Образование для Вас

Что дают развитию личности различные объединения учащихся. Развитие личности – необходимое условие для успеха в жизни. Условия развития личности человека: моторика и развитие ребенка

Многие люди со временем практически останавливаются в собственном развитии. У кого-то пропадает желание к саморазвитию в связи с достижением основных поставленных жизненных целей, кто-то занимается тем делом, которое ему не слишком нравится, а у некоторых людей банально не хватает свободного времени.

При этом, важно понимать, что развитие личности является одним из основных условий улучшения собственной жизни. Если человек не развивается, с течением времени у него нет новых возможностей, которые он мог бы предложить другим людям: в результате, в связи с быстрым развитием технологий и появлением новых возможностей для обучения он начинает проигрывать другим людям по большинству параметров.

Для того, чтобы развитие личности было комплексным, необходимо уделить внимание нескольким различным составляющим этого процесса. В целом оно подразумевает под собой изменение количественных и качественных свойств – в частности, это характер, способности, мировоззрение и самоощущение и т.п.

Накопление опыта – важная составляющая для собственного развития

Личностный рост подразумевает получение опыта в различных сферах жизни. Его можно приобрести как с помощью обучения (это касается как института, так и посещения различных курсов, мастер классов и т.д.), так и с помощью различных практических ситуаций.

Для получения разностороннего опыта лучше всего менять собственные увлечения и выходить за рамки собственной зоны комфорта - то есть тех вещей, которые вы хорошо умеете делать.

Так, человеку увлекающемуся изучением языков, стоит попробовать себя в единоборствах или фотографии, а тому, кто склонен к музыке, следует заняться чем-то непохожим – от скалолазания до плавания. Кроме того, следует посещать различные тренинги в рамках своей профессиональной области, которые позволят знакомиться с новыми методами и технологиями и получить реальную практику.

Наконец, следует делать выводы из любых происходящих ситуаций и корректировать свое поведение в случае их повторения.

Развитие гибкости характера – основа успешного выхода из любой ситуации

У каждого человека есть свои достоинства и недостатки, многие из которых заложены еще при рождении и воспитании. При этом, необходимо уметь акцентировать внимание и использовать собственные положительные качества и работать над отрицательными чертами.

Для того чтобы улучшить собственный характер и научиться лучше понимать себя, необходимо знакомиться с книгами по психологии. Многие из них позволяют изменить отношение к себе и окружающему миру, а также научиться извлекать пользу из любых совершаемых действий и происходящих ситуаций.

Определение собственного типа характера позволит лучше понять предрасположенность к тем или иным видам работы, а также развить возможность подстраиваться под заданные условия. Данная способность является важной составляющей для того, чтобы научиться достигать поставленных целей.

Личностный рост – это формирование мировоззрения и самосознания

Многим людям сложно определиться со своим отношениям к различным составляющим мира. Кроме того, практически у каждого человека зачастую возникает ситуация непонимания поведения окружающих людей или происходящих ситуаций. Наконец, нередки ситуации, когда мнение людей идет вразрез с ценностями общества: в результате этого может возникать серьезный дисбаланс.

Для того, чтобы обеспечить развитие личности, необходимо пробовать себя в различных сферах жизни, знакомиться с трудами ученых в области психологии и физиологии (в том числе для того, чтобы избегать социальных ловушек, с которыми каждый человек сталкивается ежедневно).

Кроме того, для того, чтобы работать над самосознанием, необходимо уделять время не только духовному и умственному развитию, но и приводить в порядок все сферы жизни:

  1. Следует сформировать определенный режим дня, в котором необходимо выделить время на себя и свои увлечения. Важно понимать, что в конце каждого дня следует подводить его итоги. Также полезной практикой является ;
  2. Правильное питание и тренировки являются основной для того, чтобы снизить уровень недовольства теми или иными составляющими жизни (поскольку спорт позволяет выбрасывать негативные эмоции), а также наладить эмоциональное состояние и ход мыслей;
  3. Найти баланс между различными составляющими своей жизни. Так, необходимо выстроить жизненные приоритеты и уделять время той или иной части жизни соответственно выстроенным приоритетам. В случае если наблюдается перекос (работу, отношения и т.д.), вырастет недовольство собой, а возможности для личного роста уменьшатся.

Важно понимать, что для успешного личностного роста следует завести привычку к планированию и распределению круга обязанностей. Это позволит даже в условиях серьезной занятости выделить время на собственное развитие, которое в долгосрочной перспективе является важным условием для достижения высоких результатов.

Таким образом, развитие личности – это достаточно сложный процесс, который обязательно должен быть комплексным. Кроме того, важно постоянно заниматься личностным ростом для того, чтобы развивать собственные конкурентные преимущества. Высокий уровень развития позволит проще справляться с поставленными задачами и оставлять больше времени на любимые занятия и отдых.

На сегодняшний день в психологии существует около пятидесяти теорий личности. Каждая из них рассматривает и по-своему трактует то, как происходит формирование личности. Но все они сходятся во мнении, что человек проживает этапы становления личности так, как не проживал никто до него, и не будет проживать ни один человек после.

Почему один человек любим, уважаем, успешен во всех сферах жизнедеятельности, а другой деградирует и становится несчастным? Чтобы ответить на этот вопрос нужно знать факторы формирования личности, оказавшие влияние на жизнь конкретного человека. Важно как проходили этапы формирования личности, какие новые черты, качества, свойства и способности появлялись в течение жизни, учитывать роль семьи в формировании личности.

В психологии есть несколько определений этого понятия. Определение в философском смысле – это ценность, ради и благодаря которой развивается общество.

Этапы развития

Способен к развитию активный и деятельный человек. Для каждого возрастного периода один из видов деятельности является ведущим.

Концепцию ведущей деятельности разработал советский психолог А.Н. Леонтьев, он же выделил основные этапы формирования личности. Позже его идеи развил Д.Б. Эльконин и другие ученые.

Ведущий вид деятельности – фактор развития и деятельность, которая определяет формирование основных психологических новообразований индивида на очередной ступени его развития.

«По Д. Б. Эльконину»

Этапы формирования личности по Д. Б. Эльконину и ведущий вид деятельности в каждой из них:

  • Младенческий возраст – непосредственное общение со взрослыми.
  • Ранее детство – предметно-манипулятивная деятельность. Ребенок учится обращаться с простыми предметами.
  • Дошкольный возраст – сюжетно-ролевая игра. Ребенок в игровой форме примеряет взрослые социальные роли.
  • Младший школьный возраст – учебная деятельность.
  • Подростковый возраст – интимное общение со сверстниками.

«По Э. Эриксону»

Психологические периодизации развития индивидуальности разрабатывали и зарубежные психологи. Наиболее известной является периодизация, предложенная Э.Эриксоном. По Эриксону формирование личности происходит не только в юности, но и в глубокой старости.

Психосоциальные стадии развития – кризисные этапы становления личности индивида. Становление личности – это прохождение одного за другим психологических этапов развития. На каждом этапе происходит качественное преобразование внутреннего мира индивида. Новообразования каждого из этапов – следствие развития индивида на предыдущем этапе.

Новообразования могут быть как положительными, так и . Их сочетание определяет индивидуальность каждого человека. Эриксон описал две линии развития: нормальную и аномальную, в каждой из которой выделил и противопоставил психологические новообразования.

Кризисные этапы формирования личности по Э. Эриксону:

  • Первый год жизни человека – кризис доверия

В этот период особо важна роль семьи в формировании личности. Через мать и отца ребенок узнает, добр к нему мир или нет. В лучшем случае появляется базовое доверие к миру, если формирование личности аномальное, образуется недоверие.

  • От одного года до трех лет

Самостоятельность и уверенность в себе, если процесс становления личности происходит нормально или неуверенность в себе и гипертрофированный стыд, если он аномальный.

  • Три – пять лет

Активность или пассивность, инициатива или чувство вины, любопытство или безразличие к миру и людям.

  • От пяти до одиннадцати лет

Ребенок учится ставить и достигать цели, самостоятельно решать жизненные задачи, стремится к успеху, развивает познавательные и коммуникативные навыки, а также трудолюбие. Если формирование личности в этот период отклоняется от нормальной линии, новообразованиями станут комплекс неполноценности, конформность, ощущение бессмысленности, тщетности усилий при решении задач.

  • От двенадцати до восемнадцати лет

Подростки переживают этап жизненного самоопределения. Молодые люди строят планы, выбирают профессию, определяются с мировоззрением. Если процесс формирования личности нарушается, подросток погружается в свой внутренний мир в ущерб внешнему, но у него не получается разобраться в себе. Путаница в мыслях и чувствах приводит к снижению активности, неспособности планировать будущее, трудности с самоопределением. Подросток выбирает путь «как все», становится конформистом, не имеет своих личных мировоззренческих установок.

  • От двадцати до сорока пяти лет

Это ранняя взрослость. У человека появляется желание быть полезным членом общества. Он работает, создает семью, заводит детей и при этом чувствует удовлетворенность от жизни. Ранняя зрелость – период, когда роль семьи в формировании личности снова выходит на первый план, только семья эта уже не родительская, а созданная самостоятельно.

Положительные новообразования периода: интимность и общительность. Отрицательные новообразования: изоляция, избегание близких отношений и неразборчивые связи. Трудности характера в это время могут перерасти в расстройства психики.

  • Средняя зрелость: сорок пять – шестьдесят лет

Прекрасный этап, когда процесс становления личности продолжается в условиях полноценной, творческой, разнообразной жизни. Человек воспитывает и обучает детей, достигает определенных высот в профессии, уважаем и любим семьей, коллегами, друзьями.

Если формирование личности благополучное, человек активно и продуктивно работает над собой, если нет – происходит «погружение в себя» с целью уйти от реальности. Такой «застой» грозит потерей трудоспособности, ранней инвалидностью, и озлобленностью.

  • После шестидесяти лет наступает поздняя взрослость

Время, когда человек подводит итоги жизни. Крайние линии развития в старости:

  1. мудрость и душевная гармония, удовлетворенность прожитой жизнью, ощущение ее полноты и полезности, отсутствие страха смерти;
  2. трагичное отчаяние, ощущение того, что жизнь прожита зря, а прожить ее заново уже нельзя, боязнь смерти.

Когда этапы формирования личности переживаются благополучно, человек научается принимать себя и жизнь во всем ее многообразии, живет в гармонии с собой и окружающим миром.

Теории формирования

О том, как формируется личность, каждое направление в психологии отвечает по-своему. Есть психодинамические, гуманистические теории, теория черт, теория социального научения и другие.

Некоторые теории появились в результате многочисленных экспериментов, другие неэкспериментальные. Не все теории охватывают возрастной диапазон от рождения до смерти, некоторые «отводят» на формирование личности только первые годы жизни (обычно до совершеннолетия).

  • Наиболее целостной, совмещающей сразу несколько точек зрения, является теория американского психолога Эрика Эриксона. По Эриксону формирование личности происходит по эпигенетическому принципу: от рождения до смерти человек проживает восемь стадий развития, предопределенных генетически, но зависящих от социальных факторов и самого индивида.

В психоанализе процесс формирования личности – адаптация природной, биологической сущности человека к социальной среде.

  • Согласно основателю психоанализа З. Фреду, человек формируется, когда учится удовлетворять потребности в социально-приемлемой форме и вырабатывает защитные механизмы психики.
  • В противовес психоанализу, гуманистические теории А. Маслоу и К. Роджерса, концентрируются на способности человека самовыражаться и самосовершенствоваться. Основная идея гуманистических теорий – самоактуализация, она же и основная человеческая потребность. К развитию человека подталкивают не инстинкты, а высшие духовные и социальные потребности и ценности.

Становление личности – это постепенное нахождение своего «Я», раскрытие внутреннего потенциала. Самоактуализирующийся человек активный, творческий, непосредственный, честный, ответственный, свободный от шаблонов мышления, мудрый, способный принять себя и других такими, какие они есть.

В качестве компонентов личности выступают следующие свойства:

  1. способности – индивидуальные свойства, определяющие успешность той или иной деятельности;
  2. темперамент – врожденные особенности высшей нервной деятельности, обуславливающие социальные реакции;
  3. характер – совокупность воспитываемых качеств, обуславливающих поведение по отношению к другим людям и самому себе;
  4. воля – способность достичь цели;
  5. эмоции – душевные волнения и переживания;
  6. мотивы – побуждения к деятельности, стимулы;
  7. установки – убеждения, взгляды, направленность.

В современном мире, впрочем, как и в древние времена, достигнуть тех или иных высот с нуля могут далеко не многие люди. Не то, чтобы успех не приходит к остальным, но имеется в виду именно реальный успех, т.е. когда человек достигает своей цели, пройдя через различные испытания, невзгоды, несмотря ни на что. Конечно, вы можете, к примеру, просто выиграть в карты в дурака, играя со своими друзьями одним из вечеров. И это будет тоже успех. Но речь не о таком небольшом успехе, а о действительно великих делах. Таких делах, которые заслуживают всяческого уважения, а зачастую и зависть окружающих. Да, впрочем, и мелкие успехи тоже входят в этот список.

Почему сейчас так модны и востребованы различные тренинги личностного роста? Потому что, очевидно, есть в них потребность у некоторых людей. У того, кто хочет чего-то в жизни добиться, но у него не получается. У того, кто не плывет по течению, а хочет чего-то большего, чем простая жизнь работяги.

Чаще всего это желание развития зависит от материальных факторов, т.е. люди хотят не сколько развития личностного, сколько материального. Красивую жизнь, яхты, курорты, молодых красавиц рядом с собой и т.д. Люди хотят жить красиво. На этом и спекулируют различные коучи на тренингах. Уверяя, что прослушая их лекции, вы непременно станете богатыми и успешными альфа-самцами. Женщины будут так и липнуть к вам, мужчины уважать, а деньги водиться. От своей природной жадности, лени и желания получить всё и сразу люди клюют на такие уловки и записываются на тренинги. Позволяя, при этом, неплохо зарабатывать их авторам.

Но авторы этих тренингов пользуются несложными способами коллективного гипноза, при котором человек, под воздействием окружающих, начинает делать то, что говорит коуч. Коучи внушают им, что они самые лучшие и они все могут, но при попытке воплотить эти навыки на деле человек фрустрирует оттого, что ведь он реально считает себя успешным, уверенным в себе, но дела так и не идут в гору, девушки не липнут, и мужчины всё так же не уважают.

Но ключ к любому успеху уже давно выведен в простейшей формуле и широко используется людьми. Чтобы добиться успеха в том или ином деле - нужно катастрофически много трудиться над этим. Нужна сильная воля, которая не будет позволять спасовать при первых же трудностях, а заставлять продолжать начатое, во что бы то ни стало. Ну, и знаменитая формула: "Терпение - залог успеха!"

Терпеливо ждать, усердно трудиться и не останавливаться перед сложностями - это и есть всё, что нужно знать для достижения успеха. Другое дело, что иной раз это даётся все очень трудно. Но ведь чем сложнее путь - тем слаще победа!

Но в чем же суть личности в формировании успеха? Почему тренинги называются тренинги личностного роста? Потому что авторы их знают, насколько важна для достижения тех или иных целей именно личность человека. Ведь именно личность и есть показатель успешности.

Понятно, что термин "личность" можно употреблять и к совсем слабым, беспомощным людям. В криминалистике ещё любят "устанавливать личность". Поэтому для обозначение важности и высокой степени этот термин можно употреблять с заглавной буквы, тем самым показывая, что это не просто человек из серой массы, а действительно Личность.

При этом я нисколько не хочу оскорбить тех, кого можно отнести к серой массе людей. Все люди разные, и каждому своё. Но речь идёт именно о тех, кто действительно желает быть сильным и добиваться своих смелых целей.

Существует термин "Культ личности", который в свое время широко использовался для описания политического строя при И. Сталине. Сторонники же сталинизма на критику отвечали следующее: "Ну был культ личности, согласен, но ведь и Личность же была!"

Если не было бы Личности у того или иного правителя, его успехи в управлении тем или иным государством были бы ничтожны. Я не буду здесь давать каких-либо характеристик тем или иным правителям, но хочу указать на сам нюанс наличия Личности. Далеко не всегда эти личности были гуманны или вели себя даже кровожадно, но речь о самой значимости Личности того или иного человека.

Получается, чтобы добиться успеха в действительно сложном деле, нужно сначала себя превратить в Личность, т.е. самому стать личностью. Значит, величина успешности имеет прямую зависимость от величины личностного роста. Чем более твоя личность развита и сильна, тем большего успеха ты можешь добиться. Т.е., другими словами, Личность - это показатель успешности.

Что представляет из себя Личность сильного человека? Самое главное отличие от простых смертных в том, что развитая Личность имеет вектор развития. Т.е. она готова развиваться постоянно, не останавливаясь ни перед чем, тогда как у простого дворового гопника личность не развивается совсем. Тело его претерпевает физиологические изменения, стареет, но его разум стоит на месте, остановившись в каком-то возрасте. Значит, такая не развивающаяся личность не имеет векторной направленности.

Если взглянуть на уже успешных людей: известных артистов, спортсменов, бизнесменов, ученых и т.д. - то сразу видно невооруженным глазом, что каждый из них является специалистом в своём деле. Известный кардиохирург отлично выполняет операции на сердце. Бизнесмен владеет крупной компанией, и его бизнес процветает. Спортсмен - победитель различных соревнований и т.д. Каждый из них посвятил свою жизнь какому-то делу и делает его настолько качественно, что именно это заставляет других людей его уважать и завидовать ему.

Естественно, такие люди имеют хорошую материальную обеспеченность. Но если бы они зацикливались на том, что они хотят много денег, то им бы не удалось достичь успеха в этом своём деле по одной простой причине. Всегда, когда пытаешься добиться успеха, то натыкаешься на трудности, которые мешают тебе сделать это. При этом может падать мотивация и одолевать уныние. И если каждый раз, при каждой трудности пасовать, то тогда нельзя достичь вообще никакого успеха. Ни в чём.

Тогда невозможно стать хоть кем-то. Тогда человек способен пополнять ряды серой массы. Поэтому при развитии личности важно иметь или найти какое-то дело, которое настолько сильно вас поглотит, что вы достигнете в нем небывалых высот. Будь то спорт, бизнес, наука, искусство, какое-либо рукоделие или что-нибудь иное. Не важно. Главное - иметь нечто, в чем вы сможете быть первоклассным специалистом.

После этого вы будете иметь и материальное обеспечение, и любовь женщин, и уважение мужчин. И это всё так просто, однако, многие люди не понимают этого или просто не хотят ничего делать. Есть и такие. Одно дело, когда ты хочешь, но не можешь и не знаешь, как, а другое, когда ты и не знаешь, и даже не хочешь ничего знать. Тебя устраивает твоя скучная жизнь в виде пустого времяпровождения с каким-то жизнезаменителем: телевизор, компьютерные игры, алкоголь и прочее (много их).

Как же можно развивать свою личность, если тренинги по сути просто вымогают деньги и время? Развиваться самостоятельно. Как мы уже выяснили, для того, чтобы стать человеком , чтобы стать действительно Личностью, нужно для начала разобраться с тем, а чем, собственно, я должен заниматься. Но именно этот вопрос для многих очень сложный. Много людей, находящихся в поисках себя, которые не могут найти себе место, не могут найти цели. Берутся за одно - неинтересно, пробуют другое - тоже неинтересно. Спрашивают себя: а что же тогда мне интересно? - и не получают ответа. Ничего! Ничего не интересно. И таких людей много.

А в чем проблема такого безрезультатного поиска? А проблема в мотивации! Проблема психологического характера. Человек, пока рос, не получил должного воспитания от своих родителей по тем или иным причинам. И во взрослом возрасте не имеет особой тяги к свершению каких-либо дел. Вот мы и выяснили причину. Ведь человеческая личность начинает формироваться не в 20 лет, а гораздо раньше - в самом раннем возрасте, когда он проводит все время со своими родителями, а потом воспитателями детсадов и учителями. Но при наших реалиях родители очень часто не уделяют ребёнку должного внимания. Имеются в виду не просто "сюси-пуси-кушай кашку", а попытки научить его чему-то.

Ведь что такое воспитание? Многие люди под воспитанием понимают материнскую заботу. Накормить, одеть, обуть, доставить в детсад/школу и прочее. Т.е. сугубо бытовые мелочи. Однако воспитание не стоит путать с заботой . Воспитание - это передача своего опыта младшему поколению. Т.е. когда родитель обучает чему-то своего ребенка. Поэтому так называемых воспитателей детсадов зря так называют, ибо они толком-то ничему там не учат. Это не воспитатели, а надзиратели. Они, по сути, просто следят за ребенком, за его бытовыми нуждами, чтобы он не лазил куда не следует, вовремя ел, спал, т.е. просто присматривают за детьми, когда родители не могут.

Поэтому многие нерадивые родители искренне считают, что, утолив его бытовые нужды, включив мультик на телевизоре, накормив, обув, одев, они выполняют свой родительский долг. И ребенок вырастает бездарью. Воспитание же предполагает передачу своего опыта. А так получилось у нас, у млекопитающих, что процесс обучения у детей происходит путем копирования поведения более старшей особи, которая пользуется каким-либо авторитетом у ребенка. Проще говоря, ребенок копирует поведение своих родителей.

Помните, что узников концлагерей тоже кормили и одевали, при этом их личности никому не были важны, их содержали "на убой". Поэтому мало только кормить и одевать детей - их нужно еще воспитывать. У всех животных родители занимаются воспитанием своих детёнышей, учат летать, охотиться, учат жить и выживать в мире самостоятельно, и только наши, человеческие бестолковые родители, считают, что достаточно запихать в них какой-либо еды и дать в руки планшет с играми! Ведь даже щенков хозяин и то воспитывает, дрессирует!

Если его отец сильный, уверенный в себе мужчина, то и сын вырастает сильным, волевым человеком. Если мать любит закатывать истерики, вечно всем недовольна и вообще - стерва, то и дочь вырастает стервозной мегерой. Мы копируем поведение своих родителей, и если наши дети вырастают "плохими", то в большей мере это наша с вами вина, а не их (детей). Мы виноваты в этом. Значит мы вели себя, как животные, хотя и животные ведут себя лучше!

Поэтому вернемся к развитию личности и поиску себя. Отсутствие мотивации обуславливается той пустотой внутри нас, которую не смогли восполнить наши родители во время нашего роста. Ведь посмотрите на детей богатых людей. Нет, не наших горе-олигархов, сколотивших свое состояние на преступной приватизации 90-х годов, а на действительно богатых людей. Которые проходят обучение в престижных заведениях. К примеру, дети известных компьютерных гигантов, вроде Билла Гейтса, вообще даже почти не пользуются компьютерами. Вы вряд ли их встретите сидящими за компьютерными играми. Да, конечно, дети есть дети и шалости ни кто не отменял. Но что имеют их родители на выходе? Какими людьми вырастают их дети? Они знают по нескольку иностранных языков, умеют играть на музыкальном инструменте, разбираются в точных и гуманитарных науках. Проще говоря, из них готовят лидеров, готовят образованных интеллигентов, из них куют Личности, а не серую массу. Изначально эти дети были рождены для этих больших целей, а не просто по пьяни были зачаты на какой-то вечернике.

Они развиваются умственно, физически, культурно и нравственно. В наш-то информационный век столько доступной информации - бери её практически бесплатно! Но родители все равно плюют на своих детей. Им некогда. Они зарабатывают деньги. Они, бедные и несчастные, вынуждены вкалывать на двух работах, чтобы прокормить семью. У них столько дел, и туда надо успеть, и сюда. Или, точнее, якобы прокормить семью, а на самом дели они просто пытаются от них таким образом избавиться и уделяют время себе, чтобы обеспечить свои "хотелки":

  • купить дорогой (или не обязательно) автомобиль, или сменить на новый, более дорогой, "ведь не всю жизнь же на нём ездить! Нужно ведь к чему-то стремиться!";
  • сделать дорогой ремонт в квартире, а то "у соседей вон как красиво!";
  • купить ещё одну квартиру в ипотеку, при этом потом 15-20 лет горбатиться на банк;
  • съездить на курорт, ведь долгожданный отпуск наступил, и "как там без меня в Турции-то?!";
  • отдохнуть с друзьями,по тусоваться в клубе/баре/в гостях, как все взрослые люди, мы же устали после работы! Имеем право!;
  • тупо сидеть возле телевизора или монитора.

А что дети? А дети пусть учат свои уроки, а нам некогда, мы заняты! Учить вместе с ними - нет сил, у меня был очень сложный день, я устал. И реально, такой образ жизни выматывает сильно. Можно, например, переехать в деревню и заняться фермерством.

Поэтому и получается, что у человека внутри пустота. Он вроде бы и хочет чего-то, но не знает, чего. Не от чего оттолкнуться, не к чему придраться. Просто пустота, которую он восполняет различными заменителями жизни: валяется перед экраном, пьёт пиво с друзьями, играет в компьютерные игры, пропадает на работе, занимается различной бессмысленной деятельностью, чтобы хоть как-то скрасить свою внутреннюю пустоту.

Ну, а что делать сейчас? Вот и бегут такие люди на различные тренинги, думают, что их личность сразу вырастет - и они добьются успеха, станут наравне с владельцами крупных корпораций. Но ничего не получается. Не становятся они такими, а голова всё больше наполняется иллюзиями.

В таком случае надо идти к психологу и прорабатывать в себе все эти недочеты. Можно и самому, но так дольше. По индивидуальным советам и рекомендациям психолога работать над мотивацией, анализировать своё прошлое, свои прошлые недочеты, ошибки, искать их корни и прорабатывать их. Для начала нужно вычистить всю грязь, которая накопилась в человеке за все эти годы, а только потом думать над успехом. Для того, "чтобы в ведро налить чистой воды, для начала нужно вылить грязную, и почистить его ".

До- и постперестроечные времена, лихие девяностые и нулевые - всё одно - Период перемен. Как гласит древняя китайская пословица, "Не дай вам Бог жить в эпоху перемен" . Когда нет стабильности, то человечество мечется из угла в угол. Старые институты рушатся, а новые еще не созрели. Так и на простом люде отражается всё это. Однако, как бы оно ни было, при любых условиях всегда можно находить время на своих детей. И пусть даже голод и недоедание, как нередко бывало в истории, но и в эти времена люди становились людьми и Личностями. Отсюда следует, что на формирование личности ребенка от родителей требуется совсем простая и бесплатная вещь - внимание. Но не просто внимание глупых матерей и отцов, по принципу "сюси-пуси", а реальные попытки обучения на своем опыте.


Развитие человека, как личности. С момента рождения человек пребывает в постоянном росте и развитии. Со временем формируется его тело и усовершенствуется психика. Жизнь складывается из сложного пути самопознания, включающего знакомство с индивидуальными особенностями и личными способностями, развитием необходимых качеств и талантов, изначально заложенных природой.

Ключ к развитию — самопознание

Психология личностного роста – древняя наука. Ее суть — самопознание человека, без которого немыслимо развитие и человеческая жизнь в целом.

Если человек не стремится понять себя и разобраться в том, какой он в действительности есть — он опустошается и деградирует как личность. Становится механическим существом, имеющим реакцию только на раздражители, проявлявшиеся извне.

2 стадии развития человека, как личности


Любая личность проходит два шага развития, взаимодополняющих друг друга.

Стадия 1

Придя в этот мир, человек динамично его изучает. Это происходит путем самовосприятия через отношение окружающих людей. Младенец, чувствует себя частью мамы, воспринимает ее эмоции и чувства как свои собственные. Каждый раздражитель, несущий эмоциональные или физические изменения вызывает соответствующую реакцию. Проявляются нормы функционализма. Однако в них нашли свое отражение не все психические процессы, имеющие место в жизни человека.

Стадия 2

Постепенно личность перестает обращать внимание на суждения окружающих и начинает осознано воспринимать себя. Делая самоанализ, индивид , перестает реагировать на мнение окружающих так остро и категорично, как это делал раньше. Человек начинает понимать, что в нем заложен бесконечный потенциал, который можно продуктивно проявить, лучше познав себя.

Развитие личности – это изменение её количественных и качественных свойств. Развитие мировоззрения, самосознания, способностей, отношений к действительности, характера, накопление опыта.

Развитие личности ребёнка

Личность — это не врождённая характеристика человека. Ребёнок рождается биологическим индивидом, которому только предстоит стать личностью. Однако это может произойти лишь при определённых условиях.

Исходным и естественным условием становления личности является нормальная (без патологических отклонений) биологическая природа (индивидная организация) ребёнка. Наличие соответствующих отклонений затрудняет, или делает вообще невозможным личности. Особенно это касается головного мозга и органов чувств. Например, при врождённой или ранее приобретенной аномалии головного мозга у ребёнка может возникнуть такое психическое заболевание, как олигофрения. Оно выражается в недоразвитии интеллекта (умственной отсталости) и личности в целом. При глубокой олигофрении (в стадии идиотии) ребёнок вообще не может стать личностью даже при самых благоприятных условиях воспитания. Он обречён на индивидное (животное) существование.

Врождённые аномалии зрения (слепота) или слуха (глухота) тоже существенно затрудняют процесс воспитания личности.

Для преодоления и компенсации подобных отклонений приходится использовать специальное коррекционное обучение, развитие и воспитание. В целом, индивидные свойства и особенности человека выступают как факторы, облегчающие или затрудняющие развитие тех или иных личностных образований: интересов, черт характера, способностей, самооценки и др. Поэтому их необходимо хорошо знать и принимать во внимание при разработке стратегии и тактики воспитания. Надо сказать, что они недостаточно хорошо изучены. Эти вопросы являются предметом такой отрасли психологии, как психогенетика.

Развитие личности представляет собой активный процесс усвоения ребёнком социальных норм и соответствующих им способов поведения. Он требует от него огромных усилий, направленных на овладение собственной биологической сущностью, на преодоление непосредственных естественных желаний и возможностей (вести себя как хочу и как могу) и подчинение их социальной необходимости (как надо). Например, ребёнку не хочется собирать свои игрушки, но он должен овладеть умением преодолевать это непосредственное побуждение и следовать соответствующей социальной норме. Поэтому другое основное условие становления личности — наличие социальной среды , то есть конкретных людей — носителей и трансляторов социальных норм. В качестве таковых выступают люди, с которыми ребёнок связан значимыми отношениями: родители, члены семьи, родственники, воспитатели, учителя, сверстники, соседи, герои художественных произведений и кинофильмов, исторические деятели, священнослужители и др. Отсутствие социальной среды делает невозможным развитие личности. Об этом свидетельствуют многочисленные случаи «воспитания» детей среди животных.

По своей психологической сущности они были похожи на своих «воспитателей» и не имели ничего личностного. Все возможные аномалии и дефекты социальной среды приводят к соответствующим личностным дефектам воспитанных в таких условиях детей. Примером таковых могут служить дети, выросшие в неблагополучных семьях, детских домах, исправительных колониях и т.п.

Процесс передачи ребёнку социальных норм называется воспитанием. Он может быть целенаправленным или стихийным. Целенаправленное воспитание является специально организованным и упорядоченным педагогическим процессом, состоящим из таких педагогических актов, как ознакомление с социальными нормами, демонстрация эталонных способов поведения, организация упражнений, контроль, поощрение и наказание и др. Стихийное воспитание как бы встроено в реальную повседневную жизнедеятельность воспитателя и воспитанника. Оно складывается из тех же самых педагогических актов, хотя и не преследует специальных педагогических целей. Поэтому получение некоторых воспитательных результатов является, скорее всего, побочным продуктом иных действий.

Воспитание не следует понимать как процесс односторонней активности педагогов. Социальные нормы и соответствующие им способы поведения не «вкладываются» в ребёнка, а усваиваются (присваиваются) им на основе собственной активной деятельности и общения. Другие люди (родители, воспитатели и т.д.) лишь содействуют этому с той или иной долей успешности. Например, для того чтобы воспитать у первоклассника ответственное отношение к учебе, родители и учителя могут предпринять множество приемов педагогического воздействия: объяснение, демонстрация положительных примеров, организация деятельности, поощрение, наказание и др. Однако они не могут выполнить за него ту систему конкретных учебных действий, из которых складывается и на основе которых формируется ответственное отношение к учебе. Это ежедневное выполнение домашнего задания, записывание в дневник, складывание необходимых учебников и вещей и т.п. Каждое из них требует от ребёнка определенных умений, а самое главное — способности преодолеть собственную индивидную сущность, которая может выражаться в естественном отсутствии желания это делать.

Таким образом, следующее чрезвычайно важное условие развития личности — это активная деятельность ребёнка , направленная на усвоение социальных норм и способов поведения. Её можно рассматривать как своеобразный инструмент усвоения социального опыта. Для того чтобы деятельность (бытийная активность) имела развивающий эффект, она должна отвечать определенным требованиям. Прежде всего это касается её содержательного соответствия усваиваемым социальным нормам. Например, нельзя воспитать смелость (смелое поведение) вне ситуаций преодоления опасности. Существует также множество других психологических условий организации бытия (общения и деятельности), при которых становится возможным эффективное усвоение социальных норм и формирование устойчивых личностных образований. Сюда относится фактор соответствия воспитания возрастным срокам, количество упражнений, характер мотивации и др.

Закономерности развития личности человека

Развитие личности — это не случайный и не хаотичный, а во многом закономерный процесс. Он подчиняется определенным правилам, которые называются психологическими законами развития. В них зафиксированы самые общие и существенные свойства личностного развития, знание которых позволяет глубже понять это явление.

Первый из рассматриваемых нами законов отвечает на вопрос о причинах, источниках и движущих силах развития личности. Другими словами, что заставляет ребёнка развиваться и где находится источник развития. Психологические исследования показывают, что ребёнок изначально обладает свойством развиваться. Источником развития являются его потребности, необходимость удовлетворения которых стимулирует развитие соответствующих психологических возможностей и средств: способностей, черт характера, волевых качеств и т.д. Развитие психологических возможностей, в свою очередь, приводит к появлению новых потребностей и мотивов и т.д. Эти циклы развития непрерывно следуют друг за другом, поднимая ребёнка на все более высокие ступени личностного развития. Таким образом, источник личностного развития находится в самом ребёнке. Окружающие его люди или жизненные обстоятельства могут только ускорять или тормозить этот процесс, но они не в силах остановить его. Из этого вовсе не вытекает, что психическое развитие личности осуществляется на основе биологического созревания. Развиваемость (способность к развитию) представляет лишь потенциальную возможность стать личностью. Произойти это может только при известных условиях.

Развитие личности носит не плавный, а скачкообразный характер . Относительно продолжительные (до нескольких лет) периоды достаточно спокойного и равномерного развития сменяются довольно короткими (до нескольких месяцев) периодами резких и значительных личностных изменений. Они очень важны по своим психологическим последствиям и значимости для личности. Не случайно их называют критическими моментами развития, или возрастными кризисами. Они довольно тяжело переживаются на субъективном уровне, что отражается также в поведении ребёнка и в его взаимоотношениях с окружающими людьми. Возрастные кризисы образуют своеобразные психологические границы между возрастными периодами. На протяжении личностного развития выделяют несколько возрастных кризисов. Наиболее ярко они протекают в следующие сроки: 1 год, 3 года, 6-7 лет и 11-14 лет.

Развитие личности осуществляется этапно и последовательно . Каждый возрастной период закономерно вытекает из предшествующего и создает предпосылки и условия для последующего. Каждый из них является абсолютно необходимым и обязательным для полноценного развития личности человека, поскольку предоставляет особо благоприятные условия для становления определенных психических функций и личностных свойств. Такая особенность возрастных периодов называется сензитивностъю. В отечественной психологии принято выделять шесть периодов возрастного развития:

1) младенческий возраст (от рождения до года);
2) ранний дошкольный возраст (от 1 до 3 лет);
3) младший и средний дошкольный возраст (от 4-5 до 6-7 лет);
4) младший школьный возраст (от 6-7 до 10-11 лет);
5) подростковый возраст (от 10-11 до 13-14 лет);
6) ранний юношеский возраст (от 13-14 до 16-17 лет).

К этому времени личность достигает достаточно высокого уровня личностной зрелости, что не означает прекращения психического развития.

Следующее очень важное свойство развития заключается в его необратимости . Это исключает всякую возможность ещё раз повторить какой-то возрастной период. Каждый период жизни по-своему уникален и неповторим. Сформированные личностные подструктуры и качества или невозможно, или почти невозможно изменить, равно как и нельзя полностью компенсировать то, что не было своевременно сформировано. Это налагает огромную ответственность на людей, занимающихся вопросами образования и воспитания.
* По материалам книги «Психология деловых отношений» Занковский А.Н.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!