавнем прошлом и в настоящее время. Как следствие, в документе «The Russian Way of Warfare» попросту перечисляются недавнего прошлого и доступная информация, сопровождаемые оценками в духе актуальных американских воззрений. При этом американские специалисты признают, что по результатам реформ российская армия заметным образом нарастила свой потенциал и способна вести боевые действия в различных регионах с ощутимыми результатами.

Куда больший интерес представляет раздел доклада «Tactics: Hit Hard, Move Fast» («Тактика: бей сильно, двигайся быстро»), в котором авторы предприняли попытку сравнения структур и тактик вооруженных сил Российской Федерации и Соединенных Штатов. Оказалось, что две страны используют разные подходы к формированию и боевому применению армейских соединений, и характерные особенности российской армии дают ей определенные преимущества.

Российская армия, сохраняя потенциал для войны с хорошо вооруженным и подготовленным противником, научилась правильно бороться с незаконными вооруженными формированиями. При этом были сохранены основные возможности по поддержке войск с воздуха, радиоэлектронной борьбе и т.д. Армия США, в свою очередь, была оптимизирована под решение задач, характерных для конфликтов в Афганистане и Ираке. В такой ситуации Россия будет стремиться нарушить правильную работу вероятного противника, используя ударные или радиоэлектронные средства, а также кибер-системы. Кроме того, большое значение будут иметь противовоздушная оборона, а также ракетные войска и артиллерия.

В докладе RAND Corporation приводится схема (Figure 1), демонстрирующая российские средства ПВО и сухопутные ударные системы. Интегрированная система противовоздушной обороны резко сокращает потенциал ударной авиации противника, позволяя ракетчикам и артиллеристам не бояться атаки и более эффективно обстреливать вражеские войска. Такое взаимодействие дает российской армии очевидные преимущества.

Одной из характерных особенностей сухопутных войск России авторы доклада называют большое число артиллерийских и ракетных систем, способных вести огонь за пределы прямой видимости. Так, в составе типичной американской сухопутной механизированной бригады имеется лишь один артиллерийский батальон. В мотострелковых или танковых войсках России в бригаде доля артиллерии заметно больше. На три мотострелковых и один танковый батальон в составе бригады может приходиться два подразделения с артиллерийскими самоходками, одно с реактивными системами залпового огня и т.д.

Следующая схема, приведенная в докладе, показывает соотношение ударных возможностей артиллерийских подразделений из состава бригад США и России. Российские войска имеют большее число как отдельных систем, так и подразделений, что дает очевидные преимущества в силе ударов и глубине поражения. Правильно используя различные дополнительные факторы, такие как расположение театра военных действий и т.д., Россия может получать и иные преимущества.

Хотя основные результаты анализа текущей ситуации и были вынесены в раздел «10 ключевых особенностей», размещенный в начале доклада, авторы все же добавили в него полноценный раздел-заключение. Краткие итоги исследования были вынесены в раздел с очевидным названием «Conclusions».

Подводя итоги своего исследования, авторы из RAND Corporation напоминают, что современная российская армия «выросла» из вооруженных сил Советского Союза. Несмотря на такое происхождение и определенную зависимость от своего предшественника, вооруженные силы за прошедшее время заметным образом изменились. Все эти изменения, как отмечается, отражают реалии современной обстановки и вызовы, стоящие перед российским руководством.

В настоящее время Россия не располагает людскими ресурсами, сопоставимыми с возможностями вероятного противника, а также не может в полной мере сократить отставание в скорости, дальности и мощи современных высокоточных ударных систем. В современном периоде российскому командованию пришлось столкнуться со специфической ситуацией, в которой традиционные преимущества армии перестали быть таковыми или потеряли часть своего потенциала. Решая задачи обороны своей страны, российское руководство приняло определенные меры и строит обновленные вооруженные силы с требуемым потенциалом.

Российские вооруженные силы мало похожи на Советскую армию, отличаясь от нее меньшими размерами, силами или глубиной идеологической подготовки. Впрочем, они уже успели показать растущий потенциал в разных областях, опирающийся на традиционные преимущества того или иного рода. Все это позволяет с большей эффективностью решать возникающие задачи на тактическом и оперативном уровнях.

Реформирование российских вооруженных сил длится уже несколько лет и достаточно давно привело к желаемым результатам. Дорабатывается структура разных родов войск и видов вооруженных сил, а также осуществляется закупка новых образцов оружия и техники. Все подобные меры привели к заметному росту потенциала армии и повышению обороноспособности страны. Результаты принятия особых мер закономерно привлекают внимание зарубежных специалистов и приводят к появлению новых любопытных докладов. Так, несколько дней назад свои взгляды на наблюдаемые события представила организация RAND Corporation.

Полный текст доклада RAND Corporation «The Russian Way of Warfare»:
https://rand.org/content/dam/rand/pubs/perspectives/PE200/PE231/RAND_PE231.pdf

Действительно ли США хотят напасть на Китай? Сейчас активно ходят слухи о тесных политических взаимоотношениях властей Турции, России и Китая. Но сможет ли Китай таким образом реализовать свои собственные геостратегические интересы?

До недавнего времени между двумя великими державами США и Китаем всё шло не так уж плохо, особенно в свете общих опасений касательно ядерных проблем на Корейском полуострове. Конечно, в этом вопросе политические силы Соединенных Штатов и Китая преследовали схожие цели, но также были видны и явные проблемы в отношениях держав: Китай возложил на Соединенные Штаты часть ответственности за нарастание напряженности в Корее, а также подвергал критике слишком явное наращивание военного потенциала американцев в регионе.

Теперь может случиться так, что Дональд Трамп с его заявленной политикой силы и идеей "Америка превыше всего" может прибегнуть к катастрофическим решениям. Что тут говорить, если даже "демократическая" администрация Обамы не раз агрессивно пресекала дальнейшие усилия китайского руководства по расширению территорий в Южно-Китайском море. Как всегда всё сводится к делёжке власти. Если рассматривать вопрос более конкретно, то в Южно-Китайском море речь идёт об экономическом и военном потенциале. Здесь дело не только в безопасности акватории, но и в том, что Южно-Китайское море также очень богато рыбой и обеспечивает около 12% мирового улова рыбы. А о потенциальных залежах нефти и газа не стоит и говорить.

Кратко о RAND Corporation
Корпорация RAND (сокращение от Research and Development - научно-исследовательские разработки) стала первой в мире «фабрикой мысли» (по-английски - think-tank).

Создавался он поэтапно. В конце 1945 года в Санта-Монике генералами армии США Арнольдом, Боулесом, Норстадом и Дугласом в рамках Авиационной компании «Дуглас» с целью поддержки национальной безопасности страны было создано уникальное экспериментальное учреждение, получившее название «Проект РЭНД». Сокращение RAND было составлено по первым буквам английских слов Research and Development (исследования и разработки). В мае 1948 г. RAND начал самостоятельное существование, когда отделился от компании «Дуглас» и стал независимой частной некоммерческой внепартийной организацией. С тех пор миссия RAND – способствовать определению политического курса и принятию решений. Одной из основных задач RAND остается обеспечение национальной безопасности США путем проведения исследований и анализа наиболее острых проблем, стоящих перед правительством США. Корпорация тесно сотрудничает с Пентагоном, а также проводит исследования социальных и международных проблем.

В течение первых десятилетий RAND занимался в основном решением технических задач - конструированием самолетов, ракетной техники и спутников. В начале 60-х специалисты RAND активно занимались вычислительной техникой и программированием. Но уже с начала 50-х RAND начал работать по заказам других американских правительственных организаций, проводя исследования по проблемам национальной безопасности. Сначала исключительно по военно-техническим, а затем и по стратегическим аспектам. При этом RAND оставался некоммерческой организацией, весь его бюджет уходил и уходит на текущие проекты.

С течением времени в исследовательском центре появились специалисты по социальным наукам - политологии, экономике, социологии, психологии и т. д., и RAND стал выполнять заказы правительства США по все большему кругу проблем. Сегодня RAND публикует отчеты по самой широкой тематике - от проблем здравоохранения и борьбы с наркотиками до исследований рынка труда, региональной интеграции, экологии, международных отношений и вопросов безопасности как США, так и других стран.

Штаб-квартира корпорации до сих пор расположена в Санта-Монике (Santa Monica, California (corporate headquarters)), однако со временем RAND открыл свои отделения в Нью-Йорке (New York (Council for Aid to Education)), Вашингтоне (Arlington, Virginia (just outside Washington, D.C.)), Питсбурге (Pittsburgh, Pennsylvania), а с начала 90-х за пределами Соединенных Штатов - в Нидерландах (Leiden, The Netherlands (RAND Europe headquarters)), Великобритании (Cambridge, United Kingdom), Германии (Berlin, Germany) и Катаре (Doha, Qatar). Кроме филиалов у RAND имеется также три «полевых бюро» (field sites) - в Лэнгли (где расположена штаб-квартира ЦРУ), в Баулдере (штат Колорадо) и с недавних пор в Москве.

В корпорации РЭНД 11 исследовательских отделов - Вашингтонский отдел оборонных проблем, отделы проблем управления, анализа ресурсов, инженерных наук, наук об окружающей среде, социальных наук, физики, изучения систем, математики, электронно-вычислительной техники и экономики (т.е. отделы скорее соответствуют академическим дисциплинам, а не номенклатуре исследований, деление носит профессиональный, а не функциональный характер).

Основной организационный принцип RAND - высокая степень децентрализации. Отдел обладает значительной свободой действий не только при подборе сотрудников, но и при определении программы исследований. Он является независимой единицей и в финансовом отношении - у каждого отдела самостоятельный бюджет, ежегодно утверждаемый руководством корпорации; из этих средств оплачивается работа любого сотрудника отдела независимо от того, выполняет ли он работу внутри отдела или участвует в междисциплинарном проекте.

Работа корпорации РЭНД ведется либо в рамках отдела, либо в междисциплинарной группе, специально создаваемой для выполнения того или иного проекта. Работа над проектом начинается с назначения руководителя группы. Некоторое время руководитель работает один, стремясь сформулировать четкую постановку проблемы, цель исследования и средства ее достижения. Завершив подготовительную работу, он приступает к подбору группы, причем в основном этот подбор идет на добровольной основе. Численный состав группы может быть разным - от одного-двух человек до нескольких десятков. Достаточно типичен случай, когда в группу входят три-четыре специалиста в разных областях знания.

Итог работы над любым заданием - доклад. Первоначально группа разрабатывает проект доклада исключительно для внутреннего пользования (иногда на этой стадии может быть принято решение о нецелеобразности дальнейшей работы над темой и о роспуске группы). Затем материал дорабатывается и поступает заказчику в форме окончательного доклада, причем каждый доклад по традиции считается выражением личного мнения его авторов, а не всей корпорации в целом (корпорация отвечает лишь за общий профессиональный уровень и сроки выполнения работы). Только в особо важных случаях - когда речь идет либо о жизненно важной для страны проблеме, либо о чрезвычайно противоречивом вопросе - руководство РЭНД может выступить с официальной рекомендацией заказчику от имени всей корпорации.

Цели и задачи

Официально RAND Corporation - «бесприбыльное учреждение, специализирующееся на улучшении политики [американского] общества путем исследования и анализа».

Цели организации определены лаконично, но широко - продвинуть и содействовать научной, образовательной, и благотворительной деятельности в интересах общественного благополучия и национальной безопасности США.

РЭНД ставит также задачу разработки и выявления новых методов анализа стратегических проблем и новых стратегических концепций.

Для достижения своих целей корпорация организует конференции (международные и национальные), симпозиумы и семинары, брифинги; выпускает пресс-релизы; участвует в создании радио- и телепрограмм; организует брифинги и презентации для членов правительства, оппозиционных политических сил, политических и промышленных организаций, а также ведет образовательные и тренинговые программы.

Rand также имеет «полностью аккредитованную» школу дипломированного специалиста, которая имеет право присваивать докторскую степень (Ph. D.) по общественно-политическим наукам.

История развития

Во время войны в Соединенных Штатах значительная группа гражданских лиц - преимущественно ученых и инженеров - была мобилизована для ведения войны на «технологическом фронте». В относительно короткий срок эта группа создала такие новшества, как атомная бомба, радар и неконтактный взрыватель. Был также разработан и усовершенствован новый аналитический метод - исследование операций,- который с успехом был применен для повышения эффективности ПВО, бомбометания и военно-морских операций.

В конце войны, когда этот коллектив стал распадаться, военное ведомство решило сохранить некоторых наиболее талантливых сотрудников, с тем чтобы они и в последующие годы разрабатывали военную технологию, и в частности продолжили также работы в области исследования операций. Именно с этой целью генерал X. X. Арнольд, командующий авиацией сухопутных войск, представил в вышестоящие инстанции предложение о заключении соглашения между ВВС и авиастроительной фирмой «Дуглас». Предложение было одобрено, и в соответствии с ним было создано уникальное экспериментальное учреждение, получившее наименование «Проект РЭНД». Сокращение РЭНД (RAND) было составлено по первым буквам английских слов Research and Development. «Проект РЭНД» был создан в качестве подразделения фирмы «Дуглас» по контракту стоимостью 10 млн. долл.

Организация начала свою деятельность в 1946 г. с официальной целью осуществить «научно-исследовательскую программу по широкой тематике, посвященной межконтинентальной войне во всех аспектах, за исключением наземных военных действий». В поставленную задачу входило также представление военно-воздушным силам рекомендаций относительно «предпочтительных методов и средств». Персонал «Проекта РЭНД» немедленно получил задание рассмотреть новые и неизученные возможности, которые могли бы заинтересовать военных.

Его первой крупной работой было исследование, озаглавленное «Предварительный проект экспериментального космического корабля, вращающегося вокруг Земли». Несмотря на то что искусственные спутники в то время считались преимущественно достоянием научной фантастики, в этом документе 1946 г. давалась детальная оценка перспектив использования научных спутников и изучения космоса, подготовленная 50 учеными. Поскольку данное исследование оказалось удивительно пророческим, оно впоследствии в очень большой мере способствовало укреплению престижа «РЭНД». (Космические исследования «РЭНД» оказались пророческими не только в этом случае. Так, когда в середине 1957 г. была названа предполагаемая дата запуска первого спутника, то, как выяснилось впоследствии, ошибка составила всего две недели.).

Другие ранние исследования «РЭНД» охватывали такие совершенно новые области, как использование ракетных двигателей для стратегического оружия (ракеты), ядерные силовые установки, теория игр в применении к военному делу, новые концепции ПВО, проектирование новых типов самолетов, усталость металлов и излучение высоких энергий.

Уже в первый год своего существования «РЭНД» стала пополнять свой штат специалистами по вопросам политики, экономистами и психологами, с тем чтобы теоретические изыскания не ограничивались только точными науками.

По мере роста корпорации «РЭНД» ее создателям стало ясно, что эксперимент оказался удачным. Дело было не только в том, что частично удалось сохранить талантливый научный коллектив, созданный во время войны, но, кроме того, военное ведомство получило в свое распоряжение творческий аппарат такого масштаба и возможностей, который было бы невозможно создать иным путем ни за какие деньги. Корпорация «РЭНД» предоставляла рассчитанные на длительную перспективу теоретические изыскания в самых разнообразных областях, причем эти рекомендации нельзя разработать в кабинетах официальных правительственных учреждений, сотрудники которых приспособили свое мышление к повседневным потребностям и решению узких задач.

Стало также очевидным, что организация, подобная корпорации «РЭНД», является более маневренной и более управляемой по сравнению с любым университетским центром, где возникает слишком много проблем в связи с необходимостью обеспечения безопасности и преодоления ведомственных границ между факультетами при комплектовании крупных научных коллективов для изучения проблем, затрагивающих различные научные дисциплины.

Корпорацией «РЭНД» была проведена значительная работа по изучению проблем распространения ядерного оружия, в ходе которой осуществлялся анализ экономических, политических и технических аспектов создания ядерного потенциала в различных странах.

Корпорация осуществила также ряд секретных программ по разработке технических средств для военных нужд, в том числе вращающейся сканирующей фотокамеры для воздушной разведки, загоризонтной радарной установки, «бесшумного» самолета для ночной воздушной разведки, а также новых методов бомбометания

Корпорация провела большую работу для Комиссии по атомной энергии в области проектирования ядерного оружия и изучения его действия. По крайней мере одна из новых ядерных бомб, обладающая повышенной мощностью, которая теперь входит в арсенал США, была создана благодаря идеям, возникшим в результате исследований, проведенных корпорацией «РЭНД».

Корпорацией «РЭНД» разработан и еще один метод, основанный на использовании ЭВМ. Это - электронное моделирование или же создание при помощи ЭВМ системы, имитирующей работу другой системы, которая может быть всем, чем угодно,- от модели человеческого сердца до проектируемой системы оружия.

Корпорация «РЭНД» разработала целый ряд весьма сложных и тонких математических методов, в частности линейное программирование, динамическое программирование, определение очередности проблем, нелинейное программирование, метод Монте-Карло, теория игр и т.д. Также корпорация «РЭНД» является разработчиком концепции «гибкого реагирования», «контрсилы» и т.п. «РЭНД» разрабатывает также новые подходы в области методов футурологии и технического прогнозирования. Самый знаменитый метод известен под названием «Дельфи».

Действительно, именно эту организацию можно обозначить в качестве феномена среди всех специализированных научно-исследовательских центров. Она резко выделяется по интеллектуальным способностям своих работников, предоставляя рассчитанные на длительную перспективу теоретические изыскания в разнообразных областях, причем эти рекомендации нельзя разработать в кабинетах официальных правительственных учреждений, так как уникальная методика работы корпорации RAND позволяет находить нестандартные и самые эффективные решения различных проблем за короткий срок. Так, можно привести достаточно простой пример: в РЭНД поступил запрос от некого административного учреждения решить проблему, которая заключалась в недостаточном количестве лифтов в здании. Следовательно, служащие постоянно жаловались на то, что они вынуждены ждать лифт в течение долгого времени. Увеличить количество лифтов предполагало большие затраты. Поэтому специалисты РЭНД пришли к следующему решению. Они предложили на каждом этаже повесить зеркала. Таким образом, женщины могли смотреть на себя, в то время, пока ожидали лифт, а мужчины, в свою очередь, имели возможность в зеркалах рассматривать женщин. Такой вот нестандартный выход из положения. Таким образом, проблема была решена за счет изменения поставленной цели, которая сводилась не к сокращению времени ожидания, а к созданию впечатления, что оно стало меньше. Что касается более серьезных проблем, то также возможен вариант, когда вырабатываются совершенно новые средства, которыми достигаются отнюдь не новые цели. Так, например, данные одной из военных игр, которая проводилась с целью изучения военных способностей США, послужили принятию ряда мер по разграничению полномочий между правоохранительными органами и органами национальной безопасности, что, в свою очередь, обеспечило в дальнейшем более качественную оборону страны.

Военные и политические признаки нарастающего американо-китайского конфликта налицо, а доводы в пользу невозможности такого конфликта несостоятельны. Причины противоборства двух стран - классические, и знакомы еще по временам борьбы европейских империалистических держав.

Например, современный Китай по показателям душевого ВВП с учетом паритета покупательной способности уступает России почти вдвое. При этом КНР уже является крупнейшим импортером энергоносителей и важнейшим импортером многих других видов сырья. Возможности Китая развиваться в качестве сборочной площадки для мировых брендов исчерпаны: его население стареет, рабочая сила сокращается, зарплатные требования растут. Путь КНР - превращение в крупнейшего мирового экспортера относительно высокотехнологичной продукции собственной разработки, выпускаемой китайскими же корпорациями под собственными брендами.

К настоящему времени подобные ожидания ушли в прошлое. Современный Китай во многом напоминает державы Европы времен индустриализации и урбанизации - национализм, подпитываемый растущей мощью, обострение внутренних противоречий, популярность радикальных взглядов, спайка крупного капитала, чиновничества и военных, активная экономическая экспансия вовне. Все это сочетается с тысячелетним имперским наследием и острой жаждой реванша за пережитые в XIX-XX веках поражения и унижения.

КНР явно не является сейчас страной, способной признать господство США и намеренной перестраивать свою политико-экономическую систему по американскому образцу, даже если такие взгляды популярны у части элиты. Китай напоминает Германию конца XIX века: борьба за «достойное место» в мире превратилась в национальную идею, а западный либерализм не пользуется популярностью в обществе.

Показательной можно считать статью виднейшего американского синолога Дэвида Шамбо «Предстоящий коллапс Китая», в которой он утверждал, что политическая система КНР начала двигаться в неверном направлении, уводящем ее от магистрального пути истории, и, следовательно, обречена на крах, причем с высокой вероятностью сопровождаемый насилием и хаосом.

Неизбежность краха любого режима, не развивающегося в направлении либеральной демократии западного образца, является для американцев догмой. При этом они полагают, что до тех пор, пока коллапс не произошел, подобный режим надо сдерживать, при необходимости жестко, как это делалось в отношении СССР.

Военные аспекты такого сдерживания видимы и хорошо различимы, наряду с этим реализуется обширный комплекс политических и экономических мер. Барак Обама прямо заявлял, что целью ускоренного заключения соглашения о Транстихоокеанском партнерстве было «не дать Китаю писать правила мировой торговли». США играют ключевую роль в организации международного давления на Китай по проблемам Южно-Китайского моря и ситуации на Корейском полуострове. Периодически вводятся новые санкции против высокотехнологичных китайских компаний.

После 20 января станет ясно, почему самый первый международный звонок Дональда Трампа, в качестве избранного Президента США, который был показательно разрекламирован всему миру, был сделан именно на Тайвань - самый главный политический противник Китая.

П оматериалам, взятым из различных источников в интернете.

RAND Corporation (сокращение от Research and Development — научно-исследовательские разработки) стала первой в мире «фабрикой мысли» (по-английски — think-tank).

Этот центр был основан в калифорнийском городке Санта-Моника в 1948 году под эгидой военно-воздушных сил США. В течение первых десятилетий RAND занимался в основном решением технических задач — конструированием самолетов, ракетной техники и спутников. В начале 60-х специалисты RAND активно занимались вычислительной техникой и программированием. Но уже с начала 50-х RAND начал работать по заказам других американских правительственных организаций, проводя исследования по проблемам национальной безопасности. Сначала исключительно по военно-техническим, а затем и по стратегическим аспектам. При этом RAND оставался некоммерческой организацией, весь его бюджет уходил и уходит на текущие проекты.

RAND стало своего рода открытием новой организационной формы военных исследований, которая отображала всю сложность современного вооружения. Деятельность RAND направлена не на производство принципиально нового знания, изобретения или материального продукта. Но на содействие тем, кто принимает решения, как использовать уже имеющиеся знания. Можно сформулировать и так: это социальная организация знания и одновременное внедрение знания в социальную организацию, то есть социализация знания. Плюс еще и планирование получения нового знания.

Фактически RAND выполняет функцию среднего звена или мостика между знанием и властью, своеобразное наукоемкое посредничество, имеющее связи и с правительственными учреждениями, и с научными центрами - производителями новых знаний (один из сотрудников RAND-Corporation: «Мы - что-то вроде посредников, которые отыскивают, собирают и интерпретируют знания, подготавливая их для конечного потребителя, в нашем случае - для правительства »).

С течением времени в исследовательском центре появились специалисты по социальным наукам — политологии, экономике, социологии, психологии и т. д., и RAND стал выполнять заказы правительства США по все большему кругу проблем. Сегодня RAND публикует отчеты по самой широкой тематике — от проблем здравоохранения и борьбы с наркотиками до исследований рынка труда, региональной интеграции, экологии, международных отношений и вопросов безопасности как США, так и других стран.

Так, среди его заказчиков присутствуют автомобильный гигант Ford Motor и фармацевтическая компания Pfizer, Гарвардский и Стэнфордский университеты, ООН, Еврокомиссия и Всемирный банк, фонды Сороса и Рокфеллера и даже Министерство здравоохранения Китая и многие другие.

Суммарный бюджет RAND в 2010 году составил 247,3 млн. долларов в год, из которых на бюджет НИОКР приходится 187 млн., и еще 60 млн. - на административные расходы.

История развития

Во время войны в Соединенных Штатах значительная группа гражданских лиц — преимущественно ученых и инженеров — была мобилизована для ведения войны на «технологическом фронте». В относительно короткий срок эта группа создала такие новшества, как атомная бомба, радар и неконтактный взрыватель. Был также разработан и усовершенствован новый аналитический метод — исследование операций,— который с успехом был применен для повышения эффективности ПВО, бомбометания и военно-морских операций.

В конце войны, когда этот коллектив стал распадаться, военное ведомство решило сохранить некоторых наиболее талантливых сотрудников, с тем чтобы они и в последующие годы разрабатывали военную технологию, и в частности продолжили также работы в области исследования операций. Именно с этой целью генерал X. X. Арнольд, командующий авиацией сухопутных войск, представил в вышестоящие инстанции предложение о заключении соглашения между ВВС и авиастроительной фирмой «Дуглас».

Предложение было одобрено, и в соответствии с ним было создано уникальное экспериментальное учреждение, получившее наименование «Проект RAND». Сокращение RAND (RAND) было составлено по первым буквам английских слов Research and Development. «Проект RAND» был создан в качестве подразделения фирмы «Дуглас» по контракту стоимостью 10 млн. долл.

Организация начала свою деятельность в 1946 г. с официальной целью осуществить «научно-исследовательскую программу по широкой тематике, посвященной межконтинентальной войне во всех аспектах, за исключением наземных военных действий». В поставленную задачу входило также представление военно-воздушным силам рекомендаций относительно «предпочтительных методов и средств». Персонал «Проекта RAND» немедленно получил задание рассмотреть новые и неизученные возможности, которые могли бы заинтересовать военных.

Его первой крупной работой было исследование, озаглавленное «Предварительный проект экспериментального космического корабля, вращающегося вокруг Земли». Несмотря на то что искусственные спутники в то время считались преимущественно достоянием научной фантастики, в этом документе 1946 г. давалась детальная оценка перспектив использования научных спутников и изучения космоса, подготовленная 50 учеными. Поскольку данное исследование оказалось удивительно пророческим, оно впоследствии в очень большой мере способствовало укреплению престижа «RAND». Космические исследования «RAND» оказались пророческими не только в этом случае. Так, когда в середине 1957 г. была названа предполагаемая дата запуска первого спутника, то, как выяснилось впоследствии, ошибка составила всего две недели.

Другие ранние исследования «RAND» охватывали такие совершенно новые области, как использование ракетных двигателей для стратегического оружия (ракеты), ядерные силовые установки, теория игр в применении к военному делу, новые концепции ПВО, проектирование новых типов самолетов, усталость металлов и излучение высоких энергий.

Уже в первый год своего существования «RAND» стала пополнять свой штат специалистами по вопросам политики, экономистами и психологами, с тем чтобы теоретические изыскания не ограничивались только точными науками.

По мере роста корпорации «RAND» ее создателям стало ясно, что эксперимент оказался удачным. Дело было не только в том, что частично удалось сохранить талантливый научный коллектив, созданный во время войны, но, кроме того, военное ведомство получило в свое распоряжение творческий аппарат такого масштаба и возможностей, который было бы невозможно создать иным путем ни за какие деньги. Корпорация «RAND» предоставляла рассчитанные на длительную перспективу теоретические изыскания в самых разнообразных областях, причем эти рекомендации нельзя разработать в кабинетах официальных правительственных учреждений, сотрудники которых приспособили свое мышление к повседневным потребностям и решению узких задач.

Стало также очевидным, что организация, подобная корпорации «RAND», является более маневренной и более управляемой по сравнению с любым университетским центром, где возникает слишком много проблем в связи с необходимостью обеспечения безопасности и преодоления ведомственных границ между факультетами при комплектовании крупных научных коллективов для изучения проблем, затрагивающих различные научные дисциплины.

К 60-м гг. RAND обратилась к вопросам внутренней политики и привнесла свою модель эмпирического, бескорыстного, независимого анализа в исследование актуальных социальных и экономических проблем внутри страны.

Сегодня корпорация продолжает работать над долгосрочными общественно-политическими программами, охватывающими все сферы общественной жизни; в рамках этих программ она выявляет новые стратегические аспекты национальных проблем. На условиях поштучного спонсорского финансирования ведутся также отдельные проекты, оценки и исследования политики и технологии, разработка программ, операционный анализ.

Организационная структура

Штаб-квартира корпорации до сих пор расположена в Санта-Монике (Santa Monica, California (corporate headquarters)), однако со временем RAND открыл свои отделения в Нью-Йорке (New York (Council for Aid to Education)), Вашингтоне (Arlington, Virginia (just outside Washington, D.C.)), Питсбурге (Pittsburgh, Pennsylvania), а с начала 90-х за пределами Соединенных Штатов — в Нидерландах (Leiden, The Netherlands (RAND Europe headquarters)), Великобритании (Cambridge, United Kingdom), Германии (Berlin, Germany) и Катаре (Doha, Qatar). Кроме филиалов у RAND имеется также три «полевых бюро» (field sites) — в Лэнгли (где расположена штаб-квартира ЦРУ), в Баулдере (штат Колорадо) и с недавних пор в Москве.

В ранний период развития корпорация RAND имела очень гибкую и подвижную структуру, ее руководство избегало чрезмерного администрирования. Однако по мере роста общего числа сотрудников администрации пришлось выработать более строгие организационные принципы и постоянную структуру.

В структуре корпорации RAND 11 исследовательских отделов — Вашингтонский отдел оборонных проблем, отделы проблем управления, анализа ресурсов, инженерных наук, наук об окружающей среде, социальных наук, физики, изучения систем, математики, электронно-вычислительной техники и экономики (т.е. отделы скорее соответствуют академическим дисциплинам, а не номенклатуре исследований, деление носит профессиональный, а не функциональный характер).

Основной организационный принцип RAND — высокая степень децентрализации. Отдел обладает значительной свободой действий не только при подборе сотрудников, но и при определении программы исследований. Он является независимой единицей и в финансовом отношении — у каждого отдела самостоятельный бюджет, ежегодно утверждаемый руководством корпорации; из этих средств оплачивается работа любого сотрудника отдела независимо от того, выполняет ли он работу внутри отдела или участвует в междисциплинарном проекте.

Работа корпорации RAND ведется либо в рамках отдела, либо в междисциплинарной группе, специально создаваемой для выполнения того или иного проекта. Работа над проектом начинается с назначения руководителя группы. Некоторое время руководитель работает один, стремясь сформулировать четкую постановку проблемы, цель исследования и средства ее достижения. Завершив подготовительную работу, он приступает к подбору группы, причем в основном этот подбор идет на добровольной основе. Численный состав группы может быть разным — от одного-двух человек до нескольких десятков. Достаточно типичен случай, когда в группу входят три-четыре специалиста в разных областях знания.

Итог работы над любым заданием — доклад. Первоначально группа разрабатывает проект доклада исключительно для внутреннего пользования (иногда на этой стадии может быть принято решение о нецелесообразности дальнейшей работы над темой и о роспуске группы). Затем материал дорабатывается и поступает заказчику в форме окончательного доклада, причем каждый доклад по традиции считается выражением личного мнения его авторов, а не всей корпорации в целом (корпорация отвечает лишь за общий профессиональный уровень и сроки выполнения работы). Только в особо важных случаях — когда речь идет либо о жизненно важной для страны проблеме, либо о чрезвычайно противоречивом вопросе — руководство RAND может выступить с официальной рекомендацией заказчику от имени всей корпорации.

Цели и задачи

Официально RAND Corporation — «бесприбыльное учреждение, специализирующееся на улучшении политики [американского] общества путем исследования и анализа ».

Цели организации определены лаконично, но широко — продвинуть и содействовать научной, образовательной, и благотворительной деятельности в интересах общественного благополучия и национальной безопасности США.

RAND ставит также задачу разработки и выявления новых методов анализа стратегических проблем и новых стратегических концепций.

Для достижения своих целей корпорация организует конференции (международные и национальные), симпозиумы и семинары, брифинги; выпускает пресс-релизы; участвует в создании радио- и телепрограмм; организует брифинги и презентации для членов правительства, оппозиционных политических сил, политических и промышленных организаций, а также ведет образовательные и тренинговые программы.

RAND также имеет «полностью аккредитованную» школу дипломированного специалиста, которая имеет право присваивать докторскую степень (Ph.D.) по общественно-политическим наукам.

Руководство корпорации RAND

Джеймс А. Томсон является Президентом RAND и первым лицом (Chief Executive Officer), начиная с августа 1989. Под руководством доктора Томсона, RAND сдвинул центр своей исследовательской повестки дня к проблемам эры «после холодной войны», расширил клиентскую базу и охватил больший массив клиентуры в общественном и частном секторе, а также резко увеличил филантропическую поддержку своих программ.

Майкл Д. Рич — исполнительный вице-президент RAND, второе лицо по рангу в учреждении. Он возглавлял многочисленные засекреченные и незасекреченные работы RAND, включая исследования по стратегии создания бомбардировщика B-2, исследования о тенденциях в развитии оружия, многонациональном совместном производстве аэрокосмических систем, различных вопросов готовности и других тем, связанных с национальной обороной.

Достижения корпорации RAND

Корпорацией «RAND» была проведена значительная работа по изучению проблем распространения ядерного оружия, в ходе которой осуществлялся анализ экономических, политических и технических аспектов создания ядерного потенциала в различных странах.

Корпорация осуществила также ряд секретных программ по разработке технических средств для военных нужд, в том числе вращающейся сканирующей фотокамеры для воздушной разведки, загоризонтной радарной установки, «бесшумного» самолета для ночной воздушной разведки, а также новых методов бомбометания.

Корпорация провела большую работу для Комиссии по атомной энергии в области проектирования ядерного оружия и изучения его действия. По крайней мере одна из новых ядерных бомб, обладающая повышенной мощностью, которая теперь входит в арсенал США, была создана благодаря идеям, возникшим в результате исследований, проведенных корпорацией «RAND».

Корпорацией «RAND» разработан и еще один метод, основанный на использовании ЭВМ. Это — электронное моделирование или же создание при помощи ЭВМ системы, имитирующей работу другой системы, которая может быть всем, чем угодно,— от модели человеческого сердца до проектируемой системы оружия.

Корпорация RAND разработала целый ряд весьма сложных и тонких математических методов, в частности линейное программирование, динамическое программирование, определение очередности проблем, нелинейное программирование, метод Монте-Карло, теория игр и т.д. Также RAND является разработчиком концепции «гибкого реагирования», «контрсилы» и т.п. RANDразрабатывает также новые подходы в области методов футурологии и технического прогнозирования. Самый знаменитый метод известен под названием Delfi-3.

В целом создание RAND Corp. в конце 1940-х годов завершило формирование нового поколения исследовательской структуры Вооруженных Сил США, включавшей в себя исследовательские центры видов Вооруженных Сил, национальные оборонные лаборатории и исследовательские подразделения Министерства обороны США.

Доклад корпорации РЭНД

Когда-то «русский» отдел корпорации РЭНД (RAND Corporation) насчитывал несколько сотен сотрудников; сейчас он преобразован в «Центр по России и Евразии». И вот эта серьёзная организация составляет 150-страничный доклад по России: «Заключение о степени упадка России. Тенденции. Последствия для США и военно-воздушных сил США». Конечно, этот доклад составлен не из-за переживания за наши трудности, возникшие в результате развития негативных тенденций в экономике, политике, военной и социальной сферах, а из-за того, что это может создать опасность для США. А коль скоро возникает опасность для Америки, то они анализируют сценарии упреждающего военного вмешательства в наши дела. Это мы сообщаем для тех, кто считает, что США - наш друг на вечные времена.

О чём же говорится в упомянутом докладе?

В нём отмечается, что приходящие в упадок или терпящие неудачу государства становятся той искрой, которая разжигает международный конфликт, особенно в том случае, если они когда-то были или стремятся стать великими державами. Сегодня Россия создаёт для США и их союзников новые угрозы. Причём это не привычная опасность, основанная на боевых возможностях противника, а опасность, проистекающая из военной, политической и социальной деградации и упадка стратегически важного государства.

Деградация России прямо или косвенно затрагивает интересы США, поэтому следует предполагать ситуацию, когда к американским вооружённым силам обратятся за помощью, и им придётся оперировать на территории самой РФ или в прилегающих регионах, поскольку нарастание политического беспорядка и хаоса внутри страны является причиной, способной «спровоцировать» войну.

Это справедливо и в отношении ситуации со сменой политического режима, причём не имеет значения, какой строй или система правления утверждается - демократия или автократия. И в борьбе за демократию тоже легко спровоцировать конфликт, взяв на вооружение идеи «национализма, которые непременно будут усиливать антагонизм между различными группами людей как внутри страны, так и за рубежом. Эти же идеи могут представляться средством преодоления упадка и объединения нации перед лицом общего врага, что также чревато возникновением войны. Именно подобная модель поведения просматривается в действиях России, осуществившей вторжение в Чечню в 1999 году.

В общем, как ни крути, а, по мнению аналитиков РЭНДа, Россия предоставляет сколько угодно поводов к войне.

Авторы определяют «деградацию» государства так: когда оно не способно обеспечивать своим гражданам базовые ценности, вроде гарантии личной безопасности, осуществления закона в области экономических взаимоотношений и защиты от любой внешней угрозы. Другими словами, гражданин чувствует, что государственные институты перестают его обслуживать эффективно (или вообще существуют как бы сами для себя). В докладе упоминается, что если можно дать точную характеристику «несостоявшемуся» государству (отсутствие центральной власти, судебно-правовая система разрушена, «приватизированные армии» или вообще отсутствие какой-либо армии), то трудно определить «точку возврата», когда государство уже вступило на путь деградации и упадка.

И всё же, соблюдая «политес», авторы доклада отмечают, что говорить о России как о несостоявшемся государстве, по крайней мере, преждевременно и даже ошибочно. Но далее разъясняют, что хотя её нельзя в полной мере отнести к «несостоявшимся» или «терпящим неудачу» государствам, рядом характеристик, им присущим, Россия всё же обладает. И вот эти признаки:

Отсутствует эффективная экономическая система;

Наблюдается слияние всепронизывающей коррупции с криминальной экономикой (которая занимает пустующие ниши легальной экономики);

Налицо «приватизация» государственных учреждений и их использование в целях личной безопасности и обогащения;

Армия морально разлагается сверху донизу, её боеспособность снижена.

Можно согласиться, но тут же следует задать вопрос: а нет ли вины США и контролируемых ими МВФ и Международного банка развития в том, что в России сложилась такая ситуация с государством? Ведь под их диктовку Ельцин и его команда «ломали» государственность, и получается, что Штаты сами, целенаправленно создавали эту ситуацию, чтобы затем предъявить нашей стране упрёки и даже найти повод для военного вторжения и окончательного разгрома России.

Вот ещё интересная мысль авторов доклада. Они отмечают, что, помимо риска возникновения собственно конфликта, озабоченность вызывают и его возможные последствия (проблема беженцев для сопредельных стран, напряжённость с ресурсами на мировом рынке и распространение зоны политической нестабильности на другие регионы). То есть, если бы граждане России просто тихо вымерли, то и Бог бы с ними. Как видим, американцев волнует не это, а то, что, вымирая, россияне будут обременять других.

Авторы пишут, что в сегодняшнем взаимозависимом мире криминализация экономики в одном государстве влияет на рост криминальной активности во всех странах и что если приходящее в упадок государство не способно справиться с каким-либо кризисом, который является потенциально опасным для интересов других стран, то те должны брать ситуацию под свой контроль. И вот американцы озабочены негативными тенденциями в политике и экономике, в здоровье и благосостоянии населения, в положении дел в армии, в ситуации с АЭС и в сопряжённых с ядерной областью секторах экономики - с тем, чтобы обосновать своё вмешательство:

«…следует рассмотреть ряд ключевых проблем, которые с наибольшей степенью вероятности способны привести к кризисам, затрагивающим интересы США, и где может потребоваться вовлечённость американских ВС». И рассматривают.

Первое: политические и экономические структуры и институты России эволюционируют в потенциально опасном направлении. Экономические, политические и демографические показатели в регионах настолько различны, что административные меры могут оказаться не только малоэффективными, но и привести к обратному результату.

Следующим симптомом упадка государства является всепоглощающая коррупция, обыденность преступной активности и применение силы в экономических взаимоотношениях. Сюда же относится и тенденция демонетизации российской экономики. Хотя РФ сегодня и демонстрирует экономический рост, но его основу составляют высокие цены на нефть и слабый рубль, а значит - этот рост вряд ли будет иметь долгосрочный характер.

В России идёт процесс сокращения населения, причиной которого являются низкая рождаемость, ухудшение здоровья людей и высокая смертность среди мужчин трудоспособного возраста. Если подобная тенденция сохранится, то страна столкнётся с проблемой старения населения, что ещё более усложнит ситуацию в экономике. Остро встанет проблема комплектования армии. А поскольку все эти демографические, политические и экономические факторы в различных регионах проявляются по-разному, появляется риск возникновения межэтнических и межрегиональных противоречий и конфликтов.

Российская Армия сталкивается не только с проблемами, характерными для всей страны, но и со своими специфическими трудностями. Коррупция стала притчей во языцех и захватила самые высокие эшелоны военного руководства. Обычным делом является недофинансирование, военная техника стареет и не ремонтируется. В боевых действиях применяются войска, фактически не прошедшие боевую подготовку. Офицеры и солдаты месяцами не получают жалованье и становятся всё более зависимыми от местных властей.

В такой обстановке, учитывая значительный ядерный арсенал с соответствующей инфраструктурой, увеличивается риск несанкционированного применения оружия массового уничтожения (ОМУ) или утраты ответственного контроля над ним, хотя положение дел в войсках обычного применения также является предметом серьёзной озабоченности.

Наконец, продолжается упадок транспортной системы и промышленного сектора экономики, включая ядерную энергетику. Сведения о состоянии дорожной, железнодорожной и других транспортных сетей весьма противоречивы. Можно лишь утверждать, что они малоэффективны и небезопасны. В промышленности, включая ядерную энергетику, производительность и эффективность очень низки; рабочие месяцами не получают зарплату, а оборудование устарело. Вследствие всего этого возрастает риск разного рода инцидентов и аварий при явной затруднительности их быстрой и эффективной ликвидации.

Эти проблемы, каждая в отдельности и все вместе, увеличивают вероятность кризиса и наглядно демонстрируют степень деградации России, которую сегодня вряд ли можно считать великой державой, пишут авторы доклада. Конечно, относительная слабость России делает маловероятной возможность развязывания ею агрессивной войны против другой великой державы. Однако теория и исторический опыт говорят о том, что государства, приходящие в упадок или переживающие своеобразный комплекс неполноценности и находящиеся в нестабильном переходном периоде, вполне способны на агрессию в отношении своих соседей или более слабых государств.

Нельзя удержаться от предположения, что авторы доклада намекают на опыт своей собственной страны. Ведь кризис вокруг Югославии, Афганистана, Ирака и ещё ряда стран, чья очередь впереди, во многом - способ выхода из экономического кризиса, в котором сейчас находятся сами США.

Авторы отмечают, что вероятность внутреннего конфликта в России возрастает по мере обострения межнациональных противоречий или политического регресса. Возросшая предрасположенность России к конфликтам и износ всей инфраструктуры страны в свою очередь увеличивают вероятность гуманитарной катастрофы, которая может разразиться, например, в результате войны, промышленной или ядерной аварии, кризиса системы здравоохранения или экономической изоляции отдельных регионов страны. Такой катастрофой может оказаться и поток беженцев, и массовый голод, и выброс радиации, и эпидемия. Иными словами, могут возникнуть ситуации, которые в одиночку Россия под контроль взять не сможет, и при этом создаётся угроза её собственной безопасности. Между тем многие интересы США напрямую связаны с будущим России.

Какие же это интересы?

Ситуация и стабильность в России и по её периферии напрямую влияют на безопасность европейских и азиатских союзников Вашингтона. У них есть все основания опасаться нарастания предрасположенности РФ к кризису (аварии с выбросом радиоактивных веществ или потоки беженцев, как результат гуманитарной катастрофы).

Безопасный и надёжный экспорт энергоресурсов из Каспийского бассейна. Большинство трубопроводов проходит через территорию РФ. Кроме того, очевидно, что у самой России имеются долгосрочные и серьёзные интересы в регионе Каспия.

Гарантии ядерной безопасности и предотвращения несанкционированного использования ядерного оружия и ядерных материалов. Пока продолжается процесс деградации страны, существует и возрастает риск того, что ядерное оружие или ядерные материалы могут оказаться в опасных руках.

Предотвращение попадания ОМУ в руки террористов. Высокая криминальная активность в стране и вероятность потери центральной властью контроля над отдельными регионами создают реальную опасность сотрудничества между преступными и террористическими группировками таким образом, что это может нанести вред США и/или их союзникам. Нельзя полностью отрицать возможность попадания ОМУ или ядерных материалов в руки преступников или террористов.

Гуманитарная катастрофа любого характера. США всегда и везде участвуют в ликвидации гуманитарных катастроф. Не исключением может оказаться и кризисная ситуация в России.

Это - далеко не полный перечень того, за что нас могут начать бомбить, чтобы низвести к уровню каменного века. А вот и подтверждение: авторы доклада отмечают, что процессы распада в такой большой по территории и населению стране, имеющей ядерное оружие, способны «спровоцировать кризис», который затронет интересы США и/или их союзников и приведёт к необходимости проведения военных операций в этом регионе с применением ВВС США. И дают, в качестве иллюстрации, несколько возможных сценариев подобного кризиса.

Российские войска по приказу или без приказа применяют военную силу в конфликтных регионах РФ или против соседних государств, что приведёт к вооруженному конфликту.

Пограничные разногласия и столкновения с Китаем, или с Украиной, или со странами Балтии, или с Казахстаном могли бы привести к межгосударственному военному конфликту.

Террористы, похитив ядерное оружие или радиоактивные материалы с российских объектов, представляют реальную угрозу не только России, но и Европе, Азии и США.

В случае гражданской войны возникает риск применения ядерного, химического или биологического оружия, что приведёт к крупномасштабной гуманитарной катастрофе.

Ядерная или химическая авария поставит под угрозу жизнь и здоровье не только населения РФ, но и соседних стран.

Этнические погромы на юге России могут вызвать потоки беженцев в Грузию, Азербайджан, Армению и Украину.

Экономические и межнациональные проблемы на Кавказе могут перерасти в вооружённые конфликты, что поставит под угрозу безопасность газо- и нефтепроводов в регионе.

Крупномасштабная экологическая катастрофа способна заставить искать убежища в соседних государствах.

Увеличение уровня криминализации российской экономики может превратить страну в убежище для международных преступных и террористических организаций, которые смогут угрожать странам Европы, Азии и США. (Это наиболее вероятный сценарий развязывания войны против нас. Например, нет доказательств связи Ирака с международным терроризмом, а его бомбят. Ничто не помешает Штатам объявить Россию пособником международного бандитизма, а далее по отработанному сценарию.)

Легальное и нелегальное увеличение продаж российской военной техники и технологий может привести к риску попадания их в руки агрессивных режимов или террористических групп, что увеличит вероятность ядерной войны.

Далее авторы рассматривают сценарий войны на российском Дальнем Востоке. По их мнению, этот кризис может начаться примерно в 2015 году и произойдёт в случае, если будет продолжаться деградация российских вооружённых сил. Они сообщают, что на Дальнем Востоке положение в армии и на флоте наиболее плачевно: расквартированные здесь войска хуже обучены и экипированы. Россияне продолжают переселяться в европейскую часть страны, а их место будут занимать китайские переселенцы. Китай, чья сила увеличивается, может заявить о своих исторических правах на дальневосточные территории, отторгнутые у него Россией в 1858 и 1860 годах. Растущее китайское население российского Дальнего Востока может оказать Китаю политическую поддержку в борьбе за «возвращаемые» территории. Российско-китайские трения могут вызвать волну антикитайских настроений в России и антироссийских - в Китае. Китай может воспользоваться этим как предлогом для защиты интересов китайского меньшинства в России.

В общем, поводом к военному вмешательству Америки может стать атака российских войск, спровоцированная Китаем. Китай назовёт свои дальнейшие действия «контратакой» и «самообороной». В этой ситуации Пекин может не опасаться применения Россией ядерного оружия. Китайские войска более многочисленны и лучше обучены, чем российские, поэтому они в состоянии быстро захватить Приморский край и Владивосток, не встречая серьёзного сопротивления. Одним из последствий этого может быть обращение России за помощью к США.

Это, можно сказать, очень желательный для США сценарий, так что этот год выбран не случайно: по расчётам аналитиков именно в этом году Китай вступит за переделы своих границ. И будет желательно, чтобы Россия и Китай взаимно себя ослабили, а потом придёт армия США и соберёт все плоды этого конфликта.

Другой сценарий - авария на ядерном объекте РФ, ведущая к ядерной катастрофе, которая может произойти практически на любом атомном объекте России. Она может быть вызвана как техническими неполадками, так и актами саботажа, действиями террористов и т. д. В любом случае, это приведёт к огромным разрушениям и большому числу жертв, а радиоактивные осадки могут заразить значительные территории в Европе и Азии.

Этот сценарий для авторов доклада представляется реальной угрозой ближайшего будущего. Федеральное управление по ЧС США, по их мнению, сможет не только тесно сотрудничать со своими российскими коллегами, но и в своих действиях опираться на поддержку ВВС США и национальной гвардии. Для американских аналитиков очевидно, что именно их возможности следует использовать для разрешения подобного рода кризиса, возникшего на территории РФ.

Следующий сценарий - использование ядерных боеприпасов или материалов террористами. Большинство экспертов сходятся во мнении, что арсеналы, где хранятся стратегические и тактические боеприпасы России, достаточно хорошо защищены. Однако это не исключает риска того, что террористы смогут провести успешный диверсионный акт на одном из таких объектов и похитить ядерные боеприпасы. Кроме того, террористы могут угрожать заразить значительные территории радиоактивными отходами.

Подобный кризис, по мнению теоретиков РЭНДа, может произойти в 2003–2006 годах, когда отколовшаяся от

«Исламского движения Узбекистана» группа, связанная с афганскими группировками, обратится к США, западноевропейским странам и России с требованием освободить всех арестованных в ходе проведения антитеррористической операции, угрожая в противном случае провести подобные нападения по всему миру. Международное сообщество сочтёт эти угрозы вполне реальными и объединится для противодействия террористам. Удар российского спецназа по базе этой группы в Средней Азии не даст результата. Через один или два дня ядерный заряд, возможно, атомная мина, будет взорван в одном из крупных российских городов. Представители террористов сообщат США и странам Европы, что следующий взрыв произойдёт на их территории. Это вызовет международный кризис, а Россия может обратиться за помощью к США.

Если меры по пресечению угрозы применения террористами ядерного оружия покажутся недостаточными для гарантированного обеспечения безопасности США и/или их союзников, то, очевидно, потребуется вовлечь американские ВС в разрешение этого кризиса, при этом аналитики отмечают, что неважно, обратится ли Россия с просьбой о такой помощи, или нет. Основная тяжесть выполнения операции ляжет на ВВС, которым придётся действовать (бомбить) в абсолютно незнакомых условиях, возможно, не только без поддержки со стороны РФ, но даже во враждебной среде.

И, наконец, случай войны на Кавказе.

Аналитики предполагают, что Россия и США, одинаково поддерживая проекты транспортировки энергоресурсов Каспийского моря, расходятся в определении маршрутов, по которым должны идти трубопроводы. Америка предлагает проложить трубопроводы по территориям Азербайджана, Грузии и Турции, Россия оппонирует этим планам. Если Армения останется лояльной России, а Грузия и Азербайджан будут стремиться максимально расширить свои дружеские связи с НАТО и США, то вместе с Украиной они могут сформировать международную группу, которая поставит главной своей целью усиление независимости этих государств от Москвы.

Тогда российские миротворческие контингента останутся на территории Грузии - в Абхазии и Южной Осетии, в регионах, которые сохраняют надежды на отделение от Грузии; американские военные инструкторы более не будут находиться в Грузии, зато в Грузии и Азербайджане появятся контингенты турецких войск.

Военные действия в Чечне продолжаются, и Россия периодически обвиняет Грузию и Азербайджан в поддержке чеченских террористов. В момент эскалации войны Россия концентрирует войска на границах с Грузией и Азербайджаном. Украина декларирует свою полную поддержку Грузки и Азербайджану. Украинские части входят в международные миротворческие силы, которые должны обеспечить безопасность кавказских трубопроводов от действий террористов.

Армянские войска передвигаются к азербайджанской границе, и столкновения в Нагорном Карабахе возобновляются. Нахичевань - часть Азербайджана, не имеющая границы с метрополией, - требует переброски дополнительных контингентов азербайджанских войск для защиты от возможного вторжения Армении. После столкновений российских войск с грузино-азербайджано-украинскими частями Россия заявляет, что её войска действовали независимо от центрального командования. Тем не менее вооружённые столкновения продолжаются. Террористы проводят несколько успешных терактов на трубопроводах, что ставит регион на грань экологической катастрофы. Украина, Грузия и Азербайджан обращаются к НАТО с просьбой ввести в регион миротворцев. В этом их поддерживает Турция.

Энергетические интересы США и их союзнические обязательства в этом регионе являются побудительным мотивом для участия в разрешении подобного кризиса. В случае военной операции вероятно усиление напряжённости в отношениях с Россией. Сама же операция будет чрезвычайно сложной, сопряжённой с большим количеством чрезвычайных ситуаций. Однако задача США вполне может быть облегчена с помощью привлечения вооружённых сил Турции, которая, очевидно, с готовностью откликнется на подобное предложение.

И в этом случае американские войска могут быть вовлечены в конфликт либо в сотрудничестве с российскими вооружёнными силами, либо будут официально призваны российским правительством, но могут оказаться в России и по собственной инициативе.

Вспомним опять историю. Мы писали уже, что Гражданская война после октября 1917 года была инициирована иностранцами. Они ввели на территорию России свои воинские части, оказали финансовую поддержку одной из сторон и стравили разные части нашего спокойного и незлобивого народа. Теперь, прикормив российскую власть, они страстно желают возникновения конфликта народа с властью по любому поводу, чтобы ввести войска «легитимно», - но всё же готовятся сделать это и без «приглашения».

Авторы доклада отмечают, что трагедия 11 сентября дала надежду на развитие будущих двусторонних отношений, особенно в военной сфере. Однако не следует забывать (это они пишут), что наличие общей цели (борьба с терроризмом) не исключает разности в подходах. В этих условиях очень важно для США демонстрировать России, что улучшение двусторонних отношений является приоритетом американской внешней политики, не забывая, однако, что в России не все поддерживают линию Путина на сближение с США.

Напротив, многие россияне полагают, что США стараются всячески принизить роль России как великой державы и ослабить её при каждом удобном случае (что, собственно, и демонстрируют американцы самим фактом публикации подобного доклада). Поэтому авторы доклада предлагают ряд мер, которые нужно принять Америке (прежде чем заняться бомбёжками):

Продолжать публично подчёркивать роль России в глобальной войне с терроризмом, показывая Москве, что её считают важным партнёром. Это поднимет престиж России и увеличит возможности для развития отношений. Постоянно и повсеместно освещать совместные действия по борьбе с терроризмом.

США и НАТО следует развивать сотрудничество с Россией через Совет Россия - НАТО и другие организации. Начавшись с совместной борьбы с терроризмом, такое сотрудничество должно быть распространено и на другие проблемы, представляющие общий интерес. Необходимо развивать и двустороннее сотрудничество отдельных членов

НАТО С Россией, например, в системе правоохранительных органов, с тем, чтобы улучшить ситуацию в России, или через программы сокращения угроз путём увеличения безопасности ядерных реакторов.

Хотя США и вышли из Договора по ПРО, следует развивать отношения с Россией в области оборонительных ракетных технологий. Совместная работа в этой области ясно продемонстрирует, что ПРО, разрабатываемая США, не направлена против Москвы. Она лишь подчеркнёт уважение к России и её технологическому ноу-хау, а возможно, поможет находящемуся в депрессии российскому ВПК.

Другая возможная область сотрудничества - развитие нефтяного и газового экспорта из Каспийского региона. Ряд российских фирм имеет здесь серьёзные интересы, и реализацию многонациональных бизнес-проектов следует только поощрять. В то же время США нужно поддерживать развивающееся сотрудничество между союзницей по НАТО - Турцией и РФ, которые намереваются строить новый газопровод из России в Турцию. Поддержав этот проект, США одновременно укрепят обе страны.

Развивая отношения с другими постсоветскими государствами, особенно в Центральной Азии и на Кавказе, США следует вести себя осмотрительно и корректно, учитывая интересы России. В противном случае, американское присутствие может не только ухудшить двусторонние отношения, но и дестабилизировать всю ситуацию в регионе. Решая проблемы в Центральной Азии и на Кавказе, Вашингтон должен стремиться всячески взаимодействовать с Москвой, а не оставлять её в роли стороннего наблюдателя.

США необходимо пересмотреть свои действия по поддержке экономической реформы в России, понимать и анализировать тенденции развития и опасность процесса экономической регионализации. Особое внимание необходимо уделить структурной реформе в законодательной и экономической областях. США следует работать вместе с Россией для создания законодательной базы, привлекательной для внешних инвестиций.

США следует самим и с привлечением своих европейских союзников наращивать усилия по развитию программы безопасности ядерных реакторов в России и по обеспечению ядерной безопасности на всех российских объектах военного и гражданского назначения.

Следует продолжать и развивать двустороннее сотрудничество между Федеральным управлением по чрезвычайным ситуациям США и МЧС России, всячески поощряя другие организации федерального и местного уровня на подобное взаимодействие.

Следует находить новые области взаимодействия, представляющие взаимный интерес, например, в вопросах защиты окружающей среды.

Конечно, существует вероятность того, что Москва откажется от помощи Вашингтона (это - из доклада) и не захочет идти на дальнейшее сближение, но отказавшись от всякого взаимодействия с Россией, невозможно влиять на развитие ситуации в ней.

И наконец, совместные программы с российскими военными и гражданскими организациями позволят получить более детальную информацию о положении в стране, о её инфраструктуре и географии, что очень важно при прогнозировании и планировании кризисных ситуаций (и бомбардировок российской территории). Это даст более полную картину об условиях, в которых придётся действовать в случае возникновения каких-либо чрезвычайных ситуаций.

Говоря на понятном языке, последнее значит, что для успеха вторжения необходима широкомасштабная разведка, касающаяся всех вопросов обороноспособности страны. И что самое смешное, нынешняя российская власть с удовольствием позволит это сделать, так как её основные интересы лежат не в нашей стране, - её интересует только собственный карман и собственное выживание.

Вообще все сделанные аналитиками предложения далеко не так безобидны, как оно может показаться на первый взгляд.

Авторы отмечают, что при развитии событий по наихудшему из сценариев, США и их вооружённым силам придётся действовать в условиях не только полного отказа от сотрудничества со стороны России, но даже в условиях враждебного отношения. При любой ситуации Вашингтон должен быть готов защищать свои интересы в России и в прилегающих к ней регионах.

Вот это и есть главная суть доклада. Они уже имеют множество сценариев окончательного разгрома России. Наихудший - бомбить без согласия, при «враждебном отношении» наших властей. Если для захвата ресурсов понадобится утопить Россию в крови, это будет сделано непременно, и без всякой жалости.

Авторы предлагают уже сегодня не только проводить превентивное планирование своих действий в случае возникновения таких ситуаций, но и стараться практически сотрудничать со своими российскими партнёрами, например, проводя совместные учения на территории Центральной Азии или в Закавказье.

Они предлагают развивать дружественные отношения между Россией и США, в частности, проводимые уже сейчас программы сотрудничества между Федеральным управлением по ЧС США и МЧС России (чтобы лучше и детальнее ознакомиться с ситуацией в стране). И тут же пишут, что в случае ухудшения российско-американских отношений военные аналитики должны рассматривать использование территорий сопредельных с Россией государств в качестве мест передового базирования против России. «В этом случае следует действовать весьма осторожно, чтобы не вызвать ещё большего недоверия со стороны России». Повторим ещё раз для непонятливых: бомбить будут обязательно. Будто ставя последнюю точку, авторы говорят, что очень важным является готовность ВС США и к действиям в условиях, когда Россия не идёт на сотрудничество, ведёт себя не только недружественно, но даже оказывая сопротивление.

Надеемся, те, кто способен думать самостоятельно, поймут, чего нам следует ждать от США при всех их дружественных речах.

Из книги Третий Проект. Том I `Погружение` автора Калашников Максим

Сценарии будущего по Карнеги-корпорации Какое же будущее предрекают нам эксперты Карнеги-корпорации? Они тоже нарисовали «дерево» сценариев.Начнем мы, пожалуй, с самого радужного, под названием «Ускоренная демократизация и переход к рыночной экономике». Итак, если

автора Ле Гофф Жак

Внутренние противоречия университетской корпорации Теперь нам следует бросить взгляд на те особенности университетской корпорации, которые объясняют ее двусмысленное положение в обществе, приводившее к периодическим кризисам ее структуры.Прежде всего это церковная

Из книги Интеллектуалы в средние века автора Ле Гофф Жак

Организация университетской корпорации Типичной можно считать университетскую корпорацию в Париже. На протяжении XIII в. происходило становление как административной, так и профессиональной ее организации. Она состояла из четырех факультетов: Свободные искусства.

Из книги Повседневная жизнь Голландии во времена Рембрандта автора Зюмтор Поль

Из книги История тайных обществ, союзов и орденов автора Шустер Георг

АНГЛИЙСКИЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ КОРПОРАЦИИ Ни в одной стране принцип ассоциации не был издавна так сильно развит, как в Англии, ибо весьма часто для притесненных низших слоев единственным средством сохранить свое существование, подвергшееся постоянной нужде, и связанным с нею

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 4: Мир в XVIII веке автора Коллектив авторов

КОРПОРАЦИИ РАЗУМА Важной особенностью развития естествознания в XVIII столетии стала его интенсивная институализация, которая выразилась прежде всего в возникновении новых научных обществ и академий в масштабах, намного превышающих те, что имели место в XVI–XVII столетиях,

Из книги Толкование путешествий [Россия и Америка в травелогах и интертекстах] автора Эткинд Александр Маркович

8. Память как протест: Айн Рэнд и Ханна Арендт Два имени странным образом созвучны; впрочем, одно из них настоящее, а другое псевдоним. Обе женщины были философами и обе - европейскими эмигрантками. Одна бежала в Америку из большевистской России, другая - из нацистской

Из книги История мусора. автора Сильги Катрин де

Из книги Гитлеровская Европа против СССР. Неизвестная история Второй Мировой автора Шумейко Игорь Николаевич

Глава 7. ПРОБЛЕМЫ PR-ОТДЕЛА КОРПОРАЦИИ «РОССИЙСКАЯ

Из книги Украина: моя война [Геополитический дневник] автора Дугин Александр Гельевич

Конфликт «корпорации Россия» с глобальной корпорацией Глобальная корпорация (Запад) была с самого начала недовольна Путиным как одним из топ-менеджеров российского сегмента мирового капитализма. Он вел себя независимо и ограничил той почти полное всевластие либералов,

Из книги Призраки с улицы Чайковского автора Красильников Рэм Сергеевич

Центр международной шпионской корпорации Создание такой подрывной организации можно назвать американским изобретением. Она была порождена расчетами США на концентрацию сил против главного противника по всем направлениям. Но не только этим. В силу экономического и

автора

«Признаки корпорации», или корпоративная жизнь Корпоративность как система ценностей была представлена и в письме, и на практике. Она не сводилась только или даже прежде всего к противопоставлению себя окружающему миру - университетскому или какому-либо иному, но

Из книги Что значит быть студентом: Работы 1995-2002 годов автора Марков Алексей Ростиславович

«Естественные права» российского студента и его корпорации Круг корпоративных представлений в евро-американской цивилизации Нового времени воспроизводил идею просветителей о «естественных правах», распространяя и опосредуя ее применительно к группе. В этом

Из книги Голливуд и Сталин - любовь без взаимности автора Абаринов Владимир
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!