Образование для Вас

Соматическое, физическое, психическое, нравственное, индивидуальное, популяционное и репродуктивное здоровье. Здоровье и его компоненты Здоровье и его составные компоненты

«1. Состояние здоровья и его компоненты: соматический и социально-психологический. Критерии здоровья 2. Комплексная оценка состояния здоровья детей Группы здоровья...»

Методы, приемы и формы работы с детьми

с соматическими заболеваниями

1. Состояние здоровья и его компоненты: соматический и социально-психологический.

Критерии здоровья

2. Комплексная оценка состояния здоровья детей

Группы здоровья (классификация)

Адаптационный потенциал и его показатели

Понятие функционального состояния (ФС)

Модель для распознавания ФС

Оценка адаптационно-приспособительной деятельности организма

Классификация функциональных состояний

Коэффициент здоровья

3. Здоровьесберегающие и оздоровительные технологии

Двигательная активность

Физическое воспитание

Контроль за дыханием

Адаптация ребенка к режиму детского учреждения

Ионизация воздуха как профилактика соматической ослабленности

4. Проблема психического здоровья детей с соматическими заболеваниями

Список литературы

Глоссарий

1. СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ И ЕГО КОМПОНЕНТЫ:

СОМАТИЧЕСКИЙ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ.

КРИТЕРИИ ЗДОРОВЬЯ

Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни (определение ВОЗ). Здоровье человека есть способность сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации (И.

И. Брехман). Здоровье определяет возможности выполнения основных функций, учитывая, что организм человека есть живая многоуровневая система со способностью к адаптации и саморегуляции, в основе которой лежат физическое и духовное, природное и социальное, наследственное и приобретенные начала.

Состояние здоровья оценивается по его основным компонентам: соматическому (физическому) и социально-психологическому. Соматический компонент подразумевает совершенство саморегуляции в организме, гармонию физиологических процессов, максимальную адаптацию к окружающей среде. Социально-психологический компонент определяет состояние психической сферы человека, систему ценностей, установок и мотивов адекватного поведения в социальной среде (В.Л. Казначеев).

Главные критерии здоровья: сбалансированность, уравновешенность, компенсированность свойств и качеств организма.

Важнейшие элементы здоровья (признаки здоровья):

1. Уровень и гармоничность физического развития.

2. Функциональное состояние организма, резервные возможности основных физиологических систем.

3. Уровень неспецифической резистентности и иммунологической защиты.

4. Уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.

5. Уровень компенсации имеющегося заболевания или дефекта развития.

6. Соотношение факторов риска и факторов благополучия (прогноз здоровья) (А.Г. Щедрина).

Организм может находиться в одном из нескольких состояний: здоровье, донозологическое состояние, преморбидное состояние, болезнь.

Непрерывность состояний организма определяется взаимодействием и взаимовлиянием изменяющихся во времени различных факторов риска, которые влияют на состояние уровня здоровья организма:

Варианты нормы

Пограничные состояния

Преморбидные состояния

Хронические болезни (стадия компенсации)

Хронические болезни (стадия декомпенсации)

Инвалидизация.

Оценка уровня здоровья в донозологической диагностике, основанная на взаимосвязи между адаптационными возможностями организма и заболеваемостью, позволяет выделять следующие виды состояний:

Состояние здоровья с достаточными функциональными (адаптационными) возможностями организма;

Донозологические состояния, при которых оптимальные адаптационные возможности обеспечиваются более высоким, чем в норме, напряжением регуляторных систем, что ведет к повышенному расходу функциональных резервов организма;

Преморбидные состояния, которые характеризуются снижением функциональных возможностей организма и проявляются в виде двух стадий:

а) с преобладанием неспецифических изменений при сохранении гомеостаза основных жизненно важных систем организма, в том числе сердечнососудистой системы;

б) с преобладанием специфических изменений со стороны определенных органов и систем, гомеостаз которых нарушен, но благодаря механизмам компенсации проявление заболевания может быть выражено или находиться в начальной фазе и имеет компенсаторный характер;

Состояние срыва адаптации с резким снижением функциональных возможностей организма в связи с нарушением механизмов компенсации. В данном состоянии, как правило, наблюдаются различные заболевания в стадии субкомпенсации или декомпенсации (P.M. Баевский, А.П. Берсенева).

Биосоциальный подход в валеологической антропологии позволяет выделить три последовательные категории здоровья:

А – сбалансированное здоровье, когда имеющиеся отклонения легко компенсируются или коррегируются, что не отражается на отправлении человеком индивидуально-психологических и социальных функций;

Б – умеренно разбалансированное здоровье, при котором человек временами испытывает неудобства в отправлении своих социальных функций, имеет ограничения в выборе рода деятельности, что, впрочем, не лишает его ощущений социальной полноценности;

В – существенно разбалансированное здоровье на фоне накапливающихся заболеваний, последствия которых ограничивают трудоспособность человека и могут вызвать его инвалидность.

Группа А это так называемые "практически здоровые" лица, которые с учетом "факторов риска" делятся на 3 категории:

А1 – лишенные эндогенных (генетических) факторов риска и экзогенной предрасположенности (риск-факторов условия) к возникновению определенного заболевания;

А2 – имеющие эндогенные факторы риска и экзогенные отягощения при отсутствии проявлений самого заболевания;

A3 – выявляющие признаки данного заболевания. Этот период непродолжителен и вскоре без резких переходов последовательно сменяется периодами Б и В.

2. КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

Контроль за развитием и состоянием здоровья детей осуществляется по четырем критериям комплексной оценки состояния здоровья. На основании четырех критериев (первый – наличие и отсутствие в момент обследования хронических заболеваний; второй

– функциональное состояние основных органов и систем организма; третий – уровень достигнутого развития и степень его гармоничности; четвертый – степень резистентности организма к неблагоприятным воздействиям среды) дети относятся к одной из пяти групп здоровья. Наличие и отсутствие заболеваний определяют при врачебном осмотре с участием специалистов (ЛОР, окулист, хирург и т.д.). Функциональное состояние организма выявляют клиническим методом с использованием функциональных проб (ортопроба и др.). Степень сопротивляемости организма оценивают по подтвержденным острым заболеваниям (респираторные инфекции) и обострениям хронических болезней за предшествующий осмотру год.

Группы здоровья (классификация) В соответствии с предложенным подходом детей и подростков в зависимости от состояния здоровья разделяют на следующие группы:

1) здоровые, с нормальным развитием и нормальным развитием функций;

2) здоровые, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, а также сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям;

3) больные с хроническими заболеваниями в состоянии компенсации с сохраненными функциональными возможностями организма;

4) больные с хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации со сниженными функциональными возможностями организма;

5) больные с хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации со значительно сниженными функциональными возможностями организма. Как правило, дети этой группы инвалиды.

Комплексная оценка состояния здоровья детей и подростков с учетом уровня здоровья организма, общепринятых критериев к 5 группам здоровья, основывается на психофизиологическим обследовании.

Психофизиологическое обследование

Психофизиологическое обследование ставит перед собой задачу оценки:

– индивидуальных (типологических) свойств нервной системы;

– функционального состояния центральной нервной системы и его изменения в ходе учебной, трудовой деятельности, проведения реабилитационных мероприятий;

– профиля функциональной межполушарной асимметрии мозга;

– индивидуальных особенностей развития отдельных психических функций (память, внимание), играющих важную роль в обеспечении успешности трудовой и учебной деятельности;

– индивидуальных психологических особенностей (свойств темперамента, акцентуации характера, психологического профиля личности) с целью анализа возможных причин ухудшения здоровья и социально-психологической адаптации.

Анализ показателей психофизического обследования раскрывает психофизиологические особенности развития ребенка, с учетом соматического состояния, определяя закономерности роста и развития, индивидуальной оценки их уровня физического развития, степени гармоничности, оценки состояния здоровья, изучения внешних факторов окружающей среды и различных видов деятельности, оценки эффективности оздоровительных мероприятий.

Результаты психофизиологического обследования позволяют разработать физиологически обоснованные рекомендации для организации обучения, профессиональной консультации.

Адаптационный потенциал и его показатели Для организации комплекса мероприятий для соматически ослабленных детей необходимо использование специальных методов и приемов по организации основных форм работы, что даст нам возможность оценить их состояние здоровья и покажет адаптационный потенциал.

Адаптационные возможности состояния здоровья детей различных возрастных групп с учетом их соматического состояния включают:

– антропологические показатели здоровья (конституциональные);

– особенности физического развития;

– особенности психофизического состояния;

– особенности функционального состояния организма;

– особенности состояния психодинамических функций;

– оценка состояния здоровья.

В настоящее время не существует общепринятой технологии диагностики здоровья. На сегодняшний день могут быть рекомендованы определенные наборы тестов и критериев, которые с достаточной надежностью позволяет охарактеризовать здоровье ребенка и взрослого. Мы считаем перспективным направлением применения интегративных методов, призванных дать количественный критерий уровня здоровья, объединяющий в единый показатель множество физиологических характеристик функционального состояния.

СЕМАНТИЧЕСКАЯ СЕТЬ

РАСПОЗНАВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ

–  –  –

Понятие функционального состояния (ФС) Понятие функционального состояния (ФС) широко используется в психологии, физиологии, технике, эргономике и т.д. Это объясняется, прежде всего, тем, что в самых различных сферах деятельности человека успешность его труда, обучения, творчества, физическое и психическое здоровье в значительной мере зависят от ФС человека.

Контролируя и управляя ФС, человек может решать многие важные задачи, такие, как оптимизация учебного и производственного процессов, нормирование труда, определение допустимых физических и нервных нагрузок, повышение устойчивости к стрессу, проведение профилактики заболеваний, а так же задачи, увязанные с профотбором, профориентацией и др.

Уровень функционирования систем, степень напряжения регуляторных механизмов, функциональные резервы определяются как готовность и способность организма (органа, системы) выполнить заданную деятельность в заданное время с минимальным напряжением регуляторных механизмов.

Модель для распознавания ФС Для распознавания ФС была использована модель, предложенная Р.М. Баевским.

На основе этой модели выделены три характеристики функционального состояния организма: исходный уровень функционирования, степень напряжения регуляторных механизмов и функциональные резервы.

Поскольку любому заданному уровню функционирования целостного организма соответствует эквивалентный уровень функционирования аппарата кровообращения, было решено использовать для оценки функционального состояния вариабельность сердечного ритма, как наиболее удобный и универсальный показатель состояния организма при любом виде деятельности.

За исходный уровень функционирования принимается исходный вегетативный тонус, который определяется по статическим параметрам сердечного ритма. Степень напряжения регуляторных систем оценивается по соотношению спектральных компонент сердечного ритма в покое с помощью диагностической программы «Пульс антистресс».

Функциональные возможности оцениваются с помощью нагрузочных проб.

Интегральная оценка параметров кардиоритма позволяет выделить 4 группы функциональных состояний:

1) лица с высокими или достаточными функциональными возможностями системы кровообращения, с удовлетворительной адаптацией организма к условиям окружающей среды; каких-либо специальных рекомендаций по оздоровлению и профилактике им не требуется;

2) лица с напряжением механизмов адаптации; нуждаются в мероприятиях по снижению стрессорного воздействия условий окружающей среды, в оздоровлении, направленном на усилие активности механизмов саморегуляции организма;

3) лица со снижением функциональных возможностей системы кровообращения, с неудовлетворительной адаптацией организма к условиям окружающей среды;

нуждаются в целенаправленных оздоровительных и профилактических мероприятиях по повышению защитных свойств организма, усилению его компенсаторных возможностей;

4) лица с резко сниженными функциональными возможностями системы кровообращения, с явлениями срыва адаптации, часто с симптомами заболеваний; нуждаются не только в профилактических, но и лечебных мероприятиях.

Считается, что снижение показателей вариабельности сердечного ритма свидетельствует о нарушении вегетативного контроля сердечной деятельности и неблагоприятно для прогноза. Наивысшие показатели вариабельности сердечного ритма регистрируются у здоровых детей и подростков-спортсменов, промежуточные – у детей и взрослых с различными отклонениями в состоянии здоровья, самые низкие – у лиц с заболеваниями сердца. Особенности изменения вариабельности сердечного ритма в начальных стадиях различных заболеваний определяются по психосоматическому, психовегетативному компонента (сосудистая гипертензия, гипотензия, бронхиальная астма). Наиболее ценным является ритмологическое исследование при донозологических и преморбидных состояниях.

Оценка адаптационно-приспособительной деятельности организма Согласно концепции Р.М. Баевского, диагностика здоровья должна базироваться на оценке адаптационно-приспособительной деятельности организма. Ее универсальный индикатор – сердечно-сосудистая система, которая, с ее многоуровневой регуляцией, представляет собой функциональную систему, ответственную за обеспечение заданного уровня функционирования целостного организма. Находясь под контролем нервнорефлекторных и нейрогуморальных механизмов, система кровообращения обеспечивает своевременное адекватное кровоснабжение соответствующих структур. При прочих равных условиях можно считать, что любому заданному уровню функционирования организма соответствует эквивалентный уровень функционирования аппарата кровообращения.

Классификация функциональных состояний На основе данного подхода Р.М. Баевский (1989) разработал классификацию функциональных состояний (или уровней адаптивных возможностей), обозначенных как адаптационный потенциал (АП).

Классификация включает 10 градаций, ее упрощенный вариант состоит из следующих 4 градаций:

1. Состояние удовлетворительной адаптации организма к условиям окружающей среды при высоких или достаточных функциональных возможностях организма;

2. Состояние напряжения адаптационных механизмов, при котором достаточные функциональные возможности обеспечиваются за счет мобилизации функциональных резервов;

3. Неудовлетворительная адаптация организма к условиям окружающей среды при сниженных функциональных возможностях организма;

4. Срыв адаптации, сопровождающийся резким снижением функциональных возможностей организма.

Для расчета АП предложены две формулы:

1. АП = 0,011 (ЧСС) + 0,014 (САД) + 0,008 (ДАД)++ 0,014 (В) + 0,009 (МТ) – 0,009 (Р) – 0,27;

2. АП = 0,76+0,23(B)+0,5 (П)+0,006 (ДАД)++0,84 ЧСС + 0,001(ИН) + 0,18(ЭКГ) + 0,16(СКГ) ++ 0,15 (БКГ) + 0,02 (МТ) – 0,02 (Р), где АП – адаптационный потенциал в баллах; В – возраст в годах; П – пол (муж.

– 1, жен. – 2); САД и ДАД – соответственно систолическое и диастолическое артериальное давление в мм рт. ст.; ЧСС – частота сердечных сокращений в минуту; ИН – индекс напряжения регуляторных систем, в усл. ед.; ЭКГ, БКГ, СКГ – результаты электро-, баллисто-, сейсмокардиографических исследований в баллах; МТ – масса тела в кг; Р – рост в см.

Чтобы распределить обследуемых по классу функциональных состояний, используется следующая шкала: удовлетворительная адаптация – пороговые значения АП не более 2,1 балла; напряжение механизмов адаптации – 2,11–3,2 балла;

неудовлетворительная адаптация – 3,21–4,3 балла; срыв адаптации – не менее 4,31 балла.

Коэффициент здоровья В качестве критерия адаптационных возможностей детей с различными показателями функционального состояния основных систем и органов, резистентности и реактивности организма определяется коэффициент здоровья (КЗ), который вычисляется по частоте пульса (ЧП), артериальному давлению (САД, ДАД), массе тела (МТ) и возрасту (В):

КЗ = 0.01ЧП + 0.01САД + 0.008ДАД + 0,014В + 0,009МТ – 0.009Р – 0,27.

Доврачебный скрининг на основе коэффициента здоровья основан так же на положении состояния системы кровообращения как индикатора состояния всего организма (P.M. Баевский). В зависимости от значения коэффициента здоровья ребенок может быть отнесен к одной из 4-х групп по степени адаптации; чем выше условный балл, тем выше вероятность развития патологических состояний.

Существует шкала соматического здоровья, выделяющая 5 уровней здоровья:

низкий, ниже среднего, средний, выше среднего, высокий. Рассчитываются уровни по показателям массы тела, жизненной емкости легких, динамометрии кисти, частоты сердечных сокращений (ЧСС), систолического артериального давления (САД), времени восстановления ЧСС после 20 приседаний за 30 с. Определяют уровень соматического здоровья: 3 и меньше – ниже среднего; 4–6 – низкий, 12–15 выше среднего, 16–18 – высокий (Г.Л. Апанасенко).

Помимо определения адаптационного потенциала состояния здоровья через психофизиологические и психодинамические показатели, оценка адаптационного потенциала может включать также метод нейроэнергокартирования (НЭК), основанный на разработках Института мозга РАМН, сертифицированный и разрешенный для применения МЗ РФ. Уровень постоянного потенциала – медленная электрическая активность, интегрально отражающая метаболизм различных зон головного мозга человека.

Адаптационные возможности состояния здоровья детей различных возрастных групп включают также антропологические показатели здоровья (конституциональные);

особенности физического развития, и оценку биологического возраста.

Под физическим развитием понимается совокупность морфологических и функциональных признаков организма, обусловленных наследственными факторами и конкретными условиями внешней среды.

Об уровне физического развития можно судить на основании соматометрических показателей – длины тела (см), массы тела (кг), окружности грудной клетки (см), мышечной силы обеих рук (кг).

Основным методом оценки физического развития является антропометрия, которая включает измерение длины тела, его отдельных частей и массы тела. При этом необходимо учитывать тип конституции. У детей одного возраста наблюдается вариативность в росто-весовых показателях и антропометрических индексов, что указывает на необходимость подключения специальных физкультурно-оздоровительных мероприятий.

3. ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ И ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ

ТЕХНОЛОГИИ

Двигательная активность Занятия по совершенствованию движений являются составной частью любого вида деятельности ребенка. Отставание в движениях есть отставание в общем развитии.

Движения являются естественной биологической потребностью. Вытеснить или заменить потребность в движениях без ущерба для здоровья нельзя. Их недостаток приводит к тому, что на последующих возрастных этапах ребенок не может овладеть жизненно необходимыми двигательными навыками в полном объеме. Мышечная активность человека взаимосвязана с состоянием всех физиологических систем. В ней отражаются типологические особенности нервной системы, индивидуальность, специфика пола, возраст, состояние здоровья. Среди биологических факторов особое место занимают биологические ритмы, четко проявляющиеся в двигательном поведении детей. Из большого их многообразия выделим суточные, сезонные, возрастные.

Суточная двигательная активность (СДА) – число локомоций за весь период бодрствования (бег, ходьба, прыжки, повороты, наклоны). Она регистрируется специальным прибором актометром или (менее точным) шагометром. СДА увеличивается с возрастом. У детей 3 лет среднее число локомоций за сутки составляет 5–6 тысяч, 5 лет – 8–10 тысяч, 9–10 лет – 18–20 тысяч. Затем СДА стабилизируется и снижается. Ежечасно ребенок совершает минимум 500–1000 движений. Распределение движений по часам неравномерно. Выделено четыре подъема (всплеска) двигательной активности. В первой половине дня – от 7 до 8 и от 12 до 14 часов, во второй – от 15 до 16 и от 20 до 21 часа.

Биологической особенностью двигательной потребности является ее ежедневное постоянство, характерное для каждого человека.

Сезонная периодика СДА характеризуется её снижением в зимнее время, что служит основанием для дифференцированного (по сезонам) использования физических нагрузок. Зимой нельзя увеличивать СДА, но нужно поддерживать её на характерном для данного сезона уровне, реализовывать её за счёт организованных, и прежде всего «малых», форм физического воспитания, уменьшая интенсивность, а не кратность повторений. Формируя здоровье детей, важно учесть различия двигательного поведения девочек и мальчиков. Набор движения девочек иной, чем мальчика, первые реже используют движения самостоятельно, но более полно выполняют указания воспитателя, учителя. Следует учесть и то, что среди девочек, например 6–7лет, больше (42%), чем среди мальчиков (27%), моторно зрелых. Нельзя упустить благоприятные для формирования потребностей в двигательной деятельности девочек сроки. Нужен дифференцированный подход к физическому воспитанию девочек и мальчиков, начинать следует как минимум с дошкольного возраста.

–  –  –

Физическое воспитание Оценивают функциональное развитие (ЧСС, АД, частота дыхания, ЖЕЛ, кистевая сила), физическое развитие, сравнивая показатели ребенка с возрастными стандартами;

для определения физической подготовленности проводят функциональную пробу с 20 приседаниями. Анализируя полученные показатели здоровья и дополняя их анамнезом (частота и тяжесть заболевания), врач определяет группу здоровья и группу по физкультуре (основную, подготовительную, специальную и лечебную).

Основная группа включает детей I и частично II групп здоровья с небольшими функциональными отклонениями со стороны сердечно-сосудистой системы при общем хорошем самочувствии. Им разрешены все формы физического воспитания, предусмотренные учебно-воспитательной программой. Дети старшего дошкольного возраста и школьники могут заниматься в спортивных секциях.

В подготовительную группу входят дети II и частично III группы здоровья с задержкой физического развития и небольшими функциональными нарушениями (ССС и дыхательной системы), например, время восстановления пульса после функциональной пробы (с 20 приседаниями в пределах 2–3 мин); перенесшие острые и инфекционные болезни (корь, грипп, скарлатина, гепатит и др.), страдающие хроническими бронхитами, гастритами, анемией любой этиологии, с нарушением обмена веществ – ожирение неэндокринной этиологии. Временно пополняют эту группу дети, перенесшие простудные заболевания, ОРВИ и др.

Физическое воспитание детей основной и подготовительной групп проходит вместе, но для последней нагрузку ограничивают за счет облегчения исходного положения (например, наклоны с широко расставленными ногами вместо наклонов из исходного положения ноги вместе), сокращения кратности повторений, замены трудных движений более легкими и т.д.

Специальную группу составляют дети с хроническими заболеваниями (III группа здоровья), частыми обострениями, нуждающиеся в специальных занятиях. Они освобождаются от уроков физкультуры, но не от физического воспитания вообще, необходимого им больше, чем здоровым детям. Специальные занятия с ними ведут выделенные для этих целей преподаватели в ДДУ, школе или методисты по физкультуре в поликлиниках. Кроме того, дети должны выполнять комплексы утренней гимнастики и специальные домашние задания по физкультуре, тщательно соблюдать двигательный режим.

Группа лечебной физкультуры включает детей с заболеваниями сердца, хроническими пневмониями III степени, с частыми приступами бронхиальной астмы, хроническими гастритами, энтеритами, колитами, нефритами, эндокринными заболеваниями (гипертиреоз, диабет, ожирение и др.), сколиозами II и III степени. С такими детьми занимаются в поликлинике в специально отведенное время 3–4 раза в неделю. Все «малые формы» физического воспитания обязательны для всех детей, посещающих дошкольные учреждения, школу. Конкретные рекомендации с перечнем упражнений и кратностью их повторений (физкультрецепт) дает врач во время осмотра.

Медицинская сестра обязана следить за выполнением физкультурных назначений.

Посещая любую форму занятий по физической культуре, врач или фельдшер проверяет: а) правильность построения плана занятий и соответствие его программе; б) санитарно-гигиенические условия места занятий (микроклимат, оборудование, одежда, обувь детей); в) двигательные умения детей; г) реакцию сердечно-сосудистой и дыхательной систем ребенка на нагрузку данного занятия. Все формы занятия строятся с учетом группы по физкультуре, биологической и моторной зрелости детей. Динамические исследования состояния здоровья ребенка, составной частью которого является развитие физиологических систем, в том числе моторной зрелости, позволяют оценить уровень морфофункционального развития ребенка и проследить степень овладения им программным материалом.

Физические упражнения для детей должны быть динамичными, охватывающими большое число мышечных групп, с постепенным чередованием работы мышц рук и плечевою пояса, туловища, ног. Важно выполнять их из различных исходных положений (стоя, лежа, сидя), добиваться правильной техники; только при соблюдении этих условий возможен оптимальный физиологический эффект от движения. Исходное положение лежа используется для разгрузки позвоночника и коррекции нарушений осанки. На занятиях необходимо широко применять физкультурные предметы – палки, обручи, шнуры, скакалки, булавы, мячи и др.

Контроль за дыханием Необходимо контролировать дыхание детей. Обучение разным типам его (брюшному, грудному, фиксированному на вдохе и выдохе) нужно давать в сочетании с произношением звуков, слогов и слов «ух», «вниз», «жж» и др. На занятиях ведется хронометраж и вычерчивается физиологическая кривая, характеризующая ответные реакции ребенка на нагрузку. Хронометраж позволяет оценить традиционные части занятий – вводную, подготовительную, основную и заключительную, вычислить общую и моторную плотность занятия. При достаточной двигательной активности детей моторная плотность бывает не ниже 70 %.

Физиологическая кривая строится по данным измерения частоты пульса за 10 секунд занятия, в каждой части занятия или каждые 10 мин и в восстановительном периоде на протяжении 3–5 мин. Кроме пульса можно определять кровяное давление, ЖЕЛ, кистевую силу и другие показатели. Эти исследования проводят у ребенка, за которым ведутся хронометражные наблюдения. На основании измерений строится физиологическая кривая занятия – графическое изображение исследуемых параметров.

При правильном построении его показатели увеличиваются от начала занятий к основной части и приближаются к исходному уровню в конце заключительной части. Величина функциональных сдвигов зависит не только от объема и интенсивности мышечной деятельности, но и от формы проведения физических упражнений. Эмоциональное возбуждение увеличивает их. О мышечных нагрузках можно косвенно судить по внешним признакам утомления детей.

При наличии у большинства детей выраженных признаков утомления необходимо существенно изменить занятия, а если утомление отмечается у отдельных ребят, следует дозировать их нагрузку изменением исходного положения, уменьшением кратности повторений и интенсивности движений. Нужны коррективы и в том случае, если нагрузка не вызывает достаточных сдвигов, а приросты пульса малы – до 130 уд/мин. Установлено, что такие нагрузки не дают оздоровительного и тренировочного эффекта (Л.И.

Абросимова).

Адаптация ребенка к режиму детского учреждения Проблема адаптации ребенка к режиму детского учреждения очень часто возникает не только перед родителями, но и перед врачами, так как осложняется соматическое состояние ребенка. Подготовка детей к поступлению в детское учреждение по существу должна начинаться сразу же после рождения и лишь интенсифицироваться в последнее полугодие.

По степени тяжести периода адаптации Р.В. Тонкова-Япольская делит детей, поступающие в дошкольные учреждения, на три основные группы.

В первую группу (физиологическая адаптация) входят дети, не болеющие в период адаптации и легко переносящие его. Это в основном здоровые дети до 7–8 месяцев и старше 1 года 6 месяцев – 1 года 7 месяцев. Адаптация заканчивается через 2–3 недели.

Ко второй группе (напряженная, или средней тяжести, адаптация) относятся дети с отрицательными проявлениями в период адаптации, вплоть до выраженных сдвигов в системе реактивности, которые, как правило, заболевают острыми респираторными инфекциями. Однократное заболевание длится 5–7 дней и не дает осложнений. Возрастной состав преимущественно с 9–10 месяцев и до 1 года 5 месяцев.

Адаптация длится от 2–3 недель до 2–3 месяцев.

Третья группа (патологическая адаптация) – дети с неблагополучным социальны и биологическим анамнезом, тяжело привыкающие к новым условиям. Подобная адаптация может быть в любом возрасте, но проявляется она по-разному: частые повторы острых респираторных заболеваний, нередко с осложнениями; психологические переживания типа эмоционального стресса, извращений поведенческих реакций, депрессии.

Подготовка ребенка в дошкольное учреждение и адаптация в нем представляют собой систему целенаправленных мероприятий, которая строится на основе всестороннего обследования, оценки развития и здоровья ребенка, условий быта.

Она включает:

1) максимальное приближение домашнего режима к режиму детского учреждения (организация бодрствования, кормления, сна);

2) ликвидацию вредных привычек (укачивание, кормление из бутылочки, пользование пустышкой);

3) предварительную вакцинацию (направление в детское учреждение не раньше чем через 2–3 недели после прививки);

4) оздоровление (анемия, экссудативный диатез и др.). При сочетании неблагополучия в биологическом (осложнение беременности, родовые травмы), социальном (неправильное воздействие семьи) анамнезе возможны медикаментозные назначения, консультации специалистов;

5) санитарно-просветительскую работу с родителями в поликлинике (групповые беседы, конференции, памятки, листовки, буклеты и т.д.), при патронаже на дому (беседы со взрослыми членами семьи).

Ионизация воздуха как профилактика соматической ослабленности Легкое покраснение зева или умеренные выделения из носа являются показанием для устранения ребенка на 3–4 дня от посещения детского учреждения; детям с повторными респираторными заболеваниями в анамнезе Л.Ф. Кобзева рекомендует проводить индивидуальную гидроаэроионизацию воздуха малыми дозами по 20–25 сеансов на курс.

Ионизация воздуха – процесс превращения нейтральных атомов и молекул воздушной среды в электрически заряженные частицы (ионы). Осуществляется под действием электромагнитного излучения, электрического поля или при высокой температуре, при столкновении частиц с электронами, ионами, атомами. Образование ионов происходит вследствие естественной, вследствие технологической и искусственной ионизации воздуха. Атомы (группы атомов) при потере электронов становятся положительно заряженными, при присоединении электронов – отрицательно заряженными. Положительные ионы вредны для здоровья. Они вызывают быстрое утомление, головную боль, учащение пульса и дыхания (из-за недостаточного поступления кислорода в кровь). Легкие отрицательные ионы делают воздух живительным.

Концентрация аэрозольных частиц в помещении не должна превышать 0,1 мг/м3, в противном случае легкие ионы становятся тяжелыми, а также возрастает число заряженных аэрозольных частиц (псевдоаэроионов). Необходимо определять уровень загрязненности воздуха аэрозолями. При скоплении людей легкие ионы быстро исчезают

– люди их просто поглощают (ионы попадают в человека через органы дыхания или через кожу). При выдохе человек выбрасывает в окружающее пространство несколько сотен миллионов ядер конденсации в виде пара (частиц воды), что провоцирует образование дополнительного количества тяжелых ионов. Воздух небольшого помещения всегда характеризуется недостатком легких ионов и избытком тяжелых.

Работающее электрооборудование практически исключает наличие легких ионов в помещении. Легкие ионы, как более подвижные, перемещаются по силовым линиям полей, стремясь к противоположно заряженным поверхностям, где происходит их нейтрализация. Любое нагревание воздуха приводит к его высушиванию. Находясь во взвешенном состоянии, пыль представляет собой огромное количество ядер конденсации для образования тяжелых ионов. Использование нагревательных приборов способствует очень быстрому уничтожению легких ионов, превращая их в тяжелые. Избыток влажности воздуха тоже неблагоприятен: ядрами конденсации становятся микрокапли воды, образующие аэрозоли. Оптимальная влажность воздуха – на уровне 40–60%. Метод ионизации воздуха является профилактикой соматической ослабленности детей.

4. ПРОБЛЕМА ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ

ДЕТЕЙ С СОМАТИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ

Психическое здоровье включает в себя высокое сознание, развитое мышление, большую внутреннюю моральную силу, побуждающую к созидательной деятельности и т.д.

На сегодняшний день существует много определений термина "психическое здоровье". Нам ближе точка зрения, согласно которой психическое здоровье – это состояние равновесия различных психических свойств и процессов, умение ими владеть, адекватно использовать и развивать, это позволяет человеку гармонично функционировать в социуме.

Проблема психического здоровья привлекала и привлекает многих исследователей из самых разных областей науки и практики, поэтому изучение факторов, влияющих на психическое и общее здоровье детей и подростков, является одной из актуальнейших проблем современности. Глубокая и точная диагностика факторов, влияющих на психическое здоровье детей сегодня, помогает определить наиболее целесообразный путь их позитивного изменения, выбрать оптимальные методы, эффективные технологии воздействия, обеспечить дифференцированный и индивидуальный подход к различным категориям несовершеннолетних и семьям, влияющим на психическое здоровье детей.

Начинать необходимо с определения понятий психического развития ребенка, его нервной системы. Основные особенности функционирования нервной системы определяют различия в поведении и отношении к одним и тем же воздействиям физической и социальной среды.

Частые соматические заболевания у детей, а также хроническая соматизация вызывают у детей эмоциональные переживания, эмоциональные нарушения.

Для данной группы детей может быть предложено разработанное И.И. Мамайчук психорегулирующая тренировка, которая включает в себя: смягчение эмоционального дискомфорта, формирование приемов релаксации, развитие навыков саморегуляции и самоконтроля поведения. Занятия проводятся поэтапно, через день с небольшой группой детей до 5 человек с учетом возрастных и индивидуально психологических особенностей ребенка. Первый этап – успокаивающий, в процессе которого используется вербальномузыкальная психокоррекция, с целью снятия психического напряжения, затем детям предлагается зрительно-музыкальные стимулы, направленные на устранение тревожности, создание позитивных установок для последующего занятия. Второй этап – обучающий. Здесь детей обучают релаксирующим упражнениям. Используются упражнения на вызывание тепла, на регуляцию дыхания, ритма и частоты сердечных сокращений. Третий этап – восстанавливающий. На фоне релаксации дети выполняют специальные упражнения, помогающие коректировать настроение, развивать коммуникативные навыки, перцептивные процессы. Психорегулирующая тренировка способствует повышению устойчивости к экстремальным ситуациям, улучшению концентрации внимания, уменьшению эмоционального напряжения. При систематических занятиях у детей нормализуются тормозные процессы, что дает возможность ребенку управлять своим эмоциональным состоянием.

На коррекцию эмоционального напряжения хорошо влияют психомышечные тренировки.

Данный метод включает в себя 4 основные задачи:

1) Научить ребенка расслаблять мышцы тела и лица;

2) Научить с предельной силой воображения, но без напряжения представлять содержания формы самовнушения;

3) Научить удерживать внимание на мысленных объектах;

4) Научить воздействовать на себя необходимыми словесными формами.

При этом следует неукоснительно придерживаться методических требований;

выполнение упражнений ребенком; самонаблюдение и фиксация возникших во время упражнения ощущений; самостоятельное повторение ребенком упражнений в течение дня.

В детской и подростковой клинике широко используется психогимнастика (Г.

Юнова в модификации М.И. Чистяковой). Занятия по психогимнастике включают в себя ритмику, пантомимику, коллективные танцы и игры. Занятия состоят из 3 фаз. Первая фаза – снятие напряжения с помощью различных вариантов бега, ходьбы, имеющих социально-психологическое значение. Вторая фаза – пантомима (изображение страха, обиды, удивления, растерянности, боли и др.). Третья фаза – заключительная.

Кроме перечисленных выше методов, особо большое значение имеют игровые методы коррекции. Игра – это наиболее естественная форма жизнедеятельности ребенка.

Психологическим признаком игры является одновременное переживание человеком условности и реальности сложившейся ситуации. Игра дает возможность переживать удачу, успех переживать свои физические и психические силы. Игровая психокоррекция в форме сюжетно-ролевой игры широко используется при работе с детьми с выраженными межличностными конфликтами и нарушением поведения. Для детей с ограниченными возможностями здоровья и недостаточным социальным опытом целесообразно использовать игры-драматизации на тему знакомых сказок. Особое значение в коррекции эмоционально-волевой сферы ребенка имеют подвижные игры (жмурки, догонялки, хороводы, эстафеты и т.д.). Эти игры обеспечивают эмоциональную разрядку, способствуют гибкости поведения, развивают координацию движений.

Изобразительное творчество также является одним из ведущих методов психокоррекции эмоциональных расстройств. Рисунок выступает как средство усиления идентичности ребенка, помогает детям узнать себя и свои способности. Особое значение играет цвет. Преобладание серых, черных тонов говорят об отсутствии жизнерадостности.

Яркие насыщенные краски об активном жизненном тонусе и оптимизме. Для коррекции соматических расстройств предлагаются отдельные виды деятельности по декоративноприкладному творчеству: лепка из соленого теста, бисероплетение, декупаж, выжигание, лепка поделок из глины, флористика, квилинг. Данное творчество вызывает у детей позитивно-эмоциональные реакции, что способствует мотивационной активности, психоэмоциональной устойчивости, формированию перцептивных процессов, имунной устойчивости. Педагоги дополнительного образования, использующие данные виды деятельности, отмечают снижение риска как инфекционных так и соматических заболеваний, улучшение эмоциональной устойчивости и социальной адаптации. Участие в конкурсах, выставках мастер-классах раскрывают индивидуально-личностные особенности ребенка относительно его взаимодействия с активной творческой средой, повышает эстетические потребности.

В психокоррекции детей с соматическими заболеваниями широко используется музыкотерапия, оказывающая регулирующее влияние на психовегетативный процесс.

Традиционно выделяются следующие варианты музыкотерапии: рецептивная музыкотерапия и активная музыкальная деятельность. Рецептивная психокоррекция включает 3 формы: коммуникативную, реактивную и результативную.

Благодаря рецептивной музыкотерапии решаются определенные психокоррекционные задачи:

создание доверительной эмпатийной атмосферы, снижение эмоционального дискомфорта, оптимизация общения.

5. РЕЗЮМЕ Причины, снижающие уровень здоровья, многообразны: это и отягощенная наследственность, и экологические проблемы, и социальный кризис и многие другие факторы. При этом влияние на растущий и развивающийся организм условий дошкольных и школьных образовательных учреждений, где ребенок проводит 70% своего времени, выражено особенно сильно.

Учебно-воспитательный процесс в целом, все педагогические концепции, методики, технологии должны иметь здоровьесберегающий характер. Необходимо иметь научно обоснованное представление о том, как следует организовать все стороны школьной жизни, чтобы исключить негативные воздействия на повышенно чувствительный организм детей и обеспечить его благоприятное развитие.

Опора на здоровьесберегающие, естественнонаучные принципы при организации учебно-воспитательного процесса помогает, кроме того, повысить качество усвоения знаний, так как оптимальное протекание функций организма обеспечивает высокую работоспособность и комфортное состояние ребенка. Наконец, организация жизнедеятельности детей с позиций сохранения и укрепления здоровья способствует формированию культуры здоровья как естественной составной части общей культуры.

Именно поэтому любое общеобразовательное учреждение должно стать «школой здорового стиля жизни», где любая деятельность детей (учебная, спортивная, досуговая, а также прием пищи, двигательная активность и др.) будет носить оздоровительнопедагогическую направленность и способствовать воспитанию у них привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.

Действительно, проблема здоровья нации, сохранения здоровья детей и формирования ЗОЖ с самого раннего детства является сегодня чрезвычайно актуальной.

Изучение состояния здоровья различных групп детей, к сожалению, не выявляет положительной динамики за последние 10 лет, прослеживаются отрицательные тенденции: увеличение численности детей с хроническими заболеваниями и функциональными отклонениями. У современных детей достоверно снижены функциональные возможности, резерв здоровья.

Сегодня в работе педагогов необходимо понимание сущности здоровья и адаптационных возможностей организма детей, что приводит к ежедневной систематической работе педагогов по формированию культуры ЗОЖ, совершенствованию факторов социальной адаптации.

Еще остается много нерешенных проблем, которые являются полем деятельности и научных поисков ученых разных специальностей, в том числе и педагогов:

Разработка критериев здоровья и здорового образа жизни;

Конкретные технологии и методы диагностики и прогнозирования уровня здоровья, их валидность;

Педагогические оздоровительные технологии, учебные программы, учебные пособия по ЗОЖ;

Профессиональная подготовка педагогов.

Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление педагогов в будущем во многом определяется тем, насколько будут использоваться знания по вопросам возрастной физиологии, анатомии, гигиены и культуры ЗОЖ.

Список литературы

1. Александров Ю.И. Основы психофизиологии. М.: Инфа-М, 2001.

2. Апанасенко Л.Г., Науменко Р.Т. Физическое здоровье и максимальная аэробная способность индивида // Теория и практика физической культуры, 2000. №4.

3. Баевский Р.М., Берсенева А.П. Донозологическая диагностика в оценке состояния здоровья // Валеология. СПб. 2003.

4. Данилова Н.Н. Психофизиологическая диагностика функциональных состояний. М., 2005.

5. Дубровинская Н.В., Фарбер Д А., Безруких М.М. Психофизиология ребенка. М.:

Владос, 2000.

6. Жафарова С.А. Конституциональные особенности детей и подростков (материалы к курсу валеологии). Новосибирск, 2000.

7. Исаева Л.А. (под общ. ред.). Детские болезни. М.: Медицина, 2004.

8. Козлова В.И., Фарбер Д.А. Физиология развития ребенка. М.: Педагогика, 2003.

9. Марузин А.В., Воронцов И.М. Пропедевтика детских болезней. М.: Медицина, 2006.

10. Рубанович В.Б. Врачебно-врачебно педагогический контроль при занятиях физической культурой. Новосибирск, 2000.

11. Савченко Ю.И., Венгер Т.Ф. Здоровый ребенок. Физиологические параметры детского возраста. Красноярск, 2000.

Глоссарий Адаптационный потенциал – степень открытых возможностей индивида включаться в новые меняющиеся условия среды.

Арт-терапия – использование средств искусства для передачи чувств и иных проявлений психики человека с целью изменения структуры его мироощущения. В основе современного определения арт-терапии лежат понятия экспрессии, коммуникации, символизации, с действием которых и связано художественное творчество (По М.

Либману).

Психогимнастика – курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы). П. используется все шире и шире, а применяющие ее специалисты-практики относят к этому методу все более разнообразные техники, порой даже – любой комплекс психологических упражнений.

31/04 (2006.01) ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ (12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ 2012127139/10, 29.06.2012 (21)(22) Заявка: (72) Автор(ы): Дятлов...» К.Г. Психологические типы / Карл Густав...» с. 16 но, чтобы слыть культурным челов...» В. С. А. Р озан ова и Р ачи н ского А. А. Гри ш ин Статья посвящена анализу переписки В. В. Розанова и С. А. Рачинского с точки з...»
Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам , мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Человек - сложная живая система. Его жизнедеятельность обеспечивается на трех уровнях: биологическом, психическом и социальном. Они находятся в диалектическом единстве и противоречии. Это происходит всегда, когда биологическое состояние зависит от социального, а социальное, в свою очередь, -- от биологического.

Первый уровень -- биологическое здоровье связано с организмом и зависит от динамического равновесия функций всех внутренних органов, их адекватного реагирования на влияние окружающей среды.

Критерии физического здоровья:

  • 1. болезнь (нарушение жизнедеятельности)
  • 2. функциональное состояние организма
  • 3. резистентность организма к факторам окружающей среды
  • 4. анатомические дефекты
  • 5. психоэмоциональные и другие качества
  • 6. физическое развитие

Второй уровень -- психическое (или душевное) здоровье связано с личностью и зависит от развития эмоционально-волевой и мотивационно-потребностной сфер личности, от развития самосознания личности и от осознания ценности для личности собственного здоровья и здорового образа жизни. Психическое здоровье -- это состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Психическое здоровье относится к разуму, интеллекту, эмоциям (психологическое благополучие, уровни тревоги и депрессии, контроль эмоций и поведения, познавательные функции).

К компонентам психического здоровья относят нравственное здоровье -- система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе - его мораль. Нравственное здоровье определяет духовность человека. Как говорили греки: «В здоровом теле -- здоровый дух» (Mens sana in corpora est).

Недостатком рассматриваемого определения здоровья является отсутствие в нем упоминаний о мировоззрении человека, его отношении к самому себе, к окружающей действительности и месту человека в ней. Мировоззрение складывается на базе тех знаний, навыков и умений, которые человек получает в самом раннем детстве. Именно знания формируют мировоззрение, а оно, в свою очередь, формирует культуру человека. Таким образом, здоровье человека - это не только отсутствие болезней и благополучие, это в не меньшей степени наличие высокой культуры.

Именно мировоззрение, т. е. определенный набор знаний, усвоенных культурных ценностей, изначально определяет поведение человека, его медицинскую или гигиеническую активность, направленную на сохранение и укрепление здоровья на различных этапах его роста и развития. Именно мировоззрение определяет потребность в хорошем здоровье. Забота о здоровье и его укреплении является естественной потребностью культурного человека, неотъемлемым элементом его личности.

Третий уровень -- социальное здоровье связано с влиянием на личность других людей, общества в целом и зависит от места и роли человека в межличностных отношениях, от нравственного здоровья социума. Социальное здоровье -- мера социальной активности и, прежде всего, трудоспособности, форма активного, деятельного отношения к миру. Социальная составляющая здоровья складывается под влиянием родителей, друзей, одноклассников в школе, сокурсников в вузе, коллег по работе, соседей по дому и т. д. и отражает социальные связи, ресурсы, межличностные контакты.

Различие между психическим и социальным здоровьем условно, психические свойства и качества личности не существуют вне системы общественных отношений. Люди со здоровой психикой чувствуют себя достаточно уверенно и благополучно в любом обществе. В здоровом обществе, как правило, формируются здоровые личности. Недостатки воспитания и неблагоприятные влияния окружающей среды могут вызвать деградацию личности. Личность с развитым сознанием и самосознанием может противостоять воздействию внешних условий, бороться с трудностями и оставаться здоровой физически, психически и социально.

Одной из объединяющих социальное и психическое здоровье является творческая компонента здоровья. Присутствие элементов творчества в работе рассматривают как источник здоровья. Чем больше в трудовой деятельности выражено творческое начало, инициатива, применяются личные способности и знания, тем больше приносит она удовлетворение, тем заметнее ее оздоровительное воздействие, и наоборот.

Работа может быть источником укрепления здоровья, так как она дает чувство принадлежности к обществу, чувство нужности, ценности, возможность выражения своих способностей, раскрытия личности. Развитие духовного мира человека, его творческих способностей, творческое отношение к себе, своим близким, к работе, к отдыху -- является стратегическим изменением образа жизни по направлению к индивидуальному здоровью.

Критерии социального благополучия населения:

  • - % валового внутреннего продукта на душу населения
  • - траты на здравоохранение
  • - состояние медико-санитарной помощи
  • - смертность
  • - средняя продолжительность жизни и др.

Трактовка понятия «благополучие » затрагивает все стороны жизни человека. Человек находится в состоянии совершенно полного благополучия, когда гармонично сочетаются физические, социальные, психические (интеллектуальные), духовные, эмоциональные составляющие его жизни, когда удачно складывается рост его карьеры.

Здоровье и благополучие - это универсальные гуманитарные цели, которые сегодня рассматриваются в качестве основных прав человека, ключевых составляющих справедливого гуманитарного, экономического и социального развития, а также ресурса повседневной жизни.

Существует более 300 определений понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, «здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия», а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Физическое здоровье - это совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде (педагогическое определение); это состояние роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции (медицинское определение).

Психическое здоровье - это высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности (педагогическое определение); это состояние психической сферы, основу которой составляет статус общего душевного комфорта, адекватная поведенческая реакция (медицинское определение).

Социальное здоровье - это здоровье общества, а также окружающей среды для каждого человека.

Нравственное здоровь е - это комплекс характеристик мотивационной и потребностно - информативной сферы в жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе.

Духовное здоровье - система ценностей и убеждений.

В понятие «здоровье» входят как индивидуальная, так и общественная характеристики.

В отношении индивида оно отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания. Здоровье формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.

Признаки индивидуального здоровья:

  • специфическая и неспецифическая устойчивость к действию повреждающих факторов;
  • показатели роста и развития;
  • текущее функциональное состояние и потенциал (возможности) организма и личности;
  • наличие и уровень какого-либо заболевания или дефекта развития;
  • уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.

В связи с этим целостный взгляд на индивидуальное здоровье можно представить в виде четырехкомпонентной модели, в которой выделены взаимосвязи различных её компонентов и представлена их иерархия:



соматический компонент - текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями, доминирующими на различных этапах онтогенетического развития.

Эти потребности, во-первых, являются пусковым механизмом развития человека, а во-вторых, обеспечивают индивидуализацию этого процесса.

Физический компонент - уровень роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют морфо - физиологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.

Психический компонент - состояние психической сферы, основу которого составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, а также возможностями их удовлетворения.

Нравственный компонент - комплекс характеристик мотивационной и потребностно - информативной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты.

Подобное выделение компонентов здоровья до некоторой степени условно, однако позволяет, с одной стороны, показать многомерность взаимовлияний разных проявлений функционирования индивидуума, с другой - более полно охарактеризовать различные стороны жизнедеятельности человека, направленные на организацию индивидуального стиля жизни.

Важнейшей ценностью для человека является здоровье . «Когда нет здоровья, молчит мудрость, не может расцвести искусство, не играют силы, бесполезно богатство и бессилен ум» (Геродот). Великий Сократ на вопрос учеников «Что такое здоровье?» ответил:«Здоровье - это не всё, но всё без здоровья - ничто!».

В преамбуле Устава Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) указано: «Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов».

В медико-биологической литературе даются различные определения здоровья, каждое из которых подчеркивает важность того или иного аспекта в комплексной характеристике этого состояния организма. Из определений понятия здоровье очевидно, что оно отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания. Очевидно также, что состояние здоровья формируется в результате взаимодействия экзогенных (природных и социальных) и эндогенных факторов (наследственность, конституция, пол, возраст).

Наиболее полно характеристика понятия здоровья дана и в определении одного из основоположников науки о здоровье Виктора Порфирьевича Петленко: «Здоровье представляет собой нормальное психосоматическое состояние человека, способное реализовать свой потенциал телесных и духовных сил и оптимально удовлетворить систему материальных, духовных и социальных потребностей».

Здоровье - многокомпонентное понятие. Целесообразно выделение следующих компонентов здоровья.

Соматическое здоровье -- текущее состояние органов и систем органов челове-ческого организма. Основой соматического здоровья является биологическая программа индивидуального развития чело-века. Эта программа развития опо-средована базовыми потребностями, доминирующими у него на различных этапах онтогенеза. Базовые потребности, с одной стороны, служат пусковым механизмом развития человека (формирование его соматического здоровья), а с другой - обеспечивают индивидуализацию этого процесса.

Физическое здоровье — важнейший компонент в сложной структуре состояния здоровья человека. Он обусловлен свойствами организма как сложной биологической системы. Как биологическая система организм обладает интегральными качествами, которыми не обладают ее отдельные составляющие элементы (клетки, ткани, органы и системы органов). Эти элементы вне связи между собой не могут поддерживать индивидуальное существование.

Кроме того, организм обладает способностью сохранять индивидуальное существование за счет самоорганизации. К проявлениям самоорганизации относятся способность к самообновлению, саморегулированию и самовосстановлению.

Самообновление связано с постоянным взаимным обменом организма с внешней средой веществом, энергией и информацией. Организм человека - это система открытого типа. В процессе самообновления организм поддерживает свою упорядоченность и препятствует своему разрушению.

Физическое здоровье обусловливается способностью организма к саморегулированию. Совершенная координация всех функций - следствие того, что живой организм представляет собой саморегулирующуюся систему. Саморегуляция составляет сущность биологической формы развития, т. е. жизни. Это общее свойство биологических систем позволяет устанавливать и поддерживать на определенном, относительно постоянном уровне те или иные физиолого-биохимические или другие биологические показатели (константы), например, постоянство температуры тела, уровень артериального давления, содержания глюкозы в крови и т. д. Поддержание степени упорядоченности проявляется в относительном динамическом постоянстве внутренней среды организма - гомеостазисе (homeostasis ; греч. homoios - подобный, сходный + греч. stasis - стояние, неподвижность).

Следует иметь в виду, что самоорганизация биологической системы проявляется и в способности к самовосстановлению. Это качество обусловлено, прежде всего, регенерацией, а также наличием множественных параллельных регуляторных влияний в организме на всех уровнях его организации. Компенсация недостаточных функций за счет этих параллелей позволяет выжить организму в условиях повреждения, мера компенсации при этом отражает уровень жизнеспособности - его физическое здоровье.

Фактически физическое здоровье — это состояние организма человека, характеризующееся возможностями адаптироваться к различным факторам среды обитания, уровнем физического развития, физической и функциональной подготовленностью организма к выполнению физических нагрузок.

К основным факторам физического здоровья человека относятся: 1) уровень физического развития, 2) уровень физической подготовленности, 3) уровень функциональной подготовленности организма к выполнению физических нагрузок, 4) уровень и способность к мобилизации адаптационных резервов организма, обеспечивающие его приспособление к воздействию различных факторов среды обитания.

Психическое здоровье -- состояние психической сферы человека. Основу пси-хического здоровья составляет состояние общего душевного комфорта, обес-печивающее адекватную регуляцию поведения.

  1. Факторы, определяющие здоровье человека

Здоровье человека, возникновение тех или иных заболеваний, их течение и исход, продолжительность жизни зависят от большого числа факторов.

Все факторы, определяющие здоровье, делят на факторы, укрепляющие здоровье («факторы здоровья») и факторы, ухудшающие здоровье («факторы риска»).

В зависимости от сферы влияния все факторы объединены в четыре основные группы: 1) факторы образа жизни (50% в общей доле влияния); 2) факторы внешней среды (20% в общей доле влияния); 3) биологические факторы (наследственность) (20% в общей доле влияния); 4) факторы медицинского обслуживания (10% в общей доле влияния).

К основным факторам образа жизни, укрепляющие здоровье, относятся: отсутствие вредных привычек; рациональное питание; адекватная физическая нагрузка; здоровый психологический климат; внимательное отношение к своему здоровью; сексуальное поведение, направленное на создание семьи и деторождения.

К основным факторам образа жизни, ухудшающим здоровье, относятся: курение, алкоголь, наркомания, токсикомания, злоупотребление лекарственными средствами; несбалансированное в количественном и качественном отношении питание; гиподинамия, гипердинамия; стрессовые ситуации; недостаточная медицинская активность; сексуальное поведение, способствующее возникновению половых заболеваний и непланируемой беременности.

К основным факторам внешней среды, определяющим здоровье, относятся: условия обучения и труда, факторы производства, материально-бытовые условия, климатические и природные условия, степень чистоты среды обитания и т.д. К основным биологическим факторам, детерминирующим здоровье, относятся наследственность, возрастные, половые и конституциональные особенности организма. Факторы медицинской помощи определяются качеством медицинского обслуживания населения.

  1. Образ жизни и здоровье

Образ жизни - это определенный вид (тип) жизнедеятельности человека. Образ жизни характеризуется особенностями повседневной жизни человека, охватывающими его трудовую деятельность, быт, формы использования свободного времени, удовлетворения материальных и духовных потребностей, участие в общественной жизни, нормы и правила поведения.

При анализе образа жизни обычно рассматриваются различные виды деятельности: профессиональная, общественная, социально-культурная, бытовая и другие. В качестве основных выделяют социальную, трудовую и физическую активность. Будучи обусловленным в значительной степени социально-экономическими условиями, образ жизни находится в зависимости от мотивов деятельности конкретного человека, особенностей его психики, состояния здоровья и функциональных возможностей организма. Этим, в частности, объясняется реальное многообразие вариантов образа жизни различных людей. Основными факторами, определяющие образ жизни человека являются: уровень общей культуры человека; уровень образования; материальные условия жизни; половые и возрастные особенности; конституция человека; состояние здоровья; экологическая среда обитания; характер работы, профессии; особенности семейных отношений и семейного воспитания; привычки человека; возможности удовлетворения биологических и социальных потребностей.

Концентрированным выражением взаимосвязи образа жизни и здоровья человека является понятие здоровый образ жизни.

Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в наиболее оптимальных для здоровья и развития человека условиях.

Здоровый образ жизни выражает определенную ориентированность деятельности человека в направлении укрепления и развития здоровья. Важно при этом иметь в виду, что для здорового образа жизни недостаточно сосредотачивать усилия лишь на преодоление факторов риска возникновения различных заболеваний: борьбе с алкоголизмом, табакокурением, наркоманией, гиподинамией, нерациональным питанием, конфликтными отношениями (хотя это имеет большое оздоровительное значение), а важно выделить и развивать все те многообразные тенденции, которые «работают» на формирование здорового образа жизни и содержатся в самых различных сторонах жизни человека.

Научную основу здорового образа жизни составляют основные положения валеологии. Валеология (от лат. valeo — здравствовать) представляет собой совокупность научных знаний о формировании, сохранении и укреплении здоровья. Это сравнительно новое научно-педагогическое направление, возникшее в связи с острой необходимостью оздоровления населения, в том числе и молодых людей. В настоящее время валеологические знания включены в программу учебной дисциплины «Физическая культура».

Согласно основным положениям валеологии, образ жизни человека представляет собой выбор способа жизни, сделанный самим человеком в отношении того, как ему жить.

По мнению В.П.Петленко, образ жизни человека должен соответствовать его конституции , при этом под конституцией понимается генетический потенциал организма, продукт наследственности и среды. Конституция всегда индивидуальна: образов жизни столько же, сколько людей. Определение конституции человека пока весьма затруднительно, но некоторые приемы ее оценки разработаны и начинают внедряться в практику (определение соматотипа, психотипа и т.д.).

К основным социальным принципам здорового образа жизни относятся следующие: образ жизни должен быть эстетичным; образ жизни должен быть нравственным; образ жизни должен быть волевым.

К основным биологическим принципам здорового образа жизни могут быть отнесены следующие: образ жизни должен быть возрастным; образ жизни должен быть обеспечен энергетически; образ жизни должен быть укрепляющим; образ жизни должен быть ритмичным.

Анализируя сущность социальных и биологических принципов здорового образа жизни, можно легко убедиться, что соблюдение большинства из них является непременным условием для формирования физически культурного человека.

Образ жизни студенческой молодежи также имеет свои специфические черты, связанные с особенностями возрастного характера, спецификой учебной деятельности, условиями быта, отдыха и ряда других факторов. Основными элементами здорового образа жизни студентов являются: организация режима труда (учебы), отдыха, питания, сна, пребывания на свежем воздухе, отвечающая санитарно-гигиеническим требованиям; стремление к физическому совершенству путем организации индивидуального целесообразного режима двигательной активности; содержательный досуг, оказывающий развивающее воздействие на личность; исклю-чение из жизни саморазрушающего поведения (табакокурения, алкоголизма, наркомании, гиподинамии и т.д.); культура сексуального поведения, межличностного общения и поведения в коллективе, самоуправления и самоорганизации; достижение душевной, психической гармонии в жизни; закаливание орга-низма и его очищение и т.д.

Особое значение имеет оптимальная двигательная активность . Для организма двигательная активность является физиологической потребностью. Это объясняется тем, что человеческий организм запрограммирован природой для движения, причем активная двигательная деятельность должна быть на протяжении всей жизни: с раннего детства до глубокой старости. Сотни и сотни веков человек следовал этим предначертаниям природы, а потом резко изменил образ жизни. Так, если еще в прошлом веке 96% всей затраченной на трудовую деятельность энергии приходилось на долю мышц, то сегодня 99% энергии приходится на долю … машин.

Здоровье и двигательная активность - это сближающиеся в настоящее время понятия. «Мышечный голод» для здоровья человека также опасен, как недостаток кислорода, питания и витаминов, что неоднократно подтверждалось. Например, если здоровый человек в силу каких-то причин даже всего лишь нескольких недель не двигается, то мышцы начинают худеть. Его мышцы атрофируются, работа сердца и легких нарушается. Сердце тренированного человека вмещает в себя почти в два раза больше крови, чем сердце не занимающегося физическими упражнениями. Не случайно все долгожители отличаются повышенной двигательной активностью на протяжении всей жизни.

Реально же сейчас сложилась такая ситуация, что в современном обществе, особенно у большинства горожанин, уже почти нет других средств для укрепления здоровья и искусственного повышения двигательной активности, кроме физической культуры. Физические упражнения должны восполнять недостаток в физическом труде, в двигательной активности современного человека.

Многие люди, оправдывая нежелание заниматься физическими упражнениями, ссылаются на то, что у них для этого не хватает времени. В этой связи уместно вспомнить изречение: «Чем меньше времени тратишь на спорт, тем больше его потребуется на лечение».

  1. Окружающая среда и здоровье

ХХ век дал людям электричество, радио, телевидение, современный транспорт и много других благ. Медицина избавила человека от ряда инфекционных заболеваний, дала ему различные средства и способы лечения многих заболеваний. Вместе с тем текущий век принес уменьшение объема двигательной активности, увеличение нервно-психического и других видов стресса, химическое загрязнение окружающей среды и другие негативные явления. Произошли и существенные изменения в стиле и укладе самой жизни.

Тысячи поколений наших предков жили в тесном общении с природой, жили и работали синхронно природным ритмам. Вставали с утренней и засыпали с вечерней зарей. Каждое время года имело свой режим жизни. Теперь же люди живут в ритме производственного цикла одинаково в любое время года. И, несмотря на два выходных дня в неделю, значительная часть людей с трудом выдерживает рабочий ритм в течение 11 месяцев.

Еще сравнительно недавно все необходимое для жизни человек должен был заготовить сам (топливо, запасы пищи и т.п.). «Потребляя» свое здоровье в тяжелом физическом труде и в борьбе с силами природы, человек хорошо осознавал, что он сам должен позаботиться о его восстановлении. В настоящее же время здоровье не всегда и не в должной степени является предметом заботы самого человека. И человек становится только «потребителем» своего здоровья, но не его «производителем».

Породив своей производственной деятельностью экологическую проблему, обеспокоенный сохранением природы в планетарном масштабе, человек забыл, что он часть природы, и свои усилия направляет главным образом на сохранение и улучшение окружающей среды.

Таким образом, на фоне общей грамотности люди многого не знают, а если и знают, то не следуют правилам здорового образа жизни. Для здоровья нужны такие знания, которые бы стали бытием, привычками. Установка на здоровье категория субъективная, но она может иметь значение важного объективного фактора здоровья. Иногда человек думает только о болезни, раскрывается ей, впускает ее в себя. Фокусирование же на здоровье, наоборот, мотивирует поведение, мобилизует резервы здоровья. Как тут не вспомнить прекрасный девиз: «Вставайте поутру с мыслью о том, что вы здоровы, и засыпайте с той же мыслью». Так сколько же возможностей и резервов для долгой и здоровой жизни у здорового человека? Эти резервы, однако, далеко не всегда сохраняются и включаются сами по себе. Об этом человек должен позаботиться сам.

В чем состоит соматическое здоровье индивида? Это текущее состояние тела и органов.

Что относят к соматическому состоянию человека? Это определенные показатели или элементы здоровья. Здесь идет речь об уровне и гармоничности физического развития, функциональном состоянии организма, уровне иммунной защиты и неспецифической резистентности, об имеющихся заболеваниях или дефектах в развитии.

Это своего рода энергопотенциал организма с точки зрения биологии и медицины.

Оценка физического (соматического) здоровья

Профессор Апанасенко Г. А. полагает, что уровень соматического здоровья можно измерить простым, достоверным и доступным методом. Оценку проводят в баллах. Для этого необходимо определить некоторые показатели:

  • массу тела;
  • рост;
  • давление артериальное;
  • силу кисти;
  • частоту сердечных сокращений;
  • жизненную емкость легких;
  • время, которое требуется на восстановление пульса после нагрузки.

Данный метод помогает выявить отклонения от нормы своевременно. Соматическое здоровье определяется и другими показателями:

  • стаж занятий физическими упражнениями;
  • общая выносливость;
  • силовая выносливость;
  • ловкость;
  • эффективность иммуной системы;
  • максимальное потребление кислорода;
  • наличие хронических заболеваний.

Соматическое и психическое здоровье: взаимосвязь

Данная зависимость замечена давно. чаще подвержены различным соматическим заболеваниям. Что такое соматическое здоровье ребенка? Об этом далее.

Наиболее часто люди с психическими отклонениями умирают от следующих патологий:

  • сердечно-сосудистые заболевания;
  • болезни органов дыхания;
  • травмы и отравления.

Чем более выражена депрессия, тем хуже у человека соматическое состояние. И наоборот, происходит ухудшение психического состояния на фоне соматических расстройств. Болезненные ощущения при болезни психики переносятся хуже, нежели в нормальном эмоциональном состоянии.

Дети

Здоровый ребенок - это какой? Отмечено, что дети подвержены более высокой заболеваемости, нежели представители других возрастных групп. Они страдают патологиями хронического характера. К примеру, сюда можно отнести повышенное или пониженное давление, хронические воспалительные процессы в верхних дыхательных путях, болезни опорно-двигательного аппарата. Девочки страдают чаще мальчиков. Плохой сон и головные боли относят к психосоматике. Здесь также немалую роль играет фактор стресса.

То есть здоровый ребенок может быть только в полноценной семье с нормальным психологическим климатом.

Подростки

Оно у подростков особенное, и определяют его по двум основополагающим процессам, которые происходят в Последний характеризуется пубертатной перестройкой регуляторной структуры, которая обеспечивает физическое, половое и психосексуальное развитие, с одной стороны, и вступает в конечную стадию психосоциального развития - с другой.

Заболевания подростков в структурной характеристике

Какие заболевания имеют чаще всего соматическую природу?

  • Болезни, у которых общие для возрастных групп (приведем в пример анемию и пневмонию).
  • Заболевания, характерные в период полового созревания (например, нарушение обмена билирубина, именуемый синдромом Жильбера, остеохондропатия, гипоталамический синдром в период полового созревания, увеличение щитовидной железы).
  • Характерны для фазы становления в жизни «болезни поведения» (повышенный травматизм, ЗПП или заболевания, передающиеся в результате незащищенного секса, употребление алкоголя, наркотических веществ и прочее).
  • В списке редких заболеваний - гипертония.

Вот как страдает соматическое здоровье ребенка в переходном возрасте.

Особенности подростков

Свою лепту, относящуюся к специфике заболеваемостей подростков, вносят растущие и развивающиеся органы и системы. Понимание особенностей анатомии и физиологии нужно для дифференциации норм возраста от отклонения. Так, картина гиперкинетического кардиального синдрома может диагностироваться как врожденный порок сердца, а инвертированный зубец Т в III стандартной постановке от электрокардиографии — как ревмокардит, а возможно, и ишемия.

Что страдает чаще всего?

В этой большой системе мы можем выделить основу - это расстройство эндокринной системы, патологии ЦНС и факт дисплазии (мышечная слабость). В таком случае будет разумно подвергнуть коррекции основные патологии, а не лечить дифференцированно нарушения.

Подвергая анализу состояние здоровья отдельно взятого подростка, важно выявить и дать оценку взаимообусловленности разных составляющих здоровья (соматическая, репродуктивная, психическая, социальная компонента). В таком случае профилактика и лечение будут оптимальными и эффективными. В данном случае «выпуклым» примером может выступать диагноз нервной анорексии. Такой симптом, как прекращение менструации, может стать причиной обращения к специалисту.

Основная причина болезненной и скудной менструации (аменорея) — это масса тела ниже возрастной нормы, а также соматический сдвиг, конкретное нарушение функционирования печени. Стартовая причина - это отклонение в психике и проблемное приспособление в социуме. Отрегулировать менструальный фон у юных пациенток-девушек представляется возможным при комплексном воздействии на репродуктивные, психоэмоциональные и соматические сферы.

Рассмотрим, как связаны соматическое и физическое здоровье.

Отклонения в физическом развитии

Также наблюдается специфика соматического заболевания у подростка с отклонением биологического развития. Отмечено, что у девушек, рано и быстро созревших, чаще наблюдается гиперэстрогения, тяжелее протекает бронхиальная астма, чаще развивается анемия и сосудистая церебральная дистония. Каждый тип отклонений психосексуального развития имеет свою специфику.

Взрослые

Зрелые люди более адекватно реагируют на болезнь. А вот пожилые становятся ипохондриками, чаще страдают фобиями и депрессиями. Они прислушиваются к своим самоощущениям, становятся щепетильными в вопросах здоровья. Но так бывает не всегда. Все зависит от индивидуальных особенностей индивида.

Нами рассмотрено соматическое здоровье. За ним необходимо тщательно следить, своевременно посещать врачей и проходить комплексное обследование.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!