Образование для Вас

Игры с математическим содержанием для дошкольников. Игровые занятия по математике в старшей группе детского сада. Игра «Читаем и считаем»

Анжелика Антюхова
Математическая игротека. Подборка дидактических игр с математическим содержанием для старших дошкольников.

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ИГРОТЕКА

Старшая группа

Д/И «ДА ИЛИ НЕТ» .

Правила игры :

Дети размещаются в кругу, очерченном цветным канатом; ведущий задает вопрос, на который можно ответить только «да» или «нет» . Любые другие ответы означают, что играющий выбывает из игры, выходит из круга. Используются также вопросы-ловушки, на которые нельзя ответить однозначно «да» или «нет» . В этом случае играющий должен промолчать. Следует условиться, до какого момента продолжается игра, сколько детей должно остаться в кругу : пять, четыре, три ребенка. Их и называют победителями, награждают аплодисментами и очками для «Математической копилки » .

Предлагаем игровые вопросы :

Пять груш больше, чем пять яблок?

Может быть у стола три ножки?

Может быть у чайника два носика?

Бывает рубашка с тремя рукавами?

У морковки один корешок?

У петуха две ноги?

Сколько пальцев на руке?

Может быть у курицы два хвоста?

У кота Матроскина две коровы?

Дождик может быть без грома?

Бывает небо под ногами?

Какая фигура с тремя углами?

Может быть Земля круглая?

Можно левой рукой достать правое ухо?

Когда солнце встает?

Неделя начинается со вторника?

Может быть семь пятниц на неделе?

У чупа - чупс одна ножка?

У гитары семь клавиш?

Один меньше чем много?

На правой руке у тебя пять пальцев? А на левой?

Сейчас осень?

Ежик колючий? А кот?

Буратино был деревянный?

Много воды в пустом стакане?

Собака умеет мяукать? А ты?

Кошка на трех ножках?

У квадрата 4 стороны? А где пятая?

У круга шесть сторон?

К шести прибавить один будет пять?

Новый год бывает летом?

Лето бывает после осени?

Кошка может быть меньше мышки?

Бегемот тоньше чем змея?

Ручей шире речки?

Роза цветет летом?

Сколько лап сосет медведь в берлоге?

В группе одно окно?

У тебя два уха? А сколько из них левых?

Ты сегодня утром ехал на трамвае? И т. п.

Д/И «ПРОВЕРИМ ВНИМАНИЕ»

Правила игры :

Игра организуется небольшими группами, в которые дети объединяются по шутейному принципу или по выбору. Каждая игровая команда размещается вокруг отдельного стола с атрибутами. На столиках разложено несколько предметов. Ведущий предлагает внимательно рассмотреть , что и как размещено на столе, запомнить расположение и количество предметов. Играющие закрывают глаза, а ведущий изменяет количество (добавляет, убирает один-два предмета) или меняет их расположение. Дети открывают глаза, рассматривают предметы и называют, сколько изменений произошло (я заметил три изменения, а я - пять) . Только после того, как выскажутся все играющие, предлагается рассказать о своих наблюдениях. Начинает тот, у кого наименьшее количество замеченных изменений. Игра повторяется вновь.

Д/И «СКОЛЬКО?»

Правила игры :

У детей набор цифр, они раскладывают его около себя на полу. Ведущий дает задание : определить, сколько тех или иных предметов на картинке, и показать это количество с помощью цифры. Дети по сигналу поднимают цифру, указывающую на количество названных предметов на картинке. Ведущий может несколько изменить расположение или количество предметов на картинке, когда приступает к выполнению своей роли. Проверяет, как участники игры выполнили задание, и называет нового ведущего.

Д/И «УГАДАЙ ЗАДУМАННОЕ ЧИСЛО» .

Правила игры :

Ведущий выбирает какое-либо число, пишет его на карточке, сворачивает в трубочку (или выбирает цифру и прячет ее) . Обращается к играющим : «Угадайте число, которое я задумала» . Играющие пытаются угадать задуманное число, задавая вопросы. Например, ваше число больше или меньше пяти. Ведущий отвечает, что его число больше пяти. Следующий вопрос : «Ваше число больше или меньше шести?» Ведущий отвечает, что его число больше шести. Если играющий задаст вопрос типа : «Задуманное число больше или меньше трех?» , то в данном случае такой вопрос бесполезен, ничего нового о задуманном числе он нам не расскажет. Мы уже знаем из предыдущего ответа, что задуманное число больше пяти, следовательно, оно и больше трех. Следующий вопрос : «Ваше число больше или меньше восьми?» Ведущий : «Мое число меньше восьми. Можете назвать, какое число я задумала?»

Дети должны догадаться, рассуждая следующим образом : известно, что задуманное число больше шести, но меньше восьми. Значит, оно равно семи.

В данной игре следует обращать внимание детей на логику построения вопросов. Вначале при освоении содержания игры перед детьми можно разложить числовой ряд. Усложнение игры состоит в отсутствии опоры на числовой ряд.

Д/И «УБИРАЕМ ЦИФРЫ ПО ЗАДАНИЮ»

Правила игры :

Игра проводится за столом, где лежат цифры от одного до девяти. Уточняются правила игры : ведущий загадывает загадки про цифры. Дети, догадавшись, о какой цифре идет речь, молча убирают ее. Если все загадки детьми отгаданы правильно, то в конце у всех останется одна и та же цифра. Примерные «загадки» : уберите цифру, которая стоит между цифрами «три» и «пять» ; уберите цифры, которые обозначают числа больше пяти на один, больше четырех на один, меньше девяти на один, больше восьми на один; уберите цифру, которая встречается в сказке о Белоснежке; уберите цифру, которая показывает, сколько было в сказке жадных медвежат; цифру, которая показывает, сколько носов оторвали на базаре у любопытной Варвары. Какая цифра осталась? (Три.) Дети придумывают про нее загадку.

Д/И «ВОЛШЕБНЫЕ ПАЛЬЧИКИ»

Правила игры :

В наборе три - четыре шарика пластилина, три - четыре салфеточки, несколько картонок и повязка на глаза. Играющих может быть от двух до четырех. Каждый берет по шарику пластилина и по секрету от детей лепит из него цифры, размещает их на картонке, накрывает салфеткой. Затем водящий надевает на глаза повязку, и начинают действовать «волшебные пальчики» . Водящий на ощупь определяет цифру и называет ее. Дети, следящие за ним, говорят, правильно ли его волшебные пальчики почувствовали цифру. Каждому водящему дается по три попытки. Если он угадал все три цифры, получает 1 очко; если угадал одну-две цифры, получает половину очка. Водящим становится другой. Игра продолжается по желанию детей.

Д/И «ПОЙДИ ТУДА - НЕ ЗНАЮ КУДА»

Правила игры :

Все дети располагаются с одной стороны на ковре так, чтобы им хорошо видно было все пространство комнаты. Ведущий выбирает одного ребенка-робота, которому будет давать команды на перемещения по комнате. Когда робот стоит спиной к детям, ведущий показывает жестами и цифрами остальным, до какой группы предметов он задумал довести робота. Дети, зная, куда робот должен прийти, наблюдают за его перемещениями. Команды на движения могут содержать три поворота и какое-либо количество шагов. Задания даются по частям.

Ведущий : «Робот пройдет вперед три шага, повернет налево, пройдет еще два шага, повернет опять налево, пройдет один шаг, повернет направо и сделает два шага вперед - тогда он подойдет к тем предметам, которые я загадал».

Если робот подойдет к тем предметам, которые были загаданы, то он получает очки, а группа предметов убирается. Если робот не смог достигнуть намеченной цели, то играющие уходят ни с чем. Другой робот и ведущий пытаются подойти к выбранным группам предметов. Игра продолжается до тех пор, пока все группы предметов не будут убраны. (Это правило действует в том случае, если у детей сохраняется интерес к игре. В противном случае игра может быть прекращена раньше, чем уберут все группы предметов.)

Д/И «НАЙДИ СТОЛЬКО ЖЕ»

Правила игры :

Ребенок берет наугад одну из цифр, обходит комнату, пересчитывая предметы. Запоминает, сколько групп, где предметов столько же, сколько показывает его цифра. Подходит к взрослому и рассказывает о своих находках. Если ребенок нашел все группы в соответствии со своей цифрой, он может поменять цифру. Если нашел не все группы предметов, то вновь отправляется на поиски. Дети за время игры могут поменять цифры три-четыре раза.

Д/И «ДАЛЕКО - БЛИЗКО»

Правила игры :

Дети образуют круг. В центре круга ведущий. Взрослый выступает в роли ассистента, он раздает детям фишки за ответ (оригинальный, правильный и быстрый) . Ведущий бросает мяч кому-то из детей, предоставляя тем самым ему слово. Ребенок, поймав мяч, должен быстро сказать, что находится от него далеко, а что близко. Например, Саша от меня далеко, а Света близко. Стол от меня далеко, а дверь близко. Окно от меня далеко, а кукла близко. Желательно объекты, названные другими детьми, не использовать. В конце игры подсчитывается количество очков, заработанное детьми, определяется победитель.

Д/И «ЧТО КАКОЕ?»

Правила игры :

Ребята сравнивают предметы на глаз по величине. Главное в данной игре (в этом варианте) - вычленение и называние признака величины, по которому дети сравнивают. Они объединяются парами, ходят по групповой комнате, рассматривают предметы, игрушки, мебель, обсуждают, выбирают, какие предметы с какими можно сравнить и по какому признаку. Затем подходят к взрослому и говорят : «Мы сравнили эти два стола по высоте, детский столик ниже, чем письменный. Мы сравнили два стула по ширине : кукольный стульчик уже, чем детский. Мы сравнили два цветочных горшка по толщине и т. д.». Взрослый ориентирует детей на то, что они должны сначала назвать признак, по которому сравнивают предметы. Он может задать дополнительные вопросы относительно двух сравниваемых предметов. Например : есть ли в чем-либо сходство между этими предметами? А какие еще различия между ними? Ребята могут при определении сходства и различия назвать материал , цвет, назначение предметов.

Д/И «ИЗМЕНИ КОЛИЧЕСТВО»

Правила игры :

Игра проводится со всеми детьми. Ребята раскладывают цифры по порядку. На подносе 10 игрушек.

Взрослый : «Прежде чем начать эту игру, надо проверить, сможете ли вы играть. В игре мы будем увеличивать и уменьшать числа». Чтобы было легче выполнять задания и проверить их выполнение, игра проводится с игрушками. Взрослый объясняет, что означает увеличить количество на один - значит добавить, прибавить еще одну игрушку и изменить цифру; уменьшить количество на один - значит убрать одну игрушку и изменить цифру.

Правила игры заключаются в том, что все играющие в быстром темпе выполняют задания, которые дает ведущий. Задания повторяют только один раз. Выигрывает тот, кто не пропустил ни одного изменения и к концу игры пришел с правильным результатом - количеством игрушек.

Ведущий : «Начинаем первый гейм : отсчитайте шесть утят и рядом положите цифру; увеличьте это количество утят на один, увеличьте еще раз на один; увеличьте опять количество утят на один; уменьшите количество на один. Какой результат?»

Дети : «Восемь утят и рядом цифра 8» .

Ведущий : «Начинаем второй гейм : отсчитайте пять игрушек и рядом положите цифру; увеличьте количество на одну; увеличьте количество на две; уменьшите количество на одну. Какой результат?»

Дети : «Семь игрушек и рядом цифра 7» . (Выиграли все, у кого такой результат.)

Ведущий : «Третий гейм : отсчитайте любое количество игрушек, но не меньше трех и не больше шести; увеличьте это количество игрушек на одну; еще раз увеличьте это количество на одну; теперь уменьшите это количество на одну. Какой результат?» Дети рассказывают.

Взрослый : «Почему у всех разные ответы, разные результаты, хотя выполняли одинаковые задания?» Ответ можно выслушать сначала на ушко, чтобы дать возможность всем детям подумать и найти ответ на этот вопрос. Если ребята затрудняются, взрослый подводит их к правильному ответу : в начале игры каждый отсчитал «свое» количество игрушек, у всех детей были разные числа, с которых начали игру. Проделав одинаковые измерения, результаты у всех получились разные.

Д/И «ДОГАДАЙСЯ КАК ТЕБЯ ЗОВУТ»

Правила игры :

Для проведения игры выходят 11 детей. Взрослый прикрепляет на спину каждому ребенку одну из цифр. Ребенок не знает, какая цифра находится у него сзади, но он может посмотреть на цифры других детей, определить, какой цифры не хватает. Это поможет ему догадаться о том, что цифра, которой не хватает, как раз и находится у него на спине. Дети передвигаются от одного ребенка к другому, рассматривают цифры друг друга, пытаются определить свое место в ряду. Становятся по порядку. Поворачиваются спиной к детям, чтобы все проверили, правильно ли цифры построились. Затем «цифры» получают от детей задания. Ребенок-цифра выполняет задание и передает свою цифру тому, кто давал это задание.

Примерные задания : цифра 3, расскажи про себя. (Я цифра - обозначаю число 3. Передо мной стоит число 2, а после меня - число 4.) Задания другим цифрам : цифра 5, какое число больше тебя на 1? Цифра 9, какое число предыдущее тебе? Самое маленькое число, какой цифрой ты обозначаешься?

Взрослый обращает внимание на правильное употребление слов «число» и «цифра» , подчеркивает, что число может быть больше или меньше другого числа на одну или несколько единиц, но число не может быть красного или зеленого цвета. Цифра может быть любого цвета, а ее величину, размер можно сравнивать с другими цифрами, нарисованными на карточках, цифра может быть выше, ниже, толще, тоньше других нарисованных цифр, но не больше или меньше на один.

Д/И «ГРИБНИКИ»

(модификация игры «Морской бой» ).

Правила игры :

В нее играют по два человека. В коробочке имеются 6-8 разлинованных листков, по одному синему и красному карандашу и 20 фишек. Игровое поле представляет собой лист бумаги, разлинованный на 25 квадратов (5 х 5) . Играющие берут по одному листку, проставляют на нем по горизонтали красным карандашом цифры 1, 2, 3, 4, 5, по вертикали синим карандашом цифры 1, 2, 3, 4, 5 и по секрету от партнера в любых шести клетках рисуют грибы. Игровое поле во время игры дети друг другу не показывают. Игра начинается с того, что с помощью считалки определяют начинающего. Он дает координаты расположения гриба по вертикали и по горизонтали : 5-й красный и 4-й синий. Если на пересечении этих клеток нарисован гриб, то играющий его срывает. Этот гриб считается сорванным, он зачеркивается, а тот ребенок, который угадал, где расположен гриб, кладет в корзинку одну фишку. Если гриб найден и сорван, то играющий продолжает ход, предлагая новые координаты. Если гриб не найден, ход игры переходит к партнеру.

Игра продолжается до тех пор, пока у одного из играющих не будут найдены все грибы. Он проигрывает. Игра может быть продолжена с этим же или новым партнером.

Правила игры :

Проводится в кругу с мячом. Ведущий называет число и бросает ребенку мяч. Играющий ловит мяч и называет два следующих числа. Возвращает мяч. Ведущий бросает мяч другому ребенку, называя число. Игра повторяется до тех пор, пока мяч не побывает в руках каждого играющего несколько раз.

До начала игры договариваются о прямом или обратном порядке называния чисел.

Д/И «КТО БОЛЬШЕ УВИДИТ, КТО БОЛЬШЕ РАССКАЖЕТ»

Правила игры :

На общем столе находятся геометрические фигуры по числу детей : круги, квадраты, прямоугольники, треугольники. Каждый ребенок выбирает одну из них. Затем дети с одинаковыми фигурами объединяются в команду. Каждая команда обходит групповую комнату, раздевалку, спальню и отыскивает предметы той формы, которая у них в руках. Через некоторое время воспитатель командует общий сбор. Команды делятся своими наблюдениями и рассказывают, какие предметы или их элементы имеют такую же форму. За каждый названный предмет команда получает очко. Подводят итог : какая команда набрала наибольшее количество очков.

Фигуры возвращают на общий стол, перемешивают, игра повторяется вновь еще один раз.

Д/И «КТО ВНИМАТЕЛЬНЫЙ »

(разновидность игры «Считай, не ошибись» - число задается количеством звуков : хлопков, ударов в бубен или молоточком).

Правила игры :

Дети выполняют задания сначала с открытыми, а затем с закрытыми глазами, считают количество звуков, а затем отсчитывают сколько же (на один больше или на один меньше) игрушек.

На фланелеграфе располагают 10 разных картинок. Вместе с детьми определяют, сколько всего. Пробуют считать слева направо, справа налево. Затем определяют, на котором месте стоит та или иная картинка. Обращают внимание, что при определении порядкового места предмета необходимо договориться, с какой стороны считаем. Показать казусные ситуации, когда про одну и ту же картинку можно сказать по-разному (на втором месте справа или на девятом месте слева) .

Д/И «ВЫШЕ, ШИРЕ И ДЛИННЕЕ»

Правила игры :

Можно выбрать два предмета, находящиеся в комнате, существующие в природе, сказочные существа или двух людей и сравнить их по какому-либо признаку : по длине, высоте, ширине, толщине, температуре, возрасту, вкусу. Например, папа выше сына; ствол дерева толще ветки кустика; палец тоньше руки; у лисы хвост длиннее, чем у зайца, и т. п. За каждый правильный ответ дети получают фишку. В конце игры подсчитывают, кто занял первое, второе и третье места. Им аплодируют.

Д/И «ЦЕПОЧКА»

Правила игры :

Для проведения новой игры «Цепочка» дети встают в круг. Правила игры таковы : дети дают друг другу задания по изменению чисел «по цепочке» , от итогового числа после выполнения задания. Например, у одного ребенка мяч. Он бросает его кому-то из детей и говорит : «Назови число больше трех на один» . Ребенок, поймавший мяч, отвечает : «Четыре» . Бросает мяч другому ребенку и говорит : «Увеличь это число на один» . Ребенок ловит мяч : «Пять» . «Назови число меньше пяти на один» , - и бросает мяч следующему и т. д.

Д/И «НАЙДИ СВОЙ ДОМИК»

Правила игры :

На общем столе лежат числовые карточки изображением вниз с б, 7, 8, 9, 10 кружками (по нескольку вариантов каждого числа) . В разных местах группы расположены обручи с прикрепленными к ним цифрами, обозначающие домик числа 6, 7, 8, 9, 10.

Каждый ребенок берет одну числовую карточку, пересчитывает количество кружков, по сигналу воспитателя находит свой домик.

Взрослый обращается ко всем играющим : «Давайте сходим в гости к числу «семь» . Вот сколько в нем жителей, у всех карточки с числом «семь» . Чем ваши карточки различаются? (Расположением кружков - рассказывают, как именно, цветом кружков.) Чем ваши карточки похожи? (Тем, что на каждой из них по 7 кружков.) Сколько вариантов расположения кружков? Поскольку карточек в каждом варианте?» В одном варианте могут быть несколько абсолютно одинаковых карточек, в другом варианте может быть только одна карточка, в третьем - одна или две.

Так последовательно заходят в гости ко всем числам. Затем дети возвращают свои карточки на общий стол, перемешивают их, берут снова по одной, и игра повторяется.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Дид актические игры для развития элементарных математических представлений

Здесь представлена подборка игр, которая поможет в развитии памяти, внимания, воображения детей младшего дошкольного возраста.

Игры на закрепление геометрических фигур.

Методические рекомендации :игры предназначены для детей младшего дошкольного возраста.Могут использоваться в утренней отрезок времени, как для индивидуальной работы,так и самостоятельной деятельности детей.

1. «Домино»

Цель: научить детей находить среди многих одну опре деленную фигуру, назвать ее. Игра закрепляет знание о гео метрических фигурах.

Стимулъный материал: 28 карточек, на каждой поло винке изображена та или иная геометрическая фигура (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, многоугольник). На карточках-«дублях» изображены две одинаковые фигуры, седьмой «дубль» состоит из двух пустых половинок.

Карточки выкладываются на стол фигурками вниз. Пос ле объяснения ребенку правил игра начинается выкладыва нием карточки «дубль-пусто». Как и в обычном домино, за один ход ребенок подбирает и прикладывает одну нужную карточку к любому концу «дорожки» и называет фигуру. Если у играющего нет на карточке необходимой фигуры, он подыскивает картинку с этой фигурой из общего числа карточек. Если ребенок не назовет фигуру, он не имеет пра ва на очередной ход. Выигрывает тот, кто раньше других освободится от карточек

2. «Распутай путаницу»

Цель: учить детей свободно пользоваться предметами по назначению.

Материал: игрушки, по-разному оформленные, которые можно сгруппировать, (куклы, зверушки, автомобили, пира мидки, мячи и т. д.).

Все игрушки расставляются на столе в определенном по рядке. Ребенок отворачивается, а ведущий меняет располо жение игрушек. Ребенок должен заметить путаницу, вспом нить, как было раньше, и восстановить прежний порядок.

Вначале, например, поменяйте синий кубик с красным. Потом усложняйте задание: положите куклу спать под кровать, укройте мяч одеялом. Войдя во вкус, ребенок мо жет и сам создавать путаницу, придумывая самые неверо ятные ситуации.

3. «Подбери пару»

Цель: учить детей сравнивать предметы по форме, раз меру, цвету, назначению.

Материал: геометрические фигуры или тематические под борки изображений разных предметов, которые можно объеди нить по парам (яблоки разного цвета, большие и маленькие, корзинки разного размера или домики разных размеров и та кие же мишки, куклы и одежда, машины, домики и т. д.).

В зависимости от того, какой у вас стимульный матери ал, ставится перед ребенком проблема: помоги кукле одеть ся, помоги собрать урожай и т. д.

Игрушки благодарят ребенка за удачно выбранную пару

4. «Помоги Федоре»

Цель: формировать и развивать у детей цветовое пред ставление. Научить их соотносить цвета разнородных пред метов.

Стимулъный материал: карточки с изображениями ча шек и ручек к-ним разных цветов.

«Ребята, у бедной бабушки Федоры побились в доме все чашки. У них отломались ручки, и она теперь не сможет из них пить свой любимый чай с малиновым вареньем. Да вайте поможет бабушке Федоре склеить ее чашки. Но для этого вам нужно внимательно посмотреть на эти карточки с изображением чашек и найти к ним ручки, подходящие по цвету». Если ребенок затрудняется в выполнении данно го задания, покажите ему, каким образом необходимо ис кать парные карточки. Затем это задание выполняют само стоятельно.

5. «Найди предметы похожего цвета»

Цель: упражнять ребенка в сопоставлении предметов по цвету и их обобщении по признаку цвета.

Стимулъный материал: различные почтовые предметы, игрушки пяти оттенков каждого цвета (чашка, блюдце, нит ки; одежда для кукол: платье, туфли, юбка; игрушки: фла жок, мишка, мяч и т. д.).

На двух столах, сдвинутых рядом, расставляют игрушки. Ребенку дается предмет или игрушка. Он должен самостоя тельно к цвету своей игрушки подобрать все оттенки этого цвета, сравнить их и постараться назвать цвет.

6. «Найди предмет такой же формы»

Цель: научить ребенка выделять по форме конкретные предметы из окружающей обстановки, пользуясь геометри ческими образцами.

Стимулъный материал: геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник), предметы круг лой формы (мячи, шарики, пуговицы), квадратной формы (ку бики, платок, карточки), треугольной формы (строительный материал, флажок, книжка), овальной формы (яйцо, огурец).

Разложить на две кучки геометрические фигуры и пред меты. Ребенку предлагается внимательно рассмотреть пред меты. Затем показываем ребенку фигуру (хорошо, если ре бенок ее назовет) и просим его найти предмет такой же формы. Если он ошибается, предложите ребенку обвести пальцем вначале фигуру, а затем предмет.

7. «Волшебные круги»

Цель: продолжить обучение ребенка выделять по форме конкретные предметы.

Стимулъный материал: лист бумаги с нарисованными на нем кругами одинакового размера (всего десять кругов).

«Посмотрим внимательно на этот лист. Что ты на нем видишь? Какая фигура нарисована на листе бумаги? Теперь закрой глаза и представь себе круг».

8. «Выложи орнамент»

Цель: научить ребенка выделять пространственное рас положение геометрических фигур, воспроизводить в точно сти такое же расположение при выкладывании орнамента.

Стимулъный материал: 5 вырезанных из цветной бу маги геометрических фигур по 5 (всего 25 штук), карточки с орнаментом.

«Посмотри, какие орнаменты перед нами. Подумай и назови фигуры, которые ты здесь видишь. А теперь поста райся из вырезанных геометрических фигур выложить та кой же орнамент».

Затем предлагается следующая карточка. Задание оста ется прежнее. Игра окончена, когда ребенок выложит все орнаменты, показанные на карточке.

9. «Игра с кругами»

Цель: научить детей обозначать словами отношения предметов по величине («самый большой», «меньше», «больше»).

Стимулъный материал: три круга (нарисованных и вы резанных из бумаги) разной величины.

Предлагается внимательно посмотреть на круги, разло жить их перед собою, обвести на бумаге по контуру. Далее предлагается ребенку сравнить 2 круга, затем другие 2 кру га. Постарайтесь, чтобы ребенок назвал величину всех трех кругов.

10. «Шары»

Цель: развивать и закреплять умение устанавливать от ношение между элементами по величине (больше - мень ше, толще, длиннее, короче).

Стимулъный материал: набор из пяти палочек, равно мерно уменьшающихся по длине и ширине, набор из пяти кругов, которые так же равномерно уменьшаются в соответ ствии с палочками.

«Посмотрим, что получилось. На улице добрый дедушка Федот продавал шары. До чего же они красивые! Всем нра вились. Но вот вдруг откуда ни возьмись поднялся ветер, до такой сильный, что все шары дедушки Федота оторва лись от своих палочек и разлетелись кто куда. Целую неде лю добрые соседи приносили назад шары, найденные ими. Но вот беда! Не может дедушка Федот понять, к какой па лочке крепился какой шарик. Давай ему поможем!»

Вначале вместе с ребенком на столе раскладываются па лочки по величине от самой длинной и толстой до самой короткой и тонкой. Затем по этому же методу раскладыва ются «шары» - от самого большого до самого маленького.

12. «Умный гость»

Цель: развивать умение обследовать форму предметов, давать и понимать их сложное описание.

Стимульный материал: детская пластмассовая посуда, мешок.

Игрушки рассматриваются участниками, затем склады ваются в мешок. Ребенок садится спиной к играющим. Те по очереди подходят к нему, стучат по плечу и говорят: «Ане нужно что-то такое, но я не скажу, как называется, но объясню тебе, что оно... (И далее следует описание предме та. Например, чашка: «круглая, с выпуклыми боками, невы сокая, внизу узкая, сверху - шире, сбоку - ручка»).

Когда ребенок найдет на ощупь нужный предмет, он его вынимает из мешка; далее оценивается, правильно ли вы полнено задание.

13. «Веселый человечек»

Цель: формировать у детей умение расчленять опреде ленную фигуру на элементы (геометрические фигуры) и, на оборот, из отдельных элементов, соответствующих геометрическим образцам, составлять предметы определенной за данной формы.

Стимулъный материал: геометрические фигуры (1 тре угольник, 1 полукруг, 1 прямоугольник, 2 овала, 4 узких прямоугольника, рисунок «Веселого человечка»).

«Сегодня к нам в гости пришел веселый человечек. По смотрите, какой он забавный! Давайте постараемся из гео метрических фигурок, которые лежат на столе, сделать та кого же человечка».

14. «Палочки»

Цель: Учить детей последовательному расположению элементов разной величины.

Стимулъный материал: 10 палочек (деревянных или картонных) разной длины (от 2 до 20 см). Каждая последу ющая палочка от предыдущей отличается размером на 2 см. Чтобы выполнить данное задание верно, нужно каж дый раз брать самую длинную полоску из тех, которые вы видите перед собой. Используем данное правило и выкла дываем палочки в ряд. Но если хотя бы один раз будет до пущена ошибка, будь то перестановка элементов или примеривание палочек, игра прекращается.

15. «Найди домик»

Цель: формировать целенаправленное зрительное вос приятие формы.

Стимулъный материал: два комплекта геометрических фигур, по шесть фигур в каждом комплекте. Три из этих

фигур (квадрат, круг, треугольник) являются основными, а три остальных (трапеция, овал, ромб) - дополнительными. Дополнительные фигуры необходимы для различения и правильного выбора основных фигур. Также необходимы контурные изображения каждой фигуры на отдельных карточках (контуры можно вырезать, сделать «окошки-до мики»). В каждый комплект стимульного материала вхо дят шесть-восемь карточек с контурами каждой фигуры. Карточки можно раскрасить различными цветами.

Детям показываются три основных фигуры (круг, квад рат, треугольник). Затем показывается карточка с изобра жением одной фигуры (например, треугольника). «Как вы, ребята, думаете, в этом домике какая фигура живет? Давай те подумаем вместе и «поселим» сюда нужную фигуру. А теперь, ребята, давайте поиграем все вместе. Вы видите, на двух столах лежать разные фигуры (подзывается двое де тей). Вот вам карточки. Какие фигуры живут в этих доми ках?» После того как задание выполнено, даются две другие одинаковые карточки. Если ребенок затрудняется в выпол нении задания, ему предлагается «рамку» фигуры обвести пальчиком, затем нарисовать ее контур в воздухе, что облег чит воспроизведение формы.

16. «Покажите такое же»

Цель: научить ребенка строить образ предмета заданной величины.

Стимулъный материал: геометрические фигуры (квад рат, круг, треугольник, овал, шестиугольник) разных разме ров. Количество наборов геометрически фигур зависит от количества детей. В наборе необходимо по 3-4 варианта каждой фигуры. «Такие же фигуры есть и у меня. Я вам показываю фигуру, а вы должны в своем наборе отыскать такую же. Будьте очень внимательны!»

После того как дети отыскивают и показывают фигуру, ведущий «примеряет» их выбор к своей фигуре. Если ребе нок убеждается в ошибке, ему разрешается самостоятельно исправить ее, заменив выбранную фигуру на другую.

17. «Что принесла нам кукла?»

Цель: учить ребенка на ощупь определять форму пред мета и называть его.

Стимулъный материал: кукла, мешок, всевозможные небольшие игрушки, которые должны заметно отличаться друг от друга и изображать знакомые детям предметы (ма шинки, кубики, игрушечная посуда, игрушки-животные, ша рики и т. д.). В мешок желательно продернуть резинку, что бы ребенок не смог заглянуть в него, когда ищет игрушку.

«Ребята! Сегодня к нам в гости пришла кукла Маша. Она для нас принесла игрушки. Хотите узнать, что нам принесла кукла? Нужно по очереди подходить к мешку, но не заглядывать в него, а только руками выбирать себе пода рок, затем сказать, что выбрал, и только после этого достать из мешка и показать всем».

После того как все игрушки вытащены из мешка, игра повторяется снова. Все игрушки возвращаются обратно и дети снова по очереди достают себе игрушки.

18. «Веселые шары»

Цель: развивать представления о форме, цвете.

Стимулъный материал: рисунок шаров (10-12 штук) овальной и круглой формы, флажок.

«Посмотри на рисунок. Как много шаров! Круглые шары раскрась синим цветом, а овальные - красным. Нарисуй шарикам ниточки, чтобы они не разлетелись от ветра, и «привяжи их к флажку».

19. «Найди фигуры»

Цель: развивать зрительное восприятие геометрических форм.

Стимулъный материал: чертежи геометрических фигур.

«Посмотрите на эти рисунки. Найдите геометрические фигуры. Кто больше найдет фигур, и, главное, быстрее, тот и выиграл.

Игры на ориентировку в пространстве и времени на ориентировку на листе бумаги.

20. «Где находится?»

Цель: формировать пространственную ориентировку на листе бумаги.

Стимульный материал: белый лист бумаги, на котором изображены геометрические фигуры (овал, квадрат, прямо угольник, треугольник) разного цвета, Можно геометричес кие фигуры заменить различными изображениями живот ных (медведь, лиса, заяц, корова), видами транспорта (ко рабль, самолет, машина, камаз), игрушками и т. д. Фигуры расположены по углам, посредине рисуется круг.

«Посмотри внимательно на рисунок и скажи, где нарисо ван круг?, овал?, квадрат?, треугольник?, прямоугольник?

Покажи, что нарисовано справа от круга?, слева от круга?

Что изображено в правом верхнем углу?, в левом ниж нем углу?

Что нарисовано выше круга?, ниже круга?»

21. «Лево - право»

Цель: учить детей ориентироваться в пространстве, в собственном теле.

«Ребята, послушайте внимательно стихотворение:

В. Берестов

Стоял ученик на развилке дорог

Где право,

Где лево,

Понять он не мог.

Но вдруг ученик

В голове почесал

Той самой рукою,

Которой писал,

И мячик кидал,

И страницы листал,

И ложку держал,

И полы подметал.

«Победа!» - раздался

Ликующий крик.

Где право,

Где лево,

Узнал ученик!

Как ученик узнал, где право, где лево? Какой рукою ученик почесал в голове? Покажите, а где у вас правая рука? Левая рука?

22. «Зайчик»

Цель: учить детей ориентироваться в пространстве, в собственном теле. Дети, слушая стихотворение, выполняют упражнения:

Зайчик, зайчик - белый бок,

Где живешь ты, наш, дружок?

По тропинке, вдоль опушки,

Если влево мы пойдем,

Там и мой родимый дом.

Топай правою ногой,

Топай левою ногой,

Снова правою ногой,

Снова левою ногой. * * *

Зайчик серенький сидит

И ушами шевелит,

Зайке холодно сидеть,

Нужно лапочки погреть:

Лапки вверх,

Лапки вниз,

На носочки поднимись!

Лапки ставим на бочок,

На носочках

Скок - скок - скок.

А теперь вприсядку,

Чтоб не мерзли лапки!

23. «Куда?»

Цель: учить ориентироваться в пространстве.

Стимульный материал: на белом листе бумаги изобра жение машин, деревьев (рис. 11).

«Посмотри внимательно на рисунок. Покажи, какие ма шины едут вправо, какие - влево? Посмотри внимательно на деревья. Как ты думаешь, куда дует ветер?

24. «Что получилось?»

Цель: развивать умение пространственной ориентиров ки на листе бумаги, отсчитывать клетки, строчки.

«Отступите сверху листа в клеточку четыре клетки вниз и от левого края листа - три клетки вправо, поставьте точ ку в уголке клетки. Я буду говорить, как нужно проводить линии, а вы внимательно слушайте и рисуйте так, как я диктую.

Например: одна клетка вправо, одна - вниз, одна клет ка влево, одна вверх.

Что получилось? Получился квадрат. Это самое легкое и простое задание. Давайте играть дальше. Вам предстоят более сложные задания, и если вы будете внимательны и не ошибетесь в выполнении моих заданий, то у вас получится такой рисунок, какой я задумала.

Например: одна клетка вниз, одна клетка вправо, две клетки вниз, одна - вправо, одна - вниз, одна - вправо, одна - вверх, одна клетка - вправо, две - вверх, одна - вправо, одна - вверх, одна - вправо, одна - вниз, одна - вправо, две - вниз, одна - вправо, одна - вниз, одна впра во, одна - вверх, одна - вправо, две - вверх, одна - впра во, одна - вверх».


Как известно, игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста. В дошкольной педагогике игры рассматриваются не только как средство учебно-воспитательной работы, но и как самостоятельная форма организации жизни и деятельности детей. В обучении дошкольников счету играм принадлежит значительная роль. Они систематически применяются в процессе занятий, а также как самостоятельная деятельность. Кроме того, они проводятся в часы досуга детей.

При обучении детей счету игры используются в определенной связи с дидактическими упражнениями. Дело в том, что на учебном этапе, когда детям подаются новые знания, требуется большая регламентация действий каждого ребенка по сравнению с последующим этапом - закреплением знаний и навыков. Именно дидактические упражнения позволяют обеспечить наибольшую регламентацию действий детей.

Дидактические же игры не всегда способствуют этому, благодаря их динамичности. Исходя из этих соображений, рекомендуем в начале обучения применять дидактические упражнения, а в дальнейшем с целью закрепления и углубления знаний проводить дидактические игры .

На занятиях с детьми 4-го года жизни одна дидактическая игра может полностью определить их содержание, когда речь идет об укреплении полученных знаний и навыков счета. С детьми 5-го, 6-го, 7-го года занятия усложняются, по структуре, и поэтому, как правило, в них дидактические игры сочетаются с дидактическими упражнениями. Постепенно вес дидактических упражнений на занятии растет в каждом следующем году, но необходимо также обеспечивать время для игр.

Опыт нас убедил, что в средней, старшей и подготовительной группах надо обязательно проводить игры на занятиях по математике . Известно, что восприятие нового материала требует сосредоточенного внимания, поэтому он, конечно, подается в начале занятий. В дальнейшем ходе занятий повторяется пройденный материал. Это в значительной степени определяет дидактические упражнения и игры на занятиях по обучению счету. Если упражнения связаны с изучением нового программного материала, их следует проводить на занятии раньше, чем игры на закрепление проработанного материала.

Нами будут представлены различные игры на математике: дидактические, игры-драматизации, подвижные игры с элементами счета . В скобках указаны номера типовых игр. Размещение по этому принципу облегчит практическим работникам ДОУ отбор игр для отдельных занятий, а также для самостоятельной деятельности. Соблюден и возрастной принцип, но надо признать, что распределение игр по возрасту детей очень условно. Некоторые игры, предлагаемые для определенного возраста, могут быть применены и в работе с детьми следующих возрастных групп при условии соответствующего осложнения (увеличение цифр, ужесточение правил, применение цифр и т.д.).

Сборник математических игр

(для детей дошкольного возраста)

Павлодар 2016 ж

Составитель: Романевич Т.Ф.

воспитатель я/с №86

г. Павлодара

Содержание

    Пояснительная записка…………………………………………………..3

    Игры с цифрами и числами………………………………………………4

    Игры с геометрическими фигурами…………………………………….11

    Игры по разделу величина………………………………………………18

    Игры на логику………………………………………………………….. 20

Пояснительная записка

«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать»
Коменский Я.

Знакомство с удивительным миром математики начинается в дошкольном возрасте. Дети с интересом и желанием знакомятся с цифрами, учатся ими оперировать, сравнивают предметы по величине, изучают геометрические фигуры и осваивают навык ориентировки в пространстве и времени. Математика дает огромные возможности для развития мышления, логики и внимания.

Для успешного овладения знаниями по разделам формированию элементарных математических представлений (ФЭМП) большая роль отводится дидактическим играм. Игра – ведущий вид деятельности детей, только в игре ребенок ненавязчиво усваивает и успешно закрепляет знания.

Каждая из игр по ФЭМП решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей.

Дидактические игры включаются непосредственно в содержание занятий по ФЭМП как одно из средств реализации программных задач, а также для индивидуальной работы по закреплению знаний детей во второй половине дня. Дидактические игры в структуре занятия по ФЭМП определяются возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия.

Предлагаю вашему вниманию авторские дидактические игры.

Игры с цифрами и числами

1. Дидактическая игра «Собери цветочки»

Возраст 5-6 лет

Цель: закрепить состав чисел 5, 6, 7, 8, 9, 10.

Оборудование: лепестки с примерами на состав чисел 5, 6, 7, 8, 9, 10, серединки с цифрами 5, 6, 7, 8, 9, 10.

Методика проведения:

Воспитатель предлагает детям собрать красивые цветы. На столах раскладывает серединки цветов, карточки-лепестки раздаются детям. По сигналу дети должны найти нужную серединку и собрать цветок. Побеждает та команда, которая правильно и быстро соберет свою ромашку.


2. Дидактическая игра «Саночки»

Возраст 5-6 лет

Цель: закрепить умение различать соседей числа.

Оборудование: карточки - саночки с числами, карточки с числами.

Методика проведения:

Воспитатель предлагает отправиться на зимнюю прогулку на саночках. Дети по желанию выбирают себе любые карточки: кто с числами, кто с саночками. После этого воспитатель выстраивает детей в две шеренги: с саночками в одну, а с цифрами в другую. Обращает внимание, чтобы саночки поехали: нужно найти своего седока. Дети внимательно рассматривают свои карточки и ищут свою пару: ребенка с карточкой пропущенного числа. Нашедшие друг друга образуют саночки и ждут всех детей. Как только все встают парами, отправляются по группе на зимнюю прогулку, сделав кружок, раскладывают карточки снова на столе и игра продолжается

Игра может проводиться до трех раз.


Возраст 5-6 лет

Цель: закрепление прямого и обратного счета в пределах 10.

Оборудование: карточки в форме орехов и грибов с цифрами от 1 до 10, два шнурочка разноцветных, картинка или игрушка белочка.

Методика проведения:

Воспитатель загадывает загадку о белке:

С ветки на ветку

Могу я летать.

Рыженький хвост

Никому не поймать.

Некогда летом

В лесу мне играть

Надо грибы

Для зимы собирать.

(Белка)

Демонстрирует картинку или игрушку белки, просит помочь белочке: собрать орехи и грибы. Дает задание собрать орешки от одного до десяти, нанизав на шнурочек, а грибы от 10 до одного. Проверяет выполнение, просит ребенка назвать цифры в прямом и обратном порядке.

Усложнения:

Можно собирать четные числа и нечетные в прямом и обратном порядке.


Возраст 5-6 лет

Цель: закрепить состав чисел 6,7,8.

Оборудование: три корзинки с ячейками, карточки морковка и капуста с примерами на состав чисел 6,7 и 8.

Методика проведения:

Воспитатель загадывает загадку об осени:

Несу я урожаи, поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен и ёлочек, я.

(Осень)

Проводит беседу о заботах колхозников на полях осенью.

Предлагает помочь собрать морковь и капусту, правильно разложив по корзинам.


Проверяет выполнение задания (можно для проверки предложить счетные палочки).

Усложнения:

Можно предложить детям соревнование: кто быстрей и правильно соберет урожай?

5.

Возраст 5-6 лет

Цель: закрепить умение сравнивать числа при помощи знаков больше, меньше и равно, различать цифры от 1 до 12.

Оборудование: картинка бабы Федоры, карточки с изображением посуды, небольшие белые листочки, скрепки, простые карандаши.

Методика проведения:

Воспитатель зачитывает отрывок из сказки К. И Чуковского "Федорино горе":

"И кастрюля на бегу

Закричала утюгу:

"Я бегу, бегу, бегу,

Удержаться не могу! "

Вот и чайник за кофейником бежит,

Тараторит, тараторит, дребезжит. "

Ребята, из какой сказки посуда? Что случилось с ней? Кто ее обидел? Как можем помочь Федоре?

Чтобы вернуть посуду, нужно правильно расставить знаки: больше, меньше или равно!

Предлагает детям внимательно рассмотреть карточку и выполнить задание.



6. Дидактическая игра «Рыбалка»

Возраст 5-6 лет

Цель: познакомить и закрепить состав чисел 6, 7 и 8.

Оборудование: карточки рыбки с примерами на состав чисел 6,7 и 8; 3 ведерка с ячейками.

Методика проведения:

Воспитатель предлагает детям разложить улов рыбака по ведрам.

Ребята, нужна ваша помощь - срочно необходимо накормить обитателей аквапарка: белый медведь съедает рыбу только 8 кг, тюлень - 6 кг, а дельфин - 7 кг. Ошибиться нельзя, будьте внимательны.

Дети выбирают карточку-рыбку и раскладывают в нужное ведро.

Воспитатель проверяет правильность выполнения. Можно выбрать капитана, который проверит все сложенные рыбки в ведре.

7. Дидактическая игра «Большая стирка»

Возраст 5-6 лет

Цель: познакомить и закрепить состав чисел 8, 9 и 10.

Оборудование: карточки вещей с примерами на состав чисел 8,9 и 10; три стиральных машинки с ячейками.

Методика проведения:

Предложить детям разложить белье по стиральным машинам-автоматам.

Ребята, близится праздник 8 марта, чтобы сделать маме подарок давайте поможем ей постирать белье.


8. Дидактическая игра «Помоги пчелкам попасть домой»

Возраст 5-6 лет

Цель: познакомить и закрепить состав чисел 5,6,7 и 8.

Оборудование: карточки пчелок с примерами на состав чисел 5,6,7 и 8; три улика с ячейками.

Методика проведения:

Воспитатель обращает внимание на домики, прикрепленные на доске, уточняет, чьи они.

Создает проблемную ситуацию:

Пчелкам нужно попасть домой, а они не могут этого сделать, потому что не знают, какой их домик.

Дети соглашаются помочь, выбирают карточку-пчелку и ставят ее в нужный улик.

Как только все дети справляются с заданием, воспитатель проверяет правильность выполнения задания и благодарит детей за помощь.

Усложнения:

Можно предложить детям соревнование: кто быстрей поможет пчелкам попасть домой.

Играть можно индивидуально и по подгруппам.

Проверку может выполнять ребенок, хорошо усвоивший состав чисел.


9. Дидактическая игра «Морское путешествие»

Возраст 5-6 лет

Цель: закрепить умение решать примеры на + и – в пределах 6 - 11.

Оборудование: карточки лодочки с примерами на + и – в пределах от 6-11; четыре причала с ячейками.

Методика проведения:

Воспитатель предлагает детям отправиться в морское путешествие, выбрав себе лодочку, и разойтись по группе. Дети выбирают карточку-лодочку, гуляют по группе, внимательно рассматривают ее, считают свой пример. По сигналу воспитателя «Швартуйся!»: дети выбирают нужный причал и причаливают свою лодочку.



Воспитатель проверяет правильность выполнения задания.

Игры с геометрическими фигурами

1. Дидактическая игра «Портрет»

Возраст 4- 5 лет

Цели:

* Учить детей видеть в схематичном изображении предметов знакомые образы.

* Закрепить умение различать понятия величины: большой, чуть меньше и самый маленький.

* Упражнять в умении различать геометрические фигуры.

* Развивать навык ориентировки на листе.

Оборудование: «волшебная коробка» с игрушками или картинками: зайчик, котик, птичка, снеговик; рамочки, наборы геометрических фигур круг, овал, треугольник разной величины: большой, чуть меньше и самый маленький.

Методика проведения:

Воспитатель обращает внимание на «волшебную коробку».

Сегодня к нам пришли гости, но чтобы их увидеть - нужно составить их портрет из геометрических фигур.

Положите перед собой рамочку, слушайте внимательно:

На середину нижнего края рамочки положите большой круг, сверху на него круг чуть меньше, на него два маленьких овала, справа от большого круга положите самый маленький круг.

Кто получился?

Молодцы, ребята, правильно угадали – это зайчик!

Воспитатель достает из коробки и показывает зайчика.

Дети убирают фигуры, игра продолжается.

Воспитатель дает указания детям, они раскладывают фигуры.


«Птичка» «Кошка»

Игру можно использовать для индивидуальной работы, как часть занятия для работы в подгруппах.

2.Дидактическая игра «Приключения колобка»

Возраст 4- 5 лет

Цели:

* Закрепить умение различать круглые формы в овощах, фруктах и ягодах.

* Упражнять в умении называть различать основные цвета.

* Развивать логическое мышление.

Оборудование: картинки - колобок и радуга, картинки овощей, фруктов и ягод по цветам радуги круглой формы.

Методика проведения:

Воспитатель:

Сегодня к нам гости пришел сказочный герой: он круглый, от бабушки ушел. Кто это?

Правильно, колобок!

Выставляет картинку колобка на доске.

Колобок приглашает вас в путешествие. Катился колобок по лесу и вдруг увидел, как облачко опустилось на полянку, а из него волшебная разноцветная дорожка показалась. Что это за дорожка такая?

Правильно, это радуга!

Выставляет на доску картинку: облако с радугой.

Захотелось нашему колобку прогуляться по радуге. Запрыгнул он на красную полоску радуги и вдруг превратился…

Как вы думаете, чем мог стать наш колобок на красной дорожке? Какие овощи, фрукты или ягоды бывают круглыми и красными?

Помидор яблоко редиска малина

Молодцы, ребята. И покатился наш колобок дальше на оранжевую полоску.

Апельсин хурма тыква мандарин

И покатился наш колобок дальше на желтую полоску.

В какие овощи, фрукты или ягоды мог превратиться наш колобок?

Помидор яблоко абрикос репка

И покатился колобок дальше - на какую дорожку?

Правильно, на зеленую.

Игра продолжается по аналогии.

Зеленая полоска радуги

Зеленое яблоко горох арбуз капуста виноград крыжовник

Голубая полоска радуги

Голубика

Синяя полоска радуги

Синий виноград

Фиолетовая полоска радуги

Слива капуста картошка

Воспитатель:

Вот и закончились приключения нашего колобка!

3. Дидактическая игра «Почини платье»

Возраст 5-6 лет

Цель:

Оборудование: силуэты платьев с «дырами» и детали для починки платьев.

Методика проведения:

Воспитатель предлагает помочь Золушке починить платья для сестер. Необходимо каждую деталь поставить правильно на свое место. Ребенок должен назвать, какими геометрическими фигурами починил платье.

Усложнение. Можно детали разделить пополам, предложить самостоятельно вырезать заплатки.

4. Дидактическая игра «Почини сапоги»

Возраст 4-5 лет

Цель: уметь соотносить геометрические фигуры с «дырами».

Оборудование: силуэты сапог с «дырами» и геометрические фигуры: круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник.

Методика проведения:

Воспитатель обращает внимание детей на сапоги: сапожнику нужна помощь, прохудились сапоги, их следует починить: найти нужную заплатку и положить на соответствующую дырку.

Ребенок берет геометрическую фигуру, называет ее, подбирает: куда она подходит. Воспитатель проверяет правильность выполнения.

5. Дидактическая игра «Рассели гостей»

Возраст 4-5 лет

Цель: закрепить умение различать геометрические фигуры (круг, овал, треугольник, прямоугольник, квадрат)

Оборудование: карточка-схема и набор игрушек мелких.

Методика проведения:

Воспитатель предлагает расселить гостей в новый дом. Дети по указанию воспитателя ставят игрушки на соответствующие фигуры.

Например, лягушка живет в комнате с квадратными окнами, ребенок должен поставить игрушку лягушку на круг, и т.д.

6. Дидактическая игра «Расскажи, что изображено на картинке»

Возраст 4-5 лет

Цель: закрепить умение видеть геометрические фигуры (круг, овал, треугольник, прямоугольник, квадрат) в изображении предметов окружающей действительности и называть их.

Оборудование: картинка с изображение предметов из геометрических фигур.

Методика проведения:

Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть картинку и рассказать, что он видит на картинке и из каких геометрических фигур состоит предмет.

Например, желтое солнышко – оно круглое, облака – овальной формы и т.д.

7. Дидактическая игра «Подбери пару варежке»

Возраст 4-5 лет

Цель: закрепить умение различать геометрические фигуры (круг, овал, треугольник, прямоугольник, квадрат) и называть их.

Оборудование: карточки-варежки, с изображением на них орнамента из геометрических фигур.

Методика проведения:

Воспитатель предлагает ребенку помочь подобрать пару варежке и рассказать, каким узорам они украшены.

8. Дидактическая игра «Прятки»

Возраст 4-5 лет

Цели:

*

* Развивать логическое мышление, умение анализировать.

Оборудование: карточка с изображением; набор геометрических фигур: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник.

Методика проведения:

Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть карточку и назвать, какие фигуры изображены на карточке. Обращает внимание, что геометрические фигуры расположены в ряды, некоторые спрятались. Воспитатель предлагает поставить по местам геометрические фигуры.

9. Дидактическая игра «Укрась салфетку»

Возраст 4-5 лет

Цели:

* Закрепить умение различать геометрические фигуры (круг, треугольник, прямоугольник, квадрат) и называть их.

* Развивать логическое мышление, воображение.

Оборудование: карточка 15 x 15; набор геометрических фигур: круги, квадраты, прямоугольники, треугольники и овалы.

Методика проведения:

Воспитатель предлагает детям украсить салфетки для своих мам геометрическими фигурами: кто как хочет. Выполнив задание, ребенок должен рассказывает: какими фигурами украсил салфетку и где их располагал.

Игры по разделу величина

1.Дидактическая игра «Собери пирамидку»

Возраст 4-5 лет

Цели:

* Закрепить умение составлять изображение пирамидки из овалов разной величины в порядке убывания.

* Уточнить названия цветов.

Оборудование: овалы разного цвета и величины.

Методика проведения:

Воспитатель предлагает ребенку назвать величину разложенных на столе овалов и их цвет, составить пирамидку.

2. Дидактическая игра «Собери яблоки»

Возраст 4-5 лет

Цели:

* Упражнять в умении соотносить предметы с нужной величиной.

Оборудование: картинка с изображением яблони, яблочки разной величины: большие, поменьше и самые маленькие, 3 корзинки разной величины.

Методика проведения:

Воспитатель загадывает загадку:

Загляни в осенний сад
Чудо - мячики висят.
Красноватый, спелый бок
Ребятишкам на зубок.

(Яблоко)

На столе перед ребенком раскладывает картинку яблони с яблоками разной величины, уточняет одинаковые ли по величине яблоки на яблоне.

Демонстрирует ребенку корзинки, уточняет какие они по величине, предлагает собрать яблоки в нужные корзинки.

3. Дидактическая игра «Наведи порядок на кухне»

Возраст 4-5 лет

Цели:

* Закрепить умение различать величину предметов: большой, поменьше, самый маленький.

* Упражнять в умении раскладывать предметы слева направо в порядке возрастания и убывания.

Оборудование: карточки с изображением посуды разной величины: большие, поменьше и самые маленькие.

Методика проведения:

Воспитатель предлагает детям рассмотреть посуду, которая лежит перед ними на столе, уточняет названия, цвет и величину.

Предлагает навести порядок на кухне, расставив посуду в порядке убывания, возрастания слева направо.

Дети расставляют посуду, называют в порядке убывания, возрастания.

Игры на логику

1. Дидактическая игра «Сказка по клеткам»

Возраст 5-6 лет

Цели:

* Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги по клеткам.

Оборудование: карточка с клетками, фишки - картинки с изображением предметов.

Методика проведения:

Воспитатель предлагает рассмотреть ребенку карточку, уточняет расположение цифр на ней, и фишки с изображением предметов, предлагает назвать: кто на них изображен. Педагог объясняет задание, чтобы получилась сказка нужно внимательно слушать и ставить фишки на нужную клеточку.

Воспитатель начинает рассказывать сказку: «Жила была девочка Маша (4,3), отправилась она гулять в лес (4,2). Высоко в небе парила птичка (1,2). Ласково светило солнце (1,4). На полянке Маша увидела красивые цветы (3,5). Скоро Маша увидела красивую бабочку (2,1). Хорошо летом в лесу».

Если ребенок правильно выполнял задание, то получится вот такая сказка по клеткам.


Вариантов сказок может быть очень много, все зависит от вас!

2. Дидактическая игра «Фантазеры»

Возраст 5-6 лет

Цели:

* Закрепить умение строить по схеме из деталей игры.

*

Оборудование: схемы, игра «Колумбово яйцо».

Методика проведения:

1 вариант игры.

Воспитатель предлагает детям отправиться в морское путешествие, но для этого нужно построить корабли по схемам из деталей игры. Дети строят по схемам корабли.




2 вариант игры.

Воспитатель предлагает детям отправиться в волшебный лес и построить животных и птиц, которые могут обитать в этом лесу из деталей игры.

Дети придумывают изображения зверей и птиц.

3. Дидактическая игра «Вырастим цветы» (Блоки Дьеныша)

Возраст 5-6 лет

Цели:

* Закрепить знания о геометрических фигурах.

* Упражнять в умении «читать» схемы-указания.

* Развивать образное мышление, воображение.

Оборудование: карточка-схема - «Полянка со стебельками», наборы геометрических фигур: круги, квадраты, треугольники по 5 шт. красные, синие и желтые; схемы для серединок и лепестков цветов, готовый образец.

Методика проведения:

Воспитатель показывает схему полянки:
- Ребята, посмотрите, на цветочной полянке случилась беда: злая волшебница заколдовала цветы - сделала их невидимыми. Волшебной стране срочно нужна ваша помощь, нужно расколдовать цветы.

Внимательно рассмотрите схемы для серединок и положите правильно нужные геометрические фигуры. А сейчас рассмотрите схемы для лепестков, будьте очень внимательны, и выложите лепестки нужными геометрическими фигурами.

Воспитатель для проверки предлагает готовый образец. Оценивает деятельность детей в игре, хвалит выполнивших правильно задание. С теми, кто затруднился, проводит индивидуально еще раз игру.

Схемы для серединок цветов.

Схемы для лепестков.

Готовый образец:

4. Дидактическая игра «Загадки и отгадки»

Возраст 5-6 лет

Цели:

* Развивать образное мышление, воображение.

* Упражнять в умении выкладывать из счетных палочек предметы по схеме.

Оборудование: счетные палочки на каждого ребенка и карты-схемы.

Методика проведения:

Воспитатель читает загадку и предлагает детям из счетных палочек построить отгадку по карте-схеме или по личному замыслу.


По волнам дворец плывет, Закружу, заверчу, в небеса улечу.
На себе людей везет. (вертолет)
(корабль)

Блещет в речке чистой

Спинкой серебристой.

(рыбка)

5. Дидактическая игра «Реши задачку»

Возраст 5-6 лет

Цели:

* Развивать образное мышление, воображение.

* Упражнять в умении выкладывать цифры из фасоли.

Оборудование: фасоль в тарелочке на каждого ребенка.

Методика проведения:

Воспитатель предлагает решить стихотворную задачку, а ответ выложить на столе из фасоли.

*** ***

Как-то ночью под кусточком Пять ворон на крышу сели,

Грибы выросли опять. Да еще к ним прилетели.

Два грибочка, три грибочка. Отвечайте быстро, смело

Сколько будет? Ровно...(пять) Сколько всех их прилетело? (семь)

Математические игры для детей 4-7 лет с использованием анализаторов

Кондукторова Наталия Валерьевна, воспитатель МБДОУ городского округа Балашиха «Детский сад комбинированного вида № 20 «Теремок»

Описание работы: Предлагаю вашему вниманию математические игры для детей среднего и старшего дошкольного возраста с применением анализаторов. В работе предлагаются игры, обучающие детей счету с помощью осязательного, слухового, двигательного анализаторов. Представленные игры можно использовать в организованной образовательной деятельности и самостоятельной игровой деятельности детей. Данный материал будет полезен воспитателям детских садов, родителям детей дошкольного возраста.

Цель: привлечение интереса к использованию математических игр и упражнений в развитии познавательных способностей детей.

Психолого - педагогические исследования ученых позволяют разделить формирование элементарных математических представлений на периоды:
1.Дочисловой период
2.Период счетной деятельности
3.Период вычислительной деятельности

Во второй из этих периодов дети (4-7 лет) овладевают счетной деятельностью; учатся различать процесс счета от итога счета; учатся оперировать с количеством; различать и понимать вопросы: «сколько?», который?», «который по порядку?», «какой по счету?».
Одной из психологических особенностей восприятия детьми счетной деятельности во втором периоде является увлечение простым перечислением числительных, что не говорит об умении ребенка считать. В начале средней группы ребенок еще не понимает значение итогового числа. Часто последнее числительное относится ребенком ко всей пересчитываемой группе предметов.
Обучение счету должно помочь детям понять цель счетной деятельности – только сосчитав предметы, можно ответить на вопрос «сколько?» и овладеть средствами счетной деятельности. Обучение детей счету проводится в два этапа:
1.Дети учатся называть итоговое число на основе счета воспитателя
2.Дети овладевают счетными действиями и учатся различать процесс счета от итогового счета.

Для отработки счетных навыков предлагается множество игровых упражнений и игр. Очень важно в процессе обучения детей счету включать кроме зрительного еще слуховой, двигательный, осязательный анализаторы. Это поможет ребенку лучше понять, усвоить значение итогового числа.

Игры, обучающие детей счету по осязанию.
«Сколько игрушек спряталось»
Задача: учить детей считать предметы на ощупь
Содержание: Воспитатель ставит игрушки под салфетку.
- Сколько игрушек спряталось? – спрашивает воспитатель.
Дети считают игрушки через салфетку на ощупь. После того, как ребенок сосчитает игрушки, воспитатель снимает салфетку, вместе проверяют, правильно ли сосчитал ребенок.
Примечание: количество игрушек зависит от возрастной группы детей: в средней – до пяти игрушек; в старшей – до десяти; в подготовительной – до двадцати.



«Домик для пуговиц»
Задача: учить детей считать пуговицы на ощупь
Содержание: Воспитатель закрывает карточки с нашитыми пуговицами салфеткой или помещает планку в чехол-домик.
- Сколько пуговиц спряталось в домике? – спрашивает воспитатель.
Ребенок считает пуговицы на ощупь. После того, как ребенок сосчитает пуговицы, воспитатель снимает салфетку, вместе проверяют, правильно ли сосчитал ребенок.
Примечание: количество пуговиц на планке зависит от возрастной группы детей: в средней – до пяти пуговиц; в старшей – до десяти; в подготовительной – до двадцати.



«Домик для дырочек»
Задача: учить детей считать дырочки на ощупь.
Содержание: Воспитатель помещает карточки с планками (в планках вырезаны дырочки) в чехол.

Сколько дырочек спряталось в домике? – спрашивает воспитатель.
Ребенок считает дырочки на ощупь. После того, как ребенок сосчитает дырочки, воспитатель вынимает планку из чехла, вместе пересчитывают дырочки.
Примечание : количество дырок на планке зависит от возрастной группы детей: в средней – до пяти; в старшей – до десяти; в подготовительной– до двадцати.




«Шишки спрятались»
Задача: учить детей считать шишки на ощупь.
Содержание: Воспитатель помещает в домик – мешочек шишки. Ребенок должен сосчитать шишки на ощупь. После того, как ребенок сосчитает шишки, воспитатель вынимает их из мешочка и вместе пересчитывают предметы.
Примечание: количество шишек в мешочке зависит от возрастной группы детей: в средней – до пяти; в старшей – до десяти; в подготовительной – до двадцати.


«Камешки»
Задача: учить детей считать камешки на ощупь.
Содержание: Воспитатель помещает в домик – мешочек камешки. Ребенок должен сосчитать камешки на ощупь. После того, как ребенок сосчитает камешки, воспитатель вынимает их из мешочка и вместе пересчитывают предметы.
Примечание: количество камешков в мешочке зависит от возрастной группы детей: в средней – до пяти; в старшей – до десяти; в подготовительной – до двадцати.


«Пуговицы»
Задача: учить детей считать пуговицы на ощупь.
Содержание: Воспитатель помещает в домик – мешочек пуговицы. Ребенок должен сосчитать пуговицы на ощупь. После того, как ребенок сосчитает пуговицы, воспитатель вынимает их из мешочка и вместе пересчитывают предметы.
Примечание: количество пуговиц в мешочке зависит от возрастной группы детей: в средней – до пяти; в старшей – до десяти; в подготовительной – до двадцати.


«Веселая фасоль»
Задача: учить детей считать фасолинки на ощупь.
Содержание: Воспитатель помещает в домик – мешочек фасоль. Ребенок должен сосчитать фасоль на ощупь. После того, как ребенок сосчитает фасолинки, воспитатель вынимает их из мешочка и вместе пересчитывают предметы.
Примечание: количество фасолинок в мешочке зависит от возрастной группы детей: в средней – до пяти; в старшей – до десяти; в подготовительной – до двадцати.


«Сколько семечек спряталось в домике»
Задача: учить детей считать семена тыквы на ощупь.
Содержание: Воспитатель помещает в домик – мешочек семена тыквы. Ребенок должен сосчитать шишки на ощупь. После того, как ребенок сосчитает семена тыквы, воспитатель вынимает их из мешочка и вместе пересчитывают предметы.
Примечание: количество тыквенных семечек в мешочке зависит от возрастной группы детей: в средней – до пяти; в старшей – до десяти; в подготовительной – до двадцати.



Примечание: Мешочки с природным материалом, планки с пуговицами, дырками удобно хранить в папке с карманами для хранения.





Игры, обучающие детей счету на слух.
«Сосчитай звуки»
Задача:
Содержание: За ширмой находятся музыкальные инструменты: металлофон, ложки. Воспитатель отстукивает звуки на металлофоне в определенном ритме с паузой. Дети считают звуки, называют музыкальный инструмент. Затем воспитатель отстукивает звуки ложками. Дети считают количество звуков, называют инструмент. Воспитатель отхлопывает в ладоши определенное количество звуков в определенном ритме с паузой. Дети считают и называют предмет, издающий звук.
Примечание: металлофон, ложки можно заменить любыми звучащими предметами.


«Послушай и сосчитай»
Задача: учить детей считать звуки на слух.
Содержание: Воспитатель отстукивает звуки в определенном ритме с паузой на металлофоне (ложках, отхлопывает в ладоши). Детям предлагается посчитать услышанные звуки и отсчитать столько же шишек (камешков, пуговиц или других предметов), разложить предметы перед собой.


Игры, обучающие детей счету движений.
Упражняя детей в счете движений, дошкольникам предлагаются игры на воспроизведение указанного количества движений по образцу или по названному числу.

1.Счет по образцу
«Поднималки»
Задача:
Содержание: Сосчитай, сколько кругов на карточке (на столе, в коробке) и подними правую (левую) руку столько же раз.
Примечание: круги можно заменить природным материалом: шишками, камешками, желудями.


«Приседалки»
Задача: учить детей считать движения по образцу.
Содержание: Посчитай, сколько пуговиц (дырок) на планке, присядь столько же раз.
Примечание: планки можно заменить геометрическими фигурами, природным материалом (шишками, камешками, желудями)

2.Счет по названному числу.

«Спортивная математика»
Задача: учить детей считать движения по названному числу.
Содержание: Подними левую (правую) руку 1 (2, 3, 4, 5, 6, 7, 8….) раз.
Примечание: движения можно предлагать разнообразные: приседания, прыжки, хлопки, шаги и другие.

Методические рекомендации:
- предложенные игры можно применять в организованной образовательной деятельности, в режимных моментах;
- при подборе той или иной игры нужно учитывать программные задачи: учить считать предметы на ощупь, на слух, считать движения в зависимости от возрастной группы, усложняя задания, увеличивая количество предметов, движений:
в средней группе – счет в пределах пяти;
в старшей группе – счет в пределах 10;
в подготовительной группе – счет в пределах 20.

Спасибо за внимание!!!

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!