Образование для Вас

Писательское мастерство – как научиться писать тексты правильно. Стиль письма. Стили написания текста. Деловое официальное письмо Эпистолярный стиль в публицистике

Искусство написания писем занимает очень важное место как в классической, так и в современной культуре Японии.

Общение посредством писем чрезвычайно характерно для средневековой Японии, о чём свидетельствуют многочисленные примеры из литературы. Например, автобиографический «Дневник эфемерной жизни» («Кагэро: никки»), написанный Митицуна-но хаха и датируемый X веком, изобилует письмами в стихотворной форме, которыми во множестве обмениваются главные герои. Каждое письмо-стихотворение обязательно содержит упоминание о состоянии природы, и этот композиционный элемент характерен также и для современных писем японцев. Зачин вежливого письма - всегда описание природных явлений (флоры, фауны, погоды и т.д.), соответствующих времени написания. Даже в коротеньких электронных письмах друзьям, посылаемых по мобильному телефону, первое предложение, пусть и крохотное, часто бывает о погоде, и это неслучайно. Однако в деловых письмах о погоде распространяться, напротив, не стоит, так как подобное может раздражить адресата, который хочет поскорее вникнуть в суть дела.

В XII веке в Японии уже существовал особый вежливый стиль письма - со:ро:бун, включающий «сезонные слова» (киго), во множестве почерпнутые из изысканных стихотворных посланий, которыми обменивалась аристократия, и из уже богатой к тому времени литературы.

В общем, японцы переписывались друг с другом во все века, чем обоснована их приверженность к электронной корреспонденции. Несмотря на то, что этикет электронного послания несколько упрощён по сравнению с рукописным письмом, в ряде случаев, в особенности при обращении к старшему, японцы не пропускают ни единого сложившегося правила написания писем. А для этого существует огромное количество толстых словарей с «сезонными словами», сборников с таблицами вежливого языка, цитатников с излюбленными высказываниями из писем в классической литературе, а также просто пособий по написанию писем, от многотомных до карманных.

Итак, какие основные правила нужно запомнить при написании письма японцу? Начните с описания погоды и тут же справьтесь о здоровье того, к кому вы обращаетесь. Например: «День и ночь идут дожди. Как Вы себя чувствуете?», «Стоит невыносимая жара. Как Вы поживаете?», «Зацвела сакура. Я рад слышать, что у Вас всё в порядке». При написании на японском, если вы обращаетесь к старшему, необходимо использовать вежливый стиль речи (кэйго), то есть все обращения к адресату, описываемые объекты, к нему относящиеся, упоминания его членов семьи должны быть поставлены в уважительную форму. В японском языке это достигается с помощью префиксов вежливости, составных вежливых форм и специальной вежливой лексики. Существует и пласт самоуничижительной лексики, используемой, например, когда фирма-исполнитель письменно обращается к клиенту-заказчику или при написании писем особо важным персонам - преподавателям, деятелям искусства, людям, оказавшим вам огромную услугу. Всевозможные вежливые обороты неимоверно усложняют процесс написания, так как напоминают добавочный язык в языке. Заканчивать письмо также необходимо несколькими учтивыми фразами в зависимости от содержания письма. Например: «Спасибо за постоянную заботу обо мне», «На этом я прошу позволения завершить своё послание», «Нижайше прошу прощения за то, что оторвал Вас от драгоценных занятий и дерзнул потратить Ваше время» и т.д. Далее следует благопожелание, которое тоже может употребляться в совокупности с упоминанием о погоде: «В это время года часты дожди, будьте любезны, заботьтесь о своём здоровье», «Жару трудно переносить, но я молю о Вашем благополучном состоянии», «Я прошу Вас быть осторожным и заботиться о себе» и т.д.

Если письмо пишется от руки, то здесь включается ещё дополнительный ряд правил о том, где и как правильно подписывать конверт, куда вписывать оба адреса и т.д. и т.п. Так, на конверте рядом с именем адресата необходимо подписать иероглиф сама (приблизительно «Господину» или «Госпоже»).

Современная японская молодёжь в своих посланиях друг другу, правда, иногда игнорирует сложившиеся правила, порою опуская даже приветствие, на что старшее поколение обоснованно сетует, говоря, что письмо (или даже электронное сообщение) без приветствия, зачина, концовки и подписи -письмо никому и в никуда. Думается, и русской молодёжи стоит взять это на заметку.

Короче говоря, если русскому требуется около получаса, чтобы написать предельно вежливое письмо, японцу, в силу всего вышесказанного, необходимо около двух часов. Но зато это будет чуть ли не очередной шедевр эпистолярного жанра.

Милостивый и любезнейший мой друг!

Вполне убежденный в Вашей ко мне расположенности, я, с верою в успехе, направляю под сень добрейшего покровительства Вашего семейного труженика, нуждающегося в каком-нибудь занятии для насущного существования. Не откажитесь пристроить его в Ваше правление. Я за него вполне ручаюсь, гордясь Вашим ко мне расположением и убеждением в правоте слов душевно Вам преданного и искренне Вас почитающего.

Л… Г…, январь, 1897 год

Не избалован народ такого рода корреспонденцией! А в последнее время – крайне осторожен! А может, в случае электронной версии этого послания, дополнением является вложенный "червячок". Не изволите ли раскрыть и "пристроить его в своё правление"… Отвыкли мы от вычурных посланий, забыли о сочувственных и просительных письмах, да и самом эпистолярном жанре как таковом. Нам бы попроще и пояснее. Интернет, конечно же, способствовал возрождению эпистолярного жанра, но было ли это Возрождение или состоялось создание новой формы общения, далёкой от искусства ведения переписки???

Hello , пристрой братишку моего. Проблем не будет . Пиши…

Я просто делаю своё дело… Билли

Электронные послания постепенно заменяют все виды переписки. Хорошо, удобно, быстро, но… часто с ошибками клавиатурного набора, иногда просто так, не от души, отпишусь мол. До сих пор я жду в почтовом ящике (обычном почтовом ящике) письма, открытки, которые храню и перечитываю. Сентиментально, наивно?.. Стремительность жизни, да и отсутствие веры во многие её сюжеты, "украли ", на мой взгляд, душевность, отзывчивость, теплоту души. Не знаем, как начать, чем продолжить, каким образом закончить даже самое простое письмо. Да и из школьного курса русского языка тему "Искусство эпистолярного жанра" убрали за ненадобностью. Работая учителем информатики, а в дополнительное время – преподавателем курса "Информационная культура", уже на протяжении нескольких лет считаю целесообразным ввести в изучаемой теме "Текстовый редактор" главу "Эпистолярный жанр", независимо от возраста обучаемых, будь то второклассник или пятнадцатилетний юноша. Нужно учить детей (именно, ДЕТЕЙ!) искусству корреспонденции, искусству этикета, соблюдаемых в письмах! И если это не всегда делают учителя словесности, то почему бы не учителя информатики!? Предлагаю в качестве убеждения читателей разработку урока по теме:

"Эпистолярное искусство или умеем ли мы писать письма"

Цель урока:

  • сформировать у учащихся представления об историческом месте письма и эпистолярной литературы;
  • познакомить с правилами ведения корреспонденции, привить навыки оформления писем.

План урока

  1. Письмо. История письменности.
  2. Эпистолярная литература и произведения изобразительного искусства.
  3. Структура письма и его стилистическое оформление.
  4. Этикет в письмах. «Краткий письмовник».
  5. Лабораторная работа.

Часть 1. Письмо. История письменности

Вступительная часть урока должна содержать классические определения и генеалогически-исторические подробности истории Русской письменности (предварительно можно побеседовать с учащимися на предмет их знаний в области рассматриваемого вопроса). Особое внимание нужно уделить основателям славянских азбук (глаголицы и кириллицы), историческим личностям, Кириллу и Мефодию (дети задали очень логичный вопрос: "Почему же азбуки не назвали в честь двух братьев: кириллица и "мефодица" J)

Часть 2. Эпистолярная литература и произведения изобразительного искусства

"Я к Вам пишу – чего же боле?
Что я могу ещё сказать?
Теперь я знаю, в вашей воле
Меня презреньем наказать "

«Милый дедушка, Константин Макарыч! – писал он! – И пишу тебе письмо. Поздравляю вас с рождеством и желаю тебе всего от господа бога…»

Переход от истории к художественной литературе желательно с формулировки самого эпистолярного жанра как такового. Разговор с детьми (согласно времени, каким вы располагаете на уроке) можно превратить в диалог, слушая литературные познания детей, или монолог, рассказывая о знаменитых литературных шедеврах жанра письма: иногда исторически судьбоносных («переписка Ивана IV с князем Курбским») или географически описательных («Записки русского путешественника» Н. М. Карамзина; философски осмысленных (письма Горацио, Эпикура, Цицерона) или поэтически неповторимых ("Роман в письмах" А. С. Пушкина).

Не только литература отражает душевное состояние человека, создающего письма, но и искусство не обходит это стороной, а виртуальное путешествие в Русский музей позволит напомнить, а некоторых познакомить с классическим примером изобразительного эпистолярного жанра.

И. Репин "Запорожцы", 1880-1891.

В 2003 году славянская общественность отметила знаменательную дату: ровно 330 лет назад запорожские казаки написали турецкому султану Османской империи Моххамеду IV письмо, которое являлось ответом на его пафосное послание в их адрес и является историческим свидетельством " недипломатичности" послания, содержащего "утонченные" метафоры и внутренние рифмы, не всегда проходящие цензуру. Именно это письмо стало ярким выражением свободолюбивого духа запорожской вольницы. "Смех", возникающий у авторов послания, присутствует и на полотне. Репин буквально "озвучил" картину не для потешания зрителей, а для утверждения правоты и силы запорожцев, объединенных единым порывом и единойверой, которой порой так не хватает нам.

Часть 3. Структура письма и его стилистическое оформление

После вступительной лирическо-художественной части переходим к практическим советам, излагая правильную структуру письма и наличие обязательных компонентов:

  1. Обращение.
  2. "Приступ" – какая-либо любезность или пожелание в адрес получателя.
  3. Изложение сути вопроса, которое обязательно должно быть интересно адресату.
  4. Заключение, состоящее из подписи и выражения знаков почтения (при необходимости). При забывчивости отправителя возможность приписать недописанное (P.S. или N.B.).

А продемонстрированное письмо-иллюстрация позволит показать основные приемы форматирования, лежащие в основе создания "компьютерного" письма.

Часть 4. Этикет в письмах. «Краткий письмовник»

В качестве советов и наставлений на разные случаи домашней и общественной жизни, в традициях хорошего тона прошлых веков, продемонстрируйте или продекламируйте учащимся классические примеры извинительного и рекомендательного писем, просительной и объяснительной записок, дружественных и поздравительных посланий. Для некоторых из учеников, а, возможно и для Вас, это будет "маленьким открытием" человеческих отношений.

Часть 5. Лабораторная работа

Лабораторную работу, закрепляющую полученные знания из различных предметных областей, следует провести в сетевом компьютерном классе в "духе лучших немецких традиций". Предварительно необходимо познакомить учащихся с существовавшим в 16 веке немецким сатирическим жанром: « письма светлых людей » (письма друзьям, восхвалявшие их " души прекрасные порывы") и « письма тёмных людей » (письма, обличавшие человеческие недостатки). Весь коллектив необходимо «разделить» на соответствующие группы по желанию сторон. (Для меня оказалось просто УДИВИТЕЛЬНО, что две трети из участвовавших в "лабораторном эксперименте" отказались от описания светлого и прекрасного, предпочитая "тёмную сторону жизни"!!) Свои характерные послания учащиеся должны «сохранять» в "Редакции" (папка с открытым доступом на рабочем столе преподавателя). Полученный материал является не только показательным для понимания процента усвоения материала учащимся, но и материалом для психолога, который должным образом способен оценить "тёмные" и "светлые" стороны жизни ученического коллектива.

Дополнительный материал к уроку:

1. Письмо – знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью начертательных элементов передавать речевую информацию на расстоянии и закреплять её во времени» (БСЭ, т. 19).

2. Кирилл (в миру Константин) и Мефодий – братья, великие славянские просветители. Кирилл разработал первую упорядоченную славянскую азбуку и этим положил начало широкому развитию славянской письменности. Кирилл (826-869 гг.) и его старший брат Мефодий (820-885гг.) родились и провели детство в македонском городе Солуни (сейчас Салоники). Оба брата жили в основном духовной жизнью, стремясь к воплощению своих убеждений и идей. Братья никогда не имели ни жен, ни детей, всю жизнь скитались, так и не создав себе дома или постоянного пристанища, и даже умерли на чужбине. Младший брат писал, старший переводил его работы. Младший создал славянскую азбуку, славянскую письменность и книжное дело; старший практически развил созданное младшим. Младший был талантливым ученым, философом, блестящим диалектиком и тонким филологом; старший – способным организатором и практическим деятелем. В настоящее время известно две разновидности старославянского письма. Одна из них получила условное название «кириллицы» (от имени Кирилл); другая же получила название «глаголицы» (от старославянского «глагол», что означает «слово»). По своему алфавитно-буквенному составу кириллица и глаголица почти совпадали. Кириллица, по дошедшим до нас рукописям Х I в. имела 43 буквы, а глаголица имела 40 букв. Из 40 глаголических букв 39 служили для передачи почти тех же звуков, что буквы кириллицы. В настоящее время на кирилловской основе построены системы письма всех народов России. Системы письма, построенные на той же основе, применяются также в Болгарии, частично в Югославии и Монголии. Письмом, построенным на кирилловской основе, пользуются сейчас народы, говорящие более чем на 60 языках (Межуев В.М. «Культура и история», М., 1977).

3. "Султан Моххамед IV – запорожским казакам»

"Я, Султан и владыка Блистательной Порты, брат Солнца и Луны, наместник Аллаха на Земле, властелин царств – Македонского, Вавилонского, Иерусалимского, Большого и Малого Египта, царь над царями, властелин над властелинами, несравненный рыцарь, никем непобедимый воин, владетель древа жизни, неотступный хранитель гроба Иисуса Христа, попечитель самого Бога, надежда и утешитель мусульман, устрашитель и великий защитник христиан, повелеваю вам, запорожские казаки, сдаться мне добровольно и без всякого сопротивления и меня вашими нападениями не заставлять беспокоиться".

«Ответ запорожцев Моххамеду IV (избранное)»

"Ти, султан, чорт турецкий, i проклятого чорта брат i товарищ, самого Люцеперя секретарь… Твойого в i йска мы не бо i мось, землею i водою будем биться з табою …Вавилоньский ты кухарь, Макидоньский колесник, I ерусалимський бравирник, Александр i йский козолуп, Великого и Малого Египта свинарь … Не будешь ты i свиней христ i анских пасти. Теперь кончаемо, бо числа не знаемо i календаря не маемо…" ("Комсомольская правда", 4 июля 2003г.)

4.«Краткий письмовник»

(«Правила светской жизни и этикета. Хороший тонъ», С.-Петербург, 1889г.)

Поздравительное письмо:

Добрая и милая бабушка!

Маленькая внучка Ваша поздравляет Вас с Новым годом и желает прожить много-много счастливых лет в радости и веселье.

Ах, как бы я хотела Вас, милая моя бабушка, обнять и расцеловать. Но злая судьба не дает мне такого счастья.

Крепко-крепко целующая Вас

Внучка Лида

С повышением:

Милостивый государь С…Н…

Пожалование Вас начальником в г. N …, принято здешней публикою с большой радостью. Ваши достоинства говорят в пользу вашего сердца. Все ожидают Вас с истинным удовольствием, надеясь в доброй душе вашей найти свое благополучие.

Примите уверение в моем к Вам почтении и преданности.

А… В…

Пригласительное письмо:

Милый друг Р… Д…

Не откажись сделать великое одолжение своим посещением вечерком сегодня

Душевно тебе преданного Л… Р…

пробудить в учащихся желание писать и говорить, испытывая от этого эстетическое удовольствие;

развивать у детей умение выдерживать текст в жанре письма;

знакомить школьников с историей возникновения почтовой службы;

включить каждого учащегося в самостоятельную творческую деятельность.

Среди личностных и метапредметных результатов, на достижение которых направлен урок,

Принятие и освоение учениками социальной роли обучающегося, развитие у них мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

Развитие у учащихся этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

Развитие у детей навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

Овладение учениками навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; умением осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

Развитие у школьников готовности слушать собеседника и вести диалог.

Словарные слова, изучаемые на уроке: Древний мир, Кир, Царь Дарий, гонец, эстафета, Марафон, Афины, Древний Рим, император Август, курьер, ямская ходьба.

Оборудование: презентация на тему «Искусство составления писем», компьютер, проектор, дополнительный материал на парту (карточки).

Ход урока

1)Оргмомент

Э. Асадов

Как мало все же человеку надо!
Одно письмо. Всего-то лишь одно.
И нет уже дождя над мокрым садом,
И за окошком больше не темно...
Зажглись руин веселые костры,
И все вокруг вишнево-золотое...
И больше нет ни нервов, ни хандры,
А есть лишь сердце радостно-хмельное!
И я теперь богаче, чем банкир.
Мне подарили птиц, рассвет и реку,
Тайгу и звезды, море и Памир.
Твое письмо, в котором целый мир.
Как много все же надо человеку.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами проведем урок, посвященный почте и, конечно, письму. Почему, выбрана эта тема?

( Когда ждёшь весточку от близких людей, то получение письма поднимает настроение, можно общаться с интересными людьми, расширяется кругозор, культурный человек должен правильно уметь выражать свои мысли не только устно, но и письменно, в том числе уметь писать письма)

Когда мы используем эти умения? (если человек, к которому мы обращаемся далеко от нас)

2) Актуализация.

Давайте теперь познакомимся с планом нашего сегодняшнего урока. (слайд1)

План урока

1. Искусство составления писем.

2. План письма.

3. Виды писем.

4. Самостоятельная творческая деятельность.

5. История возникновения почтовой службы.

3) Определение задачи и цели урока

Учитель: - Как вы думаете, что нового мы узнаем сегодня на уроке? ( как составляются письма, какие виды писем бывают, как возникла почтовая служба)

-Какие поставим перед собой цели? (научиться писать письма.)

Учитель: Письмо во все времена было очень популярным (а иногда и единственным) средством коммуникации. Не удивительно, что написание писем возвели в ранг полноправного искусства. Красиво писать письма учли, начиная с лицея. Считалось, что образованный человек просто обязан уметь писать красивые письма. Те, кто не обладал легким слогом, обращались за
помощью к более одаренным людям, написание писем не было бесплатной услугой. Сейчас ситуация нисколько не изменилась, разве что письма стали еще и электронными. С помощью писем современный человек обменивается очень большими потоками информации. В письме могут быть описаны последние новости, оно может содержать призыв или предложение, письмо может быть пригласительным и ли информационным. Но в любом случае оно должно быть правильно составлено.

4) Прежде чем приступить к работе, я предлагаю познакомиться со словами созвучными нашей теме

Словарная работа (запись слов в тетрадь, объяснение значений слов) СЛАЙД2

1 Почта - Учреждение для пересылки писем, посылок, бандеролей; доставка средствами этого учреждения; доставленные адресату письма, посылки, бандероли.

2 Корреспондент – человек, ведущий переписку.

3 Эпистола – из лат. литературное произведение в форме письма, где изложены суждения автора.

4 Постскриптум – из лат. после написанного. Обычно обозначается латинскими буквами PS, приписка к написанному.

5 Адресат -тот, кому адресовано письмо.

5)Давайте вспомним на какие части делится любое сочинение, а письмо это можно сказать сочинение. ( Зачин, основная информационная часть, концовка .) Можно еще дать такой перечень частей письма: (слайд3)

Перечень частей письма

1 Обращение, начальная фраза о состоянии переписки;

2 Основное содержание письма, сообщение о новостях;

3 Вопросы адресату (благодарности, просьбы, приветы);

4 Прощание, подпись, дата написания.

-Как вы думаете, каких видов бывают письма?

(поздравления, письма к родственникам, записка,деловое письмо, письмо благодарность) На экране можно вывеете слайд с перечнем видов писем : (слайд4)

Виды писем

Письма-поздравления, приветствия, пожелания (поздравления по случаю государственных праздников, торжественных дат);

- письмо бытовое (семье, другу);

Письмо-записка (семье, соседям, на работу);

Деловое письмо (письмо по рабочим вопросам);

Письмо-благодарность.)

4. Выполнение творческой работы.

а) Молодцы. Действительно, письма бывают разными, но сегодня на уроке мы познакомимся с бытовыми письмами. А сейчас включимся в самостоятельную творческую деятельность. У вас на партах карточки с дополнительным материалом к уроку. Начнем работать с ними. Предлагаю поработать в парах.

-Прочитайте письмо Ванюши. Скажите, пожалуйста, Ванюша написал письмо или записку? (Записку)

По этому образцу составьте письмо-записку товарищу. Можете сами выбрать сюжет:

    попросите, чтобы друг пришел и принес свой задачник - вместе будете решать задачи;

    скажите, что, решив задачи, будете играть; назовите игру;

    попросите друга пригласить другого мальчика, чтобы было веселее.

(Ученики выполняют задание учителя, затем осуществляют самопроверку выполненного задания. Несколько работ зачитать вслух.

После этого учитель проводит с учащимися физкультурную минутку.)

б) Прочитайте следующее письмо. Определите вид и этого письма.

( Это бытовое письмо).

В группах по этому образцу напишите письмо товарищу. Для этого распределите обязанности (корреспонденты, наборщик, редактор) Если записка будет от лица девочки то приглашаете подругу на работу (дача, пришкольный участок, посадка цветов, вышивание, кружок и т. д.), мальчики - друга на рыбную ловлю. Поясните вкратце, где и каким образом вы предполагаете работать или отдыхать. (Учащиеся выполняют задание учителя.)

Итак, чтобы правильно написать письмо, что необходимо знать?

(К кому обращаетесь, правила русского языка, как правильно оформить письмо)

Учитель: Все правильно. Молодцы! А теперь скажите, после того как письмо написано, что мы с ним делаем, куда относим? А в современное время как ещё посылают письма?

( Кладем в конверт, заклеиваем и подписываем его, а потом относим на почту, сейчас часто отправляют письма по электронной почте)

Учитель: А знаете ли вы историю возникновения почтовой службы?

Некоторые из вас подготовили к сегодняшнему уроку сообщения. Давайте послушаем их.

(Учащиеся выступают с сообщениями.) СЛАЙДЫ ПО ПОРЯДКУ

Примерные тексты сообщений

1. Почта возникла еще в древнем мире как посредник между людьми. Принято считать основателем почты Кира, наместника персидского царя Дария. Древняя персидская почта была устроена очень целесообразно. На почтовых станциях, расположенных на расстоянии 5 км, ждали оседланные лошади и гонцы, готовые в дорогу. Почта передавалась по эстафете. Есть свидетельства, что расстояние почти в 10ОО км она проходила менее чем за 6 дней . слайд5

2.В Древней Греции не было такой регулярной почтовой службы. Там использовались пешие скороходы, которые друг друга не сменяли. Один из них вошел в историю, пробежав из местечка Марафон в Афины, чтобы сообщить о победе над персами. Первый в мире «марафонец» пробежал за короткое время 42 км и умер, сообщив радостную весть .слайд6

3.В Древнем Риме почта была упорядочена при императоре Августе. Он организовал станции с конными курьерами, которые доставляли его устные распоряжения и письма во все концы империи. На каждой станции было до 40 лошадей, быков и ослов. 7

4. В России в XII в. была создана специальная служба - ямская ходьба. На дорогах, отходящих от Москвы, были построены ямские дворы, где гонцы сменяли лошадей. С 1837 г. почту стали перевозить по железной дороге. Россия была одной из первых стран, организовавших такие перевозки. 8

5.Во время войны связь между воинскими частями, кораблями, различными военными учебными заведениями, предприятиями, а также с населением осуществляла военно-полевая почта. В этот самый трагический этап в истории нашей страны героями становились не только солдаты, но и почтовики. Полевая почта не прекращала свою работу, несмотря на голод, холод и постоянные обстрелы. Корреспонденцию привозили на санках, телегах и даже просто переносили в руках. Очень часто приходилось доставлять письма адресатам, пробираясь ползком под пулеметной очередью, проходя через минные поля. Главной целью было доставить письма от родных солдатам в окопы, а документы – командирам в блиндажи. Именно новости из родного дома давали бойцам силы и дальше защищать свою Родину. 9

Учитель: Вы все сегодня хорошо поработали. Теперь ответьте, пожалуйста, на мои вопросы:

    Как мы работали над созданием текста письма? (Ответ: ознакомились с темой, подумали, проговорили, вспомнили план написания письма, записали.)

    Что вы сегодня узнали нового?

    Кому захотелось написать письмо другу?

(Учащиеся отвечают на вопросы учителя, в результате чего у них формируется способность адекватной самооценки своей деятельности. Пожеланию ребята зачитывают свои письма.)

Пожалуйста, запишите домашнее задание: на основе полученных знаний написать письмо своим родственникам, находящимся от вас далеко.

Карточка 1

Дорогой Ванюша!

Вчера был в библиотеке и взял интересную книжку. Если ты свободен, заходи ко мне сегодня. Мы вместе почитаем ее, а потом будем играть в шахматы.

Алеша.

Задание: По образцу данного письма составьте письмо-записку к другу.

В записке:

Попросите, чтобы он пришел и принес свой задачник - вместе будете решать задачи;

Скажите, что, решив задачи, будете играть; назовите игру;

Попросите его пригласить другого мальчика, чтобы было веселее.

Карточка 2

Алеша!

Ты просишь одолжить тебе книгу. Извини, не могу, так как сейчас сам ее читаю. Как закончу, с удовольствием дам ее тебе. Я, Коля, Соня, Лиза собираемся завтра идти за ягодами. Быть может, и ты пойдешь с нами? Тогда приходи к нам часов в десять утра.

Позови с собой еще кого-нибудь из наших. Ягод, говорят, теперь в лесу пропасть. Мы поедим их вдоволь да и домой вернемся, наверное, не с пустыми руками.

Вася.

Задание: По образцу данного письма напишите письмо товарищу:

Девочки приглашают подругу на работу (дача, пришкольный участок, посадка цветов, вышивание, кружок и т.д.);

Мальчики - друга на рыбную ловлю.

Кратко поясните, где и каким образом вы предполагаете работать или отдыхать.

Заниматься писательским делом пробовал, пожалуй, каждый, кому в школе приходилось писать сочинения, изложения, рефераты и эссе. Но готовы ли вы сейчас попробовать написать интересную статью, большое письмо с деловым предложением, не говоря уже о целой книге? Если вы попали на данную страницу, то, наверняка, хотели бы улучшить писательское мастерство: умение легко создавать грамотные красивые тексты.

У большинства людей написание даже небольшого текста вызывает трудности. Эти трудности могут быть разного характера. К примеру, одному человеку не хватает банального желания и силы воли, чтобы просто сесть и начать что-то писать. Другой и хотел бы, но сложно определиться с темой или подобрать нужные слова. Третий может писать много, но потом замечает, что в его тексте большое количество ошибок.

Все эти проблемы связаны не столько с нашими врожденными способностями, сколько со знаниями и умениями, которые нам прививали родители, учителя и преподаватели. К сожалению, в школах и университетах редко присутствуют предметы или уроки, на которых хоть в какой-то степени рассказывается, как научиться правильно писать.

Данный курс онлайн-уроков собрал в себе полезные советы в помощь начинающим писателям. В занятиях данного тренинга вы узнаете, что такое искусство письма, или как его сейчас модно называть, копирайтинг, сможете освоить базовые навыки писательской деятельности. Данный курс ориентирован, в первую очередь, на практические знания, которые помогут вам проявить именно ваш талант и ваше творчество.

Что это писательское мастерство?

(писательство, письмо, копирайтинг, литературная деятельность ) - это деятельность человека по созданию словесных произведений, предназначенных для чтения другими людьми.

Писательскими способностями в разной степени владеют все люди, умеющие писать ручкой или печатать на компьютере. Естественно, у каждого эти способности развиты в разной степени. Но всё-таки не каждый является писателем. Настоящим писателем называют человека, который может написать хороший текст, интересный для читателей.

Если же человек просто пишет никому неинтересные и бессодержательные тексты, такой вид писательства называется графоманством , а сами авторы графоманами . Сегодня в интернете можно встретить множество графоманов. Это связано с тем, что люди пытаются делать тексты ориентированные не на читателей, а на алгоритмы поисковых систем. Кроме того, процесс популяризации графоманства провоцируют и сами читатели (пользователи). Вспомните, когда вы от корки до корки читали какую-нибудь статью. Скорее всего, в большинстве случаев вы просто просматриваете (сканируете) тексты на страницах веб-сайтов «по диагонали», пытаясь быстро найти нужную информацию. А если нет спроса на хорошие тексты, то нет и предложения таковых.

В нашем курсе речь пойдет о другом виде писательства, плоды которого интересны и полезны читателям.

Применение навыка писательства

Умение писать красиво, логично и грамотно является навыком, полезным чуть ли не каждому современному человеку. Ежедневно мы пишем письма, общаемся с коллегами и друзьями посредством почты и социальных сетей. В своих сообщениях мы выражаем мысли, обращаемся к адресату с просьбой или описываем какие-то события. Грамотная письменная речь в этом случае может послужить отличным помощником в карьерном росте и бизнес-отношениях.

И даже если вы не планируете прославиться за счет своих произведений, письмо может пригодиться вам лично. К примеру, вы можете вести дневник и отражать в нем свои интересные мысли, это поможет навести порядок в голове, структурировать важные идеи, планы и предстоящие задачи.

Как научиться писать?

Писательское мастерство является комплексным навыком , состоящим из различных знаний и умений. Во-первых, для того чтобы стать настоящим писателем, важно быть достаточно образованным и разносторонне развитым человеком. Как минимум, необходимо четко представлять себе, о чем вы хотите рассказать читателям и почему это будет важно и полезно для них. Во-вторых, вам не обойтись без мотивации и сильного желания создать новое произведение, ведь писательский труд требует много сил и времени. Готовы ли вы к этому? В-третьих, вы должны знать нормы языка, или другими словами, правила письменной речи, которые позволят донести ваши идеи до читателей максимально доходчиво.

Среди наиболее нужных атрибутов, которые помогут вам стать хорошим писателем, можно выделить следующие:

  1. Начитанность и образованность, хорошее воспитание.
  2. Мотивация, сильное желание писать, трудолюбие и усидчивость.
  3. Обширный активный словарный запас.
  4. Грамотность, знание правил русского языка.
  5. Гармонично развитые логический и творческий типы мышления.
  6. Знание жанровых, стилевых и структурных особенностей письменной речи.

Кроме того, писатели часто говорят, что произведению помогает появиться на свет что-то неуловимое, связанное с моралью, жизненными идеалами, творческим вдохновением или, может быть, божественным даром.

Например, Ричард Бах утверждает, что его самая известная повесть «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» была ему буквально «продиктована сверху». И те, кто читал также другие произведения Баха, наверняка замечали разительный контраст между его традиционными рассказами и глубоко метафоричной «Чайкой по имени Джонатан Ливингстон».

В связи с этим возникает вопрос:

Можно ли вообще научиться писательскому искусству?

Как проходить занятия

В уроках нашего тренинга вы сможете найти справочную информацию, а также полезные рекомендации и упражнения по овладению всеми важными навыками писателя, которым можно научиться. Скорость и эффективность развития каждого из представленных навыков для разных людей индивидуальны. Поэтому нельзя сказать, сколько именно времени у вас займет каждый урок или весь курс.

  1. Чтобы ничего не упустить, постарайтесь ознакомиться со всеми уроками.
  2. Старайтесь выявить свои основные проблемы и решайте именно их, разбираясь подробнее в соответствующих уроках, выполняя упражнения, следуя нужным рекомендациям.
  3. Важным составляющим элементом каждого урока является практика, поэтому обязательно пробуйте применить полученные знания в своей писательской деятельности.
  4. Проверяйте свои произведения на опытных объективных читателях, которые не будут стесняться сказать, что они на самом деле думают о плодах вашего творчества.
  5. Старайтесь писать постоянно и не забрасывайте это дело, иначе и муза, и хороший слог будут приходить к вам также редко и нерегулярно, как и вы к ним.

Книги и учебники

Писательское искусство - это не то, чему можно научиться раз и навсегда. Умение писать тексты нужно постоянно совершенствовать, иначе оно будет угасать. Писателю нужно перманентно поддерживать свою форму: много читать, писать, а также изучать специализированную литературу о писательской деятельности. На данной странице мы привели ряд популярных книг и учебников об авторских и литературных навыках.

  • Стивен Кинг «Как писать книги»
  • Юрий Никитин «Как стать писателем»
  • Умберто Эко «Как написать дипломную работу», а также ряд других произведений
  • Дитмар Розенталь «Сборник упражнений по русскому языку»

Цитаты писателей об авторском мастерстве

Для того чтобы помочь вам найти творческое вдохновение, мы собрали цитаты успешных известных литературных (и не только) деятелей, содержащие советы по борьбе с разными проблемами писательского дела:

Пишите свободно и так быстро, как можете, чтобы выплеснуть все на бумагу. Никогда не правьте и не переписывайте до тех пор, пока не поставите точку. Переписывание в процессе — это обычно не более чем предлог, чтобы не двигаться вперед. Оно также препятствует свободному потоку мысли и ритму, которые приходят только при бессознательной работе с материалом.

Наши враги могут для нас быть полезнее наших друзей, ибо друзья нередко прощают нам наши слабости, тогда как враги обыкновенно отмечают их и привлекают к ним наше внимание. Не пренебрегай суждениями врагов.

Писать стихи надо каждый день, подобно тому, как скрипач или пианист непременно должен каждый день без пропусков по нескольку часов играть на своем инструменте. В противном случае ваш талант неизбежно оскудеет, высохнет, подобно колодцу, откуда долгое время не берут воду.

Настоящий писатель это то же, что древний пророк: он видит яснее, чем обычные люди.

Люди, которые умеют думать, также умеют и писать. А те, кто страдает низким уровнем интеллекта, пишут такие же воспоминания, письма и речи. Умение хорошо писать — это не дар от природы. Этому можно учиться. Пишите так же, как и говорите: естественно… Старайтесь выражать свои мысли просто, без претензий на излишнюю интеллектуальность… Если вы работаете над чем-то очень важным, то попросите знакомых или коллег высказать свое мнение о вашем произведении.

Умение писать такие послания, которые люди хранят и берегут годами -
Божий дар. Однако неправильно было бы полагать, что не обладая этим да-
ром, не стоит вообще пытаться писать письма. Вместо того чтобы думать о
себе и о впечатлении, которое вы производите на других, думайте об адре-
сате и его или ее чувствах. Вспомните письма, которые вам было приятно
получать и читать - чаще всего в них много личного, отчего возникает
впечатление, будто автор сидит рядом и болтает с вами. Чтобы создать
волшебное ощущение беседы с помощью письма и избежать фальши, нужно ис-
пользовать определенные приемы. Дальнейшие рекомендации помогут вам от-
разить в письмах вашу индивидуальность.
В личных письмах следует употреблять характерные для вашей речи обо-
роты, а не заменять их на более официальные. Коль скоро ваш сын обычно
использует в разговоре выражения типа "потрясный малый" или "гвоздь про-
граммы...", то покажется неестественным и вычурным, если он напишет
"весьма приятный молодой человек" и "достойное внимания событие дня".

Неполные или сокращенные фразы тоже помогут сделать ваше письмо более
естественным. Если вы обычно говорите: "Не знаю" вместо: "Я этого не
знаю", почему бы вам так и не написать?

Время от времени упоминайте имя человека, которому пишете, это сдела-
ет ваше письмо более дружеским и искренним. Фраза: "Элен, попробуй-ка
угадать, что мы собираемся делать этим летом!", заставит Элен почувство-
вать, что вы действительно думали о ней, когда писали письмо.

Знаки препинания могут добавить вашему письму не меньше содержа-
тельности, разнообразия, живости и колорита, чем интонация рассказчика -
сюжету. Подчеркнутое слово, восклицательный знак в конце фразы или пред-
ложения помогают выделить то, что вы сочтете нужным. Тире, заменяющее
несколько слов, часто выразительнее, чем длинная, пусть даже более гра-
мотно построенная фраза. "Вчера мы ходили на танцы - что за вечеринка!"
- звучит живее, чем: "Мы вчера ходили на танцы, и вечеринка удалась на
славу". Однако не перестарайтесь: несколько тире и восклицательных зна-
ков придадут письму живость, их избыток - быстро наскучит.

Не думайте слишком долго над тем, как именно выразить свою мысль. Ре-
шите, что вы хотите сказать, и напишите об этом как можно быстрее; так
создастся впечатление, что вы действительно беседуете со своим другом.

Наконец, краткий рассказ бесконечно интереснее, чем долгое "пережевы-
вание" одной и той же мысли. Как писал Паскаль: "Это письмо не должно
было быть столь длинным, но у меня не было времени сделать его короче".

Как начать письмо

Люди, сомневающиеся в том, что им удастся заполнить чистый лист бума-
ги, считают, что самое трудное в письме - его начало. Инструкция анг-
лийского профессора, который говорил: "Начните с того, что вы хотите
сказать в начале, продолжайте до тех пор, пока не закончите, а затем ос-
тановитесь", - поможет вам так же, как советы художника, который утверж-
дал, что рисовать очень просто. Для этого нужно лишь "взять немного
краски подходящего цвета и нанести ее в подходящее место". Хотелось бы
надеяться, что приводимые ниже советы окажутся более полезными.
Можете писать письмо от руки или печатать на машинке, однако никогда
не следует начинать его словами: "Я знаю, что мне следовало бы написать
раньше, но писать было просто не о чем", или: "Ты знаешь, как я не люблю
писать письма...". Люди продолжают писать такие слова снова и снова, да-
же не подозревая о том, что тем самым они, по сути дела, выказывают неу-
важительное отношение к тому, кому пишут.
Вместо этого лучше напишите так: "Неужели ты думаешь, что я тебя за-
была? Ты даже представить себе не можешь, сколько раз я собиралась тебе
написать". Или же: "Я много раз начинала тебе писать, но каждый раз,
когда садилась за письмо, полагая, что наконец-то выбрала нужное время и
место, меня обязательно что-нибудь отрывало!"
Плохо, если ответ на письмо откладывается на столь длительный срок,
что его приходится начинать с извинений. Тем не менее, такого рода изви-
нения в начале письма вызывают скорее симпатию, чем раздражение.

Упоминать о ваших общих знакомых, но не распространяться о тех, про
кого ваш адресат даже не слышал, и кто его совершенно не интересует, ес-
ли только этот человек не будет занимать значительное место в вашей жиз-
ни в дальнейшем. Нет смысла писать о Джейн Джонс, которая получила наг-
раду общества садоводов-любителей. Написать же о Джейн Джонс, которая
играет важную роль в вашей жизни, - вполне уместно.

Окончание письма

Покидая дом близкого друга, вы не пытаетесь придумать специальную
фразу на прощание. Это относится и к письмам. В личной корреспонденции
нет необходимости использовать стандартные заключительные фразы ("Иск-
ренне Ваш", "Преданный Вам" и т.д.). Просто напишите свое имя (только
обязательно от руки, если письмо напечатано на машинке): "С любовью, Бе-
той", или "Твой Хэнк" - в зависимости от ваших отношений с адресатом.

Не следует заканчивать письмо словами: "Ну, что ж, думаю, тебе уже
наскучило все это читать", или: "Тебе, наверное, моя писанина уже до
смерти надоела". Не пишите: "На закате горы были великолепны", эта фраза
не вызовет никаких личных ассоциаций у вашего адресата. Однако если вы
добавите: "Они напомнили мне нашу поездку в Колорадо", - это, возможно,
скажет ему о многом.

Письма, которые писать не следует Письма о мрачных предчувствиях

Даже членам своей семьи не стоит без необходимости писать о нес-
частьях и злоключениях. Расстояние лишь усиливает наши переживания по
поводу болезней и неприятностей тех, кого мы любим. Например:

"Моя малютка Бетти ("моя малютка" звучит намного патетичнее, чем
просто "Бетти") вот уже несколько дней плохо себя чувствует. Я смер-
тельно боюсь за нее, вокруг столько случаев мононуклеоза. Врач сказал,
что тревожных симптомов нет, но доктора видят так много тяжелых больных,
что волнение матери они, похоже, всерьез не принимают", и т.д., и т.п.

Или же: "Наступают все более мрачные времена. Я всегда говорила, что
нужно пережить ночь, прежде чем забрезжит рассвет. Запомни мои слова,
ночь еще только наступает".

Такие письма не принесут пользы - они могут лишь взволновать, разоз-
лить или огорчить адресата.

Неразумные письма

Каждый день почта рассылает письма, которые вызвали бы драму, попади
они в чужие руки. Письма, которые не следовало бы писать никогда, про-
должают предъявляться как доказательства на судах, и появление многих из
них ни в каком случае не может быть оправдано. Глупые женщины и неумные
мужчины часто пишут такие вещи, которые для присяжных, к примеру, звучат
не столь невинно, как утверждают сами авторы посланий.

И тем не менее, в письмах к своим близким люди продолжают доверять
чувства и мысли бумаге. Поэтому, если вы еще молоды - или уже не слишком
молоды - и решили написать, скажем, любовное письмо, тогда, по крайней
мере, положите его на ночь под подушку, чтобы утром перечитать и убе-
диться в том, что не сказали там ничего такого, что могло бы быть прев-
ратно истолковано.
Помните: написанное не исчезает. Мысли, бездумно изложенные на бума-
ге, могут существовать сотни лет.

Злые письма

Легкий, игривый тон, который в беседе превращает оскорбление в кол-
кость, практически невозможно передать на бумаге, поэтому сделанное на
словах забавное замечание в письме может не только обидеть, но и оскор-
бить.
Злоба, выраженная в письме, обладает эффектом "застывшей ярости".
Сказанные горькие слова исчезают, когда забыта вызвавшая их причина; на-
писанное - остается навсегда. Родительские наставления вполне имеет
смысл изложить в письменной форме - их всегда нужно помнить и выполнять.
Минутное раздражение, напротив, никогда не следует хранить в памяти. Ро-
дители, у которых вошло в привычку писать детям в раздраженном или при-
дирчивом тоне, вскоре обнаружат, что их письма редко читают.

Одно золотое правило нельзя переоценить: письма, написанные под
сильным эмоциональным воздействием, следует отложить на сутки и перечи-
тать перед отправкой - или, перечитав, без сожаления разорвать их на
мелкие кусочки и вовсе не отправлять.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!