Образование для Вас

Даная в творчестве художников. Даная в живописи Даная картина рубенса

«Даная» Рембрандта, 1636-1647, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Это - одна из наиболее совершенных и наиболее загадочных картин художника.Самая прекрасная «одалиска» Рембрандта, изумительный пример слияния человечности и поэзии, столь свойственного всему творчеству Рембрандта
Уже более ста лет искусствоведы многих стран ведут дискуссию о нюансах ее трактовки.

Картину «Даная» Рембрандт начинает писать в 1636 году, через 2 года после своей женитьбы на Саскии ван Эйленбюрх. Художник нежно любит свою молодую жену, часто изображая её на своих картинах. Не стала исключением и «Даная», написанная Рембрандтом не для продажи, а для своего дома.

Картина оставалась с художником вплоть до распродажи его имущества в 1656 году. Долгое время оставалось загадкой, почему сходство с Саскией не так очевидно, как на других картинах художника 1630-х годов, а использованный им стиль местами более походит на творения более позднего периода его творчества.

ОСНОВА СЮЖЕТА КАРТИНЫ

Согласно мифу, аргосский царь Акрисий, поверив предсказанию оракула, что погибнет от руки внука, заключил свою единственную дочь Данаю в медную башню, куда не мог попасть никто из смертных.
Но верховный бог древнегреческой мифологии, владыка богов и людей Зевс проник в башню под видом золотого дождя. Даная родила от Зевса сына Персея. Узнав об этом, разгневанный Акрисий распорядился замуровать дочь и внука в ящик и бросить в море.
Но ящик был выловлен, заточенные в нем мать и сын спасены. Как рассказывается далее в легенде, Персей, обладавший огромной силой и мужеством, совершил много подвигов.
Сбылось и пророчество оракула. Однажды, участвуя в соревновании по метанию диска, Персей оказался в стране своего деда. Неточно брошенным диском он убил Акрисия.
Мотивы мифа о Данае и Персее использовались во многих произведениях искусства.
ОПИСАНИЕ.
Радостно пробуждение Данаи. Старуха-служанка отодвигает полог ее кровати, и золотистый свет широким, ровным потоком вливается в комнату. Робко приподнимается взволнованная Даная навстречу свету. Она переживает радостное предчувствие счастья, доверчиво отдается овладевающему ею большому чувству, встречает входящего трепетной, робкой улыбкой и взглядом покорным и одновременно манящим.

Свет чарует ее, вырывает из холодного окружения. Она ласково нежится в теплых лучах, доверчиво протягивает руку вперед, в то же время слегка защищаясь от слепящего света; в этом жесте слились воедино и слабое сопротивление, и призыв.

Под влиянием света, властно проникающего в спальню, все словно обновляется, становится радостным, одухотворенным. Постепенно разгорается красный цвет. Приглушенный, сдержанный тон бархатной скатерти сменяется теплотой розоватых тонов тела, интенсивным горением лент на браслетах; прозрачно просвечивают кончики пальцев протянутой руки.

Бесшумно соскальзывает покрывало, обнажая женское тело. Это тело, написанное с голландки, современницы Рембрандта, далекое от канонов классической красоты, оно подкупает своей жизненной правдивостью, мягкой округлостью форм.

Неприбранные волосы женщины, промятая подушка, туфельки, брошенные на переднем плане,- все это придает образу оттенок задушевной интимности и отличает Данаю Рембрандта от классических женских образов Праксителя и Агесандра, Джорджоне и Тициана.

ДВА ВАРИАНТА КАРТИНЫ

Изучение содержания картины искусствоведами продолжалось многие десятилетия и ведется до сих пор.
Картина подверглась просвечиванию рентгеновскими лучами. Оказалось, что в первоначальном варианте золотой дождь был. На этом основании и в результате тщательного сопоставления двух вариантов советский искусствовед Ю.Кузнецов делает окончательный вывод - на картине изображена Даная.
Убедительно доказывается также, что моделью для изображения дочери царя Акрисия в первом варианте, написанном в 1636 году, была жена Рембрандта Саския. После ее смерти Рембрандт переделал это произведение, изобразив лицо другой женщины и внеся еще некоторые изменения. Ю. Кузнецов также доказал, что второй вариант картины выполнен не ранее чем через десять лет после первого - около 1646 года.

КАКОЙ КАРТИНА БЫЛА ВНАЧАЛЕ

В первом варианте картины Даная полна только что пережитым счастьем. Опершись на локоть левой руки, она протягивает правую руку ладонью вниз - это прощальный жест. Она еще не думает о том, что счастье уходит безвозвратно. Но об этом напоминает видимый и на рентгеновском снимке плачущий амур со скованными руками.
Примечательно, что он изображен просто как позолоченное украшение кровати - закреплен в этом положении навечно. Таким образом, Рембрандт подчеркивает, что счастье этой заживо погребенной женщины мимолетно, ее земные радости ушли в прошлое.
Иначе говоря, и в первом варианте главным в картине было не торжество счастья, а скорбь о том, что оно преходяще и быстротечно. В этом очень важное отличие уже первого варианта картины Рембрандта от работ на данную тему его предшественников и современников.
Последующие годы принесли много потерь. Умерли трое детей, мать и сестра Рембрандта. В 1642 году не стало Саскии. Под впечатлением своих несчастий Рембрандт создает новый вариант картины, проникнутый трагическим осознанием кратковременности светлого и радостного в жизни.

КАКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ВНЁС ХУДОЖНИК В КАРТИНУ.

На картине запечатлен совсем иной момент в жизни Данаи.
Она ждет Зевса - так внезапно и таинственно появившегося когда-то отца ее будущего ребенка. В соответствии с этим замыслом Рембрандт переделал картину, тщательно продумав каждую деталь нового варианта.
При переработке своего произведения художник переместил служанку с левого края картины в центр. В первом варианте она следовала за золотым дождем. Сейчас у нее в руке большой пустой кошелек - она по-своему подготовилась к новому появлению Зевса. Она, как и ее хозяйка, постоянно настороже.
Появился яркий солнечный луч, предшествовавший в прошлый раз золотому дождю, и она энергичным движением левой руки отодвигает драпировку, закрывающую кровать.

О недавнем счастье Данаи символически напоминает и ряд других деталей. С внешней стороны кровати прикреплены в несколько рядов ниспадающие золотые блестки. В первой картине это были золотые дождинки, стекающие с кровати. Теперь они превращены в застывшие украшения.
Многие исследователи, и в том числе Ю.Кузнецов, обращали внимание на некоторую тяжеловатость фигуры Данаи. В данной трактовке этому есть объяснение: Даная должна стать матерью.

Весь облик Данаи свидетельствует о том, что она полна ожидания. Драгоценности, в первом варианте лежавшие на столике рядом с кроватью, теперь украшают ее. (Браслеты на руках в более поздней картине художник дополнительно украсил небольшими розовыми бантиками.) Об ожидании говорит и поза героини, жест ее правой вытянутой руки.
Если в первом варианте рука была повернута ладонью вниз - Даная как бы прощалась с уходящим Зевсом, представленным на картине в виде угасающих капелек золотого дождя, то во втором варианте рука повернута ладонью вверх. Прощальный жест превратился в приветственный.

Однако чувствуется, что это ожидание не раз было обмануто - отсюда оттенок сомнения, разочарования на лице молодой женщины. Плачущий амур усиливает впечатление неотвратимого крушения надежд.

Настроение, которое навевает картина, вполне соответствовало душевному состоянию самого Рембрандта. Работу над полотном, как отмечалось выше, он начал в период безмятежного семейного счастья, в зените славы. Но уже тогда, через два года после женитьбы на Саскии, Рембрандт задумывался о непрочности земных радостей.

ИСТОРИЯ КАРТИНЫ.
После распродажи имущества Рембрандта след картины теряется. Лишь в XVIII веке «Даная» обнаруживается у знаменитого французского коллекционера Пьера Кроза; После смерти Кроза (1740) большинство картин досталось трём его племянникам
Когда российская императрица Екатерина II начала подбирать картины для Эрмитажа, она попросила своего хорошего знакомого Дени Дидро помочь ей с подбором материалов для коллекции.
Дидро обратил внимание на часть коллекции Кроза, находившуюся у барона Луи Антуана, которая и была приобретена Екатериной в 1772 году у наследников скончавшегося в 1770 году барона. В числе приобретённых картин были «Даная» Рембрандта и «Даная Тициана.

СЛУЧАЙ ВАНДАЛИЗМА.

15 июня 1985 года в 10 часов утра Эрмитаж открыл двери для посетителей, начался обычный день. В зал Рембрандта в Эрмитаже вместе с экскурсией пришёл мужчина, который спросил у работниц музея, какая из картин в этом зале наиболее ценная. После этого он подошёл к «Данае» и, достав из-под полы склянку, выплеснул её содержимое прямо в центр холста.
Краска немедленно начала пузыриться, менять цвет - в склянке была серная кислота. Злоумышленник также достал нож и успел дважды порезать картину.
Позже экспертиза признала мужчину невменяемым. Им оказался житель Литвы 48-летний Бронюс Майгис, который объяснил свой поступок политическими мотивами. По решению ленинградского суда 26 августа 1985 года Майгис был признан душевнобольным (диагноз - вялотекущая шизофрения) и отправлен в ленинградскую психиатрическую лечебницу, где провёл 6 лет, затем отправлен в аналогичное заведение в Литве, откуда вскоре был выпущен ввиду отделения Литвы от Советского Союза
Целых 12 лет продолжалась реставрация картины.С 1997 году картина демонстрируется в зале голландской и фламандской школ на втором этаже главного здания Эрмитажа. Для предотвращения актов вандализма в настоящее время картина защищена бронированным стеклом.
По признанию реставраторов, несмотря на все усилия, картину удалось восстановить лишь частично. Она по-прежнему радует посетителей музея, но это уже не совсем то, что написал Рембрандт.

Http://maxpark.com/community/6782/content/3467066

Предчувствие любовного свидания — скучная и избитая тема, решил Рембрандт, все женщины в этот момент одинаковы. А вот после свидания… После в них можно разглядеть что-то интересное и настоящее…

Сюжет о проникновении Зевса в башню, где в заточении находилась Даная, был популярен среди европейских живописцев XVI-XVII веков. Они изображали царевну возлежащей на постели под дождем из золотых монет — такой вид принял Зевс, плененный красотой гречанки.

Родную дочь в башню посадил царь Акрисий: так он пытался избежать предсказанной гибели от руки внука. Но Даная родила Персея от Зевса. Разъяренный Акрисий приказал замуровать дочь и внука в ящик и бросить его в море. Ящик выловили рыбаки, пророчество оракула сбылось спустя годы: во время спортивных состязаний Персей неудачно метнул диск и убил деда.


Даная. Картина Тициана.

«Даная» (1636-1647) Рембрандта, ныне хранящаяся в Эрмитаже, не похожа на полотна предшественников (название картины стало известно из описи имущества художника 1656 года). Главное — отсутствует золотой ливень, поэтому в течение XIX — первой половины ХХ веков искусствоведы вели жаркие споры: действительно ли Рембрандт изобразил Данаю или это иной персонаж, например Вирсавия, жена полководца Урии, ожидающая царя Давида, или Венера, встречающая Марса?

Предполагали даже, что Рембрандт запечатлел Мессалину — жену римского императора Клавдия, известную распутством и жестокостью. Правда, подобные трактовки входили в противоречие с символами, изображенными на картине, но этому не придавали значения.

Спор разрешился в 1960-е годы, когда полотно просветили рентгеновскими лучами. Открылась поразительная вещь: под верхним слоем краски обнаружился более ранний вариант картины (вероятно, 1636 года), на котором золотой дождь присутствовал!

В окончательном варианте на его месте художник изобразил золотое свечение. По мнению искусствоведа Сергея Андронова, Рембрандт запечатлел момент не встречи, а прощания разгоряченной Данаи с Зевсом, когда божество уже покидает спальню царевны: стихия прошла, осталось сияние.

Не похожа на работы предшественников и манера, в которой Рембрандт изобразил тело Данаи: это не холодная, мраморная, античная красота, а теплая, домашняя. Чего стоит один живот царевны, непропорционально большой, с подчеркнуто расслабленной мускулатурой.

Немецкий искусствовед Карл Нейман заметил по этому поводу: «Наготу часто изображали прекраснее, но никогда более естественной, истинной, потрясающей, то есть чувственной, чем в этом произведении Рембрандта ».

Символы, зашифрованные в картине Рембрандта “Даная”


1 ДАНАЯ. Как показала рентгеновская съемка, вначале лицо царевны было похоже на лицо Саскии — супруги живописца, умершей в 1642 году. На финальном варианте картины оно стало напоминать лицо Гертье Диркс — любовницы Рембрандта, с которой художник жил после смерти жены.

2 ЖЕСТ РУКИ. На первом варианте «Данаи» рука царевны была опущена вниз, как будто царевна зовет любовника, проникшего к ней в чертог. Сейчас же мы видим руку, застывшую в прощальном жесте, — Даная прощается с возлюбленным.

3 ЗОЛОТОЕ СИЯНИЕ — так художник обозначил присутствие Зевса на картине.

4 АМУР. Рембрандт изобразил бога любви плачущим в знак того, что любовь Зевса к Данае была скоротечна. Напрасно царевна ждала и тосковала по любовнику — царь Олимпа к ней не вернулся.

5 БЕЛАЯ НЕСМЯТАЯ ПОСТЕЛЬ символизирует непорочность Данаи. С эпохи Возрождения в греческой царевне видели прообраз Девы Марии: Даная якобы тоже зачала мистическим образом, без потери девственности.

6 ЖЕМЧУЖНЫЙ БРАСЛЕТ. Жемчуг считался украшением богини любви Венеры.

7 БРАСЛЕТ С КОРАЛЛАМИ на руке царевны указывает на будущего сына Данаи — Персея, которого она родит от Зевса. Коралл был символом победителя горгоны Медузы: по легенде, он образовался из крови обезглавленного Персеем монстра.

8 ИЗУМРУДНОЕ КОЛЬЦО — еще один символ невинности, а также мистического обручения смертной женщины с божеством.

9 СНЯТЫЕ ТУФЛИ символизируют женскую покорность.

10 ОРЛИНЫЕ ГОЛОВЫ на ножках кровати. Орел считался спутником и символом Зевса.

11 СЛУЖАНКА выполняла в истории с Данаей роль сводни. Она показала Зевсу путь в спальню госпожи, за что и была казнена царем Акрисием. На голове у служанки не положенный чепец, а темный бархатный берет. Это навело французского искусствоведа Поля Декарга на мысль, что в образе прислуги-сводни Рембрандт изобразил себя (на автопортретах он часто в берете).

12 КЛЮЧИ в руках служанки — это и указание на непосредственные обязанности дворни, ведущей хозяйство, и одновременно символ мужского начала (как замок символ женского) — еще один намек на сводничество.

13 КОШЕЛЕК — символ божественной милости. В него служанка собрала монеты, которые рассыпались по спальне Данаи после нисхождения Зевса.

ХУДОЖНИК Рембрандт Харменс ван Рейн

1606 — Родился в семье мельника в Лейдене (Нидерланды).
1621-1624 — Учился у лейденского живописца Якоба ван Сваненбюрха.
1625 — Основал собственную мастерскую.
1632 — Поселился в Амстердаме, написал «Урок анатомии доктора Тюлпа».
1634 — Женился на Саскии ван Эйленбюрх.
1635 — Написал «Автопортрет с Саскией на коленях ».
1636-1647 — Работал над «Данаей».
1642 — Завершил картину «Ночной дозор».
1645 — Написал «Святое семейство».
1654 — Написал «Вирсавию».
1656 — Обанкротился.
1660 — Написал картину «Артаксеркс, Аман и Эсфирь».
1662 — Завершил работу над «Заговором Юлия Цивилиса» и групповым портретом «Синдики».
1666-1669 — Работал над картиной «Блудный сын».
1669 — Умер, похоронен в церкви Вестеркерк в Амстердаме.

Рембрандт. "Даная". Описание одной картины.

С Рембрандтом я встретился в раннем детстве, еще в ту пору, когда рос в родном селе, значит, когда учился в начальной школе. Помню, как ночью, весь под впечатлением от фильма о художнике, я возвращался домой из клуба, словно проваливаясь в ямы на неровностях дороги, а в вышине гирлянды ярких звезд, с их отражением на речной воде.

Пройдет время, я часто буду заглядывать в Эрмитаж и нет-нет проходить по длинному залу со множеством поперечных стендов со стороны окон, где выставлены картины Рембрандта, одно из богатейших собраний шедевров великого голландского художника. В разные годы я отдавал предпочтение Рубенсу или малым голландцам, но Рембрандт оставался мерой сокровенной подлинности искусства и жизни, что почувствовал я, как мне ныне кажется, еще в раннем детстве при первом соприкосновении с жизнью еще неведомого для меня мастера.

В портрете старушки у входа в зал я узнавал нечто родное от бабушки, а картины на библейскую тематику мне никогда особо не нравились. В дальнем углу у окна картина с изображением молодой обнаженной женщины в юности меня даже пугала, но и с годами я останавливался перед «Данаей», если там оказывался один.

Обнаженных женских тел, от идеальных по пропорциям до весьма дородных, в Эрмитаже предостаточно. Даная Рембрандта не просто модель, в воспроизведении которой всегда есть условность, что заметно и у Тициана в его версиях «Данаи», а женщина сама по себе в волнующие мгновенья ее жизни.

Между тем мы ее видим в обстановке, скорее голландско-библейской, чем древнегреческой, согласно мифу о Данае, которую посетил Зевс в виде золотого дождя. Миф у Рембрандта проступает как сама жизнь, и это в большей степени, чем у Леонардо да Винчи или Тициана. В отношении Рембрандта говорят о реализме и психологизме, все это так, но налицо при этом – эстетика Ренессанса!

И эпоха Рембрандта по явным признакам – эпоха Ренессанса в Голландии, с ее победой в национально-освободительной войне против владычества Испании и с завершением буржуазной революции. Голландия быстро становится крупнейшей торговой и колониальной державой, с открытием университетов, в частности, в Лейдене, где родился Рембрандт. Именно в этот период, с расцветом наук и искусств, в Голландии формируется национальный литературный язык, с чем связано и сложение нации, – это явления ренессансные.

Как Дюрер, как Рубенс, Рембрандт – это ярчайший всплеск Северного Возрождения с его специфическими особенностями. Только такой взгляд объясняет универсализм и масштабы гения среди его соотечественников малых голландцев и его одиночество, что обернется к концу жизни чуть ли не нищетой. Эстетика Ренессанса у Рембрандта настоена на гуманизме – не элитарного, а обращенного к человеку вне сословной иерархии, можно сказать, антибуржуазного, как в России XIX века.

Основная доминанта его миросозерцания и творчества – это человек, кто бы он ни был, при этом он воплощал для него всю природу наравне с фауной и флорой. В природе же правильных форм нет или мало, художнику важно быть верным природе, это кредо Рембрандта, отсюда его реализм, который, казалось бы, не очень отличается от поэтического натурализма малых голландцев, но масштабы не те. Дело даже не в размерах полотен, Рембрандт просто гигант по сравнению с ними по масштабам своего гения и творчества, и реализм его одухотворен психологизмом, в чем проявляется его гуманизм, любовь и сострадание к человеку, кто бы он ни был.

Рембрандт ван Рейн родился 15 июля 1606 года в Лейдене в семье мельника среднего достатка; он был восьмым ребенком и единственным, об образовании которого родители позаботились особо. Он учился в латинской школе и в университете, когда его склонность к живописи проявилась столь определенно, что он оставляет университет, по тем временам вряд ли юноша мог это сделать без согласия в семье. Он учится живописи три года в мастерской Якоба ван Сваненбюрха, лейденского живописца, происходившего из патрицианской семьи и долгие годы проведшего в Италии.

Затем для продолжения обучения отправляется не в Италию, а в Амстердам, и поступает в мастерскую Питера Ластмана, главы амстердамской школы исторической живописи, по тем временам события из истории, из мифологий и литературы равно назывались историями и служили темами исторической живописи. Рембрандт провел в мастерской Питера Ластмана всего полгода (1625), верно, его потянуло в большей степени к Франсу Хальсу, к его полнокровному искусству, по сути своей, ренессансному. Академизм исторической живописи Голландии Рембрандт преодолевает изображением конкретного человека, каким он его видит сегодня и сейчас. В библейских и античных сюжетах у него миф и жизнь смыкаются, что отмечают как новое качество, которое с Рембрандтом вошло в голландскую живопись. Между тем это свойство эстетики Ренессанса.

По возвращении в Лейден Рембрандт отдается самостоятельной работе и в течение пяти лет достигает известности, с тем он поселяется в Амстердаме (1631). Самосознание нации находит выражение в расцвете портретной живописи. Рембрандт работает по преимуществу над портретами, соперничая с Франсом Хальсом. Это касается и групповых портретов, корпоративных, можно сказать. Первый же опыт «Урок анатомии доктора Тюльпа» приносит молодому художнику из Лейдена успех и известность. У него свой дом, ученики. Рембрандт собирает произведения живописи и графики, античной скульптуры, образцы драгоценных тканей и художественного оружия.

В 1634 году Рембрандт женился на Саскии ван Эйленбюрх, сироте из богатой патрицианской семьи, с весьма значительным приданым. Все говорит о том, что этот брак, помимо естественной в то время деловой сделки, был освящен любовью, столь плодотворной для творчества. Он постоянно писал Саскию. Эрмитажная «Флора» – это всячески разубранная Саския во всей силе ее молодости.

Хорошо известен «Автопортрет с Саскией на коленях». В пору успеха и счастья Рембрандт пишет с себя пирующего блудного сына, предаваясь беззаботной жизнерадостности молодости, как художники эпохи Возрождения в Италии. И знаменитая картина «Даная» (1636) естественно связана с Саскией, только облик ее не совсем узнаваем, да и живопись кажется более позднего времени, чем известная дата создания несомненно лучшего шедевра Рембрандта.

У Саскии, слабой здоровьем, рождались слабые дети и умирали (вообще детская смертность в те времена была большая); выжил лишь последний ребенок Титус, а мать через год умерла – в 1642 году. Этот год отмечен и конфликтом с заказчиками из-за картины, получившей впоследствии название, «Ночной дозор»; это должен был быть всего лишь групповой портрет стрелков, а Рембрандт создал цельное художественное произведение, в котором не все узнавали себя в достойном, по их разумению, виде. С этого времени популярность художника пойдет на убыль. Эпоха Ренессанса, с торжеством буржуазной действительности, закатилась еще при жизни Рембрандта, что я ныне наблюдаю воочию в России.

В том же 1642 году Рембрандт пишет картину на библейскую тему «Прощание Давида с Ионафаном», представляя себя в виде Ионафана, а Саскию – в виде юного Давида. В творчестве художника замечают исследователи романтическую приподнятость, обозначая время как переходное, к чему? Снова к реализму? Нет, здесь снова налицо эстетика Ренессанса, в которой романтическое содержание миросозерцания или эпохи воплощается в классическую форму, у голландского художника весьма своеобразную. Рембрандт, пережив горе со смертью Саскии, снова влюблен в жизнь и в женщину, пусть это его служанка Гертье Диркс. Именно эта новая любовь художника наложила завесу тайны на картину «Даная».

Рембрандт особо дорожил «Данаей», ведь это не была одна из очередных его картин, которую следует выгодно продать, а интимный портрет молодой жены. Он не хотел расставаться с нею, но картина могла вызвать ревность возлюбленной служанки. Сохранились известия о ссорах между художником и Гертье Диркс и в конце концов о разрыве. Между тем у Рембрандта могло явиться неудовлетворение версией картины 1636 года и искушение переписать ее. Так и случилось.

Рентгеноскопия показала изменения в центральной части картины и черт лица героини. На лицо Саскии наложилось лицо Гертье. Теперь лицо Данаи – сочетание черт жены художника и его возлюбленной. Лишь на рентгеновском снимке проступает явственнее лицо Саскии. Рембрандт же и без рентгена видел ее черты, ее улыбку любви и счастья. Даная с трогательной радостью раскрывается навстречу золотому сиянию.

Говорят, что Рембрандт не стремился к изображению идеально прекрасного тела, как другие художники, и что внешность его модели далека от совершенной красоты. Но такова эстетика Ренессанса в Голландии, какой она была и у Шекспира. Женственность в ее зрелости, естественность ее движений и чувств, исполненных любви и грации, выделяют молодую особу как исключительный образ, достойный любви и восхищения Юпитера и самого Рембрандта.

Возможно, первоначально картина была более интимна и даже романтична как настоящий портрет молодой жены художника; спустя годы, с возросшим мастерством Рембрандт не просто изменил черты Саскии под Гертье Диркс, а создал классическое произведение искусства, непревзойденный шедевр ренессансного гения.

Рембрандт достигает классической простоты, что видно в его разработке в ряде картин темы «Святого семейства». Богоматерь предстает у Рембрандта в облике жены голландского ремесленника – плотника. Это не жанровая картина в духе малых голландцев, здесь жизнь и миф сливаются, национальное и библейское, что и лежит в основе классического стиля Северного Возрождения.

Из книги Начало Ордынской Руси. После Христа.Троянская война. Основание Рима. автора

17.5. Летописное описание Святослава и гомеровское описание Ахиллеса Русская летопись говорит о личности Святослава следующее. «Бе во самъ храбръ и легко ходя, аки пардусъ, и войны многие творяше. Ходяа возовъ по себе не вожаше, ни котла, ни мяса варяше, но потонку мяса

Из книги 100 великих гениев автора Баландин Рудольф Константинович

РЕМБРАНДТ (1606–1669) Завершив предыдущий очерк высказыванием И. Тэна, придется начать этот с мнения бельгийского поэта Эмиля Верхарна, который считал, что гений Рембрандта проявлялся вне связи с обстоятельствами места и времени:"Рембрандт мог родиться где угодно и когда

Из книги Великие тайны цивилизаций. 100 историй о загадках цивилизаций автора Мансурова Татьяна

Картины дочерей Евы Лишь в прошлом веке, когда женщины добились равноправия с мужчинами, появилось заметное количество прекрасных живописцев женского пола. А предыдущие две тысячи лет иконы, портреты великосветских особ и картины религиозного содержания создавали

Из книги Основание Рима. Начало Ордынской Руси. После Христа. Троянская война автора Носовский Глеб Владимирович

17.5. Летописное описание Святослава и гомеровское описание Ахиллеса Русская летопись говорит о личности Святослава следующее. «Бе бо самъ храбръ и легко ходя, аки пардусъ, и войны многие творяше. Ходяа возовъ по себе не вожаше, ни котла, ни мяса варяше, но потонку мяса

Из книги Повседневная жизнь Калифорнии во времена «Золотой Лихорадки» автора Крете Лилиан

Картины мира На заре испанского завоевания побережье населяла йуманская раса. На ее территории францисканцы создали свою первую миссию - Сан-Диего. Воинственное население Сан-Диего - дьегеньо, как называли его испанцы, было гораздо менее мирным и апатичным, нежели его

Из книги История Мальтийского Ордена автора Захаров В А

Приложение № 3 Описание Палестины. Описание островов Кипра, Родоса, Мальты В исходной электронной версии отсутствовало. (Прим. выполнившего

Из книги Кто изобрел современную физику? От маятника Галилея до квантовой гравитации автора Горелик Геннадий Ефимович

Из книги История города Рима в Средние века автора Грегоровиус Фердинанд

1. Низкая культура Рима в XII веке. - Законы Юстиниана. - Каноническое право. - Сборник Альбина. - liber censum Ченчия. - Продолжение книги пап. - Малое число римских историков. - Описание собора Св. Петра Маллия; описание Латерана Иоанна диакона В продолжение всего XII века

Из книги Бабур-Тигр. Великий завоеватель Востока автора Лэмб Гарольд

Картины на стене Бабур родился в 1483 году, в самый разгар зимы, когда снег завалил горные склоны до самых вишневых садов и перекрыл перевалы, так что в долину можно было добраться лишь по вьющейся вдоль реки самаркандской дороге. Долина оказалась практически отрезанной от

автора

Картины Пикассо Впервые - «Вечерняя Москва», 1927, 20 июля, № 162. Кроме двух огромных Салонов - «правого» и «левого», - я посетил несколько маленьких выставок, из которых наиболее замечательными являются: выставка четырех мастеров и ретроспективная, содержащая в себе все

Из книги Об искусстве [Том 1. Искусство на Западе] автора Луначарский Анатолий Васильевич

автора Киле Петр

Карл Брюллов. Портрет графини Ю. П. Самойловой с А. Паччини. Описание одной картины. Легко заметить, женские лица на картинах Карла Брюллова похожи, составляя определенный женский тип, излюбленный овал, к чему он словно проявляет пристрастие, может быть, не отдавая

Из книги Сокровища женщин Истории любви и творений автора Киле Петр

В. Серов Портрет княгини З. Н. Юсуповой Описание одной картины. Это уникальная картина. Один из мировых шедевров русского искусства. Это понимаешь сразу, когда, проходя по залам Русского Музея мимо, вдруг останавливаешься. Здесь все соединилось: необыкновенная модель и

Из книги Сокровища женщин Истории любви и творений автора Киле Петр

К. Сомов. Портрет Е. П. Носовой. Описание одной картины. В 1910 году, в дни, когда Сомов приехал в Москву и приступил к работе над портретом Евфимии Павловны Носовой, он писал в письмах: «Блондинка, худощавая, с бледным лицом, гордым взглядом и очень нарядная, хорошего вкуса

Из книги Сокровища женщин Истории любви и творений автора Киле Петр

Зинаида Серебрякова. Автопортрет с дочерьми. Описание одной картины. Зинаида Евгеньевна Серебрякова (1884-1967) занимает в истории русской живописи совершенно особое место, как, впрочем, все выдающиеся русские художники, Айвазовский или Шишкин, Левитан или Коровин, Серов

Из книги Христианская Церковь в Высокое Средневековье автора Симонова Н. В.

Картина Рембранта - Эгина (Данная) - интересные факты.

Даная – картину написал Рембрандт Харменс Ван Рейн. Знаменита на весь мир. Висит в Эрмитаже у нас. И висела...

Корней Чуковский
14 мая 1923 …пошли втроем в Эрмитаж. Долго ходили по залам скульптуры, потом смотрели немцев, голландцев, англичан - и перед «Данаей» Рембрандта я умер от упоения. Мне слышалась музыка, как будто я вижу первую в жизни картину. Другие картины хороши или плохи, а эта - абсолютна, на веки веков. И еще поразила меня маленькая (сравнительно) картина Тициана - женский портрет в круглой зале - и больше ничего. Остальное - литература. Эрмитаж полон. Интерес к искусству сильно вырос в массах. Но бедные зрители. Ходят неприкаянные, скучая, не зная куда смотреть, а руководители экскурсий мелют вздор - и так громко, что мешают смотреть.
Откинуты постели покрывала торопливо,
как мастер показал на полотне умело!
Возможно, что лицом она не так красива,
но как написано прекрасно кистью тело!
Дидро нашёл, для Эрмитажа подбирал картины.
Наверно, сердце Франции кровоточит от ран!
Купила полотно тогда сама Екатерина...

Скажу страшное сейчас. Когда восстановили Данаю, она стала другой… Те, кто был в Сикстинской капелле до реставрации и после, говорят – а Микеланджело теперь там и не гостит, голливудские мультики тамова. Эрмитаж обошёлся с Данаей нежнее. Но «умереть от упоения» вам ныне не удастся. Мне так кажется. Пропала аура картины, прибалт, литовец, не зря был тупым орудием в руках помощников Сатаны и растворил картину кислотой. Рембрандт был в расцвете сил, был женат и счастлив, когда писал картину. Известно, что лицо Данаи Рембрандт писал со своей первой жены. Но после её смерти, женившись вторично, он переписал голову, используя в качестве модели свою вторую супругу... Не женился он вторично, но вот мне интересно - а формы у второй дамы были такими же? Также до нас дошли свидетельства современников художника, которые писали, что картина представляла из себя истинное чудо – из-за отодвинутого полога струилось сияние, которого невозможно достичь при помощи обычных красок. Но время и плохие условия хранения картины, разрушение её кислотой в Эрмитаже сделали своё дело. От этого сияния остался слабый след. Написанную Данаю художник послал...

и тут начинается ряд загадок! В интернете полно таких строк: Хотелось остановиться на одном интересном факте. В 1636 году Рембрандт закончил картину, известную нам как “Даная”. Через три года он решил послать её в дар Константину Хигенсу. И тут начинается самое интересное. Хигенс отказался от подарка под тем предлогом, что картина слишком велика! Несмотря на отказ, Рембрандт всё же послал картину, но получил её назад. Она не понравилась Константину Хигенсу! Не понравилась до такой степени, что подарок был возвращён, а это было оскорблением для художника. Хигенс увидел на картине странную женщину, со странными формами тела. Их перепечатывают из поста в пост. Но я не знаю, кто такой Константин Хигенс, попробовал найти... Молчит гуголь с википедией! Значит миф. Все знают, что Рембрандт переписал картину с лицом второй жены. Даже не буду останавливаться, что Гертье Диркс просто была... ну его интимным партнёром, не жена, домработница, покусившиеся на драгоценности первой жены. Которую художник запихнул в тюрьму на 12 лет. Золотой дождь был, но исчез во втором варианте. Это увидели на рентгене. Но ангел/Купидон! Где-то сказано, что он был весёлым, а потом стал плачущим со связанными руками. Вот Википедия пишет - ржал ангелочек, а в подробной статье о картине написано, что и в первом варианте он плакал со связанными руками, ведь любовь уходит... Много споров куда её рука стала показывать, чего старуха там стала высмотривать - это сама смерть? Много кривотолков. Но пост я начал писать из-за слов Корнея - и перед «Данаей» Рембрандта я умер от упоения. Я не умирал, но всегда спорил с друзьями и подругами - Даная страшно притягательна сексуально! Тётки на меня нападали в стиле: 90-60-90 должно быть! А мужикам я говорил: смотрите, она ждёт любимого, это долгожданная встреча! Представьте - ехали весь день, скакали, вы слезаете с коня, срываете пыльный плащ, снимаете камзол и... тебя ждёт ТАКОЕ! Что не так сейчас с живописью, если, когда смотришь на, так называемое современное ню, и видишь, лишь пошлый соблазн и похоть? В 1772 г. прославленный шедевр был приобретен в Париже для Екатерины II. И мы счастливы видеть её в Эрмитаже. Но... В 1985 году картина пострадала от рук маньяка, который разрезал полотно и облил его кислотой. Около трети полотна пропало. Реставраторы сделали все возможное, чтобы возвратить ее ценителям искусства.
Многие эксперты не верили в успех, считая, что картина утрачена навсегда. Утраты живописи составили 27 %. Весь центр картины состоял из смешения бурых рельефных пятен, набрызгов, вертикальных натёков и утрат. Зарубежные реставраторы вынесли приговор - КАРТИНА УМЕРЛА!!! Это прозвучало, как раскат грома. Никто не мог в это поверить. Как? Не может быть? Надо попытаться, рискнуть, а вдруг? Но приговор был окончательным. И только российские реставраторы пошли на огромнейший риск - начали процесс восстановления картины. Работа над восстановлением мирового шедевра началась в тот же день. Через полтора часа промывания водой удалось остановить действие кислоты, после чего картину укрепили раствором из рыбного клея и мёда, чтобы предотвратить отслоение слоёв краски при высыхании. Через три дня была создана специальная государственная комиссия, которая рассматривала пути дальнейшего восстановления картины: оставить изуродованное полотно как есть или же восстановить картину, фактически сделав её копию. В результате было принято решение восстановить утраты, удалить следы кислотной реакции, в максимальной степени сохраняя рембрандтовскую живопись. Реставрация началась в Малой церкви Зимнего дворца, где были созданы подходящие для картины климат и освещение. В течение полутора лет над полотном работали реставраторы Эрмитажа Евгений Герасимов, Александр Рахман, Геннадий Широков и Татьяна Алешина. После укрепления красочного слоя и грунта и подведения нового дублировочного холста, под микроскопом удалялись следы кислотной реакции. Следующим этапом было тонирование с использованием техники масляной живописи, аналогичной авторскому стилю. Одним из важных условий реставрации стало требование возможности возврата к первоначальному варианту, для чего тонирование отделялось от оригинальной живописи слоем лака. Окончательно реставрация закончилась лишь спустя 12 лет, в 1997 году, с тех пор картина демонстрируется в Зале голландской и фламандской школ на втором этаже главного здания Эрмитажа. Для предотвращения актов вандализма в настоящее время картина покрыта специальным составом лака, который выглядит как юронированное стекло. Но не смотря на все усилия реставраторов, многое в картине было утрачено. Остались только мало заметные следы. И все же, картина умирает. Повреждение волокон холста было фатальным. С каждым днем холст медленно разрушается, и наступит время, когда картина НАВСЕГДА покинет этот мир. Она останется лишь воспоминанием в памяти тех людей, которые имели возможность видеть ее еще при "жизни".
.. Пару загадок картины я помянул. Не картины, а ребусы! Живопись не должна быть литературой! Взглянул, к примеру, на картину Кандинского, и улучшилось настроение. И неважно, что там изображено. Это и есть живопись! Реалистическая или авангардная – не имеет значения. Живопись и умничание несовместимы. Между ними такая же разница, как между желудком и сердцем. Поглядел на полянку Шишкина, на тропинку Поленова, на церковку с деревцем Саврасова, на лунную дорожку Куинджи и словно зарядился природной энергией. Но западные люди, воспитанные средневековой живописью, «шедеврами» распиаренных художников, русской живописи не чувствуют. Им в ней нечего понимать. Не о чем умничать. Им не вставляет ни тропинка, ни полянка, ни птичка на веточке... Они очень удивляются, почему мы любим Саврасова. Поленова, Сурикова, Куинджи и многих других… Вот и я любуюсь Данаей, но Шишкина корабельные сосны или мишки мне много ближе! Не хочу гадать - зачем ангелу руки связали и он плачет. Я хочу падать в картину Шишкина, замереть от восторга перед картиной Маковского... Даже не хочу думать о картине, которую написал Василий Дмитриевич Поленов, "Христос и грешница". Она висит в Русском музее.



Даная – картину написал Рембрандт Харменс Ван Рейн. Знаменита на весь мир. Висит в Эрмитаже у нас. И висела…

Корней Чуковский
14 мая 1923
…пошли втроем в Эрмитаж. Долго ходили по залам скульптуры, потом смотрели немцев, голландцев, англичан - и перед «Данаей» Рембрандта я умер от упоения. Мне слышалась музыка, как будто я вижу первую в жизни картину. Другие картины хороши или плохи, а эта - абсолютна, на веки веков. И еще поразила меня маленькая (сравнительно) картина Тициана - женский портрет в круглой зале - и больше ничего. Остальное - литература. Эрмитаж полон. Интерес к искусству сильно вырос в массах. Но бедные зрители. Ходят неприкаянные, скучая, не зная куда смотреть, а руководители экскурсий мелют вздор - и так громко, что мешают смотреть.

Откинуты постели покрывала торопливо,
как мастер показал на полотне умело!
Возможно, что лицом она не так красива,
но как написано прекрасно кистью тело!

Дидро нашёл, для Эрмитажа подбирал картины.
Наверно, сердце Франции кровоточит от ран!
Купила полотно тогда сама Екатерина…

Скажу страшное сейчас. Когда восстановили Данаю, она стала другой…

Те, кто был в Сикстинской капелле до реставрации и после, говорят – а Микеланджело теперь там и не гостит, голливудские мультики тамова.

Эрмитаж обошёлся с Данаей нежнее. Но «умереть от упоения» вам ныне не удастся. Мне так кажется. Пропала аура картины, прибалт, литовец, не зря был тупым орудием в руках помощников Сатаны и растворил картину кислотой.

Рембрандт был в расцвете сил, был женат и счастлив, когда писал картину. Известно, что лицо Данаи Рембрандт писал со своей первой жены. Но после её смерти, женившись вторично, он переписал голову, используя в качестве модели свою вторую супругу… Не женился он вторично, но вот мне интересно — а формы у второй дамы были такими же?

Также до нас дошли свидетельства современников художника, которые писали, что картина представляла из себя истинное чудо – из-за отодвинутого полога струилось сияние, которого невозможно достичь при помощи обычных красок. Но время и плохие условия хранения картины, разрушение её кислотой в Эрмитаже сделали своё дело. От этого сияния остался слабый след.

Написанную Данаю художник послал… и тут начинается ряд загадок!

В интернете полно таких строк:
Хотелось остановиться на одном интересном факте. В 1636 году Рембрандт закончил картину, известную нам как “Даная”. Через три года он решил послать её в дар Константину Хигенсу. И тут начинается самое интересное. Хигенс отказался от подарка под тем предлогом, что картина слишком велика! Несмотря на отказ, Рембрандт всё же послал картину, но получил её назад. Она не понравилась Константину Хигенсу! Не понравилась до такой степени, что подарок был возвращён, а это было оскорблением для художника. Хигенс увидел на картине странную женщину, со странными формами тела.
Их перепечатывают из поста в пост. Но я не знаю, кто такой Константин Хигенс, попробовал найти… Молчит гуголь с википедией! Значит миф.

Все знают, что Рембрандт переписал картину с лицом второй жены. Даже не буду останавливаться, что Гертье Диркс просто была… ну его интимным партнёром, не жена, домработница, покусившиеся на драгоценности первой жены. Которую художник запихнул в тюрьму на 12 лет. Золотой дождь был, но исчез во втором варианте. Это увидели на рентгене. Но ангел/Купидон! Где-то сказано, что он был весёлым, а потом стал плачущим со связанными руками. Вот Википедия пишет — ржал ангелочек, а в подробной статье о картине написано, что и в первом варианте он плакал со связанными руками, ведь любовь уходит… Много споров куда её рука стала показывать, чего старуха там стала высмотривать — это сама смерть? Много кривотолков. Но пост я начал писать из-за слов Корнея — и перед «Данаей» Рембрандта я умер от упоения.

Я не умирал, но всегда спорил с друзьями и подругами — Даная страшно притягательна сексуально! Тётки на меня нападали в стиле: 90-60-90 должно быть! А мужикам я говорил: смотрите, она ждёт любимого, это долгожданная встреча! Представьте — ехали весь день, скакали, вы слезаете с коня, срываете пыльный плащ, снимаете камзол и… тебя ждёт ТАКОЕ!

Что не так сейчас с живописью, если, когда смотришь на, так называемое современное ню, и видишь, лишь пошлый соблазн и похоть?

В 1772 г. прославленный шедевр был приобретен в Париже для Екатерины II. И мы счастливы видеть её в Эрмитаже. Но…
В 1985 году картина пострадала от рук маньяка, который разрезал полотно и облил его кислотой. Около трети полотна пропало. Реставраторы сделали все возможное, чтобы возвратить ее ценителям искусства.

В Большой советской энциклопедии вот такое фото помещено

А вот картина снята в 1963 году частным лицом

Многие эксперты не верили в успех, считая, что картина утрачена навсегда. Утраты живописи составили 27 %. Весь центр картины состоял из смешения бурых рельефных пятен, набрызгов, вертикальных натёков и утрат. Зарубежные реставраторы вынесли приговор — КАРТИНА УМЕРЛА!!! Это прозвучало, как раскат грома. Никто не мог в это поверить. Как? Не может быть? Надо попытаться, рискнуть, а вдруг? Но приговор был окончательным. И только российские реставраторы пошли на огромнейший риск — начали процесс восстановления картины.

Работа над восстановлением мирового шедевра началась в тот же день. Через полтора часа промывания водой удалось остановить действие кислоты, после чего картину укрепили раствором из рыбного клея и мёда, чтобы предотвратить отслоение слоёв краски при высыхании.

Через три дня была создана специальная государственная комиссия, которая рассматривала пути дальнейшего восстановления картины: оставить изуродованное полотно как есть или же восстановить картину, фактически сделав её копию. В результате было принято решение восстановить утраты, удалить следы кислотной реакции, в максимальной степени сохраняя рембрандтовскую живопись.

Реставрация началась в Малой церкви Зимнего дворца, где были созданы подходящие для картины климат и освещение. В течение полутора лет над полотном работали реставраторы Эрмитажа Евгений Герасимов, Александр Рахман, Геннадий Широков и Татьяна Алешина. После укрепления красочного слоя и грунта и подведения нового дублировочного холста, под микроскопом удалялись следы кислотной реакции. Следующим этапом было тонирование с использованием техники масляной живописи, аналогичной авторскому стилю. Одним из важных условий реставрации стало требование возможности возврата к первоначальному варианту, для чего тонирование отделялось от оригинальной живописи слоем лака.

Окончательно реставрация закончилась лишь спустя 12 лет, в 1997 году, с тех пор картина демонстрируется в Зале голландской и фламандской школ на втором этаже главного здания Эрмитажа. Для предотвращения актов вандализма в настоящее время картина покрыта специальным составом лака, который выглядит как юронированное стекло.

Но не смотря на все усилия реставраторов, многое в картине было утрачено. Остались только мало заметные следы. И все же, картина умирает. Повреждение волокон холста было фатальным. С каждым днем холст медленно разрушается, и наступит время, когда картина НАВСЕГДА покинет этот мир.

Она останется лишь воспоминанием в памяти тех людей, которые имели возможность видеть ее еще при «жизни».

photo hermi102_zps69385692.jpg

Это прошлогодняя фотка…

Пару загадок картины я помянул. Не картины, а ребусы! Живопись не должна быть литературой! Взглянул, к примеру, на картину Кандинского, и улучшилось настроение. И неважно, что там изображено. Это и есть живопись! Реалистическая или авангардная – не имеет значения. Живопись и умничание несовместимы. Между ними такая же разница, как между желудком и сердцем.

Поглядел на полянку Шишкина, на тропинку Поленова, на церковку с деревцем Саврасова, на лунную дорожку Куинджи и словно зарядился природной энергией. Но западные люди, воспитанные средневековой живописью, «шедеврами» распиаренных художников, русской живописи не чувствуют. Им в ней нечего понимать. Не о чем умничать. Им не вставляет ни тропинка, ни полянка, ни птичка на веточке… Они очень удивляются, почему мы любим Саврасова. Поленова, Сурикова, Куинджи и многих других…

Вот и я любуюсь Данаей, но Шишкина корабельные сосны или мишки мне много ближе! Не хочу гадать — зачем ангелу руки связали и он плачет. Я хочу падать в картину Шишкина, замереть от восторга перед картиной Маковского… Даже не хочу думать о картине, которую написал Василий Дмитриевич Поленов, «Христос и грешница». Она висит в Русском музее, большой пост с фотографией я написал ранее, читайте. Там столько смыслов, но есть простое — ты влюбляешься в картину.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!